К

КУМУЛЯТА

Сообщение психологический словарь » Ср фев 23, 2011 12:42 pm

КУМУЛЯТА - см. График накопленных частот.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КУН

Сообщение психологический словарь » Ср фев 23, 2011 10:36 pm

КУН (Kuhn) Томас Сэмюэл (1922-1996) - американский философ и историк науки, один из лидеров современной постпозитивистской философии науки. В отличие от логического позитивизма, занимавшегося анализом формально-логических структур научных теорий, К. одним из первых в западной философии акцентировал значение истории естествознания как единственного источника подлинной философии науки.

Проблемам исторической эволюции научных традиций в астрономии была посвящена первая книга К. "Коперниканская революция" (1957), где на примерах птолемеевской и сменившей ее коперниканской традиций К. впервые осуществил реконструкцию содержательных механизмов научных революций. Коперниканский переворот при этом рассматривается им как переход научного сообщества к принципиально иной системе мировидения, что стало возможным благодаря не только внутринаучным факторам развития, но и различным социальным процессам ренессансной культуры в целом.

Свою конкретизацию и наиболее яркое выражение позиция К. нашла в его следующей книге "Структура научных революций" (см.), которая инициировала постпозитивистскую ориентацию в современной философии науки и сделала К. одним из ее наиболее значимых авторов. Анализируя историю науки, К. говорит о возможности выделения следующих стадий ее развития: допарадигмальная наука, нормальная наука (парадигмальная), экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция).


В допарадигмальный период наука представляет собой эклектичное соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ, каждое из которых, отталкиваясь от определенных фактов, создает свои модели без особой апелляции к каким-либо внешним авторитетам. Однако со временем происходит выдвижение на первый план какой-то одной теории, которая начинает интерпретироваться как образец решения проблем и составляет теоретическое и методологическое основание новой парадигмальной науки.


Парадигма (дисциплинарная матрица) выступает как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Она определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, одновременно игнорируя не согласующиеся с ней факты и теории.


В рамках нормальной науки прогресс осуществляется посредством кумулятивного накопления знаний, теоретического и экспериментального усовершенствования исходных программных установок. Вместе с тем в рамках принятой парадигмы ученые сталкиваются с рядом "аномальных" (т.е. не артикулируемых адекватно в рамках принятой парадигмы) фактов, которые после многочисленных неудачных попыток эксплицировать их принятым способом приводят к научным кризисам, связанным с экстраординарной наукой. Эта ситуация во многом воспроизводит допарадигмальное состояние научного знания, поскольку наряду со старой парадигмой активно развивается множество альтернативных гипотез, дающих различную интерпретацию научным аномалиям. Впоследствии из веера конкурирующих теорий выбирается та, которая, по мнению профессионального сообщества ученых, предлагает наиболее удачный вариант решения научных головоломок.

При этом приоритет той или иной научной теории отнюдь не обеспечивается автоматически ее когнитивными преимуществами, но зависит также от целого ряда вненаучных факторов (психологических, политических, культурных и т.п.).


Достижение конвенции в вопросе выбора образцовой теории означает формирование новой парадигмы и знаменует собой начало следующего этапа нормальной науки, характеризующегося наличием четкой программы деятельности и искусственной селекцией альтернативных и аномальных смыслов. Исключение здесь не составляет и тот массив знаний, который был получен предшествующей историей науки.

Процесс принятия новой парадигмы, по мнению К., представляет собой своеобразное переключение гештальта на принципиально иную систему мировидения, со своими образами, принципами, языком, непереводимыми и несоизмеримыми с другими содержательными моделями и языками. Видимость кумулятивной преемственности в развитии знания обеспечивается процессом специального образования и учебниками, интерпретирующими историю науки в соответствии с установками, заданными господствующей парадигмой. В силу этого достаточно проблематично говорить о действительном прогрессе в истории естествознания. Усовершенствование и приращение знания отличает только периоды нормальной науки, каждый из которых формирует уникальное понимание мира, не обладающее особыми преимуществами по сравнению с остальными. К. предпочитает говорить не столько о прогрессе, сколько об эволюции (наподобие биологической), в рамках которой каждый организм занимает свою нишу и обладает своими адаптационными возможностями. Куновская интерпретация научного прогресса вызвала всплеск критических публикаций, и его последующие работы были связаны с уточнением исходных положений, сформулированных в "Структуре научных революций".

В своей монографии "Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894-1912" (1978) К. анализирует социально-психологические и теоретико-методологические факторы революции в квантовой физике, на примере которой показывает парадоксальную перманентность революционных открытий, психологию гештальт-переключения при создании новых научных сообществ. Концепция К. оказала огромное влияние на современную философию науки. Обоснованные им историко-эволюционистский подход, антикумулятивизм, идея о социокультурной обусловленности научного познания (экстернализм), введенные понятия парадигмы и научной революции в значительной степени способствовали преодолению неопозитивистской традиции в философии науки и оформлению постпозитивизма, социологии и психологии науки.

Е.В. Хомич

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КУРАНТ

Сообщение психологический словарь » Чт фев 24, 2011 1:24 pm

КУРАНТ (Courant) Рихард (1888—1972) — математик и философ, ученик Гильберта. Иностранный член АН СССР (1966). Получил образование в Университетах Бреслау (Вроцлав, Польша) и Цюриха (Швейцария).


Профессор Геттингенского университета (Германия, 1920—1933), сменил Ф.Клейна на посту директора Геттингенской математической школы (1925). Профессор Университета Нью-Йорка (США, с 1934; именем К. назван Институт математических наук Университета Нью-Йорка). Главные направления математической деятельности — теория конформных отображений, дифференциальные уравнения и краевые задачи математической физики. Главные труды: "Методы математической физики" (1924, в соавт. с Гильбертом), "Что такое математика ?" (1941, в соавт. с Г


.Роббинсом), "Математика в современном мире" (1964). В предисловии к книге "Методы математической физики" К. писал о том, что в своем развитии в 20 в. математические науки оказались перед возможностью утери внутренней взаимосвязи, а связь их лидирующих направлений с остальными науками существенно ослабела.

В связи с этим, как считал К., "появилась настоятельная потребность в четком понимании существа математики, ее проблем и целей, а также в отыскании идей, которые смогли бы объединить людей самых различных интересов" ("Математика в современном мире"). К. считал, что математике принципиально невозможно дать семантически общее определение, как нельзя дать "общее определение музыке или живописи; никто не может оценить эти виды искусства, не понимая, что такое ритм, гармония и строй в музыке или форма, цвет и композиция в живописи. Для понимания же сути математики еще в большей степени необходимо подлинное проникновение в составляющие ее элементы". Он концептуализировал сущность математики в виде взаимосвязи "общего с частным, дедукции с конструктивным подходом /т.е. индукцией — С.С./, логики с воображением".


В математике "соответствующая линия в развитии — от конкретного и частного через абстракцию снова к конкретному и частному — придает теории свой определенный смысл и значение. Чтобы оценить роль этого основополагающего вывода, необходимо помнить, что слова "конкретный", "абстрактный", "частный", "общий" в математике не имеют ни постоянного, ни абсолютного значения. Они относятся главным образом к рамкам нашего мышления, к уровню нашего знания и характеру математического предмета.


Например, мы охотно принимаем за "конкретное" то, что уже давно стало привычным. Что же касается слов "обобщение" и "абстракция", то они описывают не статическую ситуацию или конечный результат, а живой динамический процесс перехода от некоторого конкретного уровня к какому-то другому — "высшему" ("Математика в современном мире"). Интуиция (определявшаяся им как "трудноуловимый процесс мышления", "неуловимый жизненный элемент") всегда, по К., присутствует в математике, задавая направления абстрактному мышлению, будучи подкрепленной строгими рассуждениями. Однако у К. вызывали серьезные возражения выдвигаемые даже в 1960-е тезисы о том, что чистая математика в будущем обязательно найдет приложения и что "независимость математики от естественных наук расширяет ее перспективы". По мнению авторов таких тезисов (М.Стоун и др.), "математический ум, освобожденный от балласта, может воспарить до высот, откуда можно прекрасно наблюдать и исследовать лежащую глубоко внизу реальность". Однако, как писал К., "опасность преисполненного энтузиазмом абстракционизма усугубляется тем, что абстракционизм не отстаивает бессмыслицы, а выдвигает полуистину... Недопустимо, чтобы односторонние полуистины мирно сосуществовали с жизненно важными аспектами сбалансированной полной истины.

Никто не станет отрицать, что абстракция является действенным инструментом математического мышления. Математические идеи нуждаются в непрестанной "доводке", придающей им все более абстрактный характер, в аксиоматизации и кристаллизации... Основные трудности в математике исчезают, если отказаться от метафизических предрассудков и перестать рассматривать математические понятия как описания некоторой реальности /т.е. важнейшие математические структуры должны выступать в качестве фундаментальных понятий внешнего мира — С.С./...


Наша наука питается живительными соками, идущими от корней. Эти корни, бесконечно ветвясь, глубоко уходят в то, что можно назвать "реальностью" — будет ли это механика, физика, биологическая форма, экономическая структура, геодезия или (в данном контексте) другая математическая теория, лежащая в рамках известного.


Абстракция и обобщение имеют для математики не более важное значение, чем индивидуальность явлений, и, прежде всего, индуктивная интуиция. Только взаимодействие этих сил и их синтез способны поддерживать в математике жизнь, не давая нашей науке иссохнуть и превратиться в скелет. Мы должны решительно пресекать всякие попытки придать одностороннее направление развитию, сдвинуть его к одному полюсу антиномии бытия. Нам ни в коем случае не следует принимать старую кощунственную чушь о том, будто математика существует к "вящей славе человеческого разума".


Мы не должны допускать раскола и разделения математики на "чистую" и "прикладную". Математика должна сохраниться и еще более укрепиться как единая живая струя в бескрайнем потоке науки". По К., результаты исследований, полученные в различных науках, должны "стимулировать математику, внести свой вклад в определенную сферу реальности. Полет в абстракцию должен означать нечто большее, чем взлет; отрыв от земли неотделим от возвращения на землю, даже если один и тот же пилот не в состоянии вести корабль через все фазы полета. Самые отвлеченные, чисто математические занятия могут быть обусловлены вполне ощутимой математической реальностью. То обстоятельство, что математика — эта чистая эманация человеческого разума — может столь эффективно помочь в понимании и описании физического мира, требует особого разъяснения, и не случайно этот вопрос всегда привлекал внимание философов".

С.В. Силков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КУРОПЯТНИК

Сообщение психологический словарь » Пт фев 25, 2011 9:30 am

КУРОПЯТНИК Инна Ивановна (р. 1940) - белорусский социолог, ведущий научный сотрудник Института социологии и социальных технологий НАН Беларуси. Кандидат экономических наук (1971), доктор социологических наук (1997, тема диссертации - "Экономическое стимулирование отраслей: социологический анализ").

Окончила Белорусский государственный институт народного хозяйства. Работала экономистом на Оршанском льнокомбинате, старшим инженером ЦКБ оборудования гальванопокрытий, старшим преподавателем кафедры экономики промышленности БГИНХ, старшим научным сотрудником Института экономики АН БССР.

Сфера научных интересов - социология труда, отраслевая стратификация экономики Беларуси, социально-экономические особенности труда и производства в различных отраслях, специфика трудовых коллективов отдельных отраслей, своеобразие регулятивных возможностей экономических и социальных механизмов управления трудовыми ресурсами.

К. - автор около 30 научных работ, в том числе монографии "Экономическое стимулирование отраслей: социологический анализ" (1997).

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КУРТ

Сообщение психологический словарь » Пт фев 25, 2011 2:49 pm

КУРТ (Kurth) Эрнст (1886—1946) — швейцарский музыковед, музыкальный психолог. Получил музыкальное образование в Вене (музыковедческие дисциплины изучал под руководством Гвидо Адлер). Был дирижером, занимался преподавательской деятельностью. В 1912 г. получил приглашение в


Бернский ун-т и работал в нем до самой кончины. В историю психологии К. вошел книгой "Музыкальная психология", которая утвердила общее название для психологических исследований музыки, как в свое время книга В. Штумпфа дала название тонпсихологии. Книга К. была направлена на осмысление различных подходов к психологическому изучению музыки. Принципиальным для него был вопрос о роли звучания в музыкальном произведении. К. стремился вырваться при исследовании музыки за пределы "внешней звуковой картины", что и привело его к психологии, к обоснованию предмета психологического изучения музыки. Музыкальная психология, по мнению К., не может быть сведена ни к тонпсихологии, ни к психологической эстетике, при этом она не сливается и с теорией и философией музыки.


Тонпсихология сосредотачивается на анализе отдельных ощущений. Для нее музыкальный тон — слуховой след из внешнего мира, а слух — анализирующий орган. Граница между тонпсихологией и музыкальной психологией пролегает через понимание тона в музыке, — подчеркивал К. Для музыкальной психологии тон — феномен музыкальной активности.


Он изменяется в разных системах звуковых связей, эластичен и одновременно устойчив, остается самим собой. Отсюда музыкальный слух есть орган "резюмирующий" духовную деятельность, а музыкальная одаренность — "загадка души, а не слуха". Музыкальная психология не может быть сведена и к психологической эстетике, расширившей свой предмет до музыкального "переживания вообще".


Она должна стремиться в глубь музыкальных явлений, опираться на конкретные факты и данности музыки. В противоположность своим предшественникам К. утверждал зависимость музыкального восприятия от музыки, а не от отдельных звуковых раздражителей.

В то же время он полагал, что явления музыкального языка, стиля для музыкальной психологии (в отличие от теории музыки) выступают лишь отправными точками, границами, за которыми начинают раскрываться собственно психологические процессы. Следует отметить, что К. определял музыкальную психологию в предельно узком смысле, отграничивая ее и от "психологии развития музыки" (музыкальной этнопсихологии и вопросов происхождения музыки), и от "психологии музыкального развития", изучающей индивидуальную предрасположенность к музыке, музыкальную одаренность.


В его представлении музыкальная психология должна изучать музыку как феномен сознания ("слышания"), исследовать духовную активность, порождаемую звучащей музыкой. В музыкальной психологии идеи К. были развиты А. Веллеком [Wellek] (1904—1972), выделившем музыкальную психологию и музыкальную эстетику в качестве оснований систематического музыкознания ["Musikpsychologie und Musikesthetik. Grundriss der sistematischen Musikwissenschaft", 1963]. В России идеи К. повлияли на становление интонационной теории Б.Асафьева. К. автор трудов: "Основы линеарного контрапункта", М., 1931; "Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера", М., 1976; "Musikpsychologie", Bern, 1931.

М.С. Старчеус

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КУЧИНСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Сб фев 26, 2011 5:37 am

КУЧИНСКИЙ Геннадий Михайлович (р. 1945) — белорусский психолог, специалист в области психологии речевого общения. Д-р психологических наук (1992), профессор (1993).Закончил психологический факультет ЛГУ (1974), в 1992 г. возглавил кафедру психологии Белорусского государственного ун-та и создал отделение психологии, одновременно стал деканом фак-та социальных наук Европейского гуманитарного ун-та (г. Минск), где также организовал отделение психологии. К. создана теория психологии внутреннего диалога, дается характеристика его структуры, качественных особенностей и генезиса, исследуется функционирование диалога в жизнедеятельности человека.


Развивая идеи М.М. Бахтина, К. на большом эмпирическом материале показал, что основной структурной единицей речевого общения является элементарный цикл взаимодействия и выделил три основных вида элементарных циклов: "сообщение — отношение к сообщению", "вопрос — ответ", "побуждение к действию — его выполнение". Дальнейший анализ речевого общения на основе понятий "тема", "точка зрения", "смысловая позиция" позволил дифференцировать различные формы речевого общения, выделить систему основных, типичных их форм (внешний монолог, внешний диалог, простое реплицирование, псевдообщение), раскрыть их взаимопереходы. К. обосновал также идею о многообразии форм речевого общения человека с самим собой, соответствующих формам речевого межличностного общения.


Определил внутренний диалог как одну из форм общения человека с самим собой, существующую в неразрывной связи с другими формами аутокоммуникации. Исследовал роль внутреннего диалога в мышлении, динамику его функций на разных возрастных стадиях онтогенеза. Показал, что внутренний диалог опосредует принятие решений, является обязательным компонентом продуктивного решения (как индивидуального, так и совместного) сложных мыслительных задач. Результаты исследований были обобщены в докт. дис.: "


;Психология внутреннего диалога", защищенной в Москве в 1990 г. Разрабатываемый К. подход позволил выявить, что общение человека с самим собой превращает процесс диалогического общения из дискретного в непрерывный. В результате это позволяет по-новому взглянуть на проблемы социальной детерминации поведения личности ("Диалог и мышление", 1983; "Психология внутреннего диалога", 1988). В последние годы предметом исследования К. являются особенности основных форм вербального сознания личности, включая как нормальное, так и измененное состояние сознания.

В.А. Кольцова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КУЭ

Сообщение психологический словарь » Сб фев 26, 2011 8:08 pm

КУЭ (Coue) Эмиль (1857—1926) — французский психотерапевт, ставший знаменитым благодаря развитому им методу произвольного самовнушения ("метод Куэ"). С 1882 по 1910 г. работал аптекарем. В 1910 г. переехал в Нанси и открыл там клинику психотерапии, которую возглавлял до своей смерти. В своей работе руководствовался взглядами И.


Бернгейма (1840—1919) и П. Леви на сущность суггестии. Рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения: этим обусловлены особенности его группового пассивно-суггестивного метода, когда пациенты вводятся в гипнотическое состояние, в котором обращаются друг к другу со словами: "День ото дня мне становится все лучше и лучше". Этот метод подвергся сильной критике специалистов, но среди практиков был очень популярен.


Повлиял на Й.Г. Шульца (1884—1970), создателя метода аутогенной тренировки. Основные труды К.: "Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения", Нижн. Новгород, 1928; "My Method, Including American Impressions", 1923; "Ce que jái fait", 1926; "Ce que je dis", 1926; "La maitrise de soi-meme par l’autosuggestion consciente", 1938.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КЬЕРКЕГОР

Сообщение психологический словарь » Вс фев 27, 2011 12:44 am

КЬЕРКЕГОР, Киркегор (Kierkegaard) Серен (1813—1855) — датский философ и писатель. Творчество К., укорененное в интимно-личностных переживаниях и рефлексии самонаблюдения, неразрывно связано с его личной жизнью, к наиболее существенным моментам которой относится: суровое христианское воспитание, проходившее под определяющим влиянием отца, по воле которого К. стал студентом теологического факультета, сочетая занятия с увлечением эстетикой и богемным образом жизни; разрыв с невестой, ставший поворотным событием в жизни К., после которого вскоре и начался новый этап в его жизни — творческое затворничество, а также предпринятая им в последние годы жизни страстная полемика с официальной церковью, за которой К. не признавал какой-либо причастности к истинному христианству. К. отличался поразительной работоспособностью (почти все основные произведения: "Или-Или", "Страх и трепет", "Повторение", "Философские крохи", "Понятие страха", "Этапы жизненного пути", "Заключительное ненаучное послесловие к философским крохам" — были опубликованы им за четыре года, с 1843 по 1846; в 1849 вышла в свет "Болезнь к смерти") и литературной плодовитостью (один только "Дневник" К. занял 14 печатных томов). Свои труды (исключая "Назидательные речи", носившие характер религиозных проповедей) К. публиковал под различными псевдонимами, созвучными идее произведения. Определенное влияние на мировоззрение К. оказал романтизм (магистерская диссертация К. была посвящена понятию иронии). Прояснение собственных философских позиций осуществлялось К. в русле критики философского рационализма Гегеля. К. подверг критике основополагающий принцип гегелевской философии о тождестве мышления и бытия, указав на его тавтологичность и противопоставив ему существование (existenz) как то, что как раз и разделяет мышление и бытие. Постулируя экзистенциальный характер истины, К. исключает ее из сферы научного знания с его принципами объективности и систематичности. Объективное мышление ввиду его абстрактности и общезначимости не затрагивает существующей субъективности, в которой, по убеждению К., и обретается истина.


>Философская система, которая может быть построена только с точки зрения вечности, предполагает исключение "истинно конкретного", единичного человеческого существования, чьим определяющим условием является "временность". Полагая в качестве исходного пункта философии не вневременное всеобщее, но саму экзистенцию, К. вместе с тем отрицает способность логического мышления понять ее, что обусловлено разными планами бытия логического и экзистенциального: а именно возможностью и действительностью (соответственно). При этом решающую роль, по мнению К., играет несовместимость логики и диалектики, что проявляется прежде всего в неспособности логики выразить движение, становление. Понимая экзистенцию как нечто по самому существу своему диалектическое, К. противопоставляет гегелевской диалектике как логике бытия и мышления (К. называет ее "количественной") экзистенциальную диалектику ("качественную", по его определению). В последней, "прыжок" — как переход в новое качество — необъясним ("количество" не может быть предпосылкой "качества", а противоречия непримиримы, ибо "снятие принципа противоречия для существующего означает, что он сам должен перестать существовать"). Диалектический аспект проблемы, говорит К., требует мышления иного рода, нежели мышление абстрактное, чистое от собственного существования мыслителя, а именно мышления-страсти, способного на удерживание качественной диалектики существования и предполагающего бесконечный интерес существующего индивидуума к своей экзистенции. Взяв за критерий энергию отношения человека к Богу, К. выделяет три стадии существования: эстетическую, этическую и религиозную. "Эстетический" человек, в своем стремлении к наслаждению ориентированный на внешнее, не является у К. собственно личностью, имеющей свой центр в самой себе, — что выступает необходимой предпосылкой богоотношения. Подлинное существование носит этическо-личностный характер. При этом личность как конкретное выступает у К. условием осуществления этического как общего, т.е. имеет этическое (долг) не вне себя, а в самой себе.

Этическое содержание существования концентрируется у К. в понятии выбора. К. интересует только абсолютный выбор, который, будучи осуществлением свободы (признаваемой им исключительно в сфере "внутреннего" (Innerlichkeit), означает выбор человеком не "того или другого", но самого себя в своем вечном значении, т.е. грешным, виновным и раскаивающимся перед Богом. Средоточием третьей, религиозной, стадии является у К. мгновение прыжка веры, которое открывает истинный смысл существования, состоящий в абсолютном отношении к Богу, т.е. парадоксальном соприкосновении временного и вечного, — что в свою очередь является экзистенциальным повторением абсолютного


Парадокса: существующего (= временного) вечного, когда Бог существовал в образе человека. Как высшая страсть вера осуществляется, согласно К., вопреки разуму и этическому, утверждая себя через абсурд. Подчеркивая личный характер богоотношения, К. отвергает опосредованную связь с Богом, признавая абсолютную невыразимость опыта веры, — выступая тем самым преемником той линии в интерпретации христианства, которая идет от посланий апостола Павла, через философию Тертуллиана, Августина, средневековой мистики и Паскаля к знаменитому "Sola fide" — "только верой" (спасется человек) — Лютера. Всякий экзистенциальный опыт обретает у К. подлинный смысл и относится к сфере истинного существования постольку, поскольку содействует осознанию человеком религиозного значения своей личности (в противоположность существованию неистинному, связанному с рассеиванием субъективности и, следовательно, уводящему от


Бога). Особое внимание при этом К. уделяет страху, связанному с переживанием личностью своего существования как бытия "лицом к смерти", а также отчаянию как "исходной точке для достижения абсолютного". Существование, согласно К., требует постоянного духовного напряжения и страдания (в особенности на религиозной стадии). Основные экзистенциальные понятия, призванные описать непознаваемую и немыслимую в своей тайне экзистенцию, не выводятся последовательно одно из другого, но взаимообусловлены таким образом, что каждое понятие уже содержит в себе все остальные. Широкую известность философия К. получила только в 20 в., оказавшись созвучной и устремлениям протестантской неоортодоксии, и исканиям зарождающегося экзистенциализма. Заострение нравственных и религиозных проблем человеческого существования сближает философию К. с творчеством Достоевского. Иррационалистический пафос философии К., отказ разуму в познании "последних истин" бытия, открывающихся во "внезапности загадочного", совпадает с духом и основной идеей творчества Шестова.

Т.В. Щитцова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КЬЮДЕР

Сообщение психологический словарь » Вс фев 27, 2011 8:50 pm

КЬЮДЕР (Kuder) Джордж Фредерик (р. 1903) — американский психолог, специалист по психометрике. Получил гуманитарное образование (бакалавр гуманитарных наук, Аризона, 1925; магистр, Мичиган, 1929; д-р философии по психологии, Огайо, 1937; государственные экзамены, Иллинойс, 1936—1940). Профессиональную деятельность начал в Службе социального обеспечения США, где занимался консультированием по методам отбора персонала (1940—1942). С 1942 по 1943 г. К. — руководитель отдела создания и адаптации тестов в Государственной гражданской службе США, с 1943 по 1945 г. — руководитель секции гражданского обучения в Министерстве вооруженных сил США, с 1948 г. — президент


Корпорации психологии персонала. С 1948 по 1963 г. — профессор психологии в университете Дарема. С 1940 г. — редактор журнала "Educational and Psychological Measurement". Занимался проблемами профессионального отбора, разработал классификацию профессий. Совместно с М.В. Ричардсоном разработал метод определения надежности тестов — "метод Кьюдера-Ричардсона" (The theory of estimation of test reliability // Psychometrica. 1937, 2, совм. с Richardson M.W.).

Занимался разработкой методов диагностики интересов, автор "Обзора Кьюдера по профессиональным интересам" ("Kuder Occupational Interest Survay: General Manual", Chi., 1966), "Обзора общих интересов" ("Kuder General Interest Survey: Manual", Chi., 1964), "Протокола Кьюдера по профессиональным предпочтениям" ("Kuder Vocational Preference Record"); "Some principles of interest measurement" / Educational and psychological measuremen, 1970, 30.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КЭМПБЕЛЛ

Сообщение психологический словарь » Пн фев 28, 2011 2:09 am

КЭМПБЕЛЛ (Campbell) Дональд Томас (р. 1916) — американский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, философской и теоретической психологии. Образование получил в Калифорнийском ун-те, Беркли (бакалавр, 1939; д-р философии, 1947). Профессиональную деятельность начинал как социальный психолог. Занимал должность профессора кафедры психологии и социальных отношений Университета Лихай.


Являлся членом Национальной академии наук (NAS), награжден премией NAS "За выдающийся научный вклад" (1970). Являлся членом АРА (1973, 1975), президентом АРА (1974), имеет награду АРА памяти Курта Левина (1974). Был избран поч. д-ром наук многих ун-тов США. Награжден Обществом измерений "За выдающийся вклад в исследование проблем образования" (1981). Первоначально наибольший интерес К. вызывало изучение социальных установок и их взаимосвязи с принципами восприятия и обучения


(Social attitude and other acquired behavioural dispositions. In S. Koch (ed), "Psychology: A Study of a Science", vol. 6. 1963; "The Influence of Cultyre on Visual Perception" / with M.H. Segall and M.J. Herskovits /, 1966).


Одновременно он разрабатывал методологию и приемы социально-психологических исследований, опубликовав совместно с Дж. Стэнли книгу по многофакторным матрицам и квазиэкспериментальному проектированию ("Experimental and Quasi-Experimental Designs for Research" / with J.C. Stanley /, 1966).


Помимо этого, его интересовал алгоритм "слепая вариация — селективный отбор" (blind-variation-selective-remembrance). Последующее изучение этнических предрассудков и межгрупповых конфликтов привело его к выводу о том, что социально-организационные факторы и универсальные биологические закономерности человеческой природы преобладают над индивидуальными различиями.

Эти исследования он сочетал с изучением группового отбора в биологической и культурной эволюциии, обобщив результаты в книге по этноцентризму (Ethnocentrism: Theories of Conflict, Ethnic Attitudes and Group Behaviour" / with R.A. Levine /, 1973) и ряде статей. Все эти разработки, постепенно слившись воедино, привели К. к исследованию "эволюционной эпистемологии" ("Evolutionary epistemology" / In P.A.


Schilpp (ed), "The Philosophy of Karl R. Popper", v. 14, 1974) и социологии научной достоверности ("Nonreactive Measures in the Social Sciences" / with E.J. Webb, R.D. Schwartz, L. Sechrest and J.B. Grove /, 1981). Алгоритм " b-v-s-r " нашел свое подтверждение на примерах биологической эволюции, и К. попытался распространить его также и на культурную эволюцию, создав модель, в которой поведенческие диспозиции, обусловленные культурой, могли преобладать над биологическими ("Quasi-Experimentation: Design and Analysis for Field Setting" / with T.D. Cook /, 1981). В рус. пер. издана книга "Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях", СПб., 1996.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КЭРРОЛЛ

Сообщение психологический словарь » Пн фев 28, 2011 9:33 pm

КЭРРОЛЛ (Carroll) Льюис (настоящее имя — Доджсон Чарлз Лутвидж) (1832—1898) — британский писатель, математик, один из творцов литературы "нонсенса" (см. Нонсенс). Священник (сан диакона — 1861), магистр математики (1857).


Преподаватель оксфордского колледжа Крайстчерч. Основные сочинения: "Конспекты по плоской алгебраической геометрии Чарлза Лутвиджа Доджсона" (1860), "Руководство для изучающих математику" (1864), "Приключения Алисы в Стране Чудес" (1865), "Сведения детерминантов" (1866), "Элементарное руководство по теории детерминантов" (1867), "Фантасмагория и другие стихи" (1869), "Сквозь Зеркало и Что там увидела Алиса" (1871), "Охота на Снарка" (1874), "Эвклид и его современные соперники" (1879), "Рифма? — Разум?" (1883), "Логическая игра" (1887), "Математические курьезы" (в двух томах, 1888 и 1893), "Сильвия и Бруно" (1893), "Символическая логика" (1896) и др. Сказочно-поэтическое творчество К., нашедшее воплощение, в частности, в историях для детей о приключениях Алисы, еще при его жизни подверглось самым различным смысловым расшифровкам, как в духе реконструкций эпизодов из биографии писателя, так и в ключе описания Оксфордских религиозных дискуссий 1840—1870-х. Так, по мнению богослова Ш.Лесли, символика Страны Чудес такова: Алиса — образ первокурсника-неофита, Белый Кролик — рядовой священник англиканской церкви, Герцогиня — представитель епископата, банка апельсинового джема репрезентирует традиционалистский протестантизм, золотой ключик — ключ Священного Писания, двери в зале — английскую Высокую и Низкую церковь и т.п. Мир "Зазеркалья" же, согласно Лесли, может быть подвергнут более детальным и даже персонифицированным интерпретациям: Труляля — Высокая церковь, Единорог — Конвокация духовенства, Траляля — Низкая церковь, Белая Королева — доктор Ньюмен, Белый Рыцарь — Гексли, Морж и Плотник — эссеисты и обозреватели, Черный Король — каноник Кингсли, Лев — Джон Буль, Бармаглот — отвратный символ папства и т.п. Интеллектуализм 20 ст. еще более усложнил спектр мыслимых подходов к декодировке насыщенных литературными реминисценциями и пародиями сказок К.


В них, например, стали усматривать: А.Дикинс — пласт пародийной шахматной морали, содержащий сложную метафизическую философию христианского толка; А.Эттелсон — систему закодированных изречений и слов Ветхого Завета; Р.Брэдбери — идеальную модель холодного мира викторианской эпохи (Страна Чудес Алисы у К. или "то, что мы есть"), противопоставленную человеколюбивому Изумрудному Городу (Страна Оз у Ф.Баума или "то, чем мы хотели бы быть"), и т.д. Выступая как результат эволюции элитарной европейской культуры 19 ст., обретения литературы "нонсенса" в версии К. наглядно демонстрировали гармонию, потенциально присущую всякой несообразности; эвристический потенциал постижения граней и переходов между рациональным и иррациональным; катартический, очищающий характер бесчисленных логических интерпретаций и смеховых истолкований текстов, выступающих как самодостаточные игровые пространства ментального уровня.

Пространственно-временная организация ("хронотоп") сказок К. — сложна и абстрактна: время (текущее как бы во сне) не соотносимо ни с психологическими самоощущениями героев, ни с разверткой их биографий; пространство — многомерно (плоскости сна, зеркального отражения и шахматной игры в "


;Зазеркалье"), сложно организовано и легко трансформируемо любым мыслимым образом. Словоформный строй произведений К. — компендиум языковых проблем: типичного несовпадения звука и смысла в словах; различения предметов, имен предметов и имен имен предметов; соотношения слов как неразложимых атомов и текста как макетного их единства и т.д. (Именно в этом главное отличие историй К. от "классических" волшебных сказок: в сочинениях К. все осуществляется в сфере языка и посредством языка; это — не столько сказание, сколько составной дискурс, обращенный к читателю.) Так, Делез в контексте обоснования шизоанализа и исследования в этой связи так называемого "шизофренического языка" истолковывал "бессмысленные стихи" К. как типичное "шизофреническое изложение": "Во всех произведениях К. читатель встретит: 1) выходы из туннеля, предназначенные для того, чтобы обнаружить поверхности и нетелесные события, которые распространяются на этих поверхностях; 2) сущностное родство этих событий языку; 3) постоянную организацию двух поверхностных серий в дуальности "есть/говорить", "потреблять/предлагать" и "обозначать/выражать"; а также — 4) способ, посредством которого эти серии организуются вокруг парадоксального момента, иногда с помощью "полого" слова, иногда эзотерического или составного". Пример "эзотерического слова" у К., по оценке Делеза, — кэрроловский "снарк" (контаминация англ. shark — акула и snake — змея). Согласно Делезу, "шизофренический язык" К., явивший себой текстуальную объективацию представлений Гельдерлина об ипостаси языка как "знака, лишенного смысла", являл собой (наряду с поисками А.Арто, Клоссовски и др.) альтернативу "традиционным структуралистским" моделям поэзии.

По Делезу, К. разработал и основал "сериальный метод в литературе": 1) — Когда обнаруживаются "две версии событий с едва заметными внутренними различиями, которые регулируются странным образом" (например, часы в "Сильвии и Бруно", заставляющие события возвращаться двумя путями: либо посредством умопомешательства, обращающего вспять их последовательный порядок, либо посредством легких вариаций согласно стоическому предопределению). 2) — Когда находятся "две серии событий, где крупные и при этом все нарастающие внутренние различия регулируются предложениями или же, по крайней мере, звуками и звукоподражаниями" (в сответствии с законом зеркала) — ср. у К.: "...то, что могло быть видимо из старой комнаты, было совсем неинтересным... но все остальное было настолько иным, насколько возможно". 3) — Когда сосуществуют одна серия чистых выражений и одна серия обозначений, характеризующиеся большой несоразмерностью и регулирующиеся эзотерическими словами.

Слова эти образуются: а) либо взаимодействием слоговых элементов одного или нескольких предложений, следующих друг за другом: замена оборота "Ваше королевское Высочество" — словом "вашство"; б) либо как формальная фиксация синтеза существования: ни одно из них (например, "Флисс", плод без вкуса, он же Аззигумский Пудинг) не является циркулирующим словом как таковым — они скорее имена, "обозначающие данное слово" или "как слово называется". 4) — Когда серии регулируются "словами-бумажниками", сокращающими несколько слов или сворачивающими несколько смыслов: см. слово "Бармаглот" или у K.Jabberwocky — обозначающее фантастическое животное и при этом могущее трактоваться в англ. как "плод возбужденного и долгого спора". Фантастика К. органично достраивалась также и иными его исследованиями. В трактате "Принципы парламентского представительства" (1884) К. выстраивал аргументацию по принципу игры двух лиц с нулевой суммой, адекватное математическое выражение которой было осуществлено лишь в 1928 Дж.фон Нейманом.

Проблематика логико-математических работ К. (подписывавшихся им как "Доджсон") и сюжеты его сказок (например, про то, как "однажды совпадение гуляло с маленьким происшествием, и они встретили объяснение...") органично взаимодополняли друг друга: по мысли Делеза, "все логические работы Кэрролла непосредственно посвящены значению, импликациям и заключениям, и только косвенно смыслу, — а именно, там, где речь идет о парадоксах, с которыми сигнификация не справляется или которые она же сама и создает.


Напротив, работа фантаста направлена именно на смысл и обрушивает на него всю мощь парадокса. Это как раз соответствует двум состояниям смысла — фактическому и правовому; апостериорному и априорному; одному, в котором смысл косвенно вводится через круг предложения, и другому, в котором он обнаруживается явно, как таковой, посредством разрывания круга и развертки его вдоль границы между предложениями и вещами". Придуманная К. развлекательная математика способствовала выработке качественно нового понимания связи человека и математических закономерностей: как способ проблематизации человеческих событий и как предположение о том, что последние сами по себе суть условия проблемы.

Так, в работе "Динамика частицы" у К. находим: "


;Можно наблюдать, как две линии прокладывают свой монотонный путь по плоской поверхности. Старшая из двух благодаря долгой практике постигла искусство ложиться точно между экстремальными точками — искусство, которого так мучительно не хватает молодой и импульсивной траектории. Но та, что моложе, с девичьей резвостью все время стремилась отклониться и стать гиперболой или какой-нибудь другой романтической и незамкнутой кривой... До сих пор судьба и лежащая под ними поверхность держали их порознь. Но долго так не могло продолжаться: какая-то линия пересекла их, да так, что сделала сумму двух внутренних углов меньше, чем два прямые угла...". Произведения К., а также многочисленные философские, логические, психоаналитические, лингвистические и пр. комментарии к ним сыграли значимую роль в эволюции главных философских направлений 20 ст. (См. также Язык, Языковые игры, Шизоанализ.)

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Asqard, Алексище, Carmen, светлая_, Син, dlareme, Erika A, Exabot [Bot], Gabriela, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, Iren-85, Istanaro, kurlemushe, Kuvaldos, Охотник Гракх, Pal, Parf, Ted, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Кентавр-на-Пегасе, Пономарь, Владимир Львов, Немо