Р

РАННИЙ ВОЗРАСТ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Сообщение психологический словарь » Пн авг 31, 2009 6:05 am

Ранний возраст. Психофизиологическая характеристика — специфика психических функций и поведения, определяемая степенью развития структур мозга и особенностями их системной организации в возрасте от 1 до 3 лет.


Изменения функциональной организации мозга в раннем возрасте, связаны с дальнейшим прогрессивным созреванием коры больших полушарий. На рассматриваемом этапе онтогенеза за счет увеличения ветвлений базальных дендритов, образующих систему вертикальных и горизонтальных связей, формируется четкая ансамблевая организация нейронов, что обеспечивает усложнение процесса переработки информации. Формирование в составе ансамблей корзинчатых вставочных клеток, выполняющих тормозную функцию в нейронных цепях, обеспечивает пластичность интегративных процессов, усиливает взаимосвязанность отдельных ансамблей в вертикальной колонке, чему способствует значительное развитие аксоновых слоев коры, включая поверхностные.


>Важнейшим новообразованием этого возрастного периода является прямохождение, существенно расширяющее возможности самостоятельного ознакомления ребенка с окружающей средой. Созревание аппарата вставочных нейронов в коре больших полушарий приводит к усложнению ансамблевой организации и совершенствованию обработки информации и организации деятельности. Все это обеспечивает развитие инициативных предметных действий.


Ребенок познает не только предметы как таковые, но и их разнообразные свойства, в том числе относительные характеристики — например, размер колец пирамидки (больше/меньше), с правильным использованием этих свойств. В расширении возможностей познавательной сферы важная роль принадлежит системе зрительного восприятия. Созревание заднеассоциативных и в особенности переднеассоциативных структур, участвующих в реализации зрительной функции, способствует развитию операций опознания и запечатлевания предметов.


Ребенок этого возраста способен узнавать не только знакомые реальные предметы, но и их изображения на картинке. В этом возрасте на основе уже сформированного эталона, содержащего различные сенсорные признаки объекта, опознание может осуществляться только за счет одного из сенсорных входов, в основном зрительного, тактильного или слухового.

Качественных изменений механизмов регуляции, обеспечивающих внимание на этом этапе развития, не происходит. Преобладает, как и в младенческом возрасте, эмоциональная активация, отражающаяся в ЭЭГ в виде тета-ритма, опосредованного лимбическим входом.

Формирование в раннем возрасте возможностей ребенка опознавать объекты, подкрепленные эмоциональным компонентом внимания, пролонгирующим взаимодействие ребенка с этим объектом, обеспечивает развитие процесса невербальной категоризации.


Становление на этом этапе развития речевой функции способствует развитию вербальной категоризации. Показ предмета с его одновременным называнием приводит к развитию номинативной функции слова. Вначале оно связывается с определенным конкретным предметом, затем, на втором году жизни, обозначение словом распространяется на однородные предметы (не конкретная кукла или машинка, а куклы и машинки вообще). Ребенок научается опознавать различные предметы, обозначаемые одним словом, и оперировать ими по назначению.

В течение первых лет жизни совершенствуется как понимание речи, так и собственная активная речь ребенка.


>В связи с созреванием высших отделов коры больших полушарий на этом возрастном этапе происходит дальнейшее развитие регулирующей функции речи. Ребенок способен понять и реализовать довольно большое количество команд-инструкций, в том числе обобщенных типа "убери игрушки".

На основе развития речи и ее интериоризации начинает формироваться вербальный интеллект ребенка. Быстрое развитие речевой деятельности в раннем детском возрасте и дефицитарность ее формирования при отсутствии речевого общения позволяют расценивать этот период онтогенеза как сенситивный и критический для становления речевой функции.

К трехлетнему возрасту у ребенка усиливается стремление к самостоятельной деятельности без помощи взрослых, формируется самосознание ("Я сам"). Самостоятельность намерений и замыслов внешне проявляется в негативизме, упрямстве, неуправляемости. В психологии этот период обозначается как кризис трехлетнего возраста.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАННИХ ВОСПОМИНАНИЙ ПРОЦЕДУРА

Сообщение психологический словарь » Ср сен 02, 2009 8:21 am

Ранних воспоминаний процедура (The Early Memories Procedure, EMP) — проективная методика исследования личности. Предназначена для выявления так называемых проблемных зон личности на основе воспоминаний. Опубликована А.


Брюном в 1992 г. Первый этап работы с Р. в. п. связан с актуализацией у пациентов пяти спонтанных ранних детских воспоминаний (early childhood memories — ECMs), среди которых — одно особенно ясное или важное воспоминание. Второй этап — 15 направленных воспоминаний, в их числе как ранние детские, так и более поздние воспоминания. Автор предлагает когнитивно-перцептивную модель для интерпретации полученных результатов. Предлагается использовать Р. в. п. при поступлении пациентов в клинику.


Методика предоставляет психологу возможность исследования проблемных областей за минимальное время общения с пациентом, на основе чего составляется схема лечения. С помощью теста возможна помощь неопытным клиентам психотерапевта в адаптации к терапевтической ситуации.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАПАПОРТ

Сообщение психологический словарь » Сб сен 05, 2009 4:02 pm

РАПАПОРТ (Rapaport) Дэвид (1911—1960) — американский психоаналитик, один из лидеров эгопсихологии. Д-р философии (1938). Окончил Будапештский ун-т (1935), в котором изучал математику и физику. В 1938 г. переехал в США. Некоторое время работал психологом в Нью-Йорке. Самостоятельно осваивал и совершенствовал свои познания в психоанализе. В 1940—1948 гг. работал директором школы клинической психологии.


Исследовал проблемы эмоций, памяти, строения личности, контролирующих функций Эго, методов психоаналитического познания, развития психоаналитической теории и др. В 40-х гг. в связи с исследованием психосексуальных проблем разработал модификацию интерпретации ТАТ (созданного Г. Мюрреем тематического апперцептивного теста). Широко использовал тестирование в качестве диагностического метода. Развивал психоаналитическую теорию мышления.


Уделил большое внимание разработке и дополнению принципов психоаналитической теории и систематизации психоаналитического учения. Ввел в психоаналитическую метапсихологию структурные и адаптивные измерения. Сформулировал и развил ряд идей эгопсихологии. Автор книг: "Эмоции и память", 1942; "Диагностическое психологическое тестирование" (2 тт., в соавторстве с Р. Шэфером и М. Гиллом), 1945—1946; "Структура психоаналитической теории: попытка систематизации", 1959; и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАППОРТ

Сообщение психологический словарь » Сб сен 12, 2009 8:59 pm

РАППОРТ (франц. rapport - сообщение, отношение, связь) - тип связи и связь между людьми, характеризующиеся наличием взаимных позитивных эмоциональных отношений и определенной мерой взаимопонимания. Понятие "Р." обычно употребляется в нескольких широких и узких, специальных (специализированных) значениях для обозначения связи и типа связи устанавливаемых: 1) в любых положительных отношениях людей; 2) в различных близких межличностных отношениях; 3) в функциональных отношениях людей в естественных или искусственных условиях, в т.ч. для характеристики контакта: а) между исследователем и исследуемым, б) гипнотизирующим (гипнотизером) и гипнотизируемым, в) психоаналитиком и пациентом.

Согласно Юнгу (см.), "психотерапии, чтобы быть эффективной, нужен закрытый раппорт (взаимное согласие), настолько закрытый, чтобы врач не мог глаз отвести от высот и низин человеческого страдания. Данный раппорт заключается прежде всего в постоянном сравнении и взаимном постижении, в диалектической конфронтации двух противоположных психических реальностей. Если по каким-то причинам эти взаимные впечатления не состыковываются, терапевтический процесс будет неэффективен, не произойдет никаких изменений. И до тех пор, пока доктор и пациент будут составлять лишь проблему один для другого, решения не найти".

Особое внимание установлению и изучению Р. уделяется в гипнозе и психоанализе (см.), поскольку считается, что без Р. осуществление эффективного гипноза или психоанализа невозможно.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАСКАЯНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вс сен 13, 2009 2:18 am

— признание своей вины и самоосуждение противоправного поведения, готовность нести заслуженное наказание. 

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Сообщение психологический словарь » Сб сен 19, 2009 1:57 am

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - разновидность биологического направления в социологии второй половины 19 - начала 20 в. Основателем школы является французский социолог Ж. Гобино (см.). Основным трудом Гобино, в котором были заложены теоретические направления Р.-А.Ш., явилась книга "О неравенстве человеческих рас" (1839-1840). В этой работе Гобино сделал попытку обосновать необходимость существования господствующей в обществе элиты и выдвинул теорию, согласно которой неравенство, связанное с расовыми различиями, и вытекающая из него борьба рас являются главной движущей силой развития народов и общества.


>По мнению Гобино, наиболее способной к культурному развитию является белая раса, и особенно ее германская ветвь, что и определяет ее ведущую роль по отношению к другим расам. Гобино отмечал, что, стремясь к расширению своего влияния, белая раса постепенно смешивается с представителями других рас, а это оказывает негативное влияние на ее способности и культуру. Гобино вошел в историю науки как ученый, выдвинувший первую расистскую концепцию. Другими известными представителями Р.-А.Ш. являются Ж. Лапуж (Франция), Х.


Чемберлен и Ф. Гальтон (Великобритания), Л. Вольтман и О. Аммон (Германия) и др.


Чемберлен в своих работах призывал к возрождению "арийского духа" и явился одним из главных предшественников идеологии немецкого фашизма. Аммон и Лапуж явились основоположниками такой ветви Р.-А.Ш., как антропосоциология, сделав попытку установить и научно обосновать универсальную связь между классовой принадлежностью и некоторыми размерами головы человека. Несмотря на различное содержание исследований, относящихся к Р.-А.Ш., можно выделить общие черты и положения этого направления в социологии. Это представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов; отрицание существования равенства рас; деление рас на "высшие" и "низшие"; интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы "высших" и "низших" рас; оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества. Концепции Р.-А.Ш. оказали сильное влияние на развитие концепций расизма, проповедующего физическую и психологическую неполноценность некоторых человеческих рас, исконное разделение людей на полноценные и неполноценные расы, определяющие влияние расовых различий на историю и культуру общества. Хотя идеи Р.-А.Ш. и подвергаются резкой критике, отдельные ее положения еще оказывают влияние на интерпретацию данных антропологии, этнопсихологии и других наук, изучающих специфику расовой культуры современного общества.

Е.А. Кечина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТ

Сообщение психологический словарь » Пн сен 21, 2009 6:52 pm

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТ - совокупность значений (или интервалов значений) переменной (см.) и их частот. Значения переменной X обычно обозначают xi, соответствующие им частоты - fi. Различают абсолютные или относительные частоты. Абсолютная частота представляет собой количество объектов из выборки, обладающих соответствующим значением переменной.


Сумма абсолютных частот равна объему выборки. Относительная частота может выражаться в долях единицы или в процентах:

Сумма относительных частот, выраженных в долях, равна 1, сумма относительных частот в процентах - 100%.

Если переменная является дискретной, частоты обычно вычисляют для каждого значения:

значения (xi)

1

2

3

4

5



частоты (fi)

15

30

40

25

10

120

накопленные частоты (Fi)

15

45

85

110

120



Если переменная является непрерывной, значения предварительно должны быть сгруппированы в интервалы (см. Группировка). (См. Таблицу 7 в Приложении.)

Для количественных и порядковых переменных может вычисляться накопленная частота (Fi), представляющая собой сумму частот всех значений, от x1 до xi: Fi = ∑ij=1 fj. По накопленной частоте Fi можно определить, для какой части выборки значения переменной X не превосходят значения xi.


Так, в примере с 5-балльной шкалой 85 респондентов из 120 поставили оценки, не превосходящие 3 баллов (1, 2 и 3). Во втором примере накопленная частота 41,5% для интервала 20-29 лет свидетельствует о том, что 41,5% населения не достигло 30-летнего возраста.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Чт сен 24, 2009 10:21 pm

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТЬ - величина, применяемая при анализе распределения количественной переменной (см.), сгруппированной в интервалы. Вычисляется по формуле ρi = fi/ li, где i - номер интервала; ρi - плотность распределения для интервала с номером i; fi - частота для интервала i (абсолютная или относительная); li - длина интервала i. Интерпретируется как средняя частота, приходящаяся на 1 единицу измерения шкалы. Применяется при определении моды статистической (см.), построении гистограммы распределения (см.) и полигона распределения (см.). Если все интервалы группировки имеют одинаковую длину, вычислением Р.П. можно пренебречь.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛИГОН

Сообщение психологический словарь » Ср сен 30, 2009 1:59 pm

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛИГОН - график распределения частот (см.) для порядковых и количественных переменных (см.) (см. также Шкала измерительная). Представляет собой ломаную линию, наглядно демонстрирующую распределение частот. Линия Р.П. соединяет точки, координаты которых для дискретных и непрерывных переменных определяются по-разному.

Для дискретной переменной Р.П. строится в пространстве двух координатных осей: по оси абсцисс традиционно представляются значения переменной, упорядоченные по возрастанию, по оси ординат - их частоты.

Пример 1. Распределение оценок по сочинению.

При построении Р.П. для непрерывной переменной в качестве абсциссы выбирается середина интервала, в качестве ординаты - распределения плотность (см.) для данного интервала. Края Р.П. для сгруппированной переменной могут быть сведены к нулю в нижней границе первого и в верхней границе последнего интервала.


>Если значения количественной переменной, реально представленные в выборке, значительно удалены от нуля, ось переменной может быть прервана, как показано на следующем рисунке. Прерывать ось частот или плотности распределения категорически запрещено.

Пример 2. Распределение результатов теста по иностранному языку.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вс окт 04, 2009 7:52 am

РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ — см. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАССЕЛ

Сообщение психологический словарь » Чт окт 08, 2009 7:04 am

РАССЕЛ (Russell) Бертран (1872—1970), лорд, внук премьер-министра Великобритании Джона Рассела — британский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. Крестный сын Милля. Окончил с отличием Кембриджский колледж Святой Троицы.


Лауреат ордена "За заслуги" Соединенного королевства (1949).


Нобелевская премия по литературе (1950). Главные произведения: "Опыт обоснования геометрии" (1898), "Критическое исследование философии Лейбница" (1900), "Принципы математики" (1903), "О истории" (1904), "Философские очерки" (1910), "Философия Уильяма Джеймса" (1910), "Проблемы философии" (1912), "Сущность религии" (1912), "Научный метод в философии" (1914), "Наше познание внешнего мира как поле действия научного метода в философии" (1914), "Философия Бергсона" (1914), "Принципы социальной реконструкции" (1916), "Религия и церковь" (1916), "Введение к математической философии" (1918), "Философия логического атомизма" (1918), "Мистицизм и логика" (1918), "Политические идеалы" (1918), "Наука и искусство при социализме" (1919), "Практика и теория большевизма" (1920), "Анализ духа" (1921), "Перспективы индустриальной цивилизации" (1923), "Анализ мышления" (1924), "Анализ материи" (1927), "Свобода и организация" (1934), "Воспитание и цивилизация" (1934), "Легитимность против индустриализма" (1934), "Власть" (1938), "Философия Дьюи" (1939), "Философия Сантаяны" (1940), "Исследование значения и истины" (1940), "Философия истории Гегеля" (1941), "История западной философии и ее связь с политическими и социальными обстоятельствами от ранних времен до настоящих дней" (1945), "Человеческое познание, его сфера и границы" (1948), "Власть и личность" (1949), "Влияние науки на общество" (1951), "Людвиг Витгенштейн" (1951), "Пружины человеческой деятельности" (1952), "Введение в математическую философию" (1953), "Словарь по вопросам теории познания, материи и морали" (1953), "Джон Стюарт Милль" (1955), "Логика и знание" (1956), "Мистицизм и логика" (1957), "Надежды в изменяющемся мире" (1957), "Мудрость Запада. Историческое обозрение западной философии в ее социальных и политических системах" (1959), "Мое философское развитие" (1959), "Здравый смысл и ядерная война" (1960), "Автобиография" (1962), "Победа без оружия" (1963) и др. Согласно версии Р., история философии суть история оригинальных концепций выдающихся мыслителей, это — некая анархическая совокупность философских систем, любая из которых репродуцирует присущее конкретной исторической эпохе "чувство жизни", не подлежащее каким-либо оценкам.


>Философствование посему есть субъективированное выявление смысла той жизненной ситуации, из которой и вырастает соответствующее философское направление. По Р., зачастую философ творил сугубо свою, акцентированно автономную от окружающего мира, интеллектуальную вселенную, говорить о какой-либо общественной обусловленности которой, бессмысленно. (Ср. мнение Д.Уисдома об истории философии как "нелепой веренице невротических параксизмов".) Плюрализм как философско-исторический принцип — несущая конструкция всех (кстати, подчеркнуто европоцентрированных) историко-философских творений Р. В области собственной философии Р. проделал сложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. По сути, точка зрения Р. на философию может быть сведена к мысли о том, что философские изыски, осуществляемые вне контекста наличного научного знания, бесплодны. Философское воображение необходимо должно быть сопряжено с массивом понятий науки: собственную концепцию Р. в 1959 осмысливал как итог исследований в русле психологии, математической логики, физиологии и физики. По Р., изучение логики стало главным в изучении философии: она дает метод исследования философии подобно тому, как математика дает метод физике.

Согласно воззрениям Р., поскольку возрождение логики поставило язык на центральное место в философии, "каждая философская проблема, подвергнутая необходимому анализу и очищению, обнаруживает либо то, что она на самом деле вовсе не является философской, либо то, что она является... логической". Этот вывод Р., фундированный его многолетними раздумьями о метафизическом смысле "оснований математики", означал придание философии статуса логики науки или — как было уточнено впоследствии — статуса средства логического анализа и постижения всех форм дискурса. Начальный фазис процесса становления Р. как мыслителя, совершившего в определенном плане подлинно революционный переворот в философской проблематике 20 ст., правомерно связывать с его знакомством с инструментарием математической логики Пеано. "Логический атомизм" Р. фундировался на логике математических исчислений и подходах эмпиризма радикального толка. Описывая стандартизированные формы корректного мышления, логика, по мнению Р., проясняет процесс трансформации атомарных мыслительных посылок ("логических атомов", описывающих некие факты, фиксирующих некие качества и постулирующих некие взаимосвязи) в комплексные. В статье "Об обозначении" (1905) Р. исследует обозначающие выражения, адресующие высказывания к предметам, гарантируют связь языка и реальности, а также информативный, предметный характер коммуникации. Одновременно, по Р., употребление пропозиций, не всегда соответствующих объектам, ведет к "реализму" платоновского типа. С точки зрения Р., возможны случаи: неадекватность внешней языковой формы обознающих выражений их реальному статусу в языке; неверность анализа предложения, содержащего обозначающие фразы и т.д. По схеме Р., помещение пропозициональной функции в центр соответствующего логического анализа элиминирует эти сложности: обозначенное выражение анализируется постольку, поскольку оно наделяется значением в составе определенного высказывания. Трактуя описательные выражения, Р. преодолевает геогегельянский реализм и идею "несуществующих сущностей" Мейнонга. Р. разводит семантические характеристики имен собственных и описаний, подразделяя их на определенные и неопределенные описания, определенные описания и собственные имена, ввиду того, что они имеют различную логико-семантическую природу и по-разному обозначают объект.

Подлинное имя, по Р., отсылает к конкретному носителю имени; описания же, не являясь обозначающими выражениями, не могут находиться в соответствии с каким-либо носителем. Р. акцентировал нетождественность имен и описаний, ибо последние обозначают признаки в абстракции, существуют только в предложении в целом и выступают "усеченными" символами. Имена же, с точки зрения Р., значимы сами по себе и не нуждаются в сопряженных с ними контекстах. Описание объектов, согласно Р., отнюдь не предполагает их существования. В центре внимания Р. постоянно находились проблемы интеллектуальных пределов эмпиризма и вопросы доминирующих ценностей процесса познания. Признавая, что эмпиризм — всего лишь наиболее приемлемая парадигма из комплекса в целом неадекватных моделей миропостижения, Р. непрестанно подчеркивал, что пафос теоретических реконструкций массива того, что принято обозначать как "слова", заключается в осмыслении того, что "от них отлично". Предметом философии выступает, таким образом, логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материала в виде атомарных фактов, образующих элементарные предложения.


Логический атомизм призван создать на базе атомарных фактов научную картину мироустроения, сопряженную с логически совершенным, идеальным языком. После кратковременного увлечения неогегельянством в его английской версии Р. перешел к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж. Мура и Уайтхеда — к неореализму. В 1920—1930-х, сблизившись с неопозитивизмом, Р. признавал реальность лишь "чувственных данных", трактуемых в духе концепции "нейтрального монизма", согласно которой истолковывал понятия "дух" и "материя" как логические конструкции из "чувственных данных". "Нейтральный монизм" Р. предполагал, что в основании всего сущего лежит не материя, а "нейтральный материал", в котором материя стала больше похожа на разум, разум же стал больше похож на материю.

Элементы "нейтрального материала" — "нейтральные единства" — организуются (согласно "различным типам отношений") разными путями, выступая в одних случаях предметом физики, в других — предметом психологии. (По Р., чувственные данные различных предметов и являют собой "дух" наблюдателя, чувственные же данные предмета или явления, наблюдаемые множеством людей, — демонстрируют недоказуемую реальность материального мира.) В период 1940—1950-х Р. обращается к идеям Юма: он допускает существование "фактов", независимых от субъекта чувственных констелляций (ранее названных им "сенсибилиями"), которые, в отличие от элементов "опыта", объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внешнего мира. Философской эволюции Р. соответствовали изменения в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Р. эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе, но в дальнейшем Р. вновь признавал самостоятельное значение философских проблем, существующих на "ничейной земле" между повседневным опытом, наукой и религией. (Р. была присуща убежденность в значимости эмпиризма как основания гносеологии вкупе с тезисом о том, что логика является сущностью философии.) Концепция "знания-знакомства" у Р. предполагала принятие версии о том, что чувственные данные и универсалии даются познающему субъекту непосредственно в опыте. Объекты же, постигаемые индивидом в границах опыта, выступают у Р. также и в ипостаси определенных онтологических единиц. Проблема трансформации индивидуального опыта познающего субъекта в элемент общезначимого, универсального естественно-научного знания решалась Р. в контексте идеи об особой важности "принципов недемонстративного вывода" как неявных, завуалированных элементов структуры такого знания.


Большое место в его трудах занимала разработка философских вопросов математики. Открытый Р. один из парадоксов теории множества (так называемый парадокс Р.) привел его к построению оригинального варианта аксиоматической теории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике.

В написанном в соавторстве с Уайтхедом трехтомном труде "Principia Mathematica" (1910, 1912, 1913) Р. систематизировал и развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. Р. верил в то, что "вполне возможно создать такую математическую логику, которая не ведет к противоречиям". (Как и Фреге, Р. был убежден в объективном существовании математических объектов.) По Р., вся чистая математика (в ее формалистической интерпретации) проистекает из чисто логических посылок и использует понятия, поддающиеся однозначному определению в логических терминах. В отличие от других дедуктивных дисциплин, математика опирается, согласно Р., исключительно на логические определения. Слова языка, при помощи которых в повседневной жизни выражаются логические отношения, замещаются, с точки зрения Р., фиксированными символами. Такая математика — класс предложений, утверждающих формальные следования и содержащих в качестве констант только логические постоянные (ср. у Л.Кутюры: дедукции, осуществляемые "от логических определений по логическим принципам").

В собственно философском контексте эта версия Р. результировалась в реабилитации эмпиризма и развенчании амбиций математики: математическое знание о мире трактовалось не как эмпирическое или априорное, а как "словесное знание". По мнению Р., абстрактные понятия и есть "наше знание о физическом мире". Рассматривая в качестве основного элемента мира "платоновские идеи" или "универсалии" с присущей им характеристикой "вневременного бытия", Р. утверждал: "Мир универсалий может быть описан как мир бытия, неизменный, строгий, точный, увлекательный для математика, творца метафизических систем и для всех, возлюбивших совершенство больше жизни". Анализ парадоксов теории множеств и логической семантики Р. связывал со своей теорией дескрипций. В общих чертах рассуждения Р. опровергли ряд значимых оснований логики классов Фреге. Сформулировав юмористический парафраз собственной логической антиномии: "Деревенский брадобрей бреет всех, кто не бреется сам" (ср. античную версию "Критянин Эпименид говорит, что все критяне — лжецы"), Р. имел в виду следующий парадокс: положим, что множество, не содержащее себя как элемент, есть нормальное множество (все вместе книги на столе не есть книга). Даже если все обычные множества нормальны, нельзя исключить, что существует множество ненормальное.


Например, множество всех множеств — тоже множество, хотя и ненормальное. Образуем множество из всех нормальных множеств (М) и спросим: нормально ли оно? Предположим, что М содержит само себя как элемент. Значит, оно нормально, и как нормальное множество не может быть частью себя самого.


Тогда предположим, что М не содержит само себя. Тогда оно по определению нормально, но вместе со всеми нормальными множествами это множество должно включать в себя М как элемент. Значит, М должно иметь в качестве элемента себя само. И в одном и в другом случае — противоречие. Согласно Р., лишь небрежности словоупотребления порождают логические антиномии.

Веруя в наличие уникального мира математических сущностей, Р. приложил значимые усилия в дело разработки системы нормативных предписаний лингвистического характера (взаимоувязывавших жестко заданным образом субъекты мира, с одной стороны, и предикаты, приписываемые им, с другой) для элиминации антиномий из сферы интеллектуального творчества людей. (Согласно мнению Айера, теория описательных определений или "дескрипций" Р. выступила исторически первой попыткой применения математической логики к собственно философской проблематике, к гносеологии, выступая также и средством концептуального анализа и логической конструкцией субъективно-идеалистической теоретико-познавательной установки.) Убежденность Р. в том, что объект познания — итог процесса логического конструирования, дополненная верным предположением, согласно которому предмет познания всегда задан схематично — системой категорий, способствовала расширению пределов адекватного миру эмпиризма. Основанием для уверенности Р. в осуществимости этой программы выступила развернутая в


"Основаниях математики" кванторная логика Пеано-Фреге. Полагая ее "сущностью философии", Р. ориентировался на "метафизическую экономию" во всех дисциплинарных сферах. По Р., "объекты в пространстве и времени могут быть редуцированы к явлениям, а положения в пространстве должны быть сконструированы из чувственных данных и т.д.". С точки зрения Б.Страуда, так выглядела "бритва Оккама" в версии Р.: анализируя любое предметное содержание, следует вначале определить какие сущности оно содержит несомненно, а затем выразить все в терминах этих сущностей. Логический анализ у Р. был ориентирован на выявление реальной логической формы предложений, истинных относительно мироустройства, а также исполняющих роль метода открытия формы фактов, придающих нашим утверждениям истинность. По мнению Р., традиционная метафизика (вследствие "плохой грамматики") использовала поверхностные грамматические структуры обращенных к читателю предложений: в итоге изначально отсутствовали достаточные основания адекватности соответствующих фактов реальному положению вещей. "Философская грамматика" Р., постигающая форму истинного предложения вкупе с формами и элементами, конституирующими действительность, призвана была преодолеть эти затруднения.

Философия в этом случае выглядела неразличимой с наукой. Предельные элементы реальности становились доступными в рамках процедур нюансированного логического анализа. Единственным подлинным Вопросом, по Р., оставался такой: как существуют вещи или что же является истинным.


На любом уровне общности, с помощью любой науки мы получаем фрагмент искомого ответа: задача логического анализа оказывается состоящей в том, чтобы определенно сообщить, какая именно компонента действительности придает этим истинам истинность. Такой анализ и сообщает людям, что же существует. Не имеет значения, по мнению Р., какой конкретно анализ — философский либо логический — приводит нас к обладанию метафизической истиной. По социологическим взглядам Р. был близок к психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей, по Р., лежат их инстинкты и страсти. "Стремление к власти и любовь к власти — главные мотивы происходящих изменений в обществе... только любовь к власти является причиной деятельности, которая важна для общественной сферы и дает возможность правильно истолковать античную и новую историю". Р. утверждал, что из совокупности ряда факторов, определяющих исторические изменения, невозможно выделить главный и выявить объективные исторические законы. Данное мнение Р. основывалось на его убежденности в неприложимости индукции к процедурам обобщения значительной совокупности явлений.

Хотя внешне кажется возможным получение универсальных суждений (гипотез и теорий) через организацию данных соответствующих экспериментов, заданных частными утверждениями, на деле же, ввиду бесконечного множества последних, это неосуществимо. Р. подчеркивал, что "никогда не принимал какой-либо общей схемы исторического развития, подобно схеме Гегеля и Маркса". По Р., "диалектика — одна из самых причудливых фантазий, заимствованных


Марксом у Гегеля". В этике и политике Р. придерживался позиции либерализма, выступал против теорий, проповедующих поглощение личности государством. Он отрицательно относился к христианству. Особенностью этической и общественно-политической позиции Р. явилась активная борьба против фашизма и большевизма ("Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм"), непримиримость к войне, насильственным, агрессивным методам в международной политике, отсутствие страха перед социальными установлениями традиционалистского типа ("Брак и мораль", книга при жизни Р. переиздавалась более 10 раз). Р. заключался под стражу (последний раз Р. оказался в тюрьме накануне собственного 90-летия), его несколько раз судили, лишили кафедры в City College в Нью-Йорке, философ был четырежды женат, но все эти жизненные испытания не усмирили его демистификаторский дух. Р. неоднократно подчеркивал обскурантизм и догматизм морали христианства ("Почему я не христианин?", 1927), собственную приверженность ценностям сексуального раскрепощения людей. Р. — один из инициаторов Пагуошского движения и соавтор "Манифеста Рассела — Эйнштейна" (1934). Рукописный архив Р. находится в университете


Мак-Мастера (г. Гамильтон, Онтарио, Канада), где выпускается периодическое издание "Russel. The Journal of the Bertrand Russell Archives". В редакторских замечаниях к мемориальному сборнику "Бертран Рассел — философ века" (1967) отмечалось, что вклад Р. в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАССЕЯННОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Пт окт 09, 2009 1:28 am

Рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Иногда Р. возникает при напряженной умственной работе как результат односторонней сосредоточенности. В качестве дефекта произвольного внимания Р. может быть обусловлена разнообразными факторами: от утомления и отсутствия соответствующей мотивации до тех или иных клинических расстройств, зачастую связанных с нарушениями мышления.

Б.М. Величковский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сообщение психологический словарь » Ср окт 14, 2009 4:45 pm

Расстройства памяти как мнестической деятельности — выделенная в нейропсихологии форма нарушения памяти, возникающая как следствие расстройства структуры любой активной психической деятельности.


Возникают при массивных поражениях лобных долей мозга, проявляются в невозможности формирования задачи запомнить и воспроизвести нужный материал, построить определенную стратегию запоминания. Активная мнестическая деятельность (например, запоминание серии слов или рассказа) заменяется пассивным запечатлением нескольких элементов материала, инертных повторением ответов, побочными ассоциациями. Мнестические следы значительно лучше актуализируются в ситуации пассивного узнавания, что свидетельствует о вторичном характере мнестических нарушений (псевдоамнезии). Аналогичные вторичные нарушения психической деятельности у больных с поражением лобных долей мозга проявляются при решении и других когнитивных задач (гностических, интеллектуальных и т. д.), как результат нарушения работы третьего блока мозга — блока программирования и контроля за психической деятельностью (см. Блоки мозга).

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт окт 16, 2009 8:23 am

Расстройства памяти модально-специфические — парциальные, частичные нарушения памяти, ограничивающиеся дефектами запечатления, сохранения и воспроизведения следов, относящихся к определенной модальности (зрительной, слуховой, тактильной и др.). Выделяют расстройства акустической, слухоречевой, зрительно-пространственной, двигательной памяти и др. Возникают при поражении корковых зон соответствующих анализаторов. По психологической структуре представляют собой нарушения исполнительных операциональных звеньев мнестической деятельности. Р. п. м-с. обусловлены нарушениями нейродинамики в определенных участках коры больших полушарий, повышенной тормозимостью следов интерферирующими воздействиями, уравниванием возбудимости следов и др. нейродинамическими нарушениями, что приводит к снижению объема запоминания и ухудшению хранения и воспроизведения следов.


Нарушения памяти, связанные с поражением речевых зон и приводящие к невозможности организации информации с помощью смысловой системы языка, рассматриваются как системно-специфические расстройства памяти. Р. п. м-с. одна из форм нарушений мнестической деятельности, изучаемая нейропсихологией. В изучение Р. п. м-с. большой вклад внес А. Р. Лурия.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАССТРОЙСТВА СЕКСУАЛЬНЫЕ

Сообщение психологический словарь » Вт окт 20, 2009 4:54 pm

Расстройства сексуальные — количественные и качественные нарушения одной или нескольких стадий копулятивного цикла (совокупности последовательных физиологических реакций во время интимной близости), вызывающие нарушения сексуальной адаптации партнеров.


>У мужчин выделяют пять основных стадий копулятивного цикла: (1) психическую — от момента принятия решения о близости до появления эрекции; (2) эрекционную — до введения (интромиссии) полового члена; (3) фрикционную, стадию совокупительных движений — до момента неотвратимости оргазма (фаза плато), (4) эякуляторную — до спада возбуждения и (5) завершающую стадию невозбудимости — до полного восстановления порогов возбудимости. У женщин, зависящих от нюансов поведения мужчины, выделяют следующие стадии: 1) психическую — от принятия решения о проведении близости "здесь и сейчас" до появления неги, потребности в ласках, стимуляции эрогенных зон; 2) сенсорную до появления любрикации, увлажнения половых путей; 3) фрикционную, зависящую от партнера и при хорошей адаптации пары завершающуюся фазой плато; 4) стадию оргазма и 5) последнюю стадию остаточного возбуждения, т. е. резидуальную. Во время копулятивного цикла наблюдается ряд генитальных и экстрагенитальных (сердечно-сосудистых, миотонических, вегетативных) физиологических реакций.

Возможные физиологические (чаще возрастные или постабстинентные) колебания сексуальной функции при их неверной трактовке партнерами следует относить к мнимым Р. с. При истинных Р. с. чаще всего страдает продолжительность полового акта. Относительное ускорение эякуляции — сокращение ее привычного времени или его недостаточность для удовлетворения партнерши, абсолютное ускорение — сокращение до одной минуты и менее, преждевременное семяизвержение — в момент или даже до попытки введения полового члена.


Ослабление эрекций также может быть относительным, позволяющим завершить близость и абсолютным, препятствующим введению полового члена. Половой акт более 30 минут в обычном темпе без остановок относится к затяжным, реже наблюдается полная невозможность его окончания (асперматизм) или ретроградная (обратнонаправленная) эякуляция в мочевой пузырь. Наблюдаются нарушения и полового влечения. Метод выявления всех компонентов и причин Р. с. носит название структурного анализа. Р. с.

С. Т. Агарков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Грим, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]