Э

ЭКОЛОГИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт июл 21, 2009 6:09 pm

ЭКОЛОГИЯ (греч. oikos — дом, местообитание, убежище, жилище; logos — наука) — термин, введенный в научный оборот Геккелем (1866), определявшем Э. как науку об экономии природы, образе жизни и внешних жизненных отношений организмов друг и другом. "Под экологией, — писал Геккель, — мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все "условия существования". Они частично органической, частично неорганической природы, но как те, так и другие имеют весьма большое значение для форм организмов, т.к. они принуждают их приспосабливаться к себе. К неорганическим условиям существования во-первых, относят физические и химические свойства их местообитаний — климат (свет, тепло, влажность и атмосферное электричество), неорганическая пища, состав воды и почвы и т.д. В качестве органических условий существования мы рассматриваем общие отношения по всем остальным организмам, с которыми он вступает в контакт и из которых большинство содействует его пользе или вредит". Такая достаточно четкая дефиниция предмета Э. способствовала ее широкому признанию, поскольку фиксировала внимание на внешних особенностях взаимосвязи организмов и среды их обитания.

В дальнейшем в исследованиях по Э. уделялось внимание изучению реакции живых организмов на различные факторы окружающей среды, экстремальным значениям этих факторов, совместимых с жизнью, смене растительного покрова в отдельных регионах и др. И только, пожалуй, в книге Ч


.Элтона "Экология животных" (1930) закладываются теоретические основы Э. Он определяет Э. как науку об естественной истории, которая изучает широкий круг вопросов, начиная от проблем патогенеза клеток и органов, соотношения эволюции и адаптации, и включая проблемы социологии (теория народонаселения). Главная задача экологических исследований сводится при этом к изучению распространения генотипических вариаций в популяции и рассмотрению изоляции данной формы в процессе образования нового вида. Особое внимание обращается на рассмотрение вопросов формирования адаптации и достижения целесообразности строения и поведения организмов, роли естественного отбора и различных форм борьбы за существование в процессе видообразования. Рассмотрение основных проблем Э. в контексте эволюционных идей послужило Ч


.Элтону основой для разработки теоретических аспектов Э. В последующих работах многочисленных экологов закладывается не менее значимая программа эколого-эволюционных исследований, в которой проводится анализ видовых приспособлений на основе строения и функций органов животного, раскрываются сложные взаимоотношения между организмами и средой их обитания, устанавливаются их специфические отношения.


>Широкое использование методов математического анализа и количественного учета, акцент на изучение популяционного уровня, изучение совокупности экологических связей и отношений, интегративный характер обобщений, содержащихся в работах экологов, послужили теоретической основой для дальнейшего развития Э. Классические исследования многих авторов способствовали разработке проблем эволюционной экологии, которая синтезирует в себе множество эмпирических данных о различных компонентах биосферы и формах ее взаимодействия с биотическими, абиотическими и антропогенными факторами. Сложность объекта исследования Э., обращение к ее проблемам специалистов различного профиля, исключительная актуальность ее проблем для жизни людей определили лидерство данной науки среди других наук. "


;Соединение этой чрезвычайной сложности с многогранным физическим окружением, превращает экологию в науку, охватывающую чрезвычайно широкий круг вопросов. Нет другой такой дисциплины, которая искала бы объяснений для столь многообразных явлений и на столь большом числе разных уровней. Как следствие этого экология вобрала в себя некоторые аспекты многих наук, например, физики, химии, математики, оперирования с вычислительной техникой, географии, климатологии, геологии, океанографии, экономики, социологии, психологии и антропологии" (Э


.Пианка). Не случайно поэтому отдельные авторы, подчеркивая интегративный характер Э., определяют ее как науку о структуре и функциях природы. "Экология, возникшая более 100 лет тому назад как учение о взаимосвязи организма и среды, на наших глазах трансформировалась в науку о структуре природы, науку о том, как работает живой покров Земли в его целостности. Экология на наших глазах становится теоретической основой поведения человека индустриального общества в природе" (С.С.Шварц). Разумеется, столь расширенное понимание Э. скорее отражение контуров будущего данной науки. К настоящему времени достаточно четко разработаны представления о ней как о науке, изучающей закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой.

Среди имеющихся определений Э. она представлена как относительно самостоятельная биологическая дисциплина, предметная сфера которой имеет вполне определенное содержание. Э. — наука, "изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и окружающей средой" (Р.Дажо). "


;Экология, — отмечает Ю.Одум, — наука об отношениях организмов или групп организмов к окружающей их среде, наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания". Во всех приведенных определениях так или иначе обращается внимание на то, что Э. — это наука, изучающая закономерности взаимоотношений организмов с окружающей средой, наука, исследующая структуру, динамику и историческое развитие надорганизменных систем, видов, биогеоценозов и биосферы в целом. Следовательно, предметом современной Э. правомерно считать изучение закономерностей взаимодействия надорганизменных систем (популяций, видов, биогеоценозов и биосферы в целом) с окружающей средой, изучение энергетики данных макросистем, их развитие во времени и пространстве. В современной Э. выделяют три основных раздела: факториальная Э., динамика популяций и биогеоценология. Факториальная Э. изучает воздействие различного рода факторов на живые организмы, которые оказывают на них прямое или косвенное влияние. В качестве экологического фактора выступает любой элемент окружающей среды, оказывающий непосредственное влияние на живые организмы, а также на отношения между ними.


Обычно выделяют три основных группы факторов — абиотические, биотические и антропогенные. Абиотические факторы представляют собой совокупность условий неорганической природы, к которым эволюционно приспособились живые организмы. К их числу относятся климатические и химические условия, температура, давление, влажность, солнечная радиация, свет, почва, состав атмосферы и т.п. Биотические факторы — это совокупность влияний одних организмов на другие, обусловленные взаимодействиями между живыми организмами и их сообществами.

Данное влияние может носить как непосредственный, так и опосредованный характер через воздействие на условия неорганической природы. Хищничестве, паразитизм, конкуренция, нейтрализм и др. — все это примеры взаимных отношений между организмами.


Антропогенные факторы — это различного рода факторы, вызванные и обусловленные человеческой деятельностью. Динамика популяций или популяционная Э. занимается изучением законов динамики численности, законов становления и саморегуляции популяций как элементарных форм существования вида. Третьим разделом современной Э. является биогеоценология (Э. сообществ, изучение экосистем), осмысливающая закономерности становления, развития и нормального функционирования экологических систем. Биогеоценоз — это группировка определенного видового состава, обладающая наличием взаимозависимостей и занимающих определенное пространство. Для каждого биогеоценоза присущ определенный по объему и составу круговорот вещества и энергии, обеспечивающий относительно длительное сосуществование основных компонентов с биокосными факторами, благодаря чему поддерживается постоянство жизни. Взаимодействие между компонентами является важнейшим механизмом поддержания целостности и устойчивости биогеоценозов. Управление ими в интересах человека базируется на знании закономерностей функционирования биогеоценозов, что имеет исключительно важное значение в современных условиях. (См. также Социальная экология.)

П.А. Водопьянов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКОНОМИКА НЕФОРМАЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Пт июл 24, 2009 5:46 am

ЭКОНОМИКА НЕФОРМАЛЬНАЯ - это всякая экономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам и формальным правилам хозяйственной жизни. Наличие стандартного показателя, по которому экономисты судят о масштабах Э.Н. (доля в


ВВП), означает, что множество видов неформальной экономической деятельности сводимо к общему для них, единому количественному показателю. Действительно, в этом показателе отражаются такие разные экономические действия, как "теневое" производство продукции ("неучтенка"), нецелевое использование бюджетных средств, манипулирование ценами на продукцию и др. Показатель "доля ВВП" как бы уравнивает разные виды неформального экономического поведения, приводит их к единому знаменателю и превращает неформальную экономику в единое компактное целое.

В.В. Радаев относит к Э.Н. экономическую деятельность, не отраженную в статистических отчетах, не зафиксированную в контрактах. Это может быть экономическая деятельность, сознательно укрываемая от статистических и налоговых органов или не попадающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц наблюдения.


Экономическая деятельность подобного рода, согласно В.В. Радаеву, может быть легальной, т.е. не фиксируемой в отчетности и контрактах, не нарушающей законодательных норм или прав других хозяйственных агентов (натуральное производство домашних хозяйств, внутрисемейный подряд и др.); полуправовой, т.е. в целом соответствующей законодательству, но периодически выходящей за его пределы (разные способы уклонения от налогов, работа без патента и лицензии, трудовой найм без оформления и др.); неправовой, т.е. нерегламентированной действующим законодательством и находящейся, таким образом, во внеправовых зонах (деятельность финансовых пирамид, "прихватизация" государственной собственности и др.); нелегальной, т.е. запрещенной законом и систематически нарушающей закон (наркобизнес, незаконное производство и торговля оружием, контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и др.). Разнообразие форм Э.Н. предполагает дифференцированный подход со стороны государства к регулированию этих форм средствами социально-экономических и правовых механизмов.

Г.Н. Соколова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Сообщение психологический словарь » Чт июл 30, 2009 5:17 pm

Экономическая психология [греч. oikonomikê — букв. искусство ведения домашнего хозяйства] — отрасль психологии, изучающая психические особенности субъекта экономической деятельности, формы психического отражения экономических явлений в сознании индивидов, групп, слоев, народов, а также экономическое поведение, основанное на них. Э. п., представляя собой междисциплинарное знание о человеке и человеческих отношениях, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, использует теоретические положения и методы различных отраслей психологии и экономических дисциплин, а также социологии, биологии, антропологии, философии, изучая аспекты экономического поведения, начиная от хозяйственной деятельности индивида и кончая экономической политикой стран. Э. п. отличается от экономических наук тем, что предметом ее исследования являются не экономические процессы сами по себе, а прежде всего люди, участвующие в них. Термин "Э. п." был впервые применен Г. Тардом (1881 г.) Экономико-психологические реалии, особенно нормы и ценности, в процессе исторического развития общества нередко брались в основу законодательного регулирования норм хозяйственной жизни. Представления о психических особенностях "экономического человека" эволюционировали по нескольким направлениям. В наиболее известном из них личность и побуждения субъекта экономической деятельности связываются с "эгоизмом", "личным интересом" (Т.


Гоббс, К. Гельвеций, Р. Камберленд, Б. Мандевиль и др.). В логике утилитаризма и прагматизма побуждения "экономического человека" складываются из двух основных компонентов — наслаждения и страдания, которые не сводятся к чисто денежному накоплению и часто основаны на альтруизме, страстях, любви (Дж.


Бентам). Принцип полезности и выгоды как основа экономических мотивов личности у Д. Дьюи дополняется целостным пониманием человека как единства биологического и социального. Мотивирующая привычка рассматривается как личностно-стилевой компонент деятельности, связанный с обычаями, традициями общества.


>Обычаи, правила поведения и привычки, нормы как характеристики субъективного мира "экономического человека" раскрываются в концепции Т. Веблена как индивидуально-личностные и культурно-исторические истоки макроэкономического поведения, в результате чего в структуру экономических побуждений были введены иррациональные, "бесполезные" стремления. Социально-историческое направление исследования субъекта экономической деятельности рассматривает его классовую принадлежность, зависимость от социального слоя, группы, нации, народа в их историческом развитии (А. Вагнер, К.


Книс, Ю. Гильденбранд, К. Маркс и др.). Еще одним направлением исследования "экономического человека" является раскрытие морально-ценностных аспектов его сознания. В современных работах предметом исследования является этика предпринимательства, этические аспекты собственности (А.


Реан, Д. Холлуэлл). Начиная с середины ХХ в. Собственно психологическое направление исследований "экономического человека" приобретает особый размах (К.Е. Варнерид, П. Вебли, Д. Каненан, Дж. Катон, А.И. Китов, С.В. Малахов и др.). К основным проблемам Э. п. относятся проблема человека как субъекта экономической деятельности, вопросы психологии собственности, психологии распределения и потребления, проблемы потребностей и их развития, проблемы психологии занятости, психологии предпринимательства, психологии финансов, накопления, экономического поведения в традиционных обществах и т.п.

Е.Ю. Новикова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт авг 04, 2009 1:25 am

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - см. СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт авг 07, 2009 9:52 am

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Основные факторы формирования Э.М. субъекта - многообразные формы собственности, в рамках которых субъект осуществляет свою деятельность; другие субъекты экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует; разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных форм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.); интенсивность, поливариантность и качественная специфика связей; направленность и сила этих связей и др. Чем более значительными являются факторы формирования Э.М., тем более глубокой становится включенность социального субъекта в экономическую практику, в результате которой компоненты Э.М. объективируются и со временем могут быть включены в сферу экономического сознания.


>В рамках социологического подхода экономическое сознание связывается с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, разработкой принципов организации экономической жизни, а Э.М. - с включенностью его носителей в социальную практику. Такой подход позволяет рассматривать Э.М. как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; при этом косность и неразвитость экономического сознания обусловливает противоречивость развития Э.М. Последнее воспринимает изменение экономических отношений преимущественно эмоционально (а не рационально) и успешно совмещает следование политике экономических реформ со сложившимися стереотипами.

Рассмотрение Э.М. как формы проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации позволяет перевести проблему "перестройки" экономического сознания в плоскость проблемы влияния изменений в Э.М. на те или иные аспекты экономического сознания; выяснить, в какой мере эти изменения затрагивают глубинную сущность экономического сознания. Ведь в конкретном социологическом исследовании мы можем измерить не более чем уровень (состояние) Э.М. и выяснить в социальных показателях степень его рациональности, определяемую субъективным восприятием изменений в укладе и образе жизни.


>Неразвитое экономическое сознание обусловливает противоречивое, эмоциональное по своей природе Э.М. В свою очередь, противоречивое Э.М. эмоционального характера почти не влияет на развитие экономического сознания. Последнее формируется совсем иным, нежели Э.М., знанием (познанием научных основ действия социально-экономических законов) и в нынешней экономической ситуации посткоммунистических государств объективной основы для своей перестройки пока что не имеет.

Опыт исследований показал, что Э.М. вовлекает в оборот не все экономические знания, а преимущественно те, которые непосредственно служат практике.


Оно тесно связывается с экономическими интересами людей, складывается под влиянием объективных факторов экономического развития, состояния экономического сознания в обществе, участия трудящихся в экономических преобразованиях. Экономический образ мышления выхватывает из широкого круга возможностей лишь немногие, отбрасывая остальное. Он фиксирует внимание на том, как сделать выбор и каким этот выбор должен быть. С проблемой выбора связан акцент на индивиде (будь то социальное сообщество, промышленный или сельскохозяйственный коллектив, корпорация или что-то другое). Первичная характеристика экономического образа мышления - это калькуляция затрат и выгод, на которой основывается экономическое поведение.


>Формирование современного Э.М. неизбежно сопровождается преодолением сложившихся стереотипов. В этом процессе немало препятствий, и главное среди них - косная сила инерции. Сохранение старых, отживающих взглядов и представлений в изменившихся условиях экономического и социального развития во многом опирается на опыт прошлого.


Однако в значительной мере подобные стереотипы опираются на отлаженные структуры управления и процедуры принятия решений. Социально-экономические трудности и потери, практически неизбежные при разрешении противоречий между требованиями изменившейся экономической ситуации и старыми взглядами, - цена, которую платит общество за живучесть стереотипов Э.М. и поведения.

Г.Н. Соколова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вс авг 09, 2009 5:58 am

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Предпосылками Э.П. выступают экономическое сознание (см.), экономическое мышление (см.), экономические интересы (см.), социальные стереотипы (см.). При этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип Э.П. Так, например, техника экономического мышления - это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (т.е. пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями).


В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их Э.П., позволяющая во многом его предсказывать. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия. Существует несколько моделей Э.П. индивидов, содержащих механизмы общественной координации.


>Первая модель, основанная на методологии английского экономиста и философа А.


Смита, строится на признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы Э.П. субъекта.


Функционирование модели детерминируется пятью главными условиями, которые "компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других: 1) приятность или неприятность самих занятий; 2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им; 3) постоянство или непостоянство занятий; 4) большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими; 5) вероятность или невероятность успеха в них". Эти условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их Э.П.

Анализ Э.П. индивида, в контексте методологии А.


Смита, показывает, что в отечественной экономике в процессе становления рыночных отношений явно доминируют два базовых типа Э.П. индивидов: дорыночный и рыночный. Дорыночный тип поведения характеризуется формулой "гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат", или "минимум дохода при минимуме трудовых затрат". В целом для носителей дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием социальных стереотипов, выработанных в годы советской экономики.

Рыночный тип поведения характеризуется формулой "максимум дохода ценой максимума трудовых затрат".


Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям. Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов.

Неизбежные издержки формирования рынка труда привели к возникновению еще одного типа Э.П. - псевдорыночного. Псевдорыночный тип экономического поведения характеризуется формулой "максимум дохода ценой минимума трудовых затрат". Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.


>Вторая модель, основанная на методологии американского экономиста П. Хейне, исходит из того, что экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанные особенности: люди выбирают; только индивиды выбирают; индивиды выбирают рационально; все общественные отношения можно трактовать как рыночные отношения.


Названные условия создают определенный баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Делая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с его ожиданиями наибольшую чистую пользу. При этом чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным.

Необходимыми свойствами-ограничениями экономической теории П.


Хейне являются, во-первых, признание безусловной рациональности человека; во-вторых, абсолютизация рационального выбора; в-третьих, акцентирование внимания на возможности осуществления выбора единичным индивидом. Осуществляя рациональные выборы, основанные на ожидании чистой выгоды, индивиды предпринимают определенные действия, прогнозируемые другими людьми.


Когда пропорция между ожидаемой выгодой и ожидаемыми затратами на какое-либо действие увеличивается, то люди совершают его чаще, если уменьшается - реже. Тот факт, что почти каждый предпочитает большее количество денег меньшему, неимоверно облегчает весь процесс; деньги здесь подобны смазочному материалу, крайне важному для механизма общественного сотрудничества.


Умеренные изменения денежных затрат и денежных выгод в тех или иных случаях могут побудить большое число людей изменить свое поведение таким образом, что оно окажется лучше согласованным с действиями других людей, осуществляемыми в то же самое время. В этом и заключается главный механизм сотрудничества между членами общества, позволяющий им обеспечивать удовлетворение своих потребностей, используя доступные для этого средства.

Ограниченность объяснительных возможностей экономической теории П. Хейне преодолевается в ходе создания социологизированной модели Э.П.


Последняя включает в себя: во-первых, действия, детерминированные коллективным выбором; во-вторых, иррациональные выборы индивидов, которые часто имеют место в жизни и связаны с присутствием в структуре человеческой психики компонентов бессознательного; в-третьих, действия, детерминированные экономическими интересами и социальными стереотипами. Согласно этой модели, выбор индивидов в реальной ситуации определяется: состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении; подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе; и наконец, более глубинными причинами (часто не зависящими от них) - их экономическими интересами. Преследуя свои экономические интересы, люди приспосабливаются к поведению друг друга, соблюдая принятые правила игры, адаптируются к меняющейся ситуации, стремясь получить максимальную чистую выгоду (за вычетом издержек) в результате своих выборов.

Анализ Э.П. индивидов в контексте методологии П.


Хейне позволяет создать типологию Э.П. индивидов исходя, например, из оценки различными группами безработных того, что значила для них прежняя профессия как ценность. В ходе анализа выявлены, на этом основании, стратегии прагматического, профессионального и безразличного поведения лиц, потерявших работу. Стратегия прагматического поведения формируется на основе целевой установки, с которой выпускник заканчивает (а безработный закончил) школу, ПТУ, ССУЗ, вуз, - достичь материального благополучия и сделать карьеру.


Прагматический тип поведения, как правило, присущ разным образовательным группам и почти не зависит от пола. Вместе с тем он значительно усиливается с возрастом и в старших возрастных группах выражен втрое сильнее, чем в группе до 30 лет. Этот тип поведения наиболее близок к собственно рыночному типу.

Стратегия профессионального поведения исходит из установки получить интересную работу в будущем. Данный тип поведения теснее всего связан с уровнем образования индивидов. Парадоксально, но в нынешний переходный период ситуация такова, что чем больше лет потребовалось на образование, тем меньшей горизонтальной мобильностью обладает индивид, тем, следовательно, хуже его социальное самочувствие.


>Стратегия безразличного поведения исходит из того, что нужно просто получить образование. Этот тип поведения почти не связан с уровнем образования и полом индивидов. Он мало связан с возрастом, не имеет четких субъектных характеристик и тенденций в своих изменениях. Он весьма подвержен влиянию (как положительному, так и отрицательному) всего общественного развития и конкретной общественной ситуации.

Каждая из рассмотренных моделей содержит необходимое количество системных компонентов, взаимодействие которых создает устойчивую структуру типов Э.П. индивидов.


Действие каждой модели Э.П. подчинено определенному социальному механизму регулирования экономических отношений, что открывает возможности научного управления ими, повышает надежность прогностических оценок и создает предпосылки для прогрессивного изменения практики.

В рамках концепции Э.П. можно объяснять социальные явления, включая и изменение уровня безработицы, как следствие меняющегося соотношения предполагаемых выгод и издержек. Так, уровень безработицы складывается из целого комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет на него спрос.


Очевидно, что все они учитывают ожидаемые выгоды и возможные издержки как результат принятия собственных решений. Различные уровни безработицы среди разных групп населения отражают не только различия в спросе на услуги людей, но и вариации в издержках, с которыми связаны для разных людей поиск, начало или продолжение их работы. Реальное представление о социальных механизмах включения различных категорий населения в рынок труда позволяет государственным органам осуществлять балансирование пассивных и активных мер социальной политики в отношении разных социальных групп в условиях формирующихся рыночных отношений.

Г.Н. Соколова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКСПЕКТАЦИИ

Сообщение психологический словарь » Вс авг 16, 2009 7:10 am

Экспектации [англ. expectation — ожидание] — система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Э. представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе. В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регулятивов поведения в группе Э. носят неформализованный и не всегда осознаваемый характер. Две основные стороны Э. — право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции, и обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. Различают Э. предписывающие, определяющие должный характер исполнения индивидом роли, и Э. предсказывающие, определяющие вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей субъекта и конкретной ситуации.

Е.Н. Емельянов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКСПЕКТАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Пн авг 17, 2009 10:23 pm

ЭКСПЕКТАЦИЯ (от англ. expectation - ожидание) - преимущественно в структурно-функциональном анализе (см.) - набор индивидуальных ожиданий человека, обусловленный свойственным ему типом социального поведения, его социальным статусом (см.), а также характеристиками современного ему общества.

В свою очередь, положение человека в общественной иерархии может трактоваться как результат исполнения им самим совокупности Э. социума по отношению к нему, а также как результат социального взаимодействия его индивидуальных Э., с одной стороны, и социальных санкций / поощрений - с другой.

A. Wozniak

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКСПЕРИМЕНТ

Сообщение психологический словарь » Сб авг 22, 2009 6:54 pm

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum - проба, опыт) - метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений. Э. могут быть натурными и мысленными. Натурный Э. проводится с объектами и в ситуациях самой изучаемой действительности и предполагает, как правило, вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленный Э. (см.) предполагает задание условной ситуации, проявляющей интересующие исследователя свойства, и оперирование идеализированными объектами (последние зачастую специально конструируются для этих целей). Промежуточный статус носят модельные Э., проводимые с искусственно созданными моделями (которым могут соответствовать, а могут и не соответствовать какие-либо реальные объекты и ситуации), но которые предполагают реальное изменение этих моделей. Э. как исследовательско-преобразовательная деятельность может быть рассмотрен как особая форма практики, позволяющая устанавливать (не)соответствие концептов и конструктов познания, теоретически обнаруживаемых связей и отношений - действительности. В так называемых решающих Э. проверке может подвергаться теория в целом.

Э. представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания, с которым связано становление европейской опытной науки и утверждение доминирования объяснительных моделей в естествознании в целом. Он ведет свое начало от исследований Г. Галилея и основанной после его смерти Флорентийской академии опыта. Теоретически Э. был обоснован впервые в работах Ф. Бэкона, последующая разработка идей которого связана с именем Милля. Монопольное положение Э. было поставлено под сомнение только в 20 в. прежде всего в социогуманитарном знании, а также в связи с феноменологическим, а затем и герменевтическим поворотом в философии и науке, с одной стороны, и тенденцией к предельной формализации (математизации) естествознания - с другой (появление и рост удельного веса математических модельных Э.).

Э. предполагает создание искусственных систем (или "обискусствливание" естественных), позволяющих влиять на них путем перегруппировки их элементов, их элиминирования или замены другими.


Отслеживая при этом изменения в системе (которые квалифицируются как следствия предпринятых действий), можно раскрыть определенные реальные взаимосвязи между элементами и тем самым выявить новые свойства и закономерности изучаемых явлений. В естествознании изменение условий и контроль за ними осуществляются за счет использования приборов разного уровня сложности (от звонка в опытах И. Павлова по условным рефлексам вплоть до синхрофазотронов и т.п. устройств). Э. проводится для решения определенных познавательных задач, продиктованных состоянием теории, но и сам порождает новые проблемы, требующие своего разрешения в последующих Э., т.е. является также и мощным генератором нового знания.

Э. позволяет: 1) изучать явление в "чистом" виде, когда искусственно устраняются побочные (фоновые) факторы; 2) исследовать свойства предмета в искусственно создаваемых экстремальных условиях или вызывать явления, в естественных режимах слабо или вообще не проявляющиеся; 3) планомерно изменять и варьировать различные условия для получения искомого результата; 4) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксируемых и повторяющихся условиях.

К Э. обычно обращаются: 1) когда пытаются обнаружить у объекта не известные ранее свойства для продуцирования знания, не вытекающего из наличного (исследовательские Э.); 2) когда необходимо проверить правильность гипотез или каких-либо теоретических построений (проверочные Э.); 3) когда в учебных целях "показывают" какое-либо явление (демонстрационные Э.).

Особый тип Э. составляют социальные Э. (в частности, Э. в социологии). По сути, каждое человеческое действие, предпринятое для достижения определенного результата, может быть рассмотрено как своего рода Э. По логической структуре Э. делятся на параллельные (когда процедура экспериментирования основана на сравнении двух групп объектов или явлений, одна из которых испытала воздействие экспериментального фактора - экспериментальная группа, а другая нет - контрольная группа) и последовательные (в которых нет контрольной группы, а замеры делаются на одной и той же группе до и после введения экспериментального фактора).

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКСПЕРИМЕНТ "СЛЕПОЙ"

Сообщение психологический словарь » Пн авг 24, 2009 9:46 pm

ЭКСПЕРИМЕНТ "СЛЕПОЙ" - вид экспериментов (см.), в которых участники и задействованные в них лица не посвящены в цели эксперимента. Э."С." проводятся с целью минимизировать нежелательное поведение его участников и повысить внешнюю валидность (см.) эксперимента. И в ходе эксперимента полевого (см.) и, особенно, в ходе эксперимента лабораторного (см.) его участники, зная, что они находятся под наблюдением, могут сознательно или неосознанно изменять свое поведение. Можно выделить следующие основные типы нежелательного поведения участников эксперимента:

1. Нежелательная реакция испытуемых. Условия научного эксперимента часто не столько регистрируют поведение, сколько порождают его. "Во имя науки" участники могут сделать то, что совершенно не характерно для их нормального поведения.

2. Хоторнский эффект - любое изменение в условиях (вне зависимости от свойств) вызывает эффект.

3.


В том случае, если участники знают или догадываются о идее эксперимента, могут возникнуть проблемы личных качеств участников - их поведение во время эксперимента будет определяться теми ролями, которые они выберут для себя:

а) роль благодарного участника. Такой участник старается работать на гипотезу экспериментатора;

б) роль неблагодарного участника. Такой участник старается работать против гипотезы экспериментатора;

в) бесстрастный участник - старается действовать как будто он находится в неведенье о цели эксперимента.

Для того чтобы минимизировать нежелательное для исследователя поведение участников, следует проводить так называемые Э."С.". В них истинная цель исследования скрывается от испытуемых. Испытуемым либо ничего не сообщается о цели эксперимента, либо сообщается безобидная ложь.


>Кроме ошибок в данных из-за нежелательного поведения участников эксперимента существуют ошибки, произошедшие по вине исследователя. Можно выделить следующие основные типы ошибок, возникающие по вине исследователя (автора идеи эксперимента) и экспериментатора (человека, непосредственно работающего с испытуемыми и собирающего данные):

1.


Сознательная предвзятость исследователя:

а) исследователь может путем сознательной манипуляции данными "доказать" ту гипотезу, в которой он заинтересован. Данные можно скрывать, если они противоречат нашим взглядам, "случайно" неаккуратно обрабатывать, размножать, для получения нужного уровня статистической значимости, и т.д.;

б) исследователь может придумать данные и объявить их полученными эмпирическим путем (так, например, произошло при исследовании "феномена" 25 кадра);

в) проект можно специально составить таким образом, чтобы получить желаемый эффект.

2. Бессознательная предвзятость исследователя:

а) используемые методики и подготовленные опросные листы могут быть результатом теоретических взглядов исследователя на интересующую его проблему и порождать только те данные, которые выгодно получить исследователю;

б) ожидания исследователя могут подтолкнуть испытуемых "подыграть" ему. Кроме того, исследователь может по-разному относиться к испытуемым в различных (экспериментальных/контрольных) условиях или по-разному регистрировать и описывать их поведение.


>Сознательно допущенные ошибки проверяются лишь репликацией (повторением) исследований другими исследователями. Говорить о методах устранения ошибок исследователя имеет смысл лишь в отношении бессознательных ошибок.

Чтобы ожидания исследователя не оказали влияние на результаты, можно применить процедуру так называемого двойного слепого эксперимента.


В подобном эксперименте не только участники, но также и лицо, непосредственно работающее с участниками, не информируется о целях эксперимента. Очень часто такая схема применяется при медицинских исследованиях, и человек, работающий с участниками, не знает, в какой группе дается тестируемое лекарство (экспериментальная группа), а в какой - плацебо (контрольная группа). Такое незнание гарантирует одинаковое отношение ко всем участникам. После получения данных считается хорошей практикой поручить их обработку незаинтересованному в результатах исследования человеку.

А.П. Репеко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКСПЕРИМЕНТ В СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ

Сообщение психологический словарь » Вт сен 01, 2009 6:56 am

ЭКСПЕРИМЕНТ в социальных дисциплинах - один из методов эмпирических исследований, применяемый с целью исследования причинных связей или проверки гипотезы. Он является основой так называемых каузальных исследований. История Э. начинается с работ Дж.С. Милля (см.).


Милль исходил из того, что природа достаточно регулярна и единообразна. Ее регулярность заключается в том, что все события подчиняются цепочкам причинных связей. Единообразие же обеспечивает стабильность этой регулярности. Причина некоторого события А, согласно Миллю, - это сумма условий, из которых необходимо и достаточно следует А.


Если такая причина существует, а она обязана существовать, то ее можно отыскать исходя из суммы наблюдений, используя специальную экспериментальную технику. Цель предложений Милля состояла в том, чтобы дать методы, которые позволили бы "отфильтровать" причинные связи из всех возможных. Суть техники Милля - в систематической сортировке цепочек наблюдаемых явлений с использованием определенных правил.

Идеальный Э., основанный на методе единственного сходства и методе единственного различия, предложенных Миллем, имеет следующую структуру (1):

Х → А (1)

Х → А (не Х → не А).

В идеальном эксперименте доказывается необходимость и достаточность условия Х для того, чтобы вызвать А (Х вызывает А - достаточность, и никакое другое явление не может вызвать А - необходимость).


Однако на практике условия не Х добиться практически невозможно, так как надо проверить все возможные варианты, кроме А. Исследование должно охватить все существующие предметы, и получается бесконечно долгим. Поэтому в реальном Э. следуют лишь методу единственного различия Милля и берут некоторое В, отличное от Х. В этом случае реальный эксперимент не показывает необходимости, а показывает лишь достаточность условия. Структура Э. при этом получается следующей (2):

Х → А (2)

В → С.

Обычно в ходе Э. используются две группы - контрольная группа и экспериментальная группа.


Экспериментальной группе предъявляется некое условие (один из уровней независимой переменной) - в нашем примере Х. Это условие является единственным различием, претендующее на роль причины интересующего нас явления А, а контрольной группе этого условия не предъявляют. Если в экспериментальной группе явление А наблюдалось (эффект независимой переменной), а в контрольной - нет (С), то мы можем сделать вывод о том, что предполагаемой причины Х было достаточно, чтобы вызвать А.

Основная идея Э. как метода - это сравнение условий, где исследователь управляет появлением или непоявлением некоторого события (в нашем примере - Х) и фиксирует результат. Контроль в Э. осуществляется при помощи непосредственного воздействия (Х происходит или не происходит по воле исследователя), что дает нам основание для сравнения. Мы требуем от Э. повторяемости. Сравнение, воздействие и постоянство - это и есть основные свойства Э.

Экспериментальные методы, в той форме, в которой они были предложены Миллем, не требуют статистической обработки данных, а Э. в форме (2) может быть применен и для единичного случая.


При этом гипотеза может быть и эмпиристической, и рациональной по форме. Это уникальное свойство Э. выделяет его среди всех других методов исследования, широко используемых в социальных науках.

В 1893 В. Минто предложил дополнить экспериментальные правила Милля вероятностью и исследованием средних величин. Минто считал, что средние наблюдаемых явлений остаются постоянными.


Постоянство средних зависит от постоянства причин, а всякая перемена в средних происходит вследствие какой-либо перемены в производящих условиях. Это позволяет существенно доработать миллевский метод единственного различия и, следовательно, схему Э. (2), введя в него вероятность и сбор статистики. При этом вместо того, чтобы говорить о появлении/непоявлении события, разговор будет вестись о появлении/непоявлении некоторого среднего от группы событий. Одной из существенных недостатков подобной доработки является проблема игнорирования противоречащих наблюдений.

Классическая схема Э. была несколько видоизменена Фишером. Фишер ввел в схему Э. идею отрицания нуль-гипотезы (см.).


Пусть требуется узнать, различаются ли результаты в экспериментальной (мы наблюдаем эффект - А) и контрольной группе (эффекта быть не должно - С). Если признать вероятностную природу измеряемой величины, то, с точки зрения статистики, это будет означать, что в благоприятном случае результаты обеих групп - это выборки из двух различных генеральных совокупностей (совокупностей с двумя разными распределениями). Построенная от противного нуль-гипотеза будет утверждать, что обе выборки принадлежат к одной генеральной совокупности, т.е. разница в эффектах отсутствует или может быть объяснена случайной ошибкой. Статистические тесты (например, Т-критерий Стьюдента или U-критерий Манна-Уитни) могут показать вероятность того, что две случайным образом взятые выборки (см.) принадлежат к одной генеральной совокупности. Если эта вероятность мала, то нуль-гипотеза может быть отброшена, т.е. можно сделать заключение, что утверждение "результаты обеих групп являются случайными выборками одной генеральной совокупности" неверно (правильнее было бы сказать - маловероятно). Следует учитывать, что единственный вывод, который правомочно сделать после статистической обработки данных Э., состоит в факте отрицания нуль-гипотезы, а не в "подтверждении" исследовательской гипотезы.

Существуют несколько основных экспериментальных схем (см.), удовлетворяющих структуре Э. (2). Контрольную и экспериментальную группу подбирают случайным образом или так, чтобы важные для исследователя характеристики совпадали в обоих группах (см.


Рандомизация). Перед Э. можно провести претест /начальное измерение. - А.Р./. С теоретической точки зрения в претесте нет никакой необходимости, так как распределение по условиям или случайный выбор участников должны гарантировать статистическое сходство обеих групп. Напротив, претест может как-либо повлиять на участников, и для проверки этого потребуется иметь дополнительную экспериментальную и контрольную группу, где претест не проводился (такая схема была предложена в 1949 американским ученым Р. Соломоном и носит его имя). Если воспользоваться схемой Соломона, то простейший Э. превратится в Э. факторный (см.), где одной из переменных, кроме той, что нас изначально интересовала, будет наличие претеста.

А.П. Репеко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ

Сообщение психологический словарь » Ср сен 02, 2009 5:33 pm

ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ - вид эксперимента в социальных дисциплинах (см.), проводится с группами участников, существующих независимо от экспериментатора (классами в школе, студенческими группами и т.п.). Особенно популярен в педагогических экспериментах, при проверке эффективности обучающих методик. Обладает низкой валидностью внешней (см.), т.к. весьма чувствителен к выбору групп.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ

Сообщение психологический словарь » Вт сен 08, 2009 6:10 pm

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ - одна из форм эксперимента (см.), проводится в специально подготовленном помещении (лаборатории) с целью максимально ограничить влияние возможных посторонних факторов на участников эксперимента. Основными требованиями при проведении Э.Л. являются: устранение действия посторонних факторов и рандомизация (см.) распределения участников по группам. Удовлетворить этим требованиям легче всего, проведя эксперимент в лабораторных условиях. В лаборатории все параметры внешней среды остаются постоянными и исследователь уверен, что, по крайней мере, среда не оказала влияния на результаты эксперимента. Кроме того, у исследователя есть возможность должным образом сформировать контрольную и экспериментальную группы (или предъявить экспериментальные условия).


>При проведении Э.Л. есть опасность того, что лабораторные условия так существенно влияют на людей, что обобщение результатов на другие ситуации невозможно. "Ради науки" люди способны проделывать в лаборатории то, что никогда бы не сделали в других ситуациях. Так, в 1962 в серии экспериментов по гипнозу американский ученый Орни решил сконструировать бессмысленную задачу, которую незагипнотезированный человек либо должен сразу отказаться выполнять, либо выполнять недолго. В качестве задачи участникам Э.Л. предложили складывать огромное количество двухзначных чисел. После пяти с половиной часов (!) экспериментатор сдался, так как испытуемые продолжали методично выполнять задание.


Орни не помогло и придуманное на ходу условие, что каждый использованный лист с числами должен быть порван не менее чем на 32 части. Очевидно, что вне лаборатории человек никогда бы не стал выполнять такую работу. Орни предлагал использовать в Э.Л. так называемую квази-контрольную группу, т.е. людей, посвященных в цели Э.Л. и играющих роль излишне "хороших" испытуемых. Их роль состоит в том, чтобы поделится впечатлениями, как условия Э.Л. могут изменить стиль их поведения.


>Еще одной распространенной процедурой при проведении Э.Л. является проведение симулирующих экспериментов (испытуемых просят действовать так, как если бы они находились в экспериментальных условиях) с целью удостовериться, что для проявления нужного эффекта одного желания испытуемых будет мало, а требуется предъявление экспериментального условия.

А.П. Репеко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛЕВОЙ

Сообщение психологический словарь » Сб сен 12, 2009 11:48 am

ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛЕВОЙ - одна из форм эксперимента (см.); проводится в естественных для участников условиях с целью минимизировать нехарактерное для них поведение, вызванное лабораторными условиями (см. Эксперимент лабораторный). Достаточно часто исследователю требуется узнать, как ведут себя люди в различных жизненных ситуациях. Создание в лаборатории реальных ситуаций невозможно, и исследователь вынужден проводить экспериментальное исследование в естественных условиях.


В Э.П. исследователь управляет независимой переменной (см.) и фиксирует изменения зависимой переменной (см.). Часто участники Э.П. не догадываются, что их поведение служит объектом исследования и фиксируется. По этой причине исследователю следует заранее подумать об этической стороне предполагаемых исследований.

Полевые исследования обладают большей внешней валидностью (см.) по сравнению с лабораторным экспериментом. В тоже время, если эксперимент производится в "полевых" условиях (например, изучение влияния организации труда на мотивацию рабочих), то мы не можем утверждать, что эксперимент отвечает требованиям классической схемы - убрать как можно больше посторонних факторов и, главное, рандомизировать участников - и в этом случае факт отрицания нуль-гипотезы (см.) не может быть воспринят как подтверждение первоначальной гипотезы.

К сожалению, сравнение результатов, полученных в лаборатории и "в поле", также будет не совсем корректно, так как если мы примем гипотезу, что люди себя ведут в лаборатории неадекватно, то у нас не будет основы для сравнения с более адекватным поведением в естественных условиях.

А.П. Репеко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЭКСПЕРИМЕНТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Вт сен 15, 2009 2:37 pm

Эксперимент психофизиологический — создание экспериментальной ситуации, при которой изучается функциональное состояние организма, особенности и механизмы организации деятельности на нейрофизиологическом, психофизиологическом и поведенческом уровнях. Э. р. проводится в обстановке, как можно более приближенной к привычным условиям. В констатирующем эксперименте определяется уровень и особенности развития человека, присущие ему в настоящее время. Каждое направление экспериментального исследования предполагает свой набор конкретных методов.

В формирующем эксперименте: благодаря созданию специальных условий в нем прослеживается динамика развития или изменения определенной психической функции. Л.С. Выгодский наблюдал таким образом процесс становления у ребенка понятий (экспериментально-генетический метод).

В настоящее время строятся сложные формирующие эксперименты, по существу — обучающие, в ходе которых в течение года или нескольких лет у дошкольников развиваются познавательные функции (создание системы развивающих заданий и игр), у младших школьников — теоретическое мышление (разработка экспериментальных учебных программ) и т.п.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Iskander, KostyaAndreev, LeRoy, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Марина99