Ч

ЧИСТЫЕ ПОНЯТИЯ РАССУДКА

Сообщение психологический словарь » Пн июн 08, 2009 3:57 am

ЧИСТЫЕ ПОНЯТИЯ РАССУДКА — вычленяемые в трансцендентальной аналитике Канта элементы или начала чистого рассудочного знания, "без которых нельзя мыслить ни один предмет".


Обособив рассудок в качестве особой познавательной способности, существующей хотя и в неразрывном единстве с чувственностью, но в то же время обнаруживающей некоторую независимость от нее, Кант выделяет затем из всей области знаний лишь те, которые именно в рассудке имеют свой источник.


Его трансцендентальная аналитика и являет собой попытку "расчленения" всего априорного знания на начала чистого рассудочного знания, а всей формальной деятельности рассудка на элементы, которые должны быть: 1) чистыми, а не эмпирическими, 2) принадлежать к мышлению (рассудку), 3) быть первоначальными понятиями, а не производными, 4) их таблица должна быть полной и заполнять всю сферу чистого рассудка. Причем, как считает Кант, эта полнота не может быть каким-то агрегатом знаний, полученных из опыта; она являет собой полноту только априорно-рассудочного знания как целого. Так как чистый рассудок, по Канту, сам составляет это самодовлеющее и абсолютно независимое от познания единство понятий, то и расширить его за счет каких-либо добавлений извне не представляется возможным.


Вся аналитика понятий выстраивается Кантом таким образом, чтобы раскрыть "тайну" происхождения Ч.П.Р., отыскивая их исключительно в самом рассудке как месте их происхождения и анализируя их продуцирование и применение к опыту. Таким образом, трансцендентальная аналитика вообще и аналитика понятий в частности становятся своего рода каноном оценки эмпирического применения рассудка, главная функция которого, согласно Канту, и состоит в подведении многообразного чувственного материала под единство понятия.


Рассматривая последние в качестве предикатов возможных суждений, Кант отыскивает единственный, как ему видится, путь к открытию основных Ч.П.Р. через исследование этих предикатов в главных видах суждений и выявление функции единства в суждениях. Каждая из четырех традиционно принятых в формальной логике форм суждений (количества, качества, отношения, модальности) и становится возможна только потому, что в ее основе лежит особое чисто априорное понятие синтеза, сочетающее данные чувственности с деятельностью рассудка.

Это единство чистого синтеза, составляющее главное условие познания являющегося предмета, оказывается возможным только благодаря Ч.П.Р., которые априори относятся к предметам и которых, по Канту, столько, сколько существует основных форм суждений. Таким образом, к предметам опыта мы всегда обращаемся с помощью имеющихся в нас неких формальных образований, которые только и сообщают всеобщность и необходимость многообразию чувственности.


Этими логическими формами нашего сознания являются Ч.П.Р. или категории, с помощью которых многообразие чувственности как бы просматривается и связывается; через присоединение все новых и новых представлений получается новое знание (как синтез многообразного в едином акте познания). Кант выделил четыре класса таких Ч.П.Р. или категорий: количества (единство, множество, цельность); качества (реальность, отрицание, ограничение); отношения (принадлежность и самостоятельное существование или субстанция и принадлежность, причинность и зависимость или причина и действие, общение, или взаимодействие между действующим и страдающим); модальности (возможность — невозможность, существование — несуществование, необходимость — случайность). Согласно Канту, эта таблица позволяет дать как бы полный план всей науки как целого, опирающейся на чистые априорные понятия, и разделить ее (эту науку) согласно определенным принципам. Она указывает все моменты и даже порядок спекулятивной науки и, более того, само чистое естествознание возможно только благодаря существованию этих категорий, являющихся субъективными условиями возможности всякого познания предметов, придающими ему объективную значимость. (См. также Трансцендентальная аналитика.)

Т.Г. Румянцева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Ср июн 10, 2009 9:50 pm

Чувствительность — 1) общая способность к ощущению; Ч. появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям; 2) в дифференциальной психологии и характерологии — повышенная готовность к аффективным реакциям; 3) в психофизике — величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различают абсолютную и дифференциальную (разностную) Ч. Классификация видов Ч. совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяют виды Ч., отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о Ч. к действию механических, оптических, химических, температурных и других стимулов. Ч. организма может быть оценена не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных психофизических процессов. В результате, как правило, получаются несколько различные показатели. Например, зрительная Ч., определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше Ч., оцениваемой на основании словесного отчета испытуемого. В последние годы благодаря использованию новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) в психофизике появились более обобщенные определения Ч., независимые от понятия "порог ощущения".

Б.М. Величковский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЧУВСТВО ЮМОРА

Сообщение психологический словарь » Вс июн 14, 2009 4:12 pm

Чувство юмора — в обычном словоупотреблении способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Ч. ю. неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности, например замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение и т. п. По отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Ч. ю. предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления (пошлость, цинизм и т. д.). Судить о наличии или отсутствии Ч. ю. можно по тому, как человек понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры, улавливает ли он комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и над собой, если сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная выраженность Ч. ю. свидетельствует как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности.

М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЧУЖИЕ РИСУНКИ

Сообщение психологический словарь » Пн июн 15, 2009 12:18 pm

Чужие рисунки — проективная методика исследования личности. Разработана Г. Е. Романовой и опубликована в 1993 г. Предназначена для обследования лиц в возрасте от 5 до 80 лет. Стимульный материал Ч. р. — черно-белые фотокопии (18×24) непрофессионально выполненных рисунков, которые предлагаются испытуемому под видом "семейного альбома", собранного неким лицом в течение всей его жизни.


Рисунки подобраны с опорой на возрастные особенности так называемого наивного рисунка на базе оригинальной изопродукции по результатам пилотажного исследования. Затем эксперты оценивали эти рисунки по следующим критериям: (1) вероятный проективный потенциал изображения; (2) опознаваемость изопродукции как реальной, соответствующей приписываемому возрасту; (3) вероятность тематического соответствия изображения значимым переживаниям соответствующего возраста; (4) частота присвоения данного изображения совокупно с другими одному и тому же автору; (5) общая композиция стимульного ряда.

Всего предлагается 7 готовых рисунков и два монотонно окрашенных листа, не имеющих изображений ("белый" и "черный"). Содержательно рисунки соответствуют определенному возрасту "исполнителя" и имеют диагностическая направленность:

1. Два "головоногих" существа. 2,5 года. "Первые воспоминания".

2. Рисунок семьи. 5 лет. "Детство", "праздник", "отношения с родителями", "отношения со сверстниками".

3. Бытовая сцена, фигуры детей, взрослых. 7 лет. "Школа", "отношения с авторитетом", "отношения со сверстниками".

4. Портрет подростка с бритой головой. 14 лет. "Созревание", "внешность", "познание внутреннего мира", "значимые отношения".

5. Женский портрет (подобный графике Пикассо или Матисса). 16 лет. "Взросление", "внешность", "познание внутреннего мира", "значимые отношения".

6. Два профиля, набросок. 22 года. "Значимые отношения", "отношения полов", "брак", "конфликт", "сомнение", "познание внутреннего мира".

7-б. Белая.


Воображаемый рисунок. Возраст и любые подробности об авторе на усмотрение обследуемого.

7-ч. Черная. Аналогично 7-б. Рисунки 7-б и 7-ч занимают онтогенетическую нишу взрослого человека.

8. Надгробие, набросок. 75 лет. "Итог жизненного пути", "потеря близких", "страх смерти", "мистика и оккультизм".

Испытуемому предлагается реконструировать предполагаемую ситуацию создания рисунка от имени анонимного "автора" и составить рассказ по картине в виде биографической ремарки устно или письменно.


Возможна вариация процедуры обследования в зависимости от его целей. В структуре процедуры обследования с помощью Ч. р. выделяется содержательно-диагностический блок (интерпретация) и поведенческий блок. Последний включает различные спонтанно возникающие и поддерживаемые экспериментатором формы "отреагирования" на возникающие в ходе обследования ситуации.

Предусмотрены специальные варианты процедуры с привлечением дополнительных методических средств. К ним относятся: 1) "Автор" — углубленная проработка образа "автора" рисунков как самостоятельная проективная процедура, например, описание личности "автора" с помощью стандартных личностных опросников; 2) "Настроение" — уточнение коннотативного значения для обследуемого экспериментальной ситуации и отдельных ее параметров, например, описание настроения "автора" с помощью теста Люшера; 3) "Мои рисунки" — прямая инструкция представить себя рисовальщиком, рассказать о рисунках как о своих, реконструировать ситуации, в которых они могли быть созданы; 4) "Пасьянс" — построение условной модели человеческой жизни (например, жизни "автора") с помощью уменьшенных копий (7×10) стимульного материала, раскладываемых испытуемым в произвольных комбинациях с последующим рассказом-комментарием.

Ч. р. создавались по подобию известных проективных техник (Гудинаф "Нарисуй человека" тест, Рисунок несуществующего животного, Тематический апперцептивный тест). Согласно концепции автора методики "Ч. р.", фантазирование на темы из жизни анонимного автора рисунков, а также "неумелость", нечеткость графики наивного рисунка актуализирует реакции отношения, оценочные суждения. Это способствует возникновению эффекта психологической защищенности у обследуемого и делает его поведение более спонтанным, а диагностическую процедуру открытой диалоговому взаимодействию.

При разработке интерпретационных схем рекомендуется выстраивать несколько линий анализа, имеющих автономную диагностическую ценность: близость рассказа собственному опыту, собственным переживаниям испытуемого; адекватность сюжета условно приписанному возрасту "автора" картинки; соответствие действующих персонажей изображенным на рисунке, степень их действительного пересечения, реальности взаимодействия в едином жизненном пространстве, преемственность в развитии сюжетов и персонажей от картинки к картинке и т. д.

Допускается групповое обследование с помощью слайдов. С помощью Ч. р. обследовано 254 чел. (студенты, представители разных профессий, пациенты психиатрических клиник) в возрасте от 5 до 80 лет.


Отмечается отсутствие каких-либо серьезных ограничений в применении и легкость идентификации рисунков как "своих". Процедура обследования провоцирует эмоциональную включенность обследуемых, возникновение катартического эффекта. Автор считает, что методика "Ч. р." позволяет очертить круг значимых переживаний личности, составить представление об особенностях мотивационно-потребностной сферы, психологическом возрасте и поле обследуемого, выявить предположительные зоны конфликта и психологического комфорта. Данные о валидности и надежности не сообщаются. Ч. р. рекомендуются к применению в клинической и консультативной практике.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЧУПРИКОВА

Сообщение психологический словарь » Чт июн 18, 2009 4:15 pm

ЧУПРИКОВА Наталия Ивановна (р. 1928) — российский психолог, психофизиолог, д-р психологических наук (1970), профессор (1979). Закончила отделение психологии философского фак-та МГУ (1951). С 1953 г. работает в психологическом институте РАО. С 1972 по 1985 г. заведовала лабораторией психофизиологии познавательных процессов, в настоящее время — ведущий научный сотрудник и руководитель группы института. Экспериментальные исследования, выполненные Ч. в лаборатории Е.И. Бойко, способствовали обоснованию представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и словесных раздражителей. В 1957 г. она защищает канд. дис. "Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека", а в 1969 г. — докт.: "


;Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека". В экспериментальных исследованиях, выполненных вместе с коллективом сотрудников, установлена зависимость выраженности и длительности следов кратковременной памяти в последействии непосредственных и словесных раздражителей от степени анализа воспринимаемого материала; усовершенствован метод тестирования локальной возбудимости в проекционных и словесных системах мозга ("Познавательная активность в системе процессов памяти", М., 1989, ред. и соавт.). Теоретически обосновано представление о психике как специфическом классе нервных процессов, несущих функцию отражения и организации на этой основе приспособительного поведения живого существа в процессах его взаимодействия с окружающим миром и координации многих процессов внутри организма. Развито положение о том, что процессы данного класса развертываются на всей вертикали уровневой нервной организации — от субнейронного до общемозгового у высших животных и человека; выдвинута гипотеза о качественном многообразии процессов данного класса, сопоставимом с качественным многообразием внутреннего мира человека.

Сформулирована идея о сознании как высшей системно-расчлененной форме отражательной деятельности мозга ("Психика и сознание как функция мозга", М., 1985). В работах по проблеме умственного развития развито представление о подчиненности хода умственного развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических когнитивных структурах как носителях умственного развития. Также автор монографий: "Слово как фактор управления высшей нервной деятельности человека", М., 1967; "Умственное развитие и обучение", М., 1995; "Психология умственного развития: принцип дифференциации", М., 1997.

В.А. Кольцова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЧУЧМАРЕВ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 23, 2009 6:13 pm

ЧУЧМАРЕВ Захарий Иванович (1888—1961) — российский психолог, специалист в области общей психологии, психофизиологии и психологии труда. Д-р биологических наук (1939), профессор (с 1927). В 1945—1960 — профессор кафедры психологии МГПИ им. Н.К.


Крупской. За научные разработки в области психологии летного труда был удостоен высшей награды страны — Ордена Ленина (1951). Закончил экстерном гимназию в г. Луганске, работал там учителем в школах, затем окончил психологическое отделение философского фак-та Московского ун-та (1915).


Считал себя учеником Г.И. Челпанова. Во время гражданской войны работал в госпитале Харькова санитаром. С 1923 г. был научным сотрудником в созданной А.И. Геймановичем психофизиологической лаборатории Харьковского психоневрологического ин-та, с 1927 г. — зав. этой лабораторией. Основное направление его научной деятельности в этот период связано с физиологией психических состояний человека, профессиональным утомлением и т. п. В частности, исследовались психологические и психофизиологические причины утомления и сбоев в работе клопферистов (телеграфистов-слухачей), переходивших на работу с более совершенными аппаратами. Экспериментально был установлен факт разнонаправленности изменений психических функций работающего человека в течение рабочего дня под влиянием трудовой нагрузки, а также в зависимости от уровня профессиональной квалификации и индивидуальных различий.

Исследование показало, что выявленные профессионально важные функции (память, внимание, пороги слуховой и зрительной чувствительности, скорость реакции и пр.) закономерно снижаются к концу рабочего дня у профессионально успешных, "сильных" клопферистов и не меняются либо даже несколько повышаются у неуспешных, "слабых" ("Психофизиологическое исследование труда телеграфистов-клопферистов" (в соавт. с В.А.


Лавровой), Харьков, 1927). Ч. показал, что изменение психических функций под влиянием трудовой нагрузки отражает величину "изнашивания" трудом человека. Он обнаружил признаки разных структурных особенностей работы психических функций, варианты их компенсации, замещения, доминирования у людей разных профессий и их динамику в течение дня.


Предложил отказаться в психотехнике от "теории способностей в пользу точки зрения целостной реакции с компенсирующим замещением ее моментов в отношении друг друга".


В целях прогнозирования профпригодности выдвинул идею подбора работников, которые по "своей природной психофизиологической структуре дают максимум продукции при минимуме своего изнашивания". Ч. удалось с помощью психогальванометрии показать специфические различия интеллектуальных и эмоциональных состояний, зафиксировать изменения "общего нервнопсихического тонуса организма" в процессе лабораторных проб на эргографе. При этом были обнаружены яркие проявления индивидуальных различий испытуемых, сопоставимые с особенностями их темперамента, специфические проявления некоторых форм патологии и различных психических состояний: депрессивных аффективных состояний, состояний усталости, волевых усилий в работе ("Подкорковая психофизиология. Экспериментальное изучение поведения энцефалитиков-паркинсоников", М, 1928).


В 1929 г. Ч. был приглашен в Москву на должность профессора Агропедагогического ин-та при Тимирязевской с.-х. академии, где возглавил лабораторию психотехники (1930—1933).

Опубликовал книги, подводящие итог исследованиям того периода: "Психофизиология труда", М., 1930; "Марксизм, психофизиология и условные рефлексы", М. — Л., 1930. После ликвидации психотехнической лаборатории преподавал психологию в МИФЛИ и во 2-м МГУ. Незадолго до войны ему была поручена разработка закрытой темы, связанной с трудом военных летчиков. Ч. разработал методику определения индивидуальной длительности реакций на сигнал у летчиков и парашютистов, которая сразу была внедрена в практику подготовки летного состава. По совокупности работ, связанных с этой проблематикой, ему была присуждена степень д-ра биологических наук (1939). С 1938 г. книги Ч. были отправлены в спецхран и не публиковались в связи с тем, что в них имелись ссылки на Н.И.


Бухарина. Только в 1988 г. был издан указ о передаче трудов Ч. из спец. фондов в общие фонды библиотек.

О.Г. Носкова, Е.З. Чучмарева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЧХАРТИШВИЛИ

Сообщение психологический словарь » Вс июн 28, 2009 2:22 am

ЧХАРТИШВИЛИ Шалва Ноевич (1910—1979) — грузинский психолог, д-р психологических наук (1956), профессор (1957). Закончил педагогический фак-т Кутаисского педагогического ин-та. В 1955—1957 гг. был проректором и заведующим кафедрой педагогической психологии Кутаисского педагогического ин-та. С 1958 по 1979 г. руководил отделом педагогической психологии


Института психологии им. Д.Н. Узнадзе АН Грузии. Засл. деятель науки, лауреат Государственной премии им. Я. Гогебашвили. Исследовал вопросы педагогической психологии, психологии поведения и мотивации и психологии установки. Ч. — автор оригинальной концепции воли, суть которой заключается в постулировании двух энергетических источников деятельности человека, соответствующих импульсивному и волевому поведению.


В качестве мотива волевого поведения выступают объективные ценности, приобретающие побудительную силу в процессе воспитания. Ч. изучил процесс формирования воли через систематическое осуществление так называемого "двойного поведения". Им разработана оригинальная методика "альбома" для измерения силы выдержки у детей. Обоснована "динамическая модель установки", согласно которой установка имеет текучую, изменяющуюся в соответствии со спецификой ситуации структуру, обеспечивающую целесообразность поведения. Ч. применил ряд новых методик при экспериментальном исследовании эффектов установки. Автор трудов: "Проблема мотива волевого поведения", 1958; "Некоторые опорные проблемы психологии установки", 1971; "Социальная психология воспитания", 1974.

И.В. Имедадзе

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Алекс7777 (Бальзак), Exabot [Bot], GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Istanaro, Kарина, Kroшka, Start_error, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Пономарь, Феликс