Т

ТУТУНДЖЯН

Сообщение психологический словарь » Сб сен 18, 2010 4:12 pm

ТУТУНДЖЯН Овсеп Мовсесович (1918—1994) — армянский психолог, специалист в области истории и философии психологии, экспериментальной и педагогической психологии, психологии спорта. Д-р психологических наук, профессор, почетный член французского Общества психологов (1979), ученого совета Института психосоматики г. Сан-Паулу (Бразилия, 1978).


За научно-педагогическую деятельность был награжден медалью "За доблестный труд" им. Х. Абовяна, медалью им. В. Вундта, а также медалью "Святой Месроп и Святой Саак" Эчмиадзинским патриаршеством (1992). Профессиональную научно-педагогическую деятельность начал в г.


Каире (Египет), где по окончании педагогического фак-та Американского ун-та начал работать в армянской школе им. Г. Галустяна (1942—1947). В эти годы он опубликовал ряд философских и психологических статей, а также сборник стихов. В 1947 г. Т. возвращается на родину — в Армению.


Круг его научных исследований был очень широк — это и экспериментальная психология, и психология спорта, детская и педагогическая психология, вузовская психология, психология творчества, теория и история психологии. В 1956 г. защитил в Москве канд. дис. по психологии спорта, а в 1967 г., также в Москве, — первую в Армении докт. дис. по психологии: "Из истории научной психологии во Франции", часть которой была опубликована в виде монографии "Психологическая концепция Анри Валлона" (на рус. яз., Ереван, 1966). Это была первая в отечественной и зарубежной психологии серьезная попытка глубокого анализа и осмысления французской научной психологии, ее возникновения и развития, которая была высоко оценена прежде всего французскими психологами. Итогом психологической деятельности Т. явилась монография "Психологические этюды" (на арм. яз.,


Ереван, 1991), а также "Психологический тезаурус", над которым он работал последние 15 лет, но не успел опубликовать. Тем не менее, по мнению многочисленных рецензентов, этот фундаментальный труд представляет несомненный интерес для развития психологической науки, ее понятийного и категориального языка. В 1976 г. благодаря усилиям Т. в Ереванском ун-те была создана кафедра психологии, которой он руководил до 1989 г., лаборатория инженерной психологии (1978), лаборатория возрастной и педагогической психологии в НИИ Министерства просвещения Армении (1968), а также отделения психологии на фак-тах Ереванского ун-та и Ереванского медицинского ин-та. Т. автор большого числа научных статей и трудов, опубликованных на армянском, рус., англ. и фр. языках.

С.В. Ильина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЭДЖФЕЛ

Сообщение психологический словарь » Пн сен 20, 2010 5:38 pm

ТЭДЖФЕЛ (Tajfel) Генри (1920—1982) — английский психолог польского происхождения. Автор теории социальной идентичности. Защитил докт. дис. в Биркбекском колледже Лондонского ун-та.


Профессор социальной психологии Бристольского ун-та. Разработал теорию социальной идентичности, в рамках которой изучал роль социальных стереотипов, в частности в возникновении дискриминационного поведения. По его представлениям, Я-концепция личности образована такими когнитивными составляющими (связанными с самоопределением) как личностная (физическая, интеллектуальная, нравственная) идентичность и групповая (этническая, социальная, профессиональная) идентичность. Автор трудов: (Ed.) "Introducing social psychology", L., 1978 (et Freser G.). В рус. пер. издано: "Социальная идентичность и межгрупповые отношения", 1982.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЭН

Сообщение психологический словарь » Ср сен 22, 2010 2:26 pm

ТЭН (Taine), Ипполит Адольф (1828—1893) — французский философ, психолог, историк, искусствовед. В философии — сторонник Б. Спинозы, Г.


Гегеля, английского и французского сенсуализма и позитивизма, противник эклектизма Виктора Кузена. Кузен, точка зрения которого была официально признанной во Франции в период Июльской монархии и позже, вплоть до 1880-х гг., исходил из существовании "я", интроспективное познание которого одно только и может дать достоверное знание, фундамент для построения философии. В своей дис. Т. выступил против понятия о едином "я", ставя задачей показать отношение "я" к нервам, единства к множественности и т. п. Поэтому, хотя он окончил Нормальную школу (Ecole Normale Supérieure) — одно из самых престижных выших учебных заведений Франции, степени д-ра (agregee) по философии, которая давала возможность преподавать, он не получил. После этой неудачи Т. сменил сферу деятельности и занялся литературой ("История английской литературы", 1863—1864) и психологией ("Об уме и познании" ("De l’intelligence", 1870; рус. пер. в 1872 г.). После Парижской коммуны Т. обратился к истории и написал трехтомный труд "Происхождение современной Франции" (1876—1893; рус. пер. 1907), в котором много внимания уделял психологии толпы. Для атаки на спиритуалистическую психологию Кузена Т. использовал английский ассоцианизм.

Основанием психической жизни являются не "жизненная сила" или "растительная душа", которые Т. называет литературными метафорами, а элементарные образы, которые, сочетаясь, дают начало более сложным восприятиям и мыслям, при этом Т. предложил свою метафору: "дух есть полипняк образов", подчеркивая, что образы, как отростки полипа, прорастают из другого, соединяются, сливаются вместе, иными словами, сознание — органическое и развивающееся единство ("Об уме и познании", с. 65). Задача психологического познания, согласно Т., определить, как образы "рождаются, каким образом и при каких условиях они сочетаются и каковы постоянные результаты подобных сочетаний". Для этого следует изучать факты, в особенности факты редкие, "исключительные": сны, сомнамбулизм, гипноз, иллюзии и галлюцинации. В своем проекте общей психологии важное место отводил психологии патологической, называя патологию "микроскопом или телескопом" в распоряжении психологии, привел богатый клинический материал об "аномалиях" психики (собранный другими, так как сам Т. не был психиатром).

Книга Т. побудила врача из


Бордо Е. Азама опубликовать свои наблюдения над пациенткой, в которой якобы сосуществовали две личности (E. Azam, "Hypnotisme et double conscience", 1876), что, в свою очередь, привело к волне интереса к исследованиям "множественных личностей" такими психологами и психиатрами конца XIX в., как A. Бине, П. Жане, Ш. Рише и др. Проект исследования психологических аномалий Т. был близок идеям Т. Рибо, который провозгласил душевную болезнь "естественным экспериментом" в психологии. Т. и Рибо считают основоположниками французской эмпирической психологии. Т. также автор трудов в рус. пер.: "Английский позитивизм, 1866; "Критические опыты", СПб., 1869; "Очерки современной Англии", СПб., 1872; "Бальзак. Этюд", СПб., 1894; "Французская философия 1-й половины XIX в.", СПб., 1899; "Лекции об искусстве", ч. 1—3, 5, М., 1919 и др.

И.Е. Сироткина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЮРГО

Сообщение психологический словарь » Пт сен 24, 2010 9:32 pm

ТЮРГО (Turgo) Анн Робер Жак (1727-1781) - французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. Получил теологическое образование, но под влиянием идей новой философии (Дж. Локк, Вольтер, Ш.Л.


Монтескье) отказался от духовного звания и поступил на государственную службу в Парижский парламент. Будучи министром финансов и экономики (1774-1776), проявил себя как радикальный буржуазный министр, деятельность которого была введением к Французской революции. На посту генерального контролера финансов провел ряд антифеодальных реформ, которые вызвали сопротивление привилегированных сословий и после отставки Т. были отменены.

Философские воззрения Т. формировались под воздействием идей просветителей Д. Дидро и Д\'Аламбера, с которыми он сотрудничал в "Энциклопедии". Т. сформулировал тезис о прогрессе как всеобщем историческом законе: "&hellip


;Масса человеческого рода… всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству". Т. указывал на связь между способом добывания средств к жизни и складывающимися в этом обществе социальными отношениями. В политической экономии Т. примыкал к физиократам, развивая их экономическую теорию.

В основном сочинении "Размышления о создании и распределении богатства" (1766, рус. пер. 1905) Т. отстаивал принцип свободы экономической деятельности. Он впервые подошел к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества, различая внутри "земледельческого класса" и "класса ремесленников" предпринимателей и наемных работников. Т., идеолог нарождавшегося капитализма, по словам К. Маркса (см.), был одним из интеллектуальных героев, свергнувших феодальный режим.

И.А. Андрос

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Joker, Prokrust, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs, Полосатое море