Р

Р

Сообщение психологический словарь » Вт май 19, 2009 11:33 am

Р

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Чт май 21, 2009 2:47 am

Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой им задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную Р. В процессе деятельности происходит изменение уровня Р., описываемое с помощью кривой Р., показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны следующие стадии Р.: вырабатывание, оптимальная Р., некомпенсируемое и компенсируемое утомление, конечный "порыв". Выделение этих стадий основывается, главным образом, на показателях внешней результативности деятельности.

А.Б. Леонова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Сообщение психологический словарь » Сб май 23, 2009 10:30 am

Работоспособность. Психофизиологический аспект — интегральный показатель функционального состояния организма, его изменений в процессе деятельности человека. Р. отражает рациональность и эффективность организации деятельности, ее соответствие возможностям человека.

Р. зависит от возраста, состояния здоровья, условий и вида деятельности, требований к результатам, мотивации и др.

Уровень Р. коррелирует с функциональной зрелостью коры и подкорковых структур и совершенствуется по мере возрастного развития структурно-функциональной организации мозга.

"Работоспособность — это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы" (М.В. Антропова).

Уровень и динамика Р. зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.).

Р. умственная — потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенное количество интеллектуальной работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы работающего.

Р. физическая — потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени максимально возможное количество физической работы за счет значительной активации нервно-мышечной системы.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАВЕНА МАТРИЦЫ ЦВЕТНЫЕ

Сообщение психологический словарь » Пн май 25, 2009 1:44 am

Равена матрицы цветные [лат. mātrix (mātricis) — матка, источник, начало] — широко применяемый тест, выявляющий способность ребенка к систематизированной, организованной интеллектуальной деятельности. Р. м. ц. — это вариант Прогрессивных матриц Равена, предназначенный для обследования детей, начиная с 5-летнего возраста. При решении тестовых заданий выступают три основных психических процесса: внимание, перцепция и мышление, поэтому данный тест не считается сугубо "интеллектуальным". Р. м. ц. состоят из невербальных заданий, что позволяет снизить влияние вербального обучения на достигаемые результаты.

Тест состоит из трех серий по 12 матриц в каждой.


Обследуемый должен выбрать из предложенных вариантов ответов недостающий элемент матрицы, выявив закономерности в расположении фигур. Р. м. ц. основываются на разработанной гештальтпсихологией теории перцепции форм. В соответствии с этой теорией, каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальное оценивание задания-матрицы, а затем осуществляется аналитическая перцепция с выделением принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения. Данные, полученные с помощью Р. м. ц., хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов общих способностей.

В.Е.


Каган

Раздел 4. Методы исследования в психологии развития

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАВЕНА ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ

Сообщение психологический словарь » Ср май 27, 2009 11:14 pm

Равена прогрессивные матрицы (Raven Progressive Matrices) — тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Р. п. м. разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора "g" — задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно-белые и цветные матрицы.

Черно-белые Р. п. м. предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте от 20 до 65 лет. Цветной более простой вариант предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет, иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет.


Материал черно-белого варианта теста состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающей сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6—8 предложенных вариантов.


При необходимости первые 5 заданий серии A обследуемый выполняет с помощью экспериментатора. При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип "прогрессивности", заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению более трудных заданий (Дж. Равен, 1963; Б. Зимин, 1962).

Каждая серия заданий составлена по определенным принципам.


>Серия A. От обследуемого требуется дополнение недостающей части изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

Серия B. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

Серия C. Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали.

Серия D. Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.

Серия E. Наиболее сложная. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей "сборке" недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

Обработка полученных результатов проста. Каждое верное решение оценивается в 1 балл.


Подсчитываются общая сумма полученных баллов, а также число правильных решений в каждой из пяти серий. Первичные оценки по таблицам переводятся в соответствии с возрастными нормами в процентили или стэны. Предусмотрена возможность перевода полученных результатов в IQ-показатель стандартный. Существенным этапом количественной обработки результатов обследования с помощью Р. п. м. является вычисление "индекса вариабельности". Индекс определяют исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из пяти серий.


Варианты распределений решений в сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Напр., при общей оценке в 26 "сырых" баллов оценки по отдельным сериям распределяются следующим образом: A — 10; B — 7; C — 5; D — 3; E — 1. Табличное распределение сравнивают с полученным в конкретном случае, разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммируются.


Полученная величина и является "индексом вариабельности". Нормальные значения индекса в пределах 0—4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критических значения (7 и более) данные теста считаются недостоверными. Сопоставление реального и ожидаемого распределения количества правильных решений в сериях направлено на выявление испытуемых, выполнявших задание путем угадывания. Значение индекса вариабельности может оказаться значительно выше критического в случае установки испытуемого симулировать низкий результат по тесту (демонстрация несостоятельности в решении самых простых задач).

Цветной вариант Р. п. м. состоит из трех серий —


A, AB, B по 12 матриц в каждой серии. Обработка полученных результатов такая же, как в черно-белом варианте Р. п. м. Оба варианта могут быть использованы как в качестве теста скорости (с ограничением времени выполнения заданий), так и теста результативности (без ограничения времени) (Дж. Равен, 1963).

Р. п. м. основываются на двух теориях: разработанной гештальт-психологией теории перцепции форм и т. н. "теории неогенеза" Ч. Спирмена.


В соответствии с теорией перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальное оценивание задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения.


Теория Ч. Спирмена развивает рассмотренные положения теории перцепции форм.

Данные, полученные с помощью Р. п. м., хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов общих способностей. Так, коэффициенты корреляции между результатами теста (серии ABCDE) и шкалами измерения интеллекта Векслера составляют 0,70—0,74; для испытуемых в возрасте 9—10 лет — 0,91; со шкалами умственного развития (Станфорд-Бине) — 0,66; с тестом Выготского-Сахарова — 0,54. Наиболее высока корреляция оценок Р. п. м. с группой арифметических тестов (0,74—0,87). Коэффициент надежности теста, по данным различных исследований, варьирует от 0,70 до 0,89. Средняя трудность заданий теста — 32,12%. Показатель прогностической валидности теста (по связи с критериями успеваемости) — 0,72.

Существуют модификации Р. п. м.


Одна из таких модификаций предложена автором (Дж. Равен в сотрудничестве с Д. Кортом, 1977, 1982). Оригинальный материал теста претерпел значительные изменения — были усложнены задания, введены новые серии.


Существенной особенностью является дополнение теста вербальной шкалой (Mill Hill Vocabulary Scales), что, по мнению разработчиков, в немалой мере способствует расширению области применения теста. Интересная модификация Р. п. м., а также процедуры обследования предложена югославскими психологами (З. Буяс, 1961). В их варианте предусмотрена дифференцированная форма оценки ответов обследуемых. От них требуется указать на три фрагмента из тех, которые предложены для восполнения матрицы: точно подходящий, подходящий более-менее и совершенно не подходящий.


Это дает возможность качественной оценки результатов, отпадает также необходимость в использовании индекса вариабельности. Р. п. м., благодаря простоте применения, валидности и надежности результатов, возможности группового обследования, получили широкое распространение в психодиагностике. В отечественных исследованиях тест успешно используется при обследовании детей и взрослых (С. М. Морозов, 1979, 1980 и др.).

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАДАЕВ

Сообщение психологический словарь » Сб май 30, 2009 6:16 am

РАДАЕВ Вадим Валерьевич (р. 1961) - российский социолог, специалист в области экономической социологии. Окончил экономический факультет МГУ (1983). Кандидат экономических наук (1986), доктор экономических наук (1998).

С 1987 работает в Институте экономики РАН, с 1991 - зав. сектором экономической социологии Института экономики РАН, с 1995 по настоящее время - зав. отделом экономической социологии и экономики труда Института экономики РАН.

Р. - руководитель ряда исследовательских проектов, в том числе: "Социология нового российского предпринимательства" (1993-1995, при поддержке Интерцентра), "Основы экономической социологии" (1995-1996). Р. читает курсы лекций по темам: "Экономическая социология", "Социальная стратификация" (Высшая школа экономики, Московская школа социальных и экономических наук).

Р. предпринял системную попытку оформления экономической социологии как особого исследовательского направления; обосновал сочетание теоретических и эмпирических подходов в социологии исследования современных хозяйственных явлений.

Р. - автор более 100 научных работ, в том числе: "Отчуждение труда: История и современность" (1989); "Социальная стратификация" (1995); "Экономическая социология" (1997); "Формирование новых российских рынков: транзакционные издержки, формы контроля и деловая этика" (1998) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАДИКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс май 31, 2009 12:17 pm

Радикальная психология [лат. radicalis — коренной] — направление психологических исследований, сложившееся во второй половине ХХ в. под влиянием Ж. Лакана, П. Бурдье, Ж. Деррида и радикальной герменевтики Дж. Кэпатоу. Согласно Р. п. основным специфичным для человека психическим процессом является понимание, которое, однако, рассматривается как процесс, включающий бессознательные архетипические компоненты. Человек рассматривается Р. п. как компонент и продукт исторического процесса, смысл которого носит надличностный характер, поэтому индивидуальное бытие всегда включает иррациональные элементы. В рамках Р. п. считается, что определяющее влияние на человеческое существование оказывает не производство, а его продукт. Обществом движет стремление освободиться от труда, прежде всего в его изнуряюще однообразных формах.


Экзистенциальные блага составляют необходимое содержание психологии личности и основу разнообразия индивидуальной психической жизни. Р. п. видит в индивиде "социальный атом", связанный с другими людьми процессами социобиологическими (половой отбор) и информационно-семиотическими (культура). Влияние радикально-психологических тенденций ощутимо в психосемиотике, поэтической антропологии и других научных дисциплинах.

А.А. Брудный

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАДИЩЕВ

Сообщение психологический словарь » Пт июн 05, 2009 11:40 am

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — русский писатель, просветитель, философ, основоположник революционного направления в русской общественной мысли. Получил образование в Петербургском пажеском корпусе (1762—1766). Для получения юридического образования был отправлен в Лейпцигский ун-т (1766—1771), где занимался также естественными науками и медициной.


На формирование его мировоззрения большое влияние оказали сочинения французских просветителей (особенно К.А. Гельвеция) и русских просветителей (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков). После возвращения в Россию был на государственной службе (1771—1790). За резкую критику самодержавия и крепостного права в книге "Путешествие из Петербурга в Москву" (СПб., 1790) был сослан Екатериной II в Сибирь. В 1797 при Павле I был возвращен из ссылки.


После воцарения Александра I был определен на службу в Комиссию составления законов (1801—1802). Пытался, опираясь на теорию "естественного права", проводить свои идеи ликвидации крепостнической системы и сословных привилегий. Потеряв всякую надежду на возможность их осуществления и оказавшись перед угрозой новой ссылки, ушел из жизни. Психологические идеи Р. изложены в "


;Житии Федора Васильевича Ушакова" (1789) и в философском трактате "О человеке, его смертности и бессмертии" (1792—1796), состоящем из 4-х книг. В первых двух книгах Р. дает материалистическую трактовку человеческой психики исходя из принципов материалистического монизма и детерминизма, две последующие книги содержат доводы Р. в пользу бессмертия души. Все душевные явления, по его мнению, есть "свойства вещества чувствующего и мыслящего". Он полагал, что они совершаются в пространственных структурах, так как мозг имеет протяженность. Тем самым он опровергает противопоставление психического физическому. В отличие от Гельвеция Р. отмечал качественные различия между мышлением и чувствованием, указывал на обусловленность умственных способностей особенностями темперамента, потребностей, нервного строения, раздражительности.

В психической деятельности людей, по Р., важнейшую роль играют внешние воздействия: климат, обстоятельства жизни, мнения и предрассудки людей, система общественных отношений.


Успешное развитие способностей людей он связывал в значительной степени с воздействием воспитания и социальной среды, с той социальной ролью, которую играет человек под влиянием обстоятельств жизни. Р. трактовал чувственное и рассудочное познание в их единстве и взаимосвязи, генетически осмысливая развитие "одушевленности" материи: "раздраженность" — "чувственность" — "мысленность". Большую роль в развитии психики человека Р. отводил прямой походке и деятельности руки, считая, что эти отличия человека от животных способствовали развитию его изощренного зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, что обеспечило возможность создания произведений искусства. Р. подчеркивал огромное значение речи в развитии человеческого мышления. Он дал развернутую психологическую характеристику основных этапов онтогенетического развития человека. По Р., существенными движущими силами поведения человека являются его потребности и страсти. В отличие от животных человеку свойственно высокое развитие "соучаствования" и подражательности. Изданы труды: "Полное собрание сочинений", т. 1—3, 1938—1952; "Избранные философские и общественно-политические произведения", 1952; "Путешествие из Петербурга в Москву", М., 1987.

В.В. Большакова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАДО

Сообщение психологический словарь » Вс июн 07, 2009 2:09 pm

РАДО (Rado) Шандор (1890—1972) — венгерско-американский психоаналитик. Сооснователь и президент Американской академии психоанализа. Ученик Ш. Ференци. Медицинское образование получил в Будапеште (1915). В 1922 г. в Берлине прошел курс психоанализа у К. Абрахама. С 1923 по 1931 г. работал в Психоаналитическом инте Берлина, принимал участие в разработке программы для этого института. В 1931 г. по предложению А. Брилла переехал в США. Был одним из руководителей Нью-Йоркского психоаналитического института. В 1941 г. совместно с коллегами (А. Кардинером и др. психоаналитиками) создал базовый ин-т


Американской психоаналитической ассоциации. В 1944—1955 работал директором психоаналитической клиники и профессором Колумбийского ун-та. Автор работ "Страх кастрации у женщин", 1933), "Критический анализ концепции бисексуальности" (1940) и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАЗВИТИЕ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 09, 2009 6:23 am

РАЗВИТИЕ - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений.

В социологии первоначальное осознание процессуальности было связано с введенным Контом (см.) соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом (см.) гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: 1) организмической [линия Спенсера (см.), в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого]; 2) системной [линия Дюркгейма (см.) с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса (см.) и функциональным структурализмом Мертона - см.]; 3) системно-процессуальной [линия Сорокина (см.), введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы]; 4) альтернативных (по отношению к предыдушим) моделях [линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (см.) (анализ взаимодействующих социокультурных полей]; 5) цивилизационной (линия А. Тойнби и О. Шпенглера - локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); 6) стадиальной (линия Маркса - Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации).

Проблема Р. связывается в этих моделях с цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; с их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"); с их однозначной (естественно-исторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (организуемости) и "естественности". Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. - критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества).

Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции.

Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений.

Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера (см.) об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа, и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р.

Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций.

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Сообщение психологический словарь » Сб июн 13, 2009 8:06 pm

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.


Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

А.В. Петровский

Раздел 1. Основные категории психологии развития

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ АНОМАЛЬНОЕ

Сообщение психологический словарь » Пн июн 15, 2009 4:54 pm

Развитие личности (аномальное) — хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга. Р. л. (а.) включает расстройства личности и поведения, развившиеся в результате неблагоприятных воздействий, заведомо неадекватного воспитания, катастрофических или чрезмерно продолжительных стрессов.

В том случае, если речь идёт о становлении психопатии, процесс её формирования под влиянием неблагоприятных внешних воздействий называется патохарактерологическим развитием. Личностные изменения, возникающие вследствие длительных неврозов, реактивных состояний или тяжёлых и длительных психогений, рассматривают в рамках, соответственно, невротического, постреактивного и психогенного развитий (Н. И. Фелинская, 1961, 1968; Н. Д. Лакосина, 1961, 1970; В. А.


Гурьева, 1963, 1968). Подчёркивается, что динамические нарушения, приобретенные под влиянием неблагоприятных микросоциальносредовых факторов, обладают тенденцией к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности в целом. При этом в отличие от Р. л. (а.) у взрослых, в основе патохарактерологического, постреактивного и психогенного развития личности у детей и подростков лежит изменение формирования незрелой личности в сторону психопатии, а не патологический сдвиг уже сформированной личности. Важное дифференциально-диагностическое и лечебно-профилактическое значение имеет то обстоятельство, что при Р. л. (а.) возможна приостановка и даже регредиентная динамика начиная с любого этапа: отсутствие биологических предпосылок обусловливает возможность под воздействием благоприятных условий уменьшение и исчезновение приобретенных психопатических свойств личности ("депсихопатизация" по О. В. Кербикову).


>Преморбидно интактная (не имеющая психопатических особенностей) взрослая личность вследствие затяжного и тяжёлого невроза после этапа невротической депрессии может претерпеть весьма существенные изменения, всё более приближающиеся к "краевой" психопатии. Процесс деформирования личности вследствие тяжёлого невроза называется невротическим Р. л. (а.). Критериями дифференциации затяжного невроза и невротического Р. л. (а.) являются: 1) большая длительность течения болезни (не менее 5 лет) и большая тяжесть психической травмы, которая затрагивает основные интересы личности; 2) отсутствие заметного улучшения в течение 1—2 лет после нормализации условий жизни; 3) ослабление эмоциональных нарушений, связанных с ситуацией, и появление хронических расстройств настроения, которые определяются не психической травмой, а состоянием больных; 4) полисиндромность; особое значение имеет появление ипохондрического и истерического синдромов, а также психопатических черт характера; 5) большая стабильность клинической картины, отсутствие длительных улучшений; 6) повышенная восприимчивость больных к разнообразным вредностям (повторные психогении, переутомление, инфекции); длительные ухудшения состояния после воздействия даже незначительных дополнительных вредностей (В. В. Королёв, 1967).


>В том случае, если в основе развития лежит какая-либо особенность преморбидной личности взрослого больного (мнительность, подозрительность, ипохондричность), а само оно приобретает сверхценный или бредовый характер, говорят о патологическом развитии личности с выделением, обычно, ипохондрического, сенситивного или сутяжно-паранойяльного вариантов. В процессе патологического развития личности нередко формируются паранойяльные состояния с бредом ревности, ущерба, величия, ипохондрическим бредом и др. (Т. П. Печерникова, 1969 и др.).

В современной классификации психических и поведенческих расстройств (МКБ-10/ICD-10, 1994) выделено "хроническое изменение личности после переживания катастрофы", включающее изменения личности после столь тяжёлого стресса, что исчезает необходимость учитывать индивидуальную уязвимость для объяснения его глубокого воздействия на личность (пребывание в концентрационных лагерях, пытки, стихийные бедствия, положение заложника и т. п.). Изменения личности в этом варианте являются хроническими и проявляются ригидными и дезадаптирующими признаками, приводящими к нарушению в межперсональном, социальном и профессиональном функционировании. Диагностическое значение имеют не наблюдавшиеся ранее у больного: а) враждебное или недоверчивое отношение к миру, б) социальная отгороженность, в) ощущения опустошённости и безнадёжности, г) хроническое чувство волнения, ощущение постоянной угрозы, существования "на грани".

В лечении решающую роль играет нормализация средовых воздействий, купирование стрессовой ситуации. Чрезвычайно важна роль психотерапии, в частности, направленной на тренировку личностного реагирования в индивидуально-непереносимых условиях. Широко используются психотропные средства (Б. С. Братусь, 1988; Н. Д. Лакосина, М. М. Трунова, 1984).

В. Я. Гиндикин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАЗВИТИЕ МОТОРНОЕ

Сообщение психологический словарь » Вс июн 21, 2009 5:40 am

Развитие моторное — процесс формирования непроизвольных и произвольных движений человека, включающий созревание центральных механизмов управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон. Проявляется как усложнение двигательных дейст вий, развитие двигательных качеств и формирование двигательных навыков, зависит от возраста, наследственности, социальных условий, развития, организации физического воспитания, обучения, двигательного опыта, состояния здоровья, типологических особенностей. Уровень развития двигательных качеств и двигательных навыков, достигнутый к определенному возрасту в сопоставлении с возрастно-половыми нормативами позволяет судить об ускоренном или замедленном Р. м. Вместе с физическим развитием этот показатель является важным критерием биологического возраста. Р. м. необходимо учитывать при приеме в общеобразовательную школу, т.к. его замедление может стать одной из объективных причин возникновения трудностей в обучении.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

Сообщение психологический словарь » Ср июн 24, 2009 3:25 am

Развитие психики [греч. psychikos — душевный] — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного человека или животного). Р. п. отвечает общим законам развития. Ему свойственны внутренние противоречия между требованиями, предъявляемыми к субъекту, и тем, чем он уже располагает и может ответить на эти требования. Подлинным содержанием Р. п. является борьба этих противоречий, борьба между старыми, отживающими формами психической организации и новыми, нарождающимися. Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функции (качественные изменения).


Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других. Возникновение каждой новой ступени Р. п. никогда не является только внешней надстройкой над предыдущей ступенью. Всякая предшествующая ступень представляет собой подготовительную ступень к последующей.

Выделяют две группы факторов, обуславливающих Р. п. ребенка: природные задатки и внешнее окружение. Обычно исследователи обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах. Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка психических структур. Некоторыми авторами признается также наличие универсальных законов Р. п., в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества.

В отечественной психологии Р. п. выступает как объективный процесс, имеющий системную природу. Однако вычленения отдельных его компонентов (задатков, факторов окружающей среды) и выяснения соотношения между ними еще недостаточно для понимания подлинной природы и условий Р. п. Для этого требуется рассматривать Р. п. как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей.


Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Л.С. Выготский обосновал положение о ведущей роли обучения в Р. п.: обучение должно идти впереди развития и вестись в зоне ближайшего развития. Он критически оценивал как отождествление развития с обучением, так и отрыв Р. п. от обучения. Р. п. человека выступает в единстве с развитием его личности, хотя эти процессы не являются тождественными.

А.В. Петровский, Л.А. Радзиховский, А.В. Толстых

Раздел 1. Основные категории психологии развития

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Сообщение психологический словарь » Сб июн 27, 2009 11:51 am

Развитие речи. Психофизиологический аспект — формирование мозговых механизмов, определяющих развитие речи. Мозговые системы, ответственные за восприятие речевых сигналов, начинают функционировать рано.


Вызванные потенциалы, регистрируемые при восприятии фонем, отличаются от таковых на тоны и звуковые щелчки уже в период новорожденности. На основе формирования сенсорных систем (слуховой и зрительной) формируется назывательная (номинативная) функция речи — ребенок ассоциирует предметы и их названия. Определенная зрелость артикуляционных механизмов обеспечивает раннее произнесение звуков — гуление. Звуковые компоненты гуления не несут языковой специфичности.


Развивающийся вследствие контактов со взрослыми лепет различен в разной языковой среде. Формирование речи связано с созреванием разных областей коры больших полушарий: сенсорных, ответственных за восприятие звуков речи; моторных, определяющих возможность ее произнесения; специфических речевых зон. Высшие отделы коры больших полушарий, с которыми связана произвольная регуляция, определяют формирование регуляторной и программирующей функции речи. Целостная вербальная деятельность, ее абстрактно-логические и графические формы (чтение и письмо) развиваются и совершенствуются в течение длительного периода развития ребенка, охватывающего весь процесс обучения в школе.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]