С

СТИМУЛЬНО-ИНСТРУКТИВНАЯ СИТУАЦИЯ ТЕСТА

Сообщение психологический словарь » Вт мар 15, 2011 7:29 am

Стимульно-инструктивная ситуация теста — комплексная характеристика теста, отражающая особенности инструкции, характер и тип теста, стимульного материала и особенности оценивания полученного результата.

Понятие С.-и. с. т. введено Р. Кэтеллом и Е. Варбуртоном (1967) и лежит в основе предложенной ими таксономии психодиагностических методик. Выделяется тринадцать параметров, характеризующих типы С.-и. с. т. и, соответственно, варианты конструкции тестов: 1. Ориентированность теста на фиксацию наличия или отсутствия реакции на стимул (напр., тесты чувствительности к боли, тесты на время реакции и т. д.). 2. Наличие ограничений или неограниченное разнообразие ответов, способов реагирования (напр., можно сравнить опросники с дихотомическим выбором ответа и Роршаха тест). 3. Наличие вариантов выбора решения или свободно продуцируемый ответ. Примером свободных ответов являются те, которые дает обследуемый в тесте тематической апперцепции. 4. Наличие в тесте единичных или повторяющихся ответов (напр., тесты скорости). 5. Упорядоченная или неупорядоченная последовательность ответов (напр., от испытуемого может требоваться выполнение теста в строгой последовательности от первого до последнего задания, и, напротив, может допускаться свободный выбор решаемых задач). 6. Однородность или разнородность ответов (некоторые тесты состоят из заданий единого типа, в других, напр., тестовые батареи, задания могут отличаться по своему характеру). 7. Свободное или ограниченное время решения. 8.


Завершенность (окончательность) реакции или реагирование на реакцию. Испытуемый либо непосредственно реагирует на материал теста, либо на свою собственную реакцию, например, тот или иной стимул как-либо оценивается, вызывает ассоциации или воспоминания. 9. Наличие явного или неявного смысла заданий. Некоторые тесты не имеют никакого вне их лежащего значения (напр., измерение времени реакции). В то же время там, где интересуются мнением о чем-либо, такое значение всегда присутствует. 10. Представление теста в виде отдельных заданий или целостное представление. Речь идет о различиях между тестами, состоящими из дискретных задач или же из единственного задания. 11. Психологическая сущность действия, необходимого для выполнения теста. Этот параметр учитывает, требуется ли для ответа знание (напр., верное суждение), мнение, опознание или распознание. 12. Различия в субъективной приемлемости в ситуации тестирования. 13. Различия в свободе выхода из ситуации тестирования.

Приведенные таксономические параметры теоретически обуславливают существование 13 типов С.-и. с. т.


Дополнительно к параметрам, описывающим характеристики стимулов и инструкции, выделяется шесть характеристик оценивания результатов теста:

1. Объективность — субъективность оценивания.

2. Оценка целостного поведения или отдельных реакций.

3. Регистрация одного правильного (или возможного) ответа, либо классификация разнообразных ответов (параметрическое или непараметрическое оценивание). Параметрически раскрывается время, количество ошибок, повторений и т. д. Непараметрически оценивается количество и разнообразие классов ответов. Непараметрическое оценивание свойственно многим тестам креативности.

4. Анализ общего количества ответов или их части, соответствующей некоторому критерию (напр., опросники личностные).

5. Наличие единого однородного показателя или различных относительных показателей. Единый показатель возможен при оценке теста в целом, как, напр., в случае личностных опросников.

6. Разнотипные относительные показатели определяются в следующих формах: различия во времени выполнения первой и второй частей теста (напр., Корректурная проба); запоминание материала при обычных условиях и при отвлекающих обстоятельствах и т. д.

7


.Нормативное оценивание. С учетом общего количества приведенных параметров теоретическое число возможных вариантов С.-и. с. т. составляет 13 x 6= 78 типов. Согласно Р. Кэтеллу и Е. Варбуртону, для использования в практике конструирования тестов особую важность имеют 64 варианта, полученные из трех наиболее важных ситуаций и параметров оценивания, генерирующих по восемь возможных вариантов.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТОИЦИЗМ

Сообщение психологический словарь » Вт мар 15, 2011 12:05 pm

СТОИЦИЗМ — одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (город на острове Кипр), живший в конце 4 — начале 3 в. до н.э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. К числу стоиков относят также Клеанфа — ученика Зенона и его преемника в Стое, и Христиппа — ученика Клеанфа. К более поздней Стое принято относить Диогена из Селевкии (город в Вавилонии), ставшего впоследствии афинским послом в Риме и познакомившего римлян с древнегреческой философией; Панетия — учителя Цицерона, Посидония, также жившего в Риме одновременно с Цицероном во 2—1 вв. до н.э.


Перейдя к римлянам, стоическая философия приобретает здесь все более риторический и назидательно-этический характер, теряя собственно физическую часть учения своих древнегреческих предшественников. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др.


В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков — главным образом Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктета, по которым, а также по отдельным сохранившимся фрагментам ранних стоиков, можно составить представления о философских взглядах этой школы. Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой оригинальностью. В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, всепорождающей, во всем распространенной субстанции — разумной мировой душе или Боге.


Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала — деятельный разум (он же Логос, Бог) и разум пассивный (или бескачественная субстанция, материя). Под влиянием идей Гераклита стоики отводят роль активного, всепроизводящего начала огню, постепенно переходящему во все остальные стихии — воздух, воду, землю (как в свои формы).

Причем, это саморазвитие мира осуществляется циклически, т.е. в начале каждого нового цикла огонь (он же Бог и Логос) вновь и вновь порождает другие первоначала, которые в конце цикла превращаются в огонь. Рано или поздно, таким образом, совершится космический пожар, все станет огнем; "весь процесс будет повторяться опять и опять до бесконечности.


Все, что случается в этом мире, случалось и раньше и случится вновь бесчисленное число раз". Из мирового Логоса каждый раз изливаются так называемые "осеменяющие логосы", которые и определяют природу всех единичных тел. Таким образом, Логос пронизывает собой весь этот мир и управляет его телом, являясь тем самым не только промыслом, но и судьбой, своего рода необходимой цепью всех причин всего существующего.


Речь идет о космическом детерминизме, в соответствии с которым направление всех природных процессов оказывается строго определено естественными законами. Каждое тело жестко включено во всеобщую природу благодаря "его собственной природе", т.е. все вещи суть части единой системы. Надо сказать, что только ранние стоики обращали внимание на этот отдел в своей философии; римские их последователи гораздо больше акцентировали роль логики и этики. В логике стоиков речь шла по преимуществу о проблемах теории познания — разуме, истине, ее источниках, а также о собственно логических вопросах. Говоря о единстве постигающего мышления и бытия, они отводили решающую роль в познании не чувственному представлению, а "представлению постигнутому", т.е. "ушедшему назад в мысль и ставшему присущим сознанию". Чтобы быть истинным, представление должно быть постигнуто посредством мышления.


Разум при этом как бы дает свое согласие на такое представление, признавая его истинным. Стоики много занимались разработкой формальной логики, изучали формы мышления в качестве "неподвижных положенных форм", уделяя особое внимание простым и сложным высказываниям, теории вывода и т.д. Однако главной частью их учения, сделавшей их известными в истории философии и культуры, была их этика, центральным понятием которой стало понятие добродетели.

Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривается как часть единой системы природы, т.к. в каждом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы. Жить согласно природе и Логосу — основное назначение человека. Только такую жизнь, направленную к целям, являющимся также и природными целями, можно назвать добродетельной.


Добродетель — это и есть воля. Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом, а т.к. она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в темнице, будучи приговоренным к смерти и т.д. Более того, каждый человек оказывается еще и совершенно свободным, если только он смог освободится от мирских желаний. Этическим идеалом стоиков становится мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия, ибо никакая внешняя сила не способна лишить его добродетели в силу независимости его от каких бы то ни было внешних обстоятельств.


Он действует в гармонии с природой, добровольно следуя судьбе. В этике стоиков мы встречаем элементы формализма, напоминающие этический формализм Канта. Так как все возможные благодеяния не являются таковыми на самом деле, ничто не имеет истинного значения кроме нашей собственной добродетели. Добродетельным же следует быть вовсе не для того, чтобы делать добро, а наоборот, делать добро надо для того, чтобы быть добродетельным.

Большой интерес и сегодня вызывают идеи поздних стоиков — Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др., из которых первый был важным сановником и воспитателем будущего императора


Нерона, второй — рабом, а третий — самим императором, оставившим нам интереснейшие размышления "Наедине с собой", пронизанные идеей терпения и необходимости сопротивляться земным желаниям. Рассел говорил, что этика стоиков чем-то напоминает ему "зеленый виноград": "мы не можем быть счастливы, но мы можем быть хорошими; давайте же представим себе, что пока мы добры, неважно, что мы несчастливы". С., особенно в его римской версии, оказал большое влияние своими религиозными тенденциями на возникавшие тогда неоплатонизм и христианскую философию, а его этика оказалась удивительно актуальной в Новое время, привлекая к себе внимание идеей о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе.

Т.Г. Румянцева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТОХАСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Сообщение психологический словарь » Вт мар 15, 2011 5:24 pm

СТОХАСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ социальных сетей - методы анализа связей и отношений между акторами (см. Социальная сеть), которые учитывают информацию о распределении структурных характеристик в генеральной совокупности сетей с заданными свойствами (напр., размером) и позволяют проверять гипотезы о форме распределений, значимости параметров модели, пригодности модели для описания данных.

Распределения вероятностей. Как и в общей прикладной статистике, первые методы С.А. были разработаны для параметрического случая, когда известны распределения параметров. Морено (см.) и Х. Дженнингс, а затем У.


Бронфенбреннер в конце 1930-х - начале 1940-х использовали распределение Бернулли для анализа статистических свойств социометрических данных, в частности, для сравнения полученной и предсказанной доли взаимных связей. Появилась возможность проверять статистические гипотезы о том, что связи в сети распределены по закону Бернулли. Начиная с 1950-х для анализа свойств сети и для проверки гипотез привлекают более сложные условные распределения, когда один или более параметров фиксируются. Наибольшее применение получили равномерные распределения при условии, что количество связей в сети равно заданному числу, что количество сделанных акторами выборов равно некоторой постоянной (это особенно полезно для статистического анализа социометрических данных с ограничениями на количество выборов), что количество взаимных связей равно некоторой постоянной и т.д.


Введение условий в распределение позволяет уменьшить число элементов в выборочном пространстве случайных реализаций орграфа заданного размера и тем самым упростить анализ. Для простейших распределений аналитически получены оценки параметров. В более сложных случаях используют метод Монте-Карло или непараметрические критерии.

Диады и триады. Одна из самых продуктивных идей в С.А. состоит в декомпозиции сети на подграфы, особенно на диады и триады, свойства которых хорошо изучены.


Декомпозиция на подграфы позволяет связывать в одной модели микро- и макроструктурные свойства сети и статистически моделировать присущий реальным сетям баланс, дифференциальную популярность акторов, кластеризацию, упорядоченную кластеризацию и транзитивность. Диадой называется неупорядоченная пара акторов i и j с заданными на ней ребрами. Диада принимает четыре состояния: i → j и j → i; i → j; j → i; ни i → j, ни j → i. Выделяют три изоморфных класса диад: M (от англ. "mutual", т.е. взаимная; i → j и j → i), A (асимметричная, i → j или j → i) и N (нулевая, связей между i и j нет). Количество диад каждого типа в сети называется переписью диад и используется как многомерная статистика в более сложных методах анализа.


>Триадой называется подграф из трех вершин. Каждая триада может принять одно из 64 состояний, принадлежащих к одному из 16 изоморфных классов. Для обозначения типов триад (изоморфных классов) используют обозначения из переписи диад, например, в триаде 003 нет взаимных и асимметричных связей (M = 0, N = 0) и есть три нулевых связи (N = 0). Ниже представлены 6 классов триад, имеющих особенно интересную интерпретацию.


>Выбор (choice; i → j) - это наличие связи между двумя акторами. Этот параметр интерпретируется как показатель плотности сети, насыщенности связей, а также используется для статистического контроля более сложных параметров. Взаимность (mutuality; i↔j) - показатель сбалансированности отношений между элементами, тесноты отношений.


Экспансия (2-out-star; k ← i → j) - тенденция актора инициировать связи с другими. Популярность (2-in-star; k → i ← j) - тенденция других участников сети устанавливать связи с данным актором; экспансия и популярность указывает на доминирование иерархических (однонаправленных) отношений в сети.


Посредничество (2-mix-star; k → i → j) - срединное положение элементов, передаточная функция без взаимности; обычно интерпретируется в совокупности с цикличностью. Транзитивность (transitivity; i → j → k ← i) - одно из самых теоретически наполненных свойств сети, показатель гармоничности связей в зиммелевском смысле. Транзитивными являются отношения, когда друг моего друга становится моим другом. Перепись триад (вектор, состоящий из 16 показателей) рассматривается как многомерная статистика, устойчивая к ошибкам измерения свойств сети, и используется при расчете многих важных характеристик.

Логлинейные (логарифмически-линейные) модели.


Логлинейные модели связывают логарифм зависимой переменной с независимыми переменными. В первой хорошо обоснованной логлинейной модели для социальных сетей, т. н. p1 (П. Холанд и С. Линард, 1981) в качестве зависимой переменной использовалась диада, принимающая одно из четырех состояний (см. выше), а независимых - эффекты экспансивности и эффекты популярности для каждого актора и два общих параметра - тенденция к образованию связей и тенденция к образованию взаимных связей. Пригодность этой статистической модели оценивалась через функцию максимального правдоподобия.


Метод p1реализован в ряде программ по анализу социальных систем, оценки параметров можно также получить с помощью любой программы логлинейного анализа (после адекватного преобразования данных). Использование модели сдерживалось тем, что она основывалась на нереалистичном предположении о независимости диад, а также тем, что количество оцениваемых параметров росло с увеличением количества акторов (это ограничение снималось в моделях, в которых индивиды разбивались на подгруппы в соответствии с некоторыми характеристиками, например, полом). Одним из существенных и перспективных расширений модели p1 была попытка использования байесова подхода, учитывающего априорные данные о возможных значениях оцениваемых параметров.

Серьезные новшества случились в методах С.А. в 1990-е. С. Вассерман и Ф. Паттисон предложили т.наз. p*-модели, позволяющие оценивать сложные статистические модели, в которых связь между акторами рассматривается как зависимая переменная, а структурные свойства социальной сети (характеристики подграфов) - как независимые.


Тем самым большинству описательных методов (см. Анализ социальных сетей) были найдены статистические эквиваленты. p*-модели основаны на идее марковских случайных графов и их параметрическим представлении, предложенном Франком и Страуссом в 1980-х, а также на методах статистической оценки моделей - псевдомаксимальном правдоподобии.


Используя теорему Хаммерсли-Клиффорда о том, что случайный орграф имеет вероятность, зависящую только от полных подграфов графа зависимости, Страусс и Икеда предложили лог-линейную модель для оценки этой вероятности, а Вассерман и Патисон - логит-модель. Зависимой переменной служит логит, или логарифм отношения шансов (условных вероятностей того, что актор i выбирает актора j, и того, что i не выбирает j), а независимыми - структурные свойства графа. В качестве таких структурных параметров используются статистики для триад, поскольку их стохастические свойства известны, и они имеют интересную содержательную интерпретацию. Например, замкнутые транзитивные триады ограничивают возможности индивидуального действия и снижают вероятность конфликтов. p*-модели могут оцениваться с помощью любой программы логистической регрессии, но перед этим социоматрицу следует преобразовать, т.е. рассчитать триадические и т.п показатели.


Предварительные преобразования выполняют программа prepstar или командные файлы для SPSS, доступные в Интернете. Другие программы - PSPAR, STOCNET - позволяют оценивать модели непосредственно. p*-модели оценивают неслучайность связей в социальных сетях (баланс, кластеризацию, упорядоченную кластеризацию и транзитивность).

Стохастическое блочное моделирование. В литературе представлены два основных подхода. В первом задается детерминистская (нестохастическая) блочная модель (см.


Анализ социальных сетей), на ее основании предсказываются связи, а затем реально полученные и предсказанные связи сравниваются по одному из критериев пригодности модели. Обычно для этой цели используют непараметрические критерии, напр., перестановок, или аналог квадрата множественной корреляции, известный из регрессионного анализа. Этот подход не является статистическим в прямом смысле слова. В рамках второго подхода сначала делаются предположения о взаимодействии в диадах, затем постулируется стохастическая блочная модель. Критерием стохастической эквивалентности служит неизменность распределения вероятностей при замене одного эквивалентного параметра другим.


Для оценки моделей используется критерий, основанный на функции максимального правдоподобия. Примером развития идеи стохастических блоков служит недавняя модель К. Новицкого и Т. Снайдерса, использующая модель латентных классов. Актуальной методологической задачей является объединение стохастической блочной и p*-моделей.

С.В. Сивуха

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТРАСТЬ

Сообщение психологический словарь » Ср мар 16, 2011 2:35 am

Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете С. всех его устремлений и сил. Причины формирования С. достаточно разнообразны — они могут определяться осознанными идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение (например, в случае паранойяльного развития личности). С. может быть принята, санкционирована личностью, но может и осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Отличительными признаками С. являются ее действенность, способность предельно мобилизовать человека, подчинить себе его волю и интеллект. Объединение С. и нравственного, разумного начала в человеке нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

В.К. Вилюнас

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТРАСТЬ

Сообщение психологический словарь » Ср мар 16, 2011 5:23 pm

— сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТРАТА

Сообщение психологический словарь » Ср мар 16, 2011 6:06 pm

СТРАТА (лат. stratum - слой, пласт) - элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок. Стратификация представляет множество признаков, а также структуру позиций и групп (классов) как конкретное наполнение С. Критерии классификации используются для социологического диагностирования общества и натурализации определенных статусных групп в зависимости от того, что считается существенным в системе различий. Рассматриваются номинальные показатели и сопутствующие социально-демографические факторы, строятся статистические модели, но "оценка репутации" субъектами может отличаться от моделируемой. Веберовский Stand (С.) - общность, объединяемая единым стилем жизни, - не имеет принудительной силы в процессах идентификации, но фиксирует внутреннюю целостность и внешнее разнообразие С.

В современном обществе количество классификационных критериев возрастает, классификации переплетаются, взаимодействуют, образуют сложные структуры ("кластеры").

Д.М. Булынко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТРАТИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Сообщение психологический словарь » Чт мар 17, 2011 8:54 am

СТРАТИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - разделение общества или общности на основании такого признака, который определяет различия в распределении "жизненных возможностей" и "экономических преимуществ".

Говоря об экономическом статусе группы (сообщества), выделяют два основных типа флуктуаций (колебаний). 1. Флуктуация экономического статуса группы как единого целого: возрастание экономического благосостояния, уменьшение последнего. 2. Флуктуация высоты и профиля С.Э. внутри общества: возвышение экономической пирамиды, уплощение экономической пирамиды.

1. Поднимается ли группа до более высокого экономического уровня или опускается - вопрос, который может быть решен на основе колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренных в денежных единицах. Этот критерий позволяет сделать следующие утверждения.


Благосостояние и доход различных обществ существенно меняются от одной страны к другой, от одной группы к другой. Средний уровень благосостояния и дохода в одном и том же обществе не постоянный, а меняется во времени. Однако в истории семьи, нации или любой другой группы не существует, как показывает статистика, устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Все хорошо известные тенденции фиксированы только для ограниченного периода времени.


История не дает достаточного основания утверждать ни тенденцию в направлении процветания, ни тенденцию в направлении обеднения. История, (согласно фундаментальным исследованиям П.А. Сорокина) показывает только бесцельные флуктуации.

2. Исследование флуктуации высоты и профиля С.Э. внутри общества показывает, что любое общество, переходя от менее к более развитому состоянию, обнаруживает не ослабление, а усиление экономического неравенства. Конечно, аналогия - далеко не адекватный инструмент, но факты истории показывают, что во многих обществах на ранних ступенях развития экономическая дифференциация возрастала и, достигнув кульминационной точки, характеризовалась ослаблением экономических контрастов.


Так, распределение национального дохода в европейских странах, будучи достаточно стабильным, показывает только маятниковые колебания. Это означает, что при нормальных социальных условиях экономический конус развитого общества колеблется в определенных пределах, его форма относительно постоянна. При чрезвычайных обстоятельствах эти пределы могут быть нарушены и профиль С.Э. может стать или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно.


И если "экономически плоское" общество не погибает, то "плоскость" быстро вытесняется усилением С.Э. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой. Таким образом, в любом обществе, в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, а вторые - стихийно, импульсивно, используя, как правило, насильственные методы.

Г.Н. Соколова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТРАХ

Сообщение психологический словарь » Чт мар 17, 2011 1:30 pm

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, С. возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания С. варьируют в довольно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Функционально С. служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, способствует сосредоточению внимания на ее источнике и побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда С. достигает силы аффекта (панический С., ужас), он способен навязать видотипичные стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитное агрессивное поведение). Реакция С. появляется на самых ранних стадиях как фило-, так и онтогенеза без видимого влияния научения. Изначально ее вызывают генетически фиксированные безусловные раздражители (например, внезапный интенсивный стимул, боль, новизна), однако из-за выраженной тенденции С. к следообразованию (обусловливанию), которое часто происходит по типу импринтинга, круг вызывающих его воздействий способен быстро расширяться. В социальном развитии человека С. выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх морального или уголовного осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность человека к С. лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно. Сформировавшиеся реакции С. являются сравнительно стойкими и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к С. обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции С. наблюдаются при различных психических заболеваниях (например, фобии).

В.К. Вилюнас

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТРАХИ ДЕТСКИЕ

Сообщение психологический словарь » Чт мар 17, 2011 11:25 pm

Страхи детские — эмоциональные реакции детей на ситуации или объекты, которые воспринимаются ими как опасные (угрожающие). С. д. вызывают у детей дискомфорт, возбуждение, желание избегнуть соответствующей ситуации, убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха наблюдается уже у новорожденных. Затем С. д. социализируются и возникают как реакция на новые объекты и ситуации. Во втором полугодии жизни нормальным является С. д. при появлении незнакомых взрослых людей. Одним из наиболее распространенных С. д. является страх темноты.

Закрепление в эмоциональной сфере ребенка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чувствительность к потенциальным носителям угрозы. С. д. развиваются при недостатке родительского тепла, когда дети не чувствуют себя защищенными.


У таких детей нередко развивается, в частности, страх школы. С. д. могут быть проявлением невротических реакций и иногда приводят к психосоматическим заболеваниям. В этих случаях характерны множественные разнообразные С., ночные С. (когда ребенок посреди ночи просыпается с криком или плачем).

Т.П. Гаврилова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТРАХОВ

Сообщение психологический словарь » Пт мар 18, 2011 9:37 am

СТРАХОВ Николай Николаевич (1828—1896) — русский философ, литературный критик и публицист. Окончил Главный педагогический институт (1851). Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1890).


Один из ведущих идеологов почвенничества. Близкий друг Л.Н.Толстого и Достоевского, биограф последнего. Находился под влиянием идей Гегеля, позже — Шопенгауэра, Григорьева, Л.Н. Толстого, Данилевского. Наследие С. весьма разнообразно по тематике (естествознание, психология, философская антропология, философия истории и многое другое). Основные работы С: "Письма об органической жизни" (1859), "Значение гегелевской философии в настоящее время" (1860), "Метод естественных наук" (1865), "Мир как целое" (1872), "Борьба с Западом в нашей литературе" (в 3-х тт.: 1882, 1883, 1895), "


;О вечных истинах" (1887), "Из истории литературного нигилизма" (1892) и др. Переводил на русский язык работы Шеллинга, Фишера, Ф.Ланге и др. Из философских идей С. прежде всего следует выделить его антропоцентристскую космологию и гносеологию.

В работе "Мир как целое" С. писал: "Мир есть связанное целое, — в нем нет ничего "самого по себе существующего", он функционирует как "иерархия существ и явлений", являющихся различными степенями воплощающегося духа. "Вещественная" сторона мира подчиняется и осваивается духовной составляющей (духом).


Центр мира, вершина его иерархии — человек ("узел мироздания"). Через человека духовное начало овладевает веществом; человек познает мир и пытается раскрыть его загадку, что возможно только на пути к Абсолюту, на пути разрыва связей с этим миром. В нашем сознании сознает себя то вечное духовное начало, в котором — корень всякого бытия. Все от Бога исходит и к Богу ведет и в Боге завершается". Антропоцентризм, по С., должен осознаваться только как сфера религиозного состояния, без которого сущность человека — постижение мира и


Абсолюта — превращается всего лишь в подобие игры воображения, в одностороннюю плоскую познавательность — рационализм. За такой рационализм, который привел к секуляризму, С. и критикует западную культуру: "Европейское просвещение это — могущественный рационализм, великое развитие отвлеченной мысли", породившей позитивизм, материализм и нигилизм как симптомы упадка духовности, как доктрины, отрицающие высшие духовные сферы. По мысли С., "никакого выхода из рационализма не может существовать внутри самого рационализма". В отличие от старших славянофилов (Хомякова и Киреевского, в частности) С. не выступал за "исправление" западно-европейского рационализма ценностями восточно-православной культуры. Будучи сторонником теории культурно-исторических типов Данилевского, С. считал, что нельзя говорить об общекультурной миссии славянства — славянские идеалы и ценности значимы только для славянского этноса (как отдельного культурно-исторического типа) и их ненавязывание другим народам как общечеловеческих и общеобязательных свидетельствует только в пользу миролюбия и терпимости славянства.

В вопросах взаимоотношения России и Европы С. выступал ярым критиком В.С.Соловьёва, утверждая, что его исследования "Из истории русского сознания" "плодят" "поклонников Конта и Спенсера" и выражают мысль об отсутствии самобытности и самостоятельности русского национального сознания. Самобытность России С. видит, в первую очередь, в возможности отказаться от панрационализма, который проник уже в русское просвещение: "Требуется... изменить характер нашего просвещения, внести в него другие основы, другой дух" из "некоторой духовной области", в которой "русский народ постоянно жил и живет", "в которой видит свою истинную родину, свой высший интерес". Флоровский взгляды С. называл антропологическим национализмом, в котором базой самобытности является "особенность социологического или антропологического типа, а не оригинальность культурных содержаний".

Д. К. Безнюк

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТРЕМЛЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт мар 18, 2011 2:55 pm

Стремление — первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту. В зависимости от меры осознания С. как динамическая тенденция выражается в виде влечения или желания.

В.В. Мироненко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТРЕСС

Сообщение психологический словарь » Сб мар 19, 2011 12:07 am

Стресс (в клинической психологии) (англ. stress — напряжение) — (1) состояние, при котором в норме действующие механизмы интрапсихической защиты оказываются настолько загруженными, что не могут эффективно функционировать; (2) функциональное состояние напряжения организма при действии на него разнообразных повреждаюших факторов. Термин заимствован канадским эндокринологом Гансом Селье из физики, как аналог растяжения резинового жгута под влиянием механической нагрузки. Различают следующие виды С.: физический, травматический, наркотический, гормональный и т. д. В последние годы наиболее часто по отношению к целостному организму употребляется термин "эмоциональный стресс" или "психоэмоциональный стресс", поскольку показано, что первичными на повреждающие воздействия являются эмоциональные реакции субъектов. Интимная молекулярная природа С. различных видов связана с накоплением в тканях и клетках организма свободных радикалов — продуктов перекисного окисления липидов мембран клеток. Поэтому все большее распространение получает термин "оксидантный стресс".

Факторы, вызывающие С., получили название стрессоров. С., согласно классическим представлениям Г.


Селье, — неспецифическая реакция организма. Для всех видов С. характерна активация ведущего патогенетического звена: гипоталамус — передняя доля гипофиза — кора надпочечников. Под влиянием гормонов гипофиза и надпочечников, согласно Г. Селье, формируется неспецифический адаптационный синдром, характеризующийся гипертрофией надпочечников, инволюцией вилочковой и лимфатических желез, а также язвенными поражениями желудочно-кишечного тракта.

Различают три последовательно сменяющие друг друга стадии С.: тревоги, резистентности и истощения. Г. Селье различал две формы С.: эустресс и дистресс. Эустресс — защитная, адаптивная реакция организма на стрессоры. Дистресс — патологическая реакция.

Представления о природе С. в последние годы существенно изменились.


В многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов показано, что эмоциональный стресс характеризуется широким спектром нарушений различных физиологических функций: щитовидной железы, половых функций, кровообращения, сердца, кислородообеспечиваюших механизмов, иммунитета, психических функций, показателей крови. При стрессе выявлено изменение уровня катехоламинов в крови, моче и в различных структурах мозга. Таким образом, при действии на организм разнообразных стрессоров изменяются функции не только органов-маркеров (вилочковой железы, надпочечников, желудочно-кишечного тракта), тесно связанных с активностью гормональной оси "гипофиз — кора надпочечников", но практически — всего организма.

Установлено, что наиболее активно на С. реагирует соединительная ткань организма.


Как известно, именно соединительная ткань, будучи производной мезенхимы, широко представлена практически во всех органах. Различные макромолекулы соединительной ткани составляют внеклеточный матрикс, в котором различные классы гликозамингликанов — протеогликаны, гликопротеины и белковые волокна, в частности, коллаген, взаимодействуют между собой и с мембранами окружавших их клеток на основе сложных физико-химических и информационных взаимоотношений.


Посредством этого формируется многопараметрическая внутренняя среда организма — тканевый гомеостазис, который может заметно изменяться при С. Все это свидетельствует о том, что С. представляет широко разветвленную системную реакцию организма.

Принципиально новые данные получены при изучении механизмов эмоционального С. С позиций теории функциональных систем, предложенной П. К. Анохиным, целый организм представляет слаженное взаимодействие множества центрально-периферических саморегулирующихся функциональных систем, тесно взаимодействующих по принципам иерархии, мультипараметрического и последовательного взаимодействия.


Все это открыло новые возможности исследования системных механизмов эмоционального стресса. Показано, что эмоциональный С. формируется у субъектов в условиях так называемых конфликтных ситуаций. Конфликтная ситуация — это такая ситуация, в которой субъекты ограничены в возможностях удовлетворения своих ведущих социальных или биологических потребностей.


Особо опасны в плане формирования эмоционального стресса острые и затяжные, хронические конфликтные ситуации. Субъекты, как правило, реагируют на конфликтные ситуации естественной защитной отрицательной эмоцией, биологический и социальный смысл которой заключается в мобилизации защитных сил организма на преодоление и избегание конфликтной ситуации. В этом плане отрицательные эмоции в конфликтных ситуациях адаптивны.


Однако в острых или затяжных конфликтных ситуациях отрицательные эмоции переходят в форму "застойного", "стационарного" возбуждения структур мозга. При этом изменяются химические свойства нейронов, особенно древних лимбико-ретикулярных структур мозга. В нейронах этих структур мозга усиливается экспрессия ранних генов. На этой основе продуцируются специальные белковые молекулы С. типа "белков теплового шока". Изменяется чувствительность нейронов мозга к нейромедиаторам и нейропептидам.


Нейропептиды, в свою очередь, фиксируют "застойное" отрицательное состояние в структурах мозга. Благодаря распространению через соматическую и вегетативную нервную систему и гормональный гипоталамо-гипофизарный механизм "застойные" отрицательные эмоции оказывают генерализованные влияния практически на все ткани организма, нормируя тем самым системные реакции эмоционального С., включая кору больших полушарий мозга. Это, в первую очередь, приводит к нарушению гармонических взаимодействий различных функциональных систем организма, особенно межсистемных информационных связей.


При этом формируется неспецифический информационный синдром дезинтеграции функциональных систем, нарушаются основные биоритмы организма: сон и гормональные функции. При пролонгированных конфликтных ситуациях нарушаются механизмы саморегуляции отдельных наиболее ослабленных функциональных систем.

На основе эмоциональных стрессов формируются неврозы, психозы, психосоматические заболевания (нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания). Последствием этих заболеваний являются инфаркты миокарда, инсульты. В стрессорных производственных ситуациях нарастает травматизм, алкоголизм, самоубийства.


>Установлено, что в однотипных конфликтных ситуациях выявляются субъекты, устойчивые и предрасположенные к нарушению различных психических и физиологических функций. При этом субъекты, устойчивые по одним функциям, например кровяному давлению, оказываются избирательно предрасположенными по образованию язвенных поражений желудочно-кишечного тракта.


Специальные опыты, проведенные на животных, показали, что устойчивость к эмоциональному стрессу определяется различным содержанием в мозге биогенных аминов и олигопептидов. Отдельные олигопептиды, вырабатываемые в мозге, способны подавлять экспрессию ранних генов, возрастающую в структурах мозга, и повышают тем самым устойчивость субъектов к эмоциональному С. Другие, наоборот, усиливают предрасположенность к эмоциональному С. Антистрессорным действием, как показали специальные эксперименты, обладают такие олигопептиды, как вещество П-пептид, вызывающий дельта-сон, пролактин, бета-эндорфин, а также гормон эпифизамелатонин.

В проблеме С. большое значение имеет профилактика стрессорных реакций субъектов в условиях конфликтных ситуаций, диагностика С. в различных условиях жизнедеятельности и реабилитация расстройств физиологических функций, обусловленных стрессорными нагрузками.

Для целей диагностики эмоционального С. в последние годы разработаны специальные приборы — "стражи здоровья" (Е. А. Юматов), позволяющие не мешая нормальной жизнедеятельности контролировать параметры ведущих физиологических функций человека в естественных условиях жизнедеятельности: на рабочем месте, в домашних условиях, во время сна и т. д. При этом диагностирующие приборы выступают в качестве внешних дополнительных звеньев саморегуляции функций человека.

На первых стадиях нарушений физиологических функций в конфликтных ситуациях с успехом индивидуально применяются нелекарственные методы: психотерапия, дыхательные и физические упражнения, музыка, физиотерапевтические процедуры, аккупунктура и т. п., эффекты которых контролируются на рабочем месте.

Для реабилитации последствий эмоционального стресса применяются специальные мероприятия, включающие тепло-холодовые процедуры в сауне, обильный прием жидкости и прием специальных витаминных минеральных веществ.

Указанные антистрессорные мероприятия выступают в качестве дополнительных внешних звеньев (протезов) саморегуляции ослабленных функциональных систем организма.

К. В. Судаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТРЕСС ОГРАНИЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Сообщение психологический словарь » Сб мар 19, 2011 5:43 am

Стресс ограничения времени — функциональная напряженность организма, связанная с ситуацией ограничения времени деятельности. Типичен для школьного обучения, при котором время, отводимое учителем на выполнение определенных учебных заданий, значительно короче времени, реально необходимого ребенку (в соответствии с психофизиологическими закономерностями работоспособности, организации деятельности и т.п.). Длительный стресс ограничения времени приводит к нарушению физического и психического здоровья.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТРЕСС ОГРАНИЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Сообщение психологический словарь » Сб мар 19, 2011 3:38 pm

Стресс ограничения времени — функциональная напряженность организма, связанная с ситуацией ограничения времени деятельности. Типичен для школьного обучения, при котором время, отводимое учителем на выполнение определенных учебных заданий, значительно короче времени, реально необходимого ребенку (в соответствии с психофизиологическими закономерностями работоспособности, организации деятельности и т.п.). Длительный стресс ограничения времени приводит к нарушению физического и психического здоровья.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

СТРЕССОР

Сообщение психологический словарь » Сб мар 19, 2011 8:14 pm

Стрессор (стресс-фактор, стресс-ситуация) — чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс. Раздражитель становится С. либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивной интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма. Существуют различные классификации С. В наиболее общей форме различают С. физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например кофеина или амфетаминов) и психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.).

А.М. Прихожан

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Алексище, Butler, светлая_, DeepShadow, Google [Bot], Google Adsense [Bot], kurlemushe, Kuvaldos, Грим, SeaSoul, sute_girl, vadimr, Whatsee, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zannet, Помазанник Божий