С

СТАУТ

Сообщение психологический словарь » Чт мар 10, 2011 12:45 am

СТАУТ (Stout) Георг Фредерик (1860—1944) — английский философ, психолог, ученик Дж. Уорда и последователь Ф. Брентано. После окончания частной школы (1879) учился в Колледже Св. Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882; магистр, 1885). Специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам.


Профессиональную деятельность начал в качестве научного сотрудника и преподавателя психологии Колледжа Св. Иоана (с 1884). В 1891 г. сменил К. Робертсона в качестве редактора "Mind" (до 1920). В 1894—896 гг. читал курс моральных наук в Кембридже, в 1896—1898 г. — курс сравнительной психологии в Абердинском ун-те. С 1898 по 1903 г. С. — внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском ун-те, участник программного сборника "Personal idealism", L., (1902). С 1903 г. и до своей отставки (1936) — профессор логики и метафизики в ун-те Св. Эндрю. Здесь же создал лабораторию экспериментальной психологии. В 1939 г. переехал к сыну


Алану в Австралию, где занял кафедру моральной и политической философии в Сиднейском ун-те и отдал много сил подготовке молодых философов. Научная деятельность С. завершает этап развития философии, основанной на наблюдении, интроспекции и рефлексии. Он был последователем метода интроспекции в том виде, как его обосновал Р. Авенариус ("Analytic psychology". V. 1—2, L., N.Y., 1896; в рус. пер.: Аналитическая психология. Т. 1, Пг., 1923) и выступал решительным противником естественно-научных основ ассоцианизма. Это было основано на том, что С. отвергал узко аналитический подход к процессам восприятия, утверждая мысль о том, что все элементы даны во взаимосвязи друг с другом, которую нельзя не учитывать.


В частности, по его мнению, в подобном единстве, когда одно включает в себя другое, находятся разум и тело и экспериментальное исследование не может изолированно выделить ни то, ни другое. Вслед за своим учителем, Дж. Уордом, считал, что единство сознания предполагает когнитивный, аффективный и волевой модусы. Развивал психологические представления Ф. Брентано о принципе активности субъекта.

В процессе своего научного развития С. перешел с позиций прагматизма к реализму и затем к религиозной философии. В 1930-х гг. выступал решительным противником теории эмерджентной эволюции, согласно которой возникновение качественно нового является непознаваемым и не основано на естественной закономерности. Автор трудов: "The gerbartian psychology" / Mind. 188, 13; "A manual of psychology", L., N.Y., 1899; "Groundwork of psychology", 1903; "Studies in philosophy and psychology", L., N.Y., 1930; "Mind and matter", L., N.Y., 1931; "God and Nature", L., 1952.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТЕНИЧНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Чт мар 10, 2011 10:57 am

Стеничность [греч. sthenos — сила] — характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности, даже при лишении сна в течение нескольких суток. Противоположностью С. является астения.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТЕПИН

Сообщение психологический словарь » Чт мар 10, 2011 5:45 pm

СТЕПИН Вячеслав Семенович (р. в 1934) — российско-белорусский философ и организатор науки. Доктор философских наук (1976). Профессор (1979), зав. кафедрой философии Белгосуниверситета (1981—1987), директор Института истории естествознания и техники (Москва) (1987—1988), чл.-корр. АН СССР (1987), директор Института философии АН СССР (с 1988). Академик РАН (1994). Иностранный член Академии наук Беларуси (1995).


Почетный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ) (1992), почетный профессор-консультант Международного Института права и экономических исследований (Гонконг). Награжден орденом Дружбы народов (1986). Автор более 220 работ пофилософии и методологии науки.


>Основные труды: "Современный позитивизм и частные науки" (1963), "Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики" (совместно с Л.М.Томильчиком, 1970), "Становление научной теории" (1976), "Природа научного познания" (редактор-составитель и соавтор, 1979), "Идеалы и нормы научного исследования" (редактор-составитель и соавтор, 1981), "Формирование научных теорий" (на финском языке, 1983), "Научные революции в динамике культуры" (редактор-составитель и соавтор, 1987), "Философская антропология и философия науки" (1992), "Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации" (совместно с Л.Ф.Кузнецовой, 1994), "Философия науки и техники" (1995), "Эпоха перемен и сценарии будущего" (1996) и др. Переводы работ С. издавались в Англии, США, Франции, ФРГ, Китае, Финляндии, Польше. С. — автор оригинальной философско-методологической концепции, раскрывающей механизм функционирования науки в социокультурном контексте — от анализа закономерностей становления конкретно-научной теории до исследования природы метатеоретических оснований науки (картины мира, идеалов и норм исследования, стиля научного мышления). С. осуществлен анализ процесса формирования научного знания как феномена культуры, эксплицированы процедуры функционирования и взаимодействия научных теорий, закономерности динамики оснований научного познания и механизмы семантического развития категориального аппарата науки. В философской концепции С. разработана системная модель социокультурной детерминации науки и, в частности, смены парадигм научного поиска. С. — основатель Минской школы методологии, ориентирующейся на анализ социокультурных факторов развития философии и науки.


Работает также в области культурологии и социальной философии. Разработал концепцию типов цивилизационного развития, проанализировал роль универсалий культуры в воспроизводстве основных структур социальной жизни.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТЕПУН

Сообщение психологический словарь » Пт мар 11, 2011 2:56 am

СТЕПУН Федор Августович (1884—1965) — русский философ, культуролог, историк, писатель. Учился философии в Гейдельбергском университете у Виндельбанда (1902—1910). В 1910 защитил докторскую диссертацию по историософии В.С


.Соловьёва. Один из редакторов журнала "Логос", выходившего в России в 1910—1914. Выступал как литературный и театральный критик. Во время войны был мобилизован в армию.


После Февральской революции занялся политической и журналистской деятельностью, работал во Временном правительстве. После Октября сотрудничал в газетах правых эсеров, был призван в Красную армию. Участвовал в работе созданной Бердяевым Вольной академии духовной культуры, работал в театре. В 1922 выслан из России, обосновался в Дрездене, занимался преподаванием.


В 1937 на его преподавательскую и публицистическую деятельность был наложен запрет. С 1931 по 1939 — член редакции журнала "Новый град". Один из идеологов "новоградства" — формы христианского социализма. В 1944, в результате бомбардировки Дрездена, погибли его архив и библиотека.


С 1946 преподавал историю русской философии в Мюнхенском университете (заведовал кафедрой русской культуры). Активно включился в жизнь второй волны русской эмиграции.

Публиковался в журналах: "Новый путь", "Грани", "Мосты", "Опыты" и др. Основные работы — статьи в "Логосе": "Трагедия творчества" (1910), "Трагедия мистического сознания" (1911) и др.; "Жизнь и творчество" (1923, заглавие по названию статьи в "Логосе"), "Основные проблемы театра" (1923), "Бывшее и несбывшееся" (т. 1—2, 1956), "Достоевский и Толстой: христианство и социальная революция" (1961), "Встречи" (1962), "Большевизм и христианское существование" (1962), "Мистическое мировоззрение" (1964) и др. С. считается представителем чистого трансцендентализма (вместе с Яковенко).


В середине 1920-х пережил серьезный духовный кризис, приведший к пересмотру взглядов на основе религиозного мировоззрения. Если в первый период творчества С. отстаивал религиозно-реалистический символизм, понимая искусство как обозначение мира невидимого, и отстаивал автономность философского знания, то теперь он стал осмысливать христианство в "духе религиозно-символического ознаменования глубинных судеб мира" и пришел к осуждению "философствующего христианства" и к "религиозному переживанию Бога". В основе философских построений С. — синтез неокантианства с идеями феноменологии, от которых он двигался к философии жизни и религиозному мировосприятию. В своей исходной установке С. видел задачу философии в "узрении" Абсолюта, понимаемого в традиции В.Соловьёва как положительное всеединство. "Узрение" возможно в переживании как первичной реальности душевно-духовного бытия личности. По мысли С., возможны два типа переживаний (опыта): опыты творчества, подчиненные дуализму субъект-объектного отношения (содержание переживаний в них дифференцируется), задающие полюс культуры; и опыты жизни, подчиненные идее положительного всеединства (содержание переживаний в них "свертывается", становится "непрозрачным"), задающие полюс Абсолюта.


>Движение в глубины переживания (к Абсолюту) вовне проявляется в создании культурных ценностей (движение к полюсу культуры). Тем самым, по С., задается антиномизм жизни и творчества, сознания и бытия, двойственность человека: он как то, что он есть (дан как хаос), и он как идеал (задан себе как космос). Отсюда трагедийность (жертвенность) творчества как особой формы объективации, наиболее полно реализуемой в искусстве. Согласно С., творческий акт разрушает органическую целостность души, ее религиозную природу, удаляет творца от Бога, замыкая его в культуре, вырождающейся в цивилизацию, односторонне выражающую положительное всеединство.


Однако непосредственное же постижение Бога "запрещает творческий жест" — непосредственое знание Бога исключает культуру. Всю жизнь человек обречен решать эту дилемму: пытаться удержать свою целостность (единодушие) и выражать ее в многообразии ее проявлений (многодушие); осознавать себя и как факт (данность), и как задание. В зависимости от варианта решения, С. выделяет три типа души (личностей): 1) мещанскую (выбор в пользу удобства жизни как данности); 2) мистическую (выбор в пользу непосредственного слияния с


Богом); 3) артистическую (равное утверждение обоих полюсов жизни и творчества, единодушия и многодушия). Творчество создает: а) ценности состояния, организующие и упорядочивающие жизнь (личность, любовь, нация, семья) и б) предметные ценности (блага науки, научной философии, нравственности, права, искусства). В культуре привилегированное положение занимает искусство (благодаря единству содержания и формы), в искусстве — театр (благодаря единству актера и зрителя).


Искусство символично, оно выражает идею не однозначно, а многосмысленно. Постигая символику, художник в художественных образах "выкликает" и "высветляет" заложенные в ней идеи, "возвращая" конкретность мира Богу. Человеку нужны не "точки зрения", а "видение мира", объемлющее мир в целостности ("сочувствующее видение").

Видение, с точки зрения С., дает христианство как духовный опыт веры, любви и свободы. Особое место в творчестве С. занимает осмысление событий 1917 и последующих лет. Он склонен считать большевизм "почвенным" и первичным, а не случайным и "наносным" явлением русской культуры. Большевики, по С., являются одновременно "ставленниками народной стихии" и "имитаторами народной правды". При всем своем лично негативном отношении к революции, С. считает, что революции (и иные крупные потрясения), разрушая национальное сознание, обнажают невидимые основания культуры. Катастрофические эпохи прерывают иллюзорное бытие, порождают "религиозный дух" катастрофического искусства, задают импульсы движению к Абсолюту.

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ

Сообщение психологический словарь » Пт мар 11, 2011 9:15 am

Стереотип социальный [греч. stereos — твердый + typos — отпечаток] — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Термин "С. с." впервые введен американским журналистом У. Липманом. Наличие С. с., хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, С. с. может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Определение истинности или ложности С. с. должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой С. с., являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или в меньшей мере отвечающим объективной действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающем мире, поскольку его основание выступает в качестве второстепенного по отношению к целям и задачам новой классификации. Содержательно родствен С. с. ряд явлений, имеющих место в процессе межличностного восприятия — эффекты ореола, первичности, новизны, феномен имплицитной теории личности и т.д. — и отражающих определенную тенденцию к восприятию индивидом социального объекта максимально однородным и непротиворечивым.

М.Ю. Кондратьев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТЕРЕОТИПЫ ЭТНИЧЕСКИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт мар 11, 2011 6:27 pm

Стереотипы этнические — относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании С. э., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого, в содержании С. э. могут присутствовать и предрассудки, предубеждения по отношению к людям данной национальности. С. э. принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы — мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы, т.е. совокупность оценочных суждений о др. народах, могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании С. э. следует различать относительно устойчивое ядро — комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках — и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа.


Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания С. э. действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что С. э. отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности, где данные народы наиболее активно контактировали, а порой и конкурировали.

И.М. Кузнецов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТЕРНБЕРГ

Сообщение психологический словарь » Сб мар 12, 2011 3:39 am

СТЕРНБЕРГ (Sternberg) Роберт (р. 1949) — американский психолог, специалист в области когнитивной и педагогической психологии. Получил базовое психологическое образование в Йельском ун-те (бакалавр, 1972), закончил аспирантуру по экспериментальной психологии мышления в Стэндфордском ун-те (д-р, 1975). Профессиональную преподавательскую деятельность начал в Йельском ун-те (ассистент профессора, 1975—1980; ассоциированный профессор, 1980—1983; полный профессор с 1983 г.). В своих первых работах С. выступил как идеолог информационного подхода.


В результате серии исследований, посвященных изучению решения аналогий и силлогизмов, была предложена "компонентная модель интеллекта" и "метод компонентного анализа", позволяющие дифференцировать различные умственные процессы ("Component processes in analogical reasoning". Psychological Review, 84, 1977).


Согласно компонентной модели, выделяется пять классов компонент или умственных процессов, которые действуют организованным образом и продуцируют ответ на задания из теста интеллекта: метакомпоненты, исполнительные компоненты, компоненты, отвечающие за приобретение знаний, компоненты сохранения (в памяти) и компоненты, отвечающие за перенос сохраненной информации из одного контекста в другой. На материале решения задач на аналогии (напр., адвокат — клиент; врач — лекарство; врач — пациент и т. п.) было показано, что решающее значение имеют процессы кодирования и сравнения информации, составляющие ядро исполнительных компонентов. Далее С. занимался проблемами диагностики интеллекта и возможностями разработки тестов интеллекта, которые могли бы предсказывать не только успех в школе, но и в профессиональной деятельности. Согласно С., интеллект не есть нечто фиксированное и неизменное и он не сводится к тому, что измеряют традиционные тесты интеллекта, а является гораздо более широким понятием, имеющим отношение к успешному функционированию в реальной жизни (практический интеллект).

В книге "По ту сторону коэффициента интеллекта" ("Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence", 1985) С. предлагает триархичную теорию интеллекта, рассматривающую три уровня его функционирования, в которой демонстрируется значение связи интеллекта с внешним миром, роль практического интеллекта. С. — автор ряда программ по развитию интеллекта у школьников и взрослых, а также представителей других культур (Венесуэльский проект); автор работ по имплицитным теориям интеллекта, креативности и мудрости, практическому интеллекту (предложил концепцию подразумеваемых (молчаливых) знаний), экспертизы и компетентности, интеллектуальной одаренности.


Он разработал концепцию стилей мышления, согласно которой мышление рассматривается как процесс психического самоуправления. По аналогии с функционирующим государством выделяются следующие стили, определяющие характер интеллектуального самоуправления: по функциям самоуправления — законодательный, исполнительный и критический; по форме — монархический, иерархический, олигархический и анархический; по уровню функционирования — глобальный и локальный; по доминирующей направленности — интернальный и экстернальный; по доминирующей склонности — консервативный и прогрессивный.

Разработаны вопросники, диагностирующие представленность вышеуказанных стилей у различных популяций; изучена связь стилей мышления у учеников разного возраста и их учителей, а также их зависимость от уровня образования родителей и их профессии (Personality & Intelligence, 1994). С. предложил трехкомпонентную (триангулярную — triangular) теорию любви


(The triangle of love: intimacy, passion, commitment, 1988), в к-рой рассматриваются природа и особенности любви как особого психологического феномена, а также психологические типы любви.


Выделяются три компонента любви: (а) близость, включающая чувства психологической интимности, близости и соединенности, (б) страсть, характеризующаяся романтическими чувствами, привлекательностью, физическим притяжением по отношению к партнеру и сексуальными взаимоотношениями и (в) обязательства, в кратковременном плане предполагающие, что один человек любит другого, и в долговременном — обязательства сохранять ту любовь. Общее количество переживаемой любви зависит от абсолютной выраженности трех компонентов, а тип любви определяется относительной представленностью компонентов. Разработаны вопросники, диагностирующие выраженность трех компонентов любви.

Автор трудов: (ed.) "Handbook of human intellegence", Cambr., (1982); "Intelligence applied: understanding and increasing your iintellectual skills", Harcourt, (1986); "The triangle of love". Basic Dooks, (1986); "The triarchic mind: A new theory of human intelligence", N.Y., (1988); "


;Metaphors of mind: Conceptions of the nature of intelligence", N.Y., (1990); "Love way you want it", (1991); "The psychology of gender", Guilford Press, (1993); (ed.) "Mind in context" / with R.K. Wanger / (1994); "Intelligence applied: Understanding and increasing your intellectual skills", San Diego, 1986; The triarchic mind: A new theory of human intelligence", N.Y., 1988; "Metaphors of mind: Conceptions of the nature of intelligence", N.Y., 1990; "In search of the human mind", Orlando, 1995.

Т.О. Гордеева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТИВЕНС

Сообщение психологический словарь » Сб мар 12, 2011 2:33 pm

СТИВЕНС (Stevens) Стэнли Смит (1906—1973) — американский психолог, специалист в области экспериментальной и сравнительной психологии, методов оценки и измерения, философии и теории психологии.


Образование получил в Стэндфордском (бакалавр, 1931) и Гарвардском ун-тах (д-р, 1933). С 1932 г. — преподавал в Гарвардском ун-те (ассистент, 1932—1935; преподаватель экспериментальной психологии, 1936—1938; ст. преподаватель, 1938; доцент, 1944; профессор психологии, 1944, профессор психофизики, с 1962). За свои научные достижения был награжден медалью Уоррена (Общество экспериментальных психологов (1943), наградой APA: "За выдающийся научный вклад" (1960), золотой медалью Рейли (Британское акустическое общество, 1972) и др. Основная часть научной деятельности С. была связана с приложением математических методов к психологии (в основном в области психофизики) и с проблемами измерения. Первые статьи были написаны в период занятий на курсе Е.Д.


Боринга по экспериментальной психологии. Боринг предложил С. заняться загадкой смешения цветов: при смешении красного и зеленого в цветовом колесе наблюдатель на определенном расстоянии воспринимает цвет как серый. С. выяснил, что необходимое расстояние варьирует в зависимости от пропорций смешиваемых цветов. В аспирантуре занимался исследованиями тональной громкости, результаты которых составили его докт. дис. Однако С. никогда не удовлетворяла роль только экспериментатора, он всегда интересовался философией науки, что привело его к проблеме логики методов измерения. Измерение являлось главной проблемой научной психологии того времени, поскольку с естественнонаучной точки зрения "наука начинается там, где есть возможность количественной оценки фактических данных".


Чтобы придать психологии научный статус, требовались достаточно широкие дефиниции измерения, которые могли бы включить в себя исследования мышления и поведения. К этому времени относится появление концепции операционализма физика Перси Бриджмена ("Логика современной физики", 1927), согласно которой "достоверность измерений не столько зависит от основательности измеряемого явления, сколько от методов измерения и порождаемых ими закономерностей". Это было желанным новшеством для психологов, которые были в сомнениях относительно предмета своих исследований.

Подобно Б.Ф. Скиннеру, С. обратился к операционализму, считая это выходом из тупика, и принялся создавать "психологию как истинную науку", основанную на измерении. В течение 1930-х гг. С., продолжая исследования в области слуха ("


;Hearing: its psychology and physiology" / with H. Davis /, Wiley, 1938), начал публиковать статьи по операционализму и системам измерения. Провел совместные исследования с В.Г. Шелдоном, результаты которого были опубликованы в 1942 г. книге "Varieties of temperament". В конце 1940-х гг. вошел в группу, которая на своих регулярных встречах обсуждала проблемы философии науки. В нее входили П. Бриджмен, логический позитивист Рудольф Карнапп, математик Д.Д. Биркхофф. Впоследствии для классификации шкал измерения С. использовал тезис Биркхоффа о том, что "науку нужно рассматривать как процесс выделения изменяющихся инвариантов". Анализируя результаты своих исследований, С. разработал четыре шкалы: номинальную, порядковую, интервальную и шкалу отношений.


Эта классификация давала ему наконец точку отсчета для измерения ощущений, особенно слуховых. Определив шкалы измерения в терминах операций, а не свойств измеряемых явлений, он начал выводить психофизику на уровень физики. Продемонстрировал, что операции измерения, являющиеся психофизическими методами, дают достоверные показатели. В 1940 г. создал психо-акустическую лабораторию, где продолжил свои исследования. В послевоенное время (1944) был ст. профессором в Гарварде, консультантом ряда правительственных организаций и потому принялся за подготовку к изданию книги по методам экспериментальной психологии. ("Handbook of experimental psychology", 1951). В 1953 г. вернулся в лабораторию к конкретным исследованиям и там столкнулся с догмой (являющейся следствием закона


Вебера — Фехнера) о том, что равные промежутки в силе ощущений могут быть измерены с помощью "едва заметных различий". И хотя С. и другие психофизики прекрасно знали о несоответствии, существующем в результатах, опровергнуть этот закон оказалось достаточно сложно. С. страстно мечтал найти более простой инвариант, лежащий в основе возможных измерений.

И ему это удалось: он предложил наблюдателям обозначать цифрами субъективные впечатления с тем условием, что они должны пропорционально соотноситься с впечатлениями. Выяснилось, что результаты поддаются лучшему описанию не с помощью логарифмического закона Фехнера, а с помощью силового закона: равные уровни раздражения соответствуют равным уровням субъективных суждений. С. с коллегами доказал, что это относится и к другим измерениям и модальностям.


Этот успех убедил его, что психофизика должна оставаться центральной дисциплиной психологии. Однако с течением времени интересы психологии существенно расширялись и уходили все дальше от психофизики. В 1962 г., выражая свое чувство покинутости, С. убедил администрацию Гарварда изменить название его должности с "профессора психологии" на "профессора психофизики". Своими основными достижениями С. считал формулировку двух инвариантов: 1) дефиницию четырех шкал измерения, каждая из которых определялась в терминах возможных превращений. Эти шкалы вошли в непараметрическую статистику Сидни Сигеля; 2) формулировку силового закона, дающего возможность (благодаря операционистскому подходу) научного измерения субъективного опыта.


>Результаты своих последующих исследований публиковал в научных журналах: "On the psychophysical low", Psychological Review, 64, (1957); "Ratio scales and category scales for a dozen perceptual continua" / with E.H. Galanter, J. of Experimental Psychology, 54, (1957); "To honor Fechner and repeal his law", Science, 133, (1961); "A metric for the socialconsensus", Science, 151, (1966); "Issues in psychophysical measurement", Psychological Review, 78, (1971) и др. Уже после смерти С. была издана монография: "Psychophysics: introduction to its perceptual neural and social prospects", Wiley, 1975.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТИВЕНСА ЗАКОН

Сообщение психологический словарь » Сб мар 12, 2011 11:45 pm

Стивенса закон — установленная американским ученым С.С. Стивенсом формула, связывающая силу ощущения с определенной степенью физической интенсивности раздражителя. Для обоснования С. з. привлекаются данные психофизиологических исследований. Как правило, однако, результаты психофизических измерений обнаруживают весьма сильную индивидуальную изменчивость, что затрудняет однозначное доказательство преимущества обнаруживаемой данным законом степенной зависимости по отношению к закону Вебера-Фехнера.

Б.М. Величковский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТИГМАТЫ

Сообщение психологический словарь » Вс мар 13, 2011 6:04 am

Стигматы (греч. stigma — пятно, знак) — психосоматический феномен (наряду с такими, как внушенный ожог, эффект плацебо, "чудесное исцеление" у верующих, др.), заключающийся в изменении кожно-мышечных покровов тела в форме определенных знаков, наблюдающийся на фоне экзальтированного состояния человека. Как правило, стигматы наблюдаются у фанатично верующих в форме крестов на теле или ран на руках и ногах, своим расположением повторяющих раны распятого Иисуса Христа.

О явлении стигматизации впервые рассказывается в жизнеописании Франциска Ассизского; за два года до смерти (1224) у него появились раны на местах, в которых Христос был пригвожден к кресту. Сохранились многочисленные средневековые описания данного феномена у верующих, одержимых религиозным экстазом, особенно в период Страстной недели.


Также сохранились описания появления на теле человека очертаний комет во время их появления на небе. Заключение о невропатологической природе стигматизации было впервые вынесено в 19 веке на заседании Брюссельской академии после специального медицинского обследования некой Луизы Лато, прославившейся своими стигматами. Явление стигматизации чаще обнаруживается у истеричных женщин, лиц, истощенных аскетическими упражнениями и подверженных кровоизлияниям. Стигматы толковались и как истерические превращения.


В соответствии с представлениями З. Фрейда при истерическом превращении вытесненные сексуальные мысли и влечения находят свое замещающее выражение в изменении физических функций. В физическом симптоме происходит символическое преобразование бессознательных конфликтов и инстинктивных побуждений. Наряду со случаями стигматизации, имеющими психосоматическую природу, встречаются случаи, вызванные искусственными повреждениями и обманом.

А. С. Калашников

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс мар 13, 2011 10:40 am

Стиль воспитания — стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых (демократический — авторитарный), количеством запретов (ограничительный — попустительский) и т. п. Влияние С. в. на развитие личности ребенка изучалось многими исследователями, особенно — в русле теории социального научения. Так, например, было показано, что крайне неблагоприятен С. в., сочетающий эмоциональную холодность с попустительством. Подобный С. в. с высокой вероятностью приводит к нарушениям в развитии личности и к девиантному поведению.

А.Л. Венгер

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТИЛЬ ЖИЗНИ

Сообщение психологический словарь » Пн мар 14, 2011 12:28 am

Стиль жизни [греч. stylos — стержень для письма] — индивидуально своеобразная целостная система устойчивых способов и форм опосредования личностью объективных условий жизнедеятельности. Понятие С. ж. было разработано М. Вебером и затем введено в психологию А. Адлером, который определил индивидуальный С. ж. как "целостность индивидуальности". А. Адлер видел природу внутреннего постоянства личности в выборе ею на основе фактов и событий жизни своей уникальной конечной жизненной цели. Эта высшая цель определяется тем смыслом, который человек придает жизни. Смысл жизни воплощается в С. ж. и "проходит далее через всю жизнь подобно странной и своеобразной мелодии собственного сочинения".


Каждое проявление личности должно, по Адлеру, рассматриваться в контексте всей индивидуальности, так как все происходящее есть ни что иное, как борьба за реализацию жизненной цели индивидуальности. Стремление уйти от жесткой внешней детерминации является другим фактором, вызывающим к жизни С. ж., который отражает, что предпринимает человек для обретения своей личностной автономии. Каждый индивид имеет тенденцию к сохранению собственной уникальности. Он отличается характерными способами поведения, мышления, реагирования и развития, в отличие от других, и стремится это отличие сохранить. Он накладывает свой индивидуальный отпечаток на каждую роль, которую он играет, на каждую ситуацию, с которой сталкивается, причем делает это в соответствии с собственной Я-концепцией. Согласно Адлеру, С. ж. определяет все индивидуально-существенные функции человека, и особенно явственно проявляется, когда человек стоит перед важными решениями в критических ситуациях. После работ Адлера понятие С. ж. ни в одной психологической теории не занимало столь заметного места.


>Стилевые характеристики жизни личности описывались другими понятиями: "индивидуация" (К.Г. Юнг), "стилевые черты", "экспрессия", "план выражения" и др. В общей психологии оно было оттеснено понятиями "индивидуальный стиль деятельности" и "когнитивные стили". Согласно современным взглядам, индивидуальность человека является продуктом его собственной деятельности и проявляется в выборе тех сфер социального опыта, тех деятельностей и отношений, которые личность присваивает, делает своими. Поэтому именно специфика индивидуального бытия человека, а не совокупность его индивидуально-специфических черт, выступает исходным моментом психологического исследования С. ж.

О.Э.


Калашникова, Д.А. Леонтьев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА)

Сообщение психологический словарь » Пн мар 14, 2011 6:47 am

Стиль лидерства (стиль руководства) [греч. stylos — букв. стержень для письма и англ. leader — ведущий, руководитель] — типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены три С. л.: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т.п.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т.п.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т.п.). Варианты описания С. л.: директивный, коллегиальный, либеральный и др. В отечественной социальной психологии показано, что С. л. является предпосылкой и следствием уровня группового развития. Он зависит также от содержания совместной деятельности, которая лежит в основе межличностных отношений в группе. Типичным для групп высшего уровня развития является коллективистский С. л. (руководства), предполагающий ответственность руководителя перед коллективом и сознательное подчинение руководителю, полновластие и самодеятельность трудового коллектива, адекватное возложение ответственности, максимальную демократичность во взаимоотношениях руководителя и подчиненных, способности руководителя к децентрации. В корпорациях принят авторитарный С. л. — бюрократический централизм, характеризующийся, в частности, максимумом централизации и минимумом демократичности. При низкой социальной ценности факторов, обусловливающих отношения между членами группы, возможен также анархичный С. л. в асоциальных ассоциациях.

А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Пн мар 14, 2011 3:59 pm

СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ — исторически сложившаяся совокупность методологических регулятивов, идеалов и норм науки, философских принципов, определяющих содержание и направленность изменений науки на исторически-конкретном этапе ее развития.


Понятие С.Н.М. (СНМ), наряду с понятиями "парадигма", "научно-исследовательская программа", "тема", "философские основания науки", "базовые модели знания" и др., относится к ряду средств метатеоретического исследования структуры и динамики науки. Первоначально понятие СНМ было связано с вопросом об особенностях фундаментальных исследований: предполагалось, что господствующая наука или лидирующая фундаментальная теория определенной эпохи полностью определяли СНМ этой эпохи (а именно: категориальный состав знания, определенный тип логической организации знания).


В ходе исследования феномена СНМ были уточнены представления о его сложной гетерогенной природе. СНМ является и социокультурным, и внутринаучным феноменом и формируется под их воздействием. Основной механизм социокультурной детерминации СНМ связан с системой конкретно-исторических норм и идеалов науки, уходящих корнями в культуру эпохи.


Нормы и идеалы науки, воплощаясь в фундаментальную лидирующую теорию, задают направленность иным теориям данной научной дисциплины, ряда дисциплин, науки в целом. Например, в период становления опытного естествознания классическая механика определяла "видение", объяснение, описание, структуру строения теории не только всей механики, но и физики, химии, биологии, социальной философии.


Философские представления, идеи в структуре СНМ участвуют в процессе осмысления пределов эвристичности старых идеалов научности и формировании новых. Через философскую составляющую СНМ происходит соотнесение идеалов и норм науки, методологических установок с особенностями изучаемого данной наукой объекта. Так было в период перехода во второй половине 19 в. ряда наук — биологии, физики, психологии, социологии — к изучению системных статистических объектов.

Изучение массовидных объектов — газов, демографических и социальных систем и процессов, сложных органических объектов и т.д. — потребовало переосмыслениястарых и выработки новых философских понятий: случайность, вероятность, возможность, историзм, эволюция и др. С одной стороны, в этих философских категориях отразилось новое понимание строения материального мира и его объектов.


С другой стороны, в них в отрефлектированном, объективированном виде выразились основные ценностные предпочтения этого исторического периода. Основу философских представлений СНМ составляют детерминистские категории: обусловленность, связь, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность и др.


Именно через них с наибольшей полнотой "просвечивает" характер организации объектов науки и особенности взаимодействия между феноменами материального мира. Анализ объектной детерминации СНМ выявляет теснейшую связь СНМ с научной картиной мира (НКМ), поскольку именно НКМ формирует базовые знания о системно-структурных особенностях изучаемых наукой объектов, об их пространственно-временных характеристиках, особенностях взаимодействия материальных объектов. Взаимная согласованность СНМ и НКМ особенно отчетливо проявляется в переломные моменты развития науки: при смене лидирующих теорий, научной революции и т.д. В конце 19 — начале 20 в. выход на арену биологии популяционной генетики, возникновение системного и кибернетического подходов обнаружили ограниченность дарвиновской картины биологической реальности и ее операциональной составляющей — вероятностного стиля мышления в биологии. Становление синтетической теории эволюции ориентировалось на новую картину мира и новое понимание биообъекта.


Биообъект стал представляться как сложная самоуправляемая и саморазвивающаяся система. Сформировались адекватные философские и методологические познавательные понятия и принципы: информация, саморегуляция, саморазвитие, целесообразность, прямая и обратная связь, автономность, эволюция и др., которые объективировали новый кибернетический СНМ в биологии. СНМ имеет сложную структуру.

В нем можно как базовые выделить несколько уровней. Первый включает идеалы и нормы, выражающие специфику научной деятельности в целом: направленность на объективное знание, субъект-объектная расчлененность познавательной структуры и прочее.


Другой уровень содержит философские представления, методологические предписания, нормы познания, общие для всех конкретных наук. Например, требования лапласовского детерминизма для наук конца 18 — первой половины 19 в. Следующий уровень конкретизирует первые два применительно к специфике предметной области науки и особенностям исторического развития самой данной науки. Например, французский биолог 18 в.


Ламарк, реализуя лапласовские механистические принципы, принял образ "лестницы существ" в качестве объяснительной схемы взаимодействия живых объектов. Это было относительно прямолинейное изображение ряда или цепи независимых групп организмов (биовидов). На этом уровне нормы и идеалы объяснения, описания, доказательства, обоснования, строения научной теории, составляющие основу структуры СНМ, приобретают адекватное конкретно-научное звучание и оформление.


СНМ выполняет по отношению к формирующемуся научному знанию многообразные функции. СНМ выполняет интегрирующую роль по отношению к разнородным компонентам научно-теоретического знания: НКМ, философским основаниям науки, массиву конкретно-теоретического знания. СНМ регулирует и ориентирует научное исследование в определенном, заданном социумом и внутрина-учными реалиями, направлении.


СНМ выступает также как механизм, обеспечивающий диалог, связь между целями и потребностями науки и требованиями и возможностями социокультурного целого, запросами исторического времени. Например, особенностью современного, только формирующегося экологического СНМ можно считать признание принципиальной неустранимости ценностной основы познания. В экологическом стиле мышления в биологии обретают теоретический статус моральные экологические императивы, принцип коэволюции мира человека и мира природы. Человеческое измерение в современной физике, химии отражено в активной разработке и освоении антропного космологического принципа, идей неравновесности, концепции глобального эволюционизма. Перспектива современных исследований феномена СНМ определяется не только когнитивно-методологической, но и социологической и психологической направленностью его разработки.

И.А. Медведева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТИМУЛ

Сообщение психологический словарь » Пн мар 14, 2011 9:17 pm

Стимул [лат. stimulus — остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало] — воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию. В физиологии и психофизиологии понятие "С." тождественно понятию "раздражение". В бихевиоризме к С. относились преимущественно изменения среды ("внешние воздействия"), а к реакциям — двигательные ответы организма. В психологии С. не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.

В.А. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]