Ф

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Чт июн 18, 2009 6:05 am

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат. falsus - ложный и facio - делаю) - научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям. Принцип фальсифицируемости (Поппер - см.) выступал критериальным основанием дифференциации науки и философии ("метафизики"). Поппер ввел понятие "Ф." в дисциплинарный оборот, отталкиваясь не от стратегии подтверждения, а (в духе концепции опровержения - идеи "огненной пробы" Ф. Бэкона) ориентируясь на поиск опровергающих материалов.

Согласно Попперу, процедура Ф. достаточно однозначна: если совпадение опыта и теории (технология верификации) можно истолковать в контексте интерпретации опыта на основе теории, то их расхождение (технология Ф.) свидетельствует о неадекватности выводов и предположений самой реальности, отторгающей их. С точки зрения Поппера, "утверждения или системы утверждений сообщают информацию об эмпирическом мире, только если они способны приходить в столкновение с опытом; или, более точно, только если они могут систематически проверяться, то есть, так сказать, если они могут быть подвергнуты... испытаниям, которые могут иметь результатом их опровержение".

Привлекательность Ф. проистекала из ее несоизмеримо большей однозначности: верификация была способна лишь увеличить меру вероятности нашей субъективной уверенности в собственной правоте. Ф. поэтому трактовалась Поппером как путь минимизации количества заблуждений и ошибок и обретения истины. Абсолютизация Поппером "негативного опыта" фальсифиционизма не избежала недооценки четкого разграничения формальных и содержательных суждений, сопряженной с упреками критиков в отсутствии "непредпосылочности".


Так, согласно Айеру, "когда мы принимаем определенные наблюдения как доказательство того, что данная гипотеза ложна, мы предполагаем существование некоторых условий. И хотя в любом данном случае чрезвычайно невероятно, чтобы это допущение было ложно, логически это не невозможно". Одновременно, как и верификация, процедура Ф. могла быть бесплодно бесконечной в беспредельном диапазоне защитных интерпретаций приверженцев той или иной научной теории.

В дальнейшем (А. Айер, 1968) Ф. была редуцирована до требования к научной гипотезе, чтобы она была такова, чтобы "нетривиально фигурировать в теории, которая, взятая как целое, такова, что истинность определенных утверждений наблюдения рассматривалась бы как достаточное основание для ее отвержения". Тем не менее отсутствие у Ф. прескриптивной ценности - невозможность ее функционирования в качестве предписания вне контекста наличных научных практик, а также ее неспособность фундировать обобщения "метафизического" порядка - обусловили преходящее значение идеи Ф. См. Теория, Гипотеза, Верификация.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАНАТИЗМ

Сообщение психологический словарь » Вс июн 21, 2009 10:31 am

Фанатизм [лат. fanum — жертвенник] — непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении. Ф. сопряжен с готовностью к жертвам; преданность идее сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим достижению общей цели. Ф. — феномен групповой психологии. Для фанатиков, которые находят поддержку во взаимном признании, характерна повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации, подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной. Ф. нередко носит идеологическую (в том числе религиозную) окраску.

А.А. Брудный

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАНТАЗИИ ДЕТСКИЕ

Сообщение психологический словарь » Пн июн 22, 2009 1:38 am

Фантазии детские [греч. phantasia — воображение] — 1) синоним воображения; 2) специфические продукты работы воображения у детей в процессе деятельности сознания, концентрирующегося не на отражении объективной реальности, а на преобразовании ее качеств, свойств и элементов. Ф. д. возникают в ходе реализации ребенком определенных жизненных и творческих задач. Богатство и оригинальность Ф. д. определяется уровнем творческой активности детей, их личной одаренностью и индивидуальным жизненным опытом. Ф. д. выступают предметом диагностики умственного, эмоционального, творческого и личностного развития ребенка, а также объектом патопсихологических исследований, позволяющих фиксировать нарушения в работе сознания у больных детей. В аналитической психологии фантазия (в том числе детская) трактуется как специфический продукт самоизображения бессознательного, образованного забытыми или вытесненными переживаниями.

Т.В. Ермолова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАНТАЗИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс июн 28, 2009 12:34 pm

Фантазия [греч. phantasia — воображение] — 1) способность к творческому воображению; 2) продукт воображения, мечта, выдумка, нечто неправдоподобное; 3) в искусстве — импровизация на какую-то тему. Ф. изменяет облик действительности, отображенной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Ф. позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая Ф., в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимися в процессе деятельности. В сфере патопсихологии Ф. больных служит предметом диагностического исследования. С точки зрения аналитической психологии, Ф. — самоизображение бессознательного, образованного забытыми или вытесненными личными переживаниями и архетипами коллективного бессознательного. Ф. возникают при снижении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред).

А.А. Брудный

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАНТИ

Сообщение психологический словарь » Чт июл 02, 2009 11:38 am

ФАНТИ (Fanti) Сильвио (1919—1997) — итальянский психоаналитик. Основатель микропсихоанализа. Окончил медицинский фак-т Цюрихского ун-та. Специализировался по психиатрии, хирургии мозга и гинекологии. Изучал теологию и философию. Психоаналитическое образование получил в Нью-Йорке и Женеве. Практиковал психоанализ. В 1953 г. осуществил модернизацию методики и техники классического психоанализа, которая в конечном счете привела к созданию микропсихоанализа и соответствующих концепций, интерпретирующих энергетическую организацию человека, его психобиологический диапазон и основные виды деятельности в контексте энергетической связи "инстинкта попытки", "нейтрального динамизма пустоты" (как универсальной опоры) и "влечений" (к смерти — к жизни). Увеличил частоту и продолжительность сеансов психоаналитически ориентированной терапии. Широко использует различные автобиографические (личные) материалы пациентов и практикует анализ их родственников, друзей и др. лиц, направленный на исследование "попыток" как основной формы человеческой жизнедеятельности.


Практикует микропсихоанализ в различных странах Европы и США. Является почетным председателем Международного микропсихоаналитического общества, основанного в 1973 г. Автор книг по проблемам микропсихоанализа, в том числе: "Словарь психоанализа и микропсихоанализа", 1984, в рус. пер. издан в 1997; "Микропсихоанализ" (в рус. пер. издан в 1995) и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАНТОМНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс июл 05, 2009 11:48 pm

Фантомные нарушения — ложные ощущения (боль, зуд, анемия, судороги и др.) со стороны несуществующей части тела (например, после ампутации конечности). Ф. н. могут принимать навязчивый, тягостный характер. Отсутствующая конечность или ее часть могут ощущаться вполне реально. В некоторых случаях возможно воспроизведение характера боли, наблюдавшейся у больного до ампутации. Причиной Ф. н. могут быть образовавшиеся в месте перерезки нервных волокон разрастания (невромы), залегающие в рубцующейся ткани, очаги воспаления, нарушения кровообращения, а также механическая травматизация измененных нервных волокон. Значительная роль в формировании Ф. н. принадлежит представлению индивида о собственном теле, зафиксированному в процессе развития.

Л. Ф. Бурлачук

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАРБЕР

Сообщение психологический словарь » Ср июл 08, 2009 11:24 am

ФАРБЕР Дебора Ароновна (р. 1924 г.) — российский физиолог и психолог, д-р биологических наук (1968), профессор (1971), чл.-кор. АПН СССР (1989), д. чл. РАО (1992). С 1993 г. — член Президиума РАО. Зав лабораторией НИИ физиологии детей и подростков (1964—1993). Гл. н. с. Института возрастной физиологии РАО (с 1993). Окончив биологический фак-т МГУ им. М.В.


Ломоносова по специальности физиология животных (1947), работала в токсикологической лаборатории Института питания АМН СССР (1947—1949). С 1949 г. зав. виварием Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. В 1954 г. Ф. — ассистент кафедры анатомии и физиологии Белорусской сельскохозяйственной академии. С 1956 г. — м.н.с. Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. В 1957 г. защитила канд. дис. на тему "


;Электрическая активность сетчатки при наличии очага местного возбуждения в зрительном нерве и корковом конце зрительного анализатора" и поступила на работу в НИИ акушерства и гинекологии Минздрава СССР. С 1964 г. зав. лабораторией НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР (ныне Институт возрастной физиологии РАО). В 1966 г. защитила докт. дис. "Электрическая активность мозга в раннем онтогенезе". С 1978 по 1990 г. руководила комплексной программой исследований по проблеме "Физиология развития детей". Основные работы Ф. посвящены исследованию функционального развития мозга в возрастном диапазоне от рождения до 17 лет, а также изучению нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих формирование когнитивных процессов.

Результаты этих исследований отражены в монографиях: "Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе", М., 1969; "Электроэнцефалограмма детей и подростков", в соавт., М., 1972; "Сенсорные механизмы развивающегося мозга", М., 1977; "Физиология подростка", М., 1988; "Структурно-функциональное созревание развивающегося мозга", М., 1995.


Полученные в исследованиях факты позволили выделить основные характеристики электрической активности мозга, характерные для каждого возрастного периода. На основе этих показателей Ф. были разработаны нормативные показатели ЭЭГ, используемые для диагностики функциональных и органических нарушений ЦНС, а также выявлены возрастные периоды, сензитивные к внешним воздействиям, исходя из которых возможна разработка программ обучения и воспитания, более полно и адекватно учитывающих физиологические и психофизиологические особенности детей. Является совм. с М.М. Безруких автором словаря "Психофизиология" (2004) в составе "Психологического лексикона" (под общ. ред. А.В. Петровского).

А.Н. Коновалов, Т.Д. Марцинковская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Вс июл 12, 2009 2:57 pm

Фасилитация социальная [англ. facilitate — облегчать] — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Впервые Ф. с. была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В.М. Бехтеревым (совместно с М.В. Ланге) и др. В ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, людей ведет к ухудшению результатов его деятельности.


Указанное явление получило название социальной ингибиции (подавления). Установлено, что возникновение феномена Ф. с. зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость Ф. С. от пола, возраста, статуса, других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим.

И.Г. Дубов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАСЦИНАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб июл 18, 2009 5:24 am

Фасцинация [англ. fascination — обаяние, очарование] — 1) общее название для эффектов поведения, индуцированного специально организованным вербальным (словесным) воздействием; первоначально — гипнотический сон, вызываемый фиксацией взгляда; 2) метод вербального воздействия, то же, что внушение. Эффект семантической Ф. заключается в том, что текст сообщения при определенных условиях оказывается жизненно значимым для реципиентов, вызывая резкое изменение их поведения (ср., например, "феномен 30 октября 1938 г.", когда радиоинсценировка "Борьбы миров" Г. Уэллса вызвала в США массовую панику, охватившую свыше миллиона человек. Аналогичный эффект эта радиопостановка вызвала в Эквадоре 15 лет спустя). Эффектом семантической Ф. обладают также слухи.

Средствами акустической Ф. являются специально интонированная речь, декламация, ритмическая организация сообщения, пение и др. Ф. лежит в основе гипнотического воздействия, включаемого в некоторые психотерапевтические методики.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАШИЗМ, НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ

Сообщение психологический словарь » Пн июл 20, 2009 7:32 am

ФАШИЗМ, национал-социализм (лат. fasio; итал. fascismo, fascio - пучок, связка, объединение) - 1) Тип общественного и государственного устройства, противоположный конституционно-плюралистической демократии. В Европе 20 в. - это Португалия при режиме Салазара, Испания - при Франко, Италия - при Муссолини, Германия - при Гитлере. В рамках Ф. как особого социально-политического режима принцип многопартийности отрицается в интересах антидемократически и антилиберально ориентированной правящей партии или группы, т.е. меньшинства, насильственно захватившего власть и отождествляющего себя с государством. Ф. в


Португалии предполагал отказ от идеи народного представительства в форме парламентаризма при сохранении автономии различных социальных групп общества от государства на основе принципов либерализма. Итальянский Ф., опираясь на государственную партию, наделял правительство неограниченной властью при сохранении ориентации на консервацию традиционных общественных структур. Режим гитлеровского Ф. в качестве несущей конструкции использовал не столько государство, сколько материально воплощаемый идеал нации или даже расы (именно на этой основе планировалось преодоление пагубной классовой неоднородности общества, порожденной индустриальной цивилизацией).

2)


Идеология, теория и практика правоэкстремистского политического движения 1920-1990-х в Европе, характерными чертами которого выступают: воинственный антидемократизм; антимарксизм; антисемитизм; расизм и идеи расового превосходства; шовинизм; мистический вождизм; культ тоталитарного государства и социального насилия; концепция нации как вечной и высшей реальности, основанной на общности крови; готовность к борьбе за порабощение "низших" народов и рас; оправдание геноцида последних. Социальной основой Ф. выступают маргинальные, деклассированные слои общества. (Ср. с мнением одного из авторов коммунистически ориентированного периодического европейского издания "Коммунистический Интернационал" от 4 ноября 1922: "У фашизма и большевизма общие методы борьбы. Им обоим все равно, законно или противозаконно то или иное действие, демократично или недемократично. Они идут прямо к цели, попирают ногами законы и подчиняют все своей задаче".)

3) Интеллектуально-эстетическая традиция, которая в исходных своих основаниях отождествлялась рядом европейских мыслителей (особенно немецких) с закономерным результатом всей истории развития западной метафизики от Платона до Г.


Гегеля. Предполагалось, что предельным выражением последней необходимо становится "воля к власти" с ее многомерной совокупностью ритуалов и процедур обретения органического единства собственного Dasein ("здесь-бытия") индивида с исторической судьбой его народа, с коллективистской трансформацией этого Dasein и его заменой наличным бытием. Так, М. Хайдеггер усматривал в Ф. своего рода форму национального эстетизма, мышления, объединяющего сферы искусства и политики, благодаря или в результате чего само общество становится воплощением тотального спектакля, произведением искусства, в котором видение художника (или воля фюрера) больше уже ничем не отличается от мыслей и стремлений людей. Такое мышление, по мнению Хайдеггера, отождествляет высшее политическое добро с образом идеально организованного сообщества, объединенного интимными, национально-культурными связями.


>Предтечами подобного национал-эстетизма правомерно считать Ф. Шиллера с его "идефикс" эстетического образования как средства преодоления ненавистных антиномий разума и природы, субъекта и объекта, свободы и необходимости; Ницше с тезисом, согласно которому "только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности" и т.д. Рассматривая судьбу европейской мысли через понятие "мимесиса" (подражания), Хайдеггер подчеркивал, что, начиная с Платона с его двойственным пониманием истины - как аутентичной (aletheia) и как не самым лучшим ее замещением в виде художественной репрезентации, подражания подражанию (mimesis) - возникает своего рода раскол в истории интеллектуализма, суть которого - в неспособности различать два типа дискурса, - познание и мимесис, истину в собственном смысле слова и ее суррогаты, фикции. "Инверсия платонизма", по мнению Хайдеггера, в дальнейшем предстает истоком и моделью т.наз. эстетической идеологии, благодаря которой (или посредством которой) философия попытается переиграть свою не совсем удачную попытку установить истину на основе ясных и отчетливых идей. Т.обр., с точки зрения Хайдеггера, начиная с Платона, западному мышлению так и не удается разбить цепи, связывающие истину с эстетической идеологией.

Говоря же о современной ему эпохе, Хайдеггер отмечал глубинную связь национал-социализма с этой традицией, видя в Ф. не более, чем просто вульгаризированное воспроизведение вопросов, тревоживших западную философию со времен "инверсированного платонизма". Иначе говоря, немецкий национальный дух был обречен, по Хайдеггеру, подражать неподражаемому, выступая в ипостаси то ли общенационального психоза, то ли исторической шизофрении (первые герои и одновременно первые жертвы этого процесса - Ницше и Гельдерлин). Именно эта, шизофреническая по сути своей, логика и привела к тому, что Хайдеггер называл Уничтожением Германии, ее разделом и т.п., т.е. к осуществлению жестокой необходимости, имманентной всей истории западной мысли. См. также: Большевизм, Желев, Социализм, Тоталитаризм.

А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФЕДЕРН

Сообщение психологический словарь » Пт июл 24, 2009 10:22 am

ФЕДЕРН (Federn) Пауль (1871—1950) — австрийский психиатр и психотерапевт, психоаналитик, один из пионеров психоанализа. В 1895 г. окончил медицинский фак-т Венского ун-та. Проходил практику в венской клинике "Альгемайне кранкенхауз". С 1902 г. практиковал как специалист по внутренним болезням.


В этом же году после знакомства с З. Фрейдом стал приверженцем психоанализа. С 1904 г. находился в ближайшем окружении Фрейда, принимал постоянное участие в заседаниях "Общества психологических сред". Интересовался теорией инстинктов, проявлениями инстинктивных сил в сновидениях, проблемами садизма и мазохизма. Его публикации 1912—1914 гг. считаются первым вкладом в зарождавшуюся


Эго-психологию. В 1914—1924 гг. занимался в основном дидактическим анализом. Возглавлял комитет по образованию Венского психоаналитического общества. Был одним из ведущих тренирующих аналитиков. Активно развивал идеи социальной психологии, в т. ч. в работе "Психология революции: общество без отца" ("Zur Psychologie der Revolution: die vaterlose Gesellschaft", 1919).


Изучал феномен делинквентности, проблемы подавления в сновидениях, психоаналитические аспекты меланхолии. В 1924 г. З. Фрейд объявил Ф. своим преемником. В этом же году Ф. был избран вице-президентом Венского психоаналитического общества, а двумя годами позже стал соред. "Международного журнала психоанализа" (1926). Преподавал в Венском психоаналитическом ин-те, был членом венской секции Международного совета психической гигиены. В 1936 г. эмигрировал сначала в


Швейцарию, затем — в США (1938). Развивал феноменологические концепции Эгопсихологии и психоаналитических подходов к лечению психозов. Ф. не сразу принял идею З. Фрейда о наличии инстинкта смерти. Однако в работах "Нарциссизм в структуре Эго" ("Narcissism in the structure of the Ego", 1927) и "Эго как субъект и объект нарциссизма" ("Das ich als subjekt und objekt im narzissmus", 1929), он выступил приверженцем дуализма инстинктов: либидо и деструктивного катексиса, обусловленного инстинктом смерти.

В работе о реальности инстинкта смерти ("Reality of the Death Instinct, espected Functions of the Central Nervous System", 1935) привел собственный клинический материал, подтверждающий эту концепцию. Тем не менее Ф. никогда не отказывался от собственной идеи о трех основных видах катексиса: самосохраняющего, либидозного и деструктивного, названного им впоследствии "мортидо".


Разработал специфические терапевтические методы, отличавшиеся от использовавшихся в классическом психоаналитическом лечении больных неврозами. Более поздние работы Ф.: "Анализ психотиков: о технике" (1936) и "Путь к душе психической болезни" (1940) показывают, что он никогда не ограничивал себя теорией и техниками психоанализа. В 1940-е гг. его работы были посвящены проблемам избежания ошибок в анализе психотиков (1943), принципам психотерапии при латентной шизофрении, психогигиене Эго, психотическому Эго (1949). После смерти Ф. вышел в свет сборник его работ "Эгопсихология и психозы" (1952), в котором показан вклад Ф. в теорию и технику психоанализа.

А.В. Литвинов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФЕДОТОВ

Сообщение психологический словарь » Пт июл 31, 2009 5:59 pm

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886—1951) — русский мыслитель, философ, историк, публицист, профессор по кафедре истории средних веков в Саратовском университете (1920). Эмигрировал из Советской России во Францию (1925), автор более 300 публикаций и эссе по общественным проблемам, в том числе книг: "Абеляр" (1925), "Святые Древней Руси (X—XVII столетий)" (1931), "И есть, и будет.


Размышления о России и революции" (1932), "The Russian Religious Mind" (1946). В 1988 в Париже вышло собрание статей Ф. в шести томах. Творчество Ф. сыграло значимую роль в осмыслении вопросов назначения и места России в истории, соотношения революции и человеческих судеб, гибели и возрождения культуры. Связав себя с социал-демократическим движением уже в год окончания гимназии (1904), Ф. прошел в дальнейшем длительную духовную эволюцию, связанную с "личным переживанием Христа": свобода человека, гуманизм и живое евангельское чувство Иисуса Христа стали характернейшими чертами Ф. — социального мыслителя.

Участвуя после февраля и октября 1917 в деятельности немногочисленного интеллектуального кружка почти забытого в СССР и посткоммунистической России свободного философа Мейера, Ф. все более склонялся к ориентации не столько на религиозную философию или чистое богословие, сколько на "богословие социальное или даже социологическое". Философским камертоном социологического творчества Ф. явилось понятие "молчание". Молчание творческое, молчание как прислушивание, чувствительность к тону российской истории, позволившие Ф. дешифровать общественно-политические события революций 1917 и гражданской войны как трагичные полифонические мелодии эволюции православной культуры.

Для Ф. человек выступает как судьбоносец культуры: смысл мировой истории, судьбы культуры в истории и как следствие — облик человека в культуре — предельная формула социолого-философского мировоззрения Ф. Но во всех социологически ориентированных, жизненно соразмерных моделях Ф. присутствует универсальная точка отсчета — Россия как непреходящий предмет научного творчества: "Да, мы видели Приама, убитого на крови собственного сына. Да, мы бежали с пожарища со старцем Анхизом и святынями Пергама... Скольких старцев мы схоронили, скольких товарищей недосчитались, унесенных волнами... Это мы у ног Дидоны повторяем легендарную уже повесть о гибели Трои, и ни на какие черты чужеземной красоты не променяем образ воскресшей родины.


Наша скорбь острее, потому что мы не можем, подобно Энею, оторваться от родной земли. Не можем на одних "пенатах" строить Пергам. Наша Гесперия на Востоке. Мы обречены, как тени, возвращаться к дымящимся развалинам, и ужасы последней ночи не изглаживаются из памяти". Отличительной особенностью социологии Ф. явилась тотальная критика русской идеологии (стремившейся достичь "западных целей" — "восточными средствами"): народников и марксистов, реакционеров и антибольшевиков-демократов, чаяний народа и интеллигенции. (По мысли Ф., славянский перевод Библии обогатил русский язык, но одновременно избавил русских книгочеев от необходимости изучать древние классические языки.

Россия оказалась отрезанной от философии: "... отрекшись от классической традиции, мы не смогли выработать своей, а на исходе веков — в крайней нужде и по старой лености — должны были хватать... где и что попало... Не хотели читать по-гречески — выучились по-немецки, вместо Платона и Эсхила набросились на Каутских и Липпертов".) С точки зрения Ф., вся история


России представляет собой процесс принципиального преодоления ее лучшими умами "апокалипсического соблазна" в видении перспектив развития. Ни концепция бесконечного прогресса секуляризированной Европы в духе общественной мысли Нового времени, ни идея о фатальности гибели "потусторонней" для Запада цивилизации русской православной религиозности не были созвучны мировосприятию Ф. Эсхатологичность социально-философского и социологического творчества Ф. не результировалась в экстремальных, пессимистических прогнозах конца истории и культуры. Постулируя в начале 1930-х цель построения в Европе и России "Нового Града", способного отказаться от трагичного в неизбывности своем стремления континента к военной катастрофе, Ф. обращал особое внимание на решение "социальных вопросов". "Трудовой социализм", свобода личности вопреки догматам фашизма и коммунизма, христианство, русский патриотизм — вот те идеалы, которые Ф. считал главными в любых проектах общественных трансформаций. Именно через парадигму этих ценностей культуры призывает Ф. создавать целостный облик истории российского государства, целостную социальную модель его общественной эволюции.

В 1939 в статье "Создание элиты" Ф. писал: "Демократизация культуры приобретает зловещий характер. Широкой волной текущая в народ культура перестает быть культурной.


Народ думает, что для него открылись все двери, доступны все тайны, которыми прежде владели буржуа и господа. Но он обманут и обворован. Господа унесли с собой в могилу — не все, конечно, — ключи, — но самые заветные, от потайных ящиков с фамильными драгоценностями... В старой, полудворянской России "кухаркин сын", пройдя через школу, мог овладеть той культурой, которая сейчас в рабоче-крестьянской России ему недоступна. Причина ясна и проста.


Исчезла та среда, которая прежде перерабатывала, обтесывала юного варвара, в нее вступавшего, лучше всякой школы и книг. Без этой среды, без воздуха культуры школа теряет свое влияние, книга перестает быть вполне понятной". По мысли Ф., "в борьбе между старым и новым мы не можем стать всецело на сторону "родного Содома". Есть вещи, которые должны сгореть в огне катастроф.


Но есть и пенаты, которые мы выносим из огня разрушенной Трои, чтобы в долгих скитаниях и битвах найти для них новые храмы на площадях грядущего Рима. Содом или Троя? Между этими двумя восприятиями прошлого мы раскалываемся. Верный ответ, конечно: и Троя, и Содом. Пусть сгорает содомское, но пусть вечно живет Палладиум священной Трои". Ф. выступил одним из очень немногих, кто оказался в состоянии апплицировать истины и дух "


;Вех" на реалии постреволюционного и поствоенного мира. Осуществляя анализ истории русской интеллигенции, Ф. утверждал, что пройдя целый век с царем против народа, она некоторое время противостояла и народу и царю (1825—1881) и, наконец, поддержала народ против царя (1905—1917). Для Ф. интеллигенция — не столько носитель и генератор новых идей, сколько определенный общественный слой с его конкретными бытовыми чертами. Антигосударственность интеллигенции сопряжена у Ф. с ее антинациональными ориентациями.

Патриотические круги дворянства и армии в принципе не могли, по Ф., разделить такие идеи, а поэтому интеллигенция искала и нашла на собственную погибель себе сообщников в среде рабочих, крестьян и (что самое печальное) в слоях люмпенпролетариата России. "Сталинократия" и ее торжество, по мнению Ф., вовсе не отменяют эту тенденцию, они лишь корректируют ее. (Осмысливая возможные, альтернативные большевизму, варианты эволюции России в конце 19 в. Ф. отмечал: а) осуществимость опоры правящей династии на "черносотенное" крестьянство, соединяющее религиозный монархизм со стремлением к переделу земли, и принесение — при поддержке Церкви — этой силе в жертву космополитичного дворянства и большинства интеллигенции; б) возможность опоры царизма на православные, национально-ориентированные, враждебные бюрократии и антинародному дворянству, торгово-промышленные слои — "силу почвенную и прогрессивную", "защищающую свободу слова и печати, единение царя и земли в формах Земского Собора".) По мысли Ф., "люди, воспитанные в восточной традиции, дышавшие вековым воздухом рабства, ни за что не соглашаются с такой свободой — для немногих, — хотя бы на время. Они желают ее для всех или ни для кого. И потому получают "ни для кого".


Им больше нравится царская Москва, чем шляхетская Польша. Они негодуют на замысел верховников, на классовый эгоизм либералов. В результате на месте дворянской России — империя Сталина". Этот трагичный выбор — будущий крест государства российского, от разрешения этой дилеммы зависит его будущее.

В социально-философском творчестве Ф. был обозначен ряд таких проблем эволюции советского и постсоветского общества, которые, очевидно, не имеют простых решений даже в конце 20 ст. По мнению Ф., "для всех меньшинств отвращение от большевизма сопровождается отталкиванием от России, его породившей. Великорусе не может этого понять.


Он мыслит: мы все ответственны, в равной мере, за большевизм, мы пожинаем плоды общих ошибок. Но, хотя и верно, что большевистская партия вобрала в себя революционно-разбойничьи элементы всех народов России, но не всех одинаково. Русскими преимущественно были идеологи и создатели партии. Большевизм без труда утвердился в Петербурге и Москве, Великороссия почти не знала гражданской войны; окраины оказали ему отчаянное сопротивление". Ф. не счел необходимым избыточно акцентировать данную проблему: для будущего, по его убеждению, неизмеримо важнее новый культурный синтез подлинной морали. Кризис культуры, а — неизбежно — и общества, по Ф., суть распад культуры как целого: "


;Когда на небесах стреляют мильтоновские пушки, на земле человечество сходит с ума. Где-то развенчали мораль, а на земле миллионы людей гниют в лагерях смерти. Еще один выстрел на небесах, и здесь станут сажать на кол". Ф. сумел предвосхитить трагичную перспективу выхода своей Родины из утопии: ценою жизни новых мучеников за идеи освобождения и любви. "В зарубежьи /русском — А.Г./, — писал Ф., — наибольшим почитанием пользуются воинственные святые — возможные покровители в гражданской войне..."

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФЕЙЕРАБЕНД

Сообщение психологический словарь » Пн авг 03, 2009 8:49 pm

ФЕЙЕРАБЕНД (Feyerabend) Пол (Пауль) Карл (1924—1994) — американо-австрийский философ и методолог науки. Уроженец Вены, изучал историю, математику и астрономию в Венском университете, теорию драматургии — в Веймаре. Научную карьеру начал в 1951, работая в Англии, с 1958 — в ряде северо-американских университетов и в университетских центрах Западной Европы. С 1967 Ф. — профессор


Калифорнийского университета (Беркли). Основные сочинения: "Против метода. Очерк анархистской теории познания" (1975), "Наука в свободном обществе" (1978), "Проблемы эмпиризма. Философские заметки" (1981) и др.


В научном творчестве опирался на идеи критического рационализма (Поппер), исторической школы в философии науки (Кун), испытал влияние марксизма (В.Холличер) и идеологии контркультуры (Франкфуртская школа). В 1970-е Ф. создает концепцию "эпистемологического анархизма". Анархизм в понимании Ф. малопривлекателен в политическом измерении, но незаменим для эпистемологии и философии науки. В русле основных идей постпозитивизма Ф. отрицает существование объективной истины, признание которой расценивает как догматизм. Отвергая как кумулятивность научного знания, так и преемственность в его развитии, Ф. отстаивает научный и мировоззренческий плюрализм, согласно которому развитие науки предстает как хаотическое нагромождение произвольных переворотов, не имеющих каких-либо объективных оснований и рационально не объяснимых. Развитие научного знания, по Ф., предполагает неограниченное приумножение (пролиферацию) конкурирующих теорий, взаимная критика которых стимулирует научное познание, а успех любой из них определяется умением автора-одиночки "организовать" его. Так как наука не является единственной или предпочтительной формой рациональности, то источником альтернативных идей могут быть любые вненаучные формы знания (магия, религиозные концепции, здравый смысл и т.д.).

Столь же правомерно, считает Ф., и теоретическое упорство авторов научных концепций, т.е. отказ от альтернатив в познании независимо от критики создаваемых научных теорий. "Поиск обретает несколько направлений, возникают новые типы инструментов, данные наблюдений входят в новые связи с иными теориями, пока не установится идеология, достаточно богатая, чтобы снабдить независимыми аргументами каждый факт...


Сегодня мы можем сказать, что Галилей был на верном пути, ибо его напряженные усилия в направлении весьма странной для того времени космологии дали в конце концов все необходимое, чтобы защитить ее от тех, кто готов поверить в теорию, если в ней есть, например, магические заклинания или протокольные предложения, отсылающие к наблюдаемым фактам. Это не исключение, а норма: теории становятся ясными и убедительными только после того, как долгое время несвязанные ее части использовались разным образом.


Абсурдное предвосхищение, нарушающее определенный метод, становится неизбежной предпосылкой ясности и эмпирического успеха". Отрицая единые методологические стандарты и нормы научного познания, Ф. приходит также и к методологическому плюрализму. "Может быть успешным любой метод", — постулировал свое кредо Ф.: "anything goes" или "все дозволено" как универсальная норма познания. Исходя из факта теоретической нагруженности языка научных наблюдений, он высказывает сомнения в возможности эмпирической проверки научных построений и настаивает на принципиальной несоизмеримости научных теорий (например, общих космологических картин реальности) ввиду невозможности сравнения их с общим эмпирическим базисом. Согласно Ф., гипотетико-дедуктивная модель объяснения опирается на неприемлемое допущение о том, что значения терминов остаются инвариантными в ходе всего процесса объяснения. Реально же, с точки зрения Ф., то обстоятельство, что, принимая новую теорию, мы одновременно трансформируем понятия и "факты", из которых исходили ранее.

Новые теории, по мысли Ф., всегда несовместимы со старыми теориями и включают в себя отрицание последних. Наш повседневный язык включает в себя теории, вследствие чего мы не в состоянии избежать теоретических допущений, ограничиваясь исключительно употреблением понятий, включенных в повседневные дескриптивные выражения. (В этом контексте Ф. четко оппонирует представителям философии обычного языка.) У Ньютона, по мнению Ф., "формы, массы, объемы и временные интервалы — фундаментальные характеристики физических объектов, в то время как в теории относительности формы, массы, объемы и временные интервалы суть связи между физическими объектами и системами координат, которые мы можем менять без какой бы то ни было физической интерференции". (Поппер подчеркивал некорректность такого подхода: несоизмеримость может быть присуща лишь религиозным и философским системам; теории же, предлагающие рациональное решение аналогичных проблем, могут сопоставляться.) К тому же, по мнению Ф., поскольку знание идеологически нагружено, постольку борьба альтернативных подходов в науке во многом определяется социальными ориентирами и мировоззренческой позицией исследователей. Ввиду этого, по Ф., каждый исследователь вправе разрабатывать свои концепции, не сообразуясь с какими-либо общепринятыми стандартами и критикой со стороны коллег.


Авторитаризм в любой его форме недопустим в научной идеологии. В "свободном обществе", идею которого отстаивал Ф., все традиции равноправны и одинаково вхожи в структуры власти.

Свобода — продукт разновекторной активности индивидов, а не дар амбициозных теоретических систем, исповедуемых власть предержащими. "Релятивизм пугает интеллектуалов, ибо угрожает их социальным привилегиям (так в свое время просветители угрожали привилегиям священников и теологов). Народ, долго тиранизированный интеллектуалами, научился отождествлять релятивизм с культурным и социальным декадансом.


Поэтому на релятивизм нападают и фашисты, и марксисты, и рационалисты. Поскольку воспитанные люди не могут сказать, что отвергают идею или образ жизни из-за того, что те им не по нраву (это было бы постыдно), то они ищут "объективные" причины и стремятся дискредитировать отвергаемый предмет". Противоречия в развитии науки, негативные последствия научно-технического прогресса побудили Ф. к призыву отделить науку от государства подобно тому, как это было сделано с религией: избавить общество от духовного диктата науки.

Согласно Ф., "наука оказывается гораздо ближе к мифу, чем это готова признать научная философия.


Это одна из многих форм мышления, выработанных человеком, и не обязательно лучшая из всех. Она шумна, криклива, нескромна, однако ее врожденное превосходство по отношению к другим формам очевидно только для тех, кто заранее приготовился решать в пользу некоторой идеологии, или для тех, кто принимает ее, не задумываясь даже о ее возможностях и границах. Поскольку же принятие или отказ от принятия какой-либо идеологии должны быть личным делом индивида, то отделение государства от церкви должно быть дополнено отделением государства от науки — этого нового, самого агрессивного, и самого догматического религиозного института". Вступая в конфликт с академической философией науки, Ф. выразил новые тенденции в развитии этого исследовательского направления, открыл новые перспективы в решении его внутренних проблем, расширяя предмет и методологический инструментарий современной эпистемологии. Для Ф. характерно обсуждение методологических вопросов в широком социокультурном контексте. В решении конкретных проблем философии науки Ф. воплощает современные тенденции философствования: установку на гносеологический, методологический и мировоззренческий плюрализм, широкую трактовку рациональности, синтез позитивистских и социально-антропологических ориентации, стремление к культурологическим, герменевтическим и антропологическим методикам анализа знания. Концепция Ф. вносит экологические и гуманистические мотивы в эпистемологию, с нее берет начало новейшее направление в социокультурном анализе знания — антропология знания (Е.Мендельсон, В.Элкана), исходящая из соизмеримости знания и человеческих способностей и потребностей.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФЕЙЕРБАХ

Сообщение психологический словарь » Сб авг 08, 2009 9:51 am

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804—1872) — немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В 1828 защитил диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме", выдержанную в духе гегелевского идеализма.


После защиты — приват-доцент Эрлангенского университета. В 1830 анонимно выходит в свет сочинение Ф. "Мысли о смерти и бессмертии", в котором оспаривался тезис о личном бессмертии и загробной жизни. Аноним становится известен и начинаются гонения, для Ф. закрываются университетские кафедры. Ф. сотрудничает с журналами. В 1833 опубликовал первый том книги "История новой философии" (т. 2 вышел в 1837, т. 3 — в 1838). Книга принесла предложения ряда журналов ("Берлинер Ярбухер" заказал Ф. рецензии на "Историю философии" Гегеля и "Философию права" Г. Шталя). Сотрудничество с журналами отложило отпечаток на стиль публикаций Ф. того времени (юмористические философские афоризмы "


;Писатель и человек", 1834). Основные философские труды пишутся Ф. в деревне Брукберг, куда он переселился с семьей в 1837. Ф. провел там 24 года, покинув свое уединение лишь однажды для чтения лекций гейдельбергским студентам в 1848—1849. Важной вехой интеллектуальной биографии Ф. был разрыв с учением его наставника — Гегеля. В 1839 Ф. была написана работа "К критике гегелевской философии", за ней последовали: "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842) и "Основные положения философии будущего" (1843), в которых Ф. критикует гегельянство в основном с материалистических позиций, резко выступая против тезиса о тождестве бытия и мышления. Мир рассматривался Ф. как органическая целостность, в центре которой — человек. Человек трактуется Ф. как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию. Особое значение имела книга "Сущность христианства" (1841), переведенная на многие языки. В ней Ф. дает глубокий анализ религии как социокультурного феномена.


>Критика религии становится основной темой творчества Ф. Она фундировалась на определенных знаниях в области теологии (которой Ф. учился, пока не сделал выбор в пользу философии), которую как антинаучную теорию религии Ф. предлагал заменить "теономией", рассматривающей достоверное знание о том, как человек создал Бога. Разгадку веры, согласно Ф., следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. Чувство зависимости и обусловило, по Ф., возникновение феномена религиозной веры. "Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо". Антропологизм Ф. вел к построению Новой теологии, в которой Человек и есть Бог, т.е. предлагается преодолеть противопоставление посюстороннего (мирского) и потустороннего (трансцендентального) и, таким образом, выйти на осуществление всемирной мечты человечества — создания "царства Божьего" на земле. В философии Ф. на место любви к


Богу ставится любовь к Человеку. Последующие работы Ф.: "Сущность религии" (1845), "Теогония" (1857). Ф. конец жизни провел в нужде (после банкротства зятя вынужден был покинуть Брукберг в 1860). Философия Ф. получила различные интерпретации: марксизм признал ее одним из своих источников, подчеркивая материализм и атеизм, а немарксистские историки философии считают ее предшественницей философской антропологии.

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФЕЛЬЦМАН

Сообщение психологический словарь » Пн авг 10, 2009 1:47 am

ФЕЛЬЦМАН Осип Бенционович (1875—1919) — российский психиатр и психоаналитик. Д-р медицины. Один из пионеров психоанализа в России. Окончил медицинский фак-т Московского ун-та (1900). Занимался медицинской практикой. Исследовал проблемы алкоголизма, психозов, шизофрении, паралича и др. С 1908 г. и до конца своих дней работал экстерном и ординатором в 1-й


Московской городской психиатрической больнице (Московском доллгаузе). С интересом воспринял идеи З. Фрейда. В 1909 г. опубликовал статью "К вопросу о психоанализе и психотерапии" — одну из первых работ на эту тему в России. Прошел научную стажировку за границей и в 1910 г. опубликовал свои впечатления от встреч с И. Бернгеймом (Франция) и его коллегами. Изучал проблемы гипноза, внушения и самоубийства.


Особое внимание уделял проблемам психического здоровья детей. Работал ассистентом Психиатрической клиники Московских высших женских курсов. Сотрудничал с журналами "Современная психиатрия", "Психотерапия" и другими. В 1911 г. был одним из учредителей и чл. Московского психиатрического кружка "Малые пятницы", на заседаниях которого обсуждался комплекс психоаналитических проблем. С 1911 г. (совместно с Н.Е.


Осиповым) осуществлял редактирование издававшейся в Москве серии книг "Психотерапевтическая библиотека", в которой были опубликованы труды З. Фрейда, В. Штекеля, Л. Вальдштейна и др. психоаналитиков, в том числе и самого Ф. В связи с началом Первой мировой войны обратился к исследованию психозов и неврозов военного времени, но вместе с тем продолжал работу над проблемами детской психиатрии и психоанализа. В 1915 г. основал в


Москве школу-лечебницу для психически больных детей. В 1919 г., будучи врачом Московской Преображенской больницы, заразился от больного тифом и умер. Автор книг: "Вспомогательные школы для психически отсталых детей" (1912), "Нервные дети" (1915) и др. работ.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Гена, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]