Л

ЛЕРШ

Сообщение психологический словарь » Чт дек 31, 2009 4:16 pm

ЛЕРШ (Lersch) Филипп (1898—1972) — немецкий психолог и философ, представитель так называемого "слойно-теоретического" направления немецкой характерологии. Получил философское образование в Мюнхенском ун-те. С 1942 г. ординарный, а впоследствии — поч. профессор психологии и философии Психологического ин-та Мюнхенского ун-та Германии. Л. впервые представил целостное систематическое описание человеческой личности на основе "слойного" строения душевной жизни. Теория личности Л. в 1950-е гг. играла ведущую роль в немецкоязычной гуманитарной науке, а созданная им характерологическая система ("Der Aufbau des Charakters", 1938; с 4 изд. 1951 г. выходит под заголовком "


;Aufbau der Person") до конца 1960-х оставалась одной из самых популярных в понимании характера человека в западноевропейской психологии. С 1925 г. Л. активно разделял идеологию "Немецкого движения", а с 1933 по 1945 — идеологию национал-социализма уже фашистской Германии, и его главный характерологический труд (1938) возник как "результат восьмилетней деятельности в качестве психолога при немецком Вермахте" (1938). В целом идеология фашизма определяла общую парадигму личностно-психологических исследований Л. как задачу выделения органических предпосылок "душевного своеобразия" для обоснования антропологического превосходства отдельных людей, способных играть особые социально-исторические роли и нести личную ответственность за судьбы человечества.


В сочетании с идеей социальной сущности человека ("Seele und Welt", 1941; "Der Mensch als soziales Wesen", 1964) эта способность приписывалась большим группам людей — народам и нациям. С целью раскрыть и описать "индивидуальное душевное своеобразие" человека Л. предпринимает подробное изучение переживаний, как они проявляются в наблюдении поведения и самонаблюдении, при этом интроспекция становится методологическим базисом его концепции. Анализируя переживания, Л. приходит к мысли о невозможности описать личность с помощью только характерологических и общепсихологических средств, поэтому первоначальная цель видится ему достижимой только в более широком философско-антропологическом контексте.

Для характеристики личности Л. вводит две модели описания: по вертикальной оси для описания внутриличностного строения модель слоев, по горизонтальной оси для анализа отношения человека к внешнему миру — модель функционального круга. Под характером Л. понимает "целостную структуру форм переживаний (диспозиций), которые, будучи относительно устойчивыми свойствами человеческой действительности, придают душевной сущности понятийно определяемый отпечаток" (1938). Структуру характера составляют два слоя: глубинный слой эндотимного основания, содержащий базовые установки переживаний, т. е. основное жизненное настроение человека, чувство собственного достоинства, чувственные особенности восприятия окружающего мира и эндотимные процессы области потребностей и влечений, чувственная жизнь и установки межличностного общения и слой личностной надстройки, содержащей так наз. "ноэтический габитус", т. е. способность абстракции и суждения, а также качество воли (внешняя и внутренняя выраженность воли, сила воли и готовность к напряжению). Качество характера определяется Л., с одной стороны, через акцентуацию слоев, с другой — через их интегративное отношение. Из всех методов познания характера главным для Л. является метод физиогномики или описание переживаний путем толкования выражения лица человека. При этом, с целью фиксации мимических движений, Лершем впервые была использована техника фото- и киносъемки ("Gesicht und Seele. Grundlinien einer mimischer Diagnostik", 1932). Смена исследовательских парадигм, которая произошла в 1950—60 гг. и представляла поворот от интроспекции в исследовании характера к измерению, привела к потере актуальности его подхода. В настоящее время помимо ценности как историко-психологического явления, научный вклад Л. заслуживает внимания как стремление к интердисциплинарности в изучении личности и целостному человекознанию, несмотря на общий биологизаторский крен его концепции и идеологическое прошлое. С 1961 по 1971 гг. Л. — главный редактор влиятельного журнала "Психологическое обозрение", издатель 12-томного "Справочника по психологии" ("Handbuch der Psychologie", выход. с 1959 г.).

А.К. Никишов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛЕСГАФТ

Сообщение психологический словарь » Сб янв 02, 2010 9:11 am

ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837—1909) — русский анатом, педагог и психолог. Обосновывая теорию физического воспитания, рассматривал ее в контексте задачи формирования целостной личности, отводя главную роль не развитию мышечного аппарата самого по себе, а умению управлять им как особой сенсомоторной способностью. Первичной считалась чувственно-образная регуляция поведения, предполагающая отображение пространственно-временных отношений, в координатах которых совершается действие. Разработал концепцию "школьных типов", в основание которой легли наблюдения над различиями в поведении людей по отношению к сверстникам, взрослым, процессу обучения.

М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛЕССИНГ

Сообщение психологический словарь » Вт янв 05, 2010 8:31 pm

ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729—1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен высокому статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в интеллектуальной реформе Л. явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой "Гамбургской драматургии" (1767—1768) Л. обосновал право третьего сословия быть предметом художественного изображения.


Такими стали его драмы: "Сарра Сампсон", "Эмилия Галотти", "Линна фон Барнхельм". Вершиной драматического творчества Л. стала драма "Натан мудрый", главным героем которой явился даже не немец, а еврей, отрицающий все положительные религии и проповедующий свободу совести и братской любви к людям. Театр был главной сферой деятельности Л., но и в других областях искусства он стал подлинным реформатором. В своем эстетическом трактате "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии" Л. выступил ярким противником классицизма и феодально-придворной поэзии, сторонником реалистического изображения действительности. Л. не изложил своих философских взглядов в целостном и систематическом виде, уделяя главное внимание все же сфере искусства: его художественные произведения и литературная критика позволяли ему высказывать свои довольно радикальные взгляды. Судя по сохранившимся фрагментам, философское мировоззрение Л. представляло собой соединение философии Лейбница со взглядами Спинозы. Л. считал, что "предопределенная" гармония Лейбница есть не что иное, как искаженное учение Спинозы о единстве души и тела, которые суть одно и то же, но представляющееся то в качестве мышления, то в качестве протяженности. В найденном после его смерти фрагменте под названием "О действительности вещей вне Бога" Л. говорит, что между


Богом и вещами нет и не может быть никакого разрыва. Бог существует не вне мира, а в нем самом.

Хотя Л. и иронизировал над лейбницевской гармонией, он принял из его системы принцип развития, подчеркивая действенное начало и непрерывное движение в природе. Все в мире, по Л., находится в движении, в движении к совершенству. Л. стал основателем пантеизма в Германии. Он говорил о единстве окружающего мира, о том, что природа и дух — проявления одной и той же субстанции; закономерности мира вытекают из него самого; мир несотворим и неуничтожим. Однако известен этот спинозизм Л. стал лишь после его смерти благодаря Якоби, опубликовавшему в 1785 в "Письмах Мендельсону об учении Спинозы" свою беседу с Л., в которой последний признает себя спинозистом и говорит, что для него нет лучше философии, нежели философия Спинозы.


Мендельсон не поверил Якоби, завязалась переписка, она была опубликована, вызвала многочисленные отклики, ибо Спиноза в Германии был тогда запрещен. О Спинозе заговорили открыто, возник так называемый "спор о пантеизме", вылившийся в дискуссию по главным философским вопросам. После спора Л. стал знаменит. Проблема совершенствования человека и человечества стала основополагающей идеей полемики Л. с пастором Геце, а также трактата "Воспитание человеческого рода" (1780), ставшего своего рода духовным завещанием Л. По словам Чернышевского, "если был в Германии, от Спинозы до Канта, человек не менее их одаренный природою для философии, то это, без сомнения, был Л. — крупнейший представитель радикального крыла немецкого Просвещения".

Т.Г. Румянцева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛЕСТЬ

Сообщение психологический словарь » Пт янв 08, 2010 8:51 am

Лесть — способ достижения своей цели, при котором человек преувеличивает, вплоть до гиперболизации, достоинства, качества личности, возможности и успехи "значимого другого". С целью получения желаемого эффекта, льстец использует все находящиеся в его распоряжении экспрессивные речевые средства. Исследования феномена Л. отсутствуют, но тем не менее существует психологическая проблема готовности личности принимать или отвергать лестные оценки, угадывать мотивы Л., действенно на нее реагировать. Контент-анализ речевых высказываний и их интонационного спектра может выделить компоненты Л. в обстоятельствах политической полемики, в обращении говорящего к значимым другим, в особенности к высокопоставленным лицам.

А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛЕШЛИ

Сообщение психологический словарь » Ср янв 13, 2010 5:42 pm

ЛЕШЛИ (Lashley) Карл Спенсер (1890—1958) — американский психолог, сторонник бихевиоризма. Обучался у Дж. Уотсона в университете Дж.Хопкинса. В 1914 г. защитил докт. дис. по философии в ун-те Хопкинса. Работал в качестве психолога-физиолога в ун-тах Миннесоты, Чикаго и Гарварда, в биологической лаборатории по изучению приматов в Йерксе.


Изучал изменения в психической регуляции поведения животных при удалении у них различных частей головного мозга, занимался проблемой локализации психических функций. Разрабатывал проблему локализации психических функций, используя метод удаления у животных различных частей головного мозга. Первоначально исходил из предположения о равнозначности разных участков. Так, в книге "Механизмы мозга и интеллект" ("Brain Mechanisms and Intelligence", 1929) сформулировал два принципа: 1) чем больше имеется неповрежденной части коры головного мозга, тем лучше происходит научение; 2) одна часть коры равноценна другой. Отвергая принцип локализации рефлекторных актов (в том числе условно-рефлекторных), Л. выступил против учения И.П.


Павлова. В дальнейшем отказался от своей крайней позиции и принципа эквипотенциальности (равноценности) любых частей мозга в выработке навыков и решении интеллектуальных задач. Стал использовать лабиринт для исследования научения у крыс. Основные идеи опубликованы в трудах: "In search of the engram" / "Psychological Mechanisms in Animal Behavior", N.Y., 1950; "


;The problem of serial order in behavior" / Jeffress L.A. (ed.), "Cerebrals Mechanism in Behavior", N.Y., 1951 и др.

И.М. Кондаков, М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛЖИВОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Пт янв 15, 2010 9:55 am

— систематическое, сознательное искажение истины для извлечения личных выгод.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛИБИДО

Сообщение психологический словарь » Пн янв 18, 2010 12:02 pm

Либидо (лат. libido — желание, влечение, стремление) — понятие, употребляемое для обозначения полового влечения, полового инстинкта, энергии сексуального влечения и др.

1. Половое влечение. В развитии и функционировании Л. человека обычно выделяются пять стадий: а) понятийная, когда у детей формируются общие первоначальные представления о двуполости людей, собственной половой принадлежности и возникают элементы сексуального поведения; б) романтическая (платоническая), когда появляются эротические чувства и первые идеализируемые объекты влюблённости, в) эротическая, когда проявляется определённый интерес к ухаживанию, ласкам, прикосновениям и сексуальной разрядке, г) сексуальная, когда проявляются стремление к половой близости и способность к переживанию оргазма и д) зрелая, когда проявления полового влечения характеризуются наличием совокупности физиологических, эмоциональных, рациональных и ценностных компонентов, селективностью, относительно полноценной реализацией и определённым контролем половой активности и полового поведения в связи с обстоятельствами места и времени;

2. Половой инстинкт, половое стремление, сексуальное желание. В этих значениях понятие Л. было введено в научный оборот в конце XIX века немецким психиатром А. Моллем и др.;

3. Энергия сексуального влечения, детерминирующая психическую жизнь и поведение человека в норме и патологии; движущая сила сексуальной жизни и всего, связанного с любовью, проявляющаяся в непосредственных и символических формах; сексуальная энергия и движущая сила психики и жизни вообще.

В основном в этих, метафорически насыщенных, значениях понятие Л. употребляется в классическом психоанализе З.


Фрейда и его последователей, благодаря которому оно вошло в лексикон современной науки и язык обыденной жизни. Согласно концепции либидо З. Фрейда, являющейся одним из краеугольных оснований психоанализа, Л. как энергия (энергетическая основа) Эроса, присутствует во всех субстанциях организма и психики человека, но наиболее определённо проявляется в его гениталиях и эрогенных зонах. Основными формами существования Л., как сексуальной энергетической и динамической силы, по З. Фрейду, являются противоположные по направленности Объект-либидо (объектное либидо), т. е. Л. ориентированное на какой-либо внешний объект и "привязанное" к нему и Субъект-либидо (либидо-Я, Эго-либидо, Я-либидо, нарциссическое либидо), ориентированное на собственное "Я" и "привязанное" к нему. Выступая как доминирующий мотив сексуальных ориентаций и всего поведения, Л. может преобразовываться из одной формы в другую, хотя в сексуальной жизни человека одна из данных форм, как правило, преобладает. Трансформация и переориентация Л., как количественно измеряемой энергии, осуществляются вследствие действия различных "защитных механизмов", главным образом, вытеснения и сублимации, обеспечивающих чрезвычайно широкий диапазон проявлений Л. — от элементарных физиологических актов до творчества;

4. В аналитической психологии К. Г. Юнга и его последователей понятие Л. употребляется преимущественно для обозначения психической энергии вообще (т. е. энергии психики как таковой).

В современной научной и популярной литературе понятие Л. употребляется в различных значениях, смысл которых, за исключением специально оговариваемых случаев, определяется по контексту.

В. И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛИДЕРСТВО

Сообщение психологический словарь » Чт янв 21, 2010 10:17 am

ЛИДЕРСТВО — понятие для обозначения существенного параметра процесса структурации социальной группы или общественного класса. Л. выступает как один из базовых механизмов дифференциации социальной деятельности и предполагает достижение особого (лидирующего) положения определенным лицом (индивидуальное Л.) или определенной частью группы (групповое Л.) по отношению к остальным членам группы (класса). В контексте отношений власти (см. Власть) Л. подразумевает продолжительное, а не спорадическое осуществление власти, как правило, сопряженное с личностными характеристиками субъекта-лидера. Феномен Л. в истории философии рассматривался, как правило, в аспекте политического или духовно-религиозного Л. По мысли Платона, у идеального правителя власть соединяется "с разумением и рассудительностью".


Для Конфуция благородный правитель "в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желании не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток". Перспективная типология Л. была предложена Лао-цзы, по мнению которого лучший вождь — тот, которого "народ не замечает", на втором месте — тот, которого "народ обожает", на третьем месте — тот, которого "народ боится" и на последнем — тот, кого "ненавидят".


Макиавелли рисовал образ государя, для которого его личная власть — не благо само по себе, а средство достижения определенной политической цели (например, объединение и усиление государства). Правитель, согласно Макиавелли, должен учитывать главные стимулы человеческой активности (стремление к имущественным благам) и — "благодаря умению отгадывать сокровенные желания человеческой души" — господствовать над людьми. В соответствии с философией истории Гегеля, в деяниях великих лидеров "субстанционально содержится" историческая необходимость; они — "доверенные лица мирового духа". По Ницше стремление к Л. — естественное стремление человека, помехой которому видится мораль, это "оружие слабых", истинный лидер вправе ее третировать, чтобы она "не висела у него гирей на ногах" (см. Сверхчеловек).


>У Фрейда "вытесненное" может сублимироваться в стремление к Л. Согласно схеме Фрейда, человеческие массы нуждаются в лидере, аналогичном авторитарному отцу в семействе, "в отцеподобии" — тайна Л. По Адлеру, стремление к Л. — компенсация "чувства неполноценности" личности. Многие современные исследователи Л. опираются на идею харизматического Л., возникающего, по идее М.Вебера, на изломах истории. Термин "харизма" применяется к лидеру, который наделен исключительными способностями. Если рационально-легальное Л. предельно безлично, то харизматическое Л. носит, как правило, акцентированно личностный характер.


Как правило, принято выделять авторитарный и демократический стили Л. В первом случае — социально-пространственная позиция лидера — вне группы; на нем центрирована вся групповая информация; авторитарный лидер располагает монополией на власть, лично определяет цели группы и средства их достижения, его главные аргументы — требовательность, страх, угроза наказания. Демократический стиль Л. не унижает ведомых, а, напротив, пробуждает в них чувство собственного достоинства, индуцирует активность "снизу — вверх". Социально-пространственное положение такого лидера — внутри группы, он делегирует ответственность, распределяя ее среди членов группы. Согласно известной модели, когда член группы А стремится изменить поведение В, — это попытка Л.; когда В изменяет свое поведение под влиянием А — это успешное Л.; когда изменение поведения В приносит удовлетворение ему самому — это эффективное Л.

Е.Н. Вежновец

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛИЛИЕНФЕЛЬД

Сообщение психологический словарь » Пн янв 25, 2010 5:42 pm

ЛИЛИЕНФЕЛЬД (ТОАЛЬ) Павел Федеорович (псевдоним Лилее; П.Л.) (1829-1903) - российский социолог и государственный деятель (сенатор, председатель Петергофской земской управы, вице-губернатор Санкт-Петербурга, губернатор Курляндии).

Принимал активное участие в институциализации социологии на Западе и в России, выступал с докладами на Международных социологических конгрессах (1894 и 1895). На третьем Конгрессе был избран Президентом Международного социологического института. Принял участие в дебатах по вопросу о марксистской социологии, которым был посвящен специальный Конгресс Международного института социологии в 1894.

Трактуя общество как "реальный организм", живущий "той же жизнью, как и все прочие организмы природы", Л. утверждал, что социальные законы могут быть выводимы лишь путем аналогии между действием социальных сил и органических сил природы. Сами же общественные процессы, по мнению исследователя, теоретически сводимы к проявлениям механического движения.

Общество, по Л., состоит из клеток - человеческих индивидов - подобно тому, как из клеток состоит любой организм. Л. усматривал полную аналогию между обществом и организмом как в отношении каких-либо отдельных процессов (рождение, рост, смерть), так и отдельных органов (мозг как правительство и т.п.).

Экономическую, политическую и юридическую деятельность Л. отождествлял с физиологической, морфологической и целостной ипостасями организма. Тем самым обосновывался тезис о вечности и неизменности главных общественных институтов, попытки насильственной трансформации которых Л. рассматривал как патологию.

Л. выступил одним из первых сторонников идей социологического психологизма (см.) в


России. С его точки зрения, задача социологии как науки - изучать духовные процессы с точки зрения их воздействия на другие виды деятельности.

Основные сочинения Л.: "Основные начала политической экономии" (1860); "Земля и воля" (1868); "Мысли о социальной науке будущего" (1872); "Социальная философия" (1894) и др.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛИМАРЕНКО

Сообщение психологический словарь » Чт янв 28, 2010 8:33 pm

ЛИМАРЕНКО Александр Петрович (р. 1943) - белорусский социолог, специалист по теоретической социологии.

Окончил Белгосуниверситет (1970), кандидат философских наук, доцент.

Старший научный сотрудник проблемной лаборатории социологических исследований, доцент кафедры социологии БГУ (с 1990). Зам. директора Международного гуманитарного института БГУ (с 1999).

Сфера научных интересов: история социологии, методы социологических исследований, проблемы социальной структуры общества, социология маркетинга и рекламы.

Л. - автор около 100 научных работ, в том числе: "Социологический словарь" (1991, соавтор); "История социологии" (1993 и 1997, соавтор); "Методологические основы социологии: социология как наука" (1992, соавтор); "Новейший философский словарь" (1999 и 2001, соавтор); "Всемирная энциклопедия. Философия" (2001, соавтор) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Сообщение психологический словарь » Пн фев 01, 2010 7:37 pm

Лимбическая система — совокупность функционально связанных между собой образований древней коры (гиппокамп, грушевидная доля, энторинальная область, периамигдалоидная кора), старой коры (поясная извилина, пресубикулюм) и подкорковых структур (миндалевидный комплекс, область перегородки, ряд ядер, таламуса и гипоталамуса, а также лимбическая зона среднего мозга). Л. с. участвует в управлении эмоциональным и инстинктивным поведением (пищевым, половым, оборонительным). Л. с. является важным звеном регуляторной системы, модулирующим уровень активации коры больших полушарий. Структуры Л. с. (гиппокамп, миндалевидный комплекс и др.) играют важнейшую роль в потребностно-эмоциональных и мнестических процессах. С функцией гиппокампа связывают перенос кратковременной памяти в долговременную (см. Корсаковский синдром).

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛИМИНАЛЬНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Ср фев 03, 2010 3:44 pm

Лиминальность [лат. limen — порог] — промежуточное положение индивида в социокультурной структуре, когда прежняя социальная роль оставлена, а новая еще не принята, оформляемое особыми ритуалами и обрядами. Понятие Л. ввел А. ван Геннеп для описания обрядов, сопровождающих всякую перемену места, состояния, социальной позиции и возраста. Позже это понятие стало одним из центральных для В. Тэрнера при анализе ритуалов вступления в должность (при выборе вождя), а также для обрядов жизненных переломов: это — вехи рождения, достижения зрелости, брака и смерти. Психологическая суть явления Л. в обеспечении готовности субъекта к резким переменам своей судьбы.


Переход на более высокую ступень в статусной иерархии обеспечивается обрядами испытания "на прочность" индивида, его физических, духовных и моральных сил. При этом, как правило, эти обряды сопровождаются унижениями, физическими лишениями, нивелировкой индивидуальных различий для человека в соответствии с формулой "если ты претендуешь на роль вождя, ты должен побыть в положении раба". Такая "насильственная идентификация" подчеркивает социокультурный смысл Л., когда с помощью практического использования механизма смены социальной позиции достигается усиление социальной структуры общества и расширение потенциала вариативных возможностей личности. Л. характерна для большинства культур на всех этапах социогенеза. В современных условиях пережитки Л. обнаруживают в некоторых обычаях, например, в английской армии в Рождество офицерские чины за обедом прислуживают солдатам; свойством Л. обладают такие социальные роли, как, напр., "абитуриент", "кандидат в депутаты" и др.

В.В. Абраменкова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ

Сообщение психологический словарь » Пт фев 05, 2010 10:27 pm

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ — термин, описывающий ситуацию, сложившуюся в философии в первой трети — середине 20 в. и обозначающий момент перехода от классической философии, которая рассматривала сознание в качестве исходного пункта философствования, к философии неклассической, которая выступает с критикой метафизики сознания и обращается к языку как альтернативе картезианского cogito. Л.П., или языковая революция, нашел выражение в лингвистической философии Витгенштейна ("Логико-философский трактат"), феноменологии Гуссерля ("Логические исследования"), фундаментальной онтологии Хайдеггера, неопозитивизме. (Уже в "Логико-философском трактате" Витгенштейна подчеркивалось: "Границы моего мира суть границы моего языка".) Основными чертами Л.П. являются отказ от гносеологической и психологической проблематики, критика понятия субъекта, обращение к исследованию смысла и значения, замена понятия истинности понятием осмысленности, стремление рассматривать язык как предельное онтологическое основание мышления и деятельности, релятивизм и историцизм. Первая волна Л.П. приходится на 1920-е и представляет собой разнообразные попытки прояснения и реформирования языка в соответствии с законами логики, которая трактуется как единая структура действительности. Гуссерль, Витгенштейн, Хайдеггер рассматривают обыденный язык как источник заблуждений и философских проблем, как нечто не подлинное и противопоставляют ему язык, упорядоченный в соответствии с законами логики, верифицированный в соответствии с фактами, или язык, как язык искусства.


Первоначально Л.П. осуществлялся в границах синтактико-семантического подхода, ориентировавшегося на анализ ассерторических предложений, абстрагируясь от рассмотрения прагматических аспектов языкового значения, связанных с реальным использованием языка. В рамках логического позитивизма осуществлялась явная абсолютизация репрезентативной функции языка, имплицировавшая анализ воплощенного в языке знания по образу и подобию отношения субъекта (депсихологизированного сознания) к внешнему миру.

Подобный подход может быть описан как метафизика языка, т.к. он сохраняет основные установки эпохи Нового Времени, которая со времен Декарта выдвигала разнообразные проекты улучшения языка. Вторая волна Л.П. приходится на 1940—1950-е, когда проекты улучшения языка заменяются исследованием и описанием различных типов языка в его обыденном функционировании. Структурализм, герменевтика, лингвистическая философия акцентируют свое внимание на контекстах и предпосылках высказываний, на объективированных структурах языка вне связи с субъектом.


Идея единого совершенного языка заменяется понятиями различия, многозначности, историчности оснований языка, описанием его политических и социальных функций. Поздний Витгенштейн, а также Селларс и Куайн разработали прагматическую концепцию значения, в соответствии с которой коммуникативной функции языка придавалось главное значение, функция же репрезентации понималась лишь как производная от нее. Квази-субъектом познания выступала в таком контексте надындивидуальная языковая игра, производящая "картину мира" — эпистемическую очевидность, предпосылочную и первичную по отношению ко всем рациональным представлениям индивидуального сознания.

А.В. Филиппович

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт фев 09, 2010 9:24 pm

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ (в узком смысле концепция Э.Сепира — Б.Ли Уорфа) — теория зависимости стиля мышления и фундаментальных мировоззренческих парадигм коллективного носителя языка от специфики последнего.


Сыграла значительную роль в становлении современной философии языка, предельно актуализировавшись в философии постмодерна. Философские идеи, отводящие языку детерминирующую роль в отношении специфики форм духовной деятельности, были высказаны еще в рамках предромантической философии 18 в.: язык как перманентная процессуальность духовного творчества (Гумбольдт), строй языка как форма развития человеческого духа (Гердер).


На базе этого был эксплицитно сформулирован тезис о том, что "язык народа есть его дух, а дух народа есть его язык", и в этом смысле "каждый язык есть своего рода мировоззрение" (Гумбольдт). Близкие идеи были высказаны также и в классическом языкознании: "в лингвистике предмет вовсе не предопределяет точек зрения; напротив — можно сказать, что здесь точка зрения создает самый предмет" (Соссюр); младограмматиками был сформулирован радикальный тезис о том, что "на свете столько же отдельных языков, сколько индивидов" (Г. Пауль).


В системном виде Л.О.К. была конституирована в рамках американской школы этнолингвистики, идеи которой, будучи основанными на компаративной традиции и, в частности, на сравнительно-исторической парадигме в языкознании, во многом были инициированы практикой изучения языка и культуры североамериканских индейцев (прежде всего, языка индейцев племени такелма из штата Орегон и др.). На основе подхода к языку как к одному из компонентов культуры Сепиром была зафиксирована прямая связь и типологическая гомогенность языковой и соответствующей ей (с точки зрения носителя языка) социокультурной среды.

На этом фундаменте Сепир высказал мысль о том, что "...реальный мир" в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм данной группы". Последующая аппликация этой идеи Ли Уорфом на проблему детерминации нормативных структур культуры, определяющих базовые для культуры поведенческие программы, придала гипотезе Сепира характер универсальной социально-психологической объяснительной парадигмы.


Язык выступает в ее рамках как медиатор между индивидуальным мышлением и социальной процессуальностью, задающий не только мыслительные гештальты и генеральные горизонты мироинтерпретации, но и нормативные структуры поведения. Таким образом, типология общественной жизни может и должна быть объяснена, исходя из вариативности культур, выражающих себя на различных языках. В этой связи в рамках Л.О.К. оформляется гипотетическая модель развития мировой культуры, базирующаяся на том допущении, что в основу ее развития могла бы быть положена не индо-европейская языковая матрица и соответствующий ей европейский рационально-логический дедуктивизм и линейная концепция необратимого времени, а радикально иной языковой материал: предполагается, что это привело бы к формированию мировой культуры принципиально иного типа (ср. с неокантианской трактовкой языка как фундаментальной смыслополагающей "символической системы культуры" у Кассирера, в узловых пунктах своего содержания изоморфной концепции Л.О.К.).


Идеи Л.О.К. были развиты в структурно-функциональном направлении современной лингвистики, в рамках которого язык рассматривается в качестве детерминанты способов организации коллективного и индивидуального опыта, понятого не только в когнитивном, но — прежде всего — в коммуникативном плане: "каждому языку соответствует своя особая организация данных опыта. Изучить чужой язык не значит привесить новые ярлычки к знакомым объектам.

Овладеть языком — значит научиться по-иному анализировать то, что составляет предмет языковой коммуникации" (А.Мартине).


В неогумбольдтианстве также культивировалась идея об определяющей роли языковых факторов в процессе формирования смысловой картины мира у носителя языка — как индивида, так и языкового коллектива (структуры родного языка как априорные формы организации индивидуального опыта в "содержательной грамматике" Л.Вайсгербера, критериальность "внутренних форм" языка в "типологии семантических полей" В.Порцига и И.Трира). Лежащая в основе Л.О.К. презумпция смысло-образующего потенциала языковых феноменов сыграла значительную роль в становлении современной парадигмы в философии языка, рассматривающей языковую форму самовыражения человека как фундаментальную ("сущность человека покоится в языке", по Хайдеггеру); идеи Л.О.К. были адаптированы и содержательно продвинуты в современной философской герменевтике (в качестве извечной загадки, "которую язык задает человеческому мышлению",


Гадамер фиксирует факт "мировидения, содержащегося в языках"); в контексте философии постмодерна оформляются комплексные трактовки мира как "текста" (Деррида), "словаря" или "энциклопедии" (Эко), "космической библиотеки" (В.Лейч); в структурном психоанализе бессознательное артикулируется в качестве текста, и векторы "означающих", т.е. материальных структур языка, очерчивают горизонт индивидуальной судьбы (Лакан); теория языковых игр фундирована "трансцендентально-герменевтическим" истолкованием языка как условия возможности коммуникативного взаимопонимания (Апель).

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЛИНДЕМАНН

Сообщение психологический словарь » Сб фев 13, 2010 5:07 am

ЛИНДЕМАНН (Lindemann) Эрих (р. 1900) — американский психолог, специалист по проблемам социальной психиатрии. Образование получил в Германии. В 1927 г. переехал в США. С 1954 г. — профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы, с 1965 г. — Станфордского медицинского центра. Занимался проблемами психологии и психопатологии восприятия, психофармакологии, психологии общения, психотерапии и психоанализа.


Основные труды: "The relation of drug included mental changes to psychoanalytic theory" // Bull. WHO, 1959, v. 21; "Die fildstudien in der vorbeugenden psychiatrie" // Psychother, 1960, v. 5; "Die sociale organisation der menschlichen lebeswesen" // Prax. Psychother, 1961, v. 6.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Атех, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Joker, Грим, Start_error, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]