Щ

Щ

Сообщение психологический словарь » Пт май 08, 2009 9:26 pm

Щ

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЩЕДРОВИЦКИЙ

Сообщение психологический словарь » Сб май 09, 2009 12:58 pm

ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929—1994) — российский философ, психолог, методолог, создатель научной школы методологии. Канд. философских наук (1964). В 1946 г. поступил на физический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1949 г. перевелся на второй курс философского фак-та


МГУ (философские вопросы естествознания, логика и методология науки), который закончил в 1953 г. В 1952—1954 гг. создает (вместе с Б.А. Грушиным, А.А. Зиновьевым и М.К. Мамардашвили) Московский логический кружок (МЛК), явившийся предшественником Московского методологического кружка — ММК (1955), который Щ. вел до конца своей жизни. После окончания ун-та работает школьным учителем (1951—1958), одновременно разрабатывает проблемы взаимоотношений педагогики и логики, социологии и психологии; проводит исследования мыслительной деятельности, способов решения детьми арифметических задач, роли игровой деятельности в детском сообществе и т. п. ("Языковое мышление и его анализ" — тема его кандидатской диссертации).


Опыт изучения, с одной стороны, процедур и процессов мышления на материале истории науки и, с другой стороны, формирования мыслительных навыков в процессе обучения был отрефлексирован в идее и программе разработки новой (содержательно-генетической) логике или, шире, эпистемологии. В 1958 Щ. оставляет преподавание в школе и переходит в Издательство АПН РСФСР. Одновременно работает в отделе теории журнала "Вопросы психологии". Укрепляет и расширяет контакты с психологами, приобретшие регулярный характер начиная с 1954—1955 гг. В 1958 г. организует (совместно с В.В.


Давыдовым и под патронажем П.А. Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике (при Обществе психологов СССР), первое официальное междисциплинарное объединение (ММК) — пока еще в основном философов и психологов. В 1960 г. становится научным сотрудником лаборатории психологии и психофизиологии НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, где создает программу операционально-деятельностного подхода к изучению и развитию мышления.

В 1960-е гг. разрабатывает представление об "объективной структуре мыслительной деятельности", реконструируемой методологическими, по преимуществу, средствами и "метод нормативного анализа деятельности".


Используя в качестве системообразующей категорию "норма" (культурная норма), преобразует операционально-деятельностный подход в культурно-нормативный (нормативно-деятельностный), развивает методологический вариант "теории деятельности". В эти же годы объединяет методологические исследования с системным подходом и разрабатывает основы методологии системно-структурных исследований и разработок (ССМ, позже СМД-методология). Этому способствовал организованный им в 1962 г. (совместно с В.Н. Садовским и Э.Г. Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике при совете по кибернетике АН СССР — одна из форм и стадий развития ММК. С 1965 г. работает в проектно-исследовательских организациях до перехода в 1974 г. в


Московский областной государственный институт физической культуры. В конце 70-х гг. реформирует ММК, который становится органом трансляции практических форм организации мыследеятельности по образу методологического семинара (самого ММК), с его особыми "организованностями" мышления и деятельности, как самовоспроизводящейся формой междисциплинарной коллективной интеллектуальной коммуникации. В 1980-е гг. Щ., совместно с учениками и последователями, разрабатывает и отрабатывает специальные средства такой трансляции — организационно-деятельностные игры (ОДИ), своеобразные гибридные игры, соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса. Организация и проведение ОДИ, разработка средств их интеллектуально-организационного обеспечения — основная его тема в НИИ ОиПП АПН СССР, куда он в 1980 г. переходит на работу (лаборатория принятия решений и психологии оргуправленческой деятельности).


С 1983 по 1992 г. Щ. работает в проектно-исследовательских организациях.

С 1988 г. организует при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ, а при комитете печатный орган — журнал "Вопросы методологии", в котором он — гл. ред. За период 1979—1991 гг. организовал и провел свыше 90 игр (с количеством участников от десяти до нескольких сот человек), предметно-тематическим содержанием которых были педагогика и психология, наука и производство, право и экология, экономика и управление и т. д. и т. п. В ходе проведения широкомасштабных ОДИ обучил, воспитал и приобщил к методологическому движению сотни специалистов, демонстрируя и передавая им уникальный опыт педагога-организатора. Основные соч.Щ. представлены в "Избранных трудах", М., 1995.

А.А. Пископпель

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЩЕЛОВАНОВ

Сообщение психологический словарь » Вс май 10, 2009 6:59 pm

ЩЕЛОВАНОВ Николай Матвеевич (1892—1981) — российский психолог, рефлексолог, д-р медицинских наук (1934), чл.-кор. АМН СССР (1946). После окончания естественно-исторического фак-та Психоневрологического ин-та в Петербурге (1911) работал в нем ассистентом на созданной В.М. Бехтеревым кафедре рефлексологии (1917—1921). В 1918—1931 гг. работал в Институте по изучению мозга и психической деятельности, где организовал и возглавил в 1927 г. клинику физиологии


НС и невропатологии младенчества, а также Отдел генетической рефлексологии ("Методы объективного исследования ребенка" / под ред. Щ., 1924). В 1931 г. отдел и клиника были переведены в Москву и реорганизованы в Отдел развития и воспитания Центрального НИИ охраны материнства и младенчества (с 1940 г. — Институт педиатрии АМН СССР). Щ. оставался руководителем отдела (до 1961 г.), а также преподавал в медицинских ин-тах Москвы и Ленинграда. Область научной деятельности Щ. — психология и рефлексология развития, детская и педагогическая психология, сравнительная психология. Щ. и его сотрудники проводили психологические наблюдения за детьми раннего возраста (до 3-х лет) ("Основные положения по воспитательной работе в яслях и домах младенца", М., 1939, в соавт.). Ими было впервые доказано, что кора больших полушарий головного мозга начинает функционировать с первого месяца жизни младенца.


Была установлена оптимальная продолжительность сна и бодрствования в первые 3 года жизни и суточная потребность ребенка в сне. На основе полученных данных Щ. были предложены физиологически обоснованные режимы, разработана система воспитания детей раннего возраста ("Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях" / под ред. Щ. и Н.М. Аксариной, М., 1955, 1960.). В ходе исследований были выявлены и описаны особенности поведения младенца, такие как комплекс оживления, особенности детской ходьбы и хватательных рефлексов. Щ. разрабатывал также проблемы сравнительной психологии человека и животных.

И.Е. Сироткина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЩЕРБА

Сообщение психологический словарь » Вс май 10, 2009 11:35 pm

ЩЕРБА Лев Владимирович (1880—1944) — российский филолог, лингвист, психолингвист. Основатель крупной лингвистической школы, один из основоположников теории фонем, методист рус. и иностр. языков. Профессор (с 1916). Д. чл. АН СССР (1943) и АПН РСФСР (1944). Окончил историко-филологич. фак-т Петербургского ун-та (1903) и И.А. Бодуэн де Куртенэ, под руководством которого Щ. занимался, оставляет его при кафедре сравнительной грамматики и санскрита. После сдачи магистерских экзаменов (1906) Щ. едет в командировку в Лейпциг, затем в Северную Италию, где самостоятельно изучает живые тосканские диалекты. В 1907—1908 гг. в


Париже работает в лаборатории экспериментальной фонетики Ж.П. Руссло, изучая фонетику ряда языков и экспериментальные методы исследования. Вернувшись в Петербург (1909) избирается приват-доцентом и начинает преподавательскую деятельность в Петербургском ун-те. В 1912 г. публикует и защищает магистерскую дис.: "Русские гласные в качественном и количественном отношении", где дал анализ понятия "фонемы", предвосхитив разработку теории фонем в европейской лингвистике. В 1915 г. защищает докт. дис. — "


;Восточнолужицкое наречие". В 1916 г. избирается профессором Петербургского ун-та (и находится в этой должности до эвакуации из Ленинграда в 1941 г.). В этот период участвует в работе других учебных и научных учреждений, где занимается организационной, педагогической и научной деятельностью. Начиная с 1920-х гг. Щ. — бессменный председатель Лингвистического общества (продолжения лингвистического отделения Неофилологического общества), в котором группирует вокруг себя лингвистов разных специальностей. С 1923 по 1928 г. под редакцией Щ. выходит четыре выпуска сб. "Русская речь", монография "Безграмотность и ее причины" (Л., 1927). В 1924 г. начинает плодотворную деятельность в области теории составления словарей ("Русско-французский словарь", 9 изд., М., 1969), которая завершается монографией "Опыт общей теории лексикографии" (1940).


>Еще одним важным направлением его научной деятельности стали труды по теории и методике преподавания иностранных языков. Щ. разработал принципы обучения иностранным языкам в ун-тах и лингвистических ин-тах, на курсах для взрослых, в средних общеобразовательных школах ("Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы методики", М. — Л., 1947). Отмечал невозможность создания универсальных методов обучения, стремился применять средства филологии для общего развития и воспитания учащихся. В 1943—1944 гг. преподавал в МГУ. В марте 1944 г. возглавил во вновь созданной


АПН СССР историко-филологический отдел. Последним его начинанием была организованная Диалектологической комиссией АН СССР конференция по северорусским говорам в Вологде, где он был председателем и параллельно проводил для ее участников семинар по фонетике. В августе 1944 г. серьезно заболел, хотя первые месяцы еще продолжал работать. В декабре 1944 г. между двумя операциями в больнице написал большую статью: "


;Очередные проблемы языковедения". В первой части он излагает свои взгляды на изучение языка животных, пишет о различии строя языков и обусловленности этого различия, о существующих морфологических классификациях языков, о двуязычии; о понятиях слова, синтагмы, предложения; об изучении языка жестов и речи афатиков, о проблеме понимания. Вторая часть содержит наблюдения и размышления над современным русским языком и его научной разработкой. Труды Щ. впоследствии стали основанием не только для филологических и педагогических исследований, но и для развития психологии речи, психолингвистики, психосемантики и др. направлений.

С.В. Ильина, Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am


Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Алексище, Еdge, Exabot [Bot], Gabriela, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Istanaro, Mimozzka, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs, на лошади весёлой