Ф

Ф

Сообщение психологический словарь » Ср май 13, 2009 11:12 am

Ф

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАБРИ

Сообщение психологический словарь » Чт май 14, 2009 12:37 pm

ФАБРИ Курт Эрнестович (1923—1990) — российский зоопсихолог, этолог, специалист по проблеме онтогенеза поведения и психики животных, эволюции психики, психологии приматов и антропогенеза. Ученик Н.Н. Ладыгиной-Котс.


Д-р психологических наук (1976), профессор (1984). В 1932 г. с семьей переехал в СССР. В 1940 г. поступил на биологический фак-т МГУ, но был призван в армию. Во время ВОВ работал санитаром в госпиталях МПВО, затем до 1946 г. был на военно-политической работе. В 1949 г. окончил биологический фак-т МГУ по специальности зоология позвоночных, антропология и психология. В 1950-е гг. (трудное время для зоопсихологии, которую считали "лженаукой") Ф. работал в Уголке Дурова, в библиотеке иностранной литературы, на радио. В 1964—1966 гг. Ф. — научный сотрудник Института биофизики в Пущино-на-Оке. Занимался проблемами поведения животных. Был активным популяризатором идей К. Лоренца и Н. Тинбергена. В 1967 г. защитил канд. дис. С 1966 по 1971 г. — руководил группой в НИИ Дошкольного воспитания АПН СССР, которая занималась проблемой "Дошкольник и животные". Читал лекции по этологии на биологическом фак-те МГУ, затем — на фак-те психологии, на котором с 1971 г. работал постоянно. С 1983 г. Ф. — профессор кафедры общей психологии. Д-р психологических наук — эта степень была присуждена ему за монографию "Основы зоопсихологии" (М., 1976). Кроме зоопсихологи и сравнительной психологии, в сферу научных интересов Ф. входили также проблемы психической деятельности приматов, этологические и биопсихологические предпосылки антропогенеза. Им были выполнены оригинальные исследования импринтинга у птиц, существенно дополнившие классические представления о природе этого феномена ("Основы зоопсихологии", М., 1976, 1993). Работы в области прикладных аспектов зоопсихологии были положены в основу нового курса для студентов специализированных вузов ("Введение в общую и прикладную ихтиопсихологию", М., 1988). Ф. удалось выявить сходные (по форме, но не по содержанию) признаки в развитии игры в онтогенезе человека и высших животных ("Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты" / Вопросы психологии, 1982).

И.М. Кондаков, О.Г. Носкова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАВОРИТИЗМ ВНУТРИГРУППОВОЙ

Сообщение психологический словарь » Пт май 15, 2009 10:31 pm

Фаворитизм внутригрупповой [лат. favor — благосклонность ] — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Ф. в. может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании оценок, мнений и т.п., относящихся к членам собственной и другой группы. Ф. в. является наиболее распространенным, хотя и не единственным итогом межгрупповой дискриминации. Степень выраженности Ф. в. может служить характеристикой межгруппового восприятия и межгруппового взаимодействия. В настоящее время миф об изначальности, универсальльности и неизбежности Ф. в. в любых условиях межгруппового взаимодействия развеян. Экспериментально показан вторичный характер этого явления, его зависимость от ряда деятельностных и социальных факторов, в частности нетипичность Ф. в. для групп высокого социально-психологического уровня развития.

М.Ю. Кондратьев, Т.Г. Стефаненко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАЗЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Сообщение психологический словарь » Сб май 16, 2009 11:57 pm

Фазы работоспособности — закономерная последовательность изменений (динамика) работоспособности, отражающая динамику функционального состояния человека, в процессе деятельности.

Фаза мобилизации — исходное, предрабочее, "предстартовое" состояние. Суть этой фазы — подготовка к выполнению конкретной задачи и мобилизация функциональных возможностей организма. Как правило, характеризуется генерализованной активацией большинства структур мозга.


>Фаза врабатывания — нарастание работоспособности — первичная реакция организма на испытываемую нагрузку, недостаточно высокая эффективность работы, поиск адекватного реагирования на предъявляемую нагрузку. Характеризуется неустойчивостью динамического взаимодействия отдельных структур мозга.

Фаза гиперкомпенсации — кратковременная чрезмерно высокая работоспособность за счет нерационального нарастания напряженности физиологических процессов, лежащих в основе деятельности. Эта фаза может "вклиниваться" в фазу врабатывания или в фазу субкомпенсации как результат недостаточно сформированных механизмов мозговой организации деятельности.

Фаза оптимальной работоспособности — высокий уровень работоспособности с полной компенсацией затрат организма.

Фаза субкомпенсации — сохранение высокого уровня работоспособности при неполной компенсации затрат организма, нарастание утомления, снижение эффективности работы. С ухудшением функционального состояния организма нарастают признаки утомления.


>Фаза декомпенсации (начальная фаза утомления) — продолжение фазы субкомпенсации. Появляются выраженные вегетативные реакции, снижается внимание, восприятие, память, нарушаются точность и координация ответных реакций, снижается работоспособность. При продолжении работы эта фаза может внезапно перейти в фазу срыва.

Фаза срыва (утомления) характеризуется значительным расстройством регуляторных механизмов организма и завершается отказом от деятельности, нарушением внимания, восприятия, памяти, мышления. В некоторых случаях в конце работы может появиться кратковременное возрастание, "всплеск" работоспособности (фаза конечного порыва) в результате эмоционального воздействия и возросшей мотивации скорейшего успешного завершения деятельности. В этот момент физиологическая "цена деятельности" максимальна.

Продолжительность и выраженность перечисленных фаз зависит от многих факторов (возраст, характер работы, организация деятельности, тип высшей нерв ной деятельности, опыт работы, мотивация и др.).

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Сообщение психологический словарь » Пн май 18, 2009 8:03 pm

Фазы развития взаимоотношений в психотерапевтической группе — последовательные изменения отношений между членами психотерапевтической группы, приводящие к сближению целей деятельности психотерапевта и индивидуальных целей его клиентов.

Подход был предложен в 70-х гг ХХ в. А. В. Петровским и экспериментально подтвержден в условиях групповых форм обучения иностранным языкам интенсивным методом (по Г. Лозанову). Было выделено четыре Ф. р. в. п. г.: (1) первоначально каждый член психотерапевтической группы рассматривает всех других участников в качестве конкурентов, препятствующих максимальному сосредоточению внимания психотерапевта лично на нем; (2) в результате организации психотерапевтом эффективного общения для каждого его члена другие участники психотерапевтического процесса начинают выступать в качестве средства, с помощью которого они могут себя реализовать и осуществить процесс самоопределения; (3) при правильной организации групповой психотерапии у членов группы возникает стремление оказать содействие, помощь другим участникам. Т. о., каждый становиться целью активной деятельности для каждого в группе; (4) вследствие совместной групповой психотерапевтической деятельности, усиливаются эмоционально положительные отношения внутри группы и каждый член группы может выступать в качестве, своего рода, ценности для других.


Поскольку вхождение в две последние фазы совпадает с общей целью психотерапевта обеспечить наиболее благоприятный климат для осуществления задач психотерапии, цели и ценности участников группы и психотерапевта практически совпадают. Выявление Ф. р. в. п. г. отвечает сущности психотерапии, во многом направленной на формирование у участников процесса ценностных взаимоотношений и способности оказывать помощь друг другу, осуществляя при этом позитивную персонализацию, т. е. изменение эмоциональных и смысловых состояний другого человека и тем самым трансформируя свою личность.

А. В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАКТ

Сообщение психологический словарь » Ср май 20, 2009 7:40 am

ФАКТ (лат. factum - сделанное) - понятие, имеющее выраженную субъект-объектную природу, фиксирующее реальное событие или результат деятельности (онтологический аспект) и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания, которое, с одной стороны, реализует исходные эмпирические обобщения, являясь непосредственным базисом теории или гипотезы (в отдельных случаях и самой теории), а с другой - несет в своем содержании следы семантического воздействия последних (логико-гносеологический аспект).

В логике и методологии науки эмпирические Ф. выполняют многообразные функции по отношению к теории: являются основой ее возникновения, играют роль проверки и подтверждения либо опровержения гипотезы (в отдельных случаях и самой теории). Научная теория в саморазвертывании генерирует возможность возникновения новых Ф., описывает и объясняет их, выполняет предсказательную функцию. Таким образом, эмпирические Ф. и теория диалектически взаимосвязаны в процессе развития научного знания. Противопоставление или отождествление их ведет к крайностям фактуализма и теоретизма - противоположным подходам к пониманию роли Ф. в самодвижении научного знания. В последние десятилетия происходит процесс разрушения типа рациональности и теоретичности, сформированных в науке и философии Нового времени, намечается тенденция переосмысления онтологической и гносеологической природы Ф.

Ф. в контексте классической рациональности - элемент эмпирического знания, который формируется с помощью ряда сложных познавательных операций. Цель такой деятельности - исключить из исходных данных реального наблюдения и эксперимента субъективные моменты - ошибки наблюдателей, помехи, искажения приборов. Для этого данные наблюдения (т.наз. протокольные предложения в терминологии логического позитивизма) подвергаются сравнению, проверке, рациональной обработке для выявления устойчивого, инвариантного содержания. Полученное эмпирическое знание - Ф. - оценивается как объективное и достоверное. Такого рода научно-исследовательская деятельность, воплощая идеалы нововременной рациональности, предполагает возможность только одной объективной истины, одной логики, одного субъекта и (как онтологически данного) единственно возможного бытия.

В современном гуманитарном и особенно историческом познании проблема фиксации Ф. в историко-культурной реконструкции разрешается в пользу переосмысления традиционных подходов. Ф. культуры и истории рассматриваются незамкнутыми, открывающими свои разнообразные свойства в общении (а не только в обобщении) с иными историческими и современными событиями и Ф. В естествознании данные тенденции детерминируются синергетикой, осмыслением естественно-научного и философского статуса т.наз. антропного принципа и иных подходов, включающих фактор времени, историчность в традиционные объекты естествознания.

И.А. Медведева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАКТОР НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Сб май 23, 2009 3:06 pm

Фактор нейропсихологический — структурно-функциональная единица работы мозга, поражение которой приводит к появлению нейропсихологического синдрома. Одно из основных понятий теории системной динамической локализации высших психических функций.


Согласно представлениям А. Р. Лурия все образования мозга подразделяются на две категории: те, поражения которых ведет к появлению только неврологической симптоматики и те, при поражении которых возникают нейропсихологические симптомы, объединяющиеся в нейропсихологические синдромы. Вторая категория мозговых структур составляет морфологическую основу Ф. н., к этому типу мозговых образований относятся корковые и подкорковые структуры мозга: вторичные и третичные поля коры больших полушарий, неспецифические образования различных уровней, базальные ядра, мозолистое тело и др. Синдромообразующие структуры мозга характеризуются своими способами работы или своими особенностями функционирования (modus operandy). Физиостические механизмы работы этих структур ответственны за определенные аспекты (параметры, звенья) психических функций (операциональные, динамические). Нарушения в работе Ф. н. ведет к нарушению соответствующего параметра психических процессов. Согласно классификации синдромообразующих структур, выделяются следующие Ф. н.: модально-специфические, модально-неспецифические, Ф. н. межполушарного взаимодействия, полушарий Ф. н., связанные с работой ассоциативных полей коры больших полушарий и др. Существует несколько уровней анализа Ф. н.: психологический, морфологический, физиологический, генетический и др.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАКТОР РИСКА

Сообщение психологический словарь » Вс май 24, 2009 12:18 am

Фактор риска — психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни. Ф. р. оказывает существенное влияние на переживание человеком экстремальной ситуации.


На этапе стартового психического напряжения появляется психическая напряженность, к-рая объективизируется в мимике, речевой активности, глубине сна, изменениях регистрируемых физиологических функций. В генезе стартового напряжения при наличии Ф. р. четко прослеживается, с одной стороны, неуверенность в надежности технических систем, с другой — "проигрывание" в умственном плане вероятности возможных аварийных ситуаций. У людей, попадающих в измененные условия впервые, сразу же при преодолении психологического барьера психическая напряженность сменяется повышенным настроением, доходящим до эйфории и психомоторного возбуждения.


В генезе смены эмоционального состояния лежат как психологические (снятие информационной неопределенности), так и физиологические (эмоциональное разрешение) механизмы. На этапе неустойчивой психической деятельности в условиях аварийных ситуаций могут возникать необычные психические состояния, проявляющиеся в форме ажитаций (чрезмерно сильного возбуждения) и кратковременного ступора (резкой угнетенности, выражающейся в неподвижности и молчании). В генезе развития аффективных состояний прослеживается неподготовленность человека к деятельности в условиях угрозы для жизни, астенизация нервной системы, а также неожиданность возникновения аварийной ситуации. На этапе глубоких психических изменений развиваются аффективные неврозы в форме фобий, выраженных двигательных возбуждений и длительного ступора, к-рые могут приводить к неадекватным реакциям. Следствием этого является увеличение вероятности неблагоприятного исхода, в частности, катастроф и крупных аварий.

В. И. Лебедев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Сообщение психологический словарь » Вт май 26, 2009 9:49 pm

Факторный анализ [лат. factor — действующий, производящий, греч. analysis — разложение, расчленение] — определенный класс процедур многомерного статистического анализа, направленный на выявление скрытых от непосредственного наблюдения (латентных) переменных (факторов), отвечающих за наличие линейных статистических связей (корреляций) между наблюдаемыми переменными. Ф. а. обычно следует за корреляционном анализом, в ходе которого должны быть подсчитаны все необходимые для Ф. а. попарные корреляции для всех пар наблюдаемых переменных, включенных в программу исследования. Например, при Ф. а. батареи тестов должны быть рассчитаны коэффициенты корреляции для всех пар тестов, а при Ф. а. тестовых пунктов должны быть рассчитаны корреляции между ответами испытуемых для всех пар пунктов (заданий). Все эти парные коэффициенты заносятся в т.н. матрицу интеркорреляций, которая и оказывается исходным материалом для Ф. а. Ф. а. был разработан в дифференциальной психометрике еще в начале XX в. и явился крупным вкладом психологии в развитие современного общенаучного арсенала методов многомерной статистики и анализа данных. Большой вклад в развитие Ф. а. внесли Ч. Спирмэн и Л. Терстоун. В дальнейшем Ф. а. вышел далеко за пределы дифференциальной психометрики и стал широко применяться, например, в таких отраслях психологии, как психосемантика. Современные пакеты стандартных статистических программ (такие как BMDP, SPSS, Systat, SAS, отечественный СТАДИЯ и др.) включают до нескольких десятков эффективных и быстродействующих алгоритмов Ф. а. Наиболее часто из них до сих пор используется алгоритм "Главных факторов" с последующим вращением полученных координатных осей. Проблема т.н. неопределенности вращения и правила определения количества значимых факторов, подвергаемых вращению, — одна из самых серьезных проблем Ф. а., которая до сих пор не получила общепринятого решения. Решение этого вопроса зависит от теоретических допущений, которые разные исследователи делают неодинаково.


>Одни настаивают на том, что имеет ценность только многофакторная модель, которая основывается на взаимно независимых "ортогональных" факторах (прямоугольное факторное решение). Другие допускают наличие факторов, имеющих более точный научный смысл (ясную интерпретацию), но связанных между собой (косоугольное факторное решение). К числу последних принадлежал, например, Р. Кэттелл, построивший 16PF как косоугольную систему факторов.


Наиболее прогрессивная современная тенденция в области практики использования различных факторных моделей состоит в том, чтобы признать ценность их взаимной дополнительности. Современные справочные руководства по многофакторным тестам снабжаются специальными формулами перевода факторных профилей из одной факторной системы в другую. В последние годы в связи с осознанием многими разработчиками тестов необходимости более глубокого априорного теоретического обоснования тестируемых факторов традиционный метод Ф. а. все чаще уступает место т.н. структурному моделированию.

А.Г. Шмелев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА

Сообщение психологический словарь » Сб май 30, 2009 8:46 pm

Факторы развития психики ребенка. (1). Биологические факторы включают в себя, прежде всего, наследственность. Помимо наследственности, к биологическим факторам относятся особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. (2). Фактор среды. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно — через традиционные социокультурные условия жизни и систему воспитания детей.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАКТОРЫ РИСКА

Сообщение психологический словарь » Вс май 31, 2009 1:22 am

Факторы риска (в психологии развития) [лат. factor — делающий, производящий] — понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, Ф. р. — это такие условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т. е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. В зависимости от степени ее вероятности выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска.

Контингент детей, подверженных действию того или иного Ф. р., называется группой риска по данному фактору. Как понятие "Ф. р.", так и понятие "группа риска" первоначально использовались в медицине. В конце 60-х годов XX в. они были перенесены в психологию, переосмыслены и постепенно распространены с анализа патологии на проблемы психического развития ребенка в рамках нормы, например, те или иные трудности в поведении, обучении и формировании личности.


В советский период, в контексте приоритета общественных интересов, понятие "группа риска" определяло категорию детей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. В последние годы эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому они сами подвергаются в обществе: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для развития. Изучение Ф. р. в психическом развитии образует в возрастной психологии (преимущественно зарубежной) весьма обширное русло исследований. Их актуальность определяется тем, что от полноты учета существующих Ф. р. и знания механизмов их действия в решающей степени зависит возможность предупреждения отклонений в детском развитии.

В зависимости от теоретических позиций авторов, наметилось несколько классификаций Ф. р. Например, выделяются: (1) экзогенно-биологические факторы (нарушения в протекании беременности, родовые травмы, тяжелые соматические заболевания и т. п.); (2) эндогенно-биологические факторы (хромосомные и генные дефекты, различные формы дизонтогенеза); (3) социально-психологические факторы (психическая депривация, неправильное воспитание в семье, психические травмы и др.) (В.В. Ковалев). Е.И. Казаковой указывает три основных группы Ф. р.: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). По В.Е. Логуновой, Ф. р. делятся на: (1) медико-биологические (нарушения здоровья, врожденные свойства, отклонения в психическом и физическом развитии и т. д.); (2) социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, воровство, драки, попытки суицида, употребление спиртных напитков, наркотиков и т. д.); (3) психологические (неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.); (4) педагогические (несоответствие содержания программ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, преобладание отрицательных оценок и т. д.). Ф. р. подразделяются и в зависимости от времени воздействия на развивающийся организм: факторы внутриутробного периода, перинатального периода, новорожденности, младенчества, раннего детства и т. д.

В психологической литературе понятие "Ф. р." используется в двух взаимодополняющих значениях.


Во-первых, для обозначения таких особенностей нервно-психического развития ребенка на начальных этапах онтогенеза, которые служат предвестниками возможных отклонений в его последующем развитии (C. Kopp, E. Werner).


К их числу относят инертность психических процессов, сниженную или повышенную возбудимость нервной системы, задержки в сроках формирования психомоторных актов, показателей развития речи, повышенную эмоциональность, ранимость, трудности в общении и др. Эти особенности не только сами по себе могут рассматриваться как неблагоприятные для взаимоотношений ребенка с окружающим миром, но и нередко служат первыми "поведенческими знаками" более глубокого, подспудно развивающегося нарушения. Во-вторых, понятие "Ф. р." используется для указания на те условия жизни, развития и воспитания ребенка, которые могут оказывать негативное влияние на процесс его формирования (D. Farran).

В их число входит множество крайне разнородных по своей природе средовых и микросредовых факторов: от низкого социально-экономического статуса семьи, плохого ухода, эмоциональной депривации, отсутствия или недостаточных возможностей общения со сверстниками до конфликтных отношений в школе, информационных перегрузок, требований, превышающих возможности ребенка и мн. др. Исследования последних двух десятилетий показали, что неблагоприятная экологическая обстановка также служит источником Ф. р., представляющих серьезную опасность не только для здоровья детей, но и для разных сторон их психического развития. Токсичные продукты промышленного производства, радиация, высокий уровень шума и др. могут оказывать крайне негативное влияние на общее умственное развитие детей, внимание, память, эмоциональную сферу (J. Spyker, G. Fein).

Первостепенное место среди социально-психологических Ф. р. принадлежит неблагоприятным особенностям семейного воспитания ребенка.


Установлено, что дисгармоничные (неправильные) виды воспитания служат фактором высокого риска разнообразных нарушений общего психического и, особенно, личностного развития.


Высокая степень риска здесь обусловлена не только огромной значимостью для ребенка взаимоотношений с родителями, сибсами и другими членами семьи, но и постоянным, хроническим характером их влияния, поскольку применительно к разным типам вредностей установлено, что факторы хронического действия обычно приводят к более тяжелым последствиям по сравнению с факторами хотя и сильного, но однократного действия (например, острыми психологическими травмами). Показана ведущая роль семейного неблагополучия и неправильного воспитания в формировании неврозов у детей разного возраста (А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер).

В жизни этих детей нередко возникают стрессовые, травматические ситуации, которые оказывают крайне отрицательное влияние на их развитие и поведение.


Дети, перенесшие стресс, отличаются по своему поведению от обычных детей. Ответом на стрессовые события чаще всего является бурная отрицательная реакция на все воздействия окружающего мира, нарушение контакта с людьми, желание уйти от них.


Дети становятся испуганными, тревожными, закрытыми для социального опыта, уходят в себя, замыкаются.


Пережитая травматическая ситуация глубоко затрагивает психику ребенка, постоянно повторяясь в сознании в форме образов, мыслей, представлений, кошмарных снов; при столкновении с чем-либо, напоминающим трагическое событие, ребенок вновь и вновь возвращается к пережитым чувствам.


На фоне этого возникает физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности и эмоционально-психической неуравновешенности, нарушениях памяти и внимания, преувеличенном реагировании, сверхбдительности. Нередко в результате достаточно длительного воздействия крайне неблагоприятных условий жизни детей в семьях у них возникают психофизические изменения в организме, приводящие к тяжелым нарушениям здоровья.

Помимо социальных и психологических Ф. р., нарушающих право детей на уровень жизни, необходимый для их физического, умственного, духовного и социального развития, выделяется значительная группа причин, которые могут быть названы педагогическими.


Они, как правило, связаны с отсутствием в образовательных учреждениях вариативных образовательных программ, рассчитанных на детей разного уровня способностей и развития, диагностических методик и технологий, позволяющих своевременно выявлять проблемы обучения и воспитания ребенка и вносить соответствующие изменения в программу обучения, организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав детей и контроль за их соблюдением в системе образования, и др. Данные факторы приводят к тому, что в отношении этой категории детей фактически становится во многом декларативным, т. е. практически не реализуется или реализуется не в полной мере и другое основное их право — право на образование.

Важная задача в исследовании проблемы Ф. р. состоит в выявлении собственно психологических механизмов влияния различных агентов на те или иные стороны развития ребенка. Например, ранее риск психического недоразвития детей с низким весом при рождении обычно связывали с неблагоприятными биологическими факторами.


Однако исследование взаимодействия таких детей с матерями показало, что в силу затрудненности распознавания и понимания их сигналов и состояний у них часто страдало главное психологическое звено развития в этом периоде: своевременность и полноценность установления контакта с матерью. Специальная программа помощи матерям, направленная на формирование более чуткого понимания ими младенцев, позволяет предупредить отставания в психическом развитии (T. Achenbach). Приведенный пример иллюстрирует тот факт, что в реальном процессе развития имеет место взаимообусловленность разнородных Ф. р. Сочетание нескольких факторов, как правило, увеличивает вероятность их негативного воздействия.

С изучением действия Ф. р. связано понятие психологической уязвимости (vulnerability), то есть чувствительности или степени подверженности ребенка воздействию тех или иных неблагоприятных факторов. Установлено, что психологическая уязвимость детей существенно зависит от их возраста и индивидуальных особенностей.


Ее степень может быть снижена благодаря действию определенных защитных факторов (последние не следует смешивать с "механизмами психологической защиты" в психоаналитическом значении). Важнейшее значение имеет уровень умственного и эмоционально-личностного развития, от которого зависит восприятие и переживание ребенком всего происходящего с ним, а, следовательно, и потенциальная степень травматичности таких событий, традиционно причисляемых к Ф. р., как, напр., потеря близких, резкие перемены в жизни (смена места жительства, учебного заведения), госпитализация и мн. др. В качестве защитных факторов выступают активность и общительность характера, эмоциональная близость и сплоченность семьи, в которой растет ребенок, достаточный опыт позитивного самовосприятия, формирующий его уверенность в себе и прочное самоуважение, поддерживающий круг общения вне семьи (E.


Werner) и др. Исследование защитных факторов, способных противодействовать повреждающему влиянию факторов риска, необходимо для профилактики и коррекции разнообразных трудностей в психическом развитии ребенка.

Дети группы риска нуждаются не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на оказание такого рода социально-педагогической помощи детям, называется социально-психологической поддержкой детства.

Г.В. Бурменская, Т.И. Шульга

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАКТОРЫ РИСКА. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Сообщение психологический словарь » Чт июн 04, 2009 6:13 am

Факторы риска. Психофизиологический аспект — общее название факторов внешней и внутренней среды организма, не являющихся непосредственной причиной нарушения здоровья.

Среди бесспорных факторов риска наиболее существенными и распространенными являются следующие: постоянное психоэмоциональное напряжение; гиподинамия; чрезмерные физические нагрузки; алкоголь, курение, наркотики. Ф. р. в психофизиологии — внешние и внутренние факторы, затрудняющие или нарушающие реализацию высших психических функций.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

Сообщение психологический словарь » Сб июн 06, 2009 2:18 am

Факторы, влияющие на здоровье — комплекс причин и условий, обеспечивающих сохранение здоровья человека. 1. Индивидуальный уровень зрелости высших отделов мозга, обеспечивающих адаптивные реакции организма на действие факторов внешней среды. 2. Индивидуальный потенциал здоровья человека (иммунитет, статус питания, осознание своего "я", положительное отношение к здоровью, адекватные знания, способность противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физическая форма, способность к самозащите). 3. Поведение (работа и отдых, привычки, еда, питье, подвижность, отношение к социуму, стресс, возбуждающие средства). 4. Социокультурные условия жизни (семья, соседи, место работы, среда досуга, средства массовой информации, служба здоровья). 5. Социально-экономические и политические условия (материальные ресурсы, доход, социальная безопасность, образование, политические приоритеты). 6. Физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, рабочее место, связь, транспорт и т.п.).

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАЛЕС

Сообщение психологический словарь » Вт июн 09, 2009 12:47 am

ФАЛЕС (около 640/625 — около 547/545 до н.э.) — древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из "семи мудрецов". В 585 до н.э. предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. — первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии — воде. Делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира, заложив основы перехода от свойственного для мифологии генетизма к субстратному мышлению: согласно Ф., не только: 1) все сущее возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становится водой, но также и: 5) все есть вода. (Согласно Ф., все из воды: во-первых, начало всех животных — сперма, она влажная; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испарениями, равно как и сам Космос. Земля плавает в воде подобно дереву.) Магнит и янтарь, по Ф., имеют душу. Бог, по Ф., — это ум


Космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств. Панпсихизм, приписываемый Ф., дополняет его гидрокосмогоническое видение мира в традиции древнеегипетских представлений о творении земного диска из первобытного океана вкупе с "жизненным дыханием". Жизнь у Ф. необходимо предполагает питание и дыхание: в этих функциях выступают вода и божественное начало ("псюхе"). Ф. (и Филону) приписывается изречение: "Познай самого себя". Сочинения Ф. "О солнцевороте" и "О равноденствии" и другие не сохранились.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ФАЛЕС

Сообщение психологический словарь » Чт июн 11, 2009 6:04 pm

ФАЛЕС (около 640/625 — около 547/545 до н.э.) — древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из "семи мудрецов". В 585 до н.э. предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. — первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии — воде. Делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира, заложив основы перехода от свойственного для мифологии генетизма к субстратному мышлению: согласно Ф., не только: 1) все сущее возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становится водой, но также и: 5) все есть вода. (Согласно Ф., все из воды: во-первых, начало всех животных — сперма, она влажная; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испарениями, равно как и сам Космос. Земля плавает в воде подобно дереву.) Магнит и янтарь, по Ф., имеют душу. Бог, по Ф., — это ум Космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств.

Панпсихизм, приписываемый Ф., дополняет его гидрокосмогоническое видение мира в традиции древнеегипетских представлений о творении земного диска из первобытного океана вкупе с "жизненным дыханием". Жизнь у Ф. необходимо предполагает питание и дыхание: в этих функциях выступают вода и божественное начало ("псюхе"). Ф. (и


Филону) приписывается изречение: "Познай самого себя". Сочинения Ф. "О солнцевороте" и "О равноденствии" и другие не сохранились.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Алексище, Butler, Exabot [Bot], GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Istanaro, kurlemushe, Mr. Zadiraines, Omnomnomg, Parf, Sarah Connor, SeaSoul, Start_error, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], ФинтУшами