П

ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ

Сообщение психологический словарь » Пт мар 25, 2011 8:36 pm

Психология телесности — одно из направлений клинической психологии, находящееся на стыке психологической, культурологической и семиотической проблематики и предполагающее расширение закономерностей психического до области телесного.

В процессе онтогенеза телесность, не переставая обладать своей природной сущностью, становится первым универсальным знаком и орудием человека.


Свое субъективное существование телесность получает в системе интерацептивной категоризации, языка тела. Тело не является абсолютно "прозрачным" инструментом, полностью подчиненным сознанию, не всегда ограничивается ролью своеобразного "зонда" сознания, существуя для него (осознаваясь) лишь на уровне своих границ, отделяющих мир от субъекта. Тело характеризуется активностью и в онтогенезе требует своего освоения, постоянного приспособления к нему.


>В случае патологии нарушается его нормальное функционирование, оно начинает выступать для личности как объективированная реальность, имеющая определенное чувственное содержание, "чувственную ткань".


На первых этапах телесного восприятия используются преимущественно эмоционально-оценочные координаты, категории самочувствия (ощущения зыбки, неопределенны, лабильны, плохо локализованы). Благодаря первичному означению телесные ощущения превращаются в перцептивный образ, ядром которого является схема тела (телесные ощущения становятся конкретными, стабильными, локализованными, сравнимыми по степени интенсивности, модальности, могут быть вербализованы и соотнесены с культурными перцептивными и яыковыми эталонами).


Специфические субъективные особенности категориальной сети налагают на интрацептивное восприятие соответствующие ограничения, что может служить источником искажений. Вторичное означение чувственная ткань получает через создание "концепции болезни": ощущения становятся симптомами, означающими болезнь и означенными ею.


Значение болезни для заболевшего формируется через преломление ее субъективной картины в структуре его потребностей, мотивов, приобретая тем самым личностный смысл. Личностный смысл болезни (например, "неприемлемость" болезни или, напротив, ее "условная желательность" и приносимые ею вторичные выгоды) также может приводить к искажению интрацептивного восприятия.

Объективная (подчиняется физическим закономерностям) и субъективная (подчиняется психологическим закономерностям) стороны заболевания и лечения совпадают лишь в предельной абстракции. Телесное интрацептивное ощущение следует рассматривать как сложную знаково-символическую структуру, а не как рефлекторное отражение натурального состояния, простое возбуждение интерорецепторов. По мнению экспертов ВОЗ одной из самых важных медицинских проблем ближайших десятилетий является невозможность эффективного лечения большого числа больных, обращающихся в учреждения медико-санитарной помощи с постоянными жалобами, которые трудно соотнести с тем или иным органическим поражением (Н. Сарториус, 1983).

Традиционные методы лечения должны быть дополнены мероприятиями по повышению субъективной ценности здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье, учетом личностного смысла здоровья и болезни, коррекцией неадекватных мифов, пр.

А. Ш. Тхостов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВА

Сообщение психологический словарь » Сб мар 26, 2011 6:48 am

Психология тоталитарного общества [лат. totalis — целый, полный] — направление социально-психологических исследований, сложившееся в первой половине XX в. в результате зарождения и распространения тоталитарных форм государственного устройства. П. т. о. характеризуется парадоксальными феноменами: 1) падением уровня взаимного доверия в условиях роста групповой сплоченности; 2) преданностью харизматическому лидеру в сочетании с непониманием мотивов и целей его решений; 3) ростом ответственности при одновременном сужении поля личной инициативы; 4) повышенными требованиями к соблюдению нравственных норм в сочетании с садомазохистскими формами контроля за индивидуальным поведением. П. т. о. не обязательно имеет общегосударственное распространение: для тоталитарных организаций религиозно-политического толка также характерны перечисленные феномены. П. т. о. представляет благоприятную почву для распространения социальных психозов. Пропаганда, которую ведут в тоталитарном обществе средства массовой коммуникации, существенно влияет на понимание социально значимой информации и постепенно искажает образ мира в массовом сознании. Заслуживает особого внимания высокая скорость адаптации групп к нормам и установкам, типичным для П. т. о. Возможно, это связано с архетипической природой отношения к отцу и поиском защиты от врага, архетип которого скрыт в коллективном бессознательном.

А.А. Брудный

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Сообщение психологический словарь » Сб мар 26, 2011 4:42 pm

Психология труда — наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. С позиций П. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства рабочей силы. Организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника (его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно-бытовых и экологических условий жизни) оборачиваются прибылью в сфере производства. Главные задачи П. т. на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего культуре труда.

Е.Б. Моргунов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс мар 27, 2011 1:54 am

Психология управления — междисциплинарное направление в психологии, органически связанное с психологией труда, социальной психологией, социологией труда, теорией управления. Наиболее общим определением предмета П. у. является указание на психологические закономерности управленческой деятельности. Вместе с тем, признание положения о субъект-субъектном характере управленческой деятельности, а также того факта, что ее субъектом выступают как отдельные лица, так и группы, включающие различные категории членов организации (лиц, наделенных властными полномочиями, специалистов управления, исполнителей), делает очевидным, что такое понимание предмета П. у. оказывается неоправдано широким и пересекающимся с предметом психологии труда и инженерной психологии. Наиболее полная дифференциация предмета П. у. от других психологических дисциплин достигается за счет указания на изучение психологических закономерностей деятельности лиц, наделенных властными полномочиями и реализующих основные функции управления, а также феноменология, связанная с осуществлением управления в сложноорганизованых открытых системах. К числу таких феноменов относятся: коллективный субъект управленческой деятельности, управленческое взаимодействие, стили управленческой деятельности, управленческая концепция руководителя, алгоритмы реализации основных функций управления и лежащие в их основе циклы переработки информации (управленческие решения), процесс становления управленческих команд. Особое место среди них занимает личность руководителя и состав его профессионально важных качеств. На настоящем этапе развития П. у. еще не преодолела своей методологической эклектичности, связанной с ее полидисциплинарным происхождением. Методами П. у. являются: наблюдение, опрос, анализ документов, естественный эксперимент, трудовой метод (самонаблюдение профессионалов). Практическая реализация разработок в области П. у. осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.

Т.С. Кабаченко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЯ УРБАНИСТИЧЕСКАЯ

Сообщение психологический словарь » Вс мар 27, 2011 7:30 am

Психология урбанистическая [лат. urbanis — городской] — система феноменов, в совокупности выражающих влияние городского образа жизни на психологию групп и индивидов. Начала складываться в античную эпоху, когда выявились основные черты П. у.: повышенное внимание к торговле, политике, спорту, моде, отход от традиционных ценностей. Типичное для П. у. чувство "одиночества в толпе" служит эмоциональным стимулом для стремления идентифицироваться с престижными в городе социальными группами. Одновременно П. у. порождает и внимание к индивиду, его личным достоинствам; контраст норм массового сознания и противостоящих им неповторимых индивидуальных черт выдающейся личности составляет основу конфликтных ситуаций, характерных для П. у. Другой характерный для нее конфликт выражает психологическую конфронтацию недавнего жителя села с потомственным горожанином: распад этнически традиционных моральных норм зачастую приобретает трагический характер. В психологии тоталитарного общества "кровь и почва" символически противостоят "камням и асфальту"; с точки зрения социальной психологии существенно, что тоталитаризм ищет психологическую опору в маргинальных слоях городского населения, создавая в массовом сознании иллюзорный идеал стабильной сельской жизни, лишенной космополитических черт и динамизма П. у. В то же время проблема динамизма П. у. — это в значительной степени проблема социальной и возрастной психологии, изучающих субкультуру студенчества, рабочей среды и пр.

А.А. Брудный

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс мар 27, 2011 5:24 pm


Психология учения (синоним: психология обучения) — один из двух основных разделов педагогической психологии, посвященный изучению процесса учения как познавательного процесса, сознательно направленного на приобретение знаний и умений (опыта деятельности) в различных предметных областях в ситуации организованного обучения. П. у., таким образом, выявляет специфику функционирования всех познавательных процессов у учащихся в ходе приобретения знаний и умений в обучении как компонентов процесса учения. Главной задачей в исследовании учения является выявление состава и факторов учения, определяющих его основные свойства (результативность, длительность, напряженность и др.). Кроме исследования общих вопросов состава, свойств и факторов учения, проводится также изучение особенностей функционирования учения применительно к усвоению знаний и умений в конкретных учебных предметах. Это осуществляется в рамках прикладных отраслей П. у. — П. у. математике, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, литературе и искусству, языкам, спорту и др. Другим основанием выделения отраслей П. у. являются возрастные ступени учащихся. По этому основанию выделяются П. у. дошкольников, школьников различных уровней обучения и студентов. Помимо этого различают также П. у. в норме и патологии.

Исследования учения осуществлялись в рамках психологии и дидактики задолго до появления П. у. и педагогической психологии в целом как специальной отрасли психологии. Достаточно развернутые описания и объяснения состава и факторов учения можно найти в трудах Коменского, Гербарта, Дистервега, Дьюи, Ушинского. С начала XX в. учение изучается многими представителями разных научных школ как проблема педагогической психологии, оформившейся в самостоятельную область психологической науки. Здесь приложили свои усилия поздние ассоцианисты (Эббингауз, Мюллер, Мейман, Лай, Циген, Нечаев, Каптерев, Румянцев и др.), бихевиористы (Торндайк, Уотсон, Газри, Халл, Скиннер, Бандура и др.), гештальтисты (Вертгаймер, Кофка, Дункер, Секкей), сторонники концепции взаимодействия субъекта с объектом (Пиаже и его последователи), когнитивисты (Осгуд, Осбел, Брунер, Ганье, Лингхарт, Глейзер, Резник, Андерсон, Стернберг и др.), представители теории социальной детерминации и деятельности (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Гальперин и их последователи).


>Для отражения характеристик учения применяются методы прямого и косвенного отражения изучаемых характеристик. К прямым методам относятся: вербальные отчеты испытуемых, ответы на вопросы в анкетах, в беседах и интервью. К косвенным методам отражения характеристик учения относятся: анализ результатов учения в обучении и в тестах обучаемости, анализ речевых данных при "рассуждении вслух" в ходе выполнения операций в составе учения и решения учебных задач, использование психофизиологических показателей (скрытых речевых артикуляций и др.). К настоящему времени получены довольно обширные эмпирические знания о составе учения, а также условиях и факторах учения, влияющих на характеристики его эффективности. (результативность, длительность, напряженность). В эмпирических описаниях состава и структуры процесса учения выделяются компоненты этого процесса разных уровней.


На исходном макроуровне предлагается различать от двух до шести макрозвеньев учения (познание — запоминание, или: внимание — восприятие — осмысление — закрепление — применение — перенос). Указанные компоненты действительно сводятся к двум, но не просто к познанию и запоминанию, а к более широким функционально, которые включают в себя познание и запоминание, но также и другие процессы.


Первым таким макрокомпонентом в составе учения является построение (получение, создание, возникновение в опыте, уяснение) знаний об объектах и действиях с ними, вторым — отработка (освоение, упрочение, закрепление) знаний и действий.


Составляющими первого макрокомпонента — построения знаний — являются познавательные процессы селективного восприятия, понимания сообщений, эмпирического и теоретического мышления, реализуемые на основе аналитико-синтетических операций (различение, разделение, абстрагирование, отождествление, обобщение, объединение), а также символические операции (кодирование и декодирование речевых, искусственно-знаковых, схематических и других сообщений). Составляющими второго макрокомпонента — упрочения знаний и умений — являются их интериоризация и автоматизация на основе непосредственных и опосредованных мнемических операций.


Важной составляющей обоих макрокомпонентов могут быть рефлексивные акты регуляции всех познавательных и мнемических учебных действий на основе знания их результатов и способов осуществления. Указанные регулирующие акты делают учение активным и целесообразным процессом, т. е. деятельностью субъекта. Однако эмпирически наблюдается также учение, протекающее и как нерегулируемый процесс.

В теориях учения делаются попытки объяснить свойства учения и выдвигаются гипотезы четырех видов: 1) О наличии различных необходимых компонентов в структуре учения, которые не наблюдаются непосредственно. 2) О сводимости тех или иных явно наблюдаемых компонентов учения к другим наблюдаемым его компонентам. 3) О необходимости некоторых наблюдаемых компонентов учения и необязательности других для того, чтобы учение вообще состоялось и дало результат — приобретение новых знаний и умений. 4) О необходимости (причинном характере) каких-либо явных внешних или внутренних условий также для достижения результатов учения (а не просто для его ускорения и облегчения, что обычно бесспорно относится к эмпирическому изучению учения, в отличие от установления причинных связей, которое чаще относят к теоретической работе, но иногда считают также эмпирическим исследованием). Часто указанные виды теоретических объяснений сочетаются в составе утверждений различных теорий учения. Кроме теорий учения психологического уровня, имеются также теории психофизиологического уровня, в которых делаются попытки объяснить характеристики компонентов учения через процессы высшей нервной деятельности и другие мозговые механизмы.

И.И. Ильясов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пн мар 28, 2011 2:36 am

Психолого-педагогическое консультирование (синоним: возрастно-психологическое консультирование) [греч. pais (paidos) — дитя + agō — веду, воспитываю] — вид индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков. П.-п. к. направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии — задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции (Л.С. Выготский, Н.М. Щелованов). В отличие от других видов психологического консультирования, предметом П.-п. к. являются динамика и содержание психического развития ребенка (подростка) на каждой возрастной стадии развития, т. е. индивидуальные особенности возрастного развития.

В основе практики П.-п. к. лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе.


Концепция психологического возраста определяет схему анализа индивидуальных вариантов и особенностей психического развития ребенка, включающую три основных компонента: характеристику социальной ситуации развития ребенка, иерархическую структуру видов деятельности, типичных для данной возрастной стадии, и характеристику уровня развития личности и сознания ребенка. Реализация указанной схемы позволяет решать задачи П.-п. к., включающие проведение психологического обследования, постановку психологического диагноза и формулирование прогноза развития, определение системы психолого-педагогических назначений, реализующих профилактические и коррекционно-развивающие цели.

Принципы П.-п. к. включают этические, стратегические и тактические. Важнейшими этическими принципами являются: принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности; принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации; принцип компетентности и ответственности консультанта. Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития, составляют: принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой) и принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий. Тактические принципы возрастно-психологического консультирования включают: принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией; принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер; принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками; принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка; принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий и их реализации.

П.-п. к. осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач: 1) этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных); 2) этап комплексного психологического обследования; 3) аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариантного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций); 4) этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследования до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы); 5) этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий. Основными организационными формами проведения П.-п. к. являются специализированные психологические центры городского и районного уровня, школьная психологическая служба, психологические консультации в учреждениях здравоохранения, психолого-медико-педагогические комиссии районных и городских отделов народного образования, психологическая служба помощи семье, профориентационные центры и консультации.

О.А. Карабанова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОМЕТРИКА (ПСИХОМЕТРИЯ)

Сообщение психологический словарь » Пн мар 28, 2011 8:55 am

Психометрика (психометрия) — совокупность теоретико-математических моделей и процедурно-методических правил организации сбора и обработки эмпирических данных, позволяющих выразить психические свойства и параметры психических процессов в числовой или квазичисловой (ранговой, категориальной) форме. Без знания психометрических правил современный специалист (не только исследователь, но и практик) не может корректно применять разнообразные измерительные методы в психологии. Низкая надежность единичных измерительных проб в психологии (наличие высокого уровня случайных колебаний измеряемого свойства и помех) обусловила объективную необходимость многократного повторения измерительных проб и статистического анализа повторяющихся наблюдений, т. е. возникло тесное объединение П. с прикладной математической статистикой. Бурное развитие П. в XX в. обусловило значительный вклад, который внесли именно психометристы в общенаучный арсенал современных статистических и нестатистических методов анализа данных. В качестве примера таких методов можно назвать многие разновидности корреляционного, факторного, кластерного анализа, многомерного шкалирования и т. п. В наибольшей степени П. разработана на сегодня в таких областях психологии, как психофизика и дифференциальная психология. Соответственно этим областям целесообразно разделять П. на "общую" и "дифференциальную". Общая П. устанавливает числовые соответствия между каким-то свойством стимула (например, интенсивностью света, звука) и соответствующим ощущением определенной силы (яркостью, громкостью и т. п.). Дифференциальная же П. выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми. В этой второй области П. разработаны основные критерии качества психологического измерения — такие свойства психологических тестов, как надежность, валидность, репрезентативность. В области дифференциальной психологии П. является технологической основой для измерительной психодиагностики.

А.Г. Шмелев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХООРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Сообщение психологический словарь » Пн мар 28, 2011 1:31 pm

Психоорганический синдром — снижение уровня личности, выражающееся в сужении круга интересов, некоторой пассивности, аффективной лабильности, психомоторной заторможенности или же грубости. Описан Э. Блейлером в 1911 г. П. с. возникает при органических поражениях ЦНС любого генеза — травматического, токсико-инфекционного и пр. При П. с. снижена способность к концентрации внимания, отмечается повышенная рассеянность.


Ассоциативные процессы несколько обеднены и замедленны, наблюдаются персеверации, аффективная лабильность с преобладанием в некоторых случаях эйфоричности, а в других — депрессивности. Очень часто отмечаются явления астенизации, особенно с раздражительной слабостью. В некоторых случаях — снижение влечений. Одновременно — выраженная вазовегетативная лабильность.


Часто — головные боли, головокружения, метеопатия, плохая переносимость жары и духоты, езды в транспорте, мелькания кадров и света при просмотре кино- и телефильмов, предменструальный синдром. Плохая переносимость алкоголя, к которому, несмотря на это, быстро образуется привыкание.


Для более тяжелых форм органического поражения головного мозга характерна триада Вальтер-Бюэля: (1) ослабление памяти; (2) ухудшение понимания; (3) аффективность, несдержанность. Возможны очаговые церебральные расстройства (афазия, агнозия, параличи и др.), адинамия, апатия, и др. В зависимости от преобладания в клинической картине тех или иных симптомов в рамках психоорганического синдрома выделяют такие варианты, как астенический, энцефалопатический, психопатоподобный, эпилептиформный, шизо- или эндоформный и дефицитарный. В общий комплекс лечебных мероприятий при психоорганических расстройствах наряду с дегидрационной, рассасывающей, противоспалительной и психофармакологической терапией обязательно входит и психотерапия. Так, гипнотерапия, как и все другие виды суггестивной психотерапии, может успешно применяться для снятия неврозоподобной симптоматики, нарушений сна и аппетита, снижения настроения, расстройств памяти, внимания, умственной работоспособности. Большое значение имеет психотерапия в группе, особенно в форме "лечебной перспективы".

В. Я. Гиндикин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРЫ

Сообщение психологический словарь » Вт мар 29, 2011 3:19 am

Психопатические характеры (от греч. psyche — душа + pathos — страдание) — патология, при которой в характере человека наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

П. х. возникают как следствие: 1) заболевания (травмы головного мозга, инфекции, интоксикации, психотравмы и т. д.), 2) врожденной неполноценности нервной системы, вызванной факторами наследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и т. д. Такие П. х., называемые конституциональными, или истинными, проявляются уже в детском возрасте в виде нарушений эмоционально-волевой сферы, при этом интеллект может быть относительно сохранным. Степень выраженности П. х. во взрослом возрасте зависит от условий воспитания и влияния окружающей среды.

Проявления П. х. разнообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, принято выделять следующие классические типы П. х. (П. Б. Ганнушкин): 1) циклоиды, основной признак которых — постоянная смена настроения с колебаниями цикла от нескольких часов до нескольких месяцев; 2) шизоиды, для которых характерен уход от контактов, замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии, угловатость движений; 3) эпилептоиды, основной признак которых — крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпеливость, упрямство, обидчивость, жестокость, склонность к скандалам; 4) астеники, которым свойственна повышенная впечатлительность, психическая возбудимость, сочетающаяся с быстрой истощаемостью, раздражительность, нерешительность; 5) психастеники — тревожные, неуверенные в себе, склонные к постоянным раздумьям, патологическим сомнениям; 6) паранойяльные П. х. — склонны к образованию сверхценных идей, упрямы, эгоистичны, отличаются отсутствием сомнений, уверенностью в себе и завышенной самооценкой; 7) истерические П. х. — проявляются в стремлении во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих, при этом оценка ими реальных событий всегда искажена в благоприятную для них сторону, в общении манерны, театральны; 8) неустойчивые П. х. — основные признаки: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих; 9) органические П. х. — отличаются врожденной умственной ограниченностью, могут хорошо учиться, но бесплодны, когда нужно применить знания или проявить инициативу, умеют "держать себя в обществе", но банальны в суждениях.

Четкой границы между П. х. и вариантами нормальных характеров не существует. Указанным типам П. х. в норме соответствуют натуры с подобным характерологическим складом, но без патопсихологической выраженности. Под влиянием болезни или психотравм у людей с П. х. могут возникать острые и затяжные реактивные и невротические состояния, а также депрессии. В профилактике П. х. большое значение имеет адекватное воспитание, психотерапевтическое и фармакологическое лечение.

Л. А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОПАТИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт мар 29, 2011 9:38 am

Психопатия (греч. psyche — душа + pathos — страдание, болезнь) — патологическое состояние личности, проявляющееся ее общей дисгармонией, выраженной в такой степени, что это приводит к нарушениям межличностного общения и социальной адаптации человека во многих сферах его жизни. Синоним: расстройство личности. К типичным проявлениям П. относят неумение управлять эмоциями (вспыльчивость, неоправданный оптимизм или пессимизм, подозрительность), слабость воли и расторможенность влечений (леность, нетерпеливость, склонность к употреблению алкоголя и наркотиков, гиперсексуальность, подверженность асоциальному влиянию), опасные и нецелесообразные поступки (агрессия, уход из дома, бессмысленное воровство, насилие или чрезвычайная замкнутость, отказ от контактов с людьми), неверную самооценку. Описанные свойства личности развиваются в детстве и стойко сохраняются в течение всей жизни без существенных изменений. От психических заболеваний П. отличается отсутствием выраженной положительной или отрицательной динамики. П. считают фактором предрасполагающим ко многим психическим заболеваниям (неврозы, алкоголизм, наркомании, депрессия и пр.), суициду и уголовным преступлениям. Общепризнанной классификации П. нет, обычно выделяют: паранойяльную (склонность к сверхценным идеям), шизоидную (замкнутость), истерическую (демонстративность), неустойчивую (безволие), возбудимую (вспыльчивость), психастению (тревожность и педантизм), астеническую (утомляемость и зависимость). Причинами формирования психопатии считают наследуемые и приобретенные в раннем детстве особенности конституции, а также влияние микросоциального окружения и неправильное воспитание (гипер- и гипоопека).


Глубинная психотерапия (особенно групповая) в сочетании с психотропными средствами применяются для коррекции поведения и улучшения адаптации. В соответствии с законом РФ диагностику П. проводит врач-психиатр.

Ю. Г. Тюльпин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт мар 29, 2011 6:50 pm

Психопатология (греч. psychē — душа, páthos — страдание, болезнь и logos — учение, наука) — раздел медицинской психологии, в котором изучаются психологические аспекты аномального изменения личности и динамики её дезадаптивного поведения в результате влияния врождённой или приобретённой патологии мозга и нервной системы, психотравмирующих событий, разного рода психических и соматических заболеваний. П. тесно связана с патопсихологией, поскольку обе дисциплины имеют дело с одним и тем же объектом исследования — нарушением психической деятельности. При этом если патопсихология в своих исследованиях опирается на патопсихологический эксперимент (Б. В. Зейгарник), в котором используются психологические методы и соответствующий язык описания полученных результатов, то П. больше повёрнута в сторону общей и социальной психиатрии, в связи с чем врачи-психиатры считают её разделом психиатрии. Как следствие в П. наряду с психологическими используются клинические методы исследования и медицинская терминология (этиология, патогенез, симптом, синдром и т. п.). Предметом психопатологических исследований в основном выступают: 1) конкретные расстройства, которые могут быть сведены в две основные группы. В первую входят синдромы, где наиболее характерными и постоянно присутствующими являются либо поражение когнитивных функций (память, интеллект и обучаемость), либо нарушения осознавания (расстройства сознания и внимания). Для второй группы синдромов наиболее характерным являются расстройства восприятия (галлюцинации), содержания мыслей (бред), настроения и эмоций (депрессия, приподнятость, тревога) или общего склада личности и поведения.

Когнитивные или сенсорные дисфункции при этом минимальны или трудно устанавливаемы; 2) другим предметом исследования П. являются нарушения в социально-психологической сфере и поведении, например, касающиеся психологического функционирования, снижения продуктивности деятельности, препятствий к выполнению социальной роли и т. п.; 3) ещё одним предметом исследований выступают расстройства психологического (психического) развития детей и подростков, к которым относятся эмоциональные расстройства и расстройства поведения (например, расстройства приема пищи, расстройства сна, половой идентификации, фобические тревожные расстройства и т. п.).

Л. А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОПАТОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Сообщение психологический словарь » Ср мар 30, 2011 12:09 am

Психопатология подросткового возраста — нарушение психического развития в эпоху отрочества (примерно 13—16 лет). В зависимости от уровня и качества нарушения различают три основные его формы: психологический криз созревания, дисгармонически и патологически протекающий пубертат. Первый из них ограничивается заострением пубертатных психологических особенностей (карикатурное стремление к самоутверждению, чёрствость и жестокость, упрямство и оппозиционность, непримиримый максимализм в оценках и решениях, пр.), которые могут выступать как единственное психическое отклонение или входить в структуру более сложных клинических картин.


Дисгармонический психологический криз охватывает сферу парциальных (частичных) личностных нарушений и клинически оформляется в виде пубертатных патохарактерологических, психопатических и психопатоподобных синдромов. Наибольшего внимания — в связи с его клинической значимостью заслуживает патологический психологический криз, который может выступать в двух вариантах: 1) гебоидные (юношеские) состояния (К. Кальбаум, 1884) и 2) собственно патологический психологический криз.


>Обобщённая характеристика простых гебоидных состояний включает карикатурно-утрированные психологические проявления искажённого психологического криза, астенический симптомокомплекс, эмоциональную извращённость и нарушения влечений. Клиническая картина включает выраженный инфантильный эгоцентризм, гротескное стремление к самоутверждению с грубой оппозицией к окружающему, полное игнорирование нравственных норм и ценностей, изощрённую жестокость с садистскими проявлениями, отсутствие чувства жалости и сострадания ("моральный дальтонизм"), склонность к импульсивной агрессии, отсутствие чувства долга, ответственности, интереса к продуктивной положительной деятельности при усиленном патологическом интересе ко всему, что связано с насилием, кровавыми расправами, убийствами, истязанием. К этому же ряду относятся нарушения поведения, отражающие эти особенности психики: расторможенность влечений, примитивное гедонистическое мотивирование своих поступков, стремление к немедленной реализации сиюминутных побуждений, что определяет частоту общественно опасных действий и выделение понятия "криминальный гебоид".


Сексуальная расторможенность у гебоидов бывает выражена очень интенсивно и нередко сопряжена со своеобразной охваченностью сексуальными переживаниями. Однако чаще речь идёт не о повышенном сексуальном влечении, а об иных механизмах по типу нарушения волевых функций или так называемого "инфантильного коллекционирования", сверхценном стремлении к самоутверждению, жажде власти. Такой тип сексуального поведения особенно характерен для лиц женского пола и нередко является преобладающим в клинической картине. Нарушения влечений касаются не только сексуальной сферы, они являются полиморфными.

Второй вариант (собственно патологический подростковый криз), несмотря на сходство с гебоидными состояниями, значительно отличается от них. Основное место в клинической картине занимают пубертатные психопатологические личностные синдромы, а также утрированные проявления психологического криза созревания.

В. А. Гурьева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Сообщение психологический словарь » Ср мар 30, 2011 5:44 am

Психопрофилактика (греч. psychē — душа и prophylaktikos — предохранительный) — область клинической психологии, задачей которой является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы П. включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, "телефонов доверия" и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами П. являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т. п.

А. М. Эткинд

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОСЕМАНТИКА

Сообщение психологический словарь » Ср мар 30, 2011 7:32 pm

Психосемантика [греч. semantikos — обозначающий] — область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредствующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений и т. д. П. исследует различные формы существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, символические действия, а также знаковые, вербальные формы), анализирует влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний субъекта на формирующуюся у него систему значений. Основным методом экспериментальной П. является построение субъективных семантических пространств, являющихся модельным представлением категориальных структур индивидуального сознания. П. изучает как общепсихологические аспекты процесса категоризации, так и дифференциально-психологические. В последнем случае задачей П. является реконструкция системы представлений данного индивида о мире путем реконструкции системы его индивидуальных значений и личностных смыслов.

В.Ф. Петренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]