М

М

Сообщение психологический словарь » Ср май 27, 2009 3:08 am

М

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАЗМАНЯН

Сообщение психологический словарь » Сб май 30, 2009 11:35 am

МАЗМАНЯН Мкртыч Арамович (1910—1977) — армянский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии. В 1968 г. защитил докт. дис. (по совокупности работ), профессор, д. чл. АПН СССР, засл. деятель науки. Руководил Обществом психологов Армении, был ред. журнала "Советакан манкавараж" ("Советский педагог"). Награжден Орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями.


После окончания Ереванского государственного ун-та (1930) продолжил обучение в Коммунистической академии в Москве. Автор ряда статей, монографий, а также первого в Армении учебника по психологии для вузов (1934). Направление научной деятельности М. охватывало широкую область — история психологии, в том числе армянской, психология искусства, психология бессознательного, педагогическая психология. В книге "Очерки по психологии чувственного восприятия" М. изложил основные ступени и формы развития чувственного познания, проанализировал важнейшие психологические феномены в их связях и противоречиях.

С.В. Ильина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАЗОХИЗМ

Сообщение психологический словарь » Вс май 31, 2009 6:58 am

Мазохизм (в клинической психологии) — половое извращение, при котором необходимым условием достижения оргазма является ощущение субъектом физической боли и морального унижения. Явление М. получило название по имени австрийского писателя Л. Захер-Мазоха.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАЙЕВТИКА

Сообщение психологический словарь » Пт июн 05, 2009 6:57 am

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог прежде всего по отношению к софистическому. М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого — лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ничего". Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. (См. также Сократ.)

Д.В. Майборода

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАЙЕР-БРИГС ТИПА ИНДИКАТОР

Сообщение психологический словарь » Сб июн 06, 2009 12:29 pm

Майер-Бригс типа индикатор (Myers-Brigs Type Indikator — MBTI) — опросник личностный, предназначенный для классификации испытуемых по типологии К. Г. Юнга. Разработан и опубликован И. Майерс-Бригс в 1962 г.

Состоит из 160 вопросов, 52 — ассоциативные, остальные предполагают оценку испытуемым своих индивидуальных склонностей (выбором из двух-трех предлагаемых вариантов ответов).


Ассоциативные задания состоят в выборе одного варианта из пары противоположных слов. Например: "Какое из двух слов для вас более привлекательно: систематичный — спонтанный; анализировать — симпатизировать; сдержанный — разговорчивый; прощать — терпеть; кто — что; знак — символ?" Примеры вопросов с предлагаемыми вариантами ответов: 1. "Как вы считаете, распорядок дня для вас: а) удобный способ исполнения дел; или б) тягостен и обременителен, даже когда и необходим". 2. "Вас больше заботят: а) чувства людей; б) их права". 3. "Когда вы обнаруживаете, что, несомненно, допустили ошибку, вы: а) склонны признать свою ошибку; б) не признаете свою ошибку, хотя все о ней знают; в) вообще никогда не ошибаетесь". 4. "Выслушивая новую идею, вы больше стремитесь: а) узнать все о ней; б) рассудить, верна она или нет".

Показатели испытуемого определяются по четырем шкалам, соответствующим юнговской типологии: экстраверт — интроверт (Extrovert — Introvert), сенсорный — интуитивный (Sensor — Intuitive), мыслительный — эмоциональный (Thinker — Feeler), Рациональный — иррациональный (Judgement — Perceptive). Подсчет результатов производится путем суммирования баллов по шкалам; большая сумма баллов соответствует выраженности определенной черты. В многочисленных исследованиях подтверждается валидность и надежность М.-Б. т. и.


Существует сокращенная и переработанная форма MBTI — опросник Д. Кейрси, состоящий из 70 вопросов, каждый из которых имеет только по два варианта ответа. 10 вопросов — по шкале экстраверсии — интроверсии, для остальных шкал — по 20 вопросов. Несмотря на существующие различия в теоретических позициях И. Майерс-Бригс и Д. Кейрси, для американской популяции по опроснику Кейрси приводятся те же процентные соотношения распределения типов. Оба опросника широко применяются в США при профориентации, психологическом консультировании, исследовании межличностных отношений.

Л. Ф.


Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАЙЕР-ГРОСС

Сообщение психологический словарь » Вт июн 09, 2009 12:04 am

МАЙЕР-ГРОСС (Mayer-Gross) Вильгельм (1889—1961) — немецко-английский психиатр. Д-р медицины. Получил образование в ун-тах Гейдельберга, Кельна, Мюнхена. Работал приват-доцентом в Гейдельбергском ун-те, с 1929 г. — внештатный профессор.


Совмещал преподавательскую деятельность с работой в Гейдельбергской психиатрической клинике вместе с К. Ясперсом и Х.В. Грюлем под руководством Ф. Ниссля и К. Вильманнса. Защитил дис. на тему "Феноменология ненормального чувства счастья". Вместе с К. Берингером, Э. Штраусом и В. Ханзеном основал в 1928 журнал "Monatschrift der Nervenarzt". В 1933 эмигрировал в Англию.


Основал там психиатрические исследовательские центры (в Бирмингеме в 1955, в Лондоне и Дамфри, Шотландия, — в 1959). Считается одним из основателей современной английской психиатрической школы, развивал феноменологический подход к психическим заболеваниям, проводил исследования иллюзий, галлюцинаций, шизофрении, органических психозов и психотерапии. Автор многих статей и книг: "Selbstschilderungen der Verwirrtheit. Die oneroide Erlebnisform", B., 1924; "Clinical psychiatry", L., 1954 (совм. с Slater E., Roth M.).

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАЙМОНИД

Сообщение психологический словарь » Сб июн 13, 2009 5:28 am

МАЙМОНИД (Maimonides), настоящее имя Моше бен Маймон или сокращенно на иврите Рамбам (Раби Моше бен Маймон) (1135—1204) — еврейский мыслитель, врач — лейб-медик египетского султана Саладина, философ и теолог. Последние годы жизни провел в Каире, занимаясь торговлей драгоценными камнями. Один из наиболее авторитетных раввинов средневековья. Основные философские сочинения: "Наставник заблудших" ("Морэ невухим"; ок. 1190, написано на арабском языке, позже переведено на древнееврейский),


"Книга заповедей" и др. Упорядочил, опираясь, в частности, на ряд подходов философии Аристотеля, труднопонимаемые до того времени предания Талмуда, осуществив оптимальное их истолкование. М. — автор первого полного систематизированного кодекса еврейского права —


"Мишнэ Тора", позволявшего избегать утомительных поисков соответствующих тезисов в Талмуде. Автор символа веры иудаизма, выраженного в 13 пунктах, адаптированный текст которого помещен во многих еврейских молитвенниках (двенадцатый пункт гласит: "Я всем сердцем верую в приход Машиаха, и даже если он задерживается, я все равно буду ждать его"). Согласно М., высшие принципы Истины, отраженные в постулатах еврейской религии, нуждаются в строгом и рациональном обосновании. По мысли М., разум и вера лишь на поверхности производят впечатление взаимоисключающих друг друга. Разумное доказательство существования Бога, единства Его бытия и бестелесности, по М., вполне осуществимо. Мирское, согласно М., то есть, то отсутствует: поскольку оно не имеет в себе оснований собственного бытия, постольку оно отсылает нас к бытию иного порядка — к бытию необходимому.


Или: в свете концепции творения в мирском присутствует нечто более высокое, чем необходимое бытие. Утверждая иное, мы ставим под сомнение свободу Божьего промысла. Так как Бог являет собой действующую и финальную причину универсума, то действующий интеллект един и отличен от умов людей, наделенных лишь пассивным интеллектом. Действуя, люди уменьшают дистанцию между собой и подлинным интеллектом.

Умирая, люди утрачивают индивидуальные различия промеж собой: остается лишь чистый, высший интеллект — в этом смысле (как фрагмент указанного интеллекта) человек бессмертен. Аргументы М. оказали определенное влияние на организацию мышления


Фомы Аквинского (неоднократно цитировавшего "Раби Моисея") и Спинозы. Неоднократно подвергался критике со стороны еврейских и мусульманских ортодоксов. М., видимо, единственный философ нашей эры, символизирующий единение четырех культур: греко-романской, западной, еврейской и арабской.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАК-ДУГАЛЛ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 16, 2009 6:57 pm

МАК-ДУГАЛЛ (McDougall) Уильям (1871-1938) - англо-американский психолог и социальный психолог, представитель инстинктивизма в социологии. С 1920 М. работает профессором американского университета в Гарварде, с 1927 - университета в Дьюке (Северная Каролина).

М.-Д. разработал концепцию инстинктов социального поведения, подводя под любое человеческое действие соответствующий инстинкт.

Провозгласив психологию "основным базисом", на котором должны быть построены все социальные науки - этика, экономика, наука о государстве, философия, история, социология, М.-Д. стремился создать психосоциальную систему общественных дисциплин.

Главное место в учении М.-Д. занимают социально-психологическая теория личности и дифференцированная классификация социальных инстинктов, импульсов, эмоций. По его мнению, основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, и вследствие этого теоретической основой всех общественных дисциплин должна стать "психология инстинкта".

Подменяя собственно социологический подход психологическим инстинктивизмом, М.-Д. понимал инстинкт как "врожденное, или природное, психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать определенные объекты или обращать внимание на них и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, испытывать импульс к такому действию".

По мнению М.-Д., "инстинкты" являют собой наследственно определенные каналы разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (воспринимающей, рецептивной) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления центральной части, благодаря которой мы испытываем специфическое эмоциональное возбуждение при восприятии данных предметов, и эфферентной (двигательной) части, которая обусловливает характер нашей реакции на эти предметы.

М.-Д. выделял 18 основных инстинктов, обусловливающих поведение человека. Среди них инстинкты любопытства, драчливости, воспроизведения себе подобных, самоуничижения и т.д. Главенствующим инстинктом М.-Д. считал стадный инстинкт.

Примитивизируя различного рода социальные процессы и явления, М.-Д. произвольно сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов. Так, в соответствии с собственной гипотезой о причинах во-оруженного насилия он характеризовал войны как вечные и неизбежные проявления инстинкта драчливости, в основе же религии, по М.-Д., лежит комплекс инстинктов, среди которых особое внимание он уделял комплексам любопытства, самоуничижения и эмоционального возбуждения.

Всего же М.-Д. выделил семь пар основных инстинктов и эмоций. По его мнению, каждому первичному инстинкту соответствует определенная эмоция, которая подобно инстинкту является простой и неразложимой и проявляется в виде субъективного коррелята инстинкта. Например, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту драчливости - эмоция гнева, инстинкту воспроизведения - эмоция сексуальной ревности и т. д.

С точки зрения М.-Д., в ходе развития эмоциональной сферы человека различные эмоции объединяются в более сложные группы и приобретают иерархическое строение. При этом подчеркивалось, что если комплекс эмоций индивида организован вокруг стабильного объекта, то происходит развитие чувства. Из всех человеческих чувств М.-Д. особо выделял "эготическое чувство" как доминирующее в сложившейся структуре характера человека. Этим чувством, по М.-Д., обусловливается формирование содержания и формы человеческого "Я", которое в целом соответствует общему социальному фону.

Примечательной в учении М.-Д. была трактовка им социальных процессов как процессов, изначально устремленных к некой биологически значимой цели. Главным признаком живого является "горме" - некая движущая телеологическая сила интуитивного характера.

Считая стремление к цели базисным признаком поведения животных и человека, М.-Д. хотел создать целевую "гормическую психологию", в которой это поведение могло бы получить соответствующее объяснение. Однако в конечном счете эти попытки не увенчались успехом.

В.И.


Овчаренко, А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАК-ЛЮЭН

Сообщение психологический словарь » Сб июн 20, 2009 8:36 am

МАК-ЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (1911—1980) — канадский философ и социолог, теоретик коммуникационных технологий, автор работ по истории философии и литературы, культурологии, психофизиологии. Профессор университета в Торонто (с 1952).


Основные произведения: "Галактика Гутенберга" (1962), "Понимающая коммуникация" (1963), "Город как аудитория" (1977, в соавторстве). М.Л. создана концептуальная модель исторической динамики общества, в центре которой лежит проблема типа и способа коммуникаций; смена коммуникационных технологий положена М.Л. в основу социальной типологии и выступает критерием периодизации истории. Типологически может быть отнесен к методологической традиции технологического детерминизма, однако семантически философские идеи М.Л. выходят далеко за рамки философии техники. Произведения М.Л. характеризуются своеобразным метафорическим стилем, в рамках которого выстраивается своего рода аксиоматическая система "проб" (семантических срезов) проблемы, задающая одновременно всесторонне стереоскопическое и образноощутимое восприятие последней. Семантическим центром философской концепции общества выступает у М.Л. способ и тип коммуникаций, который, с одной стороны, обеспечивает целостность и специфику социальной организации, а с другой — выступает механизмом ее понимания и культурной интерпретации. Определенный тип коммуникаций (коммуникационная технология) не просто задает, но создает социальный мир — "галактику", которая имеет свой ареал и, несмотря на возможность расширения или изменения конфигураций, наложения галактик друг на друга или взаимного прохождения сквозь, обладает тем не менее четко фиксированными границами.


>К "средствам общения" М.Л. относит все культурные феномены, так или иначе могущие выполнять коммуникативные функции: язык (письмо и речь), печать, TV, компьютерные системы, а также дороги, транспорт, деньги, религию, науку и др. Формирование новых "средств общения", связи и информации инспирирует радикально новый "сенсорный баланс" общества, задавая новые мироощущение и мироуяснение, новый стиль мышления, новый образ жизни и, в конечном итоге, новые формы социальной организации. М.Л. понимает коммуникацию как экстериоризацию чувственной способности человека к восприятию, выделяя на основе этого критерия аудио (или речевую) коммуникацию и видео (или зрительную) коммуникацию, что, в свою очередь, ложится в основу дифференциации аудио и видеокультур, т.е. "культур слуха" и "культур зрения".


Такое разделение является семантически весьма сильным и значимым. По подсчетам современных психологов, избирательность зрения на несколько порядков превышает избирательность слуха. Каждый видит свое, звуковой же ряд — один на всех. Более того, именно звук обладает суггестивным потенциалом: для того чтобы ввести пациента в гипнотическое состояние, врач должен устранить бдительный контроль зрительного анализатора (например, утомить его с помощью блестящего шарика перед глазами).


Мы слушаемся, если не имеем своей точки зрения. Как показано М.Л., исторически первой является эпоха устной речи (аудиокультура), в связи с чем "сенсорный баланс племенного человека" характеризуется синкретизмом и включенностью во взаиморезонируюшую речь членов общины, чему соответствует мифологический синкретизм сознания и растворенность индивида в родовом коллективе.

Кроме того, "культура слуха" порождает стиль мышления, в выраженном виде демонстрирующий патерналистские установки массового сознания. (Уместно вспомнить, что Жанна д’Арк не только канонизирована католической церковью как покровительница Франции, — она считается также покровительницей радио и телеграфа: двигавшие Жанной патриотические чувства осознавались ею как внушение свыше, сакральная весть, переданная святыми "голосами".


История мистики свидетельствует: видения нуждаются в истолковании, голоса же слушают и их слушаются. В Упанишадах откровение изначально обозначалось как "шрути" — букв, "услышанное", суфийский аналог — "шатх".) Именно общая зависимость от авторитета и выступает основой той сплоченности, которая отличает социальные группы в аудиокультуре. Формирование фонетического алфавита — как первый толчок — и изобретение наборного шрифта (И. Гутенберг, 15 в.) — как главный импульс — породили новый тип культуры — видеокультуру, "культуру зрения", которую М.Л. называет "галактикой Гутенберга".


Типографское тиражирование создает, по М.Л., первый культурный образец стандарта как такового и образец стандартно воспроизводимого товара, задавая тем самым стандарт массового производства. Именно в изобретении печатного станка коренятся, по М.Л., истоки и всеобщей грамотности и промышленной революции. Печать как "стандарт стандарта" выступает также и образцом стандартной (штатной) коммуникации, — "племенной человек" заменяется "типографским и индустриальным", племенной строй — индустриализмом.


Кроме того, письменный текст, тиражируемый печатью, выступает в качестве основы рефлексии над языком (позволяет "увидеть язык"), что инспирирует формирование и дистанцирование наций. Все эти трансформации задают истории вектор, который М.Л. обозначает как "эмплозию" — мощную интенцию к механической технологии и механистическому фрагментарному псевдоединству видеокультуры, пришедшему на смену аудиоорганичному единству.


>Печатное слово, сделавшее письменность основой массовых коммуникаций, предоставило индивиду такие права, как селекция информации (в то время как от звучащего голоса не уйти, читать можно то, что угодно), свободная ее интерпретация (своя точка зрения в противоположность послушанию), критицизм и возможность поступать с этой информацией по своему усмотрению — собственно, право на индивидуальность.


Человек заплатил за это право утратой чувства общности (общины), — исходное единение с родом сменилось неутолимым желанием преодоления разобщенности, задав культурную традицию поиска путей этого преодоления: от констатации Фроммом неадекватности традиционных средств (совместная принадлежность к экономической группе, общие знаки престижа, одновременно пережитые оргиастические состояния) до парадигмы "бытиядругсдругом" в экзистенциальном психоанализе Бинсвангера. Однако основная семантическая ось истории ориентирована, согласно модели М.Л., как вектор от "эксплозии" к "имплозии", т.е. к новому синтетизму на основе компьютерных средств коммуникации. Если аудио и видеокультуры репрезентировали и объективировали в средствах массовой коммуникации — соответственно — слуховые и зрительные анализаторы, то компьютерная техника объективирует ("выводит наружу") саму нервную систему, экстраполированную на все человечество.

Наступающая "электронная эпоха", по М.Л., будет характеризоваться "тотальным объятием": massmedia на новой технологической основе возвращают человеку утраченную включенность в общность, только теперь эта общность приобретает всечеловеческий масштаб, ибо предоставленная компьютерной техникой возможность мгновенной передачи информации и мгновенного же на нее реагирования фактически упраздняет пространство и время ("имплозия" как мгновенное сжатие информационного и пространственновременного континуумов), позволяя человеку не только осознать, но и прочувствовать свое единство с человечеством. Кроме того, компьютерные возможности позволяют "обойти язык", т.е. устранить барьер перевода, сняв тем самым национальные перегородки между людьми. Более того, сенсорная комплексность компьютерной коммуникации ликвидирует доминирование тотального критицизма и мозаичной избирательности визуальности, возвращая мировоззрению утраченные синтетизм и образность, а сознанию — цельность.


Общество как единое человечество ("раскрепощенный и беззаботный мир") характеризуется М.Л. в качестве "глобальной деревни" в силу ощутимо реального для каждого ее представителя единения со всеми и с целым, непосредственности коммуникации, синтетизма восприятия и стиля мышления. На общем мажорном фоне картины "электронного общества" М.Л. фиксирует и некоторые тревожащие штрихи — интенцию компьютерной коммуникации в рамках massmedia к доминированию формальных средств коммуникации над ее содержанием. Очевидно, что компьютерный синтетизм порождает как большие возможности, так и связанные с ним большие проблемы, артикулируемые как проблемы коммуникационного и информационного порядков.


Компьютеризация общества заставляет поновому взглянуть на многие функции и аспекты коммуникаций, высвечивая ранее не фиксируемые моменты. Так, анализ когнитивной психологией того обстоятельства, что индекс генерации новых идей научными конференциями, проведенными на базе компьютерной техники вне непосредственного пространственновременного контакта между их участниками, близок к нулю, позволил установить, что наибольшим креативным потенциалом обладает не "штатное", а "кулуарное" научное общение. Что же касается проблем информационного плана, то наложение звучащего текста на видеоряд создает весьма сильное (сколь и нередко обманчивое) впечатление полной достоверности информации, в то время как голос как был, так и остается авторитарным, с прежним успехом используя свой суггестивный потенциал. Диктор, разумеется, не становится диктатором, но факт наличия изображения создает иллюзию "демократичности" восприятия информации, усиливая возможности для социального манипулирования.

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАКАЙВЕР

Сообщение психологический словарь » Ср июн 24, 2009 5:08 am

МАКАЙВЕР (MacIver) Роберт Моррисон (1882-1970) - американский социолог, политолог и педагог, один из крупнейших представителей антипозитивизма в социологии. После получения степени бакалавра гуманитарных наук в Оксфордском университете и степени доктора философии в университете Эдинбурга (1915) M. преподавал политические науки в университете Торонто (1915-1927); там им были написаны: "Общество: социологическое исследование" (1917) и "Элементы социологии" (1921). Затем M. переехал в США, где преподавал в Барнард-колледже (1927-1936).


Вскоре он был приглашен в качестве профессора политической философии и социологии в Колумбийский университет Нью-Йорка (1929-1950). Был президентом (1963-1965) и ректором (1965-1966) Новой школы социальных исследований Нью-Йорка. В 1940 М. был избран тридцатым президентом Американского социологического общества. Учреждена премия имени М. для поощрения научных достижений в области социологии. Среди его многочисленных сочинений - "Общество: структура и изменения" (1931); "Левиафан и люди" (1939); "Паутина государственного управления" (1947); "Более совершенный союз" (1948); "В поисках счастья" (1955); "Народы и Объединенные Нации" (1959); "Общество" (1961); "Преобразование власти" (1964); "Профилактика и контроль преступности" (1966); "Политика и общество" (1969).

Область интересов М. - процессы взаимодействия общности и социальной ассоциации, возникновения государства, развития социальной стратификации, проблемы методологии социальных наук, социологии государства и производства. Значительный вклад М. внес в развитие структурно-функционального подхода к социокультурной эволюции. Много внимания уделял классификации социальных процессов, проблемам гармонизации в отношениях между обществом и индивидуальностью, вопросам культуры и цивилизации.


Был убежден в совместимости индивидуализма и социальной организации. Его стремление кардинально разграничить государство и общество инициировало возникновение новых теорий демократии, сосуществования различных общественных групп, природы власти. М. выступал против переоценки математико-статистических методов, настаивая на необходимости каузального анализа, которым заметно пренебрегала современная ему американская социология. Критиковал неопозитивизм, считая, что социологические проблемы нельзя исследовать по аналогии с естественнонаучными. В рамках социологии М. различал морфологию и этиологию. Морфологию он рассматривал как учение о социальных формах, этиологию - как учение о социальных причинах.


>Морфология занимается "исследованием социальных структур", являясь "изучением живых образований". К последним, по М., относятся "общности: социальные регионы проживания - такие, как города, племена или нации; полуобщности - общественные классы или касты; союзы, определенные организованные группы, а именно: корпорации, клубы, семьи, профессиональные группы, даже государства в строгом значении слова; институты, установленные способы и условия поведения в общностях или союзах: обычаи, нравы и т.д. Каждый тип имеет свои особые признаки и вариации... К этой же области относится и изучение группообразующих сил, которые поддерживают существование этих форм, а также изучение социальных процессов, от их возникновения до распада, - здесь мы объединяемся с социальными психологами".


Этиология, с его точки зрения, занимается изучением социальных изменений, причем не только с описательной или исторической позиций, но и с точки зрения поиска определяющих причин, движущих сил, законов социального развития. Социальные структуры и социальные изменения в их постоянной причинной взаимосвязи подлежат рассмотрению с позиций подхода, включающего, прежде всего основные социально-экономические вопросы, разработанные преимущественно в социологии культуры. М. опирался здесь на социологию культуры А. Вебера. Социальный факт, согласно М., - это факт сознания.


Все социальные факты он считал доступными пониманию, что сближало его в этом отношении с понимающей социологией, позиции которой в первой половине 1920-х он разделял. Некоторые даже считают его одним из родоначальников понимающей социологии (см.).

М. считал важной задачей социологии исследование социального действия, изучение внутренних, субъективных состояний действующего индивида. С позиций понимающей социологии М. подходил к пониманию причинности, развивая свою концепцию каузальной реконструкции, которая предполагает "относительно связную схему вещей, в которую включен изучаемый феномен. Всякое действие есть акт личности, а всякая личность есть результат социальной системы. Всякая социальная система представляет собой соответствующий комплекс культуры...". M. полагал, что общества развиваются от высоко обобщенных состояний до таких, в которых функции индивидуума и группы членства чрезвычайно специализированны. Он также подчеркивал, что социальная эволюция не обязательно эквивалентна социальному прогрессу, который, про его представлению, может измеряться только личным мнением. М. полагал, что социолог должен избегать влияния его собственных ценностей на социальный факт.

В.А. Балцевич

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАКЛЕС

Сообщение психологический словарь » Вс июн 28, 2009 7:58 am

МАКЛЕС Сильвия — актриса (снималась у Ренуара). Жена Батая, позднее — Лакана.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАКЛЮЭН

Сообщение психологический словарь » Пт июл 03, 2009 1:33 am

МАКЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (1911-1980) - канадский социолог, философ. В 1928-1935 учился в Университете Манитобы, получил диплом инженера. В 1939 окончил магистратуру при Кембридже, в 1942 там же защитил докторскую диссертацию по филологии.


В 1942-1946 преподавал в различных университетах США. С 1946 по 1977 преподавал в Университете Торонто. В 1953 совместно с антропологом Э. Карпентером при содействии Фонда Генри Форда основал журнал "Explorationism".


В 1963 основал "Центр культуры и технологии" при Университете Торонто, где исследовал влияние СМИ и информационных технологий на общество. Основные сочинения: "Механическая невеста" (1951); "Галактика Гуттенберга" (1962); "Постижение средств массовой информации" (1964); "Война и мир в глобальной деревне" (1968) и др.

Будучи сторонником технологического детерминизма (см.), М. в качестве движущей силы социально-эконо-мического развития называл смену технологий, в свою очередь, определяемую сменой способа коммуникации (см.). В соответствии с этим в истории человечества М. выделяется четыре эпохи: 1) эпоха "племенного человека", 2) эпоха письменности, 3) "галактика Гуттенберга", 4) "галактика Маркони". В эпоху "племенного человека" общество строилось на основе вербальной коммуникации, следствием чего было единство человека и общества. Пришедшая на смену эпоха письменности разрушила целостность первобытного социума, сместив центр восприятия от слуха к зрению и сформировав дискретное сознание, обособляющее себя от окружения, т.е. de facto породила персонифицированную личность.


Изобретение книгопечатания положило начало "галактике Гуттенберга", сделав возможным индивидуальное познание объективной реальности, освобожденное от воздействия коллективного сознания; этим была инициирована фрагментация общества. Наконец, с изобретением в 1884 телеграфа возникла "галактика Маркони", или эпоха электронной коммуникации, характеризующаяся децентрализацией процессов коммуникации, многократным ускорением реакций и всеобщей включенностью в информационное поле. Пространственные характеристики теряют значимость, и весь мир превращается в "глобальную деревню" (см. Всемирная деревня).

Окружающие современного человека средства передачи информации М. делил на "горячие", вовлекающие в процесс восприятия только одно из чувств, но при этом перенасыщенные информацией (радио, пресса), и "холодные", компенсирующие "информационный голод" вовлечением зрителя в процесс сопереживания, сочувствования.

Для М. был характерен своеобразный стиль философствования, ориентированный в первую очередь не на профессиональное сообщество, но на массового читателя. Его работы полны афоризмов, идиоматических выражений, они ближе к рекламным текстам, чем к научным рассуждениям. В силу этого работы М. неоднократно повергались жесткой критике со стороны приверженцев строгих критериев научности знания.

А.Д. Шукаев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАЛИНОВСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Сб июл 04, 2009 8:34 am

МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (1884—1942) — польско-английский антрополог, этнограф и социолог. Основоположник функциональной школы в антропологии и социологии. Д-р философии и физико-математических наук (1908).


Профессор (1927). Окончил Краковский ун-т (1908), где специализировался по физико-математическим наукам. Интересовался проблемами философии, этнографии и культурологии. Позднее учился в Лейпциге у психолога В.


Вундта и в Лондоне у этнографа Дж. Фрэзера. В 1913 г. начал преподавательскую деятельность. С 1927 г. жил и работал в Великобритании (Лондоне). Руководил кафедрой этнографии Лондонского ун-та. В 1938 г. переехал в США, где занимался исследовательской и педагогической деятельностью в Гарвардском и других ун-тах.


Научную работу начал с исследования проблемы семьи у аборигенов Австралии. В годы Первой мировой войны провел полевые этнографические исследования в Меланезии (Новой Гвинее, островах Тробриан и др.). В 1920-х гг. испытал влияние психоаналитических идей и использовал их вместе с результатами своих исследований при разработке социальной (культурной) антропологии и функционального подхода в социологии. Заложил основы традиции применения категориально-понятийного аппарата психоанализа при исследовании и описании антропологических, этнографических и культурологических проблем. Вместе с тем, основываясь на результатах своих конкретных исследований, поставил под сомнение универсальность "Эдипова комплекса".


Подчеркнул, что "комплекс Эдипа" зависит от особенностей социальной организации и в разных сообществах действует по-разному. Развивая собственную версию функционального подхода, исследовал различные институты культуры, которые интерпретировал как единицы человеческой организации. Уделял большое внимание исследованию первичных (биологических) и вторичных (культурогенных) потребностей человека, культурной традиции и функционированию культуры. Рассматривал культуру как порожденную человеческими потребностями некую интегральность, ориентированную на удовлетворение потребностей людей.


>Считал, что культура является подлинным предметом антропологии. М. разработал оригинальную теорию культуры. Придавал большое значение проблеме единства антропологии и утверждал, что действительной основой для единения всех отраслей антропологии является научное исследование культуры. Подчеркивал утилитарные возможности этнографии и социальной (культурной) антропологии. Исследовал проблемы сексуальности (в том числе связь сексуальности с мифологией и культурой), проблемы психологии, родства, обычаев, права, магии, религии, этики, экономики и т. д. Оказал влияние на развитие социологического психологизма и ряда направлений философии, социологии, антропологии, культурологии и этнографии. М. автор книг: "


;Семья у аборигенов Австралии. Социологическое исследование" (1913); "Аргонавты тихоокеанского запада" (1922); "Отцовство в первобытной психологии" (1927); "Секс и подавление в первобытном обществе" (1927); "Основания религии и морали" (1929); "Научная теория культуры" (1944); "Свобода и цивилизация" (1944); "Динамика культурных изменений" (1945); "Магия, наука и религия" (1948), в рус. пер. издана в 1998.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАЛОФЕЕВ

Сообщение психологический словарь » Ср июл 08, 2009 6:48 am

МАЛОФЕЕВ Николай Николаевич (р. 1948) — российский дефектолог, специалист в области специальной психологии и коррекционной педагогики, методологии сравнительного анализа процессов становления и развития систем образования разных стран мира, прогнозирования тенденций развития систем образования детей с отклонениями развития. Д-р педагогических наук (1996), чл.-кор. РАО (1999). Чл. международного научного общества "The Orton Dislexia Society" (1997). Награжден медалью им. К.Д. Ушинского. После окончания дефектологического фак-та МГПИ им. В.И.


Ленина (1973), работал логопедом в специальной школе села Тевриз Омской области (1973—1975), а затем логопедом и завучем Московской областной детской психоневрологической больницы (1975—1981). С 1981 по 1989 г. работает в НИИ дефектологии АПН СССР. С 1992 г. — директор этого ин-та, который в связи с реорганизацией АПН СССР был переименован в Институт коррекционной педагогики РАО. Накопление успешного практического опыта оказания логопедической помощи детям с церебральным параличом позволило М. в период работы в НИИ дефектологии АПН СССР провести под руководством М.В. Ипполитовой одно из первых исследований в области методов формирования словаря младших школьников с церебральным параличом.

Это исследование было положено в основу канд. дис. (1988) и опубликовано в виде методического пособия "


;Формирование словаря младших школьников с церебральным параличом". В 1990-е гг. М. провел развернутое исследование процессов становления и развития отечественной системы специального образования, в ходе которого был разработан новый методологический подход к сравнительному анализу систем специального образования разных стран мира; показана эволюция отношения государства к детям с выраженными отклонениями в развитии, проанализирован процесс становления и развития систем специального образования, методы научного прогнозирования тенденций их развития. Результаты исследования были представлены в докт. дис.: "История становления и развития системы специального образования в России" (1996) и обобщены в монографии "Специальное образование в России и за рубежом" (1996).


В монографии обосновывалась необходимость перехода к системе специального образования нового типа, были определены основные характеристики этой системы, подчеркнута необходимость развития нового понятийного аппарата современной специальной психологии и коррекционной педагогики. В. этот же период М. руководит созданием ряда экспериментальных площадок в разных регионах России, где внедряются разработанные в Институте новые модели образовательных учреждений для детей с нарушениями в развитии, новые программы и технологии их обучения. В 1999 г., возглавив кафедру коррекционной педагогики УРАО, уделяет особое внимание проблеме формирования способности будущих специалистов анализировать "движущие силы" и тенденции развития системы специального образования, их умения использовать инструменты научного анализа инновационных подходов к специальному обучению. Публикуется программа курса обучения студентов "Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI века" (2000) и завершается работа над двухтомным учебным пособием "Особый ребенок в меняющемся мире" (2002).

Кроме этого, М. автор книг: "Специальное образование в России и за рубежом", М., 1996; "Специальное образование в России: вчера, сегодня, завтра", (Утрехт, Голландия), 1996; "Special Education in Russia: Historical Aspects" (USA), 1998; "Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в.", М., 2000; "Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы", М., 2000; "Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями", М., 2000; "История становления и развития специального образования в России", М., 2001.

О.С. Никольская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МАЛЬБРАНШ

Сообщение психологический словарь » Ср июл 15, 2009 5:47 pm

МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола (1638—1715) — французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения: "О разыскании истины" (1675), "Христианские размышления" (1683), "Беседы о метафизике" (1688) и др. Отправным пунктом учения М. стала неспособность картезианского дуализма объяснить проблему взаимодействия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуиция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактовке М. христианско-августинианское звучание. Утверждая принципиальную невозможность взаимодействия души и тела в силу их абсолютного разграничения, М. считал, что эти две субстанции имеют принципиально различную природу и потому под так называемой телесной причиной, или причиной волевого акта, следует понимать не что иное, как лишь "повод" для истинно "действующей" причины, т.е.


Бога, с помощью которого только и возможно такое взаимодействие. Таким образом, взаимосвязь тела и духа может быть, по М., объяснена как результат непрерывного непосредственного вмешательства божественной воли, понятого как чудо. В своей идеалистической интерпретации основных идей Декарта М. дошел до утверждения о невозможности естественного влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В гносеологии М. различает четыре вида или пути познания объектов: познание бытия Бога через посредство самих вещей; познание материальных тел через идеи вещей; познание своей собственной души через так называемое внутреннее чувство и познание душ других людей и чистых духов через познание по аналогии. Согласно М., знания людей о своей душе и душах других людей, а также о Боге являются все же областью веры, а не разума, поэтому к ним не могут быть применены критерии ясности и отчетливости, как это возможно в знании о материальных вещах.

В толковании идей М. был близок к Платону, считая, что, созерцая последние, человек видит их в Боге; не Бог существует в мире, а мир в Боге. "Все существует в Боге", "Бог есть место духов" — эти и подобные им высказывания М. были близки к спиритуализму, в то время как признание им "материальных творений" придавало его учению пантеистическую окраску ("Бог находится повсюду в мире"). М. оказал большое влияние на Беркли, который довел до логического завершения ряд идей М., направив их на отрицание материальности как таковой. В 18 в. идеи М. были подвергнуты резкой критике со стороны английских материалистов-сенсуалистов, особенно Локка, и французских просветителей.

Т.Г. Румянцева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Алексище, Butler, Exabot [Bot], GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Istanaro, kurlemushe, Mr. Zadiraines, Omnomnomg, Parf, Sarah Connor, SeaSoul, Start_error, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]