Т

Т

Сообщение психологический словарь » Пт май 15, 2009 1:19 pm

Т

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Т-ГРУППА

Сообщение психологический словарь » Пн май 18, 2009 6:15 am

Т-группа [англ. training group — группа тренинга] — малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания. Возникновение Т-г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики.


Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи — проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин — "тренинг чувствительности"). Т-г. относятся к совокупности методов так наз. экспериментального обучения — т.е. обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, апробирование новых форм общения. Роль ведущего, называемого тренером или фасилитатором, состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.

Л.А. Петровская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТЁННИС

Сообщение психологический словарь » Вт май 19, 2009 9:28 pm

ТЁННИС (Tönnies) Фердинанд (1855-1936) - немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 (до отстранения от преподавания) (приват-доцент, с 1909 - экстраординарный, с 1913 - ординарный профессор).


Вместе с Зомбартом, Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 (до отстранения нацистами). Сооснователь и президент Гоббсовского общества. Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии.


Основные работы: "Община (общность) и общество" (1887); "Маркс. Жизнь и учение" (1921); "Социологические очерки и критика" (т. 1-3, 1925-1929); "Введение в социологию" (1931) и др.

Среди теоретических источников социологической концепции Т. можно выделить работы Т. Гоббса, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, Маркса (см.) и Энгельса (см.) (с которым Т. состоял в переписке). Определенное влияние на становление его взглядов оказали также работы Ф.К. Совиньи (основоположник "исторической школы права"), Г. Мейна, Моргана, И.Я. Бахофена. Вместе с Зиммелем (см.) и фон Визе (см.) (его ученик) считается основоположником формальной школы в социологии (см.).

Т. остается, несмотря на "тённисовский ренессанс" в западной мысли, фигурой во многом ритуализированной. Без ссылок на его противопоставление принципов "общества" и "общины" ("общности") не обходится ни одно серьезное социальное исследование, но в то же время этот принцип не отрефлексирован должным образом как одна из доминант социальной философии и социологии 20 в.

В основе двух возможных типов социальности, согласно Т., лежит различение двух типов выраженной в них воли.


Основа "общины" ("общности") как первого возможного типа социальности - "сущностная воля" (естественная инстинктивная воля, обусловленная осознанием инстинктивно-чувственной органичности социальных отношений). Это воля, соотнесенная с присущим ей мышлением, непосредственно переходящая в действие, - целостно-самодостаточна, ее субъектом является "самость". Основа "общества" как второго возможного типа социальности - "избирательная воля", определяемая мышлением постольку, поскольку в нем есть волевое начало. Субъект "избирательной воли" задается формально-юридически как "лицо".


В соотнесении с типологией социального действия М. Вебера (см.), "избирательная воля" связана с целерациональным действием и ориентирована в будущее, "сущностная воля" - с остальными типами действия (ценностно-рациональным, традиционным и аффективным) и предзадается прошлым. В "общине" социальное целое предшествует частям, в "обществе" - социальное целое выступает как совокупность частей. Это различие суть различие между "органикой" и "механикой" (естественностью и искусственностью) частей целого. Т. развивает и переинтерпретирует почерпнутое у Г. Мейна различие "статуса", характеризующего естественное ("общинное") состояние, и "контракта", характеризующего общественно-договорное (искусственное) состояние ("общество"). Но в обоих случаях социальность - это взаимодействие воль, в ходе которого происходит взаимоотчуждение ("общество") или "взаимослияние" ("община").

Любая социальная целостность, по Т., возникает всякий раз только из волевого взаимодействия индивидов. "Волеизъявление" - это условие "взаимоутверждения" людей, без чего невозможна социальность (Т. - автор термина "волюнтаризм").


"Сущностная" воля "разумна", но не обязательно рациональна. Скорее, она фундируется эмоционально-чувственными ("полуинстинктивными") отношениями. "Избирательная воля" изначально рассудочна, предполагает осознанный выбор и формирование целей действия (это - "расчетливый разум"). Общинные отношения включают в себя родово-семейные, соседские и дружеские отношения и соответствующие им социальные формы (семья, формы совместного проживания и т.д.). Общество связано с отношениями рационального обмена. Эти отношения возможны между "индивидуальными лицами" - индивидами как "автономными отдельностями", свободными в целеполагании и выборе средств, и их "производными" - "искусственными лицами".


В силу "конструируемости" субъектов отношений обмена возможно появление "фиктивных лиц". Мышление выстраивает в отношениях обмена иерархию целей, намерений и средств, формируя синтетическую мыслительную систему "усмотрения", направляющую и контролирующую "созидательное единение" на основе "согласия".

Т. различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя "общину", и общество в широком смысле, включающее в себя "общину".


В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от "общины" к "обществу" в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности. Победа "общественного" начала над "общинным" (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние ("вещные") и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разновекторностью своих устремлений. В этом отношении Т. выступил как диагност кризисных явлений европейского типа социальности, имевшей одним из своих следствий фашизм (см.), открытое неприятие которого он, оставаясь в нацистской Германии, не считал нужным скрывать.

Кроме концепции "общины" - "общества", Т. интересен также своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии.


Так, он заложил основы метода конструктивных типов (окончательно оформленного американским представителем формальной школы Г.П. Беккером), который он противопоставлял методу идеальных типов М. Вебера. Т. рассматривал конструктивные типы как орудия объективации познания, понятийные мерки, прикладываемые к действительности, средства выявления "чистых" форм социальности, строго аналитически простроенная система которых может быть применена к исследованию любых социальных содержаний.

Социальное познание, согласно Т., должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), "натурализма" (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок.


Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач "момента"). При этом Т., хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики. В основе социологического мышления, по Т., должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение "общинного" и "общественного", а также волевого и рационального начал, отношений господства и товарищества. Соответственно проблематике и, главное, используемым методам социология строится как трехуровневая дисциплина: 1) понятийное конструирование реализуется в "чистой" социологии, 2) гипотетико-дедуктивный метод - в "прикладной" социологии, 3) исследование фактов - в "эмпирической" социологии (социографии). Эти три уровня конституируют "специальную" социологию, помимо которой Т. выделял еще и "общую" социологию (суть которой, правда, так до конца и не прояснил, ограничившись указанием на изучение "всех форм существования людей").

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТАБЛИЦА СОПРЯЖЕННОСТИ

Сообщение психологический словарь » Ср май 20, 2009 10:11 pm

ТАБЛИЦА СОПРЯЖЕННОСТИ - средство представления совместного распределения двух переменных (см.), предназначенное для исследования связи между ними. Таблица сопряженности является наиболее универсальным средством изучения статистических связей, так как в ней могут быть представлены переменные с любым уровнем измерения (см. Шкала измерительная).

Строки Т.С. соответствуют значениям одной переменной, столбцы - значениям другой переменной (количественные шкалы предварительно должны быть сгруппированы в интервалы). На пересечении строки и столбца указывается частота совместного появления fij соответствующих значений двух признаков xi и yj. Сумма частот по строке fi. называется маргинальной частотой строки; сумма частот по столбцу f.j - маргинальной частотой столбца.


Сумма маргинальных частот равна объему выборки n; их распределение представляет собой одномерное распределение переменной, образующей строки или столбцы таблицы (cм. Таблицу 9 в Приложении).

В Т.С. могут быть представлены как абсолютные, так и относительные частоты (в долях или процентах). Относительные частоты могут рассчитываться по отношению: а) к маргинальной частоте по строке; б) к маргинальной частоте по столбцу; в) к объему выборки.

(См. Таблицы 10, 11 в Приложении.)

Т.С. используются для проверки гипотезы о наличии связи между двумя признаками (см. Статистическая связь, Критерий "хи-квадрат"), а также для измерения тесноты связи (см. Коэффициент фи, Коэффициент контингенции, Коэффициент Крамера).

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТАБУЛИРОВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт май 22, 2009 9:48 am

ТАБУЛИРОВАНИЕ - см. ГРУППИРОВКА.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТАЙЛОР

Сообщение психологический словарь » Пн май 25, 2009 9:07 pm

ТАЙЛОР (Tylor) Эдвард Барнет (1832-1917) - антрополог, общепризнанный лидер раннего английского эволюционизма. Т. часто считают первым профессиональным антропологом, вместе с тем он не получил специального образования, а занимался самостоятельным изучением древних языков, исторической и этнографической литературы. В 1861-1881 опубликовал ряд работ, в том числе принесшую ему мировую известность монографию "Первобытная культура" (1871). В 1883-1886 - хранитель этнографического музея Оксфордского университета.


Позднее преподавал в Абердинском и Оксфордском университетах. В последнем основал кафедру антропологии (1896). Дважды избирался президентом Антропологического института Великобритании и Ирландии.

Т. сформулировал базовые идеи, составившие основу теории эволюционизма. По Т., история человеческой культуры составляет неотъемлемую часть эволюции природы. Поэтому законы, определяющие развитие человечества, во многом схожи с законами природы, особенно биологическими. Все явления культуры, включая материальные объекты, обычаи, верования, представляют собой такие же феномены, как виды животных и растений. Поэтому, по Т., антрополог должен, подобно биологу, систематизировать культурные элементы по видам и выстроить их эволюционными рядами.

Культура, по Т., развивается от простых форм к сложным.


При этом все общества в своей истории последовательно проходят три стадии развития - от дикости через варварство к цивилизации. Именно принадлежность к разным стадиям прогрессивного развития обусловливает культурную дифференциацию человечества. Т. утверждал, что в современных обществах сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы он сравнивал с "живыми ископаемыми" и называл пережитками, а их существование объяснял иррациональными причинами. Т. сознательно акцентировал внимание на чертах сходства между различными народами.


Он считал, что человечество представляет собой единый биологический вид и полагал возможным параллельное изобретение культурных инноваций и, следовательно, подобие эволюционных процессов у различных народов. Вместе с тем Т. отмечал, что элементы культуры могут распространяться путем заимствования и контактов. Особое место в научном наследии Т. занимает концепция происхождения и эволюции религии. По Т., древнейшей формой религии являлся анимизм. Его появление - результат осмысления древними людьми таких явлений, как сон, сновидения, обморок, болезнь, смерть, приведшего к представлениям о душе как о нематериальной субстанции, способной существовать отдельно от физического тела. Дальнейшими стадиями развития религии, согласно Т., стали вера в духов природы, растений и животных, затем - в загробную жизнь, в великих богов природы и на высшей стадии - в верховного Бога.

П.В. Терешкович

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТАЙМ-АУТ

Сообщение психологический словарь » Вт май 26, 2009 10:32 pm

Тайм-аут (англ. time out — перерыв) — блокирующая процедура, применяемая в детской поведенческой психотерапии. Т.-а. состоит в том, что ребенок на короткое время устраняется из ситуации, в которой нежелательное поведение вознаграждалось.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТАЙНА

Сообщение психологический словарь » Пт май 29, 2009 5:34 am

Тайна — 1) неразгаданное, непознанное, скрываемое от других событие; скрытая причина явления; 2) семантически значимая информация, исключаемая из процесса общения. Ограничения, налагаемые на доступность определенной информации, составляют один из существенных признаков власти. Для психологии тоталитарного общества характерна фетишизация института государственной (политической) и военной Т. Психология понимания придает особое значение архетипической природе Т., которая лежит в основе загадок, многих мифов и др. текстов; архетипично и повышенное внимание к Т., спонтанно проявляющееся уже в детском возрасте.

А.А. Брудный

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТАКСИСЫ

Сообщение психологический словарь » Пн июн 01, 2009 5:36 pm

Таксисы [греч. taxis — расположение по порядку] — ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденные способы пространственной ориентации в сторону благоприятных (положительные Т.) или от неблагоприятных (отрицательные Т.) условий среды. У растений аналогичные реакции выражаются в изменениях направления роста (тропизмы). По модальности воздействий различают фото-, хемо-, термотаксисы и т. д. Т. одноклеточных и многих низших многоклеточных животных представлены ортотаксисами (изменение скорости передвижения) и клинотаксисами (изменение направления передвижения на определенный угол). У животных с развитой центральной нервной системой и симметрично расположенными органами чувств возможен, кроме того, активный выбор направления передвижения и сохранение этого направления (топотаксисы). Они являются постоянными компонентами даже наиболее сложных форм поведения.

В.В. Умрихин, К.Э.


Фабри

Раздел 9. Развитие психики в филогенезе. Зоопсихология

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТАКСОНОМИЯ

Сообщение психологический словарь » Ср июн 03, 2009 2:24 pm

ТАКСОНОМИЯ (греч. taxis - расположение по порядку; nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности и знания, имеющих иерархическое строение (объекты биологии, географии, геологии, языкознания, этнографии, риторики и т.д.). Кардинальным понятием Т. является классификация (см.) (иногда термин "Т." метонимически определяется как "классификация"). Т. как наиболее значимый раздел систематики (греч. systema - целое, составленное из частей) требует установление таксономических рангов, т.е. выполнение процедуры правильной градации, предусматривающей последовательное включение класса в класс (иначе: предполагает классификацию предметов, явлений или категорий по какому-либо признаку или принципу и исследует вопросы объема и взаимного отношения соподчиненных групп или категорий). Таксономические, или систематические, категории - понятия, применяемые в Т. для обозначения соподчиненных групп объектов - таксонов. Таксон - группа дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков. Таксономические схемы делятся на одномерные и многомерные. Идеальными являются одномерные таксономические схемы, строящиеся на основе одного классификационного критерия.


Многомерные таксономические схемы учитывают группу признаков при классификации объектов. Т. непосредственно связана с типологией (греч. typos - отпечаток, образец; logos - слово, учение) - научным методом, в основе которого лежит структурирование систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели, или типа (см. Классификация, Типологизация).

С.В. Воробьёва

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТАЛАМУС

Сообщение психологический словарь » Вс июн 07, 2009 6:45 pm

Таламус (от гр. thalamus; thalami optici — зрительный бугор) — основной отдел промежуточного мозга, представляющий собой скопление ядер серого вещества латеральнее среднего желудочка, расположенный между средним мозгом и корой больших полушарий. Т. наибольшего развития и дифференцировки достигает у млекопитающих. Т. воспринимает импульсы всех видов чувствительности (кроме обоняния) и передает их в кору больших полушарий, а также в другие образования ЦНС. Выделяют вентральный Т., в состав которого входят срединные, медиальные, вентральные и задние ядра, а также дорзальный Т., включающий переднее, медиальное, дорзальное и др. ядра. В Т. выделяют релейные проекционные ядра, ассоциативные и неспецифические.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТАЛЫЗИНА

Сообщение психологический словарь » Вт июн 09, 2009 8:10 pm

ТАЛЫЗИНА Нина Федоровна (р. 1923) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор деятельностной концепции программированного обучения. Д-р психологических наук (1970), профессор (1971), чл.-кор. АПН СССР (1971), д. чл. АПН СССР (1989) и РАО (с 1993). Засл. профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1999). Зав. кафедрой педагогической психологии и педагогики фак-та психологии МГУ (1967—1995). Была чл. редкол. ряда отечественных ("Советская педагогика", "Вестник МГУ. Серия 14. Психология" и др.) и зарубежных журналов ("Научные основы обучения" / Голландия /, "Измерение и оценивание" / Испания /).


За научную и педагогическую деятельность награждена медалью им. Н.К. Крупской (1969); двумя медалями ВДНХ (1975, 1979), правительственным орденом Кубы за вклад в развитие образования в республике (1988). Окончила физико-математический фак-т Ярославского педагогического ин-та (1945). В 1950 окончила аспирантуру при АПН РСФСР по психологии, защитив канд. дис.: "Особенности умозаключений при решении геометрических задач". С 1950 г. преподает в


МГУ им. М.В. Ломоносова (ассистент, 1950—1951; ст. преподаватель, 1952—1960; доцент кафедры психологии философского фак-та МГУ, 1960—1963). С 1963 г. — зав. кафедрой педагогики философского фак-та МГУ. С 1967 по 1995 г. — зав. кафедрой педагогической психологии и педагогики фак-та психологии МГУ. С 1995 г. — руководитель Учебного центра по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ. Научная деятельность Т. в области педагогической психологии связана с исследованием закономерностей процесса усвоения новых знаний и умений, диагностикой сформированности познавательных умений. Под руководством П.Я.


Гальперина исследовала особенности формирования умственных действий, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Изучала умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривая как возможности формирования логического мышления у детей, так и особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых.


>Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления.


Было установлено, что управление процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей 5—6 лет, в то время как стихийный ход становления логического мышления выражается в наличии дефектов в его функционировании даже у взрослых образованных людей.


Это вскрывает несостоятельность определения возраста как критерия развития логического мышления и зависимость логического мышления от условий усвоения социального опыта.


Изучение психологических механизмов обобщения (в сравнительных экспериментах с детьми с нормально развитой психикой и с детьми с задержками в психическом развитии) обнаружило, что обобщение не определяется непосредственно общностью свойств предметов, а зависит от того, на что ориентируется человек в работе с предметами, какое место те или иные свойства занимают в структуре деятельности субъекта. Это положение открывает путь для управления процессом обобщения, для выделения свойств, по которым требуется провести обобщение. В 1960-е гг. с появлением программированного обучения Т. проводится анализ общей теории управления, исследуются возможности ее использования в учении при разработке принципов программированного обучения. Ею сформулирована деятельностная концепция программированного обучения, отличающаяся от американского аналога, построенного на основе бихевиоризма ("Теоретические проблемы программированного обучения", 1969). Обобщение цикла исследований в данном направлении составило основу докт. дис. Т.: "Психологические основы управления усвоением знаний" (1970).


В 1970-е гг. Т. разрабатывает психолого-педагогические основы применения обучающих машин, исследует функции учебника в учебном процессе, создает методики составления обучающих программ; анализирует функции контроля при усвоении знаний ("Пути и возможности автоматизации учебного процесса" / в соавт., 1977; "Методика составления обучающих программ". Уч. пособие, 1980; "Управление процессом усвоения знаний: психологические основы", 1975, 1984).

В 1980-е гг. в центре внимания Т. проблемы психодиагностики. Ею разрабатывается деятельностный подход к психодиагностике когнитивной сферы, интеллектуальных способностей учащихся, формулируются принципы составления диагностических методик, проводится оценка валидности ряда зарубежных тестов ("Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта" / в соавт., 1987; "Психодиагностика познавательного развития учащихся" / в соавт., 1989.). Еще одно направление исследований Т. — изучение возрастных особенностей усвоения знаний шестилетними детьми, учет которых необходим при разработке программ и организации процесса обучения. Был проведен цикл исследований близнецовым методом, подтвердивший социальную природу человеческих способностей и позволивший предложить новый подход к диагностике интеллектуальной деятельности ("Природа индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом" / в соавт., 1991). Т. разработаны подходы и технологии формирования образовательных программ в вузах на основе разработки модели деятельности специалистов ("Пути разработки профиля специалиста" / в соавт., 1987). Наряду с научной, Т. ведет активную преподавательскую работу. Читает курсы лекций для студентов МГУ и др. вузов, выступала с циклами лекций в Великобритании, Мексике. Так же автор учебников и монографий: "Педагогическая психология", М., 1999, 3-е изд.; "Теоретические проблемы управляемого обучения", М., 1969; "Управление процессом усвоения знаний" (1975, в 1984 пер. на англ.яз); "Формирование познавательной деятельности младших школьников" (1997).

А.


Зальцман, О.Г. Носкова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТАНАТОС

Сообщение психологический словарь » Вс июн 14, 2009 7:00 am

Танатос, Фанатос, Танат, Фанат (от греч. thanatos — смерть) — 1) бог смерти, 2) олицетворение смерти, 3) персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения агрессии и деструкции.

Как общее эмблематическое обозначение смерти Т. получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе). 1) Согласно распространенной древнегреческой мифологической версии бог смерти Танатос был сыном Никты (Ночи) и братом-близнецом бога сна Гипноса. Изображался обычно крылатым юношей с погашенным факелом в руке (иногда с крыльями и разящим мечом). Считалось, что Т. обладает железным сердцем, не любит даров и ненавистен богам. На протяжении длительного времени культ Т. существовал в Спарте.

По другой версии, Т. была богиней смерти, выполнявшей поручения Зевса. Согласно одному из мифологических сюжетов, Сизиф, за которым была послана Т., обманул ее, заковал в цепи и держал в плену несколько лет, на протяжении которых люди на


Земле вообще не умирали. Впоследствии, освобожденная Т. все-таки увела Сизифа в аид, но он сумел вновь обмануть богиню и возвратиться на Землю, став первым и единственным умершим, сумевшим вернуться к живым. 2). В античной художественной литературе и искусстве образ Т. нашел отражение в ряде различных произведений (например, в трагедии Еврипида "Алкестида" излагался миф о том, что Геракл отбил у Танатоса Алкестиду). 3). В психологии ХХ века формирование представлений о существовании неких сил смерти осуществлялось под влиянием соответствующих философских (А. Шопенгауэр и др.) и биологических (А. Вейсман и др.) идей.

Наиболее систематически идеи о существовании инстинкта смерти и влечения к смерти, инстинкта и влечения деструкции и агрессии развивались группой видных психоаналитиков (Э. Вейсс, М.


Кляйн, П. Федерн, З. Фрейд, С. Шпильрейн, В. Штекель, А. Штерке и мн. др.). В психоанализ представление о Т. и само понятие по-видимому впервые ввел австрийский психоаналитик В. Штекель. Закрепление и распространение понятия Т. и придание ему категориального статуса в значительной мере было связано с работами австрийского психоаналитика П. Федерна.

В трудах З. Фрейда понятие Т. не употреблялось, хотя, по свидетельству Э.


Джонса, Фрейд неоднократно употреблял его устно для обозначения постулированного им инстинкта смерти (влечения к смерти, деструкции и агрессии), которому противостоит Эрос (инстинкт сексуальности, жизни и самосохранения). В психоанализе борьба Эроса и Танатоса трактуется как активное, фундаментальное и определяющее основание жизни и психической деятельности человека. По З. Фрейду, инстинкт смерти функционирует на основе энергии либидо. Его направленность вовне (на людей и различные предметы) выступает в форме агрессии или деструктивных действий (например, садизм, вандализм и т. д.), а направленность внутрь (на индивида, являющегося его носителем) выступает в формах мазохизма и др. перверсий, саморазрушения и самоубийства.


>Согласно гипотезе П. Федерна, функционирование Т. обеспечивается энергией мортидо (особой энергией инстинкта смерти, аналогичной либидо). Менее распространенная гипотеза Э. Вейсса утверждает, что энергетическую основу Т. составляет деструдо (особая энергия деструкции, аналогичная либидо). По З. Фрейду, тенденцию инстинкта смерти (влечения к смерти) определяет принцип нирваны, в силу чего основной задачей и главным содержанием влечения к смерти является возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние.


В постфрейдистской психоаналитической традиции наиболее последовательно и полно идею о существовании Танатоса развивали австрийские психоаналитики П. Федерн и М. Кляйн.

Понятие Т. ныне активно и весьма часто употребляется не только в психоанализе и психологии, но и за их пределами. Хотя проблема существования инстинкта (влечения) смерти (к смерти) и комплекса сопряженных с ней вопросов является предметом научных дискуссий.

В. И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТАНАТОТЕРАПИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 16, 2009 6:14 pm

Танатотерапия (от греч. thanatos — смерть и therapia — лечение, уход, забота) — система ориентированной на тело психотерапии, затрагивающая область контакта с процессами умирания и смерти, располагающая методами и приемами для оказания психотерапевтической помощи в этих процессах. Главная цель Т. — установление максимально полного и реального контакта с процессами умирания и смерти (В. Баскаков). При этом отмечаются особые переживания, состояния сознания, существенные изменения, происходящие с человеком вследствие его встречи со смертью (Э. Кюблер-Росс, Р. Нойес, Р. Моуди, С. Гроф и др.). В естественных явлениях жизни также нередко присутствует компонент смерти (например, расслабление как смерть, сон как смерть, оргазм как смерть, метаморфоза как смерть: куколка-бабочка, зерно-колос, и т. д.). Сталкиваясь с повседневными проявлениями жизни, человек переживает страх смерти, который может обнаружить себя в страхе потерь, расставаний, изменений, других явлениях и процессах, имеющих смысл окончания, прекращения.

В основе метода Т. лежит моделирование (не имитация) процесса "правильного умирания" (П. Флоренский) через моделирование характеристик тела человека, умершего естественной, "правильной" смертью (без мучительной агонии).


В эти параметры входят: тотальное расслабление и "заземление" (пациент лежит на полу), способствующее "заземлению" чувств, остановка контроля сознания, предметность/объектность тела, биологическое дыхание и др. Также моделируются смертельно-опасные ситуации с целью изучения и коррекции поведения человека в экстремальных ситуациях.

Характер приемов, очень медленный темп их исполнения и особое отношение танатотерапевтов создают условия для самокоррекции энергетического баланса в теле и, вследствие этого, возможность для постепенных изменений в структуре психосоматических паттернов ("социальное тело", характерный панцирь). В результате "смерти" (умирания) прежнего качества осуществляется рождение нового, происходит трансформация личности.

Метод Т. отражает суть подхода body-tuning, отличаясь не только концептуально, но и приемами от других методов телесно-ориентированной психотерапии. Во-первых, в Т., как правило, работают в "тройках" (это не исключает возможности работать с пациентом/клиентом индивидуально). Во-вторых, поскольку body-tuning предполагает "настройку", но не "ломку" психосоматических паттернов, а концептуальный подход диктует принятие/осмысление фактов прожитой жизни, то здесь исключается отреагирование.

Е. Э. Газарова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ТАРД

Сообщение психологический словарь » Пт июн 19, 2009 7:45 am

ТАРД (Tarde) Габриель (1843—1904) — французский психолог, социолог и криминолог, один из основателей психологического направления в западной социологии. В 1893—1896 гг. возглавлял отдел в Министерстве юстиции, затем занимался преподавательской работой. С 1900 г. — профессор новой философии в


Коллеж де Франс. Под влиянием получивших широкую популярность исследований роли внушения и гипнотизма выдвинул концепцию, согласно которой исходным пунктом общества является психология индивида, а ключевыми процессами социальной жизни служат три фактора: подражание, изобретение и оппозиция (противодействие инновациям). Среди этих факторов доминирующим, по мнению Т., является подражание как основа ассимиляции индивидом установок, верований и чувств других людей ("Законы подражания", 1890).


Внушенные извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности как в состоянии сна, так и при бодрствовании. Общество существует как проявление всеобщего мирового закона повторения. Единственный источник его прогресса — открытия и изобретения, возникающие как следствие инициативы отдельных личностей и нового сочетания существующих идей. В результате подражания индивид осваивает как уже существующие нормы и ценности, так и нововведения. Эти идеи Т. в дальнейшем были развиты в теориях социализации личности. Т. различал психологию индивида и психологию толпы, где человеческая индивидуальность подавляется. Групповое поведение Т. трактовал как гипнотизацию множества людей, основанную на имитации, а само это поведение как одну из форм сомнамбулизма. Все, что человек умеет делать, не учась на чужом примере (ходить, есть и др.), относится к разряду физиологических явлений, а обладание какой-либо походкой, предпочтение определенной еды и т. п. — результат социальной жизни. Между индивидом и толпой Т. выделял промежуточное звено — публику, которая формируется под влиянием средств массовой коммуникации и, не будучи как толпа объединена физически, обладает общим самосознанием. Ряд идей, высказанных Т., имели позитивное значение для развития социальной психологии.


>В качестве криминолога выступал против версии о врожденном характере преступных намерений и действий, считая их продуктом отношений в общественной среде. Оказал влияние на Э. Росса, Д. Болдуина, Ч. Кули и др. Его концепции повлияли на теории "массового общества", исследования массовидых явлений, массовых коммуникаций и распространение инноваций. Соч. Т. в рус. переводе: "Законы подражания", СПб., 1892; "Социальная логика", СПб., 1901; 2000; "Общественное мнение и толпа", М., 1902; "Личность и толпа", СПб., 1903; "Теория психических воздействий", СПб., 1905; "Отрывки из истории будущего", М., 1906; "Социальные законы", СПб., 1906 и др.

Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Angel X, Скорпион_под_шубой, Син, Darlana, Exabot [Bot], Gabriela, glokov001, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, Joker, Kagesai, Kroшka, ksuni_17, kurlemushe, leah, Marianna_, Mimozzka, Oliwer, Rambler [Bot], Ted, Yandex 3.0 [Bot], Ксения_Л, Варшава, Чебурек, Эй прохожий проходи