Р

РИВЕРС

Сообщение психологический словарь » Чт июн 10, 2010 7:51 am

РИВЕРС (Rivers) Вильям Гальс (1864—1922) — английский психолог, физиолог, этнограф, этнолог и антрополог. Д-р медицины (1888). Образование получил в Лондонском ун-те.


Профессиональную карьеру начинал как врач и экспериментальный психолог. Несколько позже занялся психотерапией. Исследовал время реакций, память, утомляемость и др. проблемы. Во время Первой мировой войны работал в госпитале Эдинбурга, где лечил преимущественно неврозы военного времени. Заинтересовался психоанализом и испытал сильное влияние идей З.


Фрейда. Выделил и изучал пять типов реакций человека (от осознаваемых до бессознательных): агрессия, бегство, манипулятивная деятельность / фаза чередования агрессии и бегства, возникающая в силу невозможности принятия решения /, неподвижность и коллапс. Принимал участие в создании "Британского журнала медицинской психологии".


Исследовал комплекс этнографических и антропологических проблем. Одним из первых психоаналитически ориентированных исследователей сформулировал и развивал идею о зависимости природы человека от воздействий культуры. Автор книг "История общества в Меланезии" (1914), "Инстинкт и бессознательное. Вклад в биологическую теорию психоневрозов" (1920), "Конфликт и сновидение" (1923) и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РИГИДНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Сб июн 12, 2010 6:28 pm

Ригидность (лат. rigidus — жесткий, твердый) — затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную Р. Когнитивная Р. обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации. Аффективная Р. выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная Р. проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Уровень P., проявляемой субъектом, обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности стоящей перед ним задачи, ее привлекательности для него, наличие опасности, монотонность стимуляции и т. д.

А. У. Хараш

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РИД

Сообщение психологический словарь » Ср июн 16, 2010 7:29 am

РИД (Reid) Томас (1710—1796) — шотландский философ и психолог. Окончил ун-т в Абердине (1726), остался в нем в качестве библиотекаря, а затем в 1752 г. занял в этом ун-те кафедру философии. В труде: "Исследование человеческого сознания (mind) на основе принципов здравого смысла" (1764) выступил с критикой Д. Юма и Д.


Беркли, противопоставив им учение о "здравом смысле" (common sense). Согласно этой концепции, каждый человек рождается с запасом принципов и идей, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее. К самоочевидным истинам, дарованным человеку его природой, относятся также и религиозные верования. С именем Р. связано проведенное им разграничение в психологических исследованиях чувственного познания между ощущением (как простым сенсорным актом) и восприятием. Под восприятием, в отличие от ощущения, Р. понимал прямое и непосредственное знание о предмете и твердую непосредственно данную уверенность (belief) в том, что он существует во внешнем мире независимо от сознания. Эту точку зрения Р. противопоставил учению Д.


Беркли о чувственном образе, как результате ассоциаций между ощущениями субъекта, и скептическому представлению Д. Юма о недоказуемости положения об объективной, независимой от сознания причинной связи вещей, о том, что не существует личности как целостного субъекта и др. Р. отстаивал понятие о способностях как первичных функциях души. Выдвинутые им идеи стали основой консолидации так называемой шотландской школы и имели успех за пределами Англии, в особенности в Соединенных Штатах, где являлись доминирующими до конца XIX в. Автор книги: "Jnguiry into the human mind, on the principles of common sense", 1764.

А.И. Липкина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РИКЁР

Сообщение психологический словарь » Сб июн 19, 2010 7:31 pm

РИКЕР (Ricoeur) Поль (р. в 1913) — французский философ, профессор Сорбонны (1956), Страсбургского и Чикагского университетов, почетный доктор более чем 30 университетов мира. В 1952 возглавил кафедру истории философии в университете Страсбурга. Ученик Марселя.


Также особо отмечал влияние на собственное профессионально-нравственное становление Мунье и Гуссерля. Основные сочинения: "Карл Ясперс и философия существования" (1947), "Габриэль Марсель и Карл Ясперс. Философия таинства и философия парадокса" (1948), "Философия воли" ("Воление и безволие" — 1950, "Конечность и виновность" — 1960, позже вышли в двух томах: "Человек погрешимый", "Символика зла. Об интерпретации.


Очерки о Фрейде" — 1965), "История и истина" (1955), "Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике" (1969), "Живая метафора" (1975), "Теория интерпретации. Дискурс и избыток значения" (1976), "Бытие, сущность и субстанция у Платона и Аристотеля" (1982), "Время и повествование" (в трех томах, 1983—1985), "От текста к действию. Очерки по герменевтике" (1986), "Школа феноменологии" (1986), "Я — сам как другой" (1990), "Книга для чтения: 1.


О политике" (1991), "Книга для чтения: 2. Страна философов" (1992) и др. Согласно Р., фундаментальной категорией философии выступает личность, являющая собой место порождения значений, обусловливающих смысл человеческой культуры. Предлагая осмысливать феномены и явления мира в контексте их движения от прошлого — через настоящее — в будущее, Р. стремится вскрывать "археологию" субъекта — его телеологию. Ориентируясь в процедурах постижения человека на (главным образом) психоанализ Фрейда, Р. интерпретирует последний как герменевтику, направленную на реконструкцию исходных желаний и влечений индивидуального "Я" посредством уяснения форм их сублимирования в культуре. Нижним пределом редуцирующего анализа природы индивида Р. полагает "изначальную волю" человека к бытию, фундированную переживанием осуществимости небытия.

Феноменологический анализ воли Р. осуществляет в модусе решения, действия и сочувствия. Структура же "воления", по Р., предстает как индивидуальный проект, фундированный ответственным решением. Мотивы же последнего коренятся, согласно Р., в изначальном, "безвольном" существовании. По мысли Р., воля и "безволие" взаимно обратимы: желания и влечения осмысливаются исключительно через их соприкосновение с волевым началом человека, которое они различным образом "тревожат" и "распаляют". Воля же, в ответ, вскрывает их смысл, адаптируя его для осуществления. Подобная динамика мотивации — решения задает в схеме Р. основополагающий дуализм между телом-объектом И телом-субъектом (см. Тело). С точки зрения Р., существование индивида оказывается "диалогом многоформного безвольного начала — с его мотивами сопротивления, необратимыми ситуациями, на которые воля отвечает выбором, усилием и согласием". Как полагал Р., мы подчиняемся телу, которым управляем.

При этом, как полагает Р., воля "по определению своему" грешна и склонна заблуждаться: "сказать, что человеку свойственно ошибаться, значит сказать, что собственные границы ему не ведомы, что существует изначальная слабость, откуда зло и берет начало".


Человек слаб именно в диапазоне собственной природы — от конечности к бесконечности: "человек — это радостное "да" в рутине бесконечного". Осмысление же зла, порождаемого слабостью людей, возможно, по Р., только посредством покаяния в свете словесных артикуляций. Согласно Р., человеческий опыт изначально принадлежит сфере языка, поэтому культурное творчество необходимо символично по форме своей (ср. символотворящее либидо у Фрейда, трансформирующее человека из биологического существа в "генератора" культурных значений). Символ, по Р., суть иерархия значений, в границах которой первичный смысл (дополнительно "нагруженный") проясняет иносказательный, вторичный смысл, могущий быть эксплицирован лишь в контексте смысла исходного. ("Символом я называю любую сигнификативную структуру, прямой, изначальный, литературный смысл которой отсылает к другому смыслу, непрямому, фигуративному, приблизиться к которому можно лишь через первый".) В действительности символа Р. видит два сопряженных вектора его истолкования: телеологический (обращенный в будущее — функция "духа") и археологический (функция бессознательного).

По мысли Р., "...есть ли хоть один сон, который хоть намеком не пророчил бы какой-нибудь разворот в наших конфликтах?


И, наоборот, есть ли хоть один великий символ в искусстве и литературе, который бы не погрузил нас в пучину архаики конфликтов и драм, индивидуальных или коллективных, нашего младенчества? Не в том ли истинный смысл сублимации, чтобы родить новые смыслы, мобилизуя древнюю энергию в архаичных одеждах?". Р. подчеркивает, что если "философ картезианского покроя знал, что вещи вызывают сомнения и не всегда таковы, какими кажутся... то относительно сознания такого сомнения нет; в нем смысл и сознание смысла совпадают". "Школа подозрения", созданная, согласно Р., усилиями


Маркса, Ницше и Фрейда, разрушила веру в сознание: у Маркса сознание обусловлено бытием, у Ницше сознание может быть разоблачено посредством постижения "воли к власти", у Фрейда "сознательное" деформировано "оно", "сверх-Я" и самой действительностью. Р. разработал оригинальный вариант герменевтический философии, находящейся на пересечении рефлексивной философии, феноменологии и аналитической философии языка. Идея достижения абсолютной прозрачности "Я", развивавшаяся рефлексивной философией от Декарта до Канта,должна быть дополнена, по Р., с одной стороны, понятиями интенциональности и жизненного мира (Lebenswelt), а с другой — герменевтическим вопрошанием: "что значит понимать?", которое осуществляется до вопроса о смысле текста или иного объекта герменевтического анализа. Кроме того, сама эта возможность взаимодействия показывается Р. в сравнительном сопоставлении герменевтики и феноменологии, вскрывающем их сущностное сходство в решении ряда проблем.

Так, понятие интенциональности (т.е., в конечном счете, примата сознания о чем-то над самосознанием) приводит феноменологию, по мысли Р., к размыванию проекта радикального самообоснования и постулированию горизонта "жизненного мира", который всегда предполагается и никогда не дан. Но такое основоположение "жизненного мира" оказывается аналогично герменевтическому ходу по переориентации внимания от процесса истолкования к вопросу "что значит понимать?", т.е. к проблеме самого понимания. Кроме того, постхай-деггерианская герменевтика онтологизирует толкование и трактует интерпретацию как прояснение изначального онтологического понимания, присущего человеческому существу как "брошенному в мир". Таким образом, перед субъект-объектным разрывом существует более фундаментальное отношение — онтологическое.


Поэтому и феноменологическая "редукция" в эпистемологическом плане оказывается производной. Субъект-объектное дистанцирование уже предполагает онтологическую причастность — поскольку человек есть в мире до того, как становится субъектом.

На такой презумпции первичности "бы-тия-в-мире" Р. строит "эпистемологию нового понимания", которая выражается в положении о том, что "не существует понимания самого себя, не опосредованного знаками, символами и текстами". Таким образом, понимание, по Р., должно разворачиваться в двух равноправных процессах: восстановлении интенции автора как "имени собственного" по отношению к значению интерпретированного текста и равного внимания к субъективности читателя, одновременно и зависимой от текста, и активной. Учитывая онтологические претензии такой герменевтики (отказавшейся от презумпции субъективости), задача теперь ставится как реконструкция внутренней динамики произведения, обусловливающей его структурацию и, с другой стороны, — проекции произведения вовне, порождения "предмета" текста. Истолкование как диалектика понимания и объяснения на уровне имманентного "смысла" текста позволяет, по мнению Р., избежать двух крайностей: 1.


Иррационализма непосредственного понимания, основанного на романтической иллюзии конгениальности субъективностей автора и читателя; 2. Позитивистского представления о замкнутой текстуальной объективности, независимой от читательской активности и сводящей интерпретацию к экспликации абстрактных языковых кодов. Эпистемологически способ обитания, бытия-в-мире может быть схвачен, как полагает Р., в языковом опыте через исследования "референции" метафорических выражений и повествовательных интриг, что позволяет придать онтологическому ракурсу онтологическую точность. Р. показывает, что метафора основана на действии "семантической инновации" — присвоении логическим субъектом ранее несоединимых с ним предикатов.


В основании такого нового семантического пространства лежит интеллигибельная матрица "продуктивного воображения". И подобно тому, как на уровне фразы семантическая инновация порождает "живую метафору", на уровне протяженного дискурса возникает сочиненная интрига как разворачивание творческой способности языка и продуктивного воображения в интригообразовании. Понимание поэтому оказывается воспроизведением дискурсивной операции, лежащей в основе семантической инновации.

Объяснение (знаковая комбинация) тем самым основано более фундаментальной способностью дискурса к инновации и продуктивным воображением.


Опираясь на теорию "непрямой референции" Р. Якобсона, Р. показывает, что метафора и интрига (поэзия и история), в своем языковом существовании освобождаясь от функции непосредственного дескриптивного описания реальности, тем не менее схватывают более глубокие пласты значений и смыслов посредством "упорядоченного сдвига привычных значений слов" и выходят к горизонту "жизненного мира". Анализ референциальных функций метафорических выражений и повествовательных интриг обогащает, тем самым, постхайдеггерианскую герменевтику толкования онтологического статуса человека в мире точностью аналитических методов изучения языка. Во время чествования Р. в Католическом университете (Nimega) теолог-доминиканец Э.Шиллебекс отметил: "Будучи философом во всей полноте ответственной мысли, Рикер не оставляет за скобками экзистенциал своей веры, ибо для него верить — значит толковать. Но чтобы интерпретировать, следует понимать послание".

В.В.


Софронов, А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РИККЕРТ

Сообщение психологический словарь » Пн июн 21, 2010 7:09 am

РИККЕРТ (Rickert) Генрих (1863—1936) — немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства.


Преподавал философию в Страсбургском (1888—1891), Фрейбургском (1891—1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах. Основные сочинения: "Предмет познания" (1892), "Границы естественнонаучного образования понятий" (1896), "Науки о природе и науки о культуре" (1899), "Философия истории" (1904), "Логика предикатов и проблема онтологии" (1930), "Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии" (1934) и др. Философские взгляды Р. претерпели серьезную эволюцию, в силу чего они часто выходят за пределы идей его духовного предшественника —


Канта, оформляясь то в фихтеанство, то в неогегельянство, то в своего рода синтез его первоначальных построений и феноменологии. Р. продолжил и развил далее представления Виндельбанда о философии как науке о ценностях, которые образуют "совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла". Философия, по мнению Р., должна представлять собой систему, базирующуюся на анализе взаимных отношений между действительностью и ценностями, составляющих так называемую мировую проблему; выявить их возможное единство. Р. проводит существенное различие между философией и специальными науками; цель последних заключается в познании лишь части действительности, в то время как философия пытается постичь ее целое — то, где действительность сочетается с ценностью и что неумолимо ускользает из ведения частных наук. Отсюда главной задачей философии становится разработка чистой теории ценностей, что предполагает разграничение их различных видов, выявление специфики и взаимоотношения между собой. Все эти проблемы Р. относит, главным образом, к культуре и истории и считает, что они должны предшествовать решению упомянутой мировой проблемы.


Однако философия не растворяется им только в истории и, более того, не исчерпывается исключительно понятием чистой теории ценностей. Ее последней проблемой провозглашается все-таки проблема единства ценности и действительности, суть которой в отыскании так называемого третьего царства, объединяющего две эти области.

В роли такого посредника Р. и провозглашает "царство смысла". Ценность всегда проявляет себя в мире как объективный смысл, который, согласно Р., связан с реальным психическим актом — суждением, с которым, однако, не совпадает, далеко выходя за границы непосредственного психического бытия (в отличие от оценки, в которой смысл проявляется, и которая представляет собой такой реальный психический акт). Смысл, по Р., указывает на ценность, и именно она придает этот имманентный смысл акту оценки; без царства ценностей не было бы никакого смысла. Большое место в философии Р. занимает гносеологическая часть, с которой по сути он и начинает возводить все здание своей философии. Цель гносеологии, согласно Р., — ответить на вопрос о возможности появления трансцендентных ценностей в этом имманентном мире, а также показать возможность перехода от имманентного к трансцендентному. В конечном счете, все эти сложные вопросы оказываются ни чем иным, как специфической формулировкой Р. одной из традиционных проблем гносеологии. Речь идет о том, откуда познание приобретает свою объективность, или, иначе, что представляет собой независимый от субъекта предмет познания. Однако поиски трансцендентного объекта не дали Р. ответов на искомые вопросы, так и оставив загадочной тайну соединения имманентной действительности с трансцендентной ценностью.

Не отказываясь от идеи единства этих двух "царств" (ибо ее отрицание приводит к утрате смысла самого познания), Р. в поздних своих работах вновь возвращается к проблемам гносеологии, которая постепенно трансформируется в своего рода онтологию, согласно которой целое действительности предстает в виде совокупности четырех взаимосвязанных сфер: чувственно воспринимаемого мира (физического и психического); интеллигибельного мира — ценностей и смысловых образований; мира необъективируемой субъективности, в свободных актах которой соединяются ценность и сущее. Три эти сферы бытия ("посюстороннего" в терминологии Р.) дополняются и объединяются четвертой, постигаемой с помощью религиозной веры, — миром "потустороннего" бытия, в котором сущее и ценность полностью совпадают. [См. также "Философия истории" (Риккерт).]

Т.Г. Румянцева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РИСК

Сообщение психологический словарь » Ср июн 23, 2010 11:04 pm

Риск [греч. risikon — утес] — ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии термину "Р." соответствуют три основных взаимосвязанных значения: 1) Р. как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) Р. как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом). Экспериментально различаются Р. мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия, выделяют оправданный и неоправданный Р.; 3) Р. как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций, в которых: а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений (ситуации типа "уровень притязаний"), б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции). Важное различие имеется между теми ситуациями, где исход зависит от случая (шансовые ситуации), и теми, в которых он связан со способностями субъекта (ситуации навыка). Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают более высокий уровень Р. в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, когда человек считает, что от него что-то зависит. В психологии понятие "Р." раскрывается главным образом в аспекте принятия Р., т.е. активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Внимание исследователей традиционно привлекают явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня Р. в условиях группового обсуждения деятельности.

В.А. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РИСМЕН

Сообщение психологический словарь » Пт июн 25, 2010 7:54 pm

РИСМЕН (Riesman) Дэвид (1909—2002) — американский социолог, юрист и социальный психолог. Окончил Гарвардский ун-т (1934). Работал клерком в суде (1935—1936). Преподавал право в ун-те Буффало (1937—1941).


Был профессором социальных наук Чикагского ун-та (1946—1958) и Гарвардского ун-та (1958—1980). В 1980 г. ушел на пенсию. Под влиянием психоаналитических ориентаций осуществил цикл исследований общественной психики и культуры США. Разработал концепцию типов личности и социальных характеров (в том числе и их эволюции).


Полагал, что основные типы характеров соответствуют трем типам общественного устройства. К основным относил три типа характеров: 1) традиционно-ориентированный (на следование своей группе), 2) изнутри-ориентированный (атомистический и динамический), 3) извне-ориентированный (подверженный внешним влияниям, стандартизации, бюрократизации и космополитическим ориентациям). Подробно исследовал "автономную личность" как выразителя позитивного социального характера, ориентированного на свободу, культуру и рациональные цели. Сотрудничал с Э.


Фроммом. Изучал явление отчуждения и содействовал осознанию важности и популяризации данной проблемы. Оказал влияние на изучение проблем образования. Автор книг "Толпа одиноких: исследование изменений американского характера", совм. с Н. Глэйзером и Р. Денни, 1950; "Лица в толпе", совм. с Н. Глэйзером, 1952; "Академическое образование", 1980; и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РИСМЕН

Сообщение психологический словарь » Вт июн 29, 2010 11:26 pm

РИСМЕН (Riesman) Дэвид (р. 1909) - американский социолог, юрист и социальный психолог. Доктор социальных наук. Профессор университетов в Буфалло (1937-1941), Чикаго (1946-1958) и Гарварде (с 1958). Под влиянием психоаналитических ориентаций осуществил цикл исследований общественной психики и культуры США. Разработал концепцию типов личности и социальных характеров (в том числе и их эволюции).

Р. полагал, что основные типы характеров соответствуют трем типам общественного устройства.


К основным относил три типа характеров: 1) традиционно-ориентированный (на следование своей группе), 2) изнутри-ориентированный (атомистический и динамический), 3) извне-ориентированный (подверженный внешним влияниям, стандартизации, бюрократизации и космополитическим ориентациям). Подробно исследовал "автономную личность" как выразителя позитивного социального характера, ориентированного на свободу, культуру и рациональные цели. Сотрудничал с Э. Фроммом (см.). Изучал явление отчуждения (см.) и содействовал осознанию важности и популяризации данной проблемы. Автор книг "Толпа одиноких: исследование изменений американского характера" (1950, совместно с Н.


Глэйзером и Р. Денни), "Лица в толпе" (1952) и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РИСОВАНИЯ ОБРАЗЦОВ ТЕСТ

Сообщение психологический словарь » Чт июл 01, 2010 8:15 pm

Рисования образцов тест — тест практический для исследования пространственного воображения и психомоторной активности. Разработан Й. Х. Райскуром в 1947 г. Содержание работы испытуемого состоит в соединении точек внутри квадрата так, чтобы возник образец, изображенный рядом с квадратом.


Количество точек в рабочем квадрате — 49. Тестовая тетрадь состоит из двух частей: левой и правой. Каждое задание выполняется поочередно обеими руками. За точное копирование образца начисляется 1 балл.


Оценка первичная: переводится в Z- показатели или процентили. Стандартные показатели рассчитаны для правой и левой рук. По таблицам определяется и общий стандартный показатель. Нормы разработаны для выпускников школ (возраст 15—17 лет). При анализе конструктной валидности выявлена некоторая связь результатов Р. о. т. с тестом "


;Проверка G" (r=0,187 для правой руки, r=0,095 для левой руки), и с тестом Вонкомера (r=0,546 и r=0,502 соответственно). Валидность критериальная анализировалась путем сопоставления результатов Р. о. т. с групповой экспертной оценкой моторной ловкости испытуемых (r=0,678). Р. о. т. является моделью исследования психомоторного развития детей и подростков. По мнению Й. Вонкомера (1969) с успехом применяется в консультативной и профориентационной работе. Используется и в клинической психодиагностике (исследование особенностей визуальной памяти, латерализации функций и т. д.).

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РИСУНОК ДЕТСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Пн июл 05, 2010 3:41 am

Рисунок детский — продукт изобразительной деятельности ребенка. Ребенок раннего возраста открывает для себя назначение бумаги и орудийный смысл пишущих предметов. Развитие изобразительной деятельности начинается в доизобразительный период, когда ребенок черкает на листе бумаги свои первые каракули.


Умение воспроизводить собственные каракули становится предпосылкой развития графического образа — представления о том, как предмет должен быть изображен. Графический образ (на первом этапе — еще каракули) включает зрительные образы, а также двигательные представления о том, как следует действовать, чтобы получить на бумаге те или иные каракули.

Р. д. — результат освоения разных форм опыта. Рисование для ребенка раннего возраста выступает как своеобразная деятельность, в которой представлены каракули (которым приписывается значение знака, схемы); изображения письменной речи ("Я пишу!"), собственно изображения — узнаваемые другими людьми графические построения. В дошкольном возрасте ребенок изображает всю действительность, какой он ее представляет, он рисует то, что видит, то, что знает и то, что чувствует. Под влиянием отношения взрослого к Р. постепенно происходит дифференциация изобразительной деятельности. Особенности развития Р. отражают специфику развития восприятия ребенка, характер применяемых им эталонов цветов и форм ("красное", "круглое"), особенности сложившихся графических образов ("крыша треугольная", "голова круглая" и т. д.).

Р. — результат продуктивной деятельности.


Здесь можно иметь в виду два вида продуктивности: 1) сам рисунок как продукт деятельности ребенка; 2) продуктивность развития познавательной сферы самого ребенка — ведь благодаря рисованию интенсивно развиваются восприятие, внимание, память, образное мышление и воображение. Р. д. является показателем общего развития ребенка. Кроме того, само рисование развивается по направлению ко все более адекватному отображению действительности. Являясь одним из видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей.


Все развитие рисования обусловлено разными формами усваиваемого ребенком социального опыта. В этом развитии переплетается присвоение общих человеческих свойств и способностей (символической функции сознания, форм восприятия, основанных на использовании сенсорных эталонов), овладение собственно изобразительной культурой и влияние характера игровой деятельности на специфику развития изобразительной деятельности.

Графическое построение, соединяясь с изображаемым предметом и словом, обозначающим этот предмет, по-новому трансформирует словесное содержание. Детское рисование вводит ребенка в специальную деятельность, отработанную долгой историей человеческой культуры.


Содержание детских рисунков зависит от общей умственной активности рисующего ребенка. Детские Р. свидетельствуют о ценностных ориентациях семьи и государства, оказывающих влияние на ребенка, а также о внутренней позиции, которая формируется у самого ребенка. Обращаясь к тому или иному содержанию, ребенок стремится выразить свое отношение к изображению.

Наряду с достижениями в рисовании существует тенденция к закреплению привычных графических образов, которые постепенно из живых средств постижения мира превращаются в застывшие образы — шаблоны. Изобразительные шаблоны представляют собой весьма прочные образования, т. к. они отвечают элементарным требованиям изображения и вполне удовлетворяют неспециалистов. Распространенными шаблонами в детских рисунках являются изображения домиков, цветов, деревьев и т. п. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью: они часто становятся основным содержанием рисования ребенка. Усваивая графический образ, ребенок начинает переносить его из рисунка в рисунок, мало заботясь о его совершенствовании. Закрепление графических образов в виде шаблонов представляет большую опасность для развития детской изобразительной деятельности.

В.С. Мухина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РИСУНОК КАК СРЕДСТВО ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Сообщение психологический словарь » Пн июл 05, 2010 11:49 pm

Рисунок как средство психодиагностики (в клинической психологии) — совокупность методов, использующих различного рода изображения в исполнении клиента в психодиагностических целях (диагностика индивидуально-психологических особенностей клиента). К наиболее распространенным рисуночным методикам относятся (Т. Лаак, 1988): а) спонтанный рисунок, сделанный по собственной инициативе; б) свободный рисунок, выполненный по неопределенной инструкции; в) копирование, срисовывание реального объекта; г) завершение рисунка, дорисовывание некоторых предварительно изображенных элементов; д) конструирование, выполнение изображения с помощью выбора и сложения из набора готовых элементов.

В России исследования с применением рисунка в качестве тестового материала были начаты в 1909 году отечественным психоневрологом Г. И. Россолимо. Изучение элементарных изобразительных способностей проводилось с целью выявления индивидуальных различий в норме и патологии на различных группах обследуемых.

В 1920—1930 гг. клинические исследования с использованием рисуночного метода были проведены Л. С.


Выготским (1927). А. Р. Лурия (1935) предложил пиктограмму в качестве метода опосредованного запоминания, который заключается в том, что для запоминания слов или выражения человек должен сам придумать образ, пригодный для запоминания, и нарисовать его. Этот метод нашел широкое применение при изучении различных расстройств мышления и памяти и активно используется сейчас в психологических исследованиях.

Среди психологов-практиков рисуночные методики приобрели особенно большую популярность в 1950—1960 гг. Авторы обзорных работ в этой области исследований отмечают, что использование рисунка человека в клиниках и больницах США по частоте применения уступало лишь тесту пятен Роршаха.


>Особое внимание в рисуночных методиках уделяется рисованию человеческой фигуры как одному из самых устойчивых и легко актуализируемых архетипов. Определение показателей изображенной человеческой фигуры носит качественный и количественный, формальный характер.


Среди факторов, которые поддаются формализации: абсолютный и относительный размеры мужской и женской фигур, их расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигур, заданный фронтальный или профильный угол восприятия изображения, положение рук, изображение одежды, наличие фона, "висит ли фигура в воздухе" или стоит на земле. Специальное внимание обращается на такие детали рисунка, как отсутствие различных частей тела, диспропорция, штриховка, качество и распределение деталей, направления движений и другие особенности стиля. Учитывается также место, отводимое в рисунке каждому из основных частей тела: голове, чертам лица, волосам, шее, плечам, груди, торсу, бедрам и конечностям. Подчеркивается принцип полового диморфизма, согласно которому учитывается ряд характерных особенностей графических изображений для представителей обоих полов (например, для женщин характерно более частое по сравнению с мужчинами изображение волос, зрачков, бровей, одежды в рисунках человека).


>Одной из первых попыток формализации результатов рисуночных методик является исследование Р. Шутейна (1904) в области поиска основ периодизации развития рисунка. Шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка фигуры человека разработала Ф. Гудинаф (1926). Затем Д.


Харрис (1963) дополнил оценочную шкалу теста "Нарисуй человека", которая уже включала в себя 71 пункт. Принцип, лежащий в основе оценочной шкалы, — нарастание детальности рисунка.

Выделяется еще одна группа рисуночных методик, центральными сюжетами которых являются дерево, дом и т. д. в сочетании с человеческой фигурой и без нее.

Анализу подвергаются результаты так называемых автоматических рисуночных тестов, основное содержание которых составляет срисовывание определенных геометрических фигур, предметов, либо дорисовывание начатых конкретных и абстрактных элементов. Некоторые из этих методик позволяют диагносцировать последствия травматических изменений центральной нервной системы, делать предположения о специфике развития субъекта, например, степени зрелости ЦНС.

В ряде исследований, выполненных с позиций проективного подхода, выделяется формальный аспект анализа изображений, связанный с клиническими проявлениями: зачернение фигур у неврастенических обследуемых, установление скошенных осей, характерных для эпилептических и психопатических индивидов.

Интерпретация большинства методик исходит из психоаналитических трактовок человеческого поведения. В контексте существующих теорий развития интерпретация рисунков основывается на двух основных подходах, рассматривающих Р. как проекцию личностных черт и как индикатор эмоциональных состояний. Структурный или формальный подход применительно к анализу графических изображений не исключает изучения феноменов, являющихся следствием влияния механизма проекции.

Индивидуальные особенности самого "рисовальщика" не остаются без внимания. Роте (1939) выделяет два их основные типа: 1) конструкторов, экспрессионистов — рисующих аналитически, формирующих фигуру из частей, рисующих скорее то, что они знают, а не то, что видят; 2) наблюдателей, импрессионистов — воспринимающих очертания и точные пропорции фигур и изображающих их контурной линией, синтезирующих увиденное.

А. В.


Либин

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РИТУАЛ

Сообщение психологический словарь » Пт июл 09, 2010 12:08 pm

РИТУАЛ (лат. ritualis — обрядовый, ritus — торжественная церемония, культовый обряд) — одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в "далеких" культурах (прежде всего — архаических и традиционных). В первом приближении Р. может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Традиционной философией культуры Р. трактовался как несущественное для достижения практического результата "обрамление" здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными. Однако современное историко-культурное исследование, реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в "далеких" культурах Р. оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека. Такая позиция ставит вопрос о специфической целесообразности Р. Сравнительно легко фиксируются его внешние функции — социальная и психологическая: Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов


(Малиновский, Дюркгейм), а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (Юнг). На имманентную целенаправленность ритуальных действий указывает семантика языковых обозначений Р., свидетельствующая о близости двух основных значений — "священнодействие" и "порядок Р". — это священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности.


В частности, социальный опыт архаических коллективов может быть представлен как чередование двух основных состояний: а) жизнедеятельности в упорядоченном и стабильном космосе, священные центры которого обеспечивают надежную защиту от сил хаоса, вытесненных за границу обустроенного мира; б) периодической хаотизации космоса при прохождении им критических точек своего существования (фазы "структуры" и "коммунитас", по В.Тэрнеру).

Временная бесструктурность мира, обнаруживающаяся в архаическом празднестве, продуктивна — она обеспечивает обновление могущества сакральных объектов. Формой обязательного человеческого участия в праздничном обновлении мира и является архаический Р.


Он начинается с действий, подчеркнуто противоречащих общепринятым нормам (погружая тем самым "состарившийся" космос в плодотворный хаос), и затем последовательно восстанавливает исконный порядок вещей. Архаический Р. представляет собой синкретическое действо, к которому восходят в своих истоках более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др.). Религиозный культ отличается от архаического Р. этизацией сакральных объектов (богов), увеличением дистанции между людьми и богами, утверждением однотонно серьезного и торжественного их почитания. Р. имеет первостепенное значение не только в архаических культурах, но и в традиционных обществах более позднего времени. Р. здесь связан не с праздничным разрушением-восстановлением, а с поддержанием уже прочно установленного порядка. Человеческое действие, определяясь следованием абсолютным образцам поведения, ритуализируется и вписывается в модель идеального равновесия космоса. Системы ритуализированного поведения, обеспечивая непрерывное воспроизводство сакрализованного порядка вещей, являются несущим каркасом традиционных культур. Современное общество, как правило, характеризуется нигилистским отношением к Р. и выдвижением на первый план утилитарно ориентированного действия автономного индивида. Исключением являются общества, связанные с расцветом в 20 в. "тотальных идеологий" (Манхейм) и основанные на вторичной — идеологической — ритуализации человеческого поведения. (См. также Элиаде.)

В.Н. Фурс

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РИШЕ

Сообщение психологический словарь » Вс июл 11, 2010 11:27 pm

РИШЕ (Richet) Шарль Робер (1850—1935) — французский физиолог и психолог. Профессор физиологии Парижского университета (1887). Чл. Национальной академии медицины (1898). Чл. Парижской АН (с 1914). Вице-президент (1932), президент (1933) Национальной академии медицины. Лауреат Нобелевской премии по медицине (1913). Удостоен ордена Почетного легиона (1926). Закончил медицинскую школу по анатомии и хирургии, в 1873 г. стал интерном в женской палате госпиталя, где наблюдал гипнотические эксперименты с пациентками и начал гипнотизировать сам. В 1875 г. опубликовал результаты этих исследований в статье "


;Вызванный сомнамбулизм", где описал, в частности, как при постгипнотическом выполнении внушенного задания (раскрыть в комнате зонтик) испытуемая подменяет реальный мотив (задание гипнотизера), который она не помнит, рационализирующей мотивировкой (высушить зонтик). Отметил, что чем чаще совершается гипнотизирование, тем сильнее выражены симптомы. В 1876—82 гг. работал в лабораториях физиологов Ж. Марея (Jules Marey) и М. Бертело (Marcelin Berthelot) в Коллеж де Франс и в лаборатории А.


Вульпиана (Alfrède Vulpian) на медицинском факультете Сорбонны. С помощью предложенной Мареем методики регистрации движений изучал дыхательные движения, показал две формы спазмов у пациентов с тетанусом — при вдыхании и выдыхании. В 1878 г. получил право преподавания на медицинском факультете, а в 1887 г. возглавил кафедру физиологии. Р. работал в области токсикологии, обнаружив явление анафилаксии (способность некоторых ядов резко уменьшать сопротивляемость организма инфекциям). За работы по анафилаксии в 1913 г. ему была присуждена Нобелевская премия. Во время Первой мировой войны занимался проблемами переливания плазмы крови. Параллельно с физиологическими работами Р. сохранял свой ранний интерес к гипнотизму и психологии.

Был секретарем 1-го Международного психологического конгресса (Париж, 1889), Почетным президентом которого был Ж.-М.


Шарко. После конгресса Шарко и Р. основали французское Общество физиологической психологии (Société de psychologie physiologique). Р. вновь открыл для читателя полузабытый мир первых магнетизеров Ф.-А. Месмера (F.-A. Mesmer) и А.-Г. Пюисегюра (A.-H. Puységur), их исследования вызванного сомнамбулизма. Р. интересовался спиритическими опытами медиумов и принял участие в комиссии по исследованию пациентки П. Жане — Леонии (1886), которая, как утверждалось, могла быть загипнотизирована телепатическим путем. В ходе работы этой комиссии Р. впервые в психологии применил метод подсчета вероятностей для отвержения нулевой гипотезы — о том, что телепатическое внушение произошло случайно. В 1882 г. вошел в основанное Ф.


Майерсом (F. Myers) "Общество психических исследований" (Society of Psychical Research), члены которого тщательно отбирали из сообщений о медиумических опытах наиболее заслуживающие доверия и проверяли их. Способствовал тому, что одна из медиумических практик (автоматическое письмо) была использована при патопсихологических исследованиях истерии. На 2-м Международном психологическом конгрессе в Лондоне (1892) выступил с программным докладом "Будущее психологии", в котором говорил о проникновении в тайны ясновидения, передачи мыслей.

В последний период жизни Р. много времени отдавал этому проекту, но "психические исследования" в это время теряют научную респектабельность и зачисляются в разряд парапсихологии. Р. автор трудов: "Du somnambulisme provoqué" / Journal de l’anatomie et de la physiologie normales et pathologiques de l’homme et des animaux, 1875. 2; "L’Homme et l’intelligence: Fragments de physiologie et de psychologie", 1884; "Essai de psychologie générale", éd., 1891. В рус. пер. издано:"Через сто лет" / Русское богатство, 1892. 10; "Traité de métapsychique", 1922.

И.Е. Сироткина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОБАК

Сообщение психологический словарь » Чт июл 15, 2010 9:41 pm

РОБАК (Roback) Авраам Арон (1890—1965) — американский психолог и лингвист польского происхождения. Специалист в области психологии характера, истории психологии, психолингвистики.


Образование получил в ун-те Макгилл (бакалавр, 1912) и в Гарвардском ун-те (магистр, 1913; д-р философии, 1917). В этом же году стал преподавать в Питтсбургском ун-те, затем получил звание профессора в Северо-Восточном университете (1918—1920), после чего на протяжении шести лет преподавал в Гарварде и Массачусетском технологическом инте. С 1926 г. до последних дней жизни работал в Колледже Эмерсона. С 1949 по 1959 г. профессор и декан психологического фак-та Колледжа. Поч. чл. и глава


Еврейской академии наук и искусств. Первый редактор "Canadian Jewish Chronicle", чл. редкол. "Aufbau". Научные исследования Р. преимущественно посвящены исследованию языка с этнопсихологических позиций, психологии характера и истории психологии. Он написал 30 книг, из которых 22 посвящены психологии. Был приверженцем широко гуманистических взглядов.


Его книга "The Psychology of Character" (1927) была первой и очень ценной работой по психологии характера на английском языке. В ней представлена как история характерологии, так и теория характера. Другое направление исследований Р. связано с историей психологии. Книга "A History of American Psychology" (1952) также является первым в своем роде и ценным изданием, особенно в связи с тем, что в ней представлены сведения о ранних американских ученых, внесших свой вклад в развитие психологии. Большую работу Р. проводил как консультант и редактор семи изданий словарей и энциклопедий. Его книги, посвященные языку, еврейской литературе и фольклору, переведены на 12 языков. Основные монографии: "Psychology", 1923; "Behaviorism and Psychology", 1923; "Jewish Influence in Modern Thought", 1929; и др.

С.В.


Ильина, Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОБАСТНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Пт июл 16, 2010 1:12 pm

РОБАСТНОСТЬ - см. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Java [Bad bot], vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]