Н

НЕВОЗМОЖНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Ср ноя 04, 2009 5:41 pm

НЕВОЗМОЖНОСТЬ — понятие, фиксирующее модальность бытия и мышления, радикально альтернативную не только действительности, но и возможности (см. Возможность и Действительность). В классической философии под Н. понималась совокупность тех онтологических состояний и логико-когнитивных конструкций, конституирование которых противоречило бы, соответственно, природным и социальным законам или законам логики. В современной философии понятие "Н." обретает фундаментальный статус в контексте парадигмальных презумпций постмодернизма (см. Постмодернизм), — прежде всего, постмодернистских концепций нонсенса (см.


Нонсенс) и трансгрессии (см. Трансгрессия): "невозможное" — это понятие, которое постмодернизм, по оценке Бланшо, "сделал знаменитым" (прежде всего, в лице Батая, вторым названием "Ненависти поэзии" которого является "Невозможное").


Будучи фундированным презумпцией нелинейности, постмодернизм парадигмально констатирует идею "совозможности как правила мирового синтеза" (Делез). Фигура ветвления эволюционных траекторий системы обретает в постмодернизме фундаментальный статус ("сеть" и "ветвящиеся расширения" ризомы у Делеза и Гваттари, "решетка" и "перекрестки бесконечности" у Фуко, смысловые перекрестки "выбора" у Р.Барта, "перекресток", "хиазм" и "развилка" у Деррида, "лабиринт" у Эко и Делеза и т.д. — см. Лабиринт, Ризома).

Так, по словам Деррида, "все проходит через... хиазм, все письмо им охвачено — практика. Форма хиазма, этого X, очень меня интересует, не как символ неведомого, но потому что тут имеет место... род вилки, развилки (это серия перекресток, carrefour от лат. quadrifurcum — двойная развилка, qrille — решетка, claie — плетенка, cle — ключ)". Важнейшим источником формирования постмодернистской версии бифуркационной модели процесса выступает осмысление Борхесом пространства событийности как "сада расходящихся тропок". —


В контексте художественного сюжета Борхес фактически моделирует бифуркационный механизм разворачивания событийности: "скажем, Фан владеет тайной; к нему стучится неизвестный; Фан решает его убить. Есть, видимо, несколько вероятных исходов: Фан может убить незваного гостя; гость может убить Фана; оба могут уцелеть; оба могут погибнуть, и так далее. Так вот, в книге Цюй Пэна реализуются все эти исходы, и каждый из них дает начало новым развилкам". — Последовательное нанизывание бифуркационных ситуаций, каждая из которых разрешается принципиально случайным образом, задает сугубо вероятностный мир с принципиально непредсказуемыми вариантами будущего (в синергетике подобный феномен получает название "каскада бифуркаций): "в большинстве... времен мы не существуем; в каких-то существуете вы, а я — нет; в других есть я, но нет вас; в иных существуем мы оба. В одном из них, когда счастливый случай выпал мне, вы явились в мой дом; в другом — вы, проходя по саду, нашли меня мертвым... Вечно разветвляясь, время идет к неисчислимым вариантам будущего". Так, в рамках номадологического проекта Делеза и Гваттари (см.


Номадология) рассматривается феномен "расхождения" серий сингулярностей.


Подобно тому, как в синергетике точка бифуркации понимается в качестве такого значения переменной, при котором происходит ветвление эволюционных возможностей, — постмодернизм фиксирует "узловые пункты", "точки расхождения серий" (Делез, Гваттари), "двусмысленные знаки" (Делез), дающие начало процедурам ветвления.


Так, по Делезу, "есть условия, необходимым образом включающие в себя "двусмысленные знаки" или случайные точки, то есть своеобразные распределения сингулярностей, соответствующие отдельным случаям различных решений, например, уравнение конических сечений выражают одно и то же Событие, которое его двусмысленный знак подразделяет на разнообразные события — круг, эллипс, гиперболу, параболу, прямую линию". Важнейшим следствием постмодернистского осмысления феномена ветвления — так же, как и в синергетике — выступает формирование сугубо плюралистической модели исследуемой реальности: "сама по себе ризома имеет различные формы, начиная от ее поверхностного ветвящегося расширения и до ее конкретного воплощения" (см. Ризома). В контексте анализа этого ветвления номадологией дается новое толкование проблемы модальности: расхождение смысловых серий в узловой точке ветвления потенциальных траекторий задает возможность эволюции различных миров — равновозможных, но исключающих друг друга версий мировой динамики: "там, где серии расходятся, начинается иной мир, не-со-возможный с первым" (Делез). (Идея и сами термины "совоз-можных" и "несовозможных" событий были в свое время использованы Лейбницем.) В этом контексте постмодернизм радикально пересматривает феномен Н., которая задает дополнительную семантику фигуре "нонсенса" (см. Нонсенс): то, что в одной из версий эволюции или динамики (в одном из несовозможных миров) возможно и наделено смыслом, в другом выступает как "нонсенс", т.е. бессмысленно и невозможно. Таким образом, в заданном контексте возможность и Н., перестают быть онтологически взаимоисключающими и семантически альтернативными: "нонсенс и смысл покончили со своим динамическим противостоянием и вошли в со-присутствие"


(Делез). Однако каждый из параллельных (не-совозможных) миров, с точки зрения Делеза, в равной мере может быть возведен к определенному состоянию, которое — в системе отсчета как того, так и другого мира — служит его генетическим истоком, т.е. по своей природе неоднозначно, ибо может породить (в режиме не-совозможности) исключающие друг друга следствия. — Это означает, что "не-совозможные миры, несмотря на их не-совозможность, все же имеют нечто общее — нечто объективно общее, — что представляет собой двусмысленный знак генетического элемента, в отношении которого несколько миров являются решениями одной и той же проблемы" (Делез). Аналогично, в контексте постмодернистской концепции трансгрессии (см. Трансгрессия) категория Н. истолковывается постмодернизмом в радикально нетрадиционном своем качестве, а именно — в качестве онтологической модальности бытия. — Трансгрессия есть выход за рамки наличного (действительного) не к иной (новой) возможности, но к тому, что в настоящей системе отсчета мыслится как Н. — Открываемый трансгрессивным прорывом новый горизонт является подлинно новым в том смысле, что по отношению к предшествующему состоянию вовсе не является линейно "вытекающим" из него естественным, очевидным и единственным следствием, — напротив, новизна в данном случае обладает по отношению ко всему предшествующему статусом и энергией отрицания: этот открываемый в акте трансгрессии горизонт определяется Бланшо как "возможность, предстающая после осуществления всех возможных возможностей, как такая возможность, которая низвергает все предыдущие или тихо их устраняет", т.е. как Н. в чистом виде. Трансгрессивный переход, по формулировке Бланшо, "требует... движения, которое не относится к строю возможности". Предел, преодолеваемый в акте трансгрессии, в рамках наличного опыта мыслится как непреодолимый, а потому не только то состояние, к которому может привести трансгрессия, но и само ее осуществление ("опыт-предел"), не может быть осмыслено иначе, нежели Н.: по словам


Фуко, "внутренний опыт — целиком опыт невозможного, поскольку невозможное есть то, на что он направлен и что констатирует его". Таким образом, концепция трансгрессии задает бытию новую модальность ("невозможное" наряду с "возможным" и "действительным"), — как пишет Бланшо, "следует понять, что возможность — не единственное измерение нашего существования... да, словно бы невозможность... дожидалась нас позади". Именно в силу своей сопряженности с Н. (т.е. в силу отсутствия укорененности в наличные формы мышления и опыта) опыт трансгрессии и постулируется Сартром как "опыт абсурда". — Таким образом, "невозможное" как модальность бытия семантически конгруэнтна с "нонсенсом" Делеза, — именно переход к невозможному с точки зрения наличного состояния и составляет содержание трансгрессии: по оценке Батая, вербальная сфера наделяется "мощью смысла... лишь представляя невозможное". Бланшо артикулирует Н. как "то, над чем мы не властны властвовать", т.е. не можем ни уклониться от него, ни "сделать это своим испытанием", — то, что человеку не дано ни предвидеть, ни — тем более — предотвратить, ибо оно прерывает линейный вектор развития его опыта, открывавшийся линейному же когнитивному усилию. Собственно, лишь в системе отсчета последнего (в рамках его узких рамок) новое (безусловно, возможное, коль скоро оно конституируется в качестве действительного!) оценивается как не вытекающее логически (если пользоваться линейной логикой, а именно она и является инструментом опыта повседневности) из всего предшествующего эволюционного порядка и, стало быть, как Н. В этом плане используемый Бланшо термин "опыт-предел" с очевидностью фиксирует акт выхода за пределы повседневного (соответственно — линейного) мышления, лежащего в основе "всего того, что мы проживаем, продумываем и проговариваем". Не случайно Бланшо настаивает на определении "опыта-предела" посредством понятия "потери сознания" или изоморфных ему в данном случае "экстаза" (экстазиса как выхода за границы повседневности, т.е. нормы) и "незнания" (как отказа от апробированных стратегий трактовки мира). В этой ситуации как "экстаз", так и "незнание" оказываются модусом существования человека, когда существовать "невозможно". В этом отношении примечательно, что экстаз и незнание в рамках концепции трансгрессии оказываются семантически увязанными в единый функциональный комплекс: "незнание сообщает... экстаз"


(Бланшо). Однако справедливо и обратное: по мысли Фуко, экстаз, в свою очередь, в режиме цепной реакции порождает незнание, ибо "то и дело трансгрессия переступает одну и ту же линию, которая, едва оказавшись позади, становится беспамятной волной, вновь отступающей вдаль — до самого горизонта непреодолимого". Постмодернистская идея трансгрессии также основана на идее отсутствия возможности не только предсказать, но даже выразить в наличном языке феномен перехода к тому, что не детерминировано (линейно не причинено) наличным бытием и в рамках последнего мыслится как "невозможное". Как пишет Фуко, трансгрессия реализует себя как "игра пределов", — "она выводит... в область недостоверности", где очевидные реалии, подобно диссипативным структурам (см. Синергетика), возникают, чтобы вновь — при сдвиге условий — породить хаос (см. Хаос), чреватый новыми, столь же, в терминологии Фуко, "недостоверными" реалиями: "эта игра не просто играет своими элементами; она выводит их в область... то и дело ломающихся достоверностей, где мысль сразу теряется, пытаясь их схватить". В этом контексте феномен нелинейного перехода сопрягается Бланшо с метафорическим "безнадежным и неведающим вожделением... вожделением того, чего невозможно достигнуть, и вожделением, отвергающим все то, что могло бы его утолить и умиротворить, стало быть, вожделением того бесконечного недостатка и того безразличия, которые суть вожделение, вожделением невозможности вожделения, несущим невозможное... вожделением, которое есть достижение недостижимого".

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕВРОЗЫ КЛИНИЧЕСКИЕ

Сообщение психологический словарь » Вс ноя 08, 2009 7:57 am

Неврозы клинические (от греч. neuron — нерв, klinike — врачевание) — широко употребляемый термин, применяющийся для обозначения психологических нарушений, не связанных с отрывом личности от реальности и сопровождающихся поведением, расценивающимся как защита от тревоги. В настоящее время состояния, относящиеся к понятию Н. к. (фобия, тревога, конверсионное и диссоциативное расстройства), рассматриваются как отдельные расстройства. Возможной причиной Н. к. может стать так называемый невротический конфликт — нарушение значимых жизненных отношений человека, восходящее к детскому возрасту и активизирующееся в психотравмирующих ситуациях. При неврозах на первый план выступают расстройства эмоциональной сферы. Затруднения поиска выхода из переживаемого конфликта могут приводить к психической и физиологической дезадаптации личности, формированию невротических симптомов. Органические изменения головного мозга при неврозах чаще всего отсутствуют.


Невроз может протекать в стертой форме или быть ярко выраженным, требовать медицинского вмешательства. Неврозы относятся к обратимым расстройствам.

Выделяют основные формы Н. к.: неврастению, истерию, невроз навязчивости, психастению. Неврастения, сопровождаясь физическим истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, утомляемостью, слезливостью, подавленным настроением.

Истерические формы Н. к. чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания: параличи, припадки, расстройства болевой чувствительности и координации движений, заикание, различные расстройства речи (от беззвучия до полной немоты) и т. д. Глубокие формы истерического Н. к. могут переходить в психотические расстройства, сопровождаясь помрачением сознания.

Невроз навязчивости характеризуется возможным появлением после тяжелой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, фобий, повышенной тревоги, угнетенного настроения, вегетативных расстройств.

Психастения — болезненное расстройство психики, характеризующееся крайней нерешительностью, боязливостью, мнительностью, склонностью к навязчивым идеям. Для таких людей характерны общие астенические свойства: повышенная чувствительность и быстрая истощаемость. Им всегда трудно начать какое-нибудь дело, но если решились, то осуществить его надо сразу, поскольку крайне нетерпеливы.

Псевдоневроз (синдром неврозоподобный) — невротические состояния, возникающие при различных соматических, органических инфекционно-токсических и подобных им заболеваниях.

Современное учение о Н. к. признает многофакторный характер этого заболевания, но подчеркивает ведущую роль психологических аспектов в его возникновении и лечении. Трехфазная теория возникновения невроза — концептуальная модель, описывающая развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций, предложенная Г.


Айзенком и С. Рахманном (H. J. Eysenck, S. Rachmann, 1965). Развитие невроза, прежде всего фобического, представляется в этой теории как проходящее ряд стадий.


На первой стадии совершается событие, закономерно вызывающее сильную эмоциональную реакцию, например, страх. Во временной близости с этим событием происходит изначально нейтральное событие, которое ассоциативно связывается с травмирующим событием первой ситуации и с эмоциональным откликом на нее — вторая стадия. На третьей стадии, если подкрепление не наступает, т. е. если первая ситуация не повторяется, происходит угасание эмоциональной реакции, но если ситуация повторяется, то возникает невроз, в котором эмоциональная реакция запускается уже нейтральными, но ассоциированными с травмирующими, событиями.

Методы лечения Н. к. основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психотерапии: патогенетической, поведенческой, групповой и др.

Л. А. Карпенко, И. М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕГАТИВИЗМ

Сообщение психологический словарь » Ср ноя 11, 2009 12:30 pm

— немотивированное противодействие требованиям и ожиданиям друг людей, часто возникающий во время возрастных кризисов.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕГАТИВНОЕ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вс ноя 15, 2009 6:59 am

Негативное самопредъявление [лат. negativus — отрицательный] — психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в постоянном намеренном нарушении ребенком правил поведения. Межличностная ситуация развития при Н. с. характеризуется высокой конфликтностью отношений ребенка со взрослыми. Центральной чертой психологического профиля является яркая демонстративность (особо высокая потребность во внимании к себе) в сочетании с представлением о том, что единственный способ быть замеченным окружающими — это вызвать их раздражение и возмущение. Позиция ребенка с Н. с. — это позиция "ужасного ребенка", "хулигана". Реакция взрослых, замечающих только негативные поведенческие проявления и не уделяющих ребенку внимания в других случаях, поддерживает избранную им тактику реализации своей демонстративности. Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для демонстративного ребенка поощрением. Н. с. может сочетаться с позитивным самопредъявлением, когда в одних ситуациях (напр., дома) наблюдается нарушение правил, в других же (напр., в гостях) — их подчеркнутое соблюдение. Н. с. служит одной из наиболее частых причин поведенческих жалоб родителей и педагогов, однако прогноз дальнейшего развития при этом психологическом синдроме относительно благоприятен. В подростковом возрасте в основе Н. с. нередко складывается демонстративный нигилизм. Коррекция Н. с. достигается достаточно легко, если окружающие взрослые начинают уделять ребенку значительно больше внимания в то время, когда его поведение соответствует правилам, и минимально реагируют на их нарушение. Важно также предоставить ему возможности для реализации своей демонстративности (напр., привлечь к участию в драматической студии).

А.Л. Венгер

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕГАТИВНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Чт ноя 19, 2009 8:27 pm

НЕГАТИВНОСТЬ - конститутивный принцип социально-символического порядка, отличающий его от природного. Фрейдовская концепция Н. рассматривается в плане сексуального запрета ("репрессия в подсознании"). Марксистская доктрина анализирует структуру отношений собственности - обладание вещами характеризуется скорее отрицательно, как ограничение прав других на этот предмет. Хайдеггеровская трактовка "выдвинутости в ничто" выводится из группового "тебе-не-должно" в отношении индивида. Э. Берк считает, что Н. как таковая предполагает некий общий травматический опыт отсутствия. Берк сводит понятие Н. к лингвистической (равной социальной) парадигме.

Н. формируется вначале как объективное с переходом в субъективное (универсализация качества).


"Нет" может ощущаться как позитив в смысле чувства абсолютного в себе, а не страха внешнего взыскания. Любой опыт окрашен Н. Сущность языка как символического действия определяется во взаимодействии с Н. Парадокс Н. в том, что полярные термины и исключают друг друга, и зависят друг от друга.

Развивая понятие "Н.", Берк обозначает формы эволюции Н.: 1. Примитивный негатив - то, что хочется, но нельзя или страшно получить. 2. Негатив как рациональный, разумный или драматический позитив. Вопрос выбора и пути достижения цели. Актуализация "Н. свободы". 3.


Совершенный негатив как переход от "тебе-не-должно" к "это нельзя". В этом способе трактовки заключена форма, которая трансформируется в другую форму. Человек должен установить отношение, в котором будет сформирован смысл негатива или позитива.

Представителями северо-американской формальной традиции ("новой критики") выделены и разработаны два подхода к Н.: 1) научный (Я как определение). Индивид пытается (вос)произвести свою индивидуальность в тексте (письме-чтении), используя универсальные принципы антропологической артикуляции; 2) драматический (Я как действие). Основа драматического - различие между человеком и предметной реальностью: "Things move, persons act" /"Предметы (вещи) двигаются, личности действуют". - Ред./. Подобное построение сформировало новый концептуальный аппарат гуманитарного исследования и разработало связанную с ним новую модель порождения значения и, шире, неклассического типа философствования.

Е.В. Матусевич

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕГРИТЮД

Сообщение психологический словарь » Сб ноя 21, 2009 9:52 pm

НЕГРИТЮД (negritude - фр. неологизм) - культурно-философская и идейно-политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности черной расы, исходящая из признания неповторимости культуры, психологического склада и мировидения негроидных народов, а следовательно и уникальности их социо-культурного и антропологического опыта. Н. выступил с апологией расовой и исторической общности чернокожего населения Африки, Антильских островов и континентальной Америки, явившись одной из основных версий афроцентризма. Получил распространение главным образом во франкоязычных странах. Основоположниками Н. считаются сенегалец Л.С. Сенгор (см.), мартиниканец Э. Сезер, гвианец Л.Г. Дамас, которые познакомились в 1931 и начали в 1934 в Париже издание литературно-философского журнала "Черный студент" (выходил до 1941), ставшем организационно-концептуальным центром движения.

Авторство самого термина "Н.", зафиксированного в 1932, закреплено за


Сезером (что неоднократно подтверждал и Сенгор, пользовавшийся параллельно термином "негритянство"). Термин-неологизм должен был в том числе реабилитировать оскорбительность слова "negre". Н. возник как форма "культурного национализма" угнетенных наций, как средство деколонизации черной расы. Ф. Фанон (см.), сам испытавший воздействие идей Н. в своем раннем творчестве, отмечал, что "концепция негритюда была эмоциональной, если не логической, антитезой тому оскорблению, которое белый человек наносил человечности". Изначально Н. был направлен против европоцентризма и политики насильственной культурной ассимиляции как компонента политического и социального угнетения, с одной стороны, и на расово-этно-культурное (а затем и государственно-политическое) самоутверждение колонизированных афро-негритянских по своему происхождению (а затем и всех негроидных) народов. В период до Второй мировой войны наибольшее влияние Н. оказал на культуру стран Карибского бассейна, за пределами которых он долгое время оставался уделом узкого круга интеллектуалов. В первой трети 20 в. идеи Н. породили движение "антильского культурного ренессанса", которое представляли Ж. (Жан) Прис-Марс и так называемые "эндиженисты" на Гаити, Сезер и Р. (Рене) Мениль на Мартинике, Э. (Эжезип) Лежитимюс и П. (Поль) Нигер на Гуаделупе, Дамас (иногда его фамилию траскибируют как "Дама") во Французской Гвиане, Н.


Гильен на Кубе, К. Мак-Кей на Ямайке. Во многом под влиянием Н. в странах Карибского бассейна возникла и стала развиваться литература на местных креольских языках. В антильских литературах определенную параллель Н. составлял так называемый негризм. В теоретическом обосновании Н. большую роль сыграли европейские концепции "кризиса культуры": французский экзистенционализм Ж.-П. Сартра и А. Камю, сюрреализм А. Бретона, антиинтеллектуализм Г. Кайзерлинга, интуитивизм А. Бергсона, психоанализ З. Фрейда, "морфология культуры" О. Шпенглера. В "сенгоровской" линии Н. отчетливо влияние неотомизма (Ж. Маритен), персонализма (Э. Мунье), П. Тейяра де Шардена. Из более поздних влияний следует прежде всего назвать культур-психологию К.Г. Юнга и "Критическую социальную теорию" (наиболее влиятелен - Г. Маркузе).

На всех этапах своего развития Н. входил в соприкосновение с идеями (нео)марксизма (что прослеживается и по фактам биографии "отцов-основателей" -


Сезер некоторое время определял себя как коммуниста, а Сенгор значительную часть жизни принадлежал к социалистическому движению). В 1940-1950 происходит философская концептуализация Н. (прежде всего усилиями Сенгора), вызванными, в том числе, и противодействием трактовке Н. как "антирасистского расизма", предложенной (по сути, так как авторство самого выражения принадлежит, скорее, Фанону) в 1948 Сартром (в эссе "Черный Орфей", опубликованном как предисловие к составленной Сенгором "Антологии новой негритянской и мальгашской поэзии на французском языке"). Центром объединения приверженцев Н. "второй волны" стал основанный в 1947 сенегальцем А. (Алиуном) Диопом в Париже журнал "Презанс африкен" (когда журнал перестал печатать статьи направления в начале 1960-х, это было воспринято как симптом кризиса Н. в целом). Показательно, что первый номер журнала, наряду с А. Диопом и Сенгором, готовили Ж.-П. Сартр, А.


Камю, А. Жид и афро-американский писатель Р. Райт. Журнал провозгласил своей целью "объявить присутствие негро-африканца в мире", "заставить звучать голос Африки". Теоретики Н. этого периода уже не просто апеллируют к африканскому (прежде всего мифологическому) наследию в поисках своей "отличности", а предпринимают попытки реконструировать "негритянство" в целостности всех его социо-культурных компонентов и в свете его открывшейся исторической миссии.

Так А.


Диоп призывал приложить все усилия, чтобы создать "негритянскому творческому гению" "такие выразительные средства, которые соответствовали бы его собственному призванию в контексте 20-го столетия". Миссианские устремления Н. этого периода отмечал и Сартр: "Абсурдной суете белого человека негр противопоставляет сосредоточенную подлинность своего страдания, и потому, что он имел страшную привилегию испить всю чашу до дна, черный народ - народ избранный".


В связи с этим резко возрастает интерес к конкретным социальным и гуманитарным дисциплинам, прежде всего к историческому знанию, которое должно подтвердить гипотезу-постулат о начале всей человеческой истории в Африке и зависимость Европы от "африканского начала", в частности. Огромной популярностью в среде приверженцев Н. начинают пользоваться построения сенегальского историка Ш. (Шейка), А. (Анта) Диопа, говорящего об Африке как прородительнице через усвоение наследия Нубии и Египта античной культуры (работы: "Негритянские науки и культура", т. 1-2, 1955; "Культурное единство Черной Африки", 1960; "Доколониальная Черная Африка", 1960; более поздняя работа - "Первенство негритянских цивилизаций: миф или историческая истина?", 1967). Производится и теоретическая реконструкция возникновения самого Н. Его истоки начинают возводить к мыслителям Британской Западной Африки второй половины 19 в. С. (Сэмюэлю) Кроутеру, Дж. (Джеймсу) Хортону, и особенно - Э. (Эдварду) В. (Вильмонту) Блайдену (1832-1912; выходец из Вест-Индии, жил в Либерии), стоявших на позициях "культурного национализма" и отстаивавших тезис об уготованности Африке особой судьбы.

Более поздних предтеч Н. видят в в идеологах панафриканизма Г. (Генри) С. (Сильвестре) Вильямсе (1868-1911; выходец с Тринидада) и У. (Уильяме) Э. (Эдварде) Б. (Бургхарде) Дюбуа (1868-1963; США), организаторах первой панафриканской конференции в Лондоне в 1900, на которой родился сам термин "панафриканизм".


В 1971 Сенгор даже прямо назвал Дюбуа "подлинным отцом негритюда". Основные же идеи и установки так называемого "Гарлемского Ренессанса" как его непосредственного предтечи, были внесены в Н. Сезером и Дамасом. Влияние идеологии негритянского движения 1920-1930-х на Н. реконструируется и через сотрудничество основоположников Н. с журналом "Ревю дю Монд нуар" ("Журнал Черного мира"), издававшимся в 1931 в Париже чернокожими американцами. Существенными вехами в подготовке и становлении Н. были признаны


Первый (1919, Париж) и Пятый (1945, Манчестер) панафриканские конгрессы. В эти же (1940-1950) годы происходит и трансформационный сдвиг Н. от культурного, прежде всего литературного движения к идеологической доктрине, ставшей одной из мировоззренческих основ национально-освободительного движения. В этом аспекте велико влияние на Н. идей Фанона, в целом не принявшего его доктрину и подвергшего ее радикализирующей критике. Наибольшее влияние в эти годы Н. приобрел в странах Африки.

Эти изменения, как и потерю относительной "монополии" Н. на выражение сути "негритянского, зафиксировала Конференция африканских народов, состоявшаяся в столице Ганы Аккре в 1958. В практиках национально-освободительной борьбы и деколонизации идеология Н. иногда приобретала окраску "антибелого бунта" цветных народов против всей европейской цивилизации. Белая раса объявлялась носителем "рационально-утилитаристского сознания", а черная - "целостно-эмоционального мироощущения".


Появился и тезис о "борьбе цивилизаций", фатальной непримиримости "черного" и "белого" человека. Начиная с 1960-х доктрину Н. берут на вооружение левоэкстремистские течения "черного расизма". Эта угроза существовала и ранее в некоторых близких Н. течениях, в частности в панафриканизме М. (Маркуса) А. (Аврелия) Гарвея (1885-1940; выходец с Ямайки), провозгласившем создание Империи Африка, и Дж. (Джорджа) Пэдмора (1903-1956; выходец с Тринидада) - деятеля Коминтерна. Одним из первых переинтерпретированный в "черный расизм" Н. пытался сделать своей идеологией режим Ф. Дювалье (1907-1971) на Гаити. Дювалье специально изложил свою точку зрения на Н. в совместной с Л. Дени книге "Классовые проблемы на протяжении гаитянской истории" (1958), в которой редуцировал современную историю Гаити к расовому противостоянию негров, представляющих "средний класс" и "народ", "мулатской буржуазии". Однако собственно Н. эти крайние версии остались чуждыми. На его основе возникли различные версии "национального социализма" в ряде добившихся независимости африканских стран (в частности, "социализм банту", "африканский синкретический социализм" Сенгора и др.), с одной стороны, и мистические концепции "самобытного" (например, у Б.


(Бираго) Диопа) - с другой. Последние оказались созвучными некоторым версиям африканской "этнофилософии" (П. Темпельс, А. Кагаме, Дж. Аволалу и др.). В последующем Н. слился с более концептуально "размытыми" афроцентризмом и негро-африканизмом и был поглощен постколониальными исследованиями (штудиями).

Исходная посылка Н. - стремление доказать, что негро-африканская цивилизация также является самобытной и самоценной цивилизацией, а не есть осколок сохранившегося "варварства".


Более поздние и радикальные его версии уже обосновывали незаменимость вклада, сделанного африканцами, для современной цивилизации. Крайние же радикалы, представлявшие Н., провозглашали африканца человеком будущего. В любом случае Н., провозгласив в качестве исходных установок лозунги "культура - прежде всего" и "ассимилировать, не будучи ассимилированным", конструировал "негра" ("африканца") как "другого" Европы, без которого ей не обойтись, в радикальных версиях - как того, кто идет на смену "европейцу" (умеренные версии предпочитали говорить о необходимости "креолизации" и "метисизации" мира). Ранний Н. пытался отличить себя от "европейского" и противопоставить себя ему. Поздний конституировал тотальную критику "западного" как идущего к неизбежному краху машиноподобного образа жизни. Последнему противопоставляются исходный гуманизм африканца, его гармония с природой, коллективизм, взаимопомощь и сочувственное отношение людей друг к другу, т.е. коммунитаризм, при котором социум как агрегат индивидуумов невозможен, а тем самым он принципиально и не "машинезируем". Африканец эмоционален, он поэт и лирик.


Европеец рационален, он инженер и прагматик. Первый раскрывается в искусстве, прежде всего в ритмике танца, его ведет в его отношении к миру душа и сердце. Второй - в науке, прежде всего в математической и/или логической формуле, им руководит в его отношении к миру разум.

Первый непосредственно наслаждается и созерцает, его оценочный критерий подчинен принципу "как и... так и...", второй - всегда опосредован в своих отношениях с миром, он эксплуатирует и подчиняет, его оценочный критерий - "или-или". Негро-африканец "объемлет" мир, европеец - его "видит", первому доступна его глубина (он связан с миром субстанционально), второй - скользит по поверхности (его связь с миром "экономична", "товарно-вещна").


Один синтетичен и интуистичен, другой аналитичен и рассудочен. Для африканца циклизированное время ритмизировано тамтамом, для европейца оно линейно и целенаправлено стрелками часов. "Негритянство" ориентировано на субъекта, сливающегося с объектом (оно "субъективно"), "европейство" противопоставляет субъект объекту (оно "объективно"). Тем самым Н. конструируется через воспроизводство дихотомий и антиномий расовых и культурных способов постижения окружающего мира. Базовое противопоставление - "духовное-недуховное".

Африканец в Н. монополизирует (в разной степени в различных его версиях) "духовное" (отсюда определение Н. как подлинного гуманизма) и конструируется во многом как "европеец наоборот". Его идентичность связывается с аутентичностью общинной социально-психологической основы с акцентом на традиционных ценностях и приверженностью "славному прошлому", она исключает возможность появления взаимоисключающих противоположностей внутри "негритянского", устремленного к гармонии. Таким образом, исходными и основными для Н. стали концепты "культурный национализм" и "африканская личность", первоначально обозначенные еще


Блайденом в 1870-х. Причем если первый из них акцентировал антиевропоцентристские установки, то второй как бы был призван их легитимировать. В контексте Н. феномен "расы" как основная характеристика "африканской личности" понимался прежде всего как "сущность", а не как "общность", т.е. характеризовался прежде всего через специфику ценностей и морально-психических качеств негро-африканца, из которых вытекала специфика его отношений с миром, а не как набор физико-антропологических параметров.

Переориентация на всестороннюю реконструкцию африканских культур и обращение к политической проблематике в Н. с конца 1940-х породили программное определение задач направления А.


Диопом: "Миссия негритюда - возвратить истории ее подлинные масштабы". Это, в частности, способствовало обращению Н. к исследованию специфичности афро-негритянской социальности (общинно-социалистической по определению, так как личность африканца раскрывается в группе, а не индивидуально), которая должна будет быть положена в основание грядущего государственно-национального освобождения.


>Ориентированность прежде всего на постижение "изнутри" ценностей "черного человека" в их противопоставленности ценностям "белого человека" ("африканское" не понимаемо "извне", с позиции "белого" оно видится, согласно Менилю, как "колониальный экзотизм"), дополняется (а частично и заменяется) ориентацией на обретение своего "законного" и равного другим положения в мировой (универсальной) цивилизации при одновременном утверждении "особости африканского пути". В этой перспективе задачей Н., согласно А. Диопу, стало постоянное напоминание Западу, "что Всеобщее - это цель и что универсальная культура может быть создана только усилиями и гением всех народов". Таким образом, Н. в целом может быть оценен как антиколониальный дискурс возвращения человека к самому себе через возрождение и конституирование своей расово-национально-культурной сущности и утверждение себя в исторической перспективе через взаимодействие (исходно - через противопоставление) с "другим"/"иным" в рамках объемлющей целостности универсального человечества (а тем самым и децентрировать эту универсальность). Как отмечал Фанон: "Негра создал белый. Но негр создал негритюд". И "негр" и "негритюд" могут быть преодолены лишь через их включенность в универсальность.

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕЙРАТ

Сообщение психологический словарь » Ср ноя 25, 2009 6:18 am

НЕЙРАТ (Neurath) Отто (1882—1945) — австрийский социолог, философ и экономист. Независимый левый социалист — в 1919 руководил отделом планирования социал-демократического правительства Баварии и Баварской Советской республики. После кратковременного тюремного заключения в 1920 возвращается в Вену.


Один из организаторов и лидеров Венского кружка. В 1934—1940 жил в Голландии, с 1941 — в Великобритании. Основные работы: "Социология в физикализме" (1931), "Протокольные предложения" (1932), "Влияние Венского кружка на будущее эмпирической логики" (1935), "Современный человек в производстве" (1939), "Основания социальных наук" (1962) и др. Главные работы Н. были посвящены проблемам политэкономии и социологии. Социал-реформизм Н. предполагал трансформацию науки в феномен, пригодный для усвоения широкими массами, а пролетариат им трактовался как потенциальный носитель "науки без метафизики". В этом контексте Н. вместе с


Карнапом выступил одним из авторов и главным редактором "Международной энциклопедии унифицированной науки" (1938—1940). По мнению Н., крайне важно обретение единого арсенала понятий, "универсального сленга", научной символики, очищенной "от шлаков исторического языка". В процессе разработки вопросов философии науки, полемизируя с Карнапом, Н. утверждал, что критерием истинности т.наз. "протокольных предложений" научного знания, принимаемых учеными по соглашению, является в конечном счете их непротиворечивость другим утверждениям данной науки.

По Н., предложения такого рода допустимо сопоставлять только с другими предложениями, но не с "невыразимой реальностью". В этом контексте процедура верификации выступает не как отношение между предложением и опытом, а как отношение между предложениями: предложения верифицируются посредством "протокольных предложений". Последние же, по Н., можно определить чисто формальным образом как имеющие следующую структуру: "В 15.17 состоялось сообщение Отто; в 15.16 имела место отчетливая мысль Отто; в 3.15 после полудня Отто имел восприятие стола в комнате". По мысли Н., протокольные предложения также подвержены исправлению: "... когда нам предлагают новое предложение, мы сопоставляем его с интересующей нас системой; мы обследуем эту систему в целях установления ее согласованности с новым предложением. Если новое предложение противоречит системе, мы отбрасываем его как неподходящее ("ложное") ... или же принимаем его, а затем изменяем систему с тем, чтобы добавление нового предложения не сделало ее противоречивой". "Протокольные предложения" Н. увязывает с актами восприятия, истолковываемые им в бихевиористском духе. По мысли Н., все утверждения о восприятиях возможно выразить на языке физики (Н. даже предлагал коллегам по Венскому кружку заменить термин "позитивизм" понятием "физикализм"). Что же нельзя изложить на языке физики суть, по Н., тавтология. По мысли Н., не существует "наук о духе", противопоставленных "наукам о природе" — все науки в равной мере являются науками о природе, и тем самым образуют единство. Предположение же о том, что существуют неопровержимые "атомарные" или "базисные" предложения, сводимо, согласно Н., к непрекращающемуся метафизическому поиску "последних оснований". Практическая же (во время личного посещения СССР) попытка Н. предложить "физикализм" в качестве официальной философии рабочего класса сталинскому коммунистическому руководству не увенчалась успехом.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕЙРОГЛИЯ

Сообщение психологический словарь » Пт ноя 27, 2009 2:08 am

Нейроглия (от греч. neuron — жила, нерв и греч. glia — клей) — совокупность всех клеточных элементов нервной ткани, кроме нейронов. Клетки глии играют важную роль в обеспечении обменных процессов в нейронах.

Н. астроцитарная (n.astrocytica; син. макроглия, эктоглия) — часть Н. представленная астроцитами; выполняет опорную функцию, осуществляет транспорт веществ из капиллярного русла к нейрону.

Н. маргинальная (n.marginalis) — наружный слой нервной трубки, образованный отростками клеток, расположенных в ее внутреннем и среднем слоях.

Н. периферическая (n.peripherica) — Н., входящая в состав периферической нервной системы; включает леммоциты, клетки сателлиты вегетативных ганглиев и др.

Н. эпендимная (n.ependymalis) — часть Н., представленная нейроэпителиальными клетками, выстилающими стенки центрального канала спинного мозга и мозговых желудочков.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА

Сообщение психологический словарь » Чт дек 03, 2009 1:46 am

Нейролингвистика — отрасль психологической науки, стоящая на границе психологии, неврологии и лингвистики и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга. Первые исследования в области Н. относятся ко 2-ой половине XIX — началу XX в., когда на основе неврологических и патологоанатомических данных и лингвистического описания нарушений речи были созданы первые классификации афазий. Для этого периода развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам.

Подлинное становление Н. связано с развитием нейропсихологии, с одной стороны, и функциональной и порождающей лингвистики и психолингвистики — с другой. В соответствии с представлениями, развиваемыми в нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию — как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Этот подход был реализован в работах А. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (например., учением о фонеме Бодуэна де Куртене, Н. Трубецкого и Л. В. Щербы и представлением о двух видах связи языковых элементов Ф. де Соссюра, Р. О. Якобсона и др.).

Нейролингвистические исследования позволили разделить все афазические нарушения на два класса с учетом первичных факторов: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора языковых элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой коры и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры.

В современной Н. объект исследования расширился, в нее входят не только исследования патологии речи, но и исследования нормы.


Это связано с расширением методов исследования, дихотического прослушивания, унилатерального предъявления зрительных стимулов, разработкой исследований речевых процессов в ходе их выполнения (online — методы). В современной Н. выявляется два направления. Для первого — когнитивно-психологического — характерен анализ речевых нарушений без обращения к локализации поражения. Второй подход структурно-функциональный — близок взглядам А. Р. Лурия. Он получил широкое распространение в связи с появлением новых методов нейровизуализации.

Т. В. Ахутина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вс дек 06, 2009 2:48 pm

Нейролингвистическое программирование (от греч. neuron — нерв + лат. lingua — язык + греч.programma — предписание, последовательность) — направление практической психологии, возникшее в 70-е годы в США в результате междисциплинарных исследований в области лингвистики, теории систем, нейрологии, физиологии, антропологии, психологии, психотерапии, философии и анализа деятельности успешных психотерапевтов (В. Сатир, М. Эриксона, Ф. Перлза и др.). К основателям Н. п. относят


Дж. Гриндера, Р. Бэндлера, Л. Кэмерон, Дж. Делозье, Р. Дилтса. Н. п. можно также определить как объективный способ и язык описания субъективной реальности человека, практический инструментарий, помогающий преобразовывать опыт людей (А. А. Плигин). В названии "Нейро" указывает, что любой способ поведения есть результат нейрологического процесса, составляющими которого, прежде всего, являются образы, звуки, чувства, запахи и вкусовые ощущения, из которых образуется система репрезентаций реальности или субъективная модель мира.

При этом репрезентации образуют когнитивные карты, позволяющие соотносить новую информацию с имеющейся, определять степени свободы поведения в ситуативном контексте, одновременно задавая пределы опыта, тем самым, ограничивая его. "Лингвистическое" обозначает, что нервные процессы посредством языка представляются в виде моделей, упорядочиваются и приобретают форму некой последовательности. "


;Программирование" относится к процессу особого порядка организации компонентов системы (речь идет об имеющих смысл репрезентациях) для получения определенных результатов поведения. При этом поведение рассматривается в самом широком контексте, например, это может быть макроповедение (улыбка, бросание мяча, бег, изучение физики) или микроповедение (частота биения сердца, темп речи, принятие решения, визуализирование букв какого-нибудь слова или ведение внутреннего диалога). В истории развития Н. п. можно выделить несколько периодов.

I. Первоначально Н. п. развилось в области коммуникаций и психотерапии. Совместная работа Д. Гриндера и Р.


Бэндлера, которые развили традиции когнитивных психологов и лингвистов (в частности работы Н. Хомского по трансформационной грамматике), привела к созданию "Мета-модели" — основному инструменту коммуникатора, работающего методами Н. п.. Составным частям Мета-модели посвящена первая книга Н. п. "Структура магии" (Дж. Гриндер, Р. Бэндлер, С-Пб, 1996 ).


В данной работе субъективный опыт рассматривается как взаимосвязь глубинной структуры внутренних репрезентаций с языком как поверхностной структурой, таким образом, слова имеют значение только в том смысле, что они указывают на первичный опыт, являясь кодами реальности. В процессе кодирования сенсорного опыта в слова (в процессе речи человека) и в процессе декодирования (когда слушатель переводит слова в свою систему сенсорных репрезентаций) может теряться или искажаться важная информация.


Определенные части или формы языка отражают три основных механизма моделирования опыта человека: 1) обобщение, 2) опущение и 3) искажение. Знание структур языка, каждая из которых специфически отражает эти механизмы, позволяет более точно собрать информацию (после обобщения — детализировать, после опущения — восполнить, после искажения — возвратить к первоначальному значению).

Прикладное значение Мета-модели особенно велико в психотерапии, где необходимо не только максимально точно понимать, о чем говорит клиент, но и сохранять его собственную семантику в процессе коммуникации.


Мета-модель также важна в проведении переговоров для получения в кротчайшие сроки желаемого результата. К структурным частям Мета-модели относят шесть основных: неконкретные существительные, номинализации (отглагольные существительные), неконкретные глаголы, модальные операторы, универсальные количественные, сравнительные. Каждая из частей сопряжена с действием одного из механизмов моделирования, понимание которого, в свою очередь, обуславливает эффективный способ реагирования коммуникатора.


Например, клиент использует в речи сравнительные слова: "лучше, умнее, щедрее". Цель использования психотерапевтом Мета-модели: выяснить отсутствующий эталон сравнения. Способ его реагирования — задать вопрос: по сравнению с кем/с чем? Например, Дмитрий умнее. Умнее кого? В чем?

II. После изучения поверхностной структуры опыта исследователи Н. п. обратились к глубинной структуре — сенсорным репрезентациям и репрезентативным системам (модальностям). В отличие от классического подхода к пониманию модальностей, эксплицитно сенсорным анализаторам, в Н. п. выделяют три репрезентатативные системы: 1) визуальную (В) — глазной анализатор, соответствующие ему нейронные пути, отделы кортекса; 2) аудиальную (А) — слуховой анализатор и кости черепа, воспринимающие звуковые колебания, сопряженные с ними нейронные пути и отделы кортекса (при этом принято отделять от репрезентативных систем внутренний диалог (Ад), расматривая его как метаструктуру, вторичную по отношению к первичному сенсорному опыту); 3) кинестетическую (К) — все чувственные анализаторы, связанные с ними нейронные сети и центры кортекса, т. е. это вкусовая, обонятельная, тактильная и проприоцептивная информация, микро- и макромоторика, а также информация относительно равновесия.

Были выделены внешние и внутренние репрезентативные системы. Внешней зрительной, звуковой и чувственной репрезентативной системе соответствуют внутренние образы, звуки и чувства.


Благодаря внутренним репрезентативным системам обеспечивается механизм запоминания любой информации. Большинство людей создают внутренние репрезентации, не осознавая этот процесс. Сознательное изменение репрезентаций впоследствии стало основой многих психотерапевтических техник.

Исследования репрезентативных систем привели Дж. Гриндера и Р.


Бэндлера к одной из главных концептуальных идей, заключающейся в том, что одна из репрезентативных систем может быть ведущей, более развитой. Было показано далее, что модальности проявляются и в речи, и в физиологии. А именно, важными индикаторами репрезентативных систем являются речевые предикаты и глазодвигательные реакции. Например, визуальные предикаты: "увиденный, показывать, в дымке".


Аудиальные — "бесшумно, со свистом, припевая, глухо, звонко".


Кинестетические — "с дрожью, с теплотой, сладко, вкусно, давить, гладко, радостно, с любовью". Ниже приведена схема глазодвигательных сигналов доступа к репрезентативной системе в процессе мыследеятельности.

право

лево

Визуальное конструированиеВк

Концентрация внимания на запоминаниях, эйдетическая память

Визуальные образы (визуальная память)Вп

Аудиальное конструированиеАк

Концентрация внимания на внешних или внутренних объектах

Аудиальные образы (аудиальная память)Ап

Кинестетические образыК

Концентрация внимания на внутренних переживаниях

Внутренний диалогАд

Представленная схема отражает пространственную проекцию репрезентативных систем на поле зрения человека, где к — сконструированные, п — вспоминаемые образы. Схема верна для 95% правшей.


У левшей часто встречается инверсия глазодвигательных реакций (например, визуальное конструирование и визуальная память Вк и Вп могут проявляться в глазодвигательных сигналах наоборот; также инверсия иногда проявляется для Ак — Ап; К — Ад). Схема показывает, что спонтанные движения глазных яблок человека выше средней линии означают использование им в процессе мышления внутренних визуальных образов, при этом, если глазные яблоки идут вверх-вправо — Вк, то это указывает на репрезентацию воспоминаний, которые конструируются из имеющихся образов.


Если движение глазных яблок идет вверх-влево — Вп, то это вспоминаемые образы. Если глазные яблоки движутся на средней линии, в процессе мышления задействуются внутренние звуки, слова (конструируемые звуки — Ак и воспоминаемые звуки — Ап организованы аналогично визуальной системе справа и слева). Движение глазных яблок вниз-вправо соответствует чувствам и эмоциям — К, а вниз-влево — внутреннему диалогу — Ад. Схема составлена с позиции самонаблюдения.


Для наблюдателя право-лево меняется местами. Индикаторы модальностей используются для экспресс-диагностики поведенческих стратегий.

Более детально раскрывая строение глубинной структуры опыта индивида, авторы Н. п. обогатили теорию сенсорных репрезентативных систем идеями о субмодальностях. Они показали, что каждая репрезентативная система включает в себя характерный для неё набор составляющих, который называется субмодальностями. Они имеют физиологическую основу, например, глаз пересылает огромное количество переменных (размер, цвет, яркость, трехмерность и т. п.) в лотеральное генекулярное ядро, затем в визуальную часть кортекса, после чего вся посланная информация хранится в гипоталамусе лимбической системы. Такие переменные в Н. п. называются визуальными субмодальностями. К аудиальным относят: громкость, темп, тембр, ритм, высота и пр. К кинестетическим: форма, площадь, температура, давление и т. д. Субмодальности представляют собой размерности субъективного опыта, поэтому любое состояние человека может быть определено как сочетание субмодальностей, характерное только для него.


Изменение субмодальностей вызывает изменение в состоянии человека. Те субмодальности, при изменении которых в одной репрезентации меняются многие другие субмодальности, называются критическими. Большинство психотерапевтических техник Н. п. своим результатом достигают изменения субмодальностей в когнитивной карте актуального (в частности проблемного) состояния клиента, и изменение одной или нескольких субмодальностей какой-либо из систем является их основным содержанием.

III. Третий период в развитии Н. п. связан с тем, что имея теорию репрезентативных систем, авторам Н. п. удалось на качественно новой основе развить достижения бихевиористов. "Черный ящик" — внутренний опыт индивидуумов (одна из позиций бихевиоризма) получил субмодальное наполнение, таким образом удалось создать модель, описывающую микро- и макростратегии. В качестве основной модели организации стратегий поведения была взята модель Т. О. Т. Е.


(Дж. Миллер, Ю. Галантер и К. Прибрам "Планы и структура поведения", 1960). Буквы Т. О. Т. Е. (от англ. test-operations-test-exit) означают Тест-Операция-Тест-Выход.


Согласно этой модели, все ментальные и поведенческие программы организованы вокруг фиксированной цели и различных способов достижения этой цели. Первый Тест представляет собой репрезентацию цели (эталон) и действует как триггер (спусковой механизм) для запуска процесса, он включает в себя тестовые критерии. Операции обеспечивают процесс накопления выборов для получения желаемого результата.


Второй Тест — сравнение первого эталона с полученным. Выход — прекращение данного процесса и переход к другому процессу или возврат в начало.

Определяя в каждом шаге модели Т. О. Т. Е. модальности и субмодальности и обозначая их символами, создается метаязык, позволяющий записывать особенности когнитивной карты человека.

Основатели Н. п. структурно выделили пять основных стратегий комплексного поведения, поскольку все остальные макростратегии комплексного поведения могут быть выведены до этих пяти. К ним относят: 1) Стратегии Памяти — способ декодирования и встраивания опыта, который связан с ведущей репрезентативной системой; 2) Стратегии Реальности — способ различения сконструированных репрезентаций и воспоминаний "реальной" памяти; 3) Стратегии Принятия решений — способы оценок и решений. Эта стратегия является основной точкой модели Т. О. Т. Е. на уровне макроповедения; 4) Стратегии Мотивации — способы побуждения к действиям; 5) Стратегия Обучения. Стратегии памяти, мотивации и принятия решения часто объединены в некую целостную стратегию и направлены на цели обучения.

IV. Настоящий этап развития Н. п. представляет собой обобщение исследований стратегий людей, достигающих в определенной области феноменальных результатов (R.


Dilts "Strategies of Genius" v. I, II, 1995). Исследуются стратегии грамотного письма (см. научно-методический сборник № 1 Московского центра НЛП в образовании, М. 1996). Более глубоко изучаются другие, следующие за репрезентативными системами, "фильтры" восприятия людей. В Н. п. они получили название мета-программ. Например, к ним относится репрезентация времени.


Показано, что время кодируется на сенсорном уровне в большей степени визуальными субмодальностями, для большинства людей — расстоянием и местоположением. На основе этих исследований разрабатываются сравнительно новые психотерапевтические методики, например, методика "Временной линии" (К. Андреас, С. Андреас "Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами", СПб, 1995).


На мета-программной основе создана методика "LAB PROFIL" — лингвистический и поведенческий профиль (BALI Screening Company, inc. Dallas, 1987) для организационного консультирования компаний. Таким образом, разрабатываются прикладные методики в области обучения, психотерапии, менеджмента. В настоящее время последователи Н. п. работают во многих странах мира.

А. А. Плигин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕЙРОМЕДИАТОР

Сообщение психологический словарь » Ср дек 09, 2009 7:44 am

Нейромедиатор. См. медиатор.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕЙРОН

Сообщение психологический словарь » Чт дек 10, 2009 9:09 am

Нейрон (греч. neuron — нерв) — нервная клетка, состоящая из тела и отходящих от него отростков — относительно коротких дендритов и длинного аксона; основная структурная и функциональная единица нервной системы. Нейроны воспринимают нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему (чувствительный Н.), генерирует импульсы, передаваемые из центральной нервной системы к исполнительным органам (двигательный Н.). Эти Н. соединены между собой другими нервными клетками (вставочные Н.). Взаимодействуют Н. между собой и с клетками исполнительных органов через синапсы. У коловратки число Н. 102, у человека — более 1010.

Структурно-функциональные элементы нервной клетки. В каждой нервной клетке можно выделить четыре основных элемента: тело, или сому, дендриты, аксон и предсинаптическое окончание аксона. Каждый из этих элементов выполняет определенную функцию.


Тело нейрона содержит различные внутриклеточные органеллы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности всей клетки: ядро, рибосомы, эндоплазматический ретикулум, пластинчатый комплекс (аппарат Гольджи), митохондрии. Здесь происходит основной синтез макромолекул, которые затем могут транспортироваться в дендриты и аксон. Мембрана тела большинства нейронов покрыта синапсами и, таким образом, играет важную роль в восприятии и интеграции сигналов, поступающих от других нейронов.

От тела клетки берут начало дендриты и аксон. В большинстве случаев дендриты сильно разветвляются.


Вследствие этого их суммарная поверхность значительно превосходит поверхность тела клетки. Это создает условия для размещения на дендритах большого количества синапсов. Таким образом, именно дендритам принадлежит ведущая роль в восприятии нейронной информации.


Мембрана дендритов, как и мембрана тела нейронов, содержит значительное число белковых молекул, выполняющих функцию химических рецепторов, обладающих специфической чувствительностью к определенным химическим веществам. Эти вещества участвуют в передаче сигналов с клетки на клетку и являются медиаторами синаптического возбуждения и торможения. Основной функцией аксона является проведение нервного импульса — потенциала действия.


Способность потенциала действия распространяться без ослабления обеспечивает эффективное проведение сигнала по всей длине аксона, которая у некоторых нервных клеток достигает многих десятков сантиметров. Таким образом, основная задача аксона — проводить сигналы на большие расстояния, связывая нервные клетки друг с другом и с исполнительными органами.

Окончание аксона специализировано на передаче сигнала на другие нейроны (или клетки исполнительных органов). Поэтому в нем содержатся специальные органеллы: синаптические пузырьки или везикулы, содержащие химические медиаторы. Мембрана пресинаптических окончаний аксона в отличие от самого аксона снабжена специфическими рецепторам, способными реагировать на различные медиаторы.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕЙРОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

Сообщение психологический словарь » Вт дек 15, 2009 1:24 pm

Нейронная организация коры больших полушарий. В коре больших полушарий человека различные специализированные типы нейронов и их отростки пространственно организованы и распределены по шести слоям. Первый слой состоит в основном из конечных разветвлений апикальных дендритов пирамидных нейронов.


Во II слое сосредоточено значительное количество вставочных клеток с разветвленной системой дендритов, связанных с пирамидными нейронами II и III слоя. Это некрупные афферентные пирамиды. В IV и V слоях расположены пирамиды большого размера, коллекторы информации, посылающие эфферентные волокна другим нейронам. Наиболее крупные пирамиды находятся в V слое двигательной коры (гигантские клетки Беца).


Их длинные аксоны формируют пирамидный тракт, проводящий импульсы, по которым осуществляется управление движениями. VI слой включает в себя мелкие нейроны и большое количество волокон, ориентированных горизонтально и вертикально.

Клетки разного типа, находящиеся в разных слоях коры, объединены большим количеством разнообразных связей и образуют определенные группировки — модули или ансамбли. В сенсорных проекционных отделах и моторной коре в таких объединениях преобладает вертикальная ориентация, определяемая апикальным дендритом. Это так называемые колонки или микроансамбли, в которых осуществляется первичный анализ информации.


>Кроме микроансамблей выделены более сложные группировки (лестничные, гнездные), включающие большое количество разных типов нейронов и разветвленные базальные дендриты. Такие ансамбли чаще встречаются в ассоциативных областях и являются структурной основой более сложной обработки информации.

Помимо внутриансамблевых межнейронных связей, группировки нейронов имеют внешние связи. Выходящие за пределы ансамблей терминальные аксоны, образуя систему ассоциативных связей, осуществляют объединение нейронных ансамблей как внутри одной корковой зоны, так и межзональное. Сложная разветвленная система внутрикорковых ассоциативных связей создает основу пластичной функциональной интеграции и системной организации деятельности мозга.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕЙРОННАЯ СЕТЬ

Сообщение психологический словарь » Ср дек 16, 2009 2:07 pm

Нейронная сеть — группа взаимодействующих нервных клеток или ее модель. Согласно современным представлениям Н. с. — распределенные системы лежат в основе всех видов интегративной деятельности. Модель нейронных сетей в качестве элементов Н. с. использует несколько типов однородных формальных нейронов, соединенных разветвленной системой связей. По способу задания структуры связей и описанию активности различают стохастические и детерминированные модели Н. с., а по характеру исследуемой функции — модели информационных процессов, описываемых большим числом различных микросостояний (память, обучение, распознавание образов, выполнение логических и вычислительных операций) в модели суммарной активности, описываемой небольшим числом параметров макросостояния (например, общим числом активных нейронов одного типа).

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕЙРОННАЯ ТЕОРИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб дек 19, 2009 4:14 pm

Нейронная теория — теория строения развития и функций нервной системы. Н. т. представляет собой частный случай клеточной теории. В ее основе лежит признание анатомической обособленности основной структурной единицы нервной системы — нервной клетки, ее генетической самостоятельности и функциональной специфичности. Н. т. получила признание на рубеже ХХ в.


До этого существовала тенденция рассматривать нервную систему как непрерывный синтиций, все элементы которого соединены прямой цитоплазматической связью. Большую роль в разработке Н. т. сыграли исследования Р. Кахаля и Ч. Шеррингтона. Окончательные доказательства структурной обосособленности нервных клеток были получены с помощью электронного микроскопа, высокая разрешающая способность которого позволила установить, что каждый нейрон на всем своем протяжении окружен мембраной и между мембранами отдельных клеток имеются свободные пространства.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Neo, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]