П • Психология и соционика

П

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб мар 05, 2011 4:36 pm

Профессиональная консультация — научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. П. к. должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии — с другой.

К.М. Гуревич

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Вс мар 06, 2011 7:24 am

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую. Существуют два основных типа П.М. - горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной П.М. подразумевается переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии. Под вертикальной П.М. подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного профессионального пласта в другой.

В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной П.М.: восходящая и нисходящая, т. е. профессиональный подъем и профессиональный спуск.


Восходящие течения существуют в двух основных формах: овладение индивидом более высокой профессиональной позицией или обучение профессиональной группы, к которой принадлежит индивид, новой перспективной профессии и перемещение этой группы на новый профессиональный уровень. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в переходе индивида с более высокой профессиональной позиции на более низкую; другая форма проявляется в деградации профессиональной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других профессиональных групп.

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной П.М. Под интенсивностью понимается вертикальная профессиональная дистанция или количество профессиональных слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Под всеобщностью вертикальной П.М. подразумевается число индивидов, которые изменили свое профессиональное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.


Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной П.М. в профессионально-квалификационной структуре занятых в экономике страны; пропорция таких индивидов в профессионально-квалификационной структуре дает относительную всеобщность вертикальной П.М. Интенсивность и всеобщность вертикальной П.М. колеблется в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории. В ходе истории любой страны или профессиональной группы существуют периоды, когда вертикальная П.М. увеличивается как количественно, так и качественно, однако существуют и периоды, когда она уменьшается. В этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной П.М.


>Функции тестирования, селекционирования и распределения индивидов в те или иные профессиональные группы выполняются профессиональными организациями. Если семья и школа являются механизмами, тестирующими общие свойства индивидов, то профессиональные организации - механизмами, тестирующими специфические качества индивидов, необходимые для выполнения специальных функций, связанных с той или иной профессией.


Профессиональное тестирование и селекция проявляются прежде всего в том, что сам факт существования особых профессий требует определенного отбора людей, которые могут войти и укрепиться в данной профессии, заниматься ею. Вторая основная форма тестирования и селекции индивидов профессиональными организациями проявляется в восходящем продвижении, блокировании или нисходящем движении внутри профессиональных рангов и межпрофессиональных слоев. Третья форма профессионального тестирования, селекции и распределения индивидов выражается в факте перемещения человека из одной профессиональной сферы, непригодной для него, в другую, которая лучше соответствует его способностям и призванию. Таковы, по сути, функции, выполняемые профессиональными группами в плане контроля за социальной циркуляцией и распределением индивидов.

Социальная значимость этих функций состоит в том, что они способствуют расширенному воспроизводству человеческого капитала в плане формирования гибкой и универсальной рабочей силы, успешно участвующей в развертывании научно-технического прогресса.

Г.Н. Соколова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс мар 06, 2011 12:43 pm

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (профориентация или ориентация на профессию) - процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.

Ориентация на определенный вид деятельности и выбор профессии приобретает и более широкое значение, выступая в качестве одной из сторон ориентации социальной - направленности инвалида на вхождение в определенный социальный класс, слой, социальную группу общества. В социологии проблемы П.О. личности рассматриваются в тесной связи с феноменом профессий престижа (см.), отражающем их значимость и авторитет в общественном мнении.

Процесс формирования П.О. у молодых людей может осуществляется под влиянием их ближайшего окружения - родителей, знакомых, друзей, либо под влиянием системы мер, целенаправленно воздействующей на выбор профессии молодежью со стороны официальных институтов - школы,


СМИ, службы занятости, специализированных профориентационных центров и кабинетов, отдельных предприятий и организаций, заинтересованных в привлечении специалистов необходимого им профиля. В систему мер по профориентации входит пропаганда наиболее необходимых обществу профессий, сведения о востребованности специалистов той или иной профессии на рынке труда, индивидуальные консультации, информация об учебных заведениях всех уровней (профессионально-технических, средне-специальных и высших) и т.д.

Одним из наиболее важных показателей сформированности П.О. является намерение лица работать или продолжить учебу в соответствии с приобретенной им профессией. Неудовлетворенность полученной профессией или невозможность трудоустройства по имеющейся профессии зачастую ведут к новому витку процесса П.О. и пересмотру своего выбора. Особое значение развитие системы профориентации имеет в период зкономических преобразований в стране, обостряющих безработицу, когда резко меняется востребованность отдельных профессий на рынке труда, когда у индивида возникает потребность в выборе и приобретении не одной, а двух или трех профессий для успешного трудоустройства.

О.Г. Лукашова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Сообщение психологический словарь » Вс мар 06, 2011 5:19 pm

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - совокупность социальных групп, критерием выделения которых является распределение работников на основании их принадлежности к определенному виду деятельности (профессии), а также система взаимосвязей между этими группами.

П.С. базируется на профессиональном разделении труда, отражающем производственно-технологическую сторону и функциональное содержание труда. В результате профессионального разделения труда идет процесс обособления профессий, а внутри них - выделение специальностей. П.С. находится во взаимосвязи с социальной структурой общества, поскольку профессиональное разделение труда тесно связано с его общественным разделением. Поэтому П.С. часто рассматривается и в этом ракурсе - как социально-профессиональная структура. Профессиональное разделение труда связано со всеми видами общественного разделения труда, в особенности с отраслевым и квалификационным.


Отсюда тесная взаимосвязь П.С. с отраслевой структурой. Каждой отрасли экономики соответствует определенная группа профессий. Существуют профессии, общие для нескольких отраслей ("сквозные" профессии). Наряду с П.С. отраслей и сфер хозяйственной деятельности выделяют П.С. регионов (территорий) и отдельных предприятий.

П.С. является достаточно динамичной.


С течением времени в обществе возникают новые профессии. Происходит постоянный рост их числа, а также числа специальностей и занятий. Несколько более медленными темпами протекает обратный процесс - естественный процесс отмирания устаревших профессий.


Происходит сужение либо расширение профессиональных групп по числу работников, меняется место этих групп в иерархии профессий. Наиболее традиционными основаниями для классификации профессий могут служить: характер труда (профессии преимущественно умственного и преимущественно физического труда; или ручного, механизированного и автоматизированного труда); сложность выполняемой работы, требующая определенного уровня квалификации работника (профессии высококвалифицированного, квалифицированного, малоквалифицированного и неквалифицированного труда); характер выполняемых функций (профессии вспомогательные, обслуживающие, основные). В основу классификаций видов деятельности (профессий) могут быть заложены разные основания (критерии) в зависимости от целей исследования. В Беларуси наиболее общей классификацией является Общегосударственный классификатор Республики Беларусь профессий рабочих и должностей служащих, утвержденный приказом Белстандарта от 30 декабря 1996. Исследования П.С. базируются на материалах переписей населения и профессионального состава рабочих (последняя всесоюзная перепись населения в СССР состоялась в январе 1989; в Республике Беларусь перепись населения проводилась с 16 февраля 1999).


>Отслеживание изменений, происходящих в П.С., является весьма важным для решения задач по прогнозированию развития отдельных отраслей, регионов, конкретных профессий; для разрешения проблем занятости и безработицы; для планирования подготовки и переподготовки кадров, исходя из потребностей экономики и социальной политики в сфере труда; для изучения процессов профессиональной мобильности; гендерных аспектов профессионализации; отношения индивидов к профессиям, их профессионального поведения; престижа профессии и т.д.

Социологические исследования П.С. относятся к области социологии профессий, близко связанной с социологией труда (см.), а также экономической социологией (см.).

О.Г. Лукашова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР

Сообщение психологический словарь » Пн мар 07, 2011 2:31 am

Профессиональный отбор — разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Основой П. о. являются конкретные нормативные характеристики профессии: социальные (функции, задачи, цели); операциональные (точность исполнения; временные, пространственные, логические характеристики); организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда), позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы, строить процедуру отбора и проводить диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессиональной деятельности.

Е.М. Иванова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПРОФЕССИЯ

Сообщение психологический словарь » Пн мар 07, 2011 8:50 am

ПРОФЕССИЯ - 1) устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; 2) большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельностью.

Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру общества. Поскольку профессиональное разделение труда связано с делением общества на социальные группы занятых отдельными видами труда и отношениями между группами в зависимости от их социального статуса и престижа профессий, то профессиональная структура связана и взаимодействует с социальной структурой.

Более детальное описание элементов П. можно выразить следующим образом: общее образование - специальная подготовка - квалификация - специальность. Значение общего образования состоит в том, что в современных условиях оно является необходимой предпосылкой профессионального развития. Специальная подготовка включает в себя специфические знания трудовых функций, которые предстоит выполнять. Уровень квалификации определяется сочетанием уровней всех элементов П., причем существует естественная зависимость последующих элементов от предыдущих. Когда П. конкретизируется, став достоянием одного лица, занятого данным видом работы, она приобретает характер специальности. П. независимо от специальности существует лишь как предпосылка, которая должна быть реализована в действительном труде. Практическая связь П. и трудовой функции достигается на уровне специальности, которая завершает профессиональное развитие работника. Система однородных специальностей образует профессиональную общность или П. в широком смысле слова.


>Распределение занятого населения Республики Беларусь по профессионально-должностным группам (по данным 1998) выглядит следующим образом. Руководители составляют 13,6%; специалисты высшего уровня квалификации - 26,4%; специалисты среднего уровня квалификации - 9,5%; служащие - 6,9%; работники сферы обслуживания - 8,5%; квалифицированные рабочие промышленности - 19,6%; операторы, аппаратчики, машинисты промышленных установок - 7,8%; неквалифицированные рабочие - 7,7%.

Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы и подвижны. Нарастающая специализация физического труда в ходе научно-технического прогресса сочетается с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различным отраслям производства. В то же время многие виды умственного труда "технизируются" благодаря применению современных компьютерных устройств. В результате растущее число профессий занимает пограничное положение в общественном разделении труда, сочетая в себе разные его виды.

Г.Н. Соколова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПРОХАЗКА

Сообщение психологический словарь » Пн мар 07, 2011 10:37 pm

ПРОХАЗКА (Prochazka) Йиржи Георг (1749—1820) — чешский физиолог, анатом, офтальмолог. Создатель учения о рефлекторной природе поведения. Предшественник Я. Пуркине. В 1776 г. окончил медицинский фак-т Венского ун-та. Профессор Венского (1778—1780 и 1791—1818) и Пражского (1790—1791) ун-тов. Основатель научного медицинского общества в Праге (1784). Поч. чл. многих европейских обществ, в том числе Петербургской медико-хирургической академии.


Изучал принципы деятельности НС. Отвергая витализм, развил новаторскую концепцию об обусловленности психических функций человека работой ЦНС, которая стала основой нейрофизиологии.


В своей первой работе "Трактат о функциях нервной системы" (1794) обосновал эмпирически достоверное представление о рефлексе, как переходе (отражении) чувственных впечатлений от высших нервных центров к мышцам. Не ограничиваясь характеристикой рефлекса как закономерного нервномышечного акта, представил эту закономерность не как чисто физическую, а как психобиологическую. Материальным основанием рефлекса служит нервная сила (отнесенная П. к категории электрических явлений), при этом выполняемая им функция является психофизиологической.


Эта функция заключается в том, чтобы, используя ощущения и движения, избегать вредных воздействий, стремясь искать и использовать полезные для выживания. В противовес идеалистическим воззрениям на душу, П. доказывал, что душевными функциями следует считать способности, необходимые для самосохранения живых существ и их потомства, способности, реализуемые головным мозгом. Это положение было детально обосновано в завершающем труде П. "Физиология или учение о природе человека" (1820), в котором давалось принципиально новое понимание физиологии: в предмет этой науки включалось естественно-научное объяснение не только физиологических, но и психических факторов жизнедеятельности. При этом отвергалось представление о субстанциональности сознания и все его явления переводились в план объективного, естественно-научного анализа, осью которого служила категория рефлекса.

В указанном труде П., в отличие от своих предшественников, считавших рефлекторный акт принципом работы низших отделов нервной системы, утверждал, что весь организм, стало быть и головной мозг, служит субстратом отражения внешних впечатлений к двигательному аппарату, реализующему взаимодействие организма (в том числе — человеческого) со средой. Ощущения же и развивающиеся из них более сложные психические явления служат "компасом жизни" (термин П.), т. е. ориентируют организм во внешнем окружении, обеспечивая адаптацию к ней. Открытую Декартом рефлекторную структуру поведения П. обогатил рядом новых идей, предвосхитивших последующие открытия психофизиологов. К ним относятся: понятие о биологическом предназначении этой структуры (биология, а не механика), о зависимости ее усложнения от изменения характера взаимоотношений живых существ со средой (генетический подход, а не статический), о пригодности рефлекторного принципа для анализа всех уровней психической деятельности, а не только элементарных (монизм, а не дуализм), о детерминирующем влиянии чувствования (утверждение активного участия психики в саморегуляции поведения). В первой половине XIX века учебник П. служил главным пособием по физиологии в русских медицинских школах, способствуя тем самым упрочению естественнонаучного объяснения психики в кругу русских врачей и натуралистов. Основные труды П. в рус. пер.: "Физиология или наука о естестве человеческом", СПб., 1822; "Трактат о функциях нервной системы", Л., 1957.

А.И. Липкина, М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПРОЦЕДУРА МИСАТРИБУЦИИ

Сообщение психологический словарь » Вт мар 08, 2011 3:13 am

Процедура мисатрибуции (лат. missio — посылать, attributum — неотъемлемость, принадлежность) — терапевтическая техника, с помощью которой клиентов обучают относить причины своих проблем за счет других факторов, чтобы уменьшить самообвинение и беспокойство.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

Сообщение психологический словарь » Вт мар 08, 2011 2:08 pm

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (от греч. член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) — христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшимися с П.-Д.А., выступали: Петр Ивер (412—488), Север Антиохийский и др. Главное сочинение П.-Д.А. — "Corpus Areopagiticum" — включает четыре трактата ("О божественных именах", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О мистическом богословии") и десять посланий. Труды П.-Д.А. (в переводе на латинский язык, осуществленным Иоанном Скотом Эриугеной) стали известны на Западе с 9 в. и стали предметом комментариев Фомы Аквинского, М


.Фичино и др. Сочинения П.-Д.А. написаны от имени персонажа новозаветных "Деяний апостолов" (17, 34) — образованного гражданина Афин, обращенного в христианство в 1 в. проповедью апостола Павла, первого христианского епископа своего города. (Данная точка зрения просуществовала до 16 в.) Первая полемика по поводу трудов П.-Д.А. датируется 533 (дискуссия между православными богословами, отрицавшими их аутентичность, и адептами монофизитства).

В дальнейшем сомнения в подлинности "Corpus Areopagiticum" высказывали Л.Валла, Эразм Роттердамский и др.: ряд особенностей трактатов и посланий П.-Д.А. (стилистика, культовые реалии, текстуальные заимствования из Прокла) требуют датировать их периодом не позже второй половины 5 в. В основании миропредставления П.-Д.А. лежит неоплатоническое представление о принципиальной неописуемости и неопределимости Бога наряду с идеей об условной осуществимости богопознания посредством построения иерархии аналогий. (Так, по мысли П.-Д.А., Бог неизречен, "Божественный мрак" таинственен, "Божественный свет" недосягаем "по причине преизбытка сверхсущностного светолития" и незрим "по причине чрезмерной ясности".) Иерархическая онтология, присущая неоплатонизму, апплицируется П.-Д.А. на сопряженную социальную проблематику: "церковная иерархия" выступает прямым продолжением "иерархии небесной". Так, по версии П.-Д.А., мировая лестница выглядит так: "пресветлый мрак", единый Бог — серафимы, херувимы, престолы; господства, силы, власти; начала, архангелы, ангелы (это строение "небесной иерархии").


Далее — епископы, священники, диаконы; монахи, члены христианской общины, оглашенные. Ниже церковной иерархии — остальной мир: разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела. Образ церкви у П.-Д.А. акцентированно статичен: иерархия людей — прямое продолжение иерархии ангелов — суть цепь отражений чистого света в ничем незамутненных зеркалах.

Эта последовательность, согласно П.-Д.А., и задает стройный распорядок таинств святой церкви. (Эстетическая интерпретация П.-Д.А. картины мира как иерархии света оказала значимое воздействие на средневековую эстетику.) Учение П.-Д.А. как система философской теологии включало в себя три рода теологии: катафатическую


(Бог, "будучи Всем во всем и Ничем в чем-либо, всеми познается из всего и никем из чего-либо"), символическую и мистическую (в ее рамках: апофатическую теологию и теологию сверхумного экстаза как высшей формы познания Бога). Для раскрытия божественной природы П.-Д.А. предлагались два пути богословствования: апофатический (по отношению к божественной единичности) и катафатический (по отношению к божественной троичности). Благодаря этим двум методам выявляется бесконечная степень абсолютно всех мыслимых предикаций "божественного мрака" Единого, так что Он может именоваться, к примеру, различающимся тождеством подвижного покоя. Сверхмыслимый Бог, по П.-Д.А., заключает в себе черты плотиновской благой единицы и бесформенной "умной материи". Христос же выступает наподобие неоплатонического числа, "утверждая согласие между частями и целым". При неоплатонической категории простой математической единичности Бога слова бессмысленны и в ноэтическом космосе вовсе не нужны. Поэтому, по мысли П.-Д.А., умный экстаз


Плотина есть бессловесное "упрощение" до числовой единицы. Только в Троице, замечает П.-Д.А., которая при этом по своей божественной фигуре геометрически равна одному, обретает деятельное (энергийное) значение любая словесность, выявляющая сущности. Отсюда катафатическое богословие, созерцающее Троицу, призвано исследовать любые имена, фиксирующие сущность предметов; следовательно, божественные Имена являются основным ее предметом. На основании этого П.-Д.А. утверждал, что благодаря пресвятой Троице "все рождаемое на небесах и на земле получает бытие и наименование". Бог включает в себя все умные потенции и энергии, поэтому зло не участвует в действительном протекании сущего.

Оно есть лишь оскудение и недостаток добра: "злу даруется бытие по воле случая, и проявляться оно может только в чем-то ином, поскольку не имеет собственного бытия". Абсолютного зла не может быть вовсе, т.к. оно есть полнейшее отсутствие божественного


Блага. В традиции, заложенной П.-Д.А., специфическую трактовку получили понятия "трансцендентный" и "имманентный". Трансцендентным человеческому мышлению считается восхождение от дольнего мира к миру горнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования, имманентный же — нисхождение от горнего мира к дольнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования. Учение П.-Д.А. обрело официальный статус в православии византийского канона благодаря его интерпретации Максимом Исповедником.

А.А. Грицанов, А.Н. Шуман

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

Сообщение психологический словарь » Вт мар 08, 2011 6:43 pm

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (от греч. член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) — христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшимися с П.-Д.А., выступали: Петр Ивер (412—488), Север Антиохийский и др. Главное сочинение П.-Д.А. — "Corpus Areopagiticum" — включает четыре трактата ("О божественных именах", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О мистическом богословии") и десять посланий. Труды П.-Д.А. (в переводе на латинский язык, осуществленным Иоанном Скотом Эриугеной) стали известны на Западе с 9 в. и стали предметом комментариев Фомы Аквинского, М


.Фичино и др. Сочинения П.-Д.А. написаны от имени персонажа новозаветных "Деяний апостолов" (17, 34) — образованного гражданина Афин, обращенного в христианство в 1 в. проповедью апостола Павла, первого христианского епископа своего города. (Данная точка зрения просуществовала до 16 в.) Первая полемика по поводу трудов П.-Д.А. датируется 533 (дискуссия между православными богословами, отрицавшими их аутентичность, и адептами монофизитства).

В дальнейшем сомнения в подлинности "Corpus Areopagiticum" высказывали Л.Валла, Эразм Роттердамский и др.: ряд особенностей трактатов и посланий П.-Д.А. (стилистика, культовые реалии, текстуальные заимствования из Прокла) требуют датировать их периодом не позже второй половины 5 в. В основании миропредставления П.-Д.А. лежит неоплатоническое представление о принципиальной неописуемости и неопределимости Бога наряду с идеей об условной осуществимости богопознания посредством построения иерархии аналогий. (Так, по мысли П.-Д.А., Бог неизречен, "Божественный мрак" таинственен, "Божественный свет" недосягаем "по причине преизбытка сверхсущностного светолития" и незрим "по причине чрезмерной ясности".) Иерархическая онтология, присущая неоплатонизму, апплицируется П.-Д.А. на сопряженную социальную проблематику: "церковная иерархия" выступает прямым продолжением "иерархии небесной". Так, по версии П.-Д.А., мировая лестница выглядит так: "пресветлый мрак", единый Бог — серафимы, херувимы, престолы; господства, силы, власти; начала, архангелы, ангелы (это строение "небесной иерархии").


Далее — епископы, священники, диаконы; монахи, члены христианской общины, оглашенные. Ниже церковной иерархии — остальной мир: разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела. Образ церкви у П.-Д.А. акцентированно статичен: иерархия людей — прямое продолжение иерархии ангелов — суть цепь отражений чистого света в ничем незамутненных зеркалах.

Эта последовательность, согласно П.-Д.А., и задает стройный распорядок таинств святой церкви. (Эстетическая интерпретация П.-Д.А. картины мира как иерархии света оказала значимое воздействие на средневековую эстетику.) Учение П.-Д.А. как система философской теологии включало в себя три рода теологии: катафатическую


(Бог, "будучи Всем во всем и Ничем в чем-либо, всеми познается из всего и никем из чего-либо"), символическую и мистическую (в ее рамках: апофатическую теологию и теологию сверхумного экстаза как высшей формы познания Бога). Для раскрытия божественной природы П.-Д.А. предлагались два пути богословствования: апофатический (по отношению к божественной единичности) и катафатический (по отношению к божественной троичности). Благодаря этим двум методам выявляется бесконечная степень абсолютно всех мыслимых предикаций "божественного мрака" Единого, так что Он может именоваться, к примеру, различающимся тождеством подвижного покоя. Сверхмыслимый Бог, по П.-Д.А., заключает в себе черты плотиновской благой единицы и бесформенной "умной материи". Христос же выступает наподобие неоплатонического числа, "утверждая согласие между частями и целым".


При неоплатонической категории простой математической единичности Бога слова бессмысленны и в ноэтическом космосе вовсе не нужны. Поэтому, по мысли П.-Д.А., умный экстаз Плотина есть бессловесное "упрощение" до числовой единицы. Только в Троице, замечает П.-Д.А., которая при этом по своей божественной фигуре геометрически равна одному, обретает деятельное (энергийное) значение любая словесность, выявляющая сущности. Отсюда катафатическое богословие, созерцающее Троицу, призвано исследовать любые имена, фиксирующие сущность предметов; следовательно, божественные Имена являются основным ее предметом. На основании этого П.-Д.А. утверждал, что благодаря пресвятой


Троице "все рождаемое на небесах и на земле получает бытие и наименование". Бог включает в себя все умные потенции и энергии, поэтому зло не участвует в действительном протекании сущего.

Оно есть лишь оскудение и недостаток добра: "злу даруется бытие по воле случая, и проявляться оно может только в чем-то ином, поскольку не имеет собственного бытия". Абсолютного зла не может быть вовсе, т.к. оно есть полнейшее отсутствие божественного Блага. В традиции, заложенной П.-Д.А., специфическую трактовку получили понятия "трансцендентный" и "имманентный". Трансцендентным человеческому мышлению считается восхождение от дольнего мира к миру горнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования, имманентный же — нисхождение от горнего мира к дольнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования. Учение П.-Д.А. обрело официальный статус в православии византийского канона благодаря его интерпретации Максимом Исповедником.

А.А.


Грицанов, А.Н. Шуман

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСЕВДОПОНЯТИЕ

Сообщение психологический словарь » Ср мар 09, 2011 5:38 am

Псевдопонятие [греч. pseudos — ложь] — одна из форм детского и примитивного мышления, которая по своему внешнему виду совпадает с понятием, но по генетической природе, условиям возникновения и развития таковым не является. Такой тип обобщения возникает у ребенка при переходе от комплексного мышления к понятийному. Решающее значение в процессе образования П. имеют слова, употребляемые во взаимодействии ребенка и взрослого. П. — это комплекс, объединяющий в сознании ребенка предметы, обозначаемые одним и тем же словом. Благодаря тому, что ребенок следует за речью взрослых, образующиеся у него П. в основном совпадают по содержанию с понятиями взрослых. Различие в значениях существует, но лишь эпизодически проявляется в процессе общения. Например, опираясь на внешнее сходство, ребенок может упорно настаивать на том, что угорь — это змея, а не рыба; однако по отношению к рыбам более привычной формы он не будет допускать подобных ошибок. П. обеспечивают возможность понимания речи ребенком значительно раньше, чем его собственное мышление становится понятийным. Вместе с тем, П. являются одним из источников развития понятийного мышления.

К.Н. Поливанова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИ

Сообщение психологический словарь » Ср мар 09, 2011 2:50 pm

Пси (Ψ) — буква греческого алфавита, которую принято использовать в качестве эмблемы для обозначения психологии.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХАЛГИЯ

Сообщение психологический словарь » Ср мар 09, 2011 8:09 pm

Психалгия (греч. psych + aldos — боль) — совокупность расстройств, доминирующими симптомами которых являются боли психического происхождения. П. часто выражаются в головной боли, боли в спине и др.; возникают без видимых органических дисфункций и не в результате какого-либо другого психического расстройства.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХАСТЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Чт мар 10, 2011 6:21 am

Психастения (греч. psyche — душа + astheneia — физическая и психическая слабость, бессилие) — один из типов психопатий, характеризующийся крайней нерешительностью, неуверенностью в себе, мнительностью.

В. Я. Гиндикин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХИАТРИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКАЛА

Сообщение психологический словарь » Чт мар 10, 2011 3:33 pm

Психиатрического состояния шкала (Psychiatric status shedule) — опросник, предназначенный для скрининга психических расстройств. Разработан Л. Спицером, Дж. Эндикотом, Дж. Флейссом, Дж. Коэном в 1964 г. В 1970 г. опубликована повторно с изменениями после стандартизации на выборке из 2000 испытуемых. П. с. ш. охватывает перечень из 321 симптомов, которые образуют 17 симптоматических шкал ("депрессия-тревога", "социальная изоляция", "суицидность", "соматические жалобы", "нарушения речи", "необычные эмоции", "внешний вид или поведение", "ажитация-возбуждение", "враждебность-негативизм", "дезориентация-нарушения памяти", "ретардация-недостаток эмоций", "антисоциальные установки или поступки", "проявления гнева", "мания величия", "подозрительность-галлюцинации"); и шесть ролевых шкал: ("роль кормильца", "роль хозяйки дома", "роль студента или ученика", "роль товарища", "роль родителя", "итоговая роль"). Факторный анализ пунктов, входящих в симптоматические шкалы, позволил выделить так называемые "шкалы суммирования симптомов": 1. Удрученность; 2. Расстройства поведения; 3.


Расстройства контроля за импульсами; 4. Нарушения чувства реальности. Выделяются также 3 дополнительные шкалы, не имеющие психометрического обоснования, выделенные исключительно для удобства клинического психолога или психиатра: "особенности проведения свободного времени", лекарственная или наркотическая зависимость", "алкогольная зависимость".

Испытуемому предлагается ответить, свойственны ли ему те или иные особенности, указанные в перечне П. с. ш. Баллы, полученные по шкалам, переводятся в стандартные. П. с. ш. обладает достаточной валидностью и надежностью при исследовании 25 больных, поступивших на лечение, спустя двое суток и спустя неделю после поступления. Поведенческие шкалы более стабильны, чем шкалы психического состояния. П. с. ш. имеет высокие показатели валидности текущей, определенной по методу контрастных групп (исследовались психически здоровые, больные неврозами, шизофренией, алкоголизмом, органическим мозговым синдромом).


Лучше всего дифференцируют психически больных от здоровых шкалы "депрессии-тревоги", "итоговая роль", "роль кормильца", "особенности проведения свободного времени", "удрученность". Имеются также сведения о достаточной валидности конструкной П. с. ш. по корреляции с данными обследования с помощью различных психиатрических оценочных шкал. Методику рекомендуется применять в эпидемиологических исследованиях, а также в дифференциальной диагностике психических расстройств.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Алексище, blackout, cooler462, Exabot [Bot], Fruzen, Google [Bot], Google Adsense [Bot], impulsive, Istanaro, Orcus, Rambler [Bot], Грим, sute_girl, tort000, XEvilBestDex, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs, Ветвисторогий, Чебурек