У

УРБАНИЗАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Чт авг 20, 2009 5:22 pm

УРБАНИЗАЦИЯ (франц. urbanisation, от лат. urbanus - городской, urbs - город) - исторический процесс развития механизма городского устройства, который заключается в росте городов, увеличении доли городского населения и расширенном воспроизводстве городского образа жизни. На протяжении нескольких тысячелетий У. выступает универсальной стратегией развития стран с различным общественным строем и уровнем развития. В разные исторические периоды и в различных регионах "катализаторами", в той или иной степени поддерживающими эволюционное протекание процесса У., были разные группы факторов: экономические, политические, этнические, психологические, религиозные и т.д.

Начиная с 19 в. процесс У. приобретает ярко выраженный революционный характер. В 1800 доля городского населения во всем населении мира составляла 5,1%, в 1850 - 6,3%, в 1900 - 13,3%, в 1950 - 28,9%, в 1980 - 41,3%. По оценкам сотрудников Программы развития Организации Объединенных Наций, доля городского населения в 2000 составила 48,0%, достигая в промышленно развитых странах 76,0%.

Качественные изменения в протекании процесса У. связаны, прежде всего, с интенсификацией действия закона разделения труда после "включения в работу" закона перемены труда в эпоху первых промышленных революций 18-19 вв. С этих пор успех общественного производства неразрывно связан с все большей специализацией, кооперацией и концентрацией труда. Способом организации человеческой жизнедеятельности, наилучшим образом обеспечивающим такие условия, явился город (см.).

Процесс У. имеет две фазы, взаимосвязь которых носит цикличный характер.


В первой фазе происходит аккумуляция экономического, культурного и информационного потенциала общества в крупных городских центрах, что создает предпосылки для приращения высших достижений материальной и духовной деятельности. Во второй фазе эти достижения транслируются на всю остальную территорию и осваиваются периферийными поселениями, что, в свою очередь, дает новый импульс для наращивания потенциала в крупных городских центрах. Таким образом, У. выполняет, с одной стороны, организационно-объединяющую функцию по отношению ко всему пространству жизнедеятельности человека, распространяя городскую культуру и городской образ жизни от центра к периферии; с другой - дифференцирующую, суть которой заключается в увеличении количества отдельных ареалов, в которых в процессе самобытного освоения транслируемых городом достижений материальной и духовной культуры концентрируются специфические и даже уникальные виды деятельности. Выполнение второй функции, наряду со снижением однородности пространства жизнедеятельности человека, повышает вариативность элементов социально-пространственных общностей и их объединений, обогащает набор связей между ними. В ходе эволюции развиваются и взаимодействуют все виды поселений - от маленьких деревень до крупнейших городов (мегаполисов) и городских пространственных групп (агломераций), порождая тем самым бесконечно разнообразную палитру отношений между населяющими их людьми. В результате - повышается адаптационный потенциал всей социально-пространственной системы, создавая предпосылки для дальнейшего развития материальной и духовной культуры человека.

Вместе с тем, развертывание процесса У. приводит к возникновению серьезных противоречий - неравномерности развития центральных и периферийных городов, загрязнению окружающей среды, росту числа стрессов и психических заболеваний на почве стремительного увеличения социально-информационной плотности пространства жизнедеятельности человека и т.д. Разрешение названных противоречий и создание сбалансированной, гармонично развивающейся города экологии (см.) - одно из необходимых условий дальнейшего развития общества.

О.В. Кобяк

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УРЛАНИС

Сообщение психологический словарь » Пт авг 21, 2009 6:11 pm

УРЛАНИС Борис Цезаревич (1906-1981) - советский ученый-демограф, специалист по проблемам народонаселения. Окончил статистическое отделение факультета общественных наук МГУ. Работал в финансово-экономическом бюро Наркомзема СССР и НИИ организации сельского хозяйства, преподавал статистику на экономических факультетах МГУ (1930-1949) и ВГИКа (1949-1955), зав. кафедрой статистики и математики Всесоюзного заочного финансово-экономического института (1956-1959), старший научный сотрудник Института экономики АН СССР (1959-1981), преподавал демографию на факультете статистики Московского экономико-статистического института (1963-1974).

У. внес существенный вклад в разработку вопроса о предмете демографии как отрасли обществознания. Важное место в его творчестве занимало изучение факторов рождаемости и продолжительности жизни, идеи У. оказали большое влияние на развитие теории в этой области демографии. Много внимания в своих работах уделял У. вопросам взаимосвязи демографии и социологии, социальным аспектам демографических процессов, методологии изучения демографического поведения личности и семьи. В значительной степени именно трудами У. было подготовлено развитие социологической демографии.

У. был зам. председателя Научного совета по проблемам народонаселения АН СССР и зам. председателя Советской социологической ассоциации, принимал активное участие в работе Научно-методологического совета ЦСУ СССР, экспертного совета ЦСУ РСФСР, редакционного совета издательства "Статистика".

Под редакцией У. вышли два издания справочника


"Народонаселение стран мира" (1974, 1978). Более 100 статей У. написал для Большой Советской Энциклопедии.

У. - автор более 200 научных работ, в том числе: "История американских цензов" (1938); "Рост населения в Европе" (1941); "Войны и народонаселение Европы" (1960); "Рождаемость и продолжительность жизни в СССР" (1963); "Динамика и структура населения СССР и США" (1964); "История одного поколения" (1968); "Проблемы динамики населения СССР" (1974); "Эволюция продолжительности жизни" (1978) и др. Монография У. "Войны и народонаселение Европы" была издана в ГДР, Польше, Чехословакии, Финляндии, переведена на англ., фр., исп. языки.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УРОВЕНЬ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ

Сообщение психологический словарь » Чт авг 27, 2009 9:44 am

Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношении, выражающаяся в группообразовании. В отличие от зарубежной психологии, где параметрами группообразования являются время существования группы, наличие сложившихся отношений власти и подчинения, число групповых коммуникаций, количество взаимных социометрических выборов и т.п., в отечественной социальной психологии сложился теоретический подход, согласно которому для выявления У. г. р. неодходимо учитывать сочетание двух факторов — степени опосредствованности межличностных отношений содержанием (целями, ценностями, организацией) совместной деятельности и социального характера этих целей и ценностей. Исходя из этого, к высшему У. г. р. могут быть отнесены коллективы и группы, приближающиеся к ним по типу своей структуры и социально-психологическим характеристикам, к низшему группы, основанные на асоциальных факторах (всякого рода асоциальные ассоциации), и группы диффузные, в которых отсутствуют общие цели и ценности. Особое место занимают корпорации — группы, которые характеризуются высоким уровнем деятельностного опосредования и функционирующими в них антисоциальными установками и принципами.

А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ

Сообщение психологический словарь » Сб авг 29, 2009 7:11 pm

Уровень здоровья — обобщенный (интегративный) показатель состояния здоровья. У. з. в значительной мере определяет функциональное состояние мозга, на фоне которого осуществляются психические процессы и поведение.

Существует точка зрения, что уровень здоровья в целом является мерой адаптации. Чем выше уровень здоровья, тем больше адаптационных возможностей человека.


Другая точка зрения: уровень здоровья индивида может быть количественно охарактеризован резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ

Сообщение психологический словарь » Пт сен 04, 2009 10:01 am

УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ α - зафиксированное значение ошибки I рода, состоящей в том, чтобы на основании данных выборочного исследования принять альтернативную гипотезу (см. Статистическая проверка гипотез), в то время как на самом деле она не верна. Выбирается из значений α = 0,1; 0,05; 0,01 и т.п.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Сообщение психологический словарь » Вс сен 06, 2009 4:44 pm

Уровень притязаний — 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций ; повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) У. п., влечет за собой смещение У. п. в область более трудных задач (или более легких). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение У. п.) говорят о нереалистичном У. п. или неадекватной самооценке.

А.К. Ерофеев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Ср сен 09, 2009 11:28 pm

Уровней построения движения концепция — концепция, предложенная Н.А. Бернштейном, согласно которой под построением движения понимается формирование афферентных ансамблей, участвующих в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эффекторных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. Бернштейн выделял пять уровней построения движений:

А — уровень палеокинетических регуляций, он же рубро-спинальный уровень центральной нервной системы.

В — уровень синергий, он же таламо-паллидарный уровень.

С — уровень пространственного поля, он же пирамидно-стриарный уровень. Распадается на два подуровня С1 — стриарный, принадлежащий к экстрапирамидной системе, и С2 — пирамидный, относящийся к группе кортикальных уровней.

D — уровень действий (предметных действий, смысловых цепей и т.п.), он же теменно-премоторный уровень.

Е — группа высших кортикальных уровней символических координаций (письма, речи и т.п.).


>Согласно точке зрения Н.А. Бернштейна при характеристике уровней построения следует учитывать: локализацию; ведущую афферентацию; свой ства движений; самостоятельные движения, управляемые данным уровнем; роль уровня в двигательных актах вышележащих уровней; дисфункции и патологические синдромы.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УСВОЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вс сен 13, 2009 5:06 pm

Усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе У. человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. У. подлежат все содержательные компоненты человеческого поведения — и побудительно-мотивационные, и операциональные. У. значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержнем воспитания является У. нравственных норм поведения. У. предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета (в широком смысле этого слова), что требует первоначальной объективации условий осуществления этого действия (в виде образца, орудий, плана выполнения и т. п.). Эти условия могут задаваться и неявным образом (например, включаться в поведение других людей). Эффективность У. — его качество, прочность и скорость — зависит от полноты ориентировочной основы действия, подлежащего формированию; предметного, логического и психологического разнообразия типов материала, включающего усваиваемое содержание; меры управления процессом формирования действия. Реализация этих моментов наряду с У. нового значения (формированием понятия) приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба результатов У. — новых действий, понятий и форм поведения — во многом зависит от их места в структуре актуально значимых для субъекта У. видов деятельности.

А.И. Подольский

Раздел 1. Основные категории психологии развития

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УСЛОВИЯ ТРУДА

Сообщение психологический словарь » Пт сен 18, 2009 6:50 am

УСЛОВИЯ ТРУДА - совокупность социально-эконо-мических, технико-организационных, социально-гигиенических и социально-психологических, влияющих на здоровье и работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности им, на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.

Социально-экономические У.Т. непосредственно обусловлены совокупностью производственных отношений, а опосредованно - уровнем развития производительных сил. На уровне эмпирического исследования, в социально-экономические условия включаются: возможность служебного продвижения, возможность повышения квалификации, возможность повышения заработной платы.


В ходе эмпирических исследований выявлено, что именно под воздействием этих условий у работников складывается расположенность (или нерасположенность) к тому или иному виду труда, позитивные или негативные ценностные ориентации на труд. Возможности служебного продвижения, повышения квалификации и повышения заработной платы наиболее сильно влияют как на отношение к труду, так и на его производительность. Так, исследования республиканского масштаба, проведенные в Беларуси в 1980-х, показали, что несоответствие желаемых У.Т. их фактическому состоянию составляло в плане служебного продвижения и повышения квалификации 3 : 1, а в плане повышения заработной платы - 5 : 1, и это несоответствие в наибольшей мере влияло на среднюю производительность труда в промышленности Республики Беларусь.


По данным исследования, только 1/3 работников работали в полную силу. Таким образом, социально-экономические У.Т., создавая ощущение перспективности работы, активно формируют совокупность ценностных ориентаций на эту перспективность и творческие аспекты работы.

Технико-организационные У.Т. (уровень механизации труда, структура труда по типу трудовых функций, уровень организации труда и управления) непосредственно обусловлены уровнем производительных сил, а опосредованно - производственными отношениями. По данным названного исследования, уровень механизации труда был таков, что ручным трудом занимались 30,5% рабочих, ручным с механическими инструментами - 19,0%, на машинах - 35,5%, на полуавтоматах - 8,8%, на автоматах - 6,2%.


Что касается структуры труда по типу трудовых функций, то в непосредственном производстве было занято 49,6%, простым обслуживанием - 29,6%, сложным обслуживанием - 20,8% рабочих. Технологически необходимая коммуникация у 30,8% рабочих оценивалась как низкая, у 35,7% - как средняя, у 33,5% рабочих - как высокая.


Такая равномерность распределения этого показателя говорит о равномерном технико-информационном обеспечении всех рабочих и обнаруживает его практическую независимость от уровня механизации труда рабочих, малую зависимость от уровня квалификации и образования. С повышением квалификации и образования рабочих степень их технологически необходимой коммуникации возрастает в 1,2 раза. Углубленное исследование с применением техники факторного анализа показало, что в условиях недостаточно высокой организации труда его культуроформирующее воздействие на работника значительно снижается.

Социально-гигиенические У.Т. обусловлены спецификой производства и производственного процесса; тяжестью и напряженностью труда; воздействием внешней среды на организм работника и его трудоспособность; режимом труда и отдыха. Хотя они и разнообразны, их объединяет то, что они являются внешними по отношению к работнику, мало зависят от него, но в то же время предопределяют всю его жизнедеятельность во время работы.


Состояние социально-гигиенических У.Т. сказывается на здоровье работника, его социально-психологическом настроении и, следовательно, на отсутствии неудовлетворенности работой. В рамках эмпирических исследований социально-гигиенические У.Т. включают в себя: комфортность производственной среды, степень физического напряжения, разнообразие физической нагрузки, степень нервного напряжения, степень умственного напряжения, напряженность темпа работы, безопасность труда, удобные часы работы. По данным названного исследования, несоответствие (в различной степени) желаемых социально-гигиенических У.Т. их фактическому состоянию снижает уровень удовлетворенности работой. Углубленное исследование с применением факторного анализа позволило выявить тормозящее влияние социально-гигиенических У.Т. на отношение к труду и, в частности, на состояние трудовой дисциплины.


Тенденция снижения уровня трудовой дисциплины в зависимости от ухудшения социально-гигиенических У.Т. просматривалось довольно отчетливо. Можно сказать, что состояние социально-гигиенических У.Т. пока что не стимулирует социальную активность работников и их отношение к труду.

Социально-психологические У.Т. обусловлены состоянием первичного производственного коллектива. В сфере социально-психологических У.Т. социальный эффект тем полнее, чем глубже человек включился в разнообразные виды деятельности внутри коллектива как исполнитель конкретных трудовых функций и как личность. Примерное соответствие желаемого состояния социально-психологических У.Т. их реальному состоянию, отражает атмосферу благоприятного психологического климата.


Однако углубленное исследование с применением техники факторного анализа показало, что благоприятный морально-психологический климат в коллективе "работает" как бы сам на себя, не влияя на производительность труда. Дело в том, что технико-организационные У.Т. формируют определенную природу дисциплины труда (от "палочной" до сознательной); дисциплина труда формирует, в свою очередь, определенный социально-психологический климат, а последний должен способствовать социальной эффективности труда. В названном же исследовании, неудовлетворительные технико-организационные У.Т. слабо формируют состояние трудовой и технологической дисциплины; состояние трудовой дисциплины в этих условиях почти не влияет на трудовую активность; последняя же, не будучи стимулирована в достаточной мере сознательным характером дисциплины труда, имеет незначительную связь с социально-психологическим климатом в коллективе. Получается, что социально-психологический климат в коллективе проявляется в виде товарищества, но имеет мало отношения к эффективности и результатам труда.


Это означает, что коллективизм в данных условиях в большей мере основан на хороших отношениях, товариществе, и в меньшей мере - на высокой организации труда, сознательной трудовой дисциплине. Статистически установлено, что уровень организации труда обусловливает состояние трудовой и технологической дисциплины на 80%, а самодисциплина работников - только на 20%. В свою очередь, состояние дисциплины труда в условиях его невысокой организованности слабо влияет на трудовую активность работников, почти не сказываясь на качественных показателях их труда. Между тем, только гармоничное единство всей совокупности отношений, интегрированных в систему труда, и активная включенность в них работника могут обеспечить коллективизм как общность социально значимых целей.

Г.Н. Соколова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УСЛОВНАЯ НЕГАТИВНАЯ ВОЛНА

Сообщение психологический словарь » Пн сен 21, 2009 9:41 am

Условная негативная волна (син. волна ожидания, Е-волна, контингентная негативная вариация) — разновидность вызванных реакций, представляющая собой негативную волну, возникающую в интервале между моментами предъявления сигнального (предупреждающего) и пускового (императивного) стимулов и наиболее четко выраженную в лобных, моторных и соматосенсорных областях коры. У. н. в. наблюдается при подготовке движений, ожидании пускового стимула, если он требует ответа, при ожидании обратной связи о результатах деятельно сти, а также во время подготовки решений когнитивных задач.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Сообщение психологический словарь » Сб сен 26, 2009 8:07 pm

Условные рефлексы — рефлексы, вырабатываемые при определенных условиях в течение жизни животного или человека; формируются на основе врожденных безусловных рефлексов. Термин предложен И.П. Павловым в 1903 году. У. р. образуются, когда действие любого агента внешней или внутренней среды совпадает с действием раздражителя, вызывающего какой-либо безусловный рефлекс, или предшествует ему; в результате агент, не вызывавший ранее данного рефлекторного ответа, начинает его вызывать, т.е. становиться условным (сигнальным) раздражителем.


Так, звонок, несколько раз предшествовавший еде, начинает вызывать отделение слюны. Выработка и закрепление У. р. происходит с участием высших отделов центральной нервной системы. У. р. рассматриваются как основа высшей нервной деятельности.

У человека могут вырабатываться на основе не только первой сигнальной системы, когда условные раздражители — различные агенты внешней и внутренней среды, но и второй сигнальной системы, когда условные раздражители — слово, речь.

Открытие И.П. Павловым У. р. привело к созданию новой отрасли науки — физиологии высшей нервной деятельности. В основе У. р. лежит формирование новых временных или модификация существующих нервных связей, происходящее в индивидуальной жизни животных и человека под влиянием изменений внешней и внутренней среды.

У. р. высшего порядка — У. р., образованный на базе другого У. р. Например, при соблюдении определенных правил сочетанием нового индифферентного раздражителя с условным раздражителем первого порядка можно выработать рефлекс второго порядка или вторичный У. р. На основе последнего аналогичным образом можно выработать рефлекс третьего порядка или третичный У. р. и т.д.

У. р. на время — рефлекс, для которого условным раздражителем является промежуток времени. Образуется при систематическом предъявлении безусловного раздражителя через одинаковые интервалы времени. Проявляется в том, что каждый раз по истечении данного интервала времени возникает реакция, ранее вызываемая лишь действием безусловного раздражителя (У. р. на "чистое" время). У. р. на время вырабатывается и при повторении через одинаковые интервалы подкрепляемого условного раздражителя — У. р. времени на суммарный раздражитель (условный раздражитель + интервал времени).

У. р. запаздывающий — вариант наличного У. р. с длительным периодом изолированного действия условного раздражителя. безусловный раздражитель присоединяется к условному через 2—3 мин при пищевых и через 30—60 с при оборонительных двигательных У. р. При длительном практиковании У. р. з. постепенно удлиняется скрытый период реакции: она запаздывает в результате развития торможения запаздывания.

У. р. классический (син. павловские У. р. или У. р. первого типа) — тип У. р., основные закономерности образования и функционирования которого открыты И.П. Павловым.


Образуется при сочетании во времени двух раздражителей, обычно индифферентного и безусловного. Определения "классический" введен позже, чтобы различить от другого типа У. р. — инструментального, оперантного или второго типа.

У. р. на комплексные раздражители — 1) У. р. на одновременный комплексный раздражитель, состоящий из нескольких компонентов; 2) У. р. на последовательный комплексный раздражитель, отдельные компоненты которого действуют последовательно, накладываясь друг на друга. При упрочении У. р. на оба вида комплексных раздражителей их компоненты постепенно утрачивают свои сигнальное значение при их изолированном применении. Отдельные компоненты сливаются в единое целое. Корковые пункты, воспринимающие действие отдельных компонентов, объединяются, по выражению И.П. Павлова, в единый "функциональный комбинационный центр", с которым вступает в связь корковое представительство безусловного рефлекса.

У. р. на отношение раздражителей — вид рефлексов, выработанных не на абсолютные, а на относительные признаки раздражителей. Например, из двух одновременно предъявляемых однородных раздражителей, адресующихся к одному анализатору, условный рефлекс вырабатывается на один из них, отличающийся лишь своим отношением к другому (сильнее или слабее его, больше или меньше, светлее или темнее и т.д.). Очевидно, при одновременном действии пары раздражителей в одном анализаторе находит запечатление разница или градиент этих раздражителей по определенному признаку. И когда один уровень градиента раздражителей постоянно подкрепляется, а другой не подкрепляется, то первый и становится условным раздражителем.

У. р. оборонительный — закономерная реакция организма на ранее индифферентный раздражитель в форме локальных движений или общедвигательной активности, направленных на избегание или уменьшение внешних вредоносных воздействий.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УСПЕНСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Вт сен 29, 2009 5:53 pm

УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович (1887—1947) — российский философ, психолог, писатель. Получил математическое образование. Увлекался эзотерическими учениями. Творческий путь У. включает три периода. Первый — до 1915 г., когда наряду с издательской деятельностью он занимался исследованиями "таинственного", разработкой проблемы "расширения сознания" и "формирования" нового знания" о мире.


Уже в этот период проблема синтеза философского и естественнонаучного знания с мистическим "опытом" становится одной из центральных в его творчестве. В книге "Четвертое измерение" связывается старое сокровенное знание и данные точной науки (1909). Своеобразной попыткой синтезировать современную науку и восточную философию стала книга У. "Tertium Organum" ("Ключ к загадкам мира", 1911), где представлен опыт универсальной логики, обсуждаются проблемы пространства и времени.


Стена, воздвигнутая европейской философией между внутренним миром человека и внешним миром, отступает перед опытом расширенного сознания, включающего все новые области "мира в себе" в сферу знания. Эти идеи находят свое отражение и в других работах этого периода ("У последней черты", 1912; "Символы Таро", 1912; "Внутренний круг", 1913). Поездка на Восток и в Индию упрочила мировоззренческие позиции У. и стала импульсом для их дальнейшего развития. Второй период творчества У. (1915—1924) ознаменован знакомством с Г.И. Гурджиевым, что определило дальнейшую судьбу учения У. Три года он занимался в группах Гурджиева техниками изменения состояний сознания, после чего начинает разработку собственного рационального подхода к сущности развития, саморазвития или совершенствования человека.


В 1920 г. У. эмигрирует в Константинополь, а затем в Лондон. Взгляды Гурджиева он раскрывает в книге "В поисках чудесного" (на англ. яз. — 1943, в рус. пер. — 1992). В 1931 г. в Лондоне выходит книга У. "Новая модель Вселенной" (в рус. пер. 1993), представляющая собой своеобразную энциклопедию физических, естественно-научных, философских, психологических и оккультных знаний. Цикл лекций У. "Психология возможной эволюции человека" выходит на английском (1937) и много позднее на русском языке (1990). В 1938 г. У. создает в Лондоне Историко-психологическое общество. В 1941—1947 гг. работает в США. Основные психологические идеи У. излагает в свете своего учения о возможной эволюции человека. Под эволюцией он понимал раскрытие собственными усилиями человека имманентных качеств и черт, обычно остающихся неразвитыми. По У., человек не знает самого себя.


Он — машина, автомат, обладающий запасом прошлого опыта и энергии, но при определенных условиях может перестать ею быть. Одним из условий развития человека является осознание себя. Всего У. выделяет четыре состояния сознания: сон, бодрствование, самосознание и объективное сознание, однако реально человек живет только в двух состояниях.


Самоизучение должно начинаться с освоения семи функций "человеческой машины": мышления (или интеллекта), чувств (или эмоций), инстинктивной (всей внутренней работы организма), двигательной (в пространстве), сексуальной, высшей эмоциональной и высшей умственной ("Функции могут существовать без сознания, и сознание может существовать без функций"). В трудах У. раскрывается тесная взаимосвязь разных форм общественного сознания, органическое взаимопроникновение религиозной, философской, художественно-этической и научной мысли. Он предпринял попытку изучения вселенских законов и адаптации их к европейскому менталитету через междисциплинарный синтез и системный подход в психологии. Достоинством его работ является стремление системно осмыслить психологическое знание на макро- и микроуровнях. Основной акцент он делал на исследовании и развитии духовных структур, как главного фактора выживания и эволюции человечества.

М.М. Анисимова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УСТАНОВКА

Сообщение психологический словарь » Сб окт 03, 2009 11:46 am

готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для конкретного субъекта ситуациях.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УСТАНОВКИ ТЕОРИЯ

Сообщение психологический словарь » Пн окт 05, 2009 1:18 pm

Установки теория — общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки. У. т. создана в трудах выдающегося грузинского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы. Категория установки была предложена Д.Н.


Узнадзе для преодоления постулата непосредственности, являющегося методологической предпосылкой в интроспективной психологии сознания и бихевиоризме. Узнадзе развил представления об установке как "целостной модификации субъекта", его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности.


Установка возникает при "встрече" двух факторов — потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия, оно прерывается, начинает функционировать специфический только для сознания человека механизм объективации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как к существующему объективно и независимо от него. Для экспериментального исследования установки предложен метод фиксации, различные варианты которого применяются при анализе развития психики в фило- и онтогенезе, познавательных процессов, личности и межличностных отношений. Особое внимание уделяется изучению с позиций У. т. неосознаваемых психических явлений, понимание природы которых кардинально отличается от трактовки бессознательного в психоанализе З. Фрейда. Одна из перспектив развития У. т. — концепция уровней психической активности (Ш.А. Надирашвили).

А.Г. Асмолов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

УТЕШЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вс окт 11, 2009 3:43 am

Утешение — психотерапевтическая помощь в душевном труде переживания скорби, которая не предполагает попыток отменить, упразднить страдание. У. — это помогать страдать. М. М. Бахтин писал о трех типах этических реакций на беду другого человека — содействии, совете и сочувствии. Типы У.: (а) У. без У. — в нем нет человеческого тепла, оно проходит мимо человеческого переживания; (б) душевный отклик — но в нем нет духовной правды, настоящего сострадания (т. е. также игнорируется человеческое переживание); (в) духовно-участливое У. — оно воздвигает духовную лестницу, движением по которой человеческое переживание может претворяться в молитву и тем преображаться. У. может выстраивать "духовную лестницу" переживаний, нижней ступенькой которой становится скорбь, безутешность, а верхней — духовная радость. Душевное переживание при этом не отвергается и даже не усекается, оно бережно принимается все без остатка (душевное переживание принимается безусловно, безоценочно, с душевным сочувствием, соболезнованием, состраданием как подлинное и имеющее право на существование), но вводится в духовную вертикаль как ее элемент, так что само естественное движение переживания начинает совершать духовную преображающую работу.

Ф. Е. Василюк

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Cold_Air, Сумеречный кот, Скорпион_под_шубой, Gabriela, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Mimozzka, Yandex 3.0 [Bot], Мизеракль