Ш

ШТЁРРИНГ

Сообщение психологический словарь » Чт сен 24, 2009 5:45 pm

ШТЁРРИНГ (Störring) Густав (1860—1946) — немецкий психолог и психопатолог. Учился с 1884 по 1887 г. в ун-тах Бонна, Берлина, Киля, Галле (д-р философии, 1889) и Мюнстера (теологические экзамены, 1887, 1894). Работал с 1894 г., после сдачи государственного медицинского экзамена, ассистентом врача в Психиатрической больнице "Hubersburg" при Лейпцигском ун-те, с 1896 г., после защиты диссертации для замещения должности доцента, работал в качестве приват-доцента. В 1897 г. ему была присуждена степень д-ра медицины (Вюрцбург).


С 1902 по 1911 г. Ш. — профессор философии и экспериментальной психологии в Цюрихе, с 1911 по 1914 г. — профессор в Страсбурге, с 1914 г. и до своей отставки в 1928 г. — профессор в Бонне. Известен своими работами в области психологии чувств (временная суммация эмоций). Предложил оценивать силу аффекта по соотношению длительностей вдоха и выдоха. Проводил связь между клинической психопатологией, которую рассматривал как учение о страданиях души, и психологией; поставил задачу на основе знаний о психопатологических изменениях понять механизмы нормальной психической деятельности ("Психопатология в применении к психологии", СПб., 1903). Также автор книг: "Vorlesungen über Psychopatologie", Lpz., 1900; "Psychologie des menschlichen Gefühlsleben", Bonn, 1922.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШТАЙНЕР

Сообщение психологический словарь » Пн сен 28, 2009 5:11 pm

ШТАЙНЕР, Штейнер (Steiner) Рудольф (1861—1925) — австрийский философ и педагог, создатель антропософии, учения о человеке, как носителе скрытых духовных сил. Д-р философии (с 1891). Образование получил в Венской высшей технической школе, которую окончил в 1881 г.


Изучая труды И.В. Гете в области естествознания и философии, стал последователем его натурфилософии. Испытал влияние эволюционных учений Ч. Дарвина и Э. Геккеля, позднее — "философии жизни" Ф. Ницше. С 1883 по 1897 г. редактировал и комментировал труды Гете, участвуя в подготовке фундаментального Веймарского собрания его сочинений. В конце 1890-х гг. Ш. развивал идею мыслительного монизма, согласно которой все многообразие мира дано человеку в понятии и восприятии; соединяя их субъект, приходит к единому образу мира, черпая мотивы деятельности в интуиции, и благодаря ей отождествляя себя с объектом. В разработке интуитивизма Ш. опирался на идеи Гете о "созерцающей силе суждения", которые получили у него значение научного метода ("Очерк теории познания гетевского мировоззрения", 1897; в рус. пер. 1993), и, как следствие, создал учение о медитативном мышлении, которое впоследствии развивал в рамках антропософии, как универсального учения о человеке. Реализация человеком в себе "свободного духа" через развитие интеллектуальных и душевных способностей всегда была, по мысли Ш., источником культурного прогресса, поскольку задатки к такому развитию у всех людей врожденные. В 1899—1904 гг. он преподавал в рабочей школе в


Берлине, где применял свои идеи на практике, трактуя воспитание как процесс метаморфоз, при которых предшествующая ступень развития ребенка возрождается на последующей в качественно ином состоянии. Широта научных и философских интересов привела Ш. в 1902 г. в Теософское общество (основанное в 1875 г. в Нью-Йорке Е.П. Блаватской и Г. Олкоттом), целью которого было "образовать ядро всемирного братства", "содействовать сравнительному изучению религии и философии", "исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека". Ш. возглавлял немецкую секцию теософского общества.


>Теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род "универсальной религии", не связанной какой-либо определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека — достижение "сокровенного знания" и сверхъестественных способностей с помощью немногих "посвященных" или "мастеров", инспирирующих духовную эволюцию человечества. Поскольку деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Америки и Европы, его центр в 1879 был перенесен в Индию. После кончины Е.П.


Блаватской (1891) и Г. Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант, объявившая в 1912 г. новым "спасителем" человечества Кришнамурти. Не согласный с этим Ш. в 1913 г. вышел из общества, основав в Дорнахе "Всеобщее антропософское общество".


Основы антропософии были изложены им в книгах "Тайная наука" (1910) и "Антропософия" (1924), в которых он предпринимал попытку соединить классическую немецкую философию и естественно-научные идеи нового времени с различными религиозными доктринами древности и средневековья. В духе пантеистической традиции считал, что Бог растворен в природе и мире и как бы возрождается в человеке. Под этим углом зрения в антропософии интерпретировались мифы и верования всех времен и народов ("Мистерии древности и христианство", М., 1910). В социально-политическом устройстве общества Ш. отталкивался от идей


Платона, считая, что общественная жизнь должна состоять из трех независимых сфер: 1) государственной, функция которого — ограждать группы граждан от взаимного порабощения (сфера свободы); 2) правовой, функция которой — независимое правосудие (сфера равенства); 3) экономической, функция которой — обеспечить свободное кооперирование (сфера братства). Исходя из идей антропософии, заложил основы Вальдорфской педагогики (по имени фабрики "Вальдорф-Астория" в Штутгарте, где для детей рабочих в 1919 г. была впервые организована такая школа).

Задача Вальдорфской педагогики — воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству социальных структур и стереотипов поведения, действуя на пользу прогрессу. Действия педагогов при этом должны направляться на "искусство пробуждать" скрытые в человеке природные задатки и потому чрезвычайно важна личность и умения педагогов (с 1927 г. в


Штутгарте издается журнал "Искусство воспитания"). Искусство рассматривалось как наилучшее средство для развития живого мышления, прочной воли, душевной ответственности и способности находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира. Ш. придавал большое значение трудовому воспитанию и активно возражал против тестирования и отбор одаренных детей. Исследования, публикации и многочисленные доклады Ш. охватывали не только проблемы педагогики, психологии, образования, но и отдельные виды искусства, медицины, космологии, истории религии и т. д. Он выступал также как драматург, скульптор и архитектор. Выстроенный по его проекту в Дорнахе архитектурный комплекс (Гетеанум и др.) оказал значительное влияние на архитектуру экспрессионизма, а антропософские труды — на некоторых представителей искусства (Андрей Белый, В.В.


Кандинский, М.А. Волошин, М.А. Чехов и др.). В 30-е гг. деятельность Антропософского общества преследовалась нацистами, наложившими запрет на сочинения Ш. (1933—1945 г.). Однако после войны и особенно с 1960-х гг. происходит возрождение идей Ш.: в Арлесхейме (Швейцария) работает клинико-терапевтический институт, к концу XX века в мире насчитывались сотни вальдорфских школ и более тысячи детских садов. В рус. пер. опубликованы соч. Ш.: "Теософия", М., 1915; "Очерк тайноведения", М., 1916; "Вопрос воспитания как социальный вопрос", Калуга, 1992; "Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки", М., 1993; "Методика обучения и предпосылки воспитания", М., 1994; "Философия свободы", Калуга, 1994; "Из области духовного знания, или антропософия", М., 1997 и др.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШТЕЙН

Сообщение психологический словарь » Вс окт 04, 2009 10:31 pm

ШТЕЙН (Stein) Лоренц фон (1815—1890) — немецкий философ, историк, экономист. Автор разнообразных работ об обществе, государстве, праве. Основные сочинения: "Социализм и коммунизм в современной Франции" (1842), "История социального движения во Франции с 1789 г. до наших дней" (в трех томах), "Учение об управлении" (второй том издан после смерти Ш.), "Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии" (третий том издан посмертно) и др. Ш. — один из ярких противников идей социализма и коммунизма, тонкий и последовательный критик работ


Маркса. Свою теорию "надклассовой монархии" разрабатывал как альтернативу социализму и как средство спасения исторического прогресса от социальных революций. Философские взгляды Ш. базируются на учении Гегеля. Главное внимание Ш. уделял социальной философии. Главный побудительный мотив поведения каждого человека, по Ш., — стремление к самореализации. Последняя же выражается в добывании, переработке, изготовлении благ. Всякое благо, произведённое личностью, согласно Ш., "принадлежит ей, отождествляется с ней и потому становится столь же неприкосновенным, как она сама.


Эта неприкосновенность блага и есть право. Соединённое через право с личностью в одно неприкосновенное целое, благо является собственностью". Человек не может самореализоваться и заниматься любым видом деятельности в одиночку, поэтому он вынужден сотрудничать с другими, т.е. жить в обществе. Как и Гегель, Ш. различает понятия "государство" и "гражданское общество". Гражданское общество, по мысли Ш., основано на разделении труда, которое, в свою очередь, зависит от форм собственности. Законом общественной жизни является у Ш. "по сути своей постоянный и неизменный порядок зависимости тех, кто не владеет, от тех, кто владеет". Вся история человечества представляется III. как борьба этих двух классов: нет ни одного типа общества, в котором не было или не будет этой борьбы. Идеи социализма и коммунизма, считающих, что возможно создание общества гармонии классов, по мнению Ш., являются прекрасной, но несбыточной мечтой.

Реально, любое общество атрибутивно делится на классы, каждый класс стремится овладеть государственной властью и использовать ее в своих интересах. Государство, по схеме Ш., основывается на совершенно иных принципах. Общество разрывается противоречиями и порождает революции (Ш. отождествляет революцию с крахом, гибелью и т.п.), а государство стремится к установлению органического единства воль, интересов и действий людей. В человеческой истории есть форма власти, которая может гарантировать переход индивида от несвободы гражданского общества к свободе в государстве. Эта форма, с точки зрения Ш., — конституционная династическая монархия.


Династический монарх занимает столь высокое положение, что ему чужды интересы любого класса. Более того, только монарх способен осознать интересы общества в целом и последовательно проводить социальные реформы. Конституционная династическая монархия является, по мнению Ш., не только надклассовым государством, но и социально ориентированным, т.е. монарх должен проводить реформы в пользу трудящихся с целью улучшения их уровня жизни, поднятия их статуса, роста образовательного и культурного потенциала и т.п. Теория надклассовой монархии Ш. получила, благодаря прусскому канцлеру О.Бисмарку, и другое название — "социальная монархия". Популярность этой теории, восходящей к идеям Ш., особенно велика до сих пор в странах, имеющих монархический тип управления.

Т.К. Кандричина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШТЕЙНЕР

Сообщение психологический словарь » Чт окт 08, 2009 4:16 pm

ШТЕЙНЕР (Steiner) Рудольф (1861—1925) — немецкий философ-мистик, педагог, медик, теоретик литературы и архитектуры. Автор оригинального эзотерического учения — антропософии — и создатель соответствующей, существующей до конца 20 в., эзотерической общины. Окончил Венский политехнический университет. Генеральный секретарь немецкой секции теософского общества (с 1902), член ориентировавшегося на сексуально-магические ритуалы Ордена Восточного Храма (с 1906).


Отойдя от теософии вследствие конфликта с Анни Безант, выступил основателем антропософского направления в эзотеризме (1912). Среди последователей Ш. в антропософском храме Гётеанум (сгорел в 1923) были А.Белый и М


.Волошин. Вальдорфские школы в Штутгарте, основанные на образовательных технологиях Ш., насчитывали во второй половине 20 ст. до 50 тыс. учеников. Издал после предварительного изучения (1883—1897) работы Гёте по естествознанию.

Основные сочинения: "Философия свободы" (1894), "Фридрих Ницше: борец против своего времени" (1895), "Христианство как мистический факт и мистерии древности" (1902), "Теософия" (1904), "Воспитание ребенка с точки зрения духовного познания" (1907), "Оккультная наука" (1910), "Тезисы антропософии" (1925), а также: "Познание и достижение высших миров", "Мистерии древности и христианство", "Путь к посвящению, или Как достигнуть познания высших миров. Путь к самопознанию человека в восьми медитациях", "Антропософский календарь души", "Познание и посвящение. Познание Христа через антропософию" и др. Исходным пунктом и основанием процессов познания и мышления, согласно Ш., правомерно полагать не идеи как таковые, а процедуры распознавания в мышлении, посредством которых эта идея достигается. (По убеждению Ш., "за видимым миром существует невидимый, скрытый пока для внешних чувств и связанного с ними мышления, и человек через развитие дремлющих в нем способностей может проникнуть в этот скрытый мир".) "Величайшей" загадкой эволюции мира Ш. считал то, что человек, единственный в живой природе, способен размышлять о своем собственном сознании. По Ш., "предметы и события, воспринимаемые человеком, находятся в пространстве наряду с пространством вне человека, внутри него тоже существует некое душевное пространство, арена духовных реальностей и событий". "Тайноведение", выступающее у Ш. своеобычной "пропедевтикой" собственно эзотеризма, ориентировано на поиск Истины, а также на духовное проникновение в будущее (которое, согласно Ш., как духовное образование тоже подчиняется определенным законам развития).

По мнению Ш., "тайноведение, делающее скрытое явным, способно преодолеть всякую безнадежность, всякую жизненную неуверенность, всякое отчаянье, словом, все то, что ослабляет жизнь и делает ее неспособной к должному служению в мироздании... Оно укрепляет жизнь, ибо снабжает человека силами не только видимого, но также и скрытого мира, действием которого является мир видимый". Важным компонентом учения Ш. выступал его тезис о том, что человек способен развиваться как элемент мира только в том случае, если он взаимодействует с иными существами и силами этого мира: "с высшей точки зрения благо и горе отдельного человека тесно связаны со спасением и гибелью всего мира". Полагая, что все общие представления людей имеют свои истоки в промысле и бытии высших Духовных Существ, Ш. трактовал приобщение человека к подлинному


Знанию осуществимым только через дорогу посвящения. Главными этапами сопряженного с последним эзотерического восхождения Ш. считал следующие: 1) изучение духовной науки, используя способность суждения, приобретенную в физически-чувственном мире; 2) достижение "имагинативного познания" — "концентрации всей душевной жизни на одном представлении" с одновременным отключением других впечатлений; на этом уровне, по Ш., у индивида открывается второе "


;Я". Человек фиксирует, правда, еще не законченные духовные процессы в целом, а лишь непрерывные превращения одного в другое; 3) чтение "сокровенного письма" или "инспирация", делающая доступной для постижения не только взаимопревращения духовных феноменов, но и сами отношения между существами и предметами "высшего" мира, их устройство и сущность; 4) работа над "камнем мудрых" посредством интуиции; 5) познание соотношений между микрокосмом и макрокосмом; 6) слияние с макрокосмом; 7) осуществление блаженства в Боге. Иерархия организации и строения индивидуального человеческого тела, согласно видению Ш., многомерна: физическое тело, обусловливающее наличие трупа после смерти; эфирное, в чистом виде проявляющееся во сне; астральное (пробуждающееся во время забвения); и, наконец, собственно "Я" (сознание, воспоминания человека).

Соответственно Ш. выделял иерархию устройства человеческой души: а) душа "ощущающая" (или Я как условие физического тела); душа "рассудочная или чувствующая" (Я эфирного тела); душа "сознательная" (Я астрального тела). Ш. твердо верил в то, что человеческая душа хранит в тайниках своего подсознания память о всех предшествовавших перевоплощениях. "Дух" в учении Ш. — подлинная реальность Я, то трансцендентальное, невидимое, что скрыто в видимом. (Ср. в аналогичных моделях Востока: "само-дух" у Ш. — Манас, "жизне-дух" у Ш. — Будда, "духо-человек" у Ш. — Атман.) Явив собой одно из наиболее заметных течений эзотеризма 20 ст., антропософия Ш. задала ряд оригинальных умозрительных интенций, существенно обогативших концептную палитру соответствующей традиции: "потусторонний", высший мир у Ш. устроен по принципу "гармонии сфер" — иначе, чем, например, в моделях буддизма: человек Ш. обитает там не в медитативном состоянии, сливаясь с божеством, а активно взаимодействует с существами и предметами этого мира, также обладающего богатым и разнообразным набором бытийных структур. (См. Эзотеризм.)

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШТЕЙНТАЛЬ

Сообщение психологический словарь » Пт окт 09, 2009 12:30 pm

ШТЕЙНТАЛЬ (Steinthal) Хейман (1823—1899) — немецкий философ, психолог и языковед. Основатель психологического направления в языкознании (лингвистического психологизма). Сооснователь психологии народов.


Профессор (с 1863). Создал звукоподражательную теорию происхождения языка. Подчеркивал социальную природу языка и то, что язык является одной из основных форм выражения "духа народа". Высоко оценивая роль психических факторов в формировании и развитии языка, распространял эту оценку на другие феномены и сферы социальной жизни.


Совместно с М. Лацарусом организовал и издавал журнал "Психология народов и языкознание" (1859—1890), в котором излагал идеи о том, что главной силой истории является "дух целого" (дух народа). Сформулировал проблему и поставил задачу психологического познания сущности народного духа и законов духовной деятельности народа. Считал, что "дух целого" проявляется в различных формах продуктов культуры: языке, обычаях, искусстве, мифах, религии и т. д., которые подлежат соответствующим исследованиям. Эти идеи получили значительную известность и оказали влияние на развитие, квалификации и интерпретации "психологии народов" и "психологии масс" как нетождественных форм психологической социологии. Автор книг (на нем. яз.): "Происхождение языка" (1851), "Грамматика, логика, психология" (1855), "Очерк языкознания" (1861—1871, в 2 тт.) и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШТЕКЕЛЬ

Сообщение психологический словарь » Пн окт 12, 2009 7:13 pm

ШТЕКЕЛЬ (Stekel) Вильгельм (1868—1940) — австрийский психиатр и психоаналитик. Один из первых организаторов и деятелей психоаналитического движения. Автор активной психоаналитической терапии.


Медицинское образование получил в Венском ун-те и там же начал медицинскую практику по нервным болезням. Увлекался литературой, поэзией, музыкой. Сочинял музыку к собственным стихам. Работал под руководством Р. Краффт-Эбинга. Опубликовал книги "Здоровье и велосипед" и "Соитие в детстве" (1895). В связи с болезнью обратился за врачебной помощью к З. Фрейду.


Эффективность психоаналитической терапии пробудила его интерес к психоаналитическим идеям, и он стал одним из первых учеников и последователей З. Фрейда. Предложил идею организации психоаналитического общества. С 1903 г. был членом психоаналитического кружка З. Фрейда ("Общества психологических сред") и в этом же году начал практиковать психоанализ. С 1910 г. был вице-президентом Венского психоаналитического общества.


Активно пропагандировал психоаналитические идеи в австрийской и немецкой ежедневной и периодической печати. Был соред. (совместно с А. Адлером, с 1910), а затем ред. международного психоаналитического журнала "Имаго" (с 1916 г.). Как теоретик и практик отрицал роль комплекса Эдипа как центрального пункта неврозов и аналогичное значение комплекса кастрации. Первым использовал понятие "Танатос" для обозначения влечения к смерти. В 1912 г. отошел от З. Фрейда.


Разработал собственную "активную психоаналитическую терапию" ("активный психоанализ"), акцентировавший деятельную, наступательную, наставническую роль врача в общении с пациентом. Особое внимание уделял исследованию актуальных неврозов и актуальных психических конфликтов. Систематически занимался самоанализом. Установил биполярность психической деятельности. Опубликовал исследование об онанизме, в котором доказал, что онанизм является нормальной и не вредной формой сексуальной разрядки и полового наслаждения.


>Выявил скрытую гомосексуальность человека и исследовал ее. Изучал фригидность и другие проблемы сексуальной жизни людей. Утверждал, что у каждого человека есть своя, адекватная ему, форма сексуального удовлетворения. Основываясь на результатах осуществленного им сравнительного анализа любви и ненависти, утверждал, что в истории человечества ненависть возникла раньше любви.


Разработал подробную символику смерти в сновидениях и опубликовал книгу о толковании сновидений. Ввел в оборот представление о "защитном механизме" аннулирования, обеспечивающим нейтрализацию различных компонентов сознания и знания. В 1930-х гг. эмигрировал в Великобританию (Лондон), где в 1935 г. основал клинику. Автор книг: "Что на душе таится" (рус. пер. 1912), "Причины нервозности" (рус. пер. 1913), "Техника аналитической психотерапии" (1940) и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШТЕРН

Сообщение психологический словарь » Пт окт 16, 2009 10:53 pm

ШТЕРН (Stern) Вильям (1871—1938) — немецкий психолог и философ. Автор философской системы критического персонализма, один из основателей дифференциальной психологии. Учился в Берлинском ун-те у Г.


Эббингауза. Преподавал с 1897 г. в Бреслау (профессор с 1907). Основал в Берлине институт прикладной психологии и "Журнал прикладной психологии" (1906), где, вслед за Г. Мюнстербергом, развивал концепцию психотехники.


В 1916—1933 возглавлял психологическую лабораторию в Гамбурге и одновременно издавал "Журнал по педагогической психологии". В 1933 г. эмигрировал в Нидерланды, а затем в США, где в 1934—1938 гг. работал профессором Дьюкского ун-та. Разрабатывая теорию персонализма, Ш. занимался изучением целостной личности, закономерностей ее формирования, исследованием этапов развития мышления и речи. В своей трехтомной работе "Личность и вещь" (1906—1924) трактовал личность как самоопределяющуюся, сознательно и целенаправленно действующую целостность, обладающую определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Особую известность в психологии получили работы Ш., посвященные психическому развитию ребенка.


Он исходил из того, что психическое развитие — это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у ребенка задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой он живет. Эта теория получила название "теории конвергенции", поскольку в ней учитывалась роль двух факторов — наследственности и среды. Психическое развитие, по мнению Ш., имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, прежде всего сохранению индивидуального темпа развития. Теоретические взгляды Ш. нашли свое выражение и в исследовании психологических закономерностей детской игры.

Опираясь на работы К. Гросса, он развивал подход к игре как "инстинктивному самообразованию развивающихся задатков, бессознательному предварительному упражнению будущих серьезных функций".


Описал виды ранней детской игры: конструктивные, разрушительные, с разыгрыванием ролей и др. Являясь также одним из основателей психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), развивал теорию одаренности, которая, с его точки зрения, представляет собой врожденную предрасположенность к деятельности. Общее направление развития одаренности определяется внутренними условиями — задатками и возрастом. Ш. доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая данного конкретного ребенка. Он также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования и, в частности, усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, предложенные А.


Бине. Предложил измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития (IQ), представляющий собой отношение "умственного возраста" к хронологическому. Сохранение индивидуальных особенностей возможно, по мнению Ш., благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т. е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение для его развития, т. к. именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, и служат стимулом для развития их самосознания. Ш. доказывал, что эмоции, связанные с оценкой окружающего, помогают процессу социализации детей и развитию у них рефлексии. Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов одинаково — от периферии к центру. Большое значение имело исследование Ш. своеобразия аутистического мышления, его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также его анализ роли рисования в психическом развитии детей.

Главным здесь является открытие Ш. роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Ш. помогла открытию новой формы мышления — наглядно-схематического или модельного мышления, на основе которого и разработаны многие современные концепции развивающего обучения детей. Большое внимание Ш. уделял методам прикладной психологии: ввел понятие психотехники, изучал достоверность свидетельских показаний и др. В русском пер. опубликованы соч. Ш.: "Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста", СПб., 1915; "Психология раннего детства до шестилетнего возраста", М., 1922; "Одаренность детей и подростков и методы ее исследования", Харьков, 1926; и др.

Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШТИРНЕР

Сообщение психологический словарь » Вт окт 20, 2009 12:18 pm

ШТИРНЕР (Stirner) Макс (настоящее имя — Каспар Шмидт) (1806—1856) — немецкий философ, теоретик индивидуалистического анархизма. Основной философский труд — "Единственный и его собственность" (1845), принесший его создателю значительную известность, но вскоре забытый и вновь обретший признание в качестве классики анархических учений через 20 лет после смерти автора. Эта книга, по выражению М.


Кроненберга, — крик угнетенной индивидуальности против порабощения государственным деспотизмом. Бернштейн и Плеханов считали Ш. наиболее последовательным и радикальным из всех известных анархистов. Согласно Ш., жизнь человека с самого рождения проходит в борьбе с окружающим миром. В этой борьбе человек утверждает себя в качестве "единственного" — ни на кого и ни на что не похожего существа. Одновременно человек формируется обществом в качестве обладателя духа — творца и собственника мыслей, идей.


Идеи отечества, нравственности, законности, благочестия, богобоязни, общие для разных людей, для человеческих масс, довлеют над человеком, сковывают его свободу. Они — не более чем призраки, но, будучи навязываемы каждому человеку при помощи насилия, они приобретают характер реальных институтов. Такими же призраками, по Ш., являются государство, право, собственность, семья, религия и т.д. Человек должен преодолеть призраки, освободиться от них, утвердив себя в качестве собственника мира предметного и мира духовного.


Для этого необходимо вернуться к самому себе, реабилитировать свой естественный эгоизм и индивидуализм, научившись отдавать предпочтение личному перед "духовным". С позиций гуманного эгоизма Ш. критикует и либерализм, и социализм. Либералы, согласно Ш., проповедуют свободу индивидов только на словах, на деле же они освящают подчинение индивидов буржуазной законности. На смену тирании властителей феодальной эпохи приходит тирания либеральных законов, написанных людьми для того, чтобы подчинить людей власти денег, заставить неимущих служить имущим.

Социалисты же, по Ш., стремятся уравнять собственность путем уничтожения частной собственности. Но стоит сделать это, и все окажутся нищими, абсолютно беспомощными перед высшим собственником — государством. Именно таков, по Ш., так называемый пролетарский, коммунистический идеал. То, что коммунист видит в человеке брата, по Ш., только воскресная праздничная сторона коммунизма. С будничной же стороны он рассматривает человека как работника на государство. Такой фанатизм свободы оборачивается государственным деспотизмом худшего толка.


Но и под владычеством либерального государства нет подлинных собственников. Истинным собственником собственников остается само государство, люди — только держатели и пользователи собственности. Каждый человек принадлежит отечеству, государству в качестве его собственности. Выход из этого тупика, обусловленного подчинением человека собственности, заключается в том, чтобы отобрать у слуг государства власть, которую индивиды дали им в неведении своей силы.


Веление эгоизма состоит в том, что каждый сам наделяет себя собственностью, берет себе столько, сколько ему нужно. Средства же для этого можно получить путем освобождения труда. Нужно не ждать справедливого распределения от начальства, а умножить свободным трудом присваиваемые средства для жизни. Люди должны научиться добывать себе все, что нужно для жизни, не отнимая у других.


А для этого нужно уничтожить государство и заменить его системой союзов, свободных ассоциаций. В таком союзе "единственный", по мысли Ш., свободно соединяется с другим для осуществления своей цели, и так же свободно разделяется с ним. В союзе каждый живет эгоистично, союз — собственность каждого. Методом уничтожения государства является всеобщее восстание. Такое восстание, по своей сути, противоположно революции.


Если революция есть политическое и социальное деяние, имеющее целью создание новых учреждений, то восстание есть деяние отдельных личностей, которое позволит людям самим себя устраивать. Только при таком устройстве человек сможет по-настоящему наслаждаться жизнью, вместо того, чтобы тратить всю жизнь на удовлетворение нужд для жизни. Взгляды Ш. оказали и продолжают оказывать значительное влияние на "левую" интеллигенцию.

Л. В. Кривицкий

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШТОМПКА

Сообщение психологический словарь » Пт окт 23, 2009 10:53 am

ШТОМПКА Петр (р. 1944) - польский социолог, известен как автор социологии "социального становления", представляющей собой теорию активного взаимодействия социальных структур и их создателей, деятельностных субъектов. Ш. рассматривает процесс, в котором социальные субъекты изменяют не только структуры общественной жизни, но и сам способ их построения. Это означает, что зависимость человека от неподвластных ему сил (природных, экономических, социальных) не является универсальной и вечной, она претерпевает изменения и становится взаимозависимостью. Социология социальных изменений Ш. включает в себя критическое переосмысление истории теоретической социологии и сегодняшних дискуссий по фундаментальным проблемам социальной теории.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШТУМПФ

Сообщение психологический словарь » Пн окт 26, 2009 10:20 pm

ШТУМПФ (Stumpf) Карл (1848—1936) — немецкий психолог, философ, музыковед. Ученик Ф. Брентано и Р.Г. Лотце. Профессор в Вюрцбурге (с 1873), Праге (с 1879), Галле (с 1884), Мюнхене (с 1889), Берлине (1894—1921). Президент (совместно с Т.


Липпсом) 3-го Международного психологического конгресса (Мюнхен, 1896). Одним из первых предпринял эмпирические психологические исследования музыкальных восприятий ("Психология музыкальных восприятий", т. 1—2, 1883—1890). Работая в Берлинском ун-те, организовал психологическую лабораторию. Под влиянием Ф. Брентано считал предметом психологии исследование психологических функций или актов (воспринимания, понимания, хотения и др.), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Ш. относил к особой предметной области — феноменологии, связывая ее с философией, а не психологией. Идеи Ш. в области феноменологии явились посредствующим звеном между учениями Ф. Брентано и Э. Гуссерля, который был учеником Ш. в Галле. Собственным предметом психологии он считал функции (или акты). Так, например, исследованию подлежит не красный цвет объекта, (который представляет собой, согласно Ш., феномен, а не функцию сознания), а акт (или действие) субъекта, благодаря которому человек осознает этот цвет в его отличии от других. Среди функций Ш. различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные состоят из противоположных пар: радость — печаль, желание — отвержение, стремление — избегание.


Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы "чувственными ощущениями". С детства увлекаясь музыкой, Ш. в большинстве своих экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия музыкальных тонов. Эти работы были обобщены в его двухтомный труд "Психология тонов" (1883—1890), внесшей самый крупный после Гельмгольца вклад в исследования психологической акустики. Полемизируя с Вундтом, Ш. считал противоестественным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы.

Результатам тех опытов, которые проводились натренированными в интроспективном анализе сознания психологами вундтовской школы, Ш. противопоставил в качестве заслуживающих большего доверия свидетельства экспертов-музыкантов. Ш. рассматривал музыку как феномен культуры.


Он создал архив фонограмм с 10 тысячами фонографических записей примитивной музыки различных народов. Принимал также участие в исследованиях по детской психологии, организовав немецкое "Общество детской психологии", и по зоопсихологии, доказав, в частности, при обсуждении нашумевшего феномена "умного Ганса" (лошади, которая выстукивала копытом "решение" математических задач), что животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика. Ш. предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии, содействовал поездке своего ученика В. Келера в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян. Его учениками были так же К.


Коффка, М. Вертгеймер и др., ставшие впоследствии известными, психологи. Ш. сыграл важную роль в разработке, в противовес структурализму, функционализма в его западноевропейском варианте. Основные соч. Ш.: "Erkenntnislehre", Lpz., Bd 1—2, 1939—1940; в рус. пер. были изданы: "Явления и психические функции" / Новые идеи в философии. Сб. 4, СПб., 1913; "Душа и тело" / там же. Сб. 8, СПб.; "Происхождение музыки", Л., 1927.

М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШУЛЬЦ

Сообщение психологический словарь » Пн ноя 02, 2009 10:28 am

ШУЛЬЦ (Schultz) Иоганн (1884—1970) — немецкий психотерапевт. Создатель "аутогенной тренировки". Д-р медицины, профессор. После получения медицинского образования работал в 1920-х гг. в санатории "Белый олень" близ Дрездена. В целях психотерапии применял гипноз и внушение. Исследовал проблемы аутогенной терапии и в 1920—1923 гг. привлекал к этим работам свою ассистентку Ф. Рейхман (Ф. Фромм-Рейхман).


Для создания новых эффективных методов психотерапии адаптировал и синтезировал некоторые идеи психоанализа, йоги, самовнушения и фракционного гипноза. К началу 30-х гг. разработал и использовал комплекс упражнений самовнушения для лечения неврозов — "аутогенная тренировка" (аутотренинг), который с течением времени приобрел более общий характер и стал распространенным и популярным методом психической саморегуляции ("психорегулирующей тренировки" и пр.). Автор книг: "Аутогенная тренировка" (1932), "Аутогенная тренировка: психофизиологический подход в психотерапии" (1959, в соавт.) и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШУЛЬЦ-ГЕНКЕ

Сообщение психологический словарь » Ср ноя 04, 2009 1:48 am

ШУЛЬЦ-ГЕНКЕ (Schultz-Hencke) Гаральд (1892—1953) — немецкий психиатр, психоаналитик и психосоматик. Основатель неопсихоанализа. Практиковал психиатрию и психоаналитическую терапию. В конце 20-х гг. работал в


Берлинском психоаналитическом ин-те, где читал лекции по проблемам неврозов и вел семинар по пограничным проблемам психоанализа и философии. Опубликовал несколько работ по психоаналитической теории и терапии. Изучал связь между негативными эмоциями (страхом, тоской и пр.) и болезнями различных органов. Исследовал структуру нарушений личности при неврозах и психозах; различные проблемы шизофрении и пр. Особое внимание уделял изучению различных терапевтических проблем.


Критиковал классическую теорию либидо и психоаналитическую метапсихологию. Разрабатывал собственную теорию конфликта и структуры. Развивал идеи целенаправленного анамнеза. Совместно с В. Кемпером был сооснователем Берлинского ин-та психогенных заболеваний (1946). В начале 1950-х гг. осуществил определенную реформацию психоанализа, завершившуюся созданием неопсихоанализа как одной из новейших разновидностей глубинной психологии. Автор книг: "Введение в психоанализ" (1927), "Учебник по аналитической психотерапии" (1951), "Проблема шизофрении" (1952) и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШУМКОВ

Сообщение психологический словарь » Вс ноя 08, 2009 6:35 pm

ШУМКОВ Герасим Егорович (1873—1933) — российский врач-психиатр, психолог, психофизиолог. Основатель военной психологии в России. Ученик и последователь В.М. Бехтерева, под руководством которого и в его лаборатории защитил дис. на тему: "


;Воспроизведение двигательных раздражений в зависимости от истекшего времени" (1909). В 1900—1905 работал при клинике нервных и психических болезней Киевского ун-та; во время русско-японской войны был войсковым врачом, служил в психиатрическом госпитале Красного Креста в г. Харбине. В это время Ш. под влиянием полевых наблюдений за поведением бойцов приходит к выводу о необходимости исследования психических явлений в условиях боя. Он утверждал, что центральное место в этой ситуации занимает "боец, психика, его свойства и деятельность". После войны по его инициативе в Обществе "ревнителей военных знаний" создается Отдел военной психологии, на базе которого разворачиваются исследования разных аспектов военной психологии: психологии воинской деятельности мирного времени, боя и войны в целом; психологической подготовки различных категорий военнослужащих; особенностей психических состояний воинов в боевой обстановке; психологии управления личным составом в условиях боя и т. д. ("Военная психология как наука" / Русский инвалид, 1909; "Что такое военная психология" / там же, 1910; "Предмет и область военной психологии" / там же.). Исследовались психические и психофизиологические состояния бойцов во время боя, после его окончания, а также возникающие под влиянием экстремальных факторов, сопутствующих военной обстановке ("Психика бойцов во время сражений", 1905; "Душевное состояние воинов после боя" / Военный сборник, 1914; "Психофизиологическое состояние воздухоплавателей во время полета" / там же, 1912.

В.А. Каращян

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШУТЦ

Сообщение психологический словарь » Ср ноя 11, 2009 10:47 pm

ШУТЦ (Schutz) Вилл (р. 1925) — американский психолог и психотерапевт. Автор психоаналитически ориентированной теории FIRO. Д-р наук (1951), профессор, чл. APA (с 1950). Двадцать лет вел научную работу и преподавал в ун-тах Гарварда, Чикаго, Беркли и др. Пять лет работал с психотическими пациентами в Медицинской школе А. Эйнштейна в Нью-Йорке. Был одним из деятельных участников Движения Человеческого Потенциала 1960—1970-х гг., центром которого был


Эсаленский ин-т (Калифорния, США) и которое начало распространяться по всему миру в виде теорий и техник раскрытия и реализации человеческих возможностей. Анализируя это движение, Ш. писал, что в 1970-х гг. Адам Смит опубликовал опыт своей работы с некоторыми из этих психолологических техник, которые получили поддержку у широкой публики (A. Smith "Powers of Mind", N.Y., 1976). Как правило, каждая техника получала множество приверженцев.


Это были группы встреч, гештальттерапия, рольфинг, трансактный анализ, биоэнергетика, трансцендентальная медитация, психосинтез, айкидо, техника Александера, Фельденкрейца и многое др. Провозглашаемая цель этих методов — улучшение "качества жизни". Каждый из этих методов принес пользу многим, поскольку каждая из техник своим особенным образом представляет некоторые из очень глубоких и очень простых идей — идей, выкристаллизовавшихся из опыта многих столетий в разных частях света.


Новейшее, революционное, возникает из древнейшего. Большинство ответов существуют столетия: "Правда сделает вас свободными", "Ответственность за себя", "Тело есть храм души". Двадцать лет Ш. вел группы встреч по всему миру. Двадцать шесть лет был консультантом в бизнесе, правительстве и в общественных организациях, подвергал себя многократному психоанализу (600 часов). Одновременно разрабатывал свои психотехнические подходы. В 1960-х гг. появилась его психоаналитически ориентированная теория FIRO (фундаментальная система ориентаций в межличностных отношениях) и система модулей к ней, называемых "Человеческим Элементом" ("Interpersonal Underworld (FIRO)", 1966).

В 1979 Ш. издает книгу "


;Profound simplicity. Foundations for a social philosophy" (в рус. пер: "Глубокая простота. Основы социальной философии", СПб., 1993).


Это была одна из первых книг, в которой принципы Движения Человеческого потенциала прилагались к проблемам реальной жизни. Ш. представил конвергенцию основных подходов к человеческому поведению (психологического, духовного, физического и энергетического) и описал семь принципов, с которыми эти подходы в большей или меньшей степени согласуются: 1) Правда (радость увеличивается, если говорится правда); 2) Выбор (мы выбираем свою жизнь); 3) Простота (наиболее глубокие решения просты); 4) Безграничность (человеческие существа не имеют границ); 5) Холизм (все связано со всем); 6) Завершение (радость увеличивается при завершении каждого действия); 7) Измерения (основными измерениями человеческой жизни являются присоединение, контроль и открытость). Приложение этих принципов к современному обществу, по мнению Ш., изменило бы культуру. Во второй части книги он рассматривает совокупность этих принципов, как основу социальной философии и предлагает сферы ее приложения в политике, праве, спорте, медицине, образовании, семье и т. п. Начиная с 1980-х гг., у Ш. было много возможностей развить и проверить идеи "


;Глубокой простоты" в работе с командами и организациями. На основе этой теории он создал семинар "Человеческий элемент", представляющий собой пятидневный опыт практического исследования и применения принципов "Глубокой простоты"; разработал систему тестов, позволяющих измерить, объективировать и испытать эти теоретические принципы ("Guide to the ELEMENT B", Muir Beach, 1988). Проводил семинар во многих странах мира (в том числе и в России в 1992). Автор книг.: "Joy", N.Y., 1967, 1973; "


;Body Fantasy", N.Y., 1976, 1983; "Here Comes Everybody", N.Y., 1972; "Leaders of Schools", 1977; "The Truth Option", Berkley, 1984 и др.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШЮЦ

Сообщение психологический словарь » Сб ноя 14, 2009 4:11 pm

ШЮЦ (Schutz) Альфред (1899-1959) - австрийский философ и социолог, основатель феноменологической социологии. С 1939 - в эмиграции в США, с 1953 - профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Основное сочинение: "Феноменология социального мира" (1932).

Философскую основу феноменологической социологии Ш. составляют идеи Э.


Гуссерля, неразрешенное противоречие между объективным миром и познающим его субъектом, вооруженным научными понятиями, "овеществившими естественный мир". Для решения этого противоречия Ш. предложил осуществить две редукции. Первая - это феноменологическая редукция: отказаться от исследования мира путем "естественной установки" и исследовать "жизненный мир" на основе "интенциональности". Все эмпирические науки имеют своим предметам мир как пред-данное, но сами они так же, как и их инструментарий, являются элементами этого мира.


Значит, науке, если она действительно желает быть строгой наукой, необходимо выяснение ее генезиса и обусловленности миром пред-данного, из которого оно рождается и в котором живет. Этот мир, предшествующий научной рефлексии, или "жизненный мир", Ш. определяет как нашу непосредственную "интуитивную среду", где "мы, как человеческие существа среди себе подобных, переживаем культуру и общество, определенным образом относимся к окружающим нас объектам, воздействуем на них и сами находимся под их воздействием". Социология должна изучать этот мир, начиная "с самого начала". Но это еще не дает ответа на вопрос: как возможно общество? Для этого Ш. предлагает осуществить вторую редукцию - трансцендентальную, отказаться от анализа самого субъекта и анализировать его "чистое сознание". Феноменологу, по Ш., нет дела до самих объектов. Его интересуют их значения, конструированные деятельностью нашего разума.


Не реальные социальные объекты становятся предметом его анализа, но редуцированные объекты, как они являются в потоке сознания индивида, организуя его социальное поведение. Если с точки зрения естественной установки мир объективен, то, с точки зрения Ш., это конструированный "интерсубъективный мир". Парадигма "интерсубъективного мира" играет решающую роль в феноменологической социологии Ш. Она есть стержень его теории, позволяющий раскрыть социальную сущность сознания и взаимную связь людей как существ жизненного мира.

Основная форма интерсубъективности описывается Ш. при помощи конструкта о "взаимности перспектив", предполагающего наличие двух идеализаций. Первая из них - "взаимозаменяемость точек зрения". Поменявшись социальными местами, субъекты тем не менее окажутся обладателями идентичных способов переживания мира.


Второй идеализацией является правило "совпадения систем релевантностей". По Ш., Я и любой другой человек принимает на веру тот факт, что, несмотря на уникальность наших биографических ситуаций, различие используемых систем критериев значимости "несущественно с точки зрения наличных целей". Мы оба считаем, по утверждению Ш., что "Я и он, т.е. Мы", интерпретируем актуально или потенциально общие нам объекты, факты, события достаточно одинаковым образом". Следующим важным компонентом интерсубъективности является alter ego - "другое Я".

По Ш., тезис "другое


Я" описывает некоторые аспекты восприятий индивидом "другого" в его "живом настоящем". Одновременность нашего восприятия друг друга в "живом настоящем" означает, что Я в некотором смысле знаю о другом в данный момент больше, чем он знает о себе самом. Как во всей феноменологической философии, так и в феноменологической социологии Ш. одним из центральным конструктов является "интенциальность".


Интенциальность выступает сущностной характеристикой направленности целевого, мотивированного действия, а также сознания, выражая тот фундаментальный факт, что последнее всегда является сознанием чего-то, что объект сознания есть "подразумеваемый", всегда "значимый" для сознания. Для обозначения взаимодополнительных аспектов интенциальности в феноменологической социологии используются термины "ноэзис" и "ноэма"; особенный модус интенциального сознания ("я мыслю", "я воспринимаю") именуется "ноэзис", а его объективный коррелят ("то, что я мыслю или воспринимаю") - "ноэма". Интенциальность обеспечивает описание модусов мышления, восприятия, припоминания и т.п. путем исследования того, что переживается в каждом из данных модусов. Эти термины имеют в теории Ш. методологическое значение, ибо они служат описанию объектов сознания (ноэма) и описанию процесса их конструирования (ноэзис).

Очертив важнейшие парадигмы и конструкты своей социологии, Ш. обосновал, как должна формироваться социологическая теория. Он рекомендует следующее: социолог должен начинать с уровня значения; понятия и конструкты социолога становятся тогда конструктами "второго порядка", ибо они являются конструктами действительных обыденных конструктов первого порядка, используемых индивидами в их повседневной жизни. Они являются объективными (верифицированными) идеально-типическими конструктами, основанными на обыденных конструктах первого уровня, т.е. конструктами иного порядка. Опираясь на свою теорию, Ш. исследовал структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного сознания, структуру человеческого общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы методологии и процедуры социального познания. Результаты этих исследований, изложенные в большом количестве изданий его работ в 1970-1980, широко распространялись среди профессиональных социологов.

Г.П. Давидюк

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Атех, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Joker, rtanya, Start_error, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]