Ш

Ш

Сообщение психологический словарь » Сб май 09, 2009 5:34 pm

Ш

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШАВЕЛЬ

Сообщение психологический словарь » Сб май 09, 2009 10:52 pm

ШАВЕЛЬ Сергей Александрович (р. 1940) - белорусский социолог и философ. Кандидат философских наук (1977, тема диссертации - "Управление развитием социальной структуры общества"). Доктор социологических наук (1990, тема диссертации - "Социальная сфера и мотивация труда").

Окончил философский факультет МГУ им. Ломоносова (1969).


Младший научный сотрудник сектора диалектического материализма Института философии и права АН БССР (с 1969). Работал инженером-социологом в институте "Белоргмонтажспецстрой". Научный сотрудник, руководитель сектора прикладной социологии при кафедре философии гуманитарных факультетов Белгосуниверситета (1974-1981). С 1981 - старший научный сотрудник Института философии и права АН БССР, после образования в 1990 Института социологии возглавил отдел теории, методологии и методики социологических исследований, работал заместителем директора института.

Основное направление научной деятельности - теория и методология социологических исследований, социальная политика, социальная и трудовая мотивация, ее истоки и направленность.

Ш. - автор более 160 научных работ, в том числе монографий: "Социальная сфера общества и личность" (1988); "Тенденции изменения социальной структуры белорусского общества" (1996); "Человек и рынок" (1992, в соавторстве с Даниловым А.Н.,


Раковым А.А., Рубановым А.В., Смирновой Р.А.), "Социальная реабилитация населения, пострадавшего в результате чернобыльской аварии" (1997, в соавторстве со Смирновой Р.А.),


"Социальная стратификация, мобильность, идентификация" (1998), "Экономика и политика в массовом сознании" (1999), "Трудовой коллектив и рынок: опыт социологического анализа" (1999) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШАДРИКОВ

Сообщение психологический словарь » Пн май 11, 2009 7:41 pm

ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич (р. 1939) — российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза деятельности и теории способностей. Д-р психологических наук (1977), профессор (1978). Чл.-кор. АПН СССР (1982). И.о. Президента АПН СССР (1989—1990). Д. чл. АПН СССР (с 1990) и РАО (с 1992). Засл. работник ВШ РФ (1998). Научно-практическая деятельность Ш. была отмечена рядом общественных наград: медалями (им. Н.К. Крупской, 1989; К.Д. Ушинского, 1989; А.С. Макаренко, 1990); "Орденом Благоверного князя Даниила Московского" (Российская Патриархия, 2001); "орденом Почета" (указом Президента РФ за разработку Гос. стандартов высшего проф. образования, 2002). За цикл работ по психологии способностей Президиумом РАН Ш. была присуждена премия им. С.Л. Рубинштейна (1996) и премия Президента РФ в обл. образования (за комплекс работ: "Отечественное направление в психологии творчества и одаренности", 1999). Образование получил в Ярославском государственном педагогическом ин-те им. К.Д.


Ушинского (ЯрГПИ), закончив физико-математический фак-т (1962) и аспирантуру кафедры психологии (1965—1968). В 1968 защитил канд. дис. на тему: "Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору". С 1968 г. — преподаватель кафедры психологии ЯрГПИ, доцент (1970). В 1970-е гг. принимал участие в создании фак-та психологии вновь создаваемого Ярославского государственного университета (ЯрГУ). Был деканом фак-та психологии и зав. кафедрой "


;Психологии труда и инженерной психологии" (1971—1982). С 1976 по 1982 г. — проректор по учебной работе. В 1977 г. защитил докт. дис.: "Системный подход в психологии производственного обучения". В 1982—1985 гг. — ректор ЯрГПИ. В 1985 г. был приглашен в Москву на должность зам. Министра просвещения СССР. В 1988—1991 гг. — первый зам. председателя Госкомитета СССР по народному образованию — Министр СССР. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования.

В 1991—2001 гг. — зам. министра образования


РФ, в числе прочих дел занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. С 2001 г. — профессор кафедры общей психологии и научный руководитель фак-та психологии Высшей школы экономики МО и МЭ РФ. Научная работа Ш. связана с проблемами системогенеза профессиональной деятельности, а также теоретическими и прикладными проблемами психологии профессионального обучения. Анализ процессов системогенеза профессиональной деятельности показал, что научение в ходе освоения профессии целесообразно рассматривать как процесс формирования системы деятельности ("Психологический анализ деятельности (системогенетический подход)", 1979).


Были выделены основные компоненты ее структуры, раскрыто их содержание, закономерности формирования и функционирования. Другое направление научных исследований Ш. связано с изучением и развитием способностей. В предложенной им теории способности рассматриваются на трех уровнях: индивида, субъекта деятельности и личности. Было показано, что способности индивида определяются свойствами функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые в процессе освоения конкретной деятельности приобретают черты оперативности.


На уровне личности способности (наряду с природными механизмами) начинают определяться духовными качествами. Раскрывается генезис развития способностей от биологических к духовным. Показывается, что невозможно дать полную характеристику способностей, ограничиваясь только одним аспектом: природным, деятельностным или социальным.

Большое внимание Ш. и его ученики уделяли вопросам диагностики способностей, проектированию психодиагностических методик, разработке комплексных методик диагностики мнемических способностей, исследованию возможностей использования вычислительной техники в психодиагностических и профориентационных процедурах, выявлению принципов профессиональной психодиагностики. Ш. — автор более 20 монографий и учебных пособий, основные из которых: "Проблемы системогенеза профессиональной деятельности", М., 1982; "Философия образования и образовательные политики", М., 1994; "Психологическая деятельность и способности человека", М., 1996; "Способности человека", М. — Воронеж, 1997; "Происхождение человечности", М., 2001; "Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека", М., 2002.

Л.А. Карпенко, В.А.Кольцова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШАКУРОВ

Сообщение психологический словарь » Вт май 12, 2009 8:23 pm

ШАКУРОВ Рафаил Хайрулович (р. 1930) — российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии. Автор социально-психологической концепции руководства педагогическим коллективом. Д-р психологических наук (1980), профессор (1984), д. чл. АПН СССР (1989) и РАО (1993). С 1997 г. — председатель Поволжского регионального отделения РАО.


Окончив географический фак-т Казанского государственного ун-та (1953), работал директором школы (1953—1963). С 1963 по 1965 г. учился в аспирантуре НИИ психологии Министерства просвещения УССР (Киев). С 1965 по 1976 г. работал в этом институте, защитив в 1967 г. под руководством Г.С. Костюка канд. дис. по педагогике: "Вопросы национального развития ребенка". В 1969 г. возглавил одну из первых в СССР лабораторий социальной психологии, где исследовались социально-психологические проблемы управления педагогическим коллективом ("Директор школы и педагогический коллектив.


Социально-психологический аспект", Киев, 1975). В 1976 г. был приглашен в Казань, где участвовал в организации НИИ профессионально-технической педагогики и создал лабораторию психологии управления педагогическим коллективом (1976—1984). В 1978 г. защитил докт. дис. "Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом", опубликовав результаты в монографиях: "Директор и микроклимат учительского коллектива", М., 1979; "Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом", М., 1982. Разработанная Ш. социально-психологическая концепция руководства педагогическим коллективом использовалась в качестве учебной дисциплины в педагогических вузах. В 1984 вернулся в Киев, где до 1986 работал в Институте философии АН УССР над проблемой воспитания молодых рабочих на производстве в условиях бригадной организации труда ("Творческий рост педагога", М., 1985). В 1986 вернулся в Казань на прежнее место работы, где работает по настоящее время. Здесь развернул новое направление исследований: психологическая перестройка личности ("Психология перестройки", Казань, 1988; "Перестройка управления: психологический аспект", Киев, 1988). В 1990-х гг. основное направление исследований переместилось в область проблем мотивации учения ("Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в средних специальных учебных заведениях", Казань, 1996 / в соавт. /; "Ценностные ориентации студентов", Казань, 1998, в соавт.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШАРДАКОВ

Сообщение психологический словарь » Ср май 13, 2009 1:00 am

ШАРДАКОВ Михаил Николаевич (1895—1961) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Д-р психологических наук, профессор. Работал в ЛГПИ им. Герцена (1927—1942; 1944—1961), являлся зав. кафедрой психологии (1944—1961).


Занимался изучением психического развития школьников в процессе обучения, психологией мышления. На основе проведенных в 1946—1960 гг. экспериментальных исследований Ш. дает всестороннюю характеристику развития мышления учащихся, показывает особенности динамики осознавания школьниками собственных мыслительных процессов.


В результате исследования процессов анализа, синтеза, сравнения были раскрыты соотношения этих процессов в развивающемся интеллекте школьника, а также выделены черты их совершенствования: дифференцировка свойств объектов, целенаправленность, планомерность.


Изучение развития различных видов умозаключений позволило установить основные ошибки учащихся в индуктивных, дедуктивных умозаключениях и умозаключениях по аналогии, а также выделить те дидактические приемы, использование которых позволяет целесообразно развивать эти виды умозаключений. В работах Ш. рассмотрены особенности развития понимания, процесса усвоения связей и отношений.


Дана характеристика развития причинного мышления школьников, понимания и усвоения ими функциональной математической зависимости, пространственных, временных, условных отношений, а также обратимости и противоречий в связях и отношениях. Цикл работ Ш. посвящен изучению развития понятий у школьников. Рассмотрены различные пути усвоения понятий: "от единичного к общему" и "от общего к единичному"; раскрыты ступени формирования различных видов понятий: предметных, научных, моральных; показаны дидактические условия, позволяющие избежать ошибок в формировании понятий и обеспечить их неформальное усвоение.


Исследования развития мышления охватывало учащихся 1—9-х классов. Полученные данные содержат достаточно полный и обоснованный перечень критериев для оценки развивающегося в учебной деятельности мышления школьников и отражают особенности мышления учащихся разного возраста. Ш. Автор монографий: "Обществоведческое мышление школьника. Экспериментальное исследование", 1931; "Очерки психологии учения", 1951; "Очерки психологии школьника", 1955; "Мышление школьника", 1963.

Л.А. Регуш

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШАХОТЬКО

Сообщение психологический словарь » Пт май 15, 2009 2:25 am

ШАХОТЬКО Людмила Петровна (р. 1940) - белорусский социолог и демограф.

Окончила Белорусский государственный университет, географический факультет (1962). Кандидат экономических наук (1972). Старший научный сотрудник (1975). Доктор социологических наук (1997). Является почетным членом Белорусской Статистической Ассоциации (БСА), членом Независимого совета по миграции стран СНГ и Балтии при Центре Народонаселения РАН, членом Европейской Ассоциации по демографическим исследованиям.


>В 1962-1981 - старший научный сотрудник, главный разработчик демографических прогнозов в Беларуси (Научно-исследовательский институт экономики Министерства экономики Республики Беларусь). В 1981-1991 - старший научный сотрудник, научный руководитель и ответственный исполнитель разработок национальных целевых комплексных программ "Укрепление и развитие семьи", "Положение женщин, семьи, охраны материнства и детства" (Институт экономики Национальной академии наук). В 1991-1994 - старший научный сотрудник. Ответственный исполнитель разработки "Социальной программы повышения благосостояния народа" и программы "Социальная защита населения при переходе к рыночной экономике" (Институт социологии Национальной академии наук).

С 1994 - по настоящее время работает в Институте статистики, зам. директора по науке, зав. отделом демографических исследований и занятости населения, ответственный разработчик Национального отчета о человеческом развитии 1995 "Беларусь: лицом к человеку" и отчета 1999 "Беларусь: ретроспектива и перспектива" и национального доклада о положении детей и женщин 1995 "Дети и женщины Беларуси: сегодня и завтра", подготовленных по инициативе ООН.

В 1997-1998 под руководством и с участием Ш. выполнены работы по темам:


"Методологические вопросы разработки программы белорусской переписи населения 1999", "Разработка сценариев демографического развития Республики Беларусь до 2015" и др. В 2000-2002 Ш. являлась одним из основных разработчиков "Государственной программы демографической безопасности Беларуси" и "Закона о демографической безопасности Республики Беларусь", является научным руководителем разработки раздела "Население и трудовые ресурсы Беларуси" Национального Атласа Республики Беларусь, темы "Исследование состояния здоровья населения, динамики смертности и продолжительности жизни в Республике Беларусь".

В 1975-1997 - доцент в Белорусском государственном экономическом университете, в Межотраслевом институте повышения квалификации, в Институте повышения квалификации руководящих работников легкой промышленности.


Читала курсы: "Общая теория статистики", "География населения", "Статистика населения", "Методы демографического прогнозирования", "Демография". С 1998 по 2002 работала в должности профессора в Белорусском коммерческом институте управления, в Академии управления при президенте РБ и Минском педагогическом университете им. М. Танка. Читала курсы "Демография", "Экономическая социология".

Ш. - автор более 200 научных работ, среди которых 3 авторских монографии; более 10 коллективных монографий; статьи в энциклопедических изданиях, научных изданиях Беларуси и России, Чехии, Германии, Нидерландов, Швейцарии, в сборниках научных трудов ведущих научно-исследовательских институтов.


Монографии: "Рождаемость в Белоруссии (социально-экономические вопросы)" (1975); "Воспроизводство населения Белорусской ССР" (1985); "Тенденции и перспективы рождаемости. Развитие семьи. Закономерности и перспективы миграционных перемещений населения" (1988); "Демографические основы воспроизводства трудового потенциала. Миграция населения как инструмент территориального перераспределения трудового потенциала" (1988); "Население Республики Беларусь в конце ХХ века" (1996); "Миграция населения Беларуси" (1999); "Урбанизация в Республике Беларусь" (1999); "Экономическая демография.


Перепись населения. Учебное пособие для студентов" (2002); "Белорусское приграничье: трансграничное сотрудничество и фронтьерские миграции" (2002); "Нелегальная миграция: факторы роста и пути решения" (2002); "Развитие населения и современные тенденции в демографическом образовании в Беларуси" (2002) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШВЕЙЦЕР

Сообщение психологический словарь » Сб май 16, 2009 2:01 pm

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875—1965) — немецко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. "Негритянский доктор" в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913—1917, 1924—1965). Доктор философии (тема диссертации "Философия в постановке задач очищения религии И.Канта", 1899); доктор теологии (1900); доктор медицины (тема диссертации "Психиатрическая оценка Иисуса: характеристика и критика", 1913). Лауреат Нобелевской премии Мира (1952) и франкфуртской премии Гёте (1928).


>Основные сочинения: "Проблема Тайной вечери на основании научных исследований 19 столетия и исторических сообщений" (1901), "Тайна мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса" (1901), "И.С.Бах" (1908), "Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I" (1923), "Культура и этика. Философия культуры.


Часть II" (1923), "Христианство и мировые религии" (1924), "Отношение белых к цветным расам" (1928), "Мистика апостола Павла" (1930), "Религия в современной культуре" (1934), "Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика" (1935), "О положении нашей культуры" (1947), "Гёте.


Четыре речи" (1950), "Философия и движение в защиту животных" (1950), "Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую" (1953), "Проблема мира в современном мире" (1954), "Проблема этического в развитии человеческой мысли" (1954–1955), "Гуманность" (1961, опубликована в 1966) и др. Человек, согласно Ш., приближает к себе и осваивает мир не на основе его познания, а благодаря переживанию его, которое трагично. "Два переживания омрачают мою жизнь, — писал Ш. — Первое состоит в понимании того, что мир предстает необъяснимо таинственным и полным страдания; второе — в том, что я родился в период духовного упадка человечества". Существование людей в исторической перспективе обусловливается не столько их мышлением, сколько осознанием того, что любой из нас "есть жизнь, желающая жить среди жизни". Стремясь сформулировать (в европейской интеллектуальной традиции вслед за Шопенгауэром) путь к избавлению от страданий, Ш. усматривал его в акцентированно свободном и осмысленном волеизъявлении человека. "Благоговение перед жизнью", согласно философскому миропредставлению Ш. (самообозначение — "новый рационализм"), должно выступать основанием универсальной, космической этики и мировоззрения вообще человека и человечества. (Согласно Ш., "свободное и глубокое мышление не подвержено субъективизму... мышление по самой своей природе особым образом побуждает благоговение перед жизнью вступить в бой со скептицизмом".) "Благоговение перед жизнью" содержит в себе, по мысли Ш., смирение, миро- и жизнеутверждение и соответствующую этику.

Последняя у Ш. "не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью". "Благоговение перед жизнью" постулирует безграничную ответственность за все живое на Земле.


"Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло — есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей". Мировоззрение миро- и жизнеутверждения способно стать истинной культуротворящей силой лишь в гармонии с подлинными этическими ценностями. Для осуществления принципа "благоговения перед жизнью" (этот принцип — ядро, несущая конструкция антинормативистской по сути этики Ш.), не допускающего парциальных решений, "...сознательно и по своей воле я отдаюсь бытию. Я начинаю служить идеалам, которые пробуждаются во мне, становлюсь силой, подобной той, которая так загадочно действует в природе.


Таким путем я придаю внутренний смысл своему существованию". Лишь в границах такого подхода, по Ш., возможно преодолеть пагубный характер воздействия современной цивилизации на человека. Конкретно-личностное начало в человеке не должно подавляться интересом "всеобщего": воля, олицетворяющая свободное и нравственное начало в человеке, безусловно, значимее знания и понимания, обосновывающих неизбежность подчинения людей репертуарам объективации закономерностей внешнего мира. "Организованные государственные, социальные и религиозные объединения нашего времени пытаются принудить индивида не основывать свои убеждения на собственном мышлении, а присоединяться к тем, которые они для него предназначили. Человек, исходящий из собственного мышления и поэтому духовно свободный, представляется им чем-то неудобным и тревожащим, — отмечал Ш., — ...сверхорганизация нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья". Смысл бытия человека, полагал Ш., — непрестанное самосовершенствование с целью гармонизации и улучшения собственной природы. Иной путь не является достойным человека, его духа, освященного божественным происхождением. По мнению Ш., именно уровень гуманизма, достигнутый обществом в целом, адекватно отражает степень его зрелости и человекосоразмерности.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШВЫРКОВ

Сообщение психологический словарь » Вс май 17, 2009 2:45 pm

ШВЫРКОВ Вячеслав Борисович (1939—1994) — российский психофизиолог, автор системно-эволюционной теории нервной системы. Д-р медицинских наук (1978), профессор (1991), один из ближайших учеников П.К. Анохина. В 1964 г. закончил 1-й


Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова. С 1972 по 1994 г. возглавлял лабораторию нейрофизиологических основ психики, созданную по инициативе и при участии П.К. Анохина. Ш. была сформулирована теория функциональных систем (ФУС), согласно которой между стимулом и действием имеют место не последовательные процессы сенсорного кодирования (сенсорные структуры) и формирования ответа (эфферентные структуры), а общемозговые системные процессы объединения нейронов в ФУС.


Это объединение проходит ряд стадий, соответствующих известным стадиям развертывания (системным механизмам) ФУС и сопоставимых с внешне наблюдаемыми этапами действия, компонентами ЭЭГ-потенциалов и активациями нейронов. Обосновав идею о системном значении компонентов ЭЭГ-потенциалов и соответствующих им фаз нейрональной активности, Ш. обеспечил возможность использования традиционных показателей в качестве индикаторов протекания тех или иных системных процессов.

Им было разработано представление о сопоставимости психических процессов, характеризующих организм и поведенческий акт как целое, и нейрофизиологических процессов, протекающих на уровне отдельных элементов, только через системные процессы, т. е. процессы, организующие элементарные механизмы в ФУС. Из этого вытекал принципиально важный вывод о том, что психические явления могут быть сопоставлены не с самими локализуемыми элементарными физиологическими явлениями, а с процессами их организации.


Психика в рамках этого представления рассматривается как субъективное отражение объективного соотношения организма со средой, а ее структура представляется как "система взаимосвязанных ФУС". Тем самым сделан важный шаг к преодолению методологически несостоятельных попыток прямого соотнесения психического и физиологического, приводящего к рассмотрению этих процессов как тождественных, параллельно протекающих или взаимодействующих. Ш. сформулировал системно-эволюционную теорию, согласно которой нервная система рассматривается не как "тело", а как внутренний "субъективный экран", образующийся в процессе эволюции между генетической программой и ее выполнением через телесные процессы и изменения внешних соотношений организма со средой.


В этом контексте нервные процессы выступают как субъективное отражение внешних соотношений и регулятор телесных процессов. Нейроны специализированы относительно ФУС, складывающихся при формировании целостных поведенческих актов на разных стадиях индивидуального развития. При реализации любого акта внешнего поведения одновременно активны нейроны, принадлежащие к ФУС разного возраста. Накопленные в эволюции и в истории индивидуальной жизни ФУС составляют структуру субъективного мира.


В формировании новых поведенческих актов используются молчащие нейроны "запаса". Из активирующихся в пробных актах наборов отбирается та совокупность прежде молчавших клеток, активация которых приводит к достижению полезного приспособительного результата.

Фиксация нового акта осуществляется как специализация этих клеток относительно вновь формируемых ФУС. Эта концепция обучения получила название системно-селекционной. Поскольку описание системных специализаций нейронов, активных в какой-то момент, одновременно раскрывает состояния субъективного опыта в это же время, а описание всех специализаций дает картину всей онто- и филогенетической памяти индивида, постольку изучение системной специализации нейронов, по мнению Ш., становится объективным методом исследования субъективного опыта, а изучение активности клеток с известной специализацией — объективным методом анализа состояния и динамики этого опыта. Основные труды Ш.: "Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения", М., 1978; "Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики", М., 1995.

Ю.И. Александров

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШЕВАРЁВ

Сообщение психологический словарь » Вт май 19, 2009 6:57 am

ШЕВАРЁВ Петр Алексеевич (1892—1972) — российский психолог, специалист в области когнитивной психологии, автор теории обобщенных ассоциаций в умственной деятельности. Д-р психологических наук (1960), профессор, чл.-кор. АПН СССР. Окончил в 1915 г. историко-филологический факультет МГУ и аспирантуру при кафедре психологии (1915—1919).


С 1919 по 1920 преподавал психологию в Тамбовском ун-те. В 1921—1923 гг. — ассистент отделения прикладной психологии Психологического ин-та при Московском ун-те. С 1923 по 1925 г. — педагог-психолог Приемно-наблюдательного пункта для беспризорных детей, одновременно преподает в Академии социального воспитания, в Институте физкультуры, в Высшей школе военной маскировки, затем на педагогических курсах при Московском высшем техническом училище. В 1931 г. возвращается в Институт психологии и сначала работает с.н.с., затем зав. лабораторией, отделом общей психологии (1947—1955). С 1958 по 1961 г. — зам. директора по научной работе и одновременно зав. лабораторией восприятия и памяти. В 1960 г. защитил докт. дис. "Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника". До 1969 г. — зав. лабораторией восприятия.


Под его руководством проводились исследования формирования понятий у детей. Другое направление исследований было связано с разработкой психологических основ преподавания ряда учебных предметов в школе. Результаты исследований были опубликованы в книге "Обобщение ассоциаций в учебной работе школьника" (1959). Все ассоциации сводил к ассоциациям по смежности.


Отвергал существование ассоциаций по сходству, доказывая, что они так же являются особым видом ассоциаций по смежности. Создал две классификации ассоциаций. Первая построена на основании признаков константности — вариативности и конкретности — обобщенности, присущих каждому из двух членов ассоциации. Выделены 4 семейства ассоциаций: константные, семивариативные, абстрактно-вариативные, конкретно-вариативные. Все семейства распадаются на две большие группы: константные и вариативные (обобщенные).


>Вторая классификация включает в себя три группы ассоциаций в зависимости от того, входит ли в их состав сознавание задания, и если входит, то в какие члены ассоциаций. Они названы альфа-, бета- и гамма-ассоциациями. Весьма важны для практики были его исследования по вопросам восприятия и применения цвета в архитектуре. В результате совместно с С.С. Алексеевым и Б.М.


Тепловым был создан специальный курс цветоведения для архитектурных вузов, в котором данные психологии и психофизиологии использовались для решения практических задач по цветовому оформлению архитектурных сооружений. Основные труды: "К вопросу о структуре восприятия", 1962; "О роли ассоциаций в процессах мышления", 1966.

С.В. Ильина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШЕЙН

Сообщение психологический словарь » Ср май 20, 2009 12:15 pm

ШЕЙН (Schein) Эдгар Г. (р. 1928) — американский психолог швейцарского происхождения. Специалист в области психологического консультирования, промышленной психологии, психологии личности и социальной психологии, психологического изучения социальных проблем. Один из основоположников организационной психологии.


Образование получил в Чикагском ун-те (бакалавр по общим проблемам обучения, 1947), которое продолжил в Стэнфордском унте (магистр в области социальной психологии, 1948) и завершил в Гарвардском ун-те (д-р в области социальной психологии, 1952). Является профессором кафедры менеджмента Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом ин-те. Чл. редкол. "Sloan management review". Соиздатель серии Массачусетского технологического ин-та "Organizational development" (с 1968). Ш. занимался научными исследованиями в самых разных областях, пытаясь прояснить взаимоотношения между индивидуумом и организацией.


Его ранние исследования были основаны на наблюдении за идеологическим поведением китайских коммунистов во время Корейской войны и изучением методик "промывания мозгов" корейским и китайским военнопленным ("Coercive persuasion", N.Y., 1961). Затем он обратился к проблеме организационных структур и показал, что используемые в менеджменте методы социализации очень напоминают идеологическое внушение. Занимался активной консультативной деятельностью в сфере бизнеса, написал один из первых учебников по организационной психологии, где помог прояснить концепцию консультативного процесса в области организационного развития ("Process consultation: Its role in organizational development ", 1969). Затем Ш. обратился к исследованию проблемы развития управленческой карьеры, которую изучал на основании наблюдений за карьерным движением 44 выпускников Массачусетского технологического инта. ("


;Career dynamics", 1978). Эти исследования, а также наблюдения за жизнью организаций, которые Ш. консультировал, привлекли его внимание к культуре этих организаций.

Он начал исследовать поддается ли она измерению, как развивается и можно ли ею управлять. В книге "Organizational psychology" (1965, 1970, 1980) Ш. дал интересный обзор этой сферы знания, подчеркнул сложность современных организаций, указал, что необходимо понимать феномен организации в действии, а не только ее структуру, если не хотим стать жертвами этого феномена. Динамику развития организации нужно понимать настолько, отмечал Ш., чтобы иметь возможность влиять на нее. Его дальнейшие исследования логично перешли от непосредственного анализа организационной культуры к изучению роли руководства организации и его влияния на процессы организационной культуры.

Организационная культура и лидерство теснейшим образом связаны друг с другом, лидер создает культуру и управляет ею, подчеркивает Ш. Результаты своих исследований на эту тему он публикует в книге "Organizational culture and leadership" (1985, в рус. пер. изд.: "Организационная культура и лидерство, СПб., 2002). Под культурой в данной работе Ш. понимает "паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия названных проблем".


В книге подробно описан метод исследования культуры (названный автором "клиническим"). Главные выводы: лидеры будущего должны будут находиться в процессе постоянного обучения, стимулировать к обучению своих сотрудников; обладать эмоциональной устойчивостью для управления собственными тревогами; обладать навыками анализа и изменения культурных представлений, умением вовлекать других и обеспечивать их соучастие; уметь постигать представления совершенно новых организационных культур. И наконец, чтобы выжить в неспокойном и разнообразном мире, необходимо понять свои собственные культурные представления, т. е. нужно вначале понять самого себя. Ш. также автор книг: "Professional education: some new directions", N.Y., 1972; " Clinical perspective in fieldwor", N. Park, Calif., 1987; "Process consultation", vol. 1—2, 1987—1988; "Career anchors (Revised), 1990; и др.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШЕЛЬСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Сб май 23, 2009 5:11 am

ШЕЛЬСКИЙ или Шельски Хельмут (1912-1984) - немецкий социолог, представитель биологически фундированной антропологической ориентации в философии и социологии, исследователь социологии культуры и общественных институтов.

Ш. спланировал и организовал в Билефельде университет с кафедрой социологии (1966-1968), ставший ныне крупнейшим социологическим центром в Германии. Признавая влияние американской эмпирической социологии, Ш. одновременно подчеркивал, что над эмпирическими исследованиями надстраивается общая социологическая теория, а над ней - "критическая теория социального", позволяющая понять и интерпретировать состояние сознания немецкого общества в конкретных условиях социальной реальности. В конце 1970-х Ш. пришел к пониманию необходимости развивать не только социологию, но и социальное познание в сторону "поведения и существования самого человека", включая критическую рефлексию субъекта, его нравственные качества, его деятельность по созданию и поддержанию социальных институтов.

Г.Н. Соколова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШЕПАРД

Сообщение психологический словарь » Пн май 25, 2009 4:31 pm

ШЕПАРД (Shepard) Роджер Н. (р. 1929) — американский психолог. Специалист в области когнитивной, теоретической и общей психологии, философии психологии, психологии искусства, математической и экспериментальной психологии. Образование получил в Стэнфордском ун-те (бакалавр, 1951) и Йельском ун-те (магистр, 1952; д-р философии, 1955). Преподавал психологию в Стэнфордском ун-те (профессор, 1971—1972).


Был президентом Психометрического общества (1973—1974). Имеет награды: "За выдающийся научный вклад", APA, 1976; Национальной академии наук, 1977; медаль Г.К. Уоррена Общества экспериментальных психологов, 1981. Будучи разносторонне одаренным человеком, Ш. разрывался между желаниями заниматься физикой, психологией и искусством. Его интересы в физике касались основных закономерностей физического мира; в психологии его занимало человеческое сознание с его богатыми возможностями творчества и накопления опыта как в области познания мировых законов (И.


Ньютон, А. Эйнштейн и др.), так и в области их создания (И.С. Бах, Л. ван Бетховен и др.). В итоге он совершил успешную попытку соединения всех трех областей. Ш. развивает идею, что способность мозга различать и создавать порядок, возможно, представляет собой эволюционное обобщение давно присущего миру порядка. Если это так, то любая последовательность ментальных событий, скрывающаяся за видимым разнообразием, может быть столь же абстрактной, как физические законы Ньютона или Эйнштейна.


Тогда мыслительные процессы, связанные с творчеством в искусстве и музыке могут быть сходными с принципами физики и геометрии. Ш. пытался доказать эту идею экспериментально. Он начал с изучения реального, кажущегося и воображаемого движения визуальных объектов в трехмерном пространстве, а затем продолжил исследование звуковых объектов (мелодий или аккордов) в метафорическом пространстве музыки ("Mental rotation of three-dimensional objects", Science, 171 / with J.


Metzer, 1971). Оказалось, что психологически предпочтительные движения соответствовали спиральным линиям, предписываемым абстрактной кинематической геометрией.

Результаты эксперимента показали, что существует универсальная связь между размерами, которые испытуемый приписывает совокупности раздражителей, и соответствующей неопределенностью их местоположения в абстрактном психологическом пространстве раздражителей. Результаты своих исследований Ш. изложил во многих статьях ведущих психологических журналов ("Psychometrika" 1952, 1957; "Journal of Mathematical Psychology" и др.) и монографиях: "Multi-dimensional Scaling: Theory and Applications in the Behavioral Sciences (2 vols) / with A.K. Romney, S.B.


Nerlove /, 1972; "Mental Images and their Transformating" / with L.A. Cooper /, 1982.

С.В. Ильина, Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШЕРИФ

Сообщение психологический словарь » Ср май 27, 2009 5:56 pm

ШЕРИФ (Sherif) Музафер (р. 1906) — американский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и социальный психологии. Образование получил в Турции: Международный колледж (бакалавр, 1926) и Стамбульский ун-т (магистр, 1929). Затем переехал в США и поступил в Гарвардский ун-т, где также получил магистерскую степень (1932). В 1935 г. защитил докт. дис. в


Колумбийском ун-те, после чего был стипендиатом фонда Рокфеллера (1935—1936), работал в Государственном департаменте (1945—1947), вел научные исследования, за которые получил награды APA им. К. Левина (1966) и "Почетную научную награду" (1968).

В 1978 г. — награда от Общества экспериментальной социальной психологии" — "Выдающемуся социальному психологу" и "За выдающийся вклад в социальную психологию" (ASA, 1978). Основная проблема, которая интересовала Ш., — нормативный характер человеческой деятельности. Люди, по мнению Ш., во всех областях жизни создают нормы или стандарты, взаимодействие которых определяет их мышление и даже сознание. Он провел исследование межгруппового поведения (известное как "Эксперимент пещеры грабителей") в летнем лагере, где 11-летние мальчики были распределены по разным домикам. В каждой группе быстро сформировались свои привязанности.


Во второй фазе мальчики принимали участие в состязании с призами и наградами. Ш. предсказал, что соревнование перерастет в конфликт, и через две недели это подтвердилось: нараставшая недоброжелательность переросла в словесные и физические стычки. В заключительной фазе исследования Ш. и его коллегам удалось уменьшить конфликтность, поставив перед каждой группой общую цель — ремонт водопровода, намеренно испорченного исследователями. Хотя это исследование подвергалось критике с методологических позиций (непродолжительность эксперимента, манипулирование обстоятельствами) оно тем не менее продемонстрировало, как межгрупповая конкуренция приводит к эскалации социальных конфликтов. Первые результаты исследований Ш. представил в книге "Psychology of Social Norms" (1936; переизданной в 1965, 1966, 1973). Дальнейшие его публикации были посвящены исследованию феноменов малых групп, в том числе: конформности ("Conformity — deviation norms and group relations".


In B. Bass, I. Berg "Conformity and deviation", 1961), лидерству и внутригрупповым отношениям ("Intergroup conflict and Cooperation: The Robbers Cave Experiment", 1961), референтным группам ("Reference groups: An exploration into conformity and deviation of adolescents", 1964), социальным установкам и их изменениям ("Attitude and attitude change: The social judgment-involvement approach" / with C.W.


Sherif, R. Nebergall, 1965), а также другим социальным, экономическим и политическим сферам. Он так же автор ряда статей и книг по социальной психологии.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШЕРКОВИН

Сообщение психологический словарь » Сб май 30, 2009 12:40 am

ШЕРКОВИН Юрий Александрович (1924—1998) — российский психолог, специалист в области социальной психологии. Д-р психологических наук (1971), профессор (1973). Участник ВОВ, награжден многими медалями, орденами "Красной звезды", "За отвагу", "Дружбы народов". В 1951 г. окончил


Ростовский-на-Дону государственный педагогический ин-т. С 1953 по 1958 г. — преподаватель кафедры спецподготовки Московского института внешней торговли при Министерстве внешней торговли и кафедры спецподготовки в МГИМО МИД СССР (1958—1966). С 1966 г. — доцент Института общественных наук при ЦК КПСС, где создал и возглавил группу (1966—1967), а позднее кафедру Общественной психологии и пропаганды (с 1967 — зам., а с 1975 — зав. кафедрой, которая являлась, по существу, первой в СССР кафедрой социальной психологии).


Специализировался в области психологии массовой коммуникации, общения, стихийного поведения. Исследовал проблемы внимания, восприятия, понимания и мнемических процессов в коммуникативном воздействии на массовые аудитории, выявил роль и соотношение убеждения и внушения в тех же процессах, проанализировал генезис и значимость слухов как специфического вида межличностной коммуникации. По результатам исследований защитил на факте психологии МГУ им. М.В. Ломоносова докт. дис. на тему "Психологические проблемы массовых информационных процессов" (1971) и опубликовал в 1973 г. монографию с тем же названием, переведенную на шесть языков. В ряде публикаций 1970—1980-е гг. уделял внимание психологии политических явлений и процессов и, в частности, социально-психологическим аспектам национализма и терроризма. Под его ред. в 1975 г. вышло первое учебное пособие по социальной психологии ("Социальная психология. Краткий очерк", в соавт., М., 1975).


Параллельно с отмеченными проблемами занимался вопросами психологии рекламы. С 1991 г., когда Институт общественных наук при ЦК КПСС прекратил свое существование, целиком переключился на эту проблематику, осуществлял сотрудничество с Институтом психологии АН СССР, фак-том психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и фак-том журналистики МГУ. Участвовал в международном научном обмене с исследовательскими учреждениями и ун-тами Болгарии, Чехословакии, Польши, Англии, Бельгии, Германии, США, Италии, Финляндии, Латвии, Эстонии, Анголы, Конго.


Автор монографий: "Наружная реклама. Трудное искусство простоты", М., 1995; "Политический терроризм: обвинение империализму", в соавт., М., 1983, пер. на англ., исп. и фр. языки.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ШЕРОЗИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 02, 2009 9:06 am

ШЕРОЗИЯ Аполлон Епифанович (1927—1981) — грузинский философ и психолог, специалист в области проблем бессознательного психического. Д-р философских наук (1967), профессор Тбилисского государственного ун-та (ТГУ, 1968). Чл.-кор. Германской академии психоанализа (Западный Берлин, 1979).


За большой вклад в развитие науки был посмертно награжден золотой медалью этой академии. Окончил ТГУ (1951) и аспирантуру. В 1955—1960 гг. работал н.с. Института философии АН Грузинской ССР. С 1960 г. преподавал философию в ТГУ, а также по совместительству работал в Институте психологии им. Д.Н. Узнадзе АН ГССР. В 1962 г. защитил канд., а в 1967 г. — докт. дис., опубликовав свои исследования в монографии "Философская мысль в Грузии в первой четверти XX века". Наряду с научно-педагогической, занимался организационно-литературной деятельностью: заведовал редакцией философии Грузинской советской энциклопедии (1968), участвовал в создании многотомных изданий, подготовленных Институтом философии АН СССР ("История философии" в 6-ти тт., "История философии народов СССР" в 5-ти тт. и др.). Проблема бессознательного первоначально заинтересовала Ш. в связи с исследованиями философских основ теории установки.


В последствии он начал разработку философских и психологических проблем сознания и бессознательного. В двухтомном труде "К проблеме сознания и бессознательного психического" (1969, 1973, тт. 1—2) изложил свою концепцию взаимоотношений, существующих между системой сознания и бессознательного психического. В следующей книге "Психика, Сознание. Бессознательное" (1979) предпринял концептуальный анализ понимания проблемы бессознательного, избрав в качестве исходного пункта теорию психоанализа и теорию неосознаваемой психологической установки. Антагонизму системы "сознание — бессознательное" в психоанализе Ш. противопоставлял синергизм этой системы в теории психологической установки, опираясь на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.


>Был одним из инициаторов и организаторов проведения 2-го Международного симпозиума по проблеме бессознательного (Тбилиси, 1979). В качестве зам председателя Оргкомитета и председателя Программного комитета очень много сделал для подготовки и проведения этого крупного форума психологов. Был ред. (совместно с А.С. Прангишвили и Ф.В. Бассиным) трехтомной коллективной монографии "Бессознательное: природа, функции, методы исследования", подготовленной к изданию в 1978 г. и содержащей материал, исходный для дискуссий на симпозиуме. Был избран представителем Советского Союза в Международной ассоциации динамической психиатрии и чл. редкол. интернационального журнала Академии психоанализа.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Exabot [Bot], Gabriela, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Мелиан, яра