П

П

Сообщение психологический словарь » Ср май 20, 2009 5:34 pm

П

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАВЛОВ

Сообщение психологический словарь » Пт май 22, 2009 2:24 pm

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849—1936) — российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Основатель крупнейшей научной школы физиологии. Д-р медицины (1883), профессор фармакологии и физиологии (1890).


Лауреат Нобелевской премии за труды в области исследования механизмов пищеварения (1904). Чл. Российской Императорской Академии (1907), иностранный чл. Королевского Общества (1907). Руководитель Института физиологии АН СССР и Биологической станции в Колтушах (1925—1936). В 1875 г. окончил естественное отделение физико-математического фак-та Петербургского ун-та (специализировался по физиологии животных), поступил на третий курс Медико-хирургической (ныне Военно-медицинской) академии, которую окончил в 1879 г., получив золотую медаль за свои исследования.


Был оставлен заведовать физиологической лабораторией при клинике С.П. Боткина. В 1883 г. защитил докт. дис. "О центробежных нервах сердца". В 1884—1886 гг. совершенствовал знания в Бреслау и Лейпциге. В 1897 г. выпустил свой знаменитый труд "Лекции о работе главных пищеварительных желез", принесший ему мировое признание. В 1890 г. был избран профессором кафедры фармакологии Медико-хирургической академии, а в 1896 г. — зав. кафедрой физиологии, которой он руководил до 1924 г. С 1921 г. и до конца его дней в лаборатории П. проходили знаменитые "


;Павловские среды", где он прямо высказывался о многих предметах, в том числе и о своих взглядах на психологию, к которой относился отрицательно. Учение П. о ВНД сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И.М. Сеченова. Руководящим для П. являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет НС (принцип невризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой.


>Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. П. и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата "сшибки" процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, П. выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. П. преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных "приборах", производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод П. об их сигнальной функции (идея, восходящая к И.М. Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы П. о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между ВНД человека и животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми).


Благодаря слову, как "сигналу сигналов", мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. П. разработал также учение о типах ВНД, о "динамическом стереотипе" как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ. Труды П. изданы "Полным собранием сочинений" в 6 т., М. — Л., 1951—1952; "Павловские среды" (в 3-х т.), 1949.

Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАЖИТНОВ

Сообщение психологический словарь » Вс май 24, 2009 6:36 am

ПАЖИТНОВ Константин Алексеевич (1879-1964) - обществовед, публицист. Окончил юридический факультет МГУ (1907). Профессор МГУ (1943-1949), член-корреспондент АН СССР (1946).

Автор книг и статей по вопросам кооперации, истории рабочего класса и рабочего вопроса в России и на Западе; по вопросам городского и земского самоуправления, истории русской общественной мысли и истории социологии в России.

Основные сочинения: "Рабочее движение в России" (1906); "Положение рабочего класса в России" (1906 и 1908); "Некоторые итоги и перспективы в области рабочего вопроса в России" (1910); "Развитие социалистических идей в России" (1913); "Эволюция русской народнической мысли" (1913); "Эволюция русского марксизма" (1914); "Основы кооператизма" (1917); "Первые русские социалисты" (1917); "История кооперативной мысли" (1918); "Кооперация и ее отношение к профессиональному движению, политическим партиям и социализму" (1918); "Из истории рабочих артелей на Западе и в России" (1924); "Экономические воззрения декабристов" (1945) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАЛЛИАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вт май 26, 2009 5:14 pm

Паллиативное лечение — различные виды терапии, предназначенные для повышения качества жизни, особенно неизлечимых больных и их семей. П. л. использует виды терапии, ориентированные на целостный подход к человеку; поддерживает стремление больного к жизни (при этом рассматривая смерть как естественный процесс); дает возможность контролировать боль и другие беспокоящие больного симптомы, а также осуществлять в комплексе психологическую, физическую и социальную поддержку, что позволяет больному более длительно вести активный образ жизни вплоть до самой смерти. П. л. предполагает систему поддержки семье больного, как во время его болезни, так и после его ухода из жизни.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАЛЬПАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Пт май 29, 2009 8:04 pm

Пальпация (психологический аспект) (лат. palpatio — ощупывание) — метод медицинского обследования: последовательное ощупывание поверхностных тканей и глубже лежащих органов, позволяющее получить представление о целом ряде свойств исследуемых органов и тканей (о температуре, влажности кожного покрова, величине, положении, форме, взаимоотношении, характере поверхности и консистенции, упругости некоторых органов, свойствах пульса, а также реакции пациента на П. — например, ощущение боли). В зависимости от целей обследования различают П. поверхностную, глубокую, бимануальную, др. П. возможна благодаря чувству осязания, мышечному и пространственному (стереометрическому) чувству. Для получения надежных результатов требуется длительное и систематическое упражнение в П., сознательное ее применение: нужно пальпировать, думая, и думать, пальпируя. Руки для врача являются тонким осязательным инструментом (инструментом познания), как бы второй парой глаз (М. В. Черноруцкий, 1954).

Н. Л. Морина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАМЯТИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс май 31, 2009 7:41 am

Памяти патопсихологические исследования — совокупность методических приемов, с помощью которых изучаются особенности памяти при патологических нарушениях психической деятельности. ППИ проводится при различных соматических, психических заболеваниях, полученной травме. В диагностической процедуре используются следующие методики:

(а) "Заучивание 10 слов" Методику предложил А. Р. Лурия для диагностики непроизвольного запоминания.


Методика позволяет также оценить утомляемость пациента. Для обследования обычно пользуются разными наборами слов. Слова для запоминания предъявляются пациенту несколько раз. Форма "кривой запоминания" позволяет выявить особенности запоминания.


Появление лишних слов при воспроизведении может свидетельствовать о наличии органических заболеваний головного мозга. В том случае, когда пациент с каждой новой пробой воспроизводит меньшее количество слов, можно судить об истощаемости внимания, если "кривая запоминания" имеет зигзагообразную форму, то можно сделать вывод о колебаниях внимания.

(б) Для исследования опосредованного запоминания применяют методику А. Н. Леонтьева. Пациенту для запоминания набора слов предлагают картинки с изображением различных предметов. Для лучшего запоминания ему нужно подобрать к запоминаемому слову картинку, которая затем поможет вспомнить данное слово.


Через час пациенту предъявляют картинки и просят вспомнить слова, для которых были отобраны эти картинки. Интерпретируют установленные связи между словом и картинкой и объяснения самого пациента. Больным олигофренией недоступно установление опосредованных связей. Больные с корсаковским (амнестическим) синдромом находят адекватные связи между словом и картинкой, но воспроизведение у них нарушено, т. к. нарушается память на настоящее. Больные шизофренией устанавливают неадекватные связи: по созвучию, по отдельным элементам изображений на картинке (установление подобных связей позволяет говорить о нарушениях мышления).

(в) Методику "пиктограмма" предложил А. Р. Лурия не только для диагностики опосредованного запоминания, но и для анализа особенностей мышления, эмоционально-личностной сферы (Б. Г. Херсонский, 2000).


При интеллектуальном снижении данная методика не применяется. Для запоминания предъявляемых слов (в список включены конкретные и абстрактные понятия) пациенту предлагают сделать рисунок, который поможет затем вспомнить данное слово, оговаривая, что качество рисунка не имеет значения. Анализируют связи, которые пациенты устанавливают между словом или словосочетанием и рисунком, объяснения пациента (выявляются нарушения способности к процессам обобщения и абстрагирования).


>Больные эпилепсией обычно выполняют несколько рисунков для запоминания одного слова ("обстоятельность мышления"), детализируют рисунки, которые выполняются очень медленно и тщательно ("инертность психических процессов"). Для больных шизофренией характерна неадекватность устанавливаемых связей (установление связей по созвучию, по начальным буквам слова и рисунка), бессодержательность связей, выхолощенность (рисунки из палочек, черточек, геометрические символы), стереотипные рисунки. На эмоционально значимые слова одни больные выполняют рисунки, носящие личностный характер (больные психопатией и больные эпилепсией), а другие — на значимые слова создают образы эмоционально холодные (больные шизофренией).

Следует остановиться на нарушениях памяти: если больной легче воспроизводит слова в пиктограмме, чем слова из набора 10 слов, то можно утверждать, что у него нарушения памяти скорее имеют органическое происхождение, если, наоборот, больной легче вспоминает 10 слов и хуже слова в пиктограмме, т. е. опосредованные связи препятствуют воспроизведению, это свидетельствует о нарушении мышления и характерно для больных шизофренией; (г) методика "Воспроизведение рассказов" используется для диагностики запоминания и понимания текстов, для выявления особенностей устной и письменной речи.


Для исследования применяют тексты разной трудности. У больных с сосудистыми и органическими заболеваниями головного мозга наблюдаются различные ошибки при воспроизведении рассказов (замена действующих лиц в рассказе, перемещение событий из одного рассказа в другой). Больные шизофренией при пересказе вносят различные добавления, придавая личностную значимость рассказу, включают бредовые идеи.


Особенности речи у сосудистых больных заключаются в наличии персевераций, парафазий, что свидетельствует об инертности нервных процессов. Для больных шизофренией характерны аграмматизмы, разорванность речи.

И. М. Карлинская, И. Б. Ханина

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАМЯТИ РАЗВИТИЕ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 02, 2009 6:18 pm

Памяти развитие — совершенствование психических процессов запечатления, хранения и воспроизведения информации. Наиболее ранним проявлением процессов П. является узнавание ребенком знакомых предметов и людей. Так, уже в начале младенческого возраста ребенок подолгу рассматривает новые игрушки, подвешенные над его кроваткой, не задерживая взгляда на давно висящей привычной игрушке.


Позднее (к концу первого полугодия жизни) он начинает узнавать близких взрослых, особенно радостно реагируя на человека, который постоянно за ним ухаживает. Во втором полугодии жизни у ребенка можно наблюдать не только процессы узнавания, но и активное воспроизведение запомненных действий и отдельных слов, которым его обучают взрослые.

В раннем возрасте интенсивное развитие различных форм П. (двигательной, слуховой, зрительной) позволяет ребенку запоминать множество слов и различных видов предметных действий, опознавать разнообразные ситуации. Если в младенческом возрасте запоминание объекта достигается, как правило, только в результате его многократного восприятия, то теперь становится возможным запоминание после однократного восприятия. В дошкольном возрасте продолжается совершенствование различных форм П., служащее основой для овладения широким спектром знаний, умений и навыков. Расширяется объем П., повышается прочность запоминания, появляется способность к произвольному запоминанию (напр., дошкольник может целенаправленно выучить стихотворение).

В школьном возрасте П. р. в значительной степени определяется учебной деятельностью ребенка. Формируются эффективные приемы произвольного запоминания учебного материала, основанные на его логической организации, систематизации, установлении связей с известным ранее и т. п. Наиболее высокие показатели П. наблюдаются, как правило, в юношеском возрасте (это явление получило название "юношеской гипермнезии"). П. р. в зрелом возрасте относится, прежде всего, к так наз. профессиональной П., т. е. запоминанию содержания, значимого с точки зрения профессиональной деятельности (напр., у актеров наблюдается профессиональная П. на тексты ролей).

С возрастом (начиная с 20—25 лет) наблюдается ослабление механической П., а к пожилому возрасту — и других форм П. (ассоциативной, логической). В старческом возрасте затрудняется запоминание нового материала, начинают утрачиваться прежние воспоминания. Этот процесс подчиняется "закону Рибо": более поздние, относительно недавние воспоминания утрачиваются в большей мере, чем ранние. Основное исключение из закона Рибо составляет относительно высокая сохранность профессиональной П.

А.Л. Венгер

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАМЯТЬ

Сообщение психологический словарь » Пт июн 05, 2009 4:16 pm

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Исследования П. имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. В психоанализе была предпринята попытка объяснения явлений забывания "вытеснением" неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания.


Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Роль социокультурных факторов в формировании высших форм П. человека выявили французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс.


Наряду с запоминанием произвольным изучались также процессы запоминания непроизвольного. Так, П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности.


В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды П. — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая — иногда описываются как этапы такого развития. Заметное влияние на постановку проблемы П. оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками вычислительных устройств. При психологическом анализе П. важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационно-потребностной сферы человека может изменяться его отношение к своему прошлому, вследствие чего одно и то же знание может по-разному храниться в П. человека.

Б.М. Величковский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАМЯТЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ

Сообщение психологический словарь » Ср июн 10, 2009 1:44 am

Память автобиографическая — вид памяти, обеспечивающий субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути. Содержание П. а. составляют автобиографически значимые события, состояния и представления о себе в различные периоды жизни, которыми определяется самоидентичность личности и ее уникальность. Начиная с 1980-х гг., в мировой психологической науке отмечается активное развертывание специальных эмпирических исследований П. а. и выход в свет отдельных монографий авторов, доказывающих обоснованность изучения П. а. как нового самостоятельного объекта исследования, относящегося как к сфере психологии памяти, так и к сфере психологии личности. Согласно определению Б. Росс, П. а. "заключается в способности субъекта фиксировать события такого рода, которые осознаются как часть его личной истории. Автобиографическое воспоминание представляет собой процесс, порождаемый потребностью субъекта в вере в стабильность Я и необходимостью в достаточных для поддержания подобной веры фактах".


По мнению Дж. Робинсон, "П. а. — это память на биографическую информацию и жизненные переживания". Ключевым в анализе феноменологии П. а. является понятие "flashbulb" ("яркая вспышка"), предложенное Дж. Куликом (1977) и прочно вошедшее в арсенал психологии, которое описывает специфику представления автобиографического материала в памяти в виде "живых" образов с множеством конкретных деталей, что дает возможность субъекту "возвратиться" в прошлую ситуацию, испытать чувства, соответствующие реальному событию.


Считается, что это явление обусловлено особыми нейронными механизмами. Э. Тульвинг, оспаривая чисто физиологическое объяснение природы существования в памяти автобиографического эпизода, относит П. а. к эпизодической подсистеме в предложенной им дихотомии семантической — эпизодической подсистем памяти. Признание П. а. в качестве объекта изучения общей психологии диктует необходимость определения единиц организации этой психологической реальности, ее отличительных характеристик и уникальных функций.

Единицами существования автобиографического опыта являются взаимно-перекрывающиеся пространства важных и ярких автобиографических воспоминаний.


Воспоминание о ярком событии событийно-фактологично, организовано по пространственно-временному принципу, насыщено "чувственным" и эмоциональным содержанием. В воспоминаниях о ярких событиях акцентируются переживания, имевшие место в момент фиксации события, вне зависимости от последствий события для дальнейшей жизни, не происходит "развития" воспоминания при многократных воспроизведениях.


Основное содержание воспоминания о важном событии составляет описание результатов и последствий события (или жизненного этапа), "взгляд из сегодняшнего дня". В П. а. важное событие погружено не в событийный, а в смысловой контекст. Автобиографический опыт, составляющий важное событие, имеет социально-смысловую, обладающую динамикой во времени, произвольно реконструируемую организацию.


В зависимости от объективных характеристик ситуации актуализации, личностных задач субъекта и его эмоционально-мотивационного состояния, конкретное автобиографическое воспоминание выступает в качестве функциональной единицы преимущественно или эпизодической, или семантической подсистемы. Подтверждением этому служит наличие в редуцированной форме у воспоминаний одного типа характеристик другого типа. Необходимо отличать П. а. от эмоционального вида памяти, поскольку существует качественное различие между эмоциональной и личностно-смысловой насыщенностью автобиографического воспоминания.

В качестве системы отличительных характеристик, выделяющих П. а. из ряда других видов памяти, предлагаются следующие: уникальность, неповторимость событий жизни, запечатленных в П. а.; структурирование содержаний П. а. в соответствии с индивидуальной концепцией "судьбы" в "историю жизни"; яркость, системность, целостность автобиографических воспоминаний, включающих необходимое и достаточное содержание для повторного переживания личностью данной ситуации с полным ощущением себя вновь ее участником (феномены "живой картины" и "диссоциации разновременных Я"); повествовательная вербализованная форма презентации субъекту части П. а.; различие на осознаваемом и неосознаваемом уровнях ценностно-смысловой и мотивационно-эмоциональной насыщенности П. а.; наличие временного пространства организации П. а., характеризующегося системой "опорных, ключевых точек"; специфика произвольной регуляции П. а.; особые интерперсональные и интраперсональные функции П. а.; социально-культурная детерминация формирования П. а., путем включения в ее организацию парадигмы "судьбы". П. а. выполняет два ряда функций — интерперсональные и интраперсональные. К числу интерперсональных относятся: поддержание связи с близкими людьми, имеющими сходные фрагменты автобиографического опыта; трансляция пожилыми людьми своего жизненного опыта; способ установления контактов (демонстрация доверия); понимание и предсказание жизни других людей и их поступков по аналогии со своим прошлым. Интраперсональные функции П. а. состоят в формировании самоосознания уникального, самотождественного психологического субъекта; саморегуляции; конструировании Я-концепции. Пристальное внимание современных исследователей к проблематике П. а. продиктовано и насущными потребностями практики. Знание закономерностей П. а. необходимо в криминалистике при экспертизе истинности свидетельских показаний, медицине (техника повышения эффективности деятельности врача за счет грамотной организации запоминаемой больным информации о процессе лечения, препаратах и процедурах), педагогике. Результаты исследований П. а. как высшей формы человеческой памяти, функционирующей "в естественном контексте", применяются для построения новых подходов к психотерапевтической и психокоррекционной работе.

В.В. Нуркова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ

Сообщение психологический словарь » Пт июн 12, 2009 9:13 am

Память долговременная — вид памяти, обеспечивающий продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемый огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в П. д. и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в П. д. лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации.


Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту. В П. д. одновременно функционируют несколько форм организации знаний. Одной из них является организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных, родовых и более специфических, видовых понятий. Другой формой организации, характерной для житейских категорий, является группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких представителей категории — прототипов. Семантическая информация в П. д. включает как понятийные, так и эмоционально-оценочные моменты, отражающие различное личностное отношение субъекта к тем или иным сведениям. Исследование организации информации в П. д. является поэтому важным средством диагностики познавательной сферы личности.

Б.М. Величковский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ (ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ, РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ)

Сообщение психологический словарь » Ср июн 17, 2009 7:46 pm

Память кратковременная (оперативная память, рабочая память) — вид памяти, обеспечивающий оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Необходимым условием перевода материала из памяти сенсорной в П. к. считается обращение на него внимания. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания.


Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический (акустико-артикуляционный) характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне П. к., хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память.

Б.М. Величковский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАМЯТЬ МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ

Сообщение психологический словарь » Сб июн 20, 2009 2:09 am

Память модально-неспецифическая — запечатление, сохранение и воспроизведение информации, не зависящее от ее модальности (зрительной, слуховой, тактильной и др.). Представляет собой самостоятельную форму памяти, которая обеспечивается особыми морфо-физиологическими механизмами (работой неспецифических срединных структур разных уровней). Впервые описана в нейропсихологии А. Р. Лурия как особая форма памяти, имеющая особую мозговую организацию (см. Локализация высших психических функций).

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАМЯТЬ РАБОЧАЯ (ОПЕРАТИВНАЯ)

Сообщение психологический словарь » Чт июн 25, 2009 12:15 am

Память рабочая (оперативная) (психофизиологический аспект) — актуализированная система следовых процессов, активно использующихся во время организации и выполнения различных видов деятельности и целенаправленного поведения. Рабочую память можно рассматривать как один из компонентов афферентного синтеза в функциональной системе. Извлеченные следы взаимодействуют с обстановочной и пусковой афферентацией для принятия решения и формирования программы действия. В механизмах рабочей памяти значительная роль принадлежит лобным областям коры больших полушарий.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ

Сообщение психологический словарь » Пт июн 26, 2009 8:20 pm

Память сенсорная — вид памяти, обеспечивающий удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от вида стимулов различают память иконическую (зрение), эхоическую (слух) и другие виды П. с. Предполагается, что в П. с. удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от памяти кратковременной и памяти долговременной, для которых типичны соответственно вербально-акустическое и семантическое кодирование. Данное отличие имеет условный характер, так как сохранение физических (перцептивных) признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки материала.

Б.М. Величковский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПАМЯТЬ. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА

Сообщение психологический словарь » Вт июн 30, 2009 3:54 am

Память. Возрастная динамика — формирование механизмов памяти в процессе возрастного развития. Память, основанная на простом запечатлевании следа — сенсорная память, осуществляется на ранних этапах развития.


По мере созревания сенсорных систем и усложнения процесса восприятия формируется образная память. На ранних этапах развития формируется также память, в основе которой лежит механизм выработки условного рефлекса. Этот вид памяти является базовым в формировании навыка, простых форм поведения. Непроизвольная память доминирует, включая дошкольный возраст.


Относительная простота системы непроизвольной памяти в детском возрасте определяет устойчивость и прочность запоминания. По мере структурно-функционального созревания коры больших полушарий и развития речевой функции формируется свойственная человеку словесно-логическая память. Человек способен запоминать не только и не столько подробности информации, сколько общие положения. Так, в прочитанном тексте взрослый человек запоминает не словесную формулировку, а содержание. Постепенность созревания высших корковых формаций с возрастом определяет длительность и посте пенность развития и совершенствования этого вида памяти.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, LeRoy, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Феликс