О

О

Сообщение психологический словарь » Пт май 22, 2009 7:00 pm

О

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОДО "СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"

Сообщение психологический словарь » Вс май 24, 2009 3:49 pm

ОДО "СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ" - общество с дополнительной ответственностью (далее - ОДО "СЭИС") - негосударственная исследовательская организация. Создана в 1995 сотрудниками Института социологии Национальной академии наук Беларуси В.Н. Тихоновым и Е.А.


Борковской. Основатели фирмы - социологи-практики, принимавшие участие во многих прикладных социологических исследованиях: локальных, республиканских, всесоюзных и международных. Генеральный директор ОДО "Социальные и экологические исследования" - В.Н. Тихонов.

Компания работает на самофинансировании и самоокупаемости.


На постоянной основе в ней работают до десяти человек. Они обеспечивают проведение полного исследовательского цикла от постановки проблемы до заключительного отчета. По желанию заказчика могут быть выполнены и отдельные этапы исследовательского цикла. Такие как опрос респондентов или же опрос с предоставлением результатов обработки данных и т.д. При больших объемах работы к сотрудничеству приглашаются эксперты и консультанты требуемой квалификации, а также опытные исполнители.

ОДО "СЭИС" проводит как количественные исследования, т.е. массовые опросы, так и качественные, опросы экспертов, углубленные интервью, фокус-группы. Компания располагает сетью интервьюеров во всех районах Беларуси.

Проводятся социальные и маркетинговые исследования.


Регулярно изучается экономическое положение населения Беларуси, политические предпочтения и оценки. При проведении маркетинговых исследований определяются объем и структура рынка, динамика рынка конкретных товаров и услуг; изучаются особенности потребительского поведения и привычки; информированность потребителей; оценки эффективности рекламы в целом и отдельных рекламных акций.

Деловые и научные связи организаторов ОДО "СЭИС" с социологами соседних республик позволяют проводить сравнительные исследования, оказывать помощь в организации и проведении научных и маркетинговых изысканий на постсоветском пространстве (Россия, Украина, Молдова, Закавказье, Прибалтика).

Л.Н. Михейчиков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБЛИК НРАВСТВЕННЫЙ

Сообщение психологический словарь » Вт май 26, 2009 12:38 pm

ОБЛИК НРАВСТВЕННЫЙ - совокупная характеристика моральных свойств, черт и качеств личности. О.Н., выступая как целое, не сводим к сумме отдельно взятых морально-нравственных параметров и измерений личности ("недостатки человека всегда являются продолжением его достоинств"). О.Н. представляет собой неразрывное единство сознания и поведения человека.

О.Н. человека может формироваться под влиянием господствующих умонастроений эпохи ("нигилист" - см. Нигилизм), под влиянием социальной микросреды (см.), а также вследствие процессов заражения психического (см.).

Параметрами О.Н. в значимой степени обусловливается социальная адаптация (см.) людей к кардинально изменившимся жизненным условиям.

E. Mucha-Szajek

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС

Сообщение психологический словарь » Пт май 29, 2009 3:28 pm

Оборонительный рефлекс — реакция организма на болевые и разрушительные воздействия. По своему биологическому значению относится к защитным рефлексам и является одним из основных безусловных рефлексов.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБОСНОВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 02, 2009 3:30 am

ОБОСНОВАНИЕ - мыслительный процесс, основанный на использовании определенных знаний, норм и установок с целью регламентации и эталонизации практической и познавательной деятельности. В ходе О. устанавливается связь между двумя объектами - основанием и обосновываемым, сообщающая при этом второму какие-либо характеристики первого. О. - важнейший компонент научного знания. Наряду с такими характеристиками научного знания, как его истинность, нацеленность на отражение существенных свойств исследуемого объекта, наличие особых языковых средств, системность, обоснованность является признаком, специфицирующим научное знание и отличающим его от донаучного и вненаучного знания. О. является логическим каркасом научной аргументации, подобно тому, как понятие является логической формой слова (словосочетания), а суждение - логической формой предложения.

В зависимости от специфики изучаемой предметной области в процессе научной аргументации используются различные виды О.: доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретация, определение, оправдание и др., отличающиеся друг от друга характером тезиса (обосновываемого положения), привлекаемых оснований (аргументов), и способом связи между ними. Для различных видов О. характерна общая логическая структура, которая совпадает с логической структурой аргументации и включает тезис, аргументы и способ связи между ними, различие между видами О. заключается в содержательном наполнении этой структуры. Однако объектом научного О., в качестве которого может выступать, например, обосновываемое положение или тезис, всегда является элемент системы теоретического знания, оцениваемый с точки зрения его применимости в данной системе, выполнения им функций, определяемых характером системы.

В процессе научного О. осуществляется перенос свойств от одних, уже принятых в науке положений, на другие, еще не принятые и, таким образом, происходит формирование, созидание последних. В этом существенное отличие научного О. от ненаучного, каковым является, например, ссылка на авторитет. Процесс О. научного знания не исчерпывается лишь когнитивными, внутринаучными механизмами отдельных теоретических положений и утверждений, гипотез, теорий, а включает в себя и весь контекст философского и социокультурного измерения. Все это обусловливает историчность и изменчивость различных видов О., специфику их использования в различных моделях научного знания. В логических и математических моделях знания, опирающихся на средства формальной логики, широко используется такой вид О., как доказательство, и знание изображается как совокупность связанных между собой формально-логическими отношениями высказываний. Естественно-научное знание не может обходиться без таких видов О., как эмпирическая интерпретация, подтверждение и т.д. Дифференцированный анализ необходим и по отношению к различным структурным компонентам соответствующих видов О. В доказательствах, опровержениях, подтверждениях под сомнением оказывается истинность тезиса, в других видах О., например, в оправдании - под сомнением может оказаться не только его истинность, но и ценностные, нормативные характеристики тезиса. Что касается аргументов, то в таких видах О., как доказательство, опровержение, подтверждение, они должны быть истинными суждениями; по отношению к объяснению и оправданию требование истинности доводов значительно ослаблено, и в качестве их могут выступать гипотетические положения. Характером связи между тезисом и аргументами во многом детерминируется, т.наз. принудительная сила научного О. Наибольшей принудительной силой обладает дедуктивная демонстрация, меньшей принудительной силой обладает индуктивная и редуктивная демонстрация.

Я.С. Яскевич

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБРАЗ

Сообщение психологический словарь » Чт июн 04, 2009 10:49 am

Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. О. — одна из форм отображения объективной реальности. В психологии понятие "О." используется в нескольких значениях. Существует традиция, связывающая с О. преимущественно перцептивные формы знания. Так, при описании развития мышления ребенка выделяют стадию наглядно-образного мышления, отличие которой от более ранних и последующих стадий состоит в опоре на зрительные представления и их трансформации как средства решения мыслительных задач. С точки зрения исследования онтогенетического развития, О. предполагает интериоризацию схем действия с предметами (Дж.


Брунер, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже). В работах А.Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об О. мира как многомерном психологическом образовании. К числу пяти его квазиизмерений относятся координаты пространства — времени и квазиизмерение значения. Последняя из этих образующих, в свою очередь, может быть представлена с помощью соответствующих средств математической обработки (многомерное шкалирование, кластерный анализ и т. д.) в виде разнообразных геометрических моделей — субъективных семантических пространств.


Важное различение "наивной" и "критической" картины мира, зависящее соответственно от обыденного или научного подхода к трактовке психического, проводилось представителями гештальтпсихологии. Интенсивное изучение О. ведется в когнитивной психологии, где в частности обсуждается проблема соотношения О., возникающего в результате актуального восприятия, с представлениями тех же самых предметов и событий. Анализ пространственных преобразований воспринимаемых и представляемых предметов свидетельствует о близости лежащих в их основе процессов (С. Косслин, Р. Шепард).


Поэтому было выдвинуто предположение о существовании гипотетической нейрофизиологической структуры — "зрительного буфера", активация которого сенсорной информацией или сведениями из долговременной памяти приводит к возникновению наглядного О. Однако выявленное эмпирическим путем соответствие может быть объяснено лишь генетически — происхождением внутреннего плана деятельности из реальных предметных действий.

О различии двух видов О. могут говорить различия их субъективной отчетливости, а также то, что О. представлений никогда не локализуются во внешнем пространственном окружении. Исключение составляют т.н. эйдетические О. и истинные галлюцинации, которые возникают при некоторых психических расстройствах. Эти различия иногда оказываются ослабленными при измененных состояниях сознания, в частности при сновидениях и в просоночных состояниях (гипногогические О.). Псевдогаллюцинации, напротив, совершенно явно отличаются от О. восприятия (В.Х. Кандинский).

Б.М. Величковский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Сообщение психологический словарь » Сб июн 06, 2009 1:12 pm

ОБРАЗ ЖИЗНИ - понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов.


Термин появился в самом конце 1960-х, активно использовался на протяжении 1970-х - начала 1980-х и практически исчез из научного оборота во второй половине 1980-х. Использовался как понятие прикладной социологии для фиксирования реальных результатов исследований, выводивших на уровень повседневной жизни индивидов (как определенной целостности или отдельных ее достаточно автономных подсистем типа комплекса потребностей).


Причем это понятие употреблялось как достаточно метафорическое, его "жесткое" социологическое содержание не рефлексировалось, вопрос об онтологическом статусе практически не ставился. Ситуация изменилась качественным образом, когда в контексте идеологической борьбы все чаще стал употребляться как самодостаточный термин оборот "социалистический О.Ж."; именно эти вненаучные причины и породили сопряженный исследовательский "бум" 1970-х. В пропагандистских целях важно было противопоставить идеологическую альтернативу концепциям качества жизни, активно поддержанным западной социал-демократией и отыскать вне экономики аргументы, которые позволяли "показать коренные преимущества социализма".


С этих позиций О.Ж. стал трактоваться именно как социалистический, подминая значение термина в прикладной социологии.


>Он понимался, исходя из существующих нормативных моделей социализма как должного (а не реально имеющейся социальной действительности), прежде всего как антипод "всего буржуазного" и характеризовался через "эмпирически обосновываемые" черты-признаки: коллективистский, трудовой, интернационалистский и тому подобные О.Ж. Трагизм ситуации заключался в том, что, дав толчок определенного рода исследованиям, идеология исказила реально возникшие социологические проблемы, заблокировала исследование онтологических структур обыденной жизни людей в ее целостности, которые в западной традиции представлены в различных вариантах так называемой "социологии повседневности". Вопрос об онтологии О.Ж. стал подниматься, хотя и не был отрефлексирован до конца, а предлагаемые решения носили явно половинчатый характер, в так называемой "ситуативной концепции О.Ж.", разрабатываемой примерно с начала 1980-х.


Перед исследователями, рискнувшими обратиться к разработкам в этом направлении, встал ряд проблем. Прежде всего это касается выявления уровня, на котором онтологически представлено понятие О.Ж. Анализ текстов выявляет здесь две противоречивые тенденции. С одной стороны, это тенденция, идущая от прикладной социологии, когда О.Ж. понимается как непосредственная эмпирическая фиксация наличной жизнедеятельности людей.


С другой стороны, это тенденция, порожденная попытками теоретического осмысления понятия. Она выводит рассмотрение на уровень общества как тотальности, определяющей специфику поведения социальных субъектов на всех этажах социальной организации. В фокус внимания попадает целостность жизнедеятельности субъектов, охватывающая все сферы (участки приложения) их социальной активности. Первая традиция пытает прорисовать понятие как бы "снизу".


Вторая - вписать его в понятийный ряд достаточно высокого уровня общности. Основой для сближения позиций выступает признание большинством авторов того, что именно целостность жизнедеятельности субъектов задает новое социальное качество, "схватываемое" понятием "О.Ж.".

Феномен О.Ж. возникает не только как специфические реализации в жизнедеятельности субъектов тех возможностей, которые заложены в том или ином обществе и его подсистемах, не только как своеобразные реакции субъектов на воздействие внешних условий жизнедеятельности. Прежде всего он порождается целостностью жизнедеятельности самих этих субъектов.


Охарактеризовать О.Ж. - значит, поэтому, вскрыть причины многообразия поведения людей в одних и тех же условиях. О.Ж. есть особая форма, способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни, но одновременно он является и формой, способом реализации себя в социальном, изменения самих этих условий своей жизни. Применительно к нему можно говорить об индивидуализации типического в жизнедеятельности субъектов, но с не меньшим основанием и о типизации индивидуального. Таким образом, понятие О.Ж. отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в ее интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально-типического.

Основной теоретической проблемой, обсуждавшейся в литературе об О.Ж., была проблема соотношения форм и условий жизнедеятельности.


Это требует прояснения фундаментальной для теории О.Ж. посылки: в какой мере автономны онтологические структуры О.Ж. и как они соотносятся с другими онтологическими структурами общества, с одной стороны, и в какой мере (и каким образом) целостность О.Ж. как особой социальной реальности "задается" самой этой реальностью, а в какой она есть результат воздействия внешних социальных сил, с другой. По сути, в основе данной трактовки лежит неэксплицированное допущение редукции проблематики О.Ж. к специфике проявления общесоциального на уровне повседневной жизнедеятельности, что является неизбежным следствием классических марксистских трактовок проблемы, результатом имплицитно присущей им ориентации на "естественно-исторический" характер социального развития, на безусловный приоритет надындивидуальных структур, на то, что деятельность индивидов в конечном итоге детерминирована общесоциологическими законами.

Наиболее последовательно данная точка зрения выражена, в так называемом "сферном" (структурно-декомпозиционном, описательном) подходе к исследованию О.Ж. в прикладной социологии. Здесь субъекты жизнедеятельности (О.Ж.) выделяются по заранее выбранным параметрам (условиям, характеризующим различные общественные сферы) и задача сводится к тому, чтобы проследить последовательность и меру их включения в различные сферы общественной жизни.


За скобки рассмотрения выносится, фактически, проблема самодеятельности, самоорганизации субъектов, проблема целостности их жизнедеятельности. Попытки преодолеть эти недостатки связаны с концепцией, понимающей О.Ж. в терминах "социальной сферы". Оба эти наиболее разработанные в литературе подхода лишают, хотя и в разной степени, понятие О.Ж. собственного содержания, не выявляют его онтологической специфики, позволяя в конечном итоге редуцировать его из системы общественных отношений в целом или из целостности собственно социальных отношений (социальной сферы). Остаются невыясненными здесь и механизмы конкретного присвоения и порождения индивидами общественных условий их жизни.


Собственное содержание, не передаваемое через какие-либо другие категории, понятие "О.Ж." приобретает только тогда, когда мы движемся не от общества к индивиду, а от индивидов к обществу, когда мы способны "прорисовать" конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями на уровне повседневной жизнедеятельности, понятой в ее относительной (по достаточно значительной) автономности от макросоциальных структур и в ее воздействии на эти макроуровни организации общества.


>Раскрыть конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями, организации людьми своей повседневной жизнедеятельности, ее вписывания в более широкие социокультурные контексты попыталась оформившаяся к середине 1980-х так называемая ситуативная концепция О.Ж. Этот исследовательский проект, к сожалению так и не реализованный по разным причинам до конца, интересен еще и тем, что он основывался на подробной концептуальной проработке онтологической проблематики и ставил своей конечной целью выход на крупномасштабные сравнительные (как региональные, так и временные) исследования. Центральным в этой концепции является понятие ситуации (ср. с "исходной установкой" у Парсонса).


Оно используется в качестве единицы анализа О.Ж. человека как индивида или как представителя социокультурной группы. Исходной для человека является так называемая жизненная ситуация как итог особого, характерного именно для данного индивида на данном этапе его жизненного цикла сплетения всей системы его деятельности, поведения и общения с набором параметров условий, втянутых в орбиту его жизнедеятельности через активное оценочно-избирательное отношение к ним.


Таким образом, это понятие позволяет проследить механизм присвоения индивидом внешних условий. Он их активно оценивает, пропускает через социокультурные фильтры и включает в деятельность как субъективированные условия. Тем самым открывается возможность проследить и взаимосвязь внешних и внутренних условий организации человеком своей повседневной жизни. В силу того, что жизненная ситуация не отличается устойчивостью, различают установившиеся и проблемные жизненные ситуации.


Крайней формой проблемной ситуации является ситуация конфликтная. Проблематизация жизненных ситуаций благоприятствует изменению компонентов О.Ж., накоплению нового опыта, выработке новых ценностно-нормативных элементов социокультурной среды, новых образцов поведения и общения. Понятие ситуации позволяет описывать не только организацию непосредственной жизнедеятельности индивидов и групп, но и включать ее в социальные процессы, происходящие на более высоких уровнях организации общества.

Речь идет в данном случае о так называемой социальной ситуации, выступающей как рамка деятельности различных социальных субъектов, в которую вписываются конкретные жизненные ситуации. Т.обр., жизнедеятельность субъектов - это активный и избирательный процесс, направленный на разрешение противоречий и удовлетворение потребностей и интересов, достижение поставленных целей.


Она может быть ориентирована как на воспроизводство, сохранение, поддержание сложившейся социальной (как, впрочем, и жизненной) ситуации, так и на ее преобразование, изменение, создание новой ситуации деятельности. Поэтому любую ситуацию необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) как совокупность взаимосвязанных процессов жизнедеятельности, обеспечивающих ее стабильность; 2) как совокупность динамических процессов жизнедеятельности, вызывающих ее развитие или замену другой ситуацией.


В первом случае исследуются факторы и условия, поддерживающие ее как целостную систему, когда не нарушается ее структура. Во втором - выявляются факторы и условия, потенциально или актуально вызывающие существенные изменения элементов структуры, что и обусловливает смену ситуации. Тем самым О.Ж. индивидов оказывается не только вписанным в ту или иную социальную ситуацию, но и выступает важнейшим структурирующим эту ситуацию компонентом. Более того, процессы, идущие на уровне О.Ж., позволяют понять некоторые механизмы смены социальной ситуации, а, следовательно, и индивидуальных структур в целом.


Поэтому О.Ж. очень важно понять как динамику социальных процессов на уровне индивидов, уровне повседневности, а не только как определенную структурацию и организацию повседневности, жизнедеятельности индивидов. Структурная же упорядоченность проявляется через устойчивую связь условий деятельности людей с формами ее организации, иерархизацию процессов жизнедеятельности по их социальной значимости. При этом встает вопрос выделения критериев этой значимости для различных субъектов и социальных структур, их соотнесения между собой.

В более общем виде - это проблема оценки многообразных репрезентированных моделей О.Ж., их типологизации и соотнесения между собой, что, в свою очередь, предполагает наличие эталона, нормативной модели, по отношению к которой производится сравнение.


В связи с этим в исследовательской традиции выделилось два направления (подхода): конкретно-исторический и нормативно-сравнительный. Если первый из них ориентируется прежде всего на рассмотрение реальной жизнедеятельности субъектов, то другой - на его рассмотрение как репрезентированных в обществе ценностно-нормативных систем. С этой точки зрения О.Ж. выступает как совокупность возможных и желательных разновидностей реализации людьми имеющихся условий в конкретных ситуациях жизнедеятельности. На уровне субъекта управления это дает возможность формулировать последовательный ряд целей, степень достижения которых позволяет оценивать социальную динамику и влиять на нее в желательном направлении (нормативно-целевое прогнозирование, проблемно-целевой анализ и т.д.), с одной стороны. С другой стороны, это дает возможность различения и фиксации конкретных конфигураций О.Ж. как нормальных (приемлемых) или отклоняющихся по отношению к нормативным представлениям. Отсюда проблематика так называемого девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. несоблюдения индивидами принятых в той или иной социальной среде или в обществе в целом моральных и юридических норм.


На уровне субъектов деятельности (конкретных индивидов) это позволяет оценивать О.Ж. с точки зрения обеспечения им адаптации к окружающим условиям, вписанности жизнедеятельности индивидов в социальную ситуацию. Сопоставление реальной деятельности с индивидуально желаемым, а также с общественно требуемыми неналичными ресурсами, делает возможным выявление динамики общественных процессов, позволяет определять основные тенденции развития О.Ж. и его подсистем. Нельзя "простроить" теорию О.Ж., не дифференцируя понятие О.Ж. от близкородственных понятий "уклад", "уровень", "качество", "стиль" и "стандарт жизни". Под укладом жизни понимают, как правило, характер структурации условий жизни.

Прежде всего - экономических.


В социологической традиции понятие используется редко. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения так называемых непосредственных потребностей. Как правило, через это понятие "схватывается" объем и структура личного потребления. Оно также характеризует прежде всего условия О.Ж., но может служить важным показателем его развития.


Как дополнительное к нему можно рассматривать понятие "качество жизни", отражающее оценку качества условий бытия и возможностей использования этих условий. Это понятие особенно хорошо улавливает специфику так называемых субъективных условий О.Ж., характеризует репрезентированные ценностные и целевые системы субъектов, во многом определяя параметры удовлетворенности индивидов условиями и образом своей жизни. Наконец, понятие "стиль жизни" характеризует внешние аспекты поведения индивидов, его объемы, формы, направленность в соотнесении с конкретными индивидами и социальными группами, т.е. отражаемое им содержание характеризует О.Ж. уже не со стороны условий, а как бы изнутри его самого. В обществе в целом, в его отдельных подсистемах, у различных социальных групп и у отдельных индивидов формируются системы оценок нормативного или компаративного характера, которые можно обозначить как репрезентированные стандарты О.Ж., составляющие в значительной мере предмет исследования в нормативно-сравнительных разработках О.Ж.

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБРАЗА ТЕЛА ФОРМИРОВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Ср июн 10, 2009 7:20 am

Образа тела формирование — становление и развитие представления о себе в аспекте телесности. О. т. — это системообразующий структурный элемент образа Я. Его осознанное формирование начинается на 2-м году жизни. Ребенок разглядывает, трогает разные части тела, узнает их названия и функции, испытывает их в действии, знакомится с ощущениями от них и учится соотносить ощущения с определенными частями тела.


Таким образом он формирует целостное эмоционально насыщенное представление о своем теле, о своей телесной тождественности самому себе. Недостаточность или подавление этих процессов затрудняет формирование личностной идентичности. О. т. ф. несводимо к приобретению общих знаний о строении тела. В динамике жизненного пути О. т. предстает как высоко значимое динамичное личностное образование, с которым тесно связаны потенции как внутренних конфликтов, так и личностного роста.

В.Е. Каган

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ

Сообщение психологический словарь » Вс июн 14, 2009 12:42 am

ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ — термин, введенный в философский лексикон Риккертом. Обозначает, по мысли Риккерта, ту особенность понятийных структур, согласно которой в любом понятии обязательно отражается специфическая телеология. Так, формальные особенности целей, которые преследует познающий субъект, выстраивают два вида О.П.


Первому виду принадлежит генерализирующее образование, отвечающее духу естествознания. Возникает оно из интереса разума фиксировать повторяющиеся явления и процессы, т.е. общие феномены, хотя ничто на самом деле в точности не повторяется. В данном случае объекты превращаются в экземпляры общего родового понятия, причем в такие, которые взаимозаменяемы без ущерба в отношении содержания этого общего понятия, несмотря на то, что объекты сами по себе никогда не могут быть равными. Интерес к окружающему миру проявляет себя и в случае иного понимания действительности, когда в предмете выделяется нечто особенное, его отличительное качество. Данный вид О.П. называется


Риккертом индивидуализирующим, и он является сущностью исторического познания. Не следует смешивать индивидуальность некоей вещи как предмета научной телеологии с индивидуальностью вещи самой по себе, поскольку данная индивидуальность (в той же мере, что и общее родовое понятие) есть не что иное, как продукт нашего понимания действительности.


Цели, которые преследует историческая наука, требуют особой формы научной обработки действительности. Таким образом, материал, данный в чувственности, может преобразовываться посредством двух различных способов его абстрагирования и логико-теоретической обработки. В свою очередь две разновидности логической формы знания детерминируют появление двух альтернативных логик науки: логики естествознания и логики истории. Предмет генерализирующей логики соответствует предмету общей логики (в кантовском смысле), тогда как предмет индивидуализирущей — предмету логики трансцендентальной, вместе с тем генерализирующая и индивидуализирующая логики носят сугубо описательный характер — отличаются не логическими законами (они признаются общими), а принципами соотнесения понятий.


>Отличие двух видов соотнесения понятий, как результат двух специфических рядов их образования, определяется, по мысли Риккерта, следущим логическим свойством.


Историческая наука дает не просто изображения индивидуального содержания своих предметов, а конструирует систему скоординированных понятий с индивидуальным содержанием, где на любом уровне общности будет иметь место все та же единичность, но уже с большим единством ("общая" историческая связь и есть не что иное, как само историческое целое, а отнюдь не система общих понятий"). Структура исторического знания обусловлена стремлением понимать исторический предмет "как единое целое, в его единственности (Einmaligkeit)", т.е. и как единое, и как единичное. Единичность целого обнаруживается потому, что в историческом процессе причина, как и действие, индивидуальна — в историческом развитии всегда появляется нечто новое. Именно поэтому, обобщая единичные события, мы получаем все же единичные понятия различного уровня общности.


В сравнении с содержанием своих частей понятие целого оказывается богаче содержанием. Но если в индивидуализируемых понятиях объем и содержание являются прямо пропорциональными, то в генерализируемых понятиях, как мы помним из логики, они обратно пропорциональны друг другу. В логике естествознания общие понятия всегда беднее содержанием, чем подчиненные им экземпляры, поскольку в них устранена связь между содержанием объекта и нашим интересом к нему.


При генерализирующем понимании чем более общее по объему понятие, тем слабее его связь с ценностью. В исторических же понятиях на всех уровнях сложности привлекается точка зрения той или иной ценности. Однозначная привязка к некоторой ценности и высвечивает, с точки зрения Риккерта, индивидуальность, неповторимость объекта в его понятийном отображении.


Такая связь, делая объект специфическим, полагает его в исторический горизонт. Через соотнесение с ценностями выявляются существенные и несущественные элементы чувственного мира, что протекает в соответствии с общим принципом расчленения действительности на объекты, обладающие ценностью или лишенные таковой. Так, части целого, которые не имеют особого значения для индивидуальности данного целого, попросту игнорируются историком. Исторический материал, по Риккерту, рассматривается историком всегда выборочно. Любые ценности следует считать априорными, т.к. они заранее предполагаются в индивидуализировании объекта, т.е. именно они делают его исторический горизонт априорно обусловленным.


Посредством ценностей раскрывается смысл истории. Идея Риккерта об О.П. эксплицирует наиболее существенный аспект понимания понятийных структур.

А.Н. Шуман

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБРАТИМОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 16, 2009 3:11 am

Обратимость — определяющее свойство операциональных структур в концепции развития интеллекта Ж.Пиаже. Операция, по Пиаже, обратима, т. е. в системе, в которую она включена, есть обратная ей операция. Посредством обратной операции мысль может вернуться к начальному (исходному) моменту рассуждений. На уровне конкретных операций существуют две совершенно различных и не скоординированных друг с другом формы О. 1) Инверсия — это форма О., относящаяся к операциям над классами.


Она заключается в отрицании класса (записывается как —А) или в отрицании включения одного класса в другой (записывается как :А). В первом случае продуктом операции и ее инверсии является нулевой класс (А—А=0). Во втором случае таким продуктом является наиболее общий класс системы (если А включен в Z и мы проводим операцию инверсии (исключения) этого включения, то мы возвращаемся к самому Z, что можно записать как А:А=Z). 2) Реципрокность — это форма О., относящаяся к операциям под отношениями. Реципрокность состоит в исключении различия. Продукт прямой и реципрокной операции в области отношений дает отношение эквивалентности.


Например: пусть А > В; обозначим это отношение как β. Таким образом, операция β вводит различие между А и В. Реципрокная операция "×β" исключает (убирает) это различие между А и В, следовательно β—β = 0, где 0 — нулевое различие, т. е. эквивалентность. Только на уровне формальных операций инверсия и реципрокность скоординированы друг с другом в единую операциональную структуру.

А.Г. Лидерс

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Сообщение психологический словарь » Вс июн 21, 2009 3:21 pm

Обратная связь (в психотерапии) — (1) получение участниками психотерапевтического процесса взаимной информации о процессе, особенностях и результатах лечебных действий, (2) в процессе групповой психотерапии предоставление пациенту информации о том, как его воспринимают другие участники группы, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведение воздействует на других. О. с. дает возможность участнику группы понять и оценить свою роль в типичных для него межличностных ситуациях и конфликтах и благодаря этому глубже понять собственные проблемы. О. с. может быть прямой или косвенной, немедленной или отсроченной, аппаратурной или личностной (вербальной и невербальной, оценочной и не содержащей оценки, описательной и содержащей интерпретацию).

О. с. в психотерапии способствует реализации одного из ведущих механизмов ее действия — конфронтации (столкновение, противопоставление). Как источник информации О. с. отличается от интерпретации, которая может быть неточной, искаженной. О. с. является всегда информацией о том, как реагируют на поведение клиента другие участники психотерапевтического процесса. Психотерапевтическая группа предоставляет пациенту дифференцированную О. с. от всех участников группы, которые могут по-разному воспринимать и понимать его поведение и по-разному на него реагировать. Иногда в группах формируются определенные правила предоставления и принятия О. с. (например, "Говори о своих чувствах, но не оценивай", "Слушай внимательно, но не пытайся ответить каждому"). Переработка и интеграция содержания О. с. в процессе психотерапии обеспечивает коррекцию личностных характеристик, способствует формированию более целостного и адекватного образа Я.

Для создания в психотерапевтической группе эффективной системы О. с. необходима атмосфера безопасности, принятия, направленности на самоисследование и коррекцию неэффективных моделей поведения. О. с. более эффективна, если она не отсрочена и дифференцирована (поступает к клиенту от нескольких людей). О. с. существует и в рамках индивидуальной психотерапии.

Г. Л. Исурина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБУЧАЕМОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Пн июн 22, 2009 12:55 pm

Обучаемость — сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. О. зависит также от возраста человека, ценностных ориентаций, личностных установок субъекта, уровня его активности, степени владения средствами познания, особенностей предшествующего обучения этого человека. Различают общую и специальную О., коррелирующую с показателями общей и специальной одаренности. Первый вид О. обозначает легкость и глубину усвоения в процессе обучения и самообразования любого социального опыта, второй — какого-либо конкретного его вида в сфере науки, производства, искусства и т. п.

Термин О. стал широко использоваться Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, Г.С.


Костюком, Н.А. Менчинской и др. как синоним способности к приобретению новых знаний в связи с принятием отечественными психологами позиции Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, создавая зону ближайшего развития. Считается, что об умственных способностях к учению можно судить по результатам самостоятельного познания при решении новых проблем, осуществляемого посредством продуктивного мышления, которое составляет основу О. (З.И. Калмыкова). В структуру О. входят индивидуальные особенности продуктивного мышления человека, определяющие выбор существенных для решения проблемы признаков и уровень их обобщенности, легкость усвоения и применения новых знаний, темп продвижения в обучении, широту переноса усвоенных умений и навыков. О. формируется в онтогенезе, в процессе которого под влиянием обучения некоторые индивидуальные особенности мышления ребенка закрепляются, начинают устойчиво проявляться при выполнении требующей мышления деятельности, связанной с усвоением содержания различных учебных предметов, и становятся свойствами личности, качествами ума.

А.А. Вербицкий

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Сообщение психологический словарь » Пн июн 29, 2009 3:12 am

Обучающие программы. Психофизиологический контроль — специальные программы, направленные на приобретение знаний и навыков при одновременном определении психофизиологического статуса (регистрация кожно-гальванической реакции, электрокардиограммы, электроэнцефалограммы и т.д.). Психофизиологический мониторинг позволяет анализировать и учитывать функциональное состояние ребенка в процессе обучения, его индивидуальную адаптационную устойчивость.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБУЧЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 30, 2009 10:13 am

Обучение (психологический аспект) — процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта. Под стихийным О. понимают всю совокупность воздействий со стороны окружающих ребенка людей, которые ими самими не осознаются как обучающие, но объективно выполняют обучающую функцию. Целенаправленное О. — это сознательная организация формирования знаний, умений, навыков. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими.

Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Важной проблемой педагогической психологии является организация управляемого О., обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств, а также учет индивидуально-психологических особенностей учащихся. Особую ветвь составляет О. общению — организация целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми.

А.И. Подольский

Раздел 1. Основные категории психологии развития

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб июл 04, 2009 6:29 pm

Общая психология — условное обозначение пропедевтики психологической науки. Задачей О. п. является изучение ее наиболее общих закономерностей. В содержание О. п. включалось также рассмотрение методов изучения, которыми пользуется эта наука, принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Сюда же включалась краткая история развития психологической мысли. Тем самым О. п. выступала как объединение несистематизированных, разнообразных проблем, для которых не нашлось места в конкретных отраслях психологического знания (педагогической, инженерной, военной, юридической и многих других). Как правило, основное содержание учебников по общей психологии составляло подробное рассмотрение различных психических функций. Таким образом, О. п. в том виде, в котором она представлена в различных руководствах, выступает в качестве пропедевтики психологического познания.


Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, перечисленных выше, можно обнаружить и описать эти общие принципы, методы, закономерности и понятия. О. п. иногда именуется теоретической психологией. Однако в том виде, в каком она обычно представлена в книгах, у нее нет основания претендовать на этот статус. В ее состав обычно входят: описание характеристики ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, психической саморегуляции, дифференциально-психологических особенностей психики человека. Т. о., перед нами классический пример понимания психологии с позиций функционализма. О. п. в этом случае не рассматривается как сколько-нибудь целостная в качестве упорядоченной системы знаний.


Различные психические функции выступают здесь как рядоположенные друг другу, не интерпретируются в качестве системообразующих и потому не имеют категориального характера. Стремясь преодолеть функционализм и заявляя на словах об отказе от него, авторы учебников привычно следовали за традиционным описанием психических функций, где, к примеру, "категория" ощущения оказывалась рядоположенной категории личности, а "категория" навыка — категории деятельности. В перечне когнитивных процессов возможен был любой порядок изложения. Он мог начинаться, как это было принято, с ощущения, а мог бы иметь началом рассмотрение аффективно-потребностной сферы человека, запускающей в ход "познавательный" процесс.

А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Марина99, на лошади весёлой