Н

НЕОПСИХОАНАЛИЗ

Сообщение психологический словарь » Вт фев 09, 2010 11:29 am

Неопсихоанализ (греч. neos — новый и психоанализ) — 1). Психоаналитически ориентированное направление в психологии и психотерапии, направленное на синтез различных областей психоанализа в целях комплексного объяснения неврозов (в т. ч. динамического взаимодействия влечения и вытеснения) и их современной терапии.

Как направление глубинной психологии сформировался в 50-х гг. ХХ века на основе идей и теорий Г. Шульц-Генке и его последователей, активно исследовавших проблемы психиатрии (главным образом — шизофрении) и психоаналитической терапии.

На основе критического исследования языка психоанализа была показана настоятельная необходимость решительного перехода от метафор к научной терминологии. Провозглашены отказ от теории либидо и переход к реалистическим рабочим гипотезам. Исследована роль политико-экономических факторов как основы невротического развития.

Особое внимание в Н. уделяется исследованию ряда потребностей и побуждений и природы их переживания. Значительным результатом неопсихоаналитических исследований стало открытие того, что возникновение любой потребности сопряжено с появлением противоположных противодействующих импульсов.

Существенно важным моментом нео-психоаналитического понимания фундаментальных психоаналитических проблем стало утверждение, что вытеснение является частным случаем торможения.

Наибольшее распространение Н. получил в Германии.

2) Иногда понятие "неопсихоанализ" используется для общего обозначения различных новых и новейших течений в психоанализе, преимущественно ориентированных на исследование различных аспектов психотерапевтических проблем.

В. И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕОТЕХНОКРАТИЗМ

Сообщение психологический словарь » Сб фев 13, 2010 7:38 pm

НЕОТЕХНОКРАТИЗМ - новейший вариант западного технократизма (см.), появившийся как ответ на угрозу экологического кризиса и возросший технологический риск. Начало неотехнократического этапа приходится на 1980-е, когда взамен устаревших теорий постиндустриализма стали создаваться концепции информационного и компьютерного общества (Масуда, Нэйсбит). Отличительной особенностью этих теорий является попытка соединить методологию технологического детерминизма (см.) с другими детерминантами, в результате чего создается новый образ общества.


Авторы сознательно противопоставляют новое общество индустриальному обществу, делают акцент на сбалансированном соотношении между материальными и духовными ценностями, между техническими и гуманитарными знаниями, фемининными и маскулинными тенденциями развития. Это общество якобы руководствуется экологической этикой и этикой самореализации личности. Высшей ценностью в нем провозглашается не развитие техники, а развитие индивидуальности, чему должны способствовать новые социальные институты.


Благодаря гармонии общих и частных интересов в новом обществе создаются условия для гармонизации деятельности всех социальных институтов, развития общественного самоуправления и представительной демократии. Изменяется образ жизни, воцаряется строгий социальный контроль за экономическими и технологическими решениями, принимаемыми, как и прежде, техническими экспертами. Однако доминантой этого нового общества по-прежнему остается технология, правда, хорошо приспособленная к нуждам человека и направленная на уменьшение степени технологического риска. Таким образом, неотехнократическая парадигма, построенная на основе абсолютизации возможностей современной компьютерной техники, автоматики, по-прежнему сохраняет некоторые характерные элементы традиционного технократизма, хотя и предлагает намного более привлекательный для человека образ общества.

Л.Г. Титаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕОФРЕЙДИЗМ

Сообщение психологический словарь » Пн фев 15, 2010 6:33 am

Неофрейдизм (греч. neos — новый + фрейдизм) — направление в современной психологии, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Лидеры Н. — К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. — подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения З. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества.


Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление Н. сформировался в 30-х годах XX века в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием.

В. И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕРВ

Сообщение психологический словарь » Сб фев 20, 2010 7:09 pm

Нерв (лат. nervus, от греч. neuron — жила, нерв) — тяжи нервной ткани, образованные главным образом нервными волокнами. Н. связывают мозг и нервные узлы с другими органами и тканями тела. Совокупность Н. формирует периферическую нервную систему. У человека от головного мозга отходит 12 пар Н., от спинного мозга — 31 пара; особую группу составляют Н., берущие начало от узлов, стволов и сплетений вегетативной нервной системы.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕРВНАЯ АНОРЕКСИЯ

Сообщение психологический словарь » Пн фев 22, 2010 9:17 pm

Нервная анорексия (от лат.: nervosus — нервозный, нервный; греч.: anorexis — отсутствие аппетита, отсутствие желания есть) — обусловленное нарушением восприятия своего тела прогрессирующее самоограничение в еде при сохранности аппетита с целью похудания в связи с убежденностью в чрезмерной полноте и опасения располнеть. В настоящее время Н. а. рассматривается наряду с нервной булимией в рамках нарушения пищевого поведения психосоматической природы. Это состояние встречается преимущественно у лиц женского пола. Характерной для этого синдрома является триада: отказ от еды, значительное похудание / порядка 25% преморбидной массы тела/, аменорея. При нерезко выраженных явлениях Н. а. речь идет о психологически понятном, хотя и обостренном в периоде полового созревания интересе к своей внешности, болезненной чувствительности к ее оценке со стороны, опасениях по поводу своей непривлекательности.


Чрезмерная полнота в сознании подростка асссоциируется с пассивностью, неповоротливостью, служит предметом насмешек сверстников. Отсюда стремление избавиться от "излишнего веса" и боязнь располнеть (в этом случае больные обращаются к эндокринологам).

Определяющим в формировании синдрома чаще всего является несоответствие больного, по его мнению, собственному "идеалу" — литературному герою или человеку ближайшего окружения со стремлением подражать ему во всем и прежде всего иметь похожие на него внешность и фигуру.


Однако пусковым механизмом стремления к "коррекции" физического недостатка являются неосторожные замечания педагогов, родителей, сверстников, воспринимаемые сенситивным подростком как особо значимые. В некоторых случаях Н. а. как следствие боязни еды возникает у лиц, перенесших какое-либо заболевание с неукротимой рвотой. В ряде случаев Н. а. сопровождается депрессивными расстройствами настроения и может явиться также проявлением маскированной депрессии. Изменение модуса пищевого поведения в случаях нерезко выраженной Н. а., отражающих невротический уровень расстройств, как правило, тесно связано со средовыми влияниями и носит факультативный характер (ограничивается прием тех или иных видов пищи, но не вся еда как таковая: из рациона исключаются отдельные виды пищи — либо особенно калорийные, либо по своеобразному и прихотливому выбору).

Стойкого похудания у этих больных не отмечается. Однако в группе наблюдений, в последующем рассматриваем в рамках шизофрении, Н. а. продолжает прогрессировать. У таких больных постепенно (недели, месяцы) развивается картина алиментарной дистрофии. Голодание неминуемо вызывает витаминную недостаточность, которая усугубляет нарушения обмена веществ в организме.


Глубокие изменения при значительной потере массы тела происходят в эндокринной системе, что обусловлено нарушением функции гипоталамо-гипофизарной системы головного мозга, регулирующих уровень в крови половых гормонов. Случаи спонтанного выздоровления здесь являются казуистикой. В 4—30% наблюдений Н. а. приводит к летальному исходу (Дж. М. Айснер и соавт. — J. M. Isner et al., 1985). При длительном течении болезни в высшей степени высок риск самоубийств (К. Толштруп и соавт. — K. Tolstrup et al., 1984).

По Международной классификации болезней (10-го пересмотра, 1994) для достоверного диагноза Н. а. требуются все следующие признаки: 1) вес тела сохраняется на уровне как минимум на 15% ниже ожидаемого, или индекс массы тела


Кветелета (Quetelets-index) составляет 17,5 или ниже (этот индекс определяется соотношением веса тела в килограммах к квадрату роста в метрах). В препубертантном возрасте может обнаружиться неспособность набрать вес в период роста. 2) Потеря веса вызывается самим пациентом за счет избегания пищи, которая "полнит", и одного или более приемов из числа следующих: вызывание у себя рвоты, прием слабительных средств, чрезмерные гимнастические упражнения, использование средств, подавляющих аппетит и/или диуретиков. 3) Искажение образа своего тела принимает специфическую психопатологическую форму, при которой ужас перед ожирением сохраняется в качестве глубоко укоренившейся сверхценной идеи и больной считает допустимым для себя лишь низкий вес. 4) Общее эндокринное расстройство, включающее ось гипоталамус-гипофиз-половые железы и проявляющееся у женщин аменореей, а у мужчин потерей полового влечения и потенции. 5) При начале в препубертатном возрасте проявления пубертатного периода задерживаются или даже не наблюдаются (прекращается рост, у девочек не развиваются грудные железы и имеет место первичная аменорея, а у мальчиков остаются ювенильными половые органы). При выздоровлении пубертатный период часто завершается нормально, но поздно наступает первая менструация.

Существенную помощь в лечении Н. а. могут оказать как психоаналитические, так и поведенческие варианты психотерапии (P. M. Cincirpini et al., 1983; G. M. Schmidt et al., 1984). Применительно к вопросам профилактики соответствующих расстройств необходимо обращать особое внимание на конфликтные эмоциональные, социальные и сексуальные проблемы девушек в период полового созревания, необходимы возможно более раннее распознавание и своевременное лечение, чему могли бы способствовать врачи широкого профиля. Необходимо проведение разъяснительной работы по поводу распространения "фанатической моды быть стройной, которая в настоящее время тиранизирует девушек и женщин" (К. Толштруп и соавт., 1984).

В. Я. Гиндикин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕРВНАЯ БУЛИМИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб фев 27, 2010 12:07 am

Нервная булимия — расстройство питания, характеризующееся постоянно повторяющимися пищевыми разгулами, которые сопровождаются попытками ограничить получаемые калории путем спровоцированной рвоты или приема слабительных.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕРВНАЯ МОДЕЛЬ СТИМУЛА

Сообщение психологический словарь » Пн мар 01, 2010 7:50 am

Нервная модель стимула — определенная система нервных клеток, хранящих информацию о свойствах применяющегося раздражителя (Е.Н. Соколов). При действии раздражителя на органы чувств происходит его сравнение с уже имеющимися в ЦНС моделями для того же класса раздражителей.


При несовпадении раздражителя с моделями возникает ориентировочная реакция. Предполагается, что формирование Н. м. с. связано с определенными структурами мозга (гиппокампом, ретикулярной формацией), где имеются нейроны "новизны", реакция которых угасает с повторением раздражителя.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Сообщение психологический словарь » Ср мар 03, 2010 2:35 pm

Нервная система — совокупность образований (рецепторы, нервы, ганглии, мозг) у животных и человека; осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, проведение и обработку возникающего при этом возбуждения, формирование ответных приспособительных реакций. Регулирует и координирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с окружающей средой.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕРВНАЯ ТКАНЬ

Сообщение психологический словарь » Вс мар 07, 2010 1:54 am

Нервная ткань — ткань организма, построенная из нервных клеток и их отростков, которые способны принимать сигналы и передавать ответные импульсы и клеток глии. Функциональной и структурной единицей Н. т. является нервная клетка. В каждом нейроне выделяют тело, дендриты, аксоны и аксонные терминали. Все эти области нейрона выполняют определенные функции.


В теле клетки синтезируются медиаторы, клеточные белки, и другие компоненты. Главная функция аксона состоит в проведении нервных импульсов к клеткам: нервным, мышечным и секреторным. Ближе к окончанию аксон ветвится и образует тонкую кисточку из конечных ветвей — аксонных терминалей. На конце каждая терминаль образует специализированный контакт — синапс, с постсинаптической клеткой, ее сомой и дендритом.


Специальная функция синапса заключается в передаче импульсации от одной клетки к другой. Дендриты — древовидные разветвления отростков нервных клеток, отходящих от ее тела в направлении, противоположном аксону. Специальная функция дендритов заключается в восприятии синаптических влияний. На дендритах заканчиваются терминали аксонов.


Аксодендритные синапсы покрывают всю поверхность дендрита.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕРВНЫЙ КОД

Сообщение психологический словарь » Ср мар 10, 2010 2:56 pm

Нервный код — последовательность импульсов, которая несет информацию о разных характеристиках стимула. Кодирование информации осуществляется несколькими способами — числом и частотой спайков в разряде, интервалами между разрядами, конфигурацией разрядов.

Наиболее распространенным является детекторный принцип кодирования.


На разных уровнях анализатора обнаружены высоко специализированные нейроны, избирательно реагирующие на определенный признак стимула — ориентацию, направление движения, интенсивность — детекторы. Нейроны-детекторы, выделяющие разные признаки стимула (цвет, движение, ориентация), расположены в разных слоях коры и образуют объединения (нейронные ансамбли). Для проекционных корковых зон наиболее характерны вертикально ориентированные нейронные ансамбли — колонки, впервые обнаруженные Маункаслом в соматосенсорной коре. Одни колонки реагировали на прикосновение к поверхности тела, другие на давление.


Часть колонок реагировала на стимуляцию только одной половины тела. Колонки обнаруживаются и в других областях коры. По сложности обрабатываемой информации выделяют три типа колонок: микроколонки, макроколонки и гиперколонки или модули. Микроколонки реагируют лишь на определенную градацию какого-либо признака, например, вертикальную или горизонтальную ориентацию.


Макроколонки, объединяя микроколонки, выделяют общий признак ориентации, реагируя на разные ее значения. Модуль выполняет обработку самых разных характеристик стимула (интенсивность стимула, цвет, ориентация, движение). Иерархически организованная система связей от микроколонок к модулям обеспечивает возможность тонкого дифференцированного анализа признаков разной сложности внутри одной сенсорной модальности, осуществляемого в проекционной коре.

Дальнейшая обработка сенсорно специфической информации осуществляется с участием так называемых гностических нейронов, получающих информацию об отдельных признаках от системы нейронов-детекторов.


В гностических нейронах отдельные признаки интегрируются в целостный одномодальный (зрительный или слуховой) образ воспринимаемого объекта. Гностические нейроны, интегрирующие признаки одной сенсорной модальности, составляют 4—5 % в первичных проекционных зонах и широко представлены во вторичных и третичных полях.

Помимо детекторного принципа кодирования, основанного на дифференцированном восприятии отдельных признаков стимула, присущего всем сенсорным системам, в зрительной коре может быть реализован принцип кодирования внешней информации на основании пространственно частотного описания объекта по чередованию светлых и темных его частей.


Предполагается, что нейронные ансамбли настроены на определенную ширину чередующихся светлых и темных полос и работают как частотные фильтры. Одни из них описывают объект детально — высокочастотная фильтрация. Другие — менее дифференцированно и захватывая большую часть объекта или объект целиком — низкочастотная фильтрация. Низкочастотные нейронные ансамбли, создающие общее впечатление об объекте, описывают его быстрее.


Высокочастотное описание требует больше времени. Наличие таких независимых аппаратов описания изображения позволяет осуществить быстрое ознакомление с объектом без его детального анализа при отсутствии необходимости в нем или при невозможности его реализации.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕРВНЫЙ ЦЕНТР

Сообщение психологический словарь » Пт мар 12, 2010 9:39 pm

Нервный центр — структура, выполняющая определенную функцию. Клетки Н. ц. связаны между собой синаптическими контактами и отличаются огромным разнообразием и сложностью внешних и внутренних связей. В соответствии с выполняемой функцией можно выделить чувствительные центры, центры вегетативных функций, двигательные центры и др. Различные Н. ц. характеризуются определенной топографией в пределах ЦНС.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕСВЕТАЙЛОВ

Сообщение психологический словарь » Пн мар 15, 2010 2:35 pm

НЕСВЕТАЙЛОВ Геннадий Александрович (1939-1999) - белорусский социолог. Окончил Николаевский кораблестроительный институт имени адмирала С.O.Maкарова (1956-1962).


Кандидат технических наук (1970), доктор социологических наук (1990) - тема диссертации: "Социально-экономический механизм обновления академической науки". С 1976 по 1990 - зав. сектором, зав. отделом науковедения Института экономики АН БССР, с 1990 - зав. отделом социологии науки Института социологии АН БССР. Подготовил четырех кандидатов наук. Был награжден медалью "Ветеран труда" и медалью ВДНХ СССР за разработку новой техники.

Сфера научных интересов: теоретические аспекты социологической науки, науковедение, интенсификация науки, научно-техническая политика. Под научным руководством Н. была сформирована программа исследований по социальным проблемам научно-технической политики в условиях перехода к рыночной экономике, налажен социологический мониторинг трансформации академической науки, проведен ряд исследований по кадровым проблемам науки. Н. принимал участие в подготовке ряда нормативно-методических материалов для правительства и парламента Беларуси, в том числе "Закона о научной деятельности".


>Автор 20 изобретений и более 100 научных работ (в том числе на английском и немецком языках): "Наука и ее эффективность" (1979); "Интенсификация академической науки (в условиях союзных республик)" (1986) и др. Н. являлся руководителем авторских коллективов нескольких коллективных монографий (1991, 1995, 1997). В составе авторского коллектива Н. была присуждена премия за 1997 президентов Академий наук Украины, Беларуси и Молдовы в области гуманитарных наук за цикл социально-экономических исследований "Трансформация науки и научной политики в странах с переходной экономикой" (1991-1997).


Проходил стажировку в Институте научной политики Лундского университета (Швеция). Был координатором по Беларуси международных исследовательских проектов, связанных с трансформацией науки; являлся учредителем Консультационного центра международного научного сотрудничества, созданного как общественная организация. Н. являлся членом Европейской ассоциации исследований науки и техники (EASST), в 1996 был избран зам. руководителя секции "Наука и техника для развития" Европейской ассоциации исследований развития и подготовки кадров (EADI), являлся членом редколлегии международного журнала "Наука и науковедение".

Биография Н. была опубликована издательством А.N. Marquis (США) в пятнадцатом издании справочника "Кто есть кто в мире".

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

Сообщение психологический словарь » Пт мар 19, 2010 2:38 am

Неспособность к обучению — класс специфических особенностей развития, когда (при условиях нормального школьного обучения) ребенок не может усвоить определенные навыки и умения (чтения, правописания, математики, общения). Понятие Н. к о. не должно отождествляться с (1) понятием неуспеваемости или (2) более общим понятием синдрома расстройства обучения. Многие дети не успевают в школе по причинам, которые никак не связаны либо с Н. к о., либо с синдромом расстройства обучения. Например, ребенок, для которого русский язык не является родным, может плохо успевать в русской школе, хотя эта неуспеваемость не связана с его общей способностью к обучению. Школьная неуспеваемость, тем не менее, часто является первым признаком присутствия синдрома расстройства обучения в какой-то из его форм (умственной отсталости, аутизма, мозговой травмы, или специфической Н. к о.). Понятие синдрома расстройства обучения включает в себя: (1) неспецифическую Н. к о., которая может развиваться в результате психического заболевания (например, аутизм), травм головного мозга или отсутствия необходимых социальных навыков и (2) специфическую Н. к о. ребенка. В рамках широкого спектра синдрома расстройства обучения понятие специфической Н. к о. описывает круг детей, которые демонстрируют академическую отсталость (вопреки сохранному уровню интеллекта) в определенной сфере. Эта специфическая академическая неуспеваемость не может быть объяснена повреждениями слухового, зрительного или моторного аппарата, умственной отсталостью, эмоциональным расстройством, культурной или социальной депривацией. Впервые понятие специфической Н. к о. было разработано юристами для обозначения прав детей, страдающих этим расстройством, на получение разного рода льгот при поступлении в высшие учебные заведения и специальной педагогической помощи. Юридическое определение специфической Н. к о. основывается на существовании разрыва между уровнем интеллекта ребенка и его школьной успеваемостью. Это определение вызывает серьезную критику со стороны психологов и педагогов, однако, несмотря на многочисленные попытки, приемлемая альтернатива еще не разработана.

В связи с отсутствием четкого определения специфической Н. к о., существуют противоречивые оценки частоты ее встречаемости: эти оценки варьируют от 5 до 20—30%. Оценки частоты встречаемости специфической Н. к о. в специальных выборках (например, среди детей страдающих расстройством внимания и гиперактивностью или эмоциональными расстройствами) значительно выше, чем подобные оценки, полученные в нормальных популяциях. Ранняя диагностика специфической Н. к о. и применение специализированной педагогической помощи являются значимыми для хорошего прогноза. Специфическая Н. к о. часто сопровождается признаками школьной дезадаптации и развитием вторичных эмоциональных и поведенческих проблем. Согласно американской статистике, специфическая Н. к о. является основным поводом для отказа от продолжения обучения в школе, и частота встречаемости Н. к о. весьма высока среди несовершеннолетних правонарушителей. Были предприняты многочисленные попытки разработать классификации разных видов специфической Н. к о., однако ни одна их них не является общепринятой. Основными способами терапии специфической Н. к о. являются специализированные формы обучения, семейное консультирование и поведенческие модификации.

Е. Л. Григоренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НЕЧАЕВ

Сообщение психологический словарь » Вт мар 23, 2010 12:52 am

НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870—1948) — российский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов отечественной психологической науки. Д-р педагогических наук (по психологии), профессор.


Образование получил в Санкт-Петербургском ун-те. В 1898—1900 гг. стажировался в ряде психологических центров Европы (у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В 1901 г. организовал первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учебных заведений Санкт-Петербурга. Исследовал особенности психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного труда школьников. ("Об умственном утомлении" / Русский начальный учитель, 1899; "Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте". 1901). Большое внимание H. уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся.


Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения Н. считал активное внимание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соответствующей установки и отношения к воспринимаемому. Подчеркивал необходимость сближения психологических исследований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основе данных психологии, рассматривая ее как прикладную психологию ("Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения", 1901; 1908—1912).

Был одним из организаторов высшего учебного и научного центра С.-Петербурга — Педагогической Академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспертов по вопросам образования, организаторов внешкольного просвещения, руководителей учебных заведений, школьных врачей и т. п. В этот же период Н. организует 1-й и 2-й Всероссийские съезды по педагогической психологии (1906, 1909), где его идеи вызвали острую полемику. Вслед за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й Всероссийские съезды по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Отстаивая свои взгляды, Н. вел большую просветительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экспериментальных исследований в психологии и педагогике ("Очерк психологии для воспитателей и учителей", 1903—1908; "Как преподавать психологию?", 1911; "


;Курс педагогической психологии для народных учителей", 1915). Изобрел для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). После Октябрьской революции работал в научных учреждениях и вузах Москвы.


Продолжал исследование проблем памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Изучая мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Прочное запоминание, свободное оперирование материалом, по его мнению, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов.

Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя ("Память. Как ее сохранить и улучшить", 1926; "Память человека и ее воспитание, 1930).


Исследовал проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников ("Психическое утомление", 1929). Одним из первых в отечественной психологии начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, психологически обосновал составление расписания школьных занятий.


Разработал психофизиологические нормы профотбора для различных профессий и др. В 1920-х гг. начал сталкиваться со все большим сопротивлением своим идеям. На 2-м Психоневрологическом съезде (1924), отстаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки психологии на основе марксизма. В 1935 г. на основании ложного доноса был обвинен в контрреволюционной агитации и сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском педагогическом ин-те.

В.В. Аншакова, А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

НИГИЛИЗМ

Сообщение психологический словарь » Пт мар 26, 2010 7:13 pm

НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — исходно — одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н. (или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы; оформленной же и получившей имя является приносящая страдания иллюзия. Жизнь, таким образом, выступает ничем иным как нескончаемой сменой рождений и смертей, лишенной смысла и назначения. Спасение человека суть спасение от жизни. В истории философии европейского типа Н. воплощался в ряде разнокачественных версий: I) Универсалия неклассической европейской культуры, последовательно анти-рационалистическая философская концепция, мироощущение и поведенческий принцип, фундированные акцентированным отрицанием (в смысле хайдеггеровской "негации") тех или иных социокультурных оснований. Как особый термин "Н." был введен в оборот немецким философом Ф.Г


.Якоби в его послании к Фихте (1799). Слово "Н." приобрело широкую распространенность среди интеллектуалов Европы после осмысления богоборческих интенций Великой французской революции и во многом благодаря роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" (1862). Ницше, заимствовав термин "Н." у Тургенева, обозначал им явление, связанное с переоценкой всех высших ценностей, т.е. именно тех, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей.

Как отмечал Ницше, "... нигилизм петербургского фасона (что означает истовую веру в неверие, готовую принять за это любые муки), эта горячность свидетельствует в первую очередь о потребности в вере...". По Ницше, нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться: "что означает нигилизм?


То, что высшие ценности теряют свою ценность, нет цели, нет ответа на вопрос зачем". Вместе с исчезновением страха перед человеком уходит и безусловная любовь к нему. Н. у Ницше суть порождение трагического распада мира на бытие и смысл. Н. может быть преодолен лишь посредством имманентизации человеком идей "воли к власти" и "вечного возвращения". Таким образом, Н. у


Ницше, выступая в ипостаси не идеологии, а метафизики, преследовал цель обоснования жизнеутверждающих принципов, обозначения "нового пути к "Да". Согласно Ницше, традиционный европейский Н. шопенгауэровского типа характеризуется стремлением к жизни "в согласии с целями, установленными извне". Русский же Н., по Ницше, "научившись не доверять какому-то одному авторитету... стремился найти другой". По замечанию Ницше, люди привыкли полагать опорой "если не Бога и не науку, то совесть, разум, общественный инстинкт или историю", рассматриваемые как "имманентный дух с присущей ему целью, на чью милость можно положиться".


Осознание же того, что внешнего целеполагания нет, как и нет внешнего для человека мирового порядка, результируется в отказе людей от попыток осмысления чего-либо, лежащего вне пределов посюсторонней субстанции бытия. Тем не менее, нередко, с точки зрения Ницше, философы и мечтатели измысливают "в качестве истинного мира новый мир, потусторонний нашему" в сравнении с каковым наш мир полностью обесценивается.


И лишь когда человек осознает то, что и этот якобы "подлинно-истинный" мир — не более чем творение рук человеческих, компенсация неосуществленных желаний, — вот тогда, по Ницше, и начинается подлинный Н. Любая картина мира утрачивает смысл, а сам этот мир полагается единственно-данным, хотя и бесструктурным, бесцельным и лишенным ценности. По Ницше: "Сознание

отсутствия всякой ценности было достигнуто, когда стало ясным, что ни понятием "цели", ни понятием "единства", ни понятием "истины" не может быть истолкован общий характер бытия... Недостает всеобъемлющего единства во множестве совершающегося: характер бытия не "истинен", а ложен... в конце концов, нет более основания убеждать себя в бытии истинного мира... Коротко говоря: категории "цели", "единства", "бытия", посредством которых мы сообщили миру ценность, снова изымлются нами — и мир кажется обесцененным".


Обесцененным — в смысле того, что ему (миру) вообще бессмысленно приписывать какую бы то ни было ценность /как, например, приписывать массу буквам алфавита — А.Г., Т.Р./. Как же акцентированно утверждал сам Ницше, именно состояние ума как нуждающегося в цели, должно быть преодолено. Таким образом, Н., по Ницше, предполагает картину мира, предельно лишенную иллюзий; картину мира, радикально враждебного всевозможным человеческим устремлениям; картину мира, лишенного всякого — в т.ч. и морального — порядка. Согласно Делезу ("Ницше и философия"), всеобщая история являет собой переход от предыстории к постистории.


В интервале между данными полюсами процедуры культурной дрессировки были призваны превратить изначально первобытное животное в "индивида суверенного и дающего законы", в субъекта, способного осуществить кантовское "управляем именно мы". История не достигла своей цели: возник человек озлобленный, человек больной; болезнь эта называется "Н.". Излагая ход мыслей Ницше, Делез отмечает:

последний человек, "уничтожив все, что не есть он сам", заняв "место Бога", оказался отвергнут всеми и всем. Этот человек должен быть уничтожен: настал момент перехода от ничто воли (болезнь Н.) к

воле к ничто, от Н. незавершенного, болезненного и пассивного к активному Н. (Не случайно, что Хайдеггер усматривал одну из заслуг Ницше в том, что тот осмыслил Н. как принцип, логически центрирующий на себе европейскую историю.) В психоанализе Н. понимался как результат разрушения баланса между гнетущим ханжеством традиций и буйством бессознательного. В рамках как французского (Камю, Сартр), так и немцкого (Ясперс) экзистенциализма Н. трактуется как изначальная бытийная данность. Постулирование роли Н. как значимого основания перспективных мыслительных подходов осуществили Адорно в своей "негативной диалектике" и Маркузе (стратегия "Великого Отказа"). Н. требует многомерного и радикального самооправдания от всякой (в первую очередь, утонченной) культуры: по саркастической оценке


Мертона, нигилисты — это те, кто "не верует в Бога" и "не ходит в баню". II) В современной философии, культурологии и психологии европейский Н. второй половины 20 в. может ассоциироваться с рядом интеллектуальных феноменов: 1) С теоретическими установками, присущими определенной генерации европейских мыслителей: так, стиль Фуко, внешне отвечая позитивистским критериям (работа с многочисленными архивными документами, первичными текстами и т.п.), фундирован пафосным Н. по отношению к пониманию фактов в позитивизме. По мысли Фуко, "если интерпретация никогда не может быть завершена, то это просто потому, что нечего интерпретировать.

Не существует никакого абсолютно первого объекта интерпретации, поскольку по сути все уже представляет собой интерпретацию, каждый знак сам по себе является не вещью, открывающейся для интерпретации, но интерпретацией других знаков". Тексты Фуко, сопровождаемые колоссальным критическим инструментарием (цитаты, документы и т.д.), выступают по сути сказочными фантазиями-романами. 2) С пафосным интеллектуально-аксиологическим поворотом, осуществляемым постмодернизмом (см. Постмодернизм, Этика). 3) С массовыми явлениями психоневротического и патологически-деструктивного порядка (см.


"Сверх-Я", "Смерть Бога"). III) 1) Духовное явление, порожденное русским изданием византийского христианского канона и содержащее сильное переживание элемента православной аскезы: московское православие, как известно, никогда не имело собственно богословской модели оправдания культуры как таковой.


Нередко отмечалось, что у русских нет культуропоклонства, свойственного людям западной цивилизации (у Достоевского: "все мы нигилисты"; у Бердяева: русские по природе своей — апокалиптики или нигилисты). Как писал Флоренский, "идиотизм, идиот в древнем смысле этого слова — вовсе не слабоумный, а частный человек, не участвующий в исторической жизни, живущий в себе, вне связи с обществом.

Быть идиотом — это, пожалуй, наилучший удел, особенно если бы можно было идиотствовать до конца, то есть сделаться полным идиотом". 2) Радикальная форма русского просветительства — сопряженная с православным Н. нравственная критическая рефлексия над культурой, созданной-де привилегированным слоем и для него лишь предназначенной ("рафинированный" Н. Запада не был связан с Просвещением). По мысли Бердяева, Л.Толстой — "гениальный выразитель религиозно обоснованного нигилизма в отношении к культуре.

В нем сознание вины относительно народа и покаяние достигли предельного выражения".


Поясняя неприятие русскими однозначных, рационализированных, "чистых" общественных форм, их эмоциональную устремленность к "концу истории", их отказ от логической ступенчатости исторического процесса, Шпенглер подчеркивал: Россия есть апокалиптический бунт против античности — против совершенной формы, совершенной культуры. По Г.Флоровскому же, русский Н. суть анти-исторический утопизм. IV) В философии М.Мамардашвили, Н. — своеобразный способ пережить собственное поражение, итог "несамодостаточности человеческих состояний". В этом контексте Н. не требует ответов на смысложизненные вопросы, требующие духовного напряжения; он есть отказ от пафосной формулы "Я могу", отказ от установки на преодоление экзистенциальных жизненных обстоятельств. Нигилист такого типа возлагает надежды на "самодействующие механизмы" человеческого бытия. Такой Н. исключает для человека осуществление поступков в положении "лицом к лицу" с подлинной сутью дел; он ориентирован на взаимодействие с "масками-марионетками", не являющимися носителями высоких жизненных смыслов.


Как утверждает Мамардашвили, "поступок — это случившееся состояние мысли". По Мамардашвили, "если человек достигает степени самоуважения посредством упрощенных схем, то он скорее убьет того, кто покусится разрушить эти схемы, чем расстанется с ними".

А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]