П

ПСИХОДИАГНОСТИКА РАННЕГО ДЕТСТВА

Сообщение психологический словарь » Вт мар 15, 2011 10:00 pm

Психодиагностика раннего детства [греч. psychikos — душевный + diagnōsis — распознавание, определение] — совокупность методов и средств диагностики психического развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников). П. р. д. — важное и актуальное направление психодиагностики. В раннем детстве контроль за соответствием нормам психического развития необходим в целях раннего выявления возможных отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на выравнивание отдельных сторон психического развития.


Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства, незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального развития подчас приводят к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. С другой стороны, в раннем детстве имеются более широкие возможности коррекции за счет большой пластичности, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.


>Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возрастных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенностей. Большинство тестов для детей моложе шести лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тестами выполнения устных инструкций. Небольшое число заданий включает элементарные действия с карандашом и бумагой. Большая часть тестов для младенцев предназначена для исследования сенсомоторного развития (способность держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметом глазами и т. д.).


>Тесты для раннего возраста, как правило, построены по типу шкалы. Такие методики включают определенный круг нормативов-критериев, являющихся опорой для наблюдения за проявлениями в различных сферах психического развития ребенка (сенсомоторики, эмоционального общения, речевого развития и т. д.). Оценка уровня развития базируется на фиксации выполнения нормативного задания (например, оперирование кубиками особым образом) или обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его).


Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности у нормальных детей в стандартизационной выборке. На основе сопоставления определяемого таким образом "психического" и хронологического (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития. Предпосылки для разработки нормативных шкал были созданы исследованиями и наблюдением за психическим развитием детей (В. Штерна, Э.


Клапареда, Ш. Бюлер и др.). Вторым важнейшим условием появления рассматриваемой группы методик стало создание психометрических шкал исследования интеллекта. Одним из первых тестов для младенцев явился вариант шкалы Бине-Симона, предложенный Ф. Кюльманом в 1912 г.


В этом варианте были использованы задачи, близкие по характеру заданиям основной шкалы, а также показатели психомоторного развития. Шкала Бине-Кюльмана предназначалась для обследования детей, начиная с 3-летнего возраста.

Одними из наиболее известных в истории психологической диагностики шкал для исследования детей первых лет жизни явились "Таблицы развития" А.


Гезелла (1925), включающие показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: "моторика", "язык", "адаптивное поведение", "личностно-социальное поведение". Исследование базируется на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых матерью ребенка. В проведении обследования помогает подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного возраста. Шкала предназначена для возрастного диапазона от четырёх недель до шести лет. В последнее время в области П. р. д. за рубежом широкое применение нашли шкалы Н.


Бейли (Bayley Scales of Infant Development, 1969). Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. Набор тестов состоит из трех частей: 1. Умственная шкала, направленная на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи; результатом измерения является "индекс умственного развития" (MDI). 2. Моторная шкала, измеряющая уровень развития мышечной координации и манипулирования; результатом измерения является "индекс психомоторного развития" (PDI). 3. Запись о поведении ребенка, предназначенная для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т. д. Имеются данные, свидетельствующие о высокой валидности и надежности шкал. В отечественной психологии значительный вклад в становление П. р. д. внесли исследователи 20— 30-х гг. XX в. К. Корнилов, А.П. Нечаев, А.А. Люблинская и А.И. Макарова, Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова. В 40-е гг. Н.М. Щеловановым разработаны "Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни".


Разработка содержала критерии для оценки уровня психического развития детей в возрасте от 2 до 13 мес. Н.М. Аксариной (1969) комплекс нормативных критериев был дополнен, диапазон исследования расширен на возрастные группы от рождения до трех лет. Методика позволяет качественно судить о психическом развитии в категориях соответствия или несоответствия норме развития. Аналогичны в этом отношении "Показатели нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни" (Р.В.


Тонкова-Ямпольская, Г.В. Пентюхина, К.Л. Печора, 1984).

Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов

Раздел 4. Методы исследования в психологии развития

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Ср мар 16, 2011 8:11 am

Психодиагностическое обследование — деятельность психолога, конечным результатом которой является диагноз психологический. Выделяются три основных этапа П. о.: сбор данных в соответствие с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).

Сбору данных с помощью психодиагностических методик (тестов) должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объективной и субъективной информации об обследуемом (напр., история болезни, заключения других специалистов и т. д.). С этой целью могут быть использованы и опросники-анкеты. Авторы всех известных тестов обращают особое внимание на предварительное изучение обследуемого. Этим создается основной фон П. о., намечаются элементы рабочей картины личности, необходимые для диагноза и прогноза.

Поскольку П. о. всегда образует систему взаимодействия "экспериментатор — обследуемый", необходимо учитывать влияние различных переменных, включенных в эту систему (ситуационные переменные, к которым в первую очередь относятся психодиагностические ситуации, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого).


При выборе психодиагностических методик следует руководствоваться сведениями об их надежности и валидности по отношению к диагностической задаче. Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики (построение "профиля личности", перевод "сырых" оценок в стандартные величины, расчет коэффициента интеллекта и т. д.). В процессе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический и статистический. Клинический подход ориентирован прежде всего на опыт исследователя, интуицию; его особенностью является доверие к "субъективному суждению" (А. Анастази, 1982). Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, напр., уравнения регрессии.


В зарубежной литературе неоднократно проводилось сравнительное изучение клинических и статистических прогнозов. Во многих исследованиях была продемонстрирована более высокая эффективность статистического прогноза. Однако вопрос об эффективности этих подходов не может быть решен альтернативно. В полноценном П. о. необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.

На определенном этапе П. о. нередко возникает необходимость упорядочения диагностических показателей, сведение их в систему. Эта задача многократно усложняется в случае, когда используемые диагностические методики опираются на различные теоретические положения, а полученные результаты выражаются не в общепринятых терминах.


Интеграция разнородных данных может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровне. В первом случае разрабатывается какая-либо схема сопоставления результатов отдельных методик без обращения к их теоретическим концепциям. Это может быть, напр., пятибалльная шкала, крайние значения которой характеризуют "высокий" и "низкий" показатели каждой методики. Теоретический уровень обобщения диагностических данных значительно сложнее. Здесь требуется систематизация полученных результатов на основе теории и выражение их в понятиях этой теории.


На этапе принятия решения выделяют три уровня диагностических заключений. П. о. завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить применительно к данному случаю, напр., дополнительные занятия по развитию тех или иных способностей у учащегося, направленное терапевтическое воздействие с учетом личностных особенностей пациента и т. д., для осуществления связи с полученными результатами. Итоги П. о. должны быть представлены в психологических понятиях, доступных неспециалисту. В организации и проведении П. о. обязательно соблюдение этических норм психодиагностики. Психолог, проводящий П. о., должен иметь соответствующий цели и задачам обследования уровень тестовой компетенции.

Л. Ф. Бурлачук

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОДРАМА

Сообщение психологический словарь » Ср мар 16, 2011 12:47 pm

ПСИХОДРАМА (греч. psyche - душа и греч. drama - действие) - созданный Дж. Морено (см.) один из первых видов групповой психотерапии (группового психоанализа), в процессе которой пациенты играют роли, направленные на моделирование жизненно важных для них ситуаций, с целью диагностики, терапии и коррекции неадекватных состояний и реакций. П. (психодрамотерапия) может быть понята как оригинальный психотерапевтический театр контролируемой импровизации и ролевой игры, ориентированный, преимущественно, на групповое врачевание последствий ролевых конфликтов людей посредством реанимации их психосоциальной целостности, расширения сознания и внутреннего освобождения.

В П. обычно выделяют следующие фазы: разминку, действие и интеграцию (последующее обсуждение). В качестве средств психодрамотерапии выступают ролевой тренинг (бихевиодрама) и педагогическая ролевая игра, включающие в себя терапевтический, педагогический и театральный компоненты. Эффективность этой групповой, игровой психотерапии в значительной мере обеспечивается благодаря ее ориентации на достижение группового катарсиса и изобретенным Морено конституентам (инструментам) П., к которым относятся: сцена, ведущий (директор), главный исполнитель (протагонист), партнеры (вспомогательные "Я"), группа людей, различные психодраматические техники (обмен ролями, дублирование, "зеркало", "репетиция будущего") и пр. Психодраматическое действие в качестве желаемого конечного результата обычно предполагает достижение максимально возможных значений понимания, инсайта и катарсиса (с соответствующим психотерапевтическим эффектом).

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЗЫ

Сообщение психологический словарь » Ср мар 16, 2011 10:42 pm

Психозы (греч. psyche — душа) — общее обозначение наиболее тяжелых психических расстройств, противопоставляемых мягким нарушениям (неврозам). Граница между П. и неврозами является условной, обычно критериями диагностики П. считают: грубые ошибки в отражении действительности (галлюцинации, бред, нарушение сознания), отсутствие понимания болезни (нарушение критики), нелепое и опасное поведение (возбуждение, ступор, агрессия, суицидальные действия). К психозам относят самые различные заболевания: шизофрению, маниакально-депрессивный психоз, алкогольный делирий, тяжелые психические расстройства вследствие эпилепсии, травм, соматических заболеваний, интоксикаций и психологического стресса. Выделяют острые и хронические П. Лечение острых П. следует проводить только в условиях психиатрического стационара в связи с высокой вероятностью социально опасных действий (агрессия, суицид, отказ от приема пищи и пр.). Лечение хронических П. можно проводить амбулаторно. Прогноз при острых П. обычно благоприятный, во многих случаях с помощью лекарств удается добиться выздоровления или ремиссии. При хронических П. лекарственное лечение позволяет существенно улучшить адаптацию больных. Психотерапия при лечении П. малоэффективна, используется только как дополнительный метод на этапе реабилитации. В соответствии с законом РФ диагностику и лечение П. может проводить только врач-психиатр.

Ю. Г. Тюльпин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛИЗ

Сообщение психологический словарь » Чт мар 17, 2011 3:18 am

Психолиз — форма имажинативной психотерапии, разработанная в 1954 г. Р. А. Сандисоном (R. A. Sandison) и предполагающая использование галлюциногенных средств, таких как ЛСД, псилоцибин, мескалин.


Перед погружением в наркотическое состояние происходит психоаналитически структурированное обсуждение травмирующих переживаний пациента, в результате которого формулируются основные сценарии работы с личностно связанными образами. Затем, уже на стадии продуцирования галлюциногенных образов, пациент, который остается в состоянии ясного сознания и может контактировать с терапевтом, старается эти сценарии реализовать и тем самым переработать психотравмирующие переживания. При этом может использоваться метод свободных ассоциаций, поток которых контролирует терапевт, направляя их в нужное русло. Наиболее успешны были применения данного метода при хронических неврозах, фобиях, сексуальных извращениях, алкогольных и психотически пограничных состояниях.

И. М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНКАПСУЛЯЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Чт мар 17, 2011 2:13 pm

Психологическая инкапсуляция [лат. in — в + capsula — коробочка] — психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в сосредоточенности подростка на своих переживаниях и фантазиях в ущерб активной внешней деятельности и общению. При П. и. межличностная ситуация развития характеризуется тем, что подросток не участвует в групповых формах активности, типичных для этого возраста. Главными особенностями психологического профиля являются высокая потребность во внимании к себе (демонстративность) и гипертрофированное защитное фантазирование, как и при уходе от деятельности, на основе которого, как правило, складывается П. и. Для П. и. характерно самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений. Социальное окружение воспринимает подростка как "странного", поддерживая тем самым его специфическое самосознание. Прогноз при П. и. относительно благоприятен, однако в некоторых случаях неудовлетворенность потребности в общении и во внимании к себе может приводить к развитию неврозов. В коррекции П. и. ведущая роль принадлежит организации участия подростка в коллективной художественной деятельности, которая позволяет ему воплотить образы своих фантазий в творческом продукте, обеспечивающем внимание и интерес сверстников. Показана также группа общения, помогающая подростку преодолеть имеющиеся у него коммуникативные трудности.

А.Л. Венгер

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Сообщение психологический словарь » Чт мар 17, 2011 6:49 pm

Психологическая оценка (psychological assessment) — результат исследований, целью которых является раскрытие индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для понимания различных форм ее жизнедеятельности в норме и патологии. В последнее десятилетие понятие П. о. получило широкое распространение и часто заменяет повсеместно использовавшееся ранее психологическое тестирование. Закреплено в названии ряда ведущих периодических изданий, посвященных психологической диагностике (напр., "European Journal of Personality Assessment", "Journal of Personality Assessment" и др.). П. о. — понятие более широкое, нежели психологическое тестирование, поскольку оценка может проводиться не только с помощью тестов. Появление и распространение на Западе данного понятия, однозначное определение которого отсутствует, вероятно связано со стремлением исследователей подчеркнуть существование внетестовых психологических оценок личности.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Сообщение психологический словарь » Пт мар 18, 2011 5:01 am

Психологическая помощь — широкая многоуровневая сфера помогающей психологической практики. Осуществляется в четырех формах — психологической консультации (англ. аналог — consulting), психокоррекции, психологического консультирования (англ. аналог — counselling) и психотерапии.

Потребность в П. п. и ускоренное развитие ее во второй половине ХХ в. связано, с одной стороны, с негативными последствиями научно-технической революции, сопровождаемой убыстрением темпа жизни, стрессами от экономического и психологического неблагополучия, страхами за здоровье и жизнь (свое и своей семьи) и т. п., а с другой — с "революцией", совершившейся в мироощущении, миропонимании и осознании людьми себя и своих проблем.


Это изменение выступает в признании значимости собственной жизни, в ощущении себя главным распорядителем своей судьбы, в восприятии житейских невзгод не как неизбежного условия существования, а как некого "сбоя", который может и должен быть устранен, для чего и существует помощь разных специалистов, обладающих соответствующей профессиональной квалификацией. Отражением подобного мироощущения служит категория "проблема", которая в теории П. п. занимает такое же центральное место, как категория "болезнь" в медицине. Под "проблемой" мыслится широчайший круг нарушений в отношениях человека с жизнью, окружающими людьми и с самим собой.

Несмотря на условность разделения П. п. на психологическую консультацию, психокоррекцию, психологическое консультирование и психотерапию, все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Тем не менее, все чаще возникает необходимость их отдельного рассмотрения, поскольку каждая из названных форм имеет собственную зону приложения. В зависимости от сферы, где востребована помощь, и вырастающих отсюда специфических целей и задач, степень различия между формами П. п. может существенно колебаться.


>Психологическая консультация представляет собой информирование клиента и расширение его представлений о разных аспектах переживаемой им проблемы на основе достижений научного знания. Психолог-консультант определяется как "специалист, обладающий необходимой профессиональной подготовкой, которая позволяет ему давать консультируемому совет и рекомендации по личным, социальным и психологическим проблемам" (The New Fowler’s Modern English Usage, "Clarendon Press", Oxford, 1996, p. 187).

Психологическая коррекция, в отличие от психотерапии, которая применяется в случае относительно четко выраженной клинической картины "психосоциально или психосоматически вызванных расстройств поведения и состояний страдания", скорее связывается с профилактикой такого рода расстройств (А.


Притц, Х. Тойфельхарт, В кн.: Психотерапия: новая наука о человеке. 1999, с. 10, 28). Показаниями к психологической коррекции служат психические нарушения или поведенческие отклонения, которые уже начали складываться, образуя повышенный фактор риска (Ю. Ф. Поляков, А. С. Спиваковская, В сб.: Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. 1985, с. 119—126). Непосредственные цели психокоррекции аналогичны целям психотерапии в той мере, в какой они направлены на реконструкцию негативных психологических новообразований в человеке, но в неменьшей степени они служат предупреждению дальнейшего развития ведущего дефекта и сопутствующих ему условий.


Психокоррекция с необходимостью включает блок диагностики, направленной на выявление ведущего дефекта и механизмов его возникновения и сохранения. Как и в психотерапии, диагностика и коррекция осуществляются практически синхронно и на всем протяжении психокоррекционной работы — коррекционные техники и "приемы" одновременно являются и диагностическими приемами.

Психологической диагностике и коррекции подвергаются все составляющие "факторов риска" и существующие между ними связи.


Так, например, в процессе коррекционной работы с детьми и подростками (в форме игры, тренинга или групповой работы) реконструируется не только ведущий дефект развития или поведения ребенка, но и факторы, обусловившие его возникновение и способствующие его устойчивости. В этом случае системная коррекция может включать разные уровни совместной работы с родителями и семьями — от консультирования родителей и семей до семейной терапии.


>Критерии отличий психологического консультирования и психотерапии характеризуются еще большей условностью, оба этих термина нередко используются как взаимозаменяемые.


По мнению ряда авторов это представляется оправданным, поскольку оба термина одинаково имеют в виду серию прямых контактов с индивидом (клиентом), направленных на то, чтобы помочь ему изменить свои патогенные внутренние установки и поведение, используя с этой целью специальным образом построенные в процессе консультирования помогающие отношения. Параллельно существует тенденция называть "консультированием" более краткосрочную и поверхностную работу с клиентом, оставляя за психотерапией приоритеты интенсивной и длительной работы, направленной на глубокую внутреннюю реорганизацию личности.


Комментируя эту тенденцию, К. Роджерс замечает: "Несмотря на то, что, может быть, и существуют какие-то причины для такой дифференциации, ясно, что интенсивное и успешное консультирование ничем не отличается от интенсивной и успешной психотерапии" (Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. 2000, с. 10).

Стоит отметить, что оба видных представителя американской гуманистической психологии и психотерапии, Р.


Мэй и К. Роджерс, называли свою психотерапию "психологическим консультированием", возможно, тем самым, стараясь дистанцироваться от психоанализа и так называемой "медицинской модели" психотерапии, то есть от осуществления "лечебных процедур" над пациентом, и разрабатывая новую теорию личности, ориентированную на критерии "психологического здоровья" (Р. Мэй Искусство психологического консультирования. 1994).


Достаточно перечислить "слагаемые личности", которые Р. Мэй выдвигает на первый план, прежде чем раскрыть секреты своего терапевтического искусства: свобода (в противовес детерминированности), индивидуальность, социальная интегрированность и глубина религиозности.

Обе тенденции продолжают сосуществовать в сфере психологической практики и поныне. В одних случаях самые основы психологического консультирования связываются с интеграцией различных подходов, сложившихся в мировой психотерапевтической теории и практике. Ставятся примерно однородные задачи в работе с клиентом.


Главнейшая из них — помочь ему найти путь к собственным внутренним ресурсам (Мастерство психологического консультирования. Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. 2002, с. 5). Определение консультанта как специалиста, "подготовленного для дачи советов и рекомендаций по личным, социальным или психологическим проблемам" расценивается в этом контексте как "любопытный нонсенс". Интервенции подобного рода, по мнению авторов, не только не являются "определяющей составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта", но отдаляют психологическое консультирование от его подлинных целей, поскольку никакой совет не способен помочь человеку открыть свой внутренний потенциал (там же, с. 11).


>В то же время существуют области применения, где понятиям "психотерапия" и "психологическое консультирование" приписываются разные функции. Так, например, в сфере традиционной детской и подростковой психотерапии различаются индивидуальная психотерапия ребенка и сопровождающее ее консультирование родителей.


Последнее сводится к обмену информацией между родителями и терапевтом, способствующей лучшему пониманию родителями задач терапии, принятию ими процесса лечения, развитию устойчивых кооперативных отношений с терапевтом. При определенных условиях консультирование может перерасти в семейную психотерапию ("Психотерапия детей и подростков". Под ред. Х. Ремшмидта, 2000).


>В последние годы в связи с расширением картографии помогающих профессий намечается тенденция к еще более четкой концептуальной дифференциации сферы психологического консультирования и психотерапии.


Например, в русле корпоративного консультирования, в связи с оформлением нового его жанра, называемого психологическим коучингом (сопровождение, содействие, личное наставничество) и ориентированного на работу с "первыми лицами" компаний, предприятий, банков, критически переосмысливается даже самый термин "помощь", на смену которому выдвигается более партнерское: "совместная работа". Соответственно, и в отношениях "консультант/коучер-клиент" акцент делается на принципиальном равенстве сторон. "Клиенту" в процессе предложения и принятия решений отводится не менее весомая роль, чем "коучеру"-консультанту. Тем не менее, коучинг в огромной степени использует теоретический багаж и принципы гуманитарной психотерапии (в свою очередь, и способствуя их развитию), благодаря чему достигается его высокая эффективность (Rogers J.


Coaching Skills (a handbook). London, 2004; Психологический "коучинг" и корпоративное консультирование, МПЖ, № 2, 2002).


>Психотерапия в последние десятилетия заявляет о себе как "новая наука о человеке", все более удаляющаяся от идеала естественных наук и выработанных в этой области стандартов научности в виду их неприменимости к тем человеческим измерениям, которыми оперирует психотерапия. Одно из современных толкований этого термина, фигурирующее в Австрийском Федеральном Законе о психотерапии от 1990 г., гласит: "Термин “психотерапия”, происходящий из древнегреческого языка и означающий примерно “чуткую заботу о жизни, душе, уме, настроении человека”, уже по своему изначальному значению говорит о том, что ограничение психотерапии сферой лишь лечения болезни никак не оправдано" (А.


Притц, Х. Тойфельхарт, 1999, с. 11). Психотерапия понимается здесь как дисциплина, пытающаяся смягчить внутренне спровоцированные или приобретенные жизненные проблемы, пользуясь преимущественно, речевыми (в противовес медикаментозным) средствами, хотя и не ограничиваясь только ими (там же, с. 50).

Психотерапия представлена сегодня многочисленными школами и направлениями, которые нередко находятся в отношениях противостояния друг другу, хотя в наши дни конкуренция между ними все чаще сменяется попытками их диалога и интеграции. Многообразие психотерапевтических подходов и отсутствие общей для них методологии нередко объясняется тем, что психотерапия в целом находится пока на допарадигмальной стадии развития (В. В. Макаров, Б. А. Казаковцев, там же, с. 5—9).


Тем не менее, отсутствие единой методологии не помешало процессу последовательного отделения психотерапии от смежных дисциплин (прежде всего теологии, академической психологии и медицины). Этот процесс, развиваясь на протяжении всего прошлого века, особенно интенсифицировался в последние его десятилетия. Психотерапия стала самостоятельной междисциплинарной областью, заняв место на перекрестке социальных, гуманитарных и естественных наук, не принадлежа полностью ни к одной из этих групп.

Благодаря продолжающемуся процессу внутренней эмансипации психотерапии от медицины и очевидной тенденции ее гуманитаризации, в широком смысле слова современную психотерапию можно отнести к одной из наиболее значительных форм П. п. Но при этом нам тут же придется вспомнить, что в картографии помогающих профессий, в рамках психотерапии, сейчас интенсивно заявляет о себе жанр, специфика которого заключается в собственно П. п. — экстренная П. п., в центре которой — человек, находящийся в состоянии острого кризиса.

Практика экстренной П. п. начала складываться очень давно, еще в годы Первой мировой войны и в событиях войны.


Отметим, что в это же время возникает экзистенциализм, поставивший в центр своего рассмотрения человека отчаявшегося, оказавшегося в пограничной, экстремальной ситуации. Тем не менее, не эти идеи легли в основу первых представлений об экстренной П. п. На определение специфики жанра больше повлияли принципы социальной медицины с ее акцентом на превентивных мерах, обеспечении готовности сообщества, культурно-исторической психологии и пр. Важнейшей составляющей экстренной П. п. является исследование факторов риска и, напротив, факторов, обеспечивающих устойчивость человека в катастрофических обстоятельствах. Сегодня экстренная П. п. нередко представляет собой работу не с последствиями травмы, а работу в эпицентре катастрофы. Жанр экстренной П. п. характеризуется широким социальным охватом.


Предполагается, что любые превентивные меры должны учитывать социальные процессы, возникающие вокруг травматического события, позитивные и негативные аспекты социального взаимодействия в этот период, культурный контекст, существующие традиции, ритуалы и пр. Социальная поддержка признается важнейшим защитным фактором после травмы, а работа с семьей — одной из важнейших мишеней психологического вмешательства. Жанр экстренной П. п. требует от психолога, психотерапевта очень высокого психологического искусства и не только этого. Он заявляется как превентивный, направленный на предотвращение посттравматических расстройств, которые требуют подчас уже очень глубокого психотерапевтического вмешательства (Бурмистрова Е. В., Федунина Н. Ю. Экстренная психологическая помощь. Законы жанра.


МПЖ, № 4, 2006). Этот пример подтверждает мнение, что психотерапия в наши дни превращается в "некую службу, реагирующую на изменение общественной ситуации, дестабилизацию смыслообразующих социальных и религиозных систем, нарастающую сложность мира и повседневной жизни" (Макаров В. В., Казаковцев Б. А. Психотерапия: новая наука о человеке, 1999). Необходимость психического преодоления трудностей современной жизни, меняющейся все быстрее и неожиданнее, — важнейшая характеристика современности, накладывающая свой отпечаток и на все помогающие психологические практики.

Т. В. Снегирева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ

Сообщение психологический словарь » Пт мар 18, 2011 10:20 am


Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования.


Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей, средством — создание благоприятных психологических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. П. с. о. — интегральное явление, представляющее собой единство четырех составляющих или аспектов — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Научный аспект предполагает проведение научных исследований практических проблем психологии образования, методическое и теоретическое обоснование и разработку психодиагностических, психокоррекционных и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования; прикладной — психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и разработку психологических оснований учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов, подготовку кадров и пр.; практический — непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях (школах, детских садах, гимназиях, интернатах и др.) или центрах П. с.; организационный — создание структуры П. с. о. Развитие прикладного, практического и организационного аспектов зависит от научного, являющегося теоретической базой и тем самым определяющего содержание, функции и модель П. с. о.

Существуют два направления деятельности П. с. о. — актуальное и перспективное. Первое ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских учреждениях много таких проблем, и оказание конкретной помощи — существенная задача П. с. сегодняшнего дня. Однако эта задача не должна стать единственной.


Перспективное направление нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к самоопределению, к созидательной жизни в обществе. Эти направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, их родителям, воспитателям, учителям.

Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание деятельности практического психолога: а) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста (сензитивность того или иного возрастного периода, зона ближайшего развития и пр.); б) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, жизненных планов и пр.; в) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения учащихся со взрослыми и сверстниками; г) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям. Он ответственен прежде всего за соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.


Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, пониманию им своих способностей, интересов, его отношению к себе, к людям, к окружающему миру, происходящим семейным и другим существенным событиям, к жизни как таковой и пр.


Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Задача взрослых — помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть способами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.


>Эффективность деятельности практического психолога определяется уровнем его профессиональной подготовки, которая включает не только хорошее знание психологии, не только высокий уровень владения разнообразными психологическими методами изучения и обследования ребенка, но и способностью профессионально грамотно интерпретировать полученные данные.


Практический психолог образования должен владеть сложнейшими видами деятельности практической психологии: психологическим просвещением, психопрофилактикой, психодиагностикой, психокоррекцией, специальной работой по развитию, психологическим консультированием. Практический психолог образования, будучи специалистом в области психологии, является также полноправным членом педагогического коллектива образовательного учреждения и имеет двойное подчинение: по административной линии — руководителю учреждения, по профессиональной — психологическому научно-методическому центру. П. с. о. проектируется как единая система в образовательном пространстве страны. Эта система выстроена в единую вертикальную структуру: психологическая служба образовательных учреждений (детских садов, школ, гимназий, лицеев, детских домов, школ-интернатов, ПТУ) — городской, областной центр психологической службы образования — региональный центр психологической службы образования — отдел психологической службы Министерства образования России. Каждое звено этой структуры имеет свои четко определенные функции. Профессиональное взаимодействие всех подразделений структуры может гарантировать высокий уровень деятельности П. с. о., научно-методическую разработку ее проблем, методическое оснащение и материальное обеспечение, профессиональную оценку результатов деятельности службы.

И.В. Дубровина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИМБИОЗ

Сообщение психологический словарь » Пт мар 18, 2011 7:31 pm

Психологический симбиоз [греч. symbiosis — сожительство] — 1) Изначально возникающее эмоционально-смысловое единство матери и младенца, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития его сознания и личности. 2) Чрезмерно тесная связь между ребенком и взрослым (чаще всего матерью) или между двумя детьми (напр., в близнецовой паре), тормозящая развитие личности ребенка, препятствуя формированию самостоятельности и независимости.

В младенческом возрасте возникновение нормального П. с. обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Близким к понятию П. с. является введенное Л.С. Выготским понятие "пра-Мы" — первоначальное сознание психологического единства матери и младенца, которое предшествует "возникновению сознания собственной личности, т. е. сознания дифференцированного и выделенного "Я". Развитию П. с. способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

В более позднем возрасте П. с. сохраняется вследствие воспитания ребенка в условиях гиперопеки и повышенного контроля со стороны взрослых. П. с. особенно часто поддерживается в неполных семьях, если одинокая мать полностью "замыкается" на ребенке, или, напротив, в ситуации, когда в воспитании единственного ребенка участвует особо большое количество взрослых (бабушки, тети и т. п.). Длительно сохраняющийся П. с. затрудняет нормальное общение ребенка со сверстниками, приводит к его изоляции в группе. Преодоление П. с. требует большой осторожности и постепенности, так как резкое и внезапное предоставление ребенку высокой степени свободы, к которой он не готов, может вызвать у него тяжелый стресс. В некоторых случаях П. с. возникает в результате отклонений в общем психическом развитии ребенка (напр., при аутизме).

В.В. Абраменкова, А.Л. Венгер

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Сообщение психологический словарь » Сб мар 19, 2011 10:19 am

Психологический синдром [греч. syndromē — стечение] — устойчивый индивидуальный вариант психического развития ребенка (как правило, неблагоприятный), представленный совокупностью взаимосвязанных психологических проявлений (симптомов). Развитие П. с. определяется межличностной ситуацией развития ребенка, т. е. системой его отношений с ближайшим социальным окружением. Структуру П. с. образуют три основных блока: 1) психологический профиль ребенка; 2) особенности поведения и деятельности ребенка; 3) реакция социального окружения на поведение и деятельность ребенка (А.Л. Венгер). Психологический профиль представлен характеристиками мотивационно-потребностной сферы, эмоциональных и когнитивных процессов, существенными для развития данного П. с. Эти характеристики модифицируют поведение и деятельность ребенка, порождая те их особенности, которые и служат внешними проявлениями П. с. Реакция социального окружения (родителей, учителей, сверстников и др.) представляет собой совокупность воспитательных воздействий, определяющих развитие психологического профиля ребенка. Устойчивый П. с. образуется в тех случаях, когда в этой системе замыкается положительная обратная связь ("порочный круг"), т. е. когда реакция социального окружения поддерживает и углубляет те характеристики психологического профиля ребенка, которые и послужили первоисточником этой реакции (вызвав породившие ее формы поведения и деятельности). Исходным пунктом для возникновения П. с. может стать любой из трех описанных блоков. В длительно существующем П. с. не представляется возможным выделить "начальное" или "конечное" звено, в силу кольцевой взаимосвязи между ними. Коррекция неблагоприятного П. с. достигается благодаря разрушению лежащей в его основе положительной обратной связи ("порочного круга"). По характеру прогноза могут быть выделены П. с. с относительно благоприятным прогнозом, невротизирующие (т. е. приводящие к появлению неврозов) и психопатизирующие (нарушающее нормальное развитие личности).

А.Л. Венгер

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАТРУДНЕНИЙ МЕТОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб мар 19, 2011 11:02 am

Психологических затруднений метод обследования — опросник личностный. Предложен Т. Л. Романовой в 1992 г. Предназначен для экспресс-диагностики уровня субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей. П. з. м. о. состоит из 33 утверждений, которые обследуемый должен оценить как "верные" или "неверные" по отношению к себе, например:

— Часто я ссорюсь с людьми из-за того, что у меня трудный характер;

— Я постоянно думаю о том, что мешает нашей семейной жизни;

— Меня очень волнует то, что я постепенно теряю контакт с моим ребенком.


>При формулировании утверждений опросника автор исходил из содержания жалоб, с которыми обращаются клиенты психологических консультаций. Большинство жалоб затрагивали четыре сферы жизнедеятельности (что и было отражено в утверждениях). Это неудовлетворенность: 1) собой, своей жизнью в целом; 2) общением, межличностными контактами; 3) отношениями с супругом; 4) отношениями с детьми.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс мар 20, 2011 12:49 am

Психология [греч. psychê — душа, logos — слово, понятие, учение] — многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Современная П. представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.

Возможными основаниями классификации отраслей психологической науки могут служить: 1) норма и патология психики и личности человека; 2) виды конкретной деятельности; 3) развитие личности и психики человека и животных; 4) отношение человека (как субъекта развития и деятельности) к природе, обществу, где осуществляется его деятельность и развитие. Итак, первое основание — норма и патология в П. Сюда могут быть отнесены такие отрасли, как: общая П. (в традиционном ее понимании в качестве учения о психических процессах и состояниях психики и личности человека), психофизиология, психофизика, патопсихология, клиническая психология, психология здоровья и др. Второе основание классификации — психологические аспекты различных видов деятельности: педагогическая П., инженерная П., юридическая П., космическая П., военная П., спортивная П. и др. Третье основание — выделение отраслей П., основывающихся на принципе развития: возрастная П. (П. детского, подросткового, юношеского возрастов, П. зрелости, геронтология), психогенетика, зоопсихология (сравнительная П. развития психики человека и животных), этология и др. Четвертое основание классификации — взаимоотношения и взаимодействия человека, природы и общества: социальная П., П. личности (персонология), политическая П., экологическая П. и др. Т. о., видно, что для современной П. характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей П., которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, вследствие того, что разные ветви П. тяготеют к разным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т. д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация П. дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит, во-первых, "стыковка" П. со смежными науками (через инженерную П. — с техникой, через педагогическую П. — с дидактикой и т. д.), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятельность, намечается сближение социальной П. и П. труда.

История П. насчитывает не менее двух тысяч лет своего существования, на протяжении которых она развивалась главным образом в недрах философии и естествознания.


Лишь постепенно, начиная с ХХ века, она выкристаллизовалась в самостоятельную науку. К концу ХХ в. складываются категориальные системы П. как ее общее методологическое основание и существенно возрастает ее значение в связи со все большей включенностью П. в различные виды практической деятельности. Это привело к значительному увеличению количества психологов, а также к широкому развитию сети психологических учреждений во всех цивилизованных странах. Вместе с тем необычайно велико число научных школ и теорий, объясняющих сущностные характеристики психики и личности человека, дополняющих друг друга и зачастую вступающих в противоречие друг с другом. Настоящий и последующие тома "Психологического лексикона" дают развернутую характеристику П. в ее важнейших обнаружениях.

М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЯ АКТА

Сообщение психологический словарь » Вс мар 20, 2011 7:08 am

Психология акта — психологическая концепция австрийского философа Ф. Брентано, выступившая альтернативой вундтовской программе построения психологии как самостоятельной науки (1874).


Понимание Брентано сознания восходит к Аристотелю, который дал "фунциональное определение" души: у Брентано душа рассматривается как субстанциональный носитель духовных актов (среди которых выделяются акты представления, суждения и чувствования). Вместе с тем душа не есть предмет эмпирического изучения в психологии, которая должна изучать ее духовные (психические) акты.Сущность психического акта Брентано видел в его направленности на объект, в его "интенциональном отношении" к этому объекту.


Последнее понимается как ментальное (духовное) существование объекта в этом духовном акте, а не как независимое от акта существование внешнего предмета. Брентано призывал, т. о., изучать сознание в его не содержательном, а процессуальном аспекте (не результат, например, восприятия в виде ощущений зеленого, красного и т. п. цвета, а сам акт видения этого цвета, не представление, а "представливание" и т. п.). Содержания сознания Брентано считал не психическими, а физическими феноменами, которые не есть предмет психологического исследования. Методом изучения так понимаемого сознания Брентано считал метод "внутреннего восприятия" актов в их единстве (целостности), который противопоставлялся им методу "внешнего восприятия" в науках о физическом мире как методу расчленения изучаемого на элементы. Психология акта оказала влияние на идеи Вюрцбургской школы, изучавшей процесссуальную сторону мышления, и — шире — на немецкий функционализм, метод феноменологического наблюдения в целостной психологии.

Е.Е. Соколова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА И ПОКАЗАНИЙ

Сообщение психологический словарь » Вс мар 20, 2011 11:44 am

Психология допроса и показаний — раздел судебной психологии, изучающий психологические закономерности получения, фиксации, оценки представителями правоохранительных органов значимой для установления истины информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых.


Допрос рассматривается как специфическая, регламентированная законом форма общения, имеющая характер сотрудничества или противоборства. Наиболее активно в П. д. и п. разрабатываются вопросы формирования показаний, происхождения и предупреждения в них ошибок, диагностики и профилактики заведомо ложных показаний, определения тактики допроса, методов воздействия допрашивающего на допрашиваемого и границ их допустимости. Установлено, что на дачу показаний существенно влияют процессуальное положение допрашиваемого (свидетель, обвиняемый и пр.), его возраст, образование, жизненный опыт, вся совокупность его психологических свойств, а также условия допроса и прочие обстоятельства. Причинами ошибок в показаниях могут быть субъективные свойства допрашиваемых (особенности восприятия, памяти и пр.), а также содержание вопросов, оказывающих внушающее действие и могущих отрицательно влиять на сохранение и воспроизведение информации. Происхождение сознательной лжи в показаниях связано с характером отношения допрашиваемого к исходу дела. Иногда ложь бывает спровоцирована допрашивающим путем произвольного или непроизвольного создания у допрашиваемого представления о субъективной выгоде показаний определенного содержания. Специальными исследованиями показано, что применение на допросе методов психического принуждения, внушения (в частности, гипноза), дезинформации повышает вероятность возникновения ошибок и ложных показаний, в том числе оговора и самооговора. Наиболее продуктивным методом воздействия на допрашиваемого П. д. и п. считает рациональное убеждение, направленное на создание мотивации для сообщения правдивых сведений.

М.М. Коченов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Joker, Selfhood, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]