Т

ТЕРМЕН

Сообщение психологический словарь » Пт окт 16, 2009 9:06 am

ТЕРМЕН (Terman) Льюис Мэдисон (1877—1956) — американский психолог, специалист в области психологии развития, психологии образования, методов оценки и измерения. Поч. д-р ряда американских ун-тов. Декан психологического фак-та Стэндфордского ун-та (1922), президент АРА (1923), чл. Американской академии наук (1932).


Образование получил в ун-те шт. Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и ун-та Кларка, под руководством С. Холла (1903—1905, д-р философии). С 1906 по 1910 г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе Лос-Анджелеса. С 1910 г. — ассистент профессора на фак-те воспитания Стэнфордского ун-та, в 1912—1916 гг. — ассоциативный профессор; в 1916—1922 г. — профессор образования, а с 1922 г.и до конца своих дней — профессор психологии и исполнительный декан фак-та психологии Стэнфордского ун-та. В 1916 г., в связи с подготовкой Америки к вступлению в первую мировую войну и необходимостью отбора солдат, военные власти обратились к Р.М.


Йерксу с заказом разработать соответствующие тесты, и тот поручил это Т. Работая на базе Стэнфордского ун-та, Т. переработал шкалу Бинэ-Симона, фактически создав новый тест, получивший название "шкалы Стэнфорд-Бине" ("The measurement of intelligence: an explation of and complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the Binet-Simon Intelligence scale". Boston, 1916). После получения многочисленных данных применения шкалы Стэнфорд-Бине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил США, тест был еще раз переработан.


Вместе с К. Майлсом Т. проводил изучение особенностей знаменитых и гениальных людей ("Genetic Studies of Genius". V. 1—4, Stanford, 1926—1948), в частности проработал около 300 биографий известных исторических личностей и на основе их произведений, писем, высказываний и реальных действий приписал им вероятный уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210 баллов, Декарт —180, Наполеон — 145).

В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном исследовании. В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Т. понимал под основным фактором одаренности — наследственность. По ходу своих исследований Т. пришел к обоснованию своей теории первичных умственных способностей, к которым он относил: словесное понимание, беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое (индуктивное) мышление ("Primary mental abilities" / Psychometric Monographs. 1938, 1; "


;Factorial studies of intelligence" / Psychom. Monogr. 1941, 2). Для задач подробного лонгитюдного изучения одаренных детей им был создан тест владения понятием ("Concept mastery test") ("The gifted child grows up: twenty-five years follow-up of a superior group". Stanford, Calif, 1947, совм. с Oden M.H.), который включал в себя задания на аналогии, синонимы и антонимы. Занимался исследованиями выраженности свойства маскулинности-феминности в зависимости от пола, возраста, принадлежности к определенным профессиональным группам ("Sex and personality" / совм. с Miles C.C. N.Y., 1936), а также предпосылок переживания семейного счастья ("


;Psychological factors in marital happiness", 1938). Развивал математический метод факторного анализа. Автор трудов: "A preliminary study of the psychology and pedagogy of leadership" / Pedag. Sem., 1904, 11; "Stanford-Binet intelligence scale: manual for the third revision, Form L-M", Boston, (совм. с Merrill M.A.), 1960.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕРМИН

Сообщение психологический словарь » Ср окт 21, 2009 11:09 pm

ТЕРМИН (лат. terminus - предел, граница) - слово или словосочетание, обозначающее эмпирические или абстрактные объекты, значение которого уточняется в рамках научной теории. В зависимости от наличия или отсутствия денотата (референта) Т. в определяемой области, от степени формализации теории различают эмпирические, теоретические, специально-научные и другие Т.

Среди логических принципов образования Т. в качестве основных выделяют: 1) принцип предметности: символ есть Т. лишь в том случае, если существует денотат данного символа (объект обозначения). Абстрактный Т. теории, не имеющий референта в исходной области ее объектов, должен иметь смысл, который точно определен в рамках теории и который сам является референтом идеального элемента из языка синтаксического исчисления, формализующего содержательную теорию; 2) принцип однозначности: символ есть Т., если имеет только один денотат; 3) принцип осмысленности: смысл Т. заключается исключительно в том, что Т. обозначает некоторый объект.

Специфику появления Т. и выделения их в особый класс в системе языка определяют два основных элемента: формально выраженная мотивация и автоматизм применения. Существует мнение, что Т. должны быть немотивированными, а чисто конвенциальными. Слово, которому придается значение Т., вызывает ассоциации. Предотвратить ложные ассоциации, создать условия для адекватного восприятия Т. можно только в плоскости мотивации. Т. должен не только передавать информацию о содержании понятия, но и по возможности указывать на его место в системе подобных понятий, облегчать вход в систему, взаимопонимание, запоминание и применение. Но этим же одновременно и ограничивается свобода применения Т. без нарушения его значения. Создание нового Т. означает введение понятия в автоматическую систему коммуникации, лишение его образности.

С.В. Воробьёва

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕРМИНИЗМ

Сообщение психологический словарь » Вс окт 25, 2009 4:55 pm

ТЕРМИНИЗМ (лат. terminus — граница, определенность, имя) — позднесхоластическое течение в рамках номинализма (14—15 вв.), ориентированное на понятийную аналитику (логика и теория языка) и исследование проблем соотношения логико-языковых средств познания с данными чувственного опыта (гносеология и методология). Развивается в рамках радикальной традиции францисканского ордена, выразив в своих концептуальных построениях фундаментальную интенцию позднего францисканства на логицизм и эмпиризм. Был распространен в университетской среде (Кембриджский, Парижский, Гейдельбергский, Лейпцигский, Эрфуртский, Падуанский, Пражский, Краковский и др. университеты). Наиболее яркие представители — Роберт Холкот, Жан из Мирекура, Николай из Отрекура, Жан Буридан, Альберт Саксонский, Марсилий Падуанский и др. В своем возникновении был инспирирован идеями Уильяма Оккама, чья позиция "universale post res" фундирует собой методологический изыск Т.: номиналистический пафос последнего во многом продиктован ранней формулировкой знаменитой "бритвы Оккама": "без необходимости не следует утверждать многого" (в силу этого обстоятельства в рамках постсхоластической традиции Т. часто обозначается как "оккамизм"). Развивая общесхоластическую интенцию на экспликацию содержания понятий и рефлексивную отстройку категориального аппарата теоретического познания, Т. выступает интеллектуальным феноменом схоластической традиции, наиболее мощно и плодотворно репрезентирующим логико-аналитический потенциал схоластики (см.


Схоластика, Иоанн Дунс Скот, Николай Кузанский). Вместе с тем статус Т. внутри схоластической традиции может быть оценен в категориях модернизма: методологический пафос Т. был эксплицитно презентирован в оценочной формулировке своего метода, фундированного параллельно категориальным анализом терминов и анализом данных чувственного опыта: via moderna (лат. "современный путь" — в противоположность via antiqua — "старому пути" классической схоластики). Стандартная ориентация на концепцию "двойственной истины" трансформируется в Т. в программу синтеза парадигмальных когнитивных установок на получение знания на базе сенсорных данных опыта, с одной стороны, и парадигмы движения мысли в сфере абстракции, с другой.

В области социальных воззрений Т. апплицирует гештальт "двойственной истины" на проблему разделения властей, проводя идею о секуляризации светской государственной власти, за что неоднократно официально осуждался папской курией (1339, 1340, 1348, 1474). Амбивалентность статуса Т. как, одновременно классики и модернизма схоластики позволяет типологически сопоставить его как с последующей когнитивной программой эмпиризма локковского направления (например, у


Гоббса), с одной стороны, так и с интегративной парадигмой синтеза опытно-эмпирического и логико-рационального путей получения знания в новоевропейской философии науки. Семантические отголоски терминистской методологической программы могут быть — в исторической перспективе — зафиксированы и в проекте унификации языка науки Фреге, и в позитивистской программе элиминации "метафизических суждений" из языка науки, и в программе "исключения абстракций" в логико-философском анализе оснований математики (В.Крейг, А.Хвистек, С.Лесьневский и др.). Т. внес серьезный вклад в разработку функциональной теории терминов, теории логического следования, модальной силлогистики и теории суппозиции, а также в становление формальных языков исчислений (термин как "обозначающее" в значении предметной переменной в концепции разрешаемых множеств). Т. содержательно повлиял на формирование методологических концепций


Юма, Ф.Бэкона, Гоббса и др., а также оказал значительное воздействие на оформление новоевропейской парадигмы математического естествознания. Трактовка в Т. знаков и их свойств в качестве предмета логики позволяет квалифицировать Т. как один из ранних источников семиотического подхода к языку и мышлению: в частности, в сфере анализа коннотативных терминов (лат. connotative — соозначающее) и феномена коннотации, выдвигаемого на передний план в семиотическом анализе постмодернизма.

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕРРОРИЗМ

Сообщение психологический словарь » Вт окт 27, 2009 3:39 am

ТЕРРОРИЗМ - вид противоправной политически и/или финансово мотивированной активности, сочетающий в себе психологический (угроза насильственных действий) и физический (сами насильственные действия - диверсии, захват заложников и др.) компоненты, осуществляемый индивидами или малыми группами с целью принудить общество, государство или частное лицо (частных лиц) исполнить их требования.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕРСТОУН

Сообщение психологический словарь » Сб окт 31, 2009 1:10 pm

ТЕРСТОУН (Thurstone) Луис Леон (1887—1955) — американский психолог шведского происхождения, специалист в области психофизики, методологии психологии, психометрики, многофакторного анализа. Президент АРА (1932). Один из основателей и президент Психометрического общества (1936), основатель журнала "Psychometrica".


Свыше 24 лет был издателем "American Council on Educational Psychological Examenations", соредактор "Journal of Social Psychology". Первоначальное образование получил в Корнелльском ун-те, где изучал электронику (бакалавр, 1912), после чего, в 1912 г., работал в качестве ассистента Т. Эдисона в его лаборатории в г. Ост-Орандж. Эдисон пригласил Т., оценив его изобретательский талант: Т. изобрел метод озвучивания кинофильмов, новую конструкцию киокамеры и проектора, который устранял мелькание. Одновременно Т. преподавал начертательную геометрию в Инженерном колледже Миннесотского ун-та (1912—1914), где благодаря Г. Вудро и Д.Б. Майеру познакомился с психологией и заинтересовался "проблемой научения". В 1914 г. приступил к изучению психологии в


Чикагском ун-те (д-р, 1917), после окончания которого работал в Технологическом инте Карнеги, занимаясь прежде всего экспериментальным научением (ассистент, затем — профессор психологии и декан /1917—1923/). В 1923 г. Т. работал психологом и начальником отдела кадров в Бюро управления персоналом Института управления исследованиями в Вашингтоне. В 1924 г. возвратился в Чикагский ун-т в качестве ассоциированного профессора психологии, с 1927 г. он — полный профессор. Здесь создал психометрическую лабораторию. С 1952 по 1955 г. — директор психометрической лаборатории Северо-Каролинского ун-та (позднее названной в его честь). Критически относясь к существовавшей психометрической теории и тривиальности основных психофизических научных исследований, Т. разработал теорию и методы шкалирования психологического континуума, для которых не требовались соответствующие им физические измерения (как, например, отношение к преступности, религии, кинематографу, курению и т. п.).


>Он утверждал, что вариативность (или "дисперсия" результатов тестов) сообщает единство психологическим измерениям. Теория, методы и "закон сравнительных суждений", основанный на модели "дискриминационной дисперсии", были опубликованы в ряде статей в 1927—1934 гг. Применив матричную алгебру к результатам, полученным методом триад, Т. с коллегами расширил свою работу, обратившись к многомерному шкалированию. Одним из первых стал применять математические методы в психологии и социологии. Ввел стандарт измерительных шкал по принципу парного сравнения высказываний — "шкалы типа терстоуновских". Однако, несмотря на то, что шкалирование Т. сыграло в свое время влиятельную роль, став основой теории обнаружения сигнала, сегодня им пользуются редко, т. к. считается, что его методы трудоемки и непрактичны. Вторым открытием Т. был его метод многофакторного анализа.


Отталкиваясь от факторно-аналитических исследований Ч. Спирмена и Р. Кеттела в области интеллекта, он предложил свой вариант многомерного факторного анализа, над которым работал с 1929 по 1932 г. Это открытие стало основной темой ежегодной президентской речи в APA, которая была опубликована два года спустя в Psychological Review. В этой работе Т. пересмотрел концепцию единого g-фактора интеллекта


Спирмена, расценив его как особый случай в собственной концепции многофакторного анализа. Он отказался от предположения об обязательном наличии в матрице интеркорреляций значений вклада единого общего фактора, в силу чего у него появилась возможность выявлять несколько групповых факторов, в частности при исследовании интеллекта в этом качестве выступили: особенности восприятия, пространственные способности, вербальные способности ("Vectors of mind: multiple-factor analysis for the isolation of primary traits". Chicago, 1935; "Primary mental abilities". 1938). Эти же математические методы им были использованы при исследовании восприятия ("A factorial study of perception" // Psychometric Monogr. 1944, 7).

Вместе с сотрудниками им было создано около 30 шкал для изучения различных социальных установок — измерение отношений к войне, смертной казни, церкви, цензуре, общественным институтам, обычаям, расам, нациям и т. п. ("The measurement of attitude". Chicago, 1929 (совм. с


Chave E.J.); "The measurement of values". Chicago, 1959. Несмотря на шквал критики, которым был встречен многофакторный подход, он стал важной основой психометрических исследований во второй половине XX века. Основные труды Т.: "


;The nature of intelligence", N.Y., 1924; "Multip-le-factor analysis", Chicago, 1947; "Creative talent" // (Ed.) Thursone L.L. Applications of psychology. N.Y., 1952; "An analitical method for simple structure", 1954; "A method of factoring without communnalities", 1955.

Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕРСТОУНА ШКАЛЫ

Сообщение психологический словарь » Ср ноя 04, 2009 10:17 pm

Терстоуна шкалы — разновидность опросников установок (аттитьюдов). Названы по имени автора — Л. Терстоуна, предложившего их совместно с Е. Чейвом в 1929 г. Основной метод конструирования Т. ш. состоит в последовательном выполнении трех этапов: 1) выбор установки, подлежащей измерению; 2) отбор значительного количества утверждений (высказываний), относящихся к данному аттитьюду. 3) экспертная оценка утверждений обычно по 11-балльной шкале от "очень расположен" до "очень нерасположен" к объекту установки. Например, Л. Терстоун и Е.


Чейв предложили 130 отобранных ими утверждений (отношение к религии) 300 экспертам для распределения по рубрикам, обозначенным буквами латинского алфавита от А до К. В рубрику А должны быть отнесены утверждения, в которых давалась наиболее высокая оценка высказывания, в рубрику F — нейтральные, а в К — с крайне отрицательной оценкой. В остальные рубрики вводились утверждения соответственно степени выраженного в них благожелательного или отрицательного отношения; 4) выбор тех утверждений, относительно которых мнения экспертов не разошлись.


Установление шкалы с равно распределенными единицами измерения. Показателем выраженности установки у испытуемого является медианная шкальная цена высказывания, выраженная в 11-балльной оценке. При этом учитываются утверждения, с которыми испытуемый согласен. Медианная оценка рассчитывается на основании усредненных показателей экспертной группы. Вариантом оценивания может быть установление наибольших оценок в заданиях с положительным ответом.

Вместе с Лайкерта шкалами Т. ш. являются распространенным приемом психологической диагностики установок. Исследования с помощью Т. ш. компактны, на их основе возможна разработка опросников, ориентированных на исследование широкого круга аттитьюдов. Недостатком Т. ш. является сложность формирования выборки, которая должна точно отражать ту выборочную совокупность, для которой предназначается инструмент измерения. Помимо этого необходимо около 100 экспертов для создания надежной Т. ш. Наконец, нельзя исключать влияния собственных установок экспертов на классификацию утверждений.

Л. Ф.


Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕРТУЛЛИАН

Сообщение психологический словарь » Пт ноя 06, 2009 7:28 pm

ТЕРТУЛЛИАН (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (около 160 — после 220) — классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье (сын центуриона), получил юридическое и риторическое образование в Риме, выступал как судебный оратор. Около 195 принимает христианство, в частности — входит в строго аскетическую секту монтанитов, проповедовавших мученичество во имя веры. В 207 выступает с резкой критикой сложившейся церковной практики, в первую очередь — в связи с недостаточно последовательным соблюдением принципов аскетизма в христианских общинах, и с критикой оформляющейся иерархии клира. (Существуют также неподтвержденные сведения о том, что Т. выступал пресвитером, т.е. старшиной христианской общины, и о создании им особой общины его последователей — тертуллианистов.) Перу Т. принадлежит множество трудов по апологетике и догматике, а также по вопросам моральной теологии и экклесиологии. Выдающийся стилист, отличающийся полемической и саркастической заостренностью формулировок, неожиданными поворотами мысли, парадоксальностью метафор и лаконизмом языка, Т. является одним из самых ярких раннехристианских апологетов, обосновывавших преимущества христианской веры в сравнении с политеистическими верованиями


Римской империи и высокие нравственные принципы христианства. В отличие от основного направления аргументации, используемого большинством апологетов и ориентированного на доказательство непротиворечивости христианства и философской традиции античной мудрости (Юстин, Афинагор), Т. является основоположником той традиции, которая провозгласила принцип несовместимости христианской веры с языческой мудростью.

И хотя эти идеи были высказаны до Т. (противопоставление Татианом мудрости эллинов христианству как "мудрости варваров"), тем не менее, именно Т. впервые зафиксирована парадоксальность связи веры и мудрости как таковых, причем речь идет не только о спекулятивной констатации того обстоятельства, что содержание веры по своему когнитивному статусу не нуждается в рационально-теоретической аргументации, — Т. схватывает то противоречие, которое красной нитью пройдет сквозь всю историю христианской (как и любой) теологии: именно Т. (как в философской, так и в теологической традиции) принадлежит первенство в усмотрении невозможности постижения концептуализирующим (в том числе, и богословским) разумом истины, открывающейся в непосредственном акте веры — откровении. В этом находит свое выражение глубинная внутренняя противоречивость между основополагающим для такого типа вероучения, как теизм, признанием "живого Бога" и оформляющейся в рамках теизма теологии как концептуальном учении о нем.


Сама установка на богопознание как рационально-теоретическую, а, значит, субъект-объектную процедуру кощунственна в теистическом контексте сакрального диалога с Богом. Созерцание Бога, данное в акте откровения, есть результат его воли и не достигается в одностороннем порядке ни когнитивным усилием, ни напряжением веры. Более того, созерцание Бога в принципе не может быть понято как когнитивный процесс, ибо неизбежно предполагает встречу с его взыскующим и милосердным взором. Весь этот комплекс идей, который позднее, в Средневековье, задаст оппозицию таких способов богопознания, как мистика и схоластика, и конституирует проблематику христианской теологии на всем протяжении ее эволюции — вплоть до аджорнаменто, хотя и не выражен эксплицитно, но адекватно осмыслен Т. ("Что общего у Афин и Иерусалима? у Академии и церкви?") и точно схвачен в известном тезисе credidile est quie ineptum ("верую, ибо абсурдно").


>Рациональные структуры ни теоретического, ни аксиологического порядка абсолютно не валидны в делах веры: "Распят сын Божий — не стыдно, ибо постыдно. И умер сын Божий — это вполне достоверно, ибо нелепо. Погребенный, он воскрес — это верно, ибо невозможно". Т. понимает христианина как "пребывающего всегда в присутствии Бога", и потому, ориентируясь не на теорию, а на мистический опыт, полагает необходимым доверять чувству, собственным душевным движениям, которые "чем истиннее, тем проще; чем проще, тем обыденнее; чем обыденнее, тем всеобщней; чем всеобщней, тем естественней; чем естественней, тем божественней". Мистический опыт актуализирует глубинные проявления человеческой души, позволяя им реализовать себя сквозь все напластования внешней рациональности (в зрелой мистической традиции это фиксируется термином "глоссолалия" — от греч. glosse — непонятное слово и lalein — говорить, обозначающим автоматическую речь экстатирующего мистика с включением слов, не существующих ни в одном известном языке, несвязных или противоречивых словесных конструкций: "иноязыки" или "ангельские языки"). В этой связи Т. обращает серьезное внимание на спонтанные душевные проявления: непроизвольные восклицания, неконтролируемые вскрики, нерефлексируемые речевые формулы — все то, что полторы тысячи лет спустя Фрейд обозначит как бессознательные оговорки (см. изучение Юнгом текстов Т.). Вместе с тем Т. никак не может быть отнесен к мыслителям предапофатического типа: предвосхищая кантовскую оппозицию разума и рассудка, Т., отказывая абстрактному теоретизирующему разуму в способности постижения истины, тем не менее, вполне уверенно апеллирует к практическому "естественному" рассудку, моделируя учение о


Боге, предвосхищающее катафатическую теологию. Идеи Т. оказали не просто значительное, но конституирующее влияние на христианскую теологию. Прежде всего, это касается проблемы интерпретации центрального для христианства тринитарного догмата.

Именно Т. введено понятие Божьих ипостасей и сам термин "Троица", ему же принадлежит формулировка принципа триединства Бога ("мы поклоняемся единому Богу"). Фундаментальная для христианской теологии концепция Троицы оформляется во многом именно усилиями Т. (при безусловном наличии содержательных предпосылок как в Священном Писании, так и в мифологической традиции). Эмпирическая ориентация Т., проявившаяся в трактовке богопознания с приоритетным вниманием к мистическому опыту, в сфере позитивной теологии оборачивается своего рода предтечей реализма — установкой, ставшей доминантой христианского сознания в средневековой схоластике: согласно Т., все сущности наделены особым телом (corpus) как формой существования, в том числе и душа как "тело особого рода"; в качестве тела душа не вносится в человека извне, но зарождается из спермы (см. стоическую концепцию "сперматического логоса", с одной стороны, и нераспространяемость тертуллиановской критики античной философии на стоицизм, признание близости к идеям Сенеки, о котором Т. говорит "saepe nostes" или "часто наш", с другой).

Бог также мыслится Т. в этом плане как "тело, которое, впрочем, есть дух" — в критериальной матрице не 20 ст., а 2 в. эта формулировка может быть оценена как основополагающая в раннехристианском контексте становящегося транитарного догмата и оформления базовой для теизма идеи трансцендентности Бога миру. Т. принадлежит одно из самых ранних и первое системное изложение христианского


Символа Веры, чем фактически заложены основы катехитики как теологической дисциплины: "Вот правило, или символ, нашей веры. Мы веруем, что существует единый Бог, творец мира, извлекший его из ничего словом своим, рожденным прежде всех веков.


Мы веруем, что слово сие есть сын Божий, многократно являвшийся патриархом под именем Бога, одушевлявший пророков, спустившийся по наитию Бога Духа Святого в утробу девы Марии, воплотившийся и рожденный ею; что слово это — Господь наш Иисус Христос, проповедовавший новый закон и новое обетование царствия небесного. Мы веруем, что Иисус Христос совершил много чудес, был распят, на третий день по своей смерти воскрес и вознесся на небо, где сел одесную Отца своего. Что он вместо себя послал Духа Святого, чтобы просвещать свою церковь и руководить ею". Помимо указанных фундаментальных основоположений христианской теологии, многие более частные ее классические элементы также генетически восходят к работам Т. Так, ему принадлежит перечень семи смертных грехов (трактат "О стыдливости"); им заложен в христианской эсхатологии вектор, впоследствии приведший к становлению милленаризма и хилиазма, им же даны импульсы, инспирировавшие впоследствие оформление в христианской традиции позиций как позитивного, так и негативного эмоционального восприятия сюжета Страшного суда ("наши желания устремлены к окончанию века сего, к концу мира и пришествию великого дня Господня, дня гнева и отмщения", с одной стороны, и "мы собираемся, чтобы молиться Богу всенародно... о мире, о благосостоянии всего мира, об отдалении конечного часа", с другой); Т. же принадлежит ставшая ортодоксальной трактовка и критика многих раннехристианских ересей.

Понимание христиан как "одиночных частных лиц", признающих над собой лишь "божественную Божью власть" обусловливает не только оппозицию Т. по отношению к светской власти ("для нас нет дел более чужих, чем дела государственные" и "для всех только одно государство — мир" как идейная основа космополитизма и индивидуализма), но и его оппозицию по отношению к официальной церкви, что выразилось в его резкой критике клира и спровоцировало сдержанное отношение к нему со стороны во многом им же заложенной ортодоксии. Это послужило причиной Того, что колоссальное влияние Т. на оформление христианской теологии не отмечено ею эксплицитно.

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕСТ

Сообщение психологический словарь » Вт ноя 10, 2009 8:36 pm

Тест [англ. test — испытание] — стандартизованная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью. Т. существуют и активно используются не только в психологии, но и в медицине, педагогике, технике. Т. в психодиагностике — это технологическая альтернатива произвольным субъективным оценкам, с одной стороны (они слишком зависят от личности оценщика), и чрезмерно громоздким экспериментальным процедурам и реальному "полевому" наблюдению (наблюдению за реальной деятельностью в реальных, а не в лабораторных условиях) — процедурам, которые оказываются слишком дорогостоящими и длительными — с другой. В психофизике и при проверке психомоторных свойств Т. может быть отдельное испытание (задание) с заранее предложенными условиями его выполнения, подсчета баллов и интерпретации результатов. Например, это т.н. Т. постукивания (tapping test), определяющий посредством счетчика частоту движений кисти руки за заданное время. Простейший хронометрический Т. может состоять из замера времени решения одной, достаточно комплексной задачи. В дифференциальной психометрике Т. — это система заданий определенной (иногда возрастающей) трудности и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень развития одного или нескольких психологических свойств человека. Т., созданный для измерения одного свойства, называется гомогенным.

Совокупность гомогенных Т., связанная общей психологической моделью измерения различных свойств, образует гетерогенный (или многофакторный) Т. Хотя средства проверки некоторых свойств индивидуальности существовали еще в древние времена, подлинная история психологических Т. началась лишь с конца XIX — начала ХХ в. У истоков создания Т. стояли Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл, А. Бине и др. К настоящему времени известны тысячи Т. для измерения интеллектуальных и других способностей, интересов, потребностей, темперамента и др. Для решения многих практических задач оказывается необходимым использовать не один, а целый комплекс Т. Такой комплекс Т., работающих на одну общую диагностограмму, принято называть "тестовой батареей". Главное отличие Т. от других, внешне похожих на них форм и методов диагностики, заключается в том, что Т. является методом психологического измерения с вытекающими отсюда требованиями научной обоснованности качества результатов. Возникновение такого рода требований явилось следствием общей тенденции развития науки начала ХХ в. в той ее части, которую Э.Г. Юдин называл методологизмом.


Методологизм способствует усилению рефлексии ученых в отношении качества применяемых методов и осознанию неизбежной зависимости качества психологических данных от качества используемого методического аппарата. В рамках этой тенденции развития науки и подготовки научных кадров существенное внимание обращается на овладение методами снижения ошибок психологического измерения. При этом руководствуются двумя основными критериями качества получаемых и интерпретируемых результатов — надежности и валидности, а также рядом дополнительных и производных критериев (репрезентативность, объективность, достоверность, эффективность).

Имея ряд очевидных достоинств и преимуществ в ситуациях массовых обследований с ограниченным временем на обследование одного испытуемого и при невысокой квалификации исполнителей, Т. явно уступают менее стандартизованным методикам и процедурам (беседе, наблюдению, деловым и ролевым диагностическим играм, гибкому комплексу косвенных проб, включающему проективные методики, и т. п.) в тех случаях, когда требуется провести глубинную причинную диагностику слабо-операционализированных и формализованных психических свойств (механизмы и индивидуальный стиль психологической защиты, смысловые образования, бессознательные тенденции и т. п.), если при этом имеется возможность продолжительного контакта с испытуемым опытного и высококвалифицированного психолога.

А.Г. Шмелев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕСТ КЕРНА-ЙИРАСЕКА

Сообщение психологический словарь » Пт ноя 13, 2009 9:41 am

Тест Керна—Йирасека — ориентационный тест школьной зрелости. Включает: рисование по памяти фигуры человека, два задания — срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек, т.е. работу по образцу. Тест используется при определении готовности к школе детей 5—7 лет, имеет балльный вариант оценки. Первое задание используется для оценки личностной зрелости, второе дает представление о развитии моторных функций и зрительно-моторных координаций, третье характеризует сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координаций.

Раздел V. Методы исследования

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕСТИРОВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Чт ноя 19, 2009 12:20 am

Тестирование (в психологии развития) [англ. test — испытание, проба] — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Существуют три основные сферы Т.: а) образование — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с увеличением темпа роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов. Т. позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т. д. Процесс Т. может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста (определяется целью Т. и степенью достоверности и надежности теста); 2) его проведение (определяется инструкцией к тесту); 3) интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета Т.). На всех трех этапах необходимо участие квалифицированного психолога.

В.И. Слободчиков

Раздел 4. Методы исследования в психологии развития

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В

Сообщение психологический словарь » Пн ноя 23, 2009 3:54 am

Тесты для определения функциональной готовности к обучению в школе — специальные методики, выявляющие степень сформированности познавательных функций, определенный уровень физического развития, состояния физического и психического здоровья, обеспечивающих адаптацию в школе и успешность обучения.

В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особенностями условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности к обучению в школе. Причиной школьной незрелости ребенка является комплекс неблагоприятных биологических и социальных факторов.

В основу определения функциональной готовности к обучению положены психофизиологические критерии, отобранные при исследовании развития комплекса познавательных функций — организации деятельности, моторики, речи, восприятия, памяти и т.п. детей 5—6 лет.

Комплексная оценка школьной зрелости включает состояние физического и психического здоровья, уровень развития познавательных функций, уровень личностного и социального развития ребенка.

Раздел V. Методы исследования

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ

Сообщение психологический словарь » Вт ноя 24, 2009 2:48 pm

Тесты достижений [англ. test — испытание, проба] — методики психологической диагностики, выявляющие степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Т. д. выявляют то, что испытуемым усвоено. Это отличает их от тестов способностей, которые выявляют обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта.

К.М. Гуревич

Раздел 4. Методы исследования в психологии развития

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕСТЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

Сообщение психологический словарь » Чт ноя 26, 2009 9:31 pm

Тесты индивидуально-ориентированные — разновидность тестов, реализующих индивидуальный подход к диагностике психологических особенностей и поведения испытуемого. В ходе обследования с помощью Т. и.-о. испытуемому предъявляется задание средней трудности. В случае правильного решения уровень трудности повышается, а в случае ошибки — снижается. Таким образом, путем предъявления относительно небольшого количества заданий может быть достоверно установлен точный уровень успешности испытуемого. Как правило, конструируются Т. и.-о. на основе компьютерного предъявления заданий, которые применяются с учетом индексов трудности. Во многих Т. и.-о. используют задания, градуированные по кривым зависимости "задание-ответ", так что точные оценки могут быть получены на подмножествах заданий. Т. и.-о. дают гарантию понимания испытуемым инструкции, сокращают время обследования.

Л. Ф.


Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА

Сообщение психологический словарь » Пн ноя 30, 2009 10:33 am

Тесты интеллекта (лат. intellectus — понимание, познание) — тесты общих способностей. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития являются наиболее распространенными в психодиагностике. Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличить их от других особенностей поведения.


А именно — вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности но те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям. Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т. д.). Этот эмпирически образовавшийся ряд тестов ("очищенных" от измеряющих мышечную силу, остроту слуха и зрения, времени реакции и др. переменных) достаточно четко отграничен от других методик измерения индивидуально-психологических особенностей — тестов личности, направленных на изучение интересов, эмоций, а также особенностей поведения в определенных социальных ситуациях.

Первые Т. и. были созданы Ф. Гальтоном, стремившимся охватить "измерением и числом операции ума" (Ф. Гальтон, 1879).


Ему же принадлежит заслуга разработки математико-статистических методов анамнеза данных по индивидуальным различиям. Идеи Ф. Гальтона развивал Дж. Кэттелл, положивший начало широкому использованию "умственных тестов". Им были заложены основы современных Т. и., прообразом которых является широко известная шкала умственного развития Бинэ-Симона, разработанная в 1905 г. Из последующих работ Ч. Спирмена (1904, 1927), Л. Терстоуна (1931, 1947) родился факторный анализ, способствующий появлению комплексных тестовых батарей. Полученные с помощью Т. и. результаты выражались в виде коэффициента интеллекта (IQ).


Исследованиями была установлена независимость IQ от генетических факторов и значимые корреляции с социально-экономическими и культурными условиями развития человека. В современных Т. и. учитываются социальные нормы и ценности, стандарты поведения и мышления, присущие определенной культуре и ее субкультурам. В то же время подчеркивается методологическая несостоятельность схем линейного детерминизма в изучении человеческого индивидуума (Б. Ф. Ломов, 1984 и др.) В отечественных исследованиях накоплен определенный опыт использования наиболее известных Т. и. Это шкала измерения интеллекта Векслера, школьный тест умственного развития и др.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЕСТЫ КОМПЬЮТЕРНЫЕ

Сообщение психологический словарь » Пт дек 04, 2009 11:19 pm

Тесты компьютерные — психодиагностические методики, разработанные (адаптированные) с учетом специфики и возможностей компьютера.

Компьютерное тестирование в простейшем и наиболее распространенном ныне виде представляет собой предъявление заданий тестов на экране компьютера и запись ответов со стандартной или специально разработанной клавиатуры.


После завершения тестирования компьютер может вывести на экран показатели испытуемого и его интерпретацию, основанную на нормах тестовых, занесенных в память компьютера. Могут автоматически выполняться различные процедуры анализа заданий, факторный анализ и т. п.

Компьютерное предъявление стандартизированных тестов может быть высокоэффективным средством лишь при условии соответствующих психометрических качеств самого теста. Когда обычный тест переносится на компьютер, он должен повторно пройти через процедуры определения надежности и валидности, необходим и пересмотр норм. Следует учитывать, что Т. к. способствуют как актуализации у испытуемых социально-нормативных форм поведения, маскирующих индивидуально-психологические особенности, так и появлению специфических эмоциональных реакций. Более сложной, но и перспективной процедурой, реализующей возможности компьютера является разработка тестов индивидуально-ориентированных, в которых характер заданий изменяется с учетом выполнения их испытуемым.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Атех, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, MNick2017, Prokrust, rtanya, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs