О

ОТНОШЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 15, 2010 12:06 pm

Отношения межэтнические — субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. В социальной психологии выделяются два уровня О. м. — личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни — в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения. Характер О. м. (дружественный, нейтральный, конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении.


На личностном уровне он в решающей степени зависит от индивидуально-психологических качеств людей. О. м. проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности в семье, учебных заведениях, коллективах, в ходе соседского и дружеского общения. О. м. содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Чрезвычайно важную роль в развитии О. м. играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии. Изучение О. м. приобретает особую актуальность в условиях многонациональной страны.

Л.М. Дробижева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОТНОШЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РЕФЛЕКСИВНЫЕ

Сообщение психологический словарь » Пт июн 18, 2010 11:25 pm

Отношения предметно-рефлексивные [лат. reflexus — отраженный] — интериоризованная система рефлексивных связей субъекта с другими людьми, основывающаяся на способности к мысленному отражению позиции "другого" или представлений других об особенностях собственного видения предмета (объекта, проблемы). О. п.-р. являются необходимым компонентом познавательной активности субъекта, поскольку реконструкция воззрений других лиц относительно рассматриваемого предмета позволяет усмотреть в нем новые аспекты, стимулирует критичность мышления, делает возможным размышление в форме внутреннего диалога со значимыми другими людьми. Важнейшими характеристиками О. п.-р. являются: 1) адекватность — уровень точности воспроизведения "точки зрения" другого относительно предмета рефлексии; 2) глубина, определяемая как число одновременно воспроизводимых и соотнесенных друг с другом предметных позиций; 3) направленность, представляющая доминирующие референтные группы, чьи предметные позиции становятся основным объектом рефлексии в данной ситуации. О. п.-р. являются качественно особым уровнем интериоризованных межличностных отношений, опосредованных предметом совместной деятельности. Формированию О. п.-р. препятствуют эгоцентрическая позиция субъекта в ситуациях взаимодействия, проекция собственных представлений на других людей и т.п. Важнейшим условием, определяющим рост адекватности О. п.-р., является интерес субъекта к предметной позиции других людей в процессе совместной деятельности.

Е.Н. Емельянов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОТРАЖЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пн июн 21, 2010 4:21 pm

ОТРАЖЕНИЕ — категория гносеологии, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции когнитивного оптимизма. О. характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и форма О. определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия О. не существует. Результат процесса О. проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и в его внешних реакциях. Между структурой отражаемого явления и отображением как результатом процесса О. существуют отношения изоморфизма или гомоморфизма. О. способно оказывать активное влияние на характер последующих взаимодействий отражающего объекта с отражаемым явлением. Категория О. наиболее активно разрабатывалась в рамках философии Просвещения (Дидро, Руссо и др.) и в диалектическом материализме марксизма. В разработке теории О. выделяются две концепции: функциональная и атрибутивная. Сторонники функциональной концепции О. утверждают, что в неорганических объектах есть лишь предпосылки свойства О., но не его активное проявление. Противоположную позицию занимают сторонники атрибутивной концепции, настаивая на всеобщности свойства О. Сближению функциональной и атрибутивной концепций может способствовать уяснение соотношения категории О. с общенаучным понятием информации, дальнейшая разработка принципа глобального эволюционизма в науке и такой дисциплине, как синергетика. В современной биологии категории и принципы теории О. вошли в философское обоснование теории функциональных систем. П. Анохиным был сформулирован принцип опережающего О. как важнейший регулятор становления и развития любой функциональной системы. (См. также Истина.)

Е.В. Петушкова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ

Сообщение психологический словарь » Пт июн 25, 2010 3:18 pm

Отражение чувств (в психотерапии) — психологический прием "понимающего слушания", используется в гуманистической психотерапии с целью показать клиенту, что психотерапевт понимает его чувства, эмоции, переживания. О. ч. в клиент-центрированной терапии это точное "отзеркаливание" переживания клиента. О. ч. полезно: (а) в конфликтной ситуации; (б) когда клиента волнуют его переживания, а не содержание сообщения (в этом случае психотерапевт является своеобразным зеркалом, отражающим чувства клиента). Правила О. ч.: (1) акцент делается не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии клиента; (2) психотерапевт может пользоваться вступительными фразами — "Мне кажется, что Вы чувствуете…", "У меня такое ощущение, что Вы чем-то…"; (3) психотерапевт учитывает интенсивность чувств клиента (немного, сильно, др.); (4) психотерапевт обращает внимание на употребляемые клиентом слова, отражающие его чувства ("неприятный", "убийственный" и т. п.); (5) принимается во внимание невербальные составляющие эмоционального переживания клиента.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОТСУТСТВИЕ

Сообщение психологический словарь » Пн июн 28, 2010 2:38 am

ОТСУТСТВИЕ — см. МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОТЧУЖДЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Ср июн 30, 2010 2:57 pm

ОТЧУЖДЕНИЕ — философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. В концепциях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте таких ее ипостасей, как "овещнение" и "опредмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину. В концепции О. Маркса, осуществившего главным образом анализ явлений О. труда, была сделана попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других, т.е. О. трактовалось как продукт определенных общественных отношений — отношений собственности.


По Марксу, каждый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, которые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а преодоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями населения. В обществоведении и человековедении 20 в. на первый план в изучении проблем О. вышел вопрос о "машинизированном", экстенсивном растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных, ориентированных на качество жизни форм производства, экономики, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их самореализации и развития, так и важность преодоления "самоотчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качестве главной причины того, что бездомность и отчужденность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек.

Происходит "растворение" человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей. Отражая спонтанность как значимый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролируемости и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОХОРОВИЧ

Сообщение психологический словарь » Сб июл 03, 2010 7:10 am

ОХОРОВИЧ (Ochorowicz) Юлиан (1850—1917) — польский психолог, философ-позитивист и изобретатель в области телефонной связи. Д-р философии (1873). Является основателем научной психологии в Западной Украине и Польше, одним из пионеров опытной психологии в мировой науке.


Окончил физико-математический фак-т Варшавского ун-та (1872). Получил степень д-ра философии в Лейпцигском ун-те (1873). С 1875 по 1882 г. был доцентом кафедры психологии Львовского ун-та. Уже в эти годы проявил себя как теоретик психологической науки, был сторонником экспериментального направления В.


Вундта, пропагандистом прикладного значения психологии, стремился связать ее с педагогикой, историей, философией, логикой, физиологией и медициной. В 1882—1892 гг. жил в Париже, где вместе с Ж.М. Шарко, Ш. Рише и Т. Рибо разрабатывал научные проблемы гипноза и методику психотерапии. По этой проблематике печатал работы на фр. яз. ("De la suggestion mental", 1887). Предметом научного рассмотрения О. были также парапсихологические феномены: магнетизм, оккультизм, спиритизм, гипноз и внушение, психотерапия, медиумизм, сомнамбулизм, ясновидение, передача воли и мыслей на расстояние, роль подсознательной сферы и др. Одновременно О. увлекся телефонией. Им был изобретен двухмембранный электромагнитный телефон, термомикрофон и др.


Участвуя в 3-й Петербургской электротехнической выставке, организовал трансляцию по проводам оперных спектаклей (1886). О. был одним из главных инициаторов созыва 1-го Международного психологического конгресса в Париже (1881).


Им был подготовлен проект конгресса, в котором подчеркивалась независимость психологии от философии, указывалось, что предмет психологии — явления духовной жизни человека, обосновывалась необходимость взаимопонимания между психологами, содержался призыв к их интеграции и проведению 1-го объединительного съезда. Психофизическую проблему О. решал с позиции материализма, категорически отрицал идеализм. Однако, ставя знак равенства между вульгарным материализмом и материализмом вообще, О. полагал, что материалистический подход исключает возможность исследования психических явлений.

Поэтому он, как и многие ученые того времени, избрал философию позитивизма, полагая, что она преодолевает односторонность как материализма, так и идеализма. В конкретных теоретических и опытных исследованиях О. разрабатывал вопросы общей, возрастной, педагогической, социальной, медицинской психологии, а также психологии народов, психологии творчества и др., являясь одним из основоположников этих областей психологии. Одним из первых он обращается к вопросам социальной и исторической психологии ("Неосознанные традиции человечества", 1898), указывая, что в объяснении социальных явлений историк должен выступать как психолог. Исторические изменения духовной жизни народа, доказывал О., требуют и психологических объяснений, например, настроения, верования, взгляды, обычаи, литература, искусство. Система психологических взглядов О. наиболее полно представлена в одной из последних его работ "Главные принципы психологии", 1916. О. известен также как писатель, журналист и литературный критик, редактор органа позитивистов в Польше — журнала "Нива".

А.Т. Губко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Сообщение психологический словарь » Пн июл 05, 2010 9:17 am

Охрана здоровья граждан — совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской, психологической, социальной помощи в случае утраты здоровья.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОЦЕНКА

Сообщение психологический словарь » Ср июл 07, 2010 7:54 pm

ОЦЕНКА - способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта. Можно выделить три типа значимостей: теоретический (гносеологические О.), ценностный (аксиологические О.), практический (реализация гносеологических и аксиологических О. через волевые импульсы субъекта в системах предметных и коммуникативных действий). Предметом оценивания в гносеологических О. являются имманентные свойства объектов, объекты "сами по себе". Предметом оценивания в аксиологических О. являются свойства объектов и сами объекты в их способности (положительная аксиологическая значимость) или неспособности (отрицательная аксиологическая значимость) отвечать потребностям и запросам субъекта. Свойства объектов и сами объекты могут оказаться индифферентными, безразличными для потребностей и запросов субъекта (нейтральная аксиологическая значимость). Аксиологические значимости порождаются миром ценностей, объективируемым культурой и трансцендируемым в ней как предельные смысловое и инвариантное основания человеческого мышления и деятельности. Нечто является ценностью не потому, что оно оценивается, а потому, что объективно способно еще до акта О. отвечать потребностям и запросам субъекта. Не О. конституируют ценность, а ценность делает возможной О. как фиксацию ее аксиологической значимости.


Ценности задают онтологическое основание актам оценивания. Таким образом, система ценностей не может быть рассмотрена как результат оценочного познания, подобно тому, как система знаний является результатом "внеоценочного" познания (прежде всего научного). Результатом оценивания являются ценностные представления и ориентации в мире значимостей. Последние нельзя локализовать в структуре психики субъекта. Хотя они закрепляются (интернализируются) в диспозиционных структурах личности как ценностные ориентации, они постоянно эксплицируются в новых системах О. субъекта, т.е. они постоянно поддерживаются за счет своей включенности в объективно сложившиеся и формируемые ценностные отношения.

В ценностном отношении любой предмет находится в отношении к субъекту, т.е. проявляется в аспекте своей аксиологической значимости и в этом смысле всегда потенциально выступает предметом положительной, отрицательной или нейтральной О. В то же время ценностное отношение предполагает активность субъекта, занятия им позиции, позволяющей выносить О., т.е. проявлять свою заинтересованность в чем-либо и интегрировать в любой акт активности через выносимые О. творческие включения.


Избегание занятия позиции оценивания - это также акт оценочно окрашенный (не нейтральный). Таким образом, аксиологические О. универсальны - любая иная О. может быть рассмотрена как особый тип О. аксиологической (в том числе гносеологическая как О. на истинность или ложность) или как имеющая аксиологическую составляющую (практические О., инспирируемые непосредственной ситуацией деятельности, поведения или общения). Таким образом, любая О. есть отражение аксиологических значимостей, апеллирование или отсылка к ценности. Тем не менее принято отличать безоценочное и оценочное познание. Последнее, по своей сути, (в отличие от первого, нацеленного на имманентное, внесубъектное существование) есть или акт установления (приписывания) ценности, или акт сравнения по какому-либо принятому (в культуре, общности, группе, институции) образцу, норме, идеалу, т.е. имплицитному критерию оценивания, который может быть задан и эксплицитно. Результатом этого акта сравнения должно стать установление порядка предпочтений имманентных свойств предмета в ситуации ответственного (т.е. предполагающего осознание последствий) выбора и принятия (равно как и непринятия) решения. При этом опять возникает проблема изначальной аксиологической предзаданности любого критерия (в том числе и познавательного) в ситуации выбора паттерна, парадигмы или теоретико-методологической ориентации.


Со своей стороны, любой акт оценочного познания (эксплицитно), акт оценивания (имплицитно или эксплицитно) всегда несут в себе знание. Таким образом, О. является не только выражением отношения, но и эпистемологической и гносеологической категорией.

Кроме того, она с необходимостью должна трактоваться как категория лингвистическая и коммуникационная. Следовательно, аксиологические О. универсальны в плане связывания через них культурного и социального миров, теории и практики (причем с акцентированием последней - теория переводится в схемы действия с объектами и ориентируется на свою применимость в решении конкретных проблем и выполнении определенных задач). Тем самым научный анализ О. во многом сдвигается из проблематики их типологии и отличения оценочного от безоценочного в область исследования оснований и внутренней структуры О., определения мер рефлексированности (как обращенности О. на самую себя, на осознание процесса и механизмов собственного становления и функционирования). Одна из основных задач такого рода рефлексии - отыскание и (или) выработка и эксплицитное обоснование критериев оценивания. Акты же оценивания могут быть поняты как интерпретации, в разной степени выражающие те или иные смыслы и, соответственно, проверяемые (интерпретации следующего уровня) на адекватность предмету и (или) ситуации, а также потребностям и запросам субъекта (в конечном счете - стоящей за ним ценности).

О. - предмет анализа в социогуманитарном знании (специфика которого во многом связана и с его аксиологической (оценочной) нагруженностью), в частности - в социологии. Так, опросные мотодики (как вопрос-ответные процедуры) фиксируют по преимуществу О. как исходные данные, в том числе для прогнозирования поведения на основе выявления (конструирования) ценностных ориентаций как предрасположенностей и готовностей субъектов к определенному поведению. Однако в концепциях ценностных ориентаций плохо отрефлексированы возможности переходов от респондента к его ценностным ориентациям, а от последних - к ценностям как конечным детерминантам поведения. Кроме того, в них принимается допущение конституирующих возможностей О. по отношению к ценностям, т.е. происходит субъективатизация последних при методологической установке на объективность в познании. Последняя не выполняется и по иной причине - в фактологический уровень дисциплины кладутся О., тогда как установка требует избегания оценочной информации. Поэтому возникшие по сути на позитивистском фундаменте исследовательские методики классической эмпирической социологии, эксплицитно элиминируя ценности и О. из сферы своего анализа, имплицитно исходят именно из них, строя здание "беспристрастной" науки. Осознание этой ситуации во многом способствовало становлению альтернативных ориентаций в социологии.

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОЦЕНКА ИНТЕРВАЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Сб июл 10, 2010 1:33 pm

ОЦЕНКА ИНТЕРВАЛЬНАЯ - см. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОЦЕНКА НЕСМЕЩЕННАЯ

Сообщение психологический словарь » Пн июл 12, 2010 5:46 am

ОЦЕНКА НЕСМЕЩЕННАЯ - см. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОЦЕНКА РОБАСТНАЯ

Сообщение психологический словарь » Вт июл 13, 2010 3:41 pm

ОЦЕНКА РОБАСТНАЯ - см. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОЦЕНКА СОСТОЯТЕЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Сб июл 17, 2010 9:19 am

ОЦЕНКА СОСТОЯТЕЛЬНАЯ - см. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОЦЕНКА ТОЧЕЧНАЯ

Сообщение психологический словарь » Пн июл 19, 2010 8:38 pm

ОЦЕНКА ТОЧЕЧНАЯ - см. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ

Сообщение психологический словарь » Ср июл 21, 2010 12:52 pm

Оценка эффективности психотерапии — выявление с помощью специальных методов конкретных результатов психотерапии, обеспечивающих улучшение состояния клиента. Чтобы оценить эффективность психотерапии, требуется, прежде всего, четко определить метод, с помощью которого она осуществляется. Использование психотерапевтического метода предполагает определенную квалификацию психотерапевта.


Число клиентов, к которым применялся данный метод, должно быть статистически значимым. Изучение эффективности следует проводить на гомогенном материале. Группа пациентов, создаваемая для О. э. п., должна формироваться методом случайной выборки. О. э. п. не должна проводиться тем лицом, которое проводит психотерапию (необходим независимый наблюдатель). Важно, чтобы независимый наблюдатель не знал о применявшемся психотерапевтическом методе, чтобы его собственное отношение к этому методу не влияло на оценку. Использование магнитофонных записей психотерапевтических бесед позволило бы также исключить влияние на оценку эффективности типа поведения пациента во время психотерапии и т. д.


Необходимо сравнение непосредственных и отдаленных результатов психотерапевтической работы. Число повторно обследованных клиентов в катамнезе должно быть репрезентативным по отношению ко всему контингенту прошедших терапию; таких клиентов должно быть не менее 90% от общего их числа.


При этом оценка должна исходить не только от психотерапевта, от независимого оценщика (так называемые объективные данные), но и от самого клиента (субъективные показатели). Необходимо учитывать особенности жизни клиента после завершения психотерапии (возможны влияния на результат терапии ближайшего окружения клиента). Для объективного катамнеза необходима своя контрольная группа клиентов (изменения в состоянии клиентов, прошедших психотерапию, возможно, могли бы с течением времени произойти и без нее). Должны быть учтены те цели и задачи, которые стремился реализовать психотерапевт с помощью применяемого им метода (цели самым непосредственным образом связаны не только с состоянием клиента, но и с теоретической концепцией, на которую ориентируется психотерапевт).


>В настоящее время недостаточно четко определены критерии эффективности психотерапии, недостаточно обоснован выбор учитываемых переменных.


Критерии эффективности психотерапии должны достаточно полно характеризовать наступившие изменения в клинической картине и адаптации клиента с учетом трех сфер рассмотрения терапевтической динамики: 1) соматической, 2) психологической, 3) социальной. Методы исследования эффективности психотерапии должны давать возможность получения численных показателей рассматриваемых критериев, регистрации изменений, происходящих в процессе лечения, по каждому из них, статистического анализа полученных с их помощью результатов. При лицензировании европейских психотерапевтических центров в последние годы предпринята попытка стандартизированной оценки эффективности их работы.

Метаанализ результатов исследования эффективности психотерапии (анализировались 897 публикаций и самые важные неопубликованные исследования по психотерапии до 1993 г.; чаще изучалась эффективность когнитивно-поведенческих методов, методов релаксации, аутогенной тренировки, медитации, комплексных подходов), предпринятый К. Граве (1994), проводился по следующим параметрам: (а) глобальная оценка успеха; (б) индивидуально-дифференцированная проблематика или симптоматика; (в) общие формулировки проблематики или симптоматики членов групп; (г) остальные параметры самочувствия; (д) изменения в личности, способностях; (е) изменения в межличностных отношениях; (ж) изменения в использовании свободного времени; (з) изменения в работе или профессии; (и) изменения в сексуальной сфере; (к) изменения по психофизиологическим параметрам.


>В некоторых школах психотерапии вопросы ее эффективности практически не поднимаются или сводятся к интуитивному ощущению эффективности самим психотерапевтом. В других направлениях критерии эффективности описываются более или менее операционально. Например, в поведенческой психотерапии главным критерием ее эффективности является уменьшение симптоматики. В динамическом направлении психотерапии эффективность связывается с личностными изменениями клиента, со снижением его внутреннего напряжения, связанного с интрапсихическими проблемами, и с нормализацией нарушенного социального функционирования (прорыв в психотерапевтической работе — внезапный прогрессивный шаг в изменении установок, поведения, самовосприятия и пр. клиента после длительного периода отсутствия какого-либо прогресса).


>Прогресс в развитии психотерапии связывается с созданием все более совершенных психотерапевтических теорий и результативных методов. Однако не только эффективность, но и социальный заказ общества, обусловленный основными тенденциями развития, влияет на развитие психотерапии и на естественный отбор ее методов. На развитие методов психотерапии влияет внедрение в психотерапевтический процесс новейших технических средств (видеотехника, видеокомпьютеры).


>Прогресс в психотерапии в настоящее время проявляется не только в использовании эффективных методов (в рамках доказательной медицины, психотерапии), но и в изучении общих факторов психотерапии, свойственных различным ее формам и методам. Констатирована примерно равная эффективность лечения в отдаленном периоде (непосредственные результаты могут иметь значительные расхождения) независимо от форм психотерапии. В настоящее время делается все больший акцент на существенной роли взаимоотношений "психотерапевт — клиент" при любых методах психотерапии. Эмпирически показано, что наибольший вклад в результаты психотерапии вносят личностные качества клиента (в частности, мотивация к изменению), на втором месте находятся личностные качества психотерапевта и лишь на третьем — использование определенных психотерапевтических методов (Б. Бейтман, 1989).

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Айрин1, GoGo [Bot], Google [Bot], rtanya, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs