Ц

Ц

Сообщение психологический словарь » Пн май 11, 2009 5:11 am

Ц

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦВЕТКОВА

Сообщение психологический словарь » Вт май 12, 2009 10:29 am

ЦВЕТКОВА Любовь Семеновна (р. 1929) — российский психолог, специалист в области нейропсихологии. Д-р психологических наук (1970), профессор (1976). Засл. профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (1996). Чл. Международного общества нейропсихологов (1990). Чл. РИСО издательства "Патолингвистика" (ФРГ), чл. редкол. ряда иностранных научных журналов. Лауреат Ломоносовской премии МГУ им. М.В. Ломоносова (1973). Окончила отделение психологии философского фак-та МГУ (1953). Работает на кафедре нейро- и патопсихологии фак-та психологии МГУ. Ученица А.Р. Лурия. Под его руководством защитила канд. дис.: "Психологический анализ восстановления речевых функций после локальных поражений мозга" (1962). В 1970 г. защитила докт. дис.: "Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга". Занимается изучением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга ("Нейропсихология и восстановление высших психических функций", М., 1990). Разрабатывает научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, ведет поиск методов его научного обоснования, а также исследует нейропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных ("Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга" (совм. с А.Р. Лурия, 1966). Автор ряда монографий и учебных пособий: "Нарушение и восстановление счета. (При локальных поражениях мозга"), М., 1972; "Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность", (учеб. пос., 1985); "Нейропсихология и восстановление высших психических функций", М., 1990 и др.

О.Г. Носкова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦВЕТОУКАЗАНИЯ НА НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБСТВЕННЫМ ТЕЛОМ. ТЕСТ

Сообщение психологический словарь » Ср май 13, 2009 9:06 pm

Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом. Тест (The Color-A-Person body dissatisfaction Test, CAPT) — невербальная методика, предназначенная для оценки уровня удовлетворенности (неудовлетворенности) своим телом. Опубликована О.


Вулей и С. Роллом в 1991 г.

Стимульный материал теста состоит из двух изображений (фронтального и латерального) человеческого тела, мужского и женского, на листе бумаги размером 27,9×43,2 см. Размер рисунка женской фигуры 36,8 см, мужской — 41,9 см. Испытуемому предлагают пять карандашей (голубой, зеленый, черный, желтый и красный) и просят раскрасить изображенную фигуру соответствующего пола.


При этом красный карандаш используется в том случае, когда испытуемого крайне не удовлетворяет какая-либо часть (части) тела. Окрашенные этим цветом части тела оцениваются в 5 баллов. Желтый цвет — часть тела не удовлетворяет (4 балла), черный — нейтральное отношение (3 балла), зеленый — удовлетворяет (2 балла), голубой — весьма удовлетворяет (1 балл). С помощью теста определяются 3 показателя неудовлетворенности телом.


Общий: рассчитывается среднее значение для всех 16 частей тела. Также вычисляются два комбинированных показателя (CAPT Score 1 и CAPT Score 2). Первый из них представляет собой среднее арифметическое оценок следующих частей тела: область живота, верхняя часть бедра, ягодицы, нижняя часть бедра. Второй включает остальные части тела за исключением генитальной области, т. е. волосы, лицо, ступни, голени, кисти рук, предплечье, плечо, плечевой пояс, грудь (грудная клетка) и верхняя часть живота.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт май 15, 2009 8:00 am

Целеобразование — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Ц. может быть как непроизвольным, так и произвольным, характеризоваться временной динамикой. Существует ряд механизмов Ц.: превращение полученного требования в индивидуальную цель, выбор одного из имеющихся требований, превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании, превращение побочных результатов действия в цель, преобразование неосознанных предвосхищений в цель, выделение промежуточных целей, переход от предварительных к окончательным целям, образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования Ц. образуют одно из важных направлений психологического анализа деятельности (индивидуальной и совместной): изучаются зависимость Ц. от мотивации деятельности, роль эмоций в актах Ц., оценки достижимости результата, соотношение общих и конкретных целей. Анализ Ц. ведется в функциональном плане, в плане исторического развития психики, онтогенетического развития психики и биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.

О.К. Тихомиров

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Сообщение психологический словарь » Пт май 15, 2009 5:55 pm

Целостная психология — общее название для ряда школ и направлений в психологии, предложивших и обосновавших целостный подход к анализу различных явлений человеческого сознания и поведения. К ним относят Лейпцигскую школу, гештальтпсихологию, школу К. Левина. Австрийскую школу, которая поставила проблему целостности в психологии, но осталась в основном на позициях элементаризма, следует рассматривать как непосредственную предшественницу Ц. п.

Е.Е. Соколова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс май 17, 2009 11:56 pm

Целостность восприятия — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Проблема Ц. в. впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии. Однако здесь Ц. в. выступала как изначальное его свойство, определяемое законами сознания. Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому.


Образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Так, наблюдатель, который по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение его рук, туловища и даже характер его походки. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта.

Б.М. Величковский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД

Сообщение психологический словарь » Вт май 19, 2009 4:52 pm

Целостный подход (в психологии) — совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Основные составляющие Ц. п.: 1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и "степени" ее целостности: является ли данное целое (система) "суммативным" (целое равно сумме своих частей, как понимались, например, ассоциативные образования в ассоциативной психологии), "организованным" (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их — так понималось гештальт-качество в Австрийской школе), "органическим" (части не могут существовать вне целого — психологическое поле, гештальт в гештальтпсихологии); 2) выделение "целостных" единиц анализа, которые несут в себе основные свойства этого целого (как молекула воды несет в себе свойства воды, а атомы водорода и кислорода таковыми свойствами не обладают); 3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития (законы "психологического поля" в гештальтпсихологии, эмоции и "структуры" в Лейпцигской школе, "ведущая деятельность" в концепции Д.Б. Эльконина и др.); 4) законы развития целого. Ц. п. был введен в психологию гештальтпсихологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и другими школами (в культурно-исторической концепции Л.С.


Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, "описательной психологии" В. Дильтея, гуманистической психологии и др.). Определенной проблемой представляется соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются как синонимы, более обоснованной представляется точка зрения, считающая Ц. п. составной частью более общего системного подхода, который исследует не только целостность систем, но и другие их свойства и компоненты (например, феномен обратной связи, функции того или иного элемента в системе и т. п.).

Е.Е. Соколова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ

Сообщение психологический словарь » Чт май 21, 2009 1:41 pm

Целостный подход к человеку (в клинической психологии) — рассмотрение клиента как существа природного (телесного) и как социального индивидуума (принадлежащего той или иной культуре, обществу) и субъекта психической, духовной (творческой и сознательной) деятельности. Каждый человек в единстве этих сфер обладает уникальной неповторимостью.


Феномен человека определяется его многогранностью, сложной организацией как природного явления, социального и душевно-духовного образования. Разумность, свобода воли, способность к творчеству, использование речи, ориентированность не только на потребности, но и на ценности и смыслы — выделяют человека из животного мира. Человек — существо рефлексивное и активное, постоянно использует при организации своего поведения знания о себе.


Поэтому в отношении его не подходит только инженерная установка (овладеть, подчинить) или естественнонаучная (изучить механизмы функционирования). При изучении человека необходимо исследовать и взаимоотношения, процесс взаимодействия с ним, поскольку он не "объект" изучения, а активный его соучастник.


>Базисным для процесса психологической помощи клиенту является диалог с ним.


Клинический психолог активно использует данные естественных наук о биологической организации и функционировании организма (генотипические особенности психики, поведения, которые определяются наследственно, зависят от анатомии и физиологии), а также данные общественных наук о законах общественного развития (зависимость психики, поведения человека от его места в обществе, социальной роли, вида деятельности, в которой участвует, от его взаимоотношений с другими людьми). В последние годы все чаще говорят и о духовном измерении психики.

Духовность — (с точки зрения материализма) это высший уровень развития и саморегуляции личности. Основными мотивационно-смысловыми регуляторами жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Один из основателей западной философии Платон в сформулированной им триаде высших ценностей назвал истину, красоту и добро.


Согласно А. Маслоу, духовность связана с такими высшими бытийными ценностями как истина, добро, красота, единство противоположностей, совершенство, простота и т. д. и пиковыми переживаниями, характерными для самоактуализирующейся личности. В. Франкл рассматривает духовность как высшее смысловое измерение человека, надстраивающееся над телесными и душевными (психическими) измерениями. Надиндивидуальные желания еще называют "высшими побуждениями" или "метамотивами".


Игнорирование метамотивов лишает человека чего-то жизненно необходимого для его благополучия, приводит к задержке в развитии, может вызвать "метапатологии". А. Маслоу, изучая на период обследования телесно здоровых людей, обнаружил десятки специфических метапатологий (нигилизм, ощущение бессмысленности жизни, цинизм, недоверие к другим людям, чувство отчуждения от окружающего мира, безнадежное отношение к будущему, др.).

Поскольку человек является сложной многоуровневой системой, то существует иерархия этих уровней, взаимосвязь которых активно изучается. Так, культурно-историческая концепция развития психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р.


Лурия) доказала, что натуральные (биологические) функции человека, прижизненно превращаясь в собственно человеческие, культурно детерминированные, радикально меняются (трансформация биологически детерминированной функции в культурно детерминированную осуществляется, в частности, через знаково-символическое опосредствование). Эмпирические исследования, выполненные в рамках этой концепции, доказали, что психическую систему можно рассматривать как надсистему по отношению к биологической подсистеме.

Профессиональная работа клинического психолога включается в комплексную помощь человеку. Слово "исцеление" и слово "целый" происходят из одного корня; быть исцеленным — означает быть целым, когда ничего не недостает. Парацельс говорил: "Пока мы не познаем состояние нашей гармонии, мы, в лучшем случае, можем освободить вас от вашей болезни, потому, что ваша внутренняя гармония является источником вашего здоровья".

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕЛЬ

Сообщение психологический словарь » Пт май 22, 2009 3:29 am

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. В психологии понятие Ц. также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат (образ "потребного будущего", по Н.А. Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма. Представления о Ц. как предвосхищаемом полезном результате используются при анализе биологической предыстории возникновения осознаваемой цели человека и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных поведенческих актов. Понятие о Ц. как осознаваемом образе предвосхищаемого результата служит при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности. Основой формирования Ц. у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира.

А.Г. Асмолов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО

Сообщение психологический словарь » Пн май 25, 2009 9:50 pm

Ценностно-ориентационное единство — один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем Ц.-о. е. служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень Ц.-о. е. выступает важным источником интенсификации внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности. Ц.-о. е. не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов, привычек и т.п. членов группы. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей.

А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Сообщение психологический словарь » Вт май 26, 2009 8:02 am

Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие Ц. о. было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценостей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя Ц. о. рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надиндивидуальных ценностей, понятия ценностей и Ц. о. различались либо по параметру "общее — индивидуальное", либо по параметру "реально действующее — рефлексивно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым и эвристичным является восходящее к К.Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а Ц. о. — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности. Ц. о. личности формируются в процессе социализации через усвоение ценностей общества, референтных социальных групп и общечеловеческих ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, в социальных нормах, обычаях, традициях, обрядах и др. Усвоение определенной ценности подразумевает осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность по законам данной ценности (добра, справедливости, порядка, прогресса и др.), выступающей как эталон должного. Ц. о. личности образуют устойчивую иерархически организованную систему, изменения в которой сопряжены с изменениями личности в целом. Вместе с тем существует факт расхождения реально побуждающих человека ценностей и отражающихся в его сознании Ц. о., порождающий методическую проблему расхождения между декларируемыми Ц. о. и реальными ценностями.

Эти расхождения объясняются целым рядом причин: 1) Когнитивными: в силу недостаточно устоявшейся и структурированной системы личностных ценностей и/или недостаточно развитой рефлексии человек может плохо отдавать отчет в реальной роли и значимости тех или иных ценностей в его жизни. 2) Психодинамическими: значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться благодаря действию механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты. 3) Полифоническими: в сознании любого человека присутствуют ценностные представления самого разного рода, в том числе собственно Ц. о., более или менее адекватно отражающие собственные личностные ценности субъекта, ценности других людей, ценности разных больших и малых социальных групп, признаваемые личностью, но не всегда принимаемые ею в качестве собственных жизненных целей и принципов, а также ценностные стереотипы и ценностные идеалы, отражающие ценность для человека самих ценностей в отвлечении от образа своего Я. Разнородные ценностные представления в индивидуальном сознании смешиваются, что затрудняет адекватную рефлексию собственных ценностей. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение в Ц. о. истинных ценностей, движущих личностью, так и осознаваемая ориентация на внешним образом усвоенные ценности, не интегрированные в структуру личности и не являющиеся реальными регуляторами ее жизнедеятельности. Диагностика Ц. о., в отличие от реальных ценностей, сравнительно проста.


Наиболее надежны методы, основанные на попарном сравнении, затем — на прямом ранжировании ценностей по субъективной значимости. К числу наиболее популярных как в России, так и во всем мире относится методика изучения Ц. о. путем прямого ранжирования М. Рокича, позволяющая легко и быстро выявлять как индивидуальные иерархии Ц. о., так и обобщать групповые данные. Результаты экспериментальных исследований показывают существенную зависимость Ц. о. от пола, возраста, дохода, образования, культуры, религиозных убеждений, некоторых личностных черт.

Д.А. Леонтьев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕННОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Пт май 29, 2009 2:45 pm

Ценность — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. В различных подходах Ц. рассматривается как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает Ц. или является Ц.); как любой значимый предмет или предмет особого рода; как социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование. Основной вопрос философского анализа проблемы Ц. заключается в понимании ее природы. В субъективном переживании ориентации на Ц. содержится некоторая двойственность: с одной стороны, она переживается субъектом как свободное проявление его индивидуальности, с другой стороны — как нечто высшее, трансцендентное индивидуальному Я, как императив, которому субъект следует в своих поступках. Абсолютизация одного из этих двух моментов присуща крайним подходам к проблеме Ц. в философии: в одном случае Ц. трактуется как чисто субъективный феномен, порождение индивидуального сознания, в другом — как особая объективно-идеальная сущность, трансцендентная материальному миру.

Односторонность и кажущаяся противоречивость идеалистических трактовок природы Ц., а также утилитарно-психологической трактовки, видящей в Ц. лишь отражение потребностей субъекта, преодолеваются в социокультурном подходе к Ц. Признавая объективный и трансцендентный характер Ц. по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, социокультурный подход рассматривает Ц. как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, в том числе человечества в целом, каждая из которых выступает в этом процессе как единый совокупный субъект. Будучи порождением жизнедеятельности социума, Ц. отражают в себе ее особенности, характерные для данного социума и общие для всех его членов. Система Ц., характеризующих исторически конкретную социальную общность, представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и социальных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни. Можно говорить о двух формах Ц. Во-первых, Ц. выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и присутствующее в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие Ц. могут быть как общечеловеческими, "вечными" (истина, красота, справедливость) так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых, Ц. предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых, мировоззренческих и т. п.). Другим основанием классификации Ц. выступает классификация социальных общностей, отражением жизнедеятельности которых они являются.


Наиболее общими являются общечеловеческие Ц. Их универсальность и неизменность отражает некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлежности.

Вместе с дифференциацией образа жизни людей, принадлежащих к различным социальным общностям, дифференцируются и Ц., порождаемые конкретным общественным укладом и отражающие его специфику. Можно говорить о системе Ц., характеризующих не только историческую эпоху, социально-экономический уклад, классовых, национальных и т. д. Ц., но также о специфических Ц. профессиональных и демографических групп (например, молодежи, пенсионеров) и других объединений людей, в том числе с асоциальной направленностью. Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда противоречивых Ц. Социальные Ц., преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных Ц. Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия личностных Ц., которые выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности, социокультурными регуляторами, формой представленности последних в психологической структуре личности. Система личностных Ц. складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных Ц., объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Этот процесс является существенной составной частью процесса социализации личности.

В структуре зрелой, развитой личности Ц. выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ею новых объективированных предметных форм Ц. Таким образом, взаимодействие личности и социальных общностей выражается во взаимопереходах социальных и личностных Ц. Становление системы Ц. в процессе индивидуального развития происходит путем интериоризации ценностей больших и малых социальных групп и превращения их в источники индивидуальной мотивации, наряду с генетически более ранними индивидуальными потребностями. В структуре мотивации Ц. выполняют те же функции, что и потребности, отчасти занимая их место. Процесс интериоризации социальных Ц., превращения их в личностные Ц. и вытеснения последними потребностей может идти с отклонениями, порождая девиантные структуры личностных Ц. Как нормальное, так и девиантное развитие Ц. сферы личности происходит под опосредующим влиянием Ц. первичных малых групп, в которые индивид включен на ранних этапах развития, в первую очередь семьи. Как правило, личностные Ц. характеризуются высокой осознанностью, отражаясь в сознании в форме Ц. ориентаций. Ц. ориентации, выполняющие функцию осознанной ценностно-нормативной регуляции социального поведения личности, отражают, помимо личностных Ц., также широкий круг социальных Ц., признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных жизненных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных Ц. в сознании, так и ориентация в плане сознания на Ц., не являющиеся реальными мотивами деятельности личности.

Д.А. Леонтьев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕНТР СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ БГУ

Сообщение психологический словарь » Пн июн 01, 2009 7:41 am

ЦЕНТР СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ БГУ (далее - ЦСПИ) - социологическая структура в РБ, созданная в 1996. Директор ЦСПИ - Д.Г. Ротман (см.). В состав ЦСПИ входят: отдел социально-политических проблем, отдел социально-экономических и социокультурных проблем, отдел обработки информации, служба опросной сети, служба контроля качества сбора информации, служба обеспечения исследований.

В ЦСПИ работают 22 научных сотрудника и лаборанта, а также 190 интервьюеров, проживающих во всех регионах РБ.


Исследования проводятся с использованием как количественных (массовые опросы), так и качественных (глубинные интервью, фокусированные интервью, анализ документов, наблюдение) методов. Сбор социологических данных осуществляется по национальным и региональным выборкам. Обработка информации проводится с использованием пакета программ SPSS.

ЦСПИ исполняет исследовательские проекты, финансируемые из средств государственного бюджета, а также осуществляет научные разработки по заказам государственных органов, общественных организаций, предприятий и фирм. ЦСПИ сотрудничает с вузовскими социологическими центрами России, Украины, Казахстана, Армении, Грузии, Молдовы, имеет тесные исследовательские контакты с социологическими службами Австрии, Германии, Великобритании, Франции, США и др.


>В область научных интересов ЦСПИ входят исследования проблем политики, образования, межнациональных отношений, религии, молодежи, структуры общества, здоровья населения. ЦСПИ проводит исследования последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также исследования в области маркетинга и рекламы.

Сотрудники ЦСПИ осуществляют разработку методологических и методических подходов к организации и проведению социологических исследований. Ими написаны и изданы монографии по проблемам оперативных социологических исследований, электоральных исследований и т.д.

Л.Н. Михейчиков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Сообщение психологический словарь » Ср июн 03, 2009 7:19 pm

Центральная нервная система (systema nervosum centrale) — часть нервной системы позвоночных, представленная скоплением нервных клеток, образующих головной и спинной мозг.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЦЕНТРАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Пт июн 05, 2009 9:34 pm

Центрация [лат. centrum — центр круга] — эффект, описанный в гештальтпсихологии немецкими психологами В. Келером и М. Вертгеймером при исследовании зрительных иллюзий. Суть эффектов Ц. заключается в том, что элементы, на которых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными: поле восприятия как бы расширяется в зоне "фокуса внимания" при одновременном сжатии и некотором искажении периферийной части поля. Следствием Ц. является частичная деформация воспринимаемого объекта, возможность появления "систематических ошибок" в оперировании с его образом и практической деятельности с ним. Гештальттеоретики отмечали наличие эффектов Ц. не только в экспериментальных исследованиях восприятия, но и в полевых исследованиях мышления, а также и как более широких явлений культуры. Для всех этих случаев способ "центрирования" определял внутреннюю структуру ситуации, задавал характер отношений и связей, а также функциональное значение каждого элемента.

Е.Н. Емельянов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], rough, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]