К

КРАВЧЕНКО

Сообщение психологический словарь » Чт янв 20, 2011 11:16 pm

КРАВЧЕНКО Альберт Иванович (р. 1949) - российский социолог, cпециалист в области экономической социологии и социологии труда. Окончил философский факультет МГУ (1973). Доктор социологических наук (1991). С 1978 работает в Институте социологии РАН ведущим научным сотрудником. С 1984 - научный консультант, редактор журнала "Социологические исследования".

К. дал определение структуры и предметной области социологии труда, осуществил систематизацию категориального аппарата, выделил основные школы в истории отечественной и зарубежной социологии труда, предложил новую трактовку концепции социальной организации труда Ф. Тейлора. В области методологии К. выдвинул и обосновал пятиуровневую концепцию общесоциологического знания: научная картина мира, общая теория, частные теории, эмпирические исследования, прикладные инновационные исследования; концепцию теоретической модели предмета исследования и эмпирической схемы объекта исследования. В области общей социологии К. создал новую схему взаимосвязи основных категорий социологии, действующую не в реальной практике исследования, а лишь в практике преподавания социологии.

К. - автор более 150 научных работ, в том числе:


"Социология труда в XX веке: историко-критический очерк" (1987); "Трудовые организации: структура, функции, поведение" (1990); "Популярная социология" (1990, соавтор); "История зарубежной социологии труда. Общие принципы" (1991); "Социология труда. Учебник" (1993, соавтор); "Введение в социологию. Учебное пособие" (1995); "Прикладная социология и менеджмент" (1995); "Основы социологии" (1997); "Социология Макса Вебера: труд и экономика" (1997); "Социология: Словарь" (1997); "Социология" в 3 т. (2000, соавтор) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРАСОТА

Сообщение психологический словарь » Пт янв 21, 2011 9:28 am

КРАСОТА — универсалия культуры субъект-объектного ряда, фиксирующая содержание и семантико-гештальтную основу сенсорно воспринимаемого совершенства. Понятие "К." выступает одним из смысловых узлов классической философии, центрируя на себе как онтологическую, так и гносео-этическую проблематику. Спецификой интерпретации К. в философии классического типа является принципиально внеэмпирическое ее понимание и отнесение ее к трансцендентному началу. Основы такого подхода к К. были заложены философией Платона, в рамках которой вещь мыслилась в качестве прекрасной (совершенной) в силу соответствия своему эйдотическому образу, идее, воплощение (объективация) которой, собственно, и выступает целью становления и бытия данного объекта (см. Платон, Эйдос, Гилеморфизм). Таким образом, К. артикулируется как таковая и реализует свое бытие применительно к миру идей как трансцендентному; прекрасное же мыслится как воплощение К. в конкретных вещах. Классическая традиция философской интерпретации К. и классическая эстетика являются теми векторами развития европейской культуры, которые могут быть рассмотрены как одно из наиболее ярких проявлений эволюционного потенциала платоновской концепции, которой, по оценке Виндельбанда, "было суждено сделаться жизненным принципом будущих веков", — заданный Платоном семантический вектор осмысления К. практически фундировал собою всю историю классической философской парадигмы: К. неизменно рассматривалась как трансцендентный феномен, а феномен прекрасного в силу этого обретал характеристики нормативности. Под "прекрасным" европейская классика понимает объект, соответствующий внеэмпирическому умопостигаемому канону, в качестве которого вариативно постулируются: 1) персонифицированный Бог в христиански ориентированных философских учениях: так, в рамках схоластики моделируется представление о К. как о собственно Боге: "Бог творит К. не только вовне себя, он сам по своей сущности тоже есть К."


(Ансельм Кентерберийский). Именно Бог в качестве К. как таковой является трансцендентным источником прекрасного: "К. сама по себе есть то, существование чего является причиною всего прекрасного и творит всякую К." (Николай Кузанский).

Лишь в Боге К. и прекрасное (равно как и возможность и действительность, форма и оформленность, сущность и существование) выступают как тождественные (Ареопагитики). Бог — "сама К.", которая "изначала свертывает (implicatio) в себе все природные красоты, развертывающиеся (explicatio) своими идеями и видами во Вселенной" (Николай Кузанский). Таким образом, "К. есть все бытие всего сущего, вся жизнь всего живущего и все понимание всякого ума" (Николай Кузанский); 2) безличный Абсолют: от абсолютной идеи Гегеля, совершенство которой в качестве К. проявляет себя в предметах чувственным образом — как "чувственная видимость идеи", — до К. как конституированной в качестве "ирреального" содержания прекрасного предмета у Н.Гартмана; 3) персонификация К. как таковой в неортодоксальных культурных лакунах христианской традиции, практически занимающая семантическую позицию, изоморфную позиции Бога в ортодоксии: например, в куртуазной культуре К. Донны трактуется как "самой Красы любимый плод" (Бернарт де Вентадорн); К. фундирует собою всю систему ценостей куртуазии ("так жить, как хочет К." во "Фламенке"), сама выступая нормативным требованием для трубадура и обретая спекулятивно-дисциплинарный характер (см. "Веселая наука"); 4) абстрактно понятая правильность: от ориентированных на математический формализм ренессансных теоретиков искусства ("гармония как душа мира" у Джозеффо Царлино, "божественная пропорция" у Луки Пачоли, "правила природы" у Андрео Палладио) до теоретиков модернизма: "война против зрения" и ориентация на выражение подлинной сущности объектов — "не как мы их видим, а как мы их знаем" (экспрессионизм), "как они должны быть" (кубизм), как "плоские идеи Платона" (неопластицизм — после Мондриана) и т.п. Будучи имплицитно фундированным идеей предустановленной гармонии, данное направление трактовки К., как правило, формирует скептическую позицию как по отношению к постижению К., как таковой, так и по отношению к ее художественному воспроизведению, акцентируя внимание на редуцированности полноты К. в конкретном объекте, в диапазоне от ренессансно мягкой констатации Винченто Данти ("вряд ли возможно увидеть всю красоту, свойственную человеческому телу, воплощенной в одном человеке") до программного отвержения пиетета К. в модернизме на основании визуально наблюдаемого несовершенства мира (ранний экспрессионизм, дадаизм); 5) социально артикулированное содержание: внеиндивидуального когнитивного опыта ("прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям" у Чернышевского), апостериорных рамок предметно-практической деятельности ("человек формирует материю также и по законам К." у Маркса), идеала социальных преобразований как семантического аналога совершенного общественного строя ("создать красоту, безмерно превосходящую все, о чем могли только мечтать в прошлом" у Ленина); 6) внеэмпирическая целесообразность, понятая как в телеологическом ключе (К. как свидетельство соответствия "целям человека" у Вольфа), так и в смысле непосредственного утилитаризма (К. как надиндивидуальная возможность удовольствия для "наибольшего числа людей" у Бентама).

Во всех названных моделях интерпретации К. эмпирически фиксируемые характеристики прекрасного предмета выступают лишь внешними признаками его причастности к К. (гармонии как основы гармоничности): "порядок... соразмерность и определенность" как проявления исходной целесообразности у Аристотеля; "целостность, или совершенство, должная пропорция, или созвучие, и ясность" как свидетельства воплощенного в вещи Божественного замысла у Фомы Аквинского; "строгая соразмерная гармония всех частей, объединенных тем, чему они принадлежат", т.е. "число, фигура и размещение" как презентация несводимой к их сумме гармонии как таковой (concinnitas), которая есть "нечто большее", нежели их сочетание, и являет собой "источник всей прелести" (Л.-Б.Альберти). Однако при всей редуцированности (по отношению к К. как таковой) прекрасного объекта значение последнего огромно, ибо именно посредством свечения в прекрасном К. осуществляет собой призыв, задает субъекту побудительный импульс стремления к К. (через стремление к прекрасному) и трансцензуса к ней: этимологию греч. kalon (прекрасное) Платон возводит к глаголу kalo — зову (Кратил, 416 b-с).


Прекрасными Платон называет те объекты, в которых соответствующие им эйдосы воплощены наиболее адекватно и очевидно. Именно в силу этой очевидности, пребывая среди сотворенных подобий, тем не менее, можно "повернуть к открытому морю К." (Пир, 210d). Согласно платоновской концепции человек, "видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную" (Федон, 249d). Ее зов пробуждает в душе встречное стремление, для обозначения которого Платон использует персонификацию Эроса в его традиционной (мифологической) семантике векторной устремленности (греч. eros — желание, стремление, страстное влечение). Влечение к К., таким образом, конституируется как любовь (ср. более позднее — у Плотина — обозначение состояния узренности совершенства, эйдотического соответствия в объекте, открывающего перспективу познания эйдоса: "влюбленные относятся к тем, кто зрит и стремится к образу").

Таким образом, "любовь к узренной красоте прорезывает у души крылья и побуждает ее взлететь" (Платон). Постижение абсолютной истины моделируется в этом контексте как восхождение по "лестнице любви и К." вплоть до К. как таковой: "вот каким путем надо идти в любви...: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх"


(Пир, 211с). В неоплатонизме трансцендентальность этого подъема к единосущему фиксируется понятием экстаза (греч. extasis как смещение, превосхождение, выход за имманентные границы). Как схоластическая, так и ренессансная философия практически воспроизводит эту парадигму: "само добро" по-гречески называется kalos, а прекрасное — kallos, как если бы доброе и прекрасное были родственны. К тому же греческое слово kalo значит "зову"; в самом деле, доброе зовет к себе и влечет так же, как и прекрасное" (Николай Кузанский). Такая трактовка К. задает особую интерпретацию чувственной сферы как сферы репрезентации К.: Господь сложил "К. свою" в сотворенные вещи "приличным для них чувственным образом" (Ансельм Кентерберийский); "чувственной красоты душа возвышается к истинной красоте и от земли возносится к небесам" (Сугерий; надпись на фасаде церкви в Сен-Дени; 11 в.). В этом контексте чувственность артикулируется как сфера, где реализуется устремленность и движение (восхождение) к К.: "движение всего чувственного совершается от красоты к красоте"


(Николай Кузанский). Семантическая организация мироздания моделируется Марсилио Фичино в данной системе отсчета следующим образом: "один и тот же круг, ведущий от Бога к миру и от мира к Богу, называется тремя именами.

Поскольку он начинается в Боге и к нему влечет — красотой; поскольку, переходя в мир, захватывает его — любовью; а поскольку, вернувшись к создателю, соединяет с ним его творение — наслаждением". Если Бог центрирует мир, то К. топологически соотнесена с "окружностью", ибо она есть "Божественный луч", пронизывающий собою все причастное Богу мироздание, "сияние Божественного лика" в творении (Марсилио Фичино). Аналогично, у Гегеля прекрасное выступает как "чувственная видимость идеи", у А.Г


.Баумгартена эстетика конституируется как теория чувственного познания, etc. Любовь в этой системе отсчета есть "порыв к К." (Марсилио Фичино), "желание обладать К." (Дж. Пико делла Мирандола). Таким образом, "красота есть причина любви" (Пико делла Мирандола), а "любовь есть последняя цель красоты" (Николай Кузанский). Любовь рождается "из лона Хаоса" как желание совершенствования (Пико делла Мирандола); в романтизме Хаос и Эрос выступают как необходимые предпосылки К., мыслимой в качестве результата становления Космоса из Хаоса вследствие креативного эротического импульса (Шлегель), — ср. с персонификацией


Любви как космотворчества в мифологических космогониях (см. Идеализм) и натурфилософской трактовкой любви как организующей и упорядочивающей исходный Хаос силой (Филия у Эмпедокла), с одной стороны, и современную синергетическую формулу "порядка из хаоса" — с другой. Менее развернуто, однако достаточно отчетливо выражен этот аспект осмысления К. в материалистически ориентированных моделях: дифференциация "прекрасного, как мы его воспринимаем" и "реально прекрасного" у Дидро; понимание К. как качества, благодаря которому прекрасные объекты "вызывают любовь или подобную страсть" у Э. Берка; эстетическая трактовка безобразного как "тоски по красоте" (М. Горький). Трансцензус к К. как таковой, выводящий за пределы сенсорного опыта (экстаз как "превосхождение") имеет в классической трактовке две отчетливо выраженные семантические размерности: (а) — гносеологическую: начиная с Платона, постижение К. как таковой отождествляется в культурной традиции с познанием абсолютной истины: канонически христианская мистика практически отождествляет "лицезрение К." и откровение (Бернар Клервоский); схоластика актуализирует проблему К. в контексте принципа "аналогии бытия", фундирующего модель познания истины как распознавания свечения К. Творца в творении; неортодоксальная куртуазная культура моделирует любовь к воплощенной в Донне К. как путь истинного познания: "Всю красоту твою, Боже, // В сей госпоже я постиг" (Арнаут де Марейль); Баумгартен конституирует концептуальную эстетику как когнитивную дисциплину и т.п.; (б) — нравственно-этическую: приобщение к К. традиционно мыслится европейской культурой как обретение духовно-нравственного совершенства: К. как "достоинство" (dignitas) у Цицерона; модель Бонавентуры, согласно которой К. — "в каждой из тварей, что под небесами... И это есть первая ступень, на которую должна вступить душа, если хочет взойти в чертоги любви... Вселенная — лестница для восхождения к Богу"; для куртуазной традиции, фокусирующей всю полноту К. в образе Донны, характерна специфическая эротизация нравственного совершенствования: именно приближаясь к Донне как к женщине, рыцарь приобщается к моральному благу: "В Донне чудесный исток // Доблестей я обретаю" (Арнаут Даниэл), "Касаясь нежной кожи // И поцелуи множа, // Раймон, ну до чего же // Я духом стал богат, // Вкусив любви услад" (Гийом де Кабестань); в романтизме К. идентифицируется со свободой, а прекрасное в этой системе отсчета выступает как "свобода в явлении"


(Шиллер). В обрисованном контексте, заданном глубинными основаниями европейской культуры, в рамках внетрансцендентальных философских систем феномен К. утрачивает свой онтологический статус, в силу чего понятие прекрасного утрачивает трансцендентную критериальность, артикулируясь как сугубо субъективное: "К. вымысла" (Л.-Б.Альберти), "то, что представляет предмет только субъективно" (Кант), "обозначение характерной эмоции" (Дьюи) и др; в этом же ряду стоит и критика Берка Чернышевским за онтологизацию прекрасного. Лишь произвольное апплицирование субъективного восприятия на вызвавший его объект (состояние) позволяет в этом контексте говорить о К. как предметном конструкте ("презентативная гносеология" неореализма и "репрезентативная гносеология" критического реализма): "красота есть наслаждение, рассмотренное в качестве вещи" (Сантаяна). В системе отсчета, исключающей возможность трансцензуса, соприкосновение с прекрасным, соответственно, не означает постижения К. как таковой, а потому лишается своего гносеологического потенциала: "суждение вкуса не есть познавательное суждение" (Кант), и искусство как формирование символов в принципе не соотносимо с "внесимволическим опытом" предметности, выражая имманентную "символотворческую способность" как свободную игру человеческого духа (С


.Лангер). В отличие от классической традиции постмодернизм, основанный на деконструктивистской стратегии элиминации "трансцендентного означаемого" (Деррида), задает такое пространство философствования, в котором проблема К. в принципе является не артикулируемой. Объявляя текст, отсылающий к тезаурусу установившихся культурных значений ("текст-удовольствие") и предполагающий реконструкцию своего имманентного смысла ("комфортабельное чтение"), традиционным, Р


.Барт противопоставляет ему "текст-наслаждение", который, напротив, разрушает "исторические, культурные, психологические устои читателя, его привычные вкусы, ценности, воспоминания, вызывает кризис в его отношениях с языком". Такой текст обретает виртуальные смыслы лишь в процедуре его "означивания" (Кристева), "источником смысла" становится читатель (Дж.Х.Миллер). Таким образом, "текст-наслаждение" возникает в самой процедуре чтения: "при таком чтении мы пленяемся уже не объемом (в логическом смысле слова) текста, расслаиваемого на множество истин, а слоистостью самого акта означивания" (Р


.Барт). Такой подход к тексту задает вектор, приведший к середине 1980-х к оформлению парадигмы "постмодернистской чувствительности" (Лиотар, А.Меджилл, В


.Вельш), радикально отличной от традиционного понимания чувственной сферы как сферы презентации прекрасного и трансцензуса к К. Отсутствие имманентного смысла, репрезентировавшего бы "трансцендентное означаемое", делает текст принципиально открытым для плюрального означивания, конституирует его как хаос (как в мифологическом значении исходности, так и синергетическом значении креативности): "мир децентрированного" как условие возможности нарративной свободы (см.


Нарратив). И как в классической натурфилософии космически артикулированная Любовь, устрояющая мир, возникает "из лона Хаоса" (от орфизма до Ренессанса), так и "любовный дискурс" (Р.Барт) постмодернизма реализуется посредством "желания", которое "разъединяет, изменяет, модифицирует... формы" (Гваттари). Однако если в классической философской традиции эта организация обретала онтологический статус, то "любовный дискурс" принципиально процессуален и нонфинален: ставшие смысловые структуры не задают текстовой онтологии, "желание... организует... формы и затем бросает их" (Гваттари). "Желание" как языковая стратегия разрушения устоявшихся структур и смыслов ("мышление соблазна" у Бодрийяра, "сексуальность и язык" как "формы желания" у Мерло-Понти) реализуется через механизмы деконструкции, объективируясь в "эротическом текстуальном теле" (Р


.Барт). В фигуре "любовного дискурса" перспектива экстазиса обретает сугубо спекулятивно-языковую форму, а К. как внетекстовый феномен оказывается избыточной.

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРАТИЛ

Сообщение психологический словарь » Пт янв 21, 2011 11:58 pm

КРАТИЛ (Kratylos) из Афин (2-я пол. 5 в. — нач. 4 в. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Гераклита и учитель Платона. Опровергал допустимость каких-либо суждений, а также возможность правильно обозначить какую-либо вещь, ибо, согласно К., об абсолютно изменяемом нельзя сделать никакого определенного высказывания. ("Нельзя не то, чтобы дважды войти в ту же самую реку, как это учит Гераклит, но этого нельзя сделать и один раз. Ни о чем нельзя ничего утверждать, ибо оно, в силу непрерывной текучести, успевает измениться за время нашего произнесения утверждения".) Именем К. был назван один из диалогов Платона, который наряду с "Метафизикой" Аристотеля выступает основным источником о его жизни. В этой работе содержится изложение философии языка К. (с полемикой против учения


Гераклита). По мнению К., для каждой из вещей имеется по природе правильность имени, и потому имя — это вовсе не то, что какие-нибудь люди, условившись это так называть, называют, произнося при этом частицу своей собственной речи, но от природы существует для всех — и для эллинов, и для варваров — одна и та же правильность имен.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРАТКОСРОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб янв 22, 2011 3:29 pm

Краткосрочная психотерапия — существенное по времени ограничение психотерапевтического процесса по сравнению с "классической" продолжительностью психотерапии. В групповой психотерапевтической практике аналогом краткосрочной формы являемся марафон. В современных направлениях (например, эриксоновский гипноз, краткосрочная позитивная психотерапия) краткосрочность (10—15 сеансов) является одним из принципов, страхующих клиентов от развития "психотерапевтического дефекта или пристрастия", "бегства в психотерапию" и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРАФФТ-ЭБИНГ

Сообщение психологический словарь » Вс янв 23, 2011 11:36 am

КРАФФТ-ЭБИНГ (Krafft-Ebing) Рихард (1840—1902) — немецкий психиатр, невропатолог и сексолог. Один из родоначальников сексологии и сексопатологии. Д-р наук, профессор Венского ун-та. В 1886 г. опубликовал первое систематическое руководство "


;Сексуальная психопатия", написанное на основе большого клинического материала. Согласно существующей традиции дата выхода этой книги обозначает начало научного исследования сексуальности. Изучил и описал ряд различных проявлений сексуальности человека и их связь с функционированием психики. Ввел в научный оборот понятия: садизм, мазохизм, фетишизм, эксгибиционизм, сексуальная неврастения и многие другие.


Подробно и систематически исследовал эти явления. Поддерживал теории патологической предрасположенности к вырождению. Экспериментировал с сомнамбулами. Оказал большое влияние на исследования сексуальности и развитие сексологии.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРАЧФИЛД

Сообщение психологический словарь » Пн янв 24, 2011 6:59 am

КРАЧФИЛД (Crutchfield) Ричард (1912—1977) — американский психолог, специалист в области социальной и экспериментальной психологии. Ученик Эдварда Толмена. Образование получил в Калифорнийском технологическом ин-те (бакалавр, 1934).


Д-р философии (Калифорнийский ун-т, Беркли, 1938). Профессор (с 1983 г.) и ректор (1964—1965) Калифорнийского ун-та в Беркли, занесен в Почетный список Калифорнийского унта (1976). Занимаясь социальной психологией, К. одним из первых в 30-х гг. настаивал на переходе экспериментальной психологии от однофакторных опытов к многофакторным экспериментальным моделям. Во время Второй мировой войны внес свой вклад в развитие методологии опросов общественного мнения. После войны в соавторстве с Давидом Кречем изложил свои идеи и результаты экспериментов в книгах "Теория и проблемы социальной психологии" ("Theory and Problems of Social Psychology", 1948) и "Элементы психологии" ("Elements of Psychology", 1958; книга выдержала многочисленные переиздания; в 1970 г. третьим соавтором стал Н.Ливсон). В этот период времени К. был избран в


Совет представителей АРА (1950—1953), затем президентом Отделения АРА по личностной и социальной психологии (1953—1954). С 1953 г. и до конца жизни К. — профессор Калифорнийского ун-та в Беркли. Здесь он занимался исследованием связи между когнитивно-перцептивными процессами и важными аспектами личности. Наиболее известна серия экспериментов о природе конформности в межличностной сфере, опубликованная в эпоху "пика конформизма" в США ("Conformity and character", "American Psychologist", 1955, 10).

В конце 1950-х и в 60-е гг., работая в Институте развития исследований (1958—1959) и Институте исследования базовых проблем Миллера (1962—1963), К. вместе с несколькими коллегами разрабатывает программу автоматизированного обучения творческому мышлению, которую в 1966 г. публикует в книге "The Productive Thinking Program. Brazelton (with M.V. Covington and L.B. Davis).


Публикует статью, посвященную креативным типам в математике ("Jornal of Personality", 1970, 38), и статью по креативным процессам в книге под редакцией М. Блумберга: "Creativity: Theory and Recearch", 1973. К. был блестящим педагогом, придерживался обобщающего подхода в эпоху специализации, сочетал тщательность и точность с гуманистическим подходом и восприимчивостью художника.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРЕАТИВНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Пн янв 24, 2011 9:30 pm

Креативность [лат. creatio — сотворение, создание] — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с К. до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К. — выявление личностных качеств, с которыми она связана.

А.В. Юревич

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРЕМЕНЬ

Сообщение психологический словарь » Вт янв 25, 2011 5:36 pm

КРЕМЕНЬ Марк Аронович (р. 1932) — белорусский психолог, д-р психологических наук (1983), профессор (1984). Закончил электротехнический факультет Военно-воздушной инженерной академии (1960). Является гл. н. с. Национального ин-та образования Министерства образования и наук Республики Беларусь (с 1980). Занимался изучением особенностей работы человека-оператора в следящих системах.


В центре его исследований — проблема образа динамического объекта и его полета — их характеристики, психологические предпосылки и пути формирования, регулирующая роль в формировании управляющих действий. На основе полученных данных разработаны методические рекомендации летному составу по формированию образа полета. Рассмотрена роль образа в системе психической регуляции познавательной и производственной деятельности ("Образ полета при обучении курсантов выполнению фигур пилотажа", 1980, в соавт.; "Повышение эффективности управления производством путем формирования образа производственного процесса", 1990).

В.А. Кольцова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРЕПЕЛИН

Сообщение психологический словарь » Ср янв 26, 2011 3:31 am

КРЕПЕЛИН (Kraepelin) Эмиль (1856—1926) — немецкий психиатр, один из основоположников современной психиатрии и создатель крупной школы психиатров. Ученик В. Вундта.


Профессор психиатрии в ун-тах Дерпта (ныне Тарту, с 1886), Гейдельберга (с 1891), Мюнхена (с 1903). С 1922 г. оставил кафедру и работал в организованном им в 1917 г. Мюнхенском психиатрическом исследовательском инте. Основные исследования были посвящены разработке клиники психических заболеваний. К. предложил их классификацию, построенную по нозологическому принципу, в которой, наряду с прочим, выделил деменцию и манию. Методологически опирался на принцип: одинаковые причины влекут за собой одинаковые следствия, а именно, симптомы, течение процесса, исход (которому придавал наибольшую значимость при разграничении нозологических форм). Важнейшим достижением К. было разделение эндогенных психозов по их исходу на раннее слабоумие (шизофрению) и маниакально-депрессивный психоз.


Объясняя причины душевных болезней, большое значение придавал наследственности и конституции. Опубликовал учебник "Психиатрия" (1883), на котором воспитывались многие поколения психиатров и который выдержал около десяти изданий. Подход К. критиковали за то, что причину и следствие он понимал как нечто постоянное и неизменное, не учитывая реактивного поведения организма, воздействия среды и т. д. Однако, несмотря на этонозологический принцип К. до сих пор остается основой клинической психиатрии. К. выступал за введение в психиатрию экспериментально-психологических методов. Одним из первых начал исследования в области психофармакологии. На русском языке опубликованы: "Учебник психиатрии", т. 1—2, М., 1910—1912 и др.; "Введение в психиатрическую клинику", 4 изд., М. — П., 1923.

Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРЕЧ

Сообщение психологический словарь » Ср янв 26, 2011 10:54 pm

КРЕЧ (Krech) Дэвид (1909—1977) — американский психолог, специалист в области психофизиологии и сравнительной психологии, психологии личности и социальной психологии. Образование получил в Нью-Йоркском ун-те (бакалавр, 1930; магистр, 1931). Д-р философии (Калифорнийский ун-т, Беркли, 1933).


Почетный д-р ун-та Осло (1976). Удостоен награды АРА "За выдающийся научный вклад" (1970). Со студенческих лет К. интересовался изучением животных, и его докт. дис., выполненная под руководством Э. Толмена в Беркли, была посвящена исследованию поведения крыс ("Hypotheses" in rats. "Psychological Review", 6, 1932). После защиты он работал с К.С. Лэшли в Чикаго.


В 1939 был уволен с преподавательской должности в Колорадо за политические взгляды — работал редактором в неомарксистской политической организации. Во время Второй мировой войны увлекся социальной психологией, возвратился в Беркли, где начал сотрудничать с Ричардом Крачфилдом. В 1948 г. был опубликован их совместный труд: "Theory and Problems of Social Psychology". В этом же году К. принял участие в разработке "Нового взгляда" в психологии, предложенного Джеромом Брунером и Постманом, которые подчеркивали значение социально-психологических факторов в восприятии.


В 1949 г. К. был приглашен в Норвегию, где в университете Осло читал лекции по социальной психологии. Впоследствии его удостоили звания поч. д-ра этого ун-та. Возвратившись в Беркли, К. создал междисциплинарную группу исследователей для изучения взаимосвязей между научением и нейрохимией у животных. Было опубликовано около 60 статей, посвященных доказательствам прямого действия дифференциального опыта (в форме научения или сенсорной стимуляции) на химию и анатомию мозга. Помимо того, что К. был новатором-исследователем, он много времени отдавал преподавательской работе, результатом чего стала публикация в 1958 г. совместно с Р. Крачфилдом популярного учебника — "Elements of Psychology", выдержавшего большое количество переизданий.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРЕЧМЕР

Сообщение психологический словарь » Чт янв 27, 2011 9:50 am

КРЕЧМЕР (Kretschmer) Эрнст (1888—1964) — немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения. В 1906 г. приступил к изучению философии, всемирной истории, литературы и истории искусств в Тюбингене, но через два семестра сменил специализацию и стал изучать медицину, сначала в Мюнхене, где на него особенно сильное влияние оказали психиатрические занятия Э. Крепелина, затем на стажировке в госпитале "Eppendorf" в Гамбурге и в Тюбингене у Р.


Гауппа. Под руководством Гауппа К. подготовил и защитил докт. дис. по теме "Развитие бреда и маниакально-депрессивный симптомо-комплекс" (1914). Со вступлением на военную службу занимался организацией неврологического отделения военного госпиталя в Бад-Маргентхайме. В 1918 г. перебрался в Тюбинген, где работал в качестве приват-доцента, в это время опубликовал свою работу "Сензитивный бред отношения" ("Der sensitive Beziehungswahn", B., 1918), которую К. Ясперс оценил как "близкую к гениальной".


В 1926 г. К. был приглашен в качестве ординарного профессора психиатрии и неврологии в университет Марбурга. С 1946 г. по 1959 г. он работал в качестве профессора и директора Неврологической клиники в университете Тюбингена. После передачи клиники ученикам К. организовал собственную лабораторию конституциональной и трудовой психологии, которой руководил до своей смерти. Среди его публикаций (их более 150) особое место занимают работы по соотношению конституции тела и характера. В начале 20-х годов пережил особый творческий подъем, и в это время появилась основная его работа, принесшая ему всемирную известность: "Körperbau und Charakter", 1921, 1924; Aufl., 1964; (в рус. пер. "Строение тела и характер", 2 изд., М. — Л., 1930).


В ней было представлено описание около 200 обследованных больных. На основании множества вычислений соотношения частей тела пациентов К. определил основные типы строения тела: четко выраженные — лептосомный (или психосоматический), пикнический, атлетический, и менее определенный — диспластический.

Эти типы конституций он соотнес с описанными Э.


Крепелином психическими заболеваниями — маниакально-депрессивным психозом и шизофренией, и оказалось, что существует определенная связь: к маниакально-депрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении — с лептосомным. Далее он сделал недостаточно обоснованное предположение, что те же особенности темперамента, которые являются ведущими при душевных заболеваниях, могут быть обнаружены (но при меньшей их выраженности) и у здоровых индивидов. Различие между болезнью и здоровьем, по К., лишь количественное: любому типу темперамента свойственны психотический, психопатический и здоровый варианты психического склада.


Каждому из основных психических (психотических) заболеваний соответствует определнная форма психопатии (циклоидная, шизоидная), а также определенный "характер" (точнее, темперамент) здорового человека (циклотимический, шизотимический). Наиболее предрасположены к психическим заболеваниям пикники и психосоматики. Циклотимический характер при чрезмерной выраженности может доходить (через уже анормальную циклоидную вариацию характера) до маниакально-депрессивного психоза. При шизотимической форме темперамента (в случае отклонения от нормы) возникает шизоидия, которая трансформируется при форсировании болезненных признаков в шизофрению.

В дальнейшем К. выделил семь темпераментов, соотнесенных с тремя основными группами: 1. Циклотимический, на основе пикнического телосложения: (а) гипоманический, (б) синтонный, (в) флегматичный. 2. Шизотимический, на основе лептомсомной конституции: (а) гиперестетический, (б) собственно шизотимический, (в) анестетический. 3.


Вязкий темперамент (viskose Temperament), на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям. В качестве основных свойств темперамента К. рассматривал чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности, психомоторику, индивидуальные особенности которых в конечном счете обусловлены химизмом крови. В своей работе "Гениальные люди" ("Geniale Menschen", B., 1929), для которой начал подготавливать материалы еще в 1919 г., К. сделал попытку переноса своего учения о типах конституции в область "наук о духе". Проводил исследования конституциональных особенностей преступников, на основе чего давал рекомендации о проведении с ними реабилитационной работы. В дальнейшем попытался подвести под свое учение биологический базис — на основе понимания конституции организма как определяемого индивидуальными особенностями работы системы желез внутренней секреции ("Körperbau und Charakter: Untersuchungen zum Konstitutionsproblem und Lehre von den Temperamenten", B., 1951). Начиная с 1946 г., К. занимался также обширными исследованиями морфологии и физиологии развития, детской и юношеской психопатологией. Большую известность принесла К. разработанная им еще в 1923 г. психотерапевтическая методика, "активный ступенчатый гипноз" ("Über gestufte aktive Hypnoseübung und den Umbau der Hypnosetechnik", "Dtsch. med. Wschr.", 1946, 71), основанный на проработке пациентом имажинативных образов. Ввел понятие "ключевой психической травмы", как затрагивающей наиболее уязвимые сферы переживаний.

И.М.Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРИЗИС

Сообщение психологический словарь » Пт янв 28, 2011 3:08 pm

Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — 1) тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п.; 2) эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. К. различаются по длительности и интенсивности кризисного состояния. В психологии встречаются упоминания трех типов: невротические, кризисы развития и травматические.

Невротические К., предпосылки которых складываются, как правило, в детстве (см. Возраст), могут прогрессировать даже без изменения внешних условий. Типичным является образование порочного круга внутренних защитных конфликтов, производных от основного конфликта, которые создают субъективное ощущение безвыходности и тупика, а объективно приводят к дезадаптации личности (З. Фрейд, К. Хорни).

К. развития или возрастные К. возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б.


Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота К. может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные К. нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие — видят в К. девиантное, злокачественное проявление (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец). Значительно менее изучены К. зрелых периодов жизни и старости.


Известно, что такие поворотные пункты возникают значительно реже: перестройки смысловых структур сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности, происходят, как правило, более скрыто (Э. Эриксон, Ш. Бюллер, П. Жанэ, Б. Ливерхуд).

К. травматические возникают в ответ на психотравмирующую ситуацию (см. Психическая травма) и зависят от ее личностной оценки и степени субъективной значимости. Личность и событие взаимно преломляются (К. Левин).


Существуют также определенные личностные предиспозиции к кризисным реакциям (А. Амбрумова, Н. Кфир). Кризисы этого типа могут проявляться в форме острой реакции на непредвиденное несчастье, трагическую потерю или невосполнимый ущерб, горесть.

Как психологический феномен К. рассматривается: 1) как социально-психологическая ситуация; 2) как особое состояние, имеющее свои субъективные и объективные характеристики; 3) как процесс переживания.

Как социально-психологическая ситуация К. рассматривается в ряду таких явлений, как "временное отклонение", "хроническое отклонение" и "слом". Как особое состояние К. проходит 3—4 стадии: шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий), осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки "разрушить реальность"), острое горе и отчаянье (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии), реорганизация и рождение нового (создание образа памяти). К. как процесс переживания понимается как поворотный пункт в реализации своего жизненного пути, внутреннего замысла своей жизни (Ф. Василюк).


Он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации. Можно выделить две формы К.: в первом случае К. — это испытание, выйдя из которого человек сохраняет свой жизненный замысел, во втором — такая возможность утрачена и требуется метаморфоза личности, принятие нового жизненного замысла. Проблема оценки тяжести критической жизненной ситуации может получить разрешение при подходе к внутреннему миру человека как иерархическому соотношению "жизненных миров", в каждом из которых "К." приобретает различный вес и глубину.

М. С. Радионова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА

Сообщение психологический словарь » Сб янв 29, 2011 1:03 am

Кризис первого года — возрастной кризис, возникающий на стыке младенческого и раннего возраста, когда начинает складываться образ Я. Его основу составляет опыт, накапливавшийся ребенком в отношениях с окружающими людьми и предметным миром. Складывающийся образ Я, в свою очередь, качественно изменяет характер этих отношений.


Из непосредственных они становятся опосредованными отношением ребенка к себе и его оценкой действий взрослого. В поведенческом плане К. п. г. проявляется различными симптомами в зависимости от характера отношений с окружающими взрослыми людьми. Эти симптомы во многом схожи с симптомами других критических возрастов (3 и 7 лет).

При адекватном отношении взрослых к личности, умениям и возможностям ребенка отмечаются прогрессивные изменения в деятельности и поведении: быстрое накопление навыков и умений, появление уверенности, настойчивости в достижении цели, в общении с близкими и посторонними людьми. В случае завышенных требований взрослых к ребенку или, напротив, заниженных, а также при индифферентном отношении, игнорировании личности малыша и его достижений часто проявляются такие симптомы как обидчивость, капризность, упрямство, агрессия, резкие аффективные вспышки. Особенно характерными являются частые проявления непослушания в режимных моментах: трудности при укладывании спать, кормлении, одевании. Обычно такие симптомы исчезают, если родители начинают больше играть с ребенком, положительно оценивая его умения, самостоятельные действия, проявлять чуткость и уважение к личности малыша, его желаниям, праву на выбор действий, занятий и т. п. Если родители не сумеют перестроить свое отношение к ребенку, то может произойти подавление его личности, либо закрепление конфликтных отношений.

С.Ю. Мещерякова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРИЗИС ПОДРОСТКОВЫЙ

Сообщение психологический словарь » Сб янв 29, 2011 9:09 pm

Кризис подростковый — 1) в широком смысле — весь подростковый возраст; 2) в узком смысле — относительно короткий период перехода от младшего школьного возраста к подростковому (так наз. "кризис 11—12 лет"). В западной психологии более распространено расширительное толкование К. п. В соответствии с периодизацией психического развития, предложенной Л.С. Выготским и в дальнейшем развитой Д.Б. Элькониным, в качестве кризисного периода рассматривается только переход от младшего школьного возраста к подростковому. К. п. протекает на фоне начинающегося полового созревания, однако сроки наступления физиологических и психологических изменений иногда могут сильно расходиться (хотя некоторая корреляция между ними существует). У девочек как физиологическое созревание, так и психологические проявления К. п. наступают в среднем на один — два года раньше, чем у мальчиков.

В период К. п. взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке.


Основным содержанием совместной деятельности становится построение системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Впоследствии эта деятельность продолжается в подростковом возрасте, выступая в форме интимно-личного общения со сверстниками (рассматривавшегося Д.Б. Элькониным как ведущая деятельность подросткового возраста), общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн), но нередко также и в антиобщественных формах.


>Степень свободы и независимости ребенка при переходе к подростковому возрасту резко возрастает, причем это свобода, завоеванная ребенком, а не предоставленная ему взрослыми добровольно. Вместе с тем, негативные проявления К. п. — негативизм, грубость, нарушение многих правил и требований, даже хулиганство — воспринимаются взрослыми как некое неизбежное зло, естественно присущее данному возрастному периоду. Это говорит о том, что "взятая с бою" подростковая свобода представляет собой типичный элемент социальной ситуации развития ребенка в этот период. В современном обществе еще не выработан универсальный социальный институт, который обеспечивал бы адекватную реализацию подросткового стремления к вхождению в мир взрослых. Подростковые клубы и сообщества суть учреждения факультативные, далеко не всеобщие, в школе же воплощены взаимоотношения, соответствующие младшему школьному, а не подростковому возрасту. Именно поэтому взаимодействие подростка с обществом нередко оказывается не столько социальным, сколько антисоциальным, а негативные проявления К. п., в отличие от других возрастных кризисов, могут растягиваться на весь соответствующий период.

А.Л. Венгер

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

Сообщение психологический словарь » Вс янв 30, 2011 7:21 am

Кризис семи лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному. В качестве основной психологической характеристики выделяется "потеря непосредственности", которая, с одной стороны, характеризуется манерничаньем и кривлянием, т. е. неестественностью поведения, с другой — возникновением форм поведения, опосредствованных правилами и нормами, т. е. произвольностью. По Л.С. Выготскому, К. с. л. обусловлен обобщением переживаний ребенка, до того разрозненных и ситуативных. В частности, к семи годам ребенок может прогнозировать свой возможный успех или неуспех в зависимости от собственных возможностей.


Известно, что дети шестого года жизни не дифференцируют Я-реальное и Я-идеальное (желаемое). К семи годам эти оценки начинают различаться, что способствует возникновению мотивации поступления в школу. Начинает формироваться внутренняя позиция школьника. В познавательной сфере возникает ориентация на систему норм и правил, заданных взрослым (до этого превалировала ориентация на воспроизведение наглядного образца).

В период К. с. л. нередко наблюдается трудновоспитуемость ребенка, которая проявляется преимущественно в привычной обстановке, с близкими взрослыми. Она состоит в игнорировании привычных требований и правил и носит характер избегания (в отличие от подросткового кризиса, где нарушение носит характер провокации конфликта).


Кроме того, отмечается общая для всех переходных возрастов эмоциональная неустойчивость. В последние годы понижение сроков начала школьного обучения привело к деформации условий протекания кризиса, что вызвало у некоторых детей растягивание во времени его острой фазы. В последних публикациях К. с. л. называют также "кризисом 6—7 лет" или "пред-школьным".

К.Н. Поливанова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Joker, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]