З

ЗДОРОВЬЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

Сообщение психологический словарь » Ср ноя 25, 2009 12:42 am


Здоровье общественное (психологический аспект) (Public Health as a resource) — здоровье населения на групповом и популяционном уровнях, оцениваемое в настоящее время по совокупности медико-демографических, санитарно-статистических и психологических показателей. В 1977 г. определение здоровья, зафиксированное в 1946 г.


Уставом ВОЗ ("состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов"), было дополнено: "…достижение…состояния здоровья населения всего мира, при котором народы смогут вести продуктивную в социальном и экономическом смысле жизнь". Наряду с понятием "индивидуальное здоровье" было введено понятие "З. о.".

Проблема З. о. рассматривается в контексте кросс-культурного подхода, поскольку культура порождает и поддерживает определенные познавательные, поведенческие стереотипы, которые не всегда способствуют как индивидуальному, так и общественному здоровью. Так быстрые социальные изменения и недостаточность социальной поддержки — два главных на сегодняшний день выявленных фактора увеличения средних показателей кровяного давления у популяции.


Исследования показали, что в культурах, поощряющих людей в их эмоциональной зависимости от других, ниже потребление алкоголя, чем в культурах, поощряющих людей в одиночку справляться со своими проблемами. Важным культурным фактором является также степень, в которой человек чувствует себя способным контролировать свою среду. Некоторые психические нарушения (например, депрессия) могут быть вызваны угрозой потери контроля над средой и острым чувством беспомощности из-за этого.

Здоровье как феномен, обусловленный современными культурными дискурсами (концепциями, знаниями), выступает в качестве явления социального бытия. На протяжении веков меняется понимание человеком себя через призму здоровья.


Каждый ориентируется в своей индивидуальной жизни на определенный идеал здоровья, характерный для культуры, к которой он принадлежит. Изменение социальных условий жизни и требований общества к здоровью, приводят к изменению представлений отдельных людей о здоровье, о системе согласования цели поддержания своего здоровья с другими жизненными целями. Впрочем, индивидуальный идеал здоровья может существенно расходиться с социальной нормой.

Человек и его здоровье задаются в рамках культурных семиотических представлений (картин мира). Иногда достаточно определить нечто как болезнь, дать ему медицинское название и соответствующая группа людей начинает чувствовать себя "нездоровыми", ее представители входят в роль больного.


>Разные социальные обстоятельства формируют свои специфические практики медикализации человеческой жизни, предлагая средства для достижения здоровья, создавая сам концепт здоровья. Современные социобиотехнологии производят специфические потребности людей в оказании им медицинской помощи. Понятие здоровья и приемы его обеспечения неразрывно связаны с социальными (медицинскими) технологиями (В. М. Розин, 2000).

В 1965 г. на конференции психологов и общественных служб психического здоровья в Swampscott (США, штат Массачусетс) зародилась как самостоятельное направление "коммунальная психология".


Целью программ общественного психического здоровья стало формирование социальной компетентности населения, направленности на успех, на поддержание и "выращивание" своего здоровья. Коммунальная психология активно использует законы научения в программах модификации поведения. Поведение, паттерны жизненного стиля рассматриваются как фактор риска заболевания. R.


Lane (1966) исследует ролевую социализацию и социальную дезорганизацию как причины девиантного поведения. I. Clausen (1966) операционализирует концепции психической болезни и здоровья в терминах теории социального действия, выделяя такие проблемы, как институционализация лечения, аттитьюды к больным в обществе, отношение между депривацией больных и отчуждением. В центре модели H. Kaplan (1972) три основных понятия: культура, статус-роль и социальные отношения.

Общество может оказывать как развивающее, так и сдерживающее или деструктивное влияние на личность, ее здоровье, что дало основание Э.


Фромму ввести термин "социально заданная ущербность". Поэтому процессами, влияющими на З. о., следует научиться управлять. Психологические мишени для поддержания З. о. выбираются в зависимости от направленности программы лечения, профилактики, реабилитации (специализированная помощь, например, при наркомании, алкоголизме, туберкулезе и пр.), характера социальной общности, на которую нацелено воздействие (семья, учреждение, общество в целом, население города, района, др.), данных психосоматических исследований (о влиянии психологических факторов на соматическое состояние), контекста культуры (транскультурная психосоматика, социо-психосоматика).

Так при проведении профилактических мероприятий в сфере профессиональной деятельности граждан приходится иметь дело с культурой предпринимательства, организационными конфликтами, социально-психологическим климатом в организации и ее подразделениях, уровнем психологической совместимости и срабатываемостью сотрудников, а при разработке психологических программ, нацеленных на семью — с динамикой и структурой семейной системы, распределением семейных ролей, пр. При реализации программ на общегосударственном уровне мишенью психологических программ с целью поддержания З. о. могут стать общественное настроение, обычаи, культурные стереотипы, межнациональные и классовые конфликты, информационные потоки (так отечественными психологами зафиксировано массированное использование средствами массовой информации таких манипулятивных воздействий, как различные виды суггестии, нейролингвистическое программирование, агрессивное вторжение как тип активного навязанного воздействия, нагнетание социальных страхов и пр.), цветовая и звуковая среда обитания человека и пр. Поскольку психологические мишени воздействия меняются, меняются от проекта к проекту и используемые в них психотехнологии. Разработкой таких психотехнологий клинические психологи (это входит в содержание их научной и практической работы) занимаются совместно с социальными, детскими, педагогическими психологами, специалистами в области психологии труда и этнопсихологии, др.

К. В. Кулешова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

Сообщение психологический словарь » Вс ноя 29, 2009 2:27 pm

Здоровье психическое (mental health) — состояние психики, обеспечивающее гармоничное, успешное, устойчивое, гибкое функционирование в трудных ситуациях (выбор операциональных характеристик полноценного психического функционирования человека зависит от общего представления о личности и механизмах ее развития, принятых в той или иной психологической школе). Рассматриваются модели З. п., основанные на (а) позитивном определении здоровья, включающем обобщенные характеристики полноценного психического функционирования индивида; (б) сравнении и противопоставлении патологии (традиционные медицинские классификации психического здоровья).

Российские психологи (Б. Д. Карвасарский, 1982; А. М. Громбах, 1988; А. Ш. Тхостов, 1993; В. В. Лебединский, 1994 и др.) выделяют четыре основные группы людей с разными показателями З. п.: (1) совершенно здоровые, жалоб нет; (2) легкие функциональные нарушения, о чем свидетельствуют эпизодические жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией; (3) люди с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации; (4) клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации.


Основной критерий разделения людей на группы уровня их психического здоровья — наличие жалоб самого человека на трудности жизни среди людей. Эти жалобы связаны с тем мифом о здоровье, который осваивает человек в конкретных социальных условиях (А. Ш. Тхостов, 1993). В этом понимании здоровья-нездоровья решается традиционная задача отделения психической нормы от патологии.

ВОЗ в качестве критериев психического здоровья рассматривает следующие: (а) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического "Я"; (б) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; (в) критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам; (г) соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; (д) способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; (е) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это; (ж) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Б. С. Братусь выделил три уровня З. п.: (1) уровень психофизиологического здоровья (определяется особенностями нейрофизиологической организации психических процессов); (2) уровень индивидуально-психологического здоровья (характеризуется способностью к использованию адекватных способов реализации смысловых устремлений; (3) уровень личностного здоровья (это наивысший уровень, который определяется качеством смысловых отношений человека). И. В. Дубровина разделяет понятия "З. п." (относится к психическим процессам и механизмам) и "психологическое здоровье" (характеризует личность в целом в непрерывной связи с проявлениями человеческого духа). При этом подходе решается задача разделения "психической нормы" и "З. п." (здоровья личности).

Здоровая личность отличается от "нормальной", у которой отсутствуют серьезные психопатологические симптомы.


По мнению Шобена, здоровые личности характеризуются самоконтролем, личной ответственностью, демократизмом и наличием идеалов. Джерард отмечает, что здоровые личности (а) постоянно расширяют свое осознание самих себя, других людей и окружающего мира; (б) развивают свою компетентность в удовлетворении базовых потребностей и в реагировании на опасность; (в) вырабатывают реалистические и отвечающие их потребностям ролевые и межличностные отношения.

Психоаналитическая теория рассматривает любого человека изначально как невротика (испытывает трудности в удовлетворении инстинктивных импульсов и затрачивает много времени на непродуктивную активность), но одних людей в меньшей степени, чем других. "Нормальный" невротик отличается от невротика (1) сбалансированностью подсистем личности, (2) своими защитными тактиками (эго нормального человека содержит больший, чем у невротика, запас сублимированной энергии и тем самым обладает большим количеством социально одобряемых паттернов поведения). З. Фрейд предлагал в качестве критерия здоровья рассматривать способность личности продуктивно работать (ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, справляться с тревогой таким образом, чтобы это не отражалось негативно на поведении) и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения (способность наслаждаться широким спектром эмоций без чувства угрозы, привносить созидательные элементы в удовлетворение сексуальных и агрессивных побуждений).


>Другие психологические теории личности адресуются к структурным и динамическим качествам здоровой личности. С точки зрения структуры здоровую личность можно рассматривать в контексте процесса непрерывных изменений, а не как сложившуюся жестко зафиксированную систему. В ходе такого развития личностные структуры стремятся к обретению все большей гармонии.


Идея самоактуализации, разделяемая большинством гуманистических психологов, подразумевает, что источники прогрессивного развития находятся внутри человека. По Маслоу, для нормального личностного роста требуется сдвиг относительной значимости потребностей от наиболее примитивных (физиологические и потребности безопасности) к наиболее возвышенным и наиболее "человеческим" (в истине и красоте, добре). Самоактуализирующаяся личность достигает гармонично функционирующей иерархии мотивов, в которой не существует конфликта, и где более высокие мотивы больше не блокируются требованиями мотивов более низкого порядка.

В. Франкл в качестве центральной характеристики подлинно человеческого стремления рассматривает самоопределение личности.


Прогресс в направлении самоопределения зависит от приобретения все большего контроля над своей жизнью. Эриксон рассматривал последовательные периоды в жизненном цикле как череду экзистенциальных по своему содержанию конфликтов. Для здоровой личности характерна прогрессирующая интеграция фундаментальных видов переживаний в более широкую систему. Здоровая личность, находящаяся на определенном этапе своего жизненного пути, разрешила экзистенциальные конфликты предыдущих стадий, и, следовательно, способна к конструктивному разрешению фундаментальной проблемы текущей стадии.

К.


Юнг рассматривал проблему прогрессирующей интеграции в развитии личности как прогрессивное движение на пути согласования собственного личного опыта с универсальным человеческим опытом. Цель развития в высвобождении возможностей коллективного бессознательного и ассимиляции их в "Я" (процесс индивидуации). В результате субъект приобретает способность думать, чувствовать и действовать в большей степени на человеческом, нежели на личном (эго-защитном), уровне.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗДОРОВЬЕ СЕКСУАЛЬНОЕ

Сообщение психологический словарь » Чт дек 03, 2009 2:29 am

Здоровье сексуальное — комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви (по определению ВОЗ).

Оценивается З. с. по следующим показателям: (1) способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствие с нормами социальной и личной этики; (2) свобода от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальное взаимодействие; (3) отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

З. с. тесно связано с понятием нормы, которое в сексологии имеет не только моральный, статистический и физиологический контекст, но также возрастной и конституциональный (т. е. индивидуальный) характер. В консультативной и терапевтической практике поддающимся тестированию индикатором З. с. выступает уровень сексуальной адаптации супружеской (партнерской) пары.

С. Т. Агарков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗДРАВОМЫСЛОВ

Сообщение психологический словарь » Пт дек 04, 2009 6:00 pm

ЗДРАВОМЫСЛОВ Андрей Григорьевич (р. 1928) - российский социолог, специалист в области теории и методологии социологии. Окончил философский факультет ЛГУ (1953). Кандидат философских наук (1959), доктор философских наук (1969), профессор.

Работал в лаборатории социологических исследований ЛГУ, ИКСИ, ИМЛ. С 1992 - директор Центра социологического анализа межнациональных конфликтов Российского независимого института социальных и национальных проблем.

З. прорабатывает проблему двойственной (объективно-субъективной) природы интереса как непосредственного побуждения к действию, а также методологические проблемы изучения социальных интересов. Эмпирическая проработка теории интереса связывается З. с изучением динамики отношения к труду и политическим институтам разного уровня. Он создает оригинальную концепцию мотивации трудовой деятельности, согласно которой баланс удовлетворенности-неудовлетворенности трудом зависит от сочетания четырех важнейших компонентов: восприятия оценки (вознаграждения) труда, вовлеченности в содержание выполняемой работы, состояния и восприятия межличностных отношений (включая административно-управленческие) в производственной группе и осознания смысла трудовой деятельности.

Продвижение в осмыслении оснований социального действия связано с публикацией книги З. "Потребности, интересы, ценности" (1986). В условиях постиндустриального общества, считает З., все большее значение приобретает новый тип детерминации социальных действий: от ценностей - через интересы - к потребностям. Особое значение приобретает не столько процесс "познавания и выражения" объективных интересов в идеологических установках политических партий и движений, равно как и в деятельности государственных институтов, сколько процесс "полагания" интересов и их конструирования в ходе политической, экономической и символической борьбы.

Книга З. "Методология и процедура социологических исследований" (1969) посвящена вопросам социологической теории и методологии эмпирических социологических исследований, в ней раскрыт процесс "добычи" социологической информации, начиная от замысла исследования и заканчивая интерпретацией полученных данных; показаны взаимоотношения теоретического и эмпирического знания и возможные коллизии между ними.

З. - автор более 250 научных работ, в том числе:


"Человек и его работа" (1967, соавтор); "Социология конфликта" (1994 и 1995); "Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве" (1997) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Сообщение психологический словарь » Вт дек 08, 2009 4:57 pm

Здравый смысл — совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира. З. с. суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его повседневной жизни фрагменты исторически доступного опыта. Наряду с информацией о природе и общественных отношениях весьма значительную роль в З. с. играют представления, касающиеся межличностных взаимодействий. В естественном языке, выражающем содержание З. с., имеются тысячи слов, обозначающих черты личности, психические состояния человека, мотивы его поведения и т. д. Для современной психологии характерен закономерный интерес к З. с., его содержанию и механизмам, в частности, в таких областях социально-психологических исследований, как теория атрибуции, имплицитная теория личности, изучение социальных стереотипов и т. д. Психологическая наука использует позитивные элементы общечеловеческого опыта и вместе с тем подвергает критическому анализу обыденные, стихийно складывающиеся представления о личности человека и его поведении.

А.М. Эткинд, М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗЕЙГАРНИК

Сообщение психологический словарь » Сб дек 12, 2009 3:11 pm

ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна (1900—1988) — российский психолог, д-р психологических наук (1960), профессор (1965). Закончила психологическое отделение философского фак-та Берлинского ун-та (1927). Работала в психоневрологической клинике Всесоюзного ин-та экспериментальной медицины (ВИЭМ) вместе с Л.С.


Выготским, применяя идеи культурно-исторического подхода к пониманию патологии психики (1931). В годы ВОВ — в восстановительном госпитале (г. Кисегач). Возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ психиатрии МЗ РСФСР (1943—1967), одновременно осуществляла преподавательскую работу в МГУ (с 1949).


Начала свою научную работу под руководством Курта Левина. Обнаруженный З. в ее дипломной работе факт преимущественного запоминания незавершенных действий вошел в мировую литературу под названием "эффект (или феномен) Зейгарник". З. — одна из основоположников отечественной экспериментальной патопсихологии. Плодотворно разрабатывала общие теоретические и прикладные проблемы патопсихологии, вопросы патологии познавательной деятельности, общепсихологические и патопсихологические аспекты личности. Ее исследования заложили основы для изучения таких проблем, как формирование патологических потребностей и мотивов, нарушения самосознания при психических заболеваниях, соотношение развития и распада психики.

Основные труды З.: "К проблеме понимания переносного смысла слов или предложения при патологических изменениях мышления" / "Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии", 1934; "Нарушения мышления при психических заболеваниях", М., 1957; "Патология мышления", М., 1962; "Введение в патопсихологию", М., 1969; "Личность и патология деятельности", М., 1971; "Основы патопсихологии", М., 1973; "Патопсихология", М., 1986; "Очерки по психологии аномального развития личности", в соавт., М., 1980; "Теория личности К. Левина", М., 1981; "Теории личности в зарубежной психологии", М., 1982.

А.Н. Ждан

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗЕЙЛИГЕР-РУБИНШТЕЙН

Сообщение психологический словарь » Вт дек 15, 2009 12:41 pm

ЗЕЙЛИГЕР-РУБИНШТЕЙН Евгения Иосифовна (1890—1969) — российский психолог, д-р психологических наук (1963), профессор (1935). Закончила Одесские высшие курсы при историко-филологическом фак-те, а затем в течение двух лет училась в Берлине в Дошкольном педагогическом ин-те. Научную деятельность начала в Высшем ин-те народного образования в г.


Одессе, где под руководством Н.Н. Ланге разрабатывала проблемы теории и практики детской игры. Переехав в 1922 г. в Петроград, З.-Р. работала под руководством М.Я.


Басова в педагогическом ин-те им. А.И.


Герцена, где занималась разработкой метода объективного наблюдения, проблемой развития интереса к учебе, изучала психологические особенности детей дошкольного возраста, исследовала роль, значение и внутренние механизмы игровой деятельности ("Психологические наблюдения над детьми в условиях педагогической среды", 1924; "Структурный анализ и внутренние механизмы детской игры", 1924; "Опыт объективного изучения детства", 1924). В период всеобщего увлечения педологией выступала против ошибок и извращений в психолого-педагогической практике. В 1940—1970-е гг. предметом ее исследования становятся вопросы воспитания детей в дошкольном возрасте, а также проблемы истории психологии. Она изучает педагогическое наследие русских революционных демократов А.И. Герцена, Н.П.


Огарева. За монографию "Вопросы воспитания в жизни и творчестве А.И. Герцена" была в 1963 г. удостоена премии им. К.Д. Ушинского. Эта работа была защищен З.-Р. как докт. дис.

Н.А. Даниличева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗЕЛЬЦ

Сообщение психологический словарь » Чт дек 17, 2009 3:55 am

ЗЕЛЬЦ (Selz) Отто (1881—1944) — немецкий психолог, последователь Вюрцбургской школы. В 1909 г. получил образование в Мюнхенском ун-те, с 1912 по 1923 г. работал в Берлинском ун-те. С 1923 г. — профессор и директор Института психологии и педагогики в Бадене. Ред. журналов "


;Archiv für die gesamte Psychologie" и "Psychotechnische Zeitschrift". Погиб в нацистском концлагере. В своих научных исследованиях стоял на позициях близких Вюрцбургской школе. Проводил исследования мышления, в которых обнаружил детерминированность мыслительных процессов со стороны структуры решаемой задачи.


Установил, что задача, которая ставится экспериментатором, и задача, которая реально решается испытуемым, могут сильно различаться. Задача предстает перед испытуемым как некий "проблемный комплекс", завершенность которого может быть достигнута лишь при отыскании недостающего элемента. Описал ряд интеллектуальных операций (абстракцию, дополнение комплекса, репродукцию свойств), благодаря которым возможно такое завершение.

Трактовка мышления как процесса воссоздания целостности структуры проблемной ситуации оказала влияние на изучение мышления в гештальтпсихологии, а также на целый ряд исследований механизмов творческого мышления. З. автор монографий: "


Über Gesetze des geordneten Denkverlaufs", (Bonn, 1922); "Zur Psychologie des produktiven Denkens und Irrtums. Eine experimentelle Forschung", т. 2, Bonn, 1922. В русском пер.: "Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности", 1924.

И.М. Кондаков, В.В. Умрихин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗЕНОН

Сообщение психологический словарь » Вс дек 20, 2009 2:10 am

ЗЕНОН Элейский (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель элейской школы (6—5 вв. до н.э., г. Элея, Южная Италия). Согласно ряду источников, родоначальником школы был Ксенофан, прибывший на склоне лет в Элею. По сведениям Диогена Лаэртия, З. был учеником и приемным сыном Парменида. Как представитель указанной философской школы З. отстаивал мысль о единстве и неподвижности истинно сущего бытия. Соответственно в теории познания З. содержалось резкое противопоставление разумного знания знанию чувственному: основывалось оно на недоверии к той картине окружающего мира, которая доставлялась чувствами, и на основе убеждения в превосходстве ума над ощущениями. Только ум, считали элеаты (и З.), ведет к достоверной и незыблемой истине. Но тем не менее, по мысли З., даже недостоверные "мнения", добытые на основе чувств и ощущений, необходимо знать. В рамках задачи отстоять от критиков воззрения Парменида З. выдвинул 45 "доказательств" о едином, неразделимом и неизменном бытии (до нас дошло 9). Отрицая в чувственном бытии всякую непрерывность, З. доказывал немыслимость последней вообще, то есть немыслимости множественности и подвижности (движения). Из немыслимости непрерывного чувственного бытия З. выводил непрерывность уже как "предмет чистой мысли". По мнению ряда исследователей, философский и логический метод З. сходен с тем, что в математике называют "доказательством от противного". З. принимает условно тезисы противника (что пространство может мыслится как пустота, как отдельное от наполняющего пространство вещества; что мыслимо существование множества вещей; что может быть мыслимо движение). Приняв их условно, З. доказывает, что признание их ведет к противоречиям. Следовательно, пустота, множественность и движение не мыслимы. Известно различное количество сочинений З., но наиболее часто отмечаются четыре:


"Споры", "Толкование Эмпедокла", "Против философов", "О природе". Чаще всего принято ссылаться на выдержки, содержащиеся в "Физике" Аристотеля и в комментариях к ней. Аристотель полагал, что З. "выдумал диалектику" как искусство постижения истины посредством диалога или истолкования противоположных мнений.

Говорил о нем, как о мастере критического анализа принятых мнений или опровержения тезиса противника путем "доведения до абсурда". Аргументы З. были ориентированы на доказательство наличия действительных противоречий в состоянии вещества, времени и пространства как состоящих из реально раздельных частей. Именно это и хотел опровергнуть З. в положительном учении, которое он доказывал отрицательным путем. Платон называл З. ловким изобретателем, "чье антилогичное искусство способно внушать слушателю, что одно и то же подобно и неподобно, одно и множественно, покоится и движется". По мысли Гегеля, З. "различает объективную и субъективную диалектику" и "зенонова диалектика материи доныне не опровергнута". Логические парадоксы З. традиционно называются "апориями" (древнегреч.: а — частица отрицания, poros — выход; aporia — безысходность, безвыходное положение, затруднение, недоумение) — термин, которым античные философы фиксировали непостижимые для них противоречия в понятиях движения, времени и пространства и т.п. Наиболее известны дошедшие до наших времен апории З. —


"Ахилл и черепаха", "Стрела", "Стадий" или иначе "Дихотомия", "Движущиеся тела". З. занимался установлением противоречий в области текущей множественности и полагал, что истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений. По поводу множественности З. подчеркивал: если все состоит из многого, если сущее реально делится на части, то каждая из частей становится бесконечно малой и бесконечно большой. Имея вне себя бесконечное множество прочих частей, она составляет бесконечно малую часть всего, а слагаясь сама из бесконечного множества частиц, будучи делима до бесконечности, она представляет величину бесконечно большую.


Если признавать, что все частицы имеют величину и делимы, если признавать, что многое, то есть частицы всего не имеют никакой величины и не делимы, то выходит, что все оказывается равным ничему. То, что не имеет величины, не может присоединиться к другому и его увеличить (нуль не есть слагаемое).

Поэтому и все состоящее из неделимых, лишенных величины, само не имеет величины, или материальное ничто. (Прокл указывал, что сочинения З. содержат 40 аргументов против множества.) В "Дихотомии", согласно Аристотелю, доказывается "несуществование движения на том основании, что перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца". Тем самым З. постулировал, что в применении к моменту времени нельзя говорить ни о движении, ни о покое. Эти понятия, по З., имеют смысл лишь относительно промежутка времени, в течение которого тело может менять свое место — и тогда оно движется; либо же не менять его, — и тогда оно покоится. Немыслимость движения одного отдельно взятого тела доказывается З. в апории "Летящая стрела". Стрела летит, значит движется в пространстве, но в то же время она в каждое мгновение полета занимает пространство равное собственной длине, т.е. находится в покое. То есть пребывает в пределах части пространства, а значит в нем неподвижна.


Таким образом все движение разлагается на моменты покоя, а значит представляет внутреннее противоречие, так как из ничего нельзя составить положительную величину. Выходит, по З., что летящая стрела движется и не движется. Но движение не мыслится и как движение двух тел относительно друг друга (см. апорию "Ахилл и черепаха"). По мысли З., чтобы пройти известное пространство, движущее тело должно вначале перейти половину этого пространства, а для этого половину этой половины и так до бесконечности, то есть тело никогда не двинется с места. Именно на этом основании быстроногий Ахилл никогда не может догнать медлительную черепаху. Логические парадоксы З. в определенном смысле не утратили актуальности и сегодня.

Е.Н. Вежновец

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Ср дек 23, 2009 2:29 pm

ЗЕНОН Элейский (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель элейской школы (6—5 вв. до н.э., г. Элея, Южная Италия). Согласно сведениям Диогена Лаэртия, был учеником и приемным сыном Парменида. Аристотель считал 3. создателем диалектики как искусства истолкования противоречий. Основную задачу своей философии видел в защите и обосновании учения Парменида о неизменной сущности истинного бытия ("все есть одно") и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Истина сущего, по мнению 3., обнаруживается только посредством мышления, чувственный же опыт ведет к обнаружению множественности вещей, их разнообразия и изменчивости, и, следовательно, к недостоверности. Факт противоречия между данными опыта, с одной стороны, и их мыслительным анализом, с другой, был выражен 3. в форме апорий (греч. aporia — затруднение, недоумение). Все апории 3. сводятся к доказательству того, что: 1) логически невозможно мыслить множественность вещей; 2) допущение движения ведет к противоречиям.


>Наиболее известны его апории, направленные против возможности движения: "Дихотомия", "Ахиллес", "Стрела", "Стадий". Так, апория "Ахиллес" фиксирует, что в противоречии с чувственным опытом быстроногий Ахиллес не может догнать черепаху, т.к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она все же успеет проползти некоторый отрезок, когда же он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет, и т.д. Согласно 3., при попытке помыслить движение, мы неизбежно наталкиваемся на противоречия, из этого следует вывод о немыслимости, а тем самым и о невозможности движения вообще.

М.Р. Дисько

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗЕНОН-СТОИК

Сообщение психологический словарь » Вс дек 27, 2009 8:49 am

ЗЕНОН-СТОИК (346/336/333—264/262 до н.э.) — древнегреческий философ (из Китиона на Кипре). Ученик школы киников, с 300 до н.э. — родоначальник философии стоиков. З. приобрел для себя и своих друзей узорчатую колоннаду, портик ("портик" произносится по гречески "стоа"), где и основал собственную философскую школу. Сочинения З. дошли до наших дней лишь во фрагментах: "О жизни, согласной с природою", "Пифагорейские вопросы", "Всеобщие вопросы", "Этика", "Логика", "Государство" и др. Ввел термин "каталепсис" ("понятие").


Сформулировал две отправные позиции стоического миросозерцания: "То, что в нашей власти" и "То, что не в нашей власти". По З., знание — лишь средство для достижения мудрости. В единой целостной системе философии З. взаимодополняли друг друга этика кинизма, физика Гераклита и ряд доктрин Аристотеля. Физику и логику, отдавая приоритет первой, З. подчинял этике. Пафосом воззрений З. была их практическая направленность, подчиняющая знание действию, а также нравственность, ориентированная на достижение добродетели.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗЕНЬКОВСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Чт дек 31, 2009 11:40 am

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881—1962) — российский философ, психолог, религиозный и общественный деятель России и российского зарубежья. Окончил Киевский ун-т св. Владимира, где учился у Г.К.


Челпанова, дружеские отношения с которым поддерживал на протяжении многих лет. Работал директором Киевского фребелевского ин-та дошкольного воспитания. С 1912 г. приват-доцент, а затем профессор Киевского ун-та. В 1919 г. — министр культуры и вероисповедания в правительстве Скоропадского. Эмигрировал в Югославию, затем в Прагу. С 1927 г. — в Париже, где был зав. кафедрой философии и деканом


Свято-Сергиевской духовной академии, руководил религиозно-педагогическим кабинетом (1927—1958), редактировал "Бюллетень религиозно-педагогического кабинета". Организатор и участник общеэмигрантских педагогических съездов и русского студенческого христианского движения. В 1942 г. принял сан священника, продолжая научную деятельность в области религиозной психологии, философии и педагогики. В воззрениях З. органично соединились русская и западноевропейская культуры, философские и психологические взгляды с православной религиозной мыслью. В юности увлекался идеями В.С. Соловьева и Л.М. Лопатина. Как психолог выполнил под руководством Г.К.


Челпанова исследование "Современное состояние психофизиологической проблемы", в котором выступал против идеи психофизического параллелизма и экспериментальной психологии А.П. Нечаева и В.М. Бехтерева, которые, по его мнению, игнорировали общую теорию души. Позднее выступал с этих же позиций против бихевиоризма.


В своих работах ("О сравнительной психологии, 1897; "Курс общей психологии, 1925) отстаивал идею целостной личности в единстве ее интеллектуальной и эмоциональной сфер, рациональных и иррациональных областей. Исследовал вопросы психологии детства ("Психология детства", 1924) в контексте своей концепции эмоционального понимания детской души. Изучал воздействие экстремальных жизненных ситуаций (войны, революция, эмиграция) на психическое состояние детей.

В основу своей периодизации детства положил идею "иерархической конституции" — структуры человеческой личности, в которой выделял три части: тело — душа — дух. Каждая из частей личности доминирует на определенном этапе психического развития ребенка и, как подчеркивал З., необходимо учитывать эти ступени духовного совершенствования при выборе задач и средств воспитания (от рождения до 6 лет, от 7 до 12 лет, от 13 до 15 лет и от 16 до 18 лет).


При этом главную задачу развития личности видел в том, чтобы обрести самих себя, и в ее решении молодым должны помочь взрослые. З. утверждал, что человек не может быть понят вне его социальных связей, а социальное воспитание призвано стать могучим фактором прогресса, развития потребности в солидарности, активности человека. Предостерегал как от привнесения в школу элементов партийности, классового подхода и национализма, так и от антисоциальности. Основными факторами социализации личности рассматривал как институты социализации (семья, школа), так и традиции, науку, искусство и религию. Понимание З. роли религии в развитии и воспитании личности значительно изменялось на протяжении жизни.


Им были сформулированы принципы православной педагогики, в которой сочетаются религиозно-нравственные идеалы и общечеловеческие ценности. З. занимался также вопросами истории философии, психологии и педагогики. Историософская схема, примененная им в "Истории русской философии" (1991), была впоследствии методологически использована в историко-педагогических работах. Он одним из первых дал очерк истории русской педагогики XX века, соединив в нем Россию, русское зарубежье и советский период.

О.Е. Осовский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ

Сообщение психологический словарь » Вс янв 03, 2010 7:05 pm

ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ — понятие, введенное в научный оборот Рорти для характеристики классической философской традиции. Функции З.П. в таком контексте исполняет ум, выступающий основным цензором человеческих репрезентаций. Представление об уме как о "зеркале" связывается Рорти с философскими системами, восходящими к Декарту и Канту и стремящимися выявить "основания" философского знания, а также показать, что только философия может претендовать на постижение Абсолютной Истины.


С помощью эмпирических методов поверхность З.П. подвергается шлифовке, которая улучшает его свойства, анализирует репрезентации и элиминирует те из них, которые не соответствуют истине. В этом ракурсе "познать — значит точно репрезентировать то, что находится вне ума". Генеалогия З.П. как определенного подхода возводится Рорти к терминам "ума" как отдельной сущности (философия Декарта), "ментальным сущностям" (философия Локка) и к трактовкам философии как той области, где достигается подлинная рефлексивная глубина и где конституируются убеждения, обосновывающие деятельность человека и раскрывающие, таким образом, смысл человеческой жизни.


Идея З.П. связана, по Рорти, с концепцией, идущей от традиции Декарта — Локка — Канта и показывающей, что человеческая деятельность должна происходить в рамках строго определенного каркаса, который исходно изолирован от субъекта — уже до того, как тот осуществляет исследование мира.

Философия, основанная на презумпциях "образа-отражения" и З.П., верит в абсолютную истину и формулирует принципы, согласно которым она может либо принимать, либо отвергать определенные культурные течения. Философ такого склада превращается, по мысли Рорти, в амбициозного "познавателя сущностей", имеющего в своем распоряжении некий абсолютный критерий, позволяющий ему судить о том, какие из предложенных теорий соответствуют истине, а какие — нет. Понятие "З.П."


Рорти считает правомерным связывать не только с картезианско-кантианской традицией, но также и с программой аналитической философии. На фундаменте веры во всемогущую силу ума, который может объяснить и классифицировать все существующие явления, философия превратилась, по мысли Рорти, в цензора, определяющего каждой науке ее место в культуре. Такое понимание природы философского знания Рорти полагает необходимым конструктивно преодолеть.

И.А. Белоус

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗИГЛЕР

Сообщение психологический словарь » Вт янв 05, 2010 11:19 am

ЗИГЛЕР (Zigler) Эдвард (р. 1930) — профессор психологии и директор Исследовательского Центра Психологии развития ребенка и Социальной Политики (Йельский ун-т, Нью-Хэвен, США), правительственный консультант по вопросам защиты прав ребенка и семьи (Министерство здоровья США). Образование получил в ун-те Миссури (Канзас, 1954 г.), докт. дис. защитил в ун-те Техаса (Остин, 1958 г.). С 1959 г. преподает в Йельском ун-те. З. является одним из наиболее известных детских психологов США, принимающих активное участие в формировании официальной политики по вопросам общего и специального школьного образования. Он автор более 600 книг и статей, чл. правлений более 20 различных правительственных и общественных организаций, деятельность которых посвящена вопросам детского нормального и девиантного развития и общего и специального школьного образования. Профессиональная деятельность З. в психологии и педагогике осуществляется в русле трех основных направлений. Прежде всего, его работы оказывают существенное влияние на теоретические представления об умственной отсталости и практическую политику специального образования для умственно отсталых детей ("A developmental approach to adult psychopathology" / with Glick, M./, N.Y.,


Wiley, 1986). З. был одним из первых, кто предложил рассматривать умственно отсталого ребенка как "целостного человека", соединяя усилия и знания медиков, психологов и педагогов и привлекая представления о законах нормального развития для понимания и стимулирования движущих сил развития умственно отсталых детей. Он был одним из вдохновителей и организаторов Йельского проекта организации сетей социальной поддержки для семей, воспитывающих умственно отсталых детей.

Результаты этого проекта показали, что создание таких сетей не только оказывает развивающее и стимулирующее влияние на самих детей, но также несет в себе образовательный положительно-эмоциональный заряд для родителей и педагогов умственно отсталых детей ("Understanding mental retardation" / with Hoddap, R./, N.Y., Cambridge University Press, 1986). З. также считается одним из создателей психологического направления, известного как психопатология развития (developmental psychopathology). Теоретические работы З., связанные с сопоставлением законов нормального и девиантного развития, составили "золотую библиотеку" этого направления. Они позволили обогатить психологию "нормальности" и "девиантности" его работами по психологии и педагогике умственной отсталости. З. является одним из основателей и идеологов движения "Поддержка на Старте" (Head Start), начавшегося в 60-е годы в рамках государственной программы "Война с бедностью" и продолжающегося до сих пор ("Head Start: The inside story of America’s most successful educational experiment" / with, Muenchow, S./, N.Y., Basic Books, 1992).


Задачей этого движения является разработка образовательных и социальных программ и создание сетей социальной поддержки для детей из наиболее обездоленных слоев американского общества. З. — лауреат 50 различных государственных и общественных премий и наград, среди которых почетные звания "Герой Образования" и "Инноватор Образования".

Е.Л. Григоренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗИММЕЛЬ

Сообщение психологический словарь » Пт янв 08, 2010 6:03 pm

ЗИММЕЛЬ (Simmel) Георг (1858-1918) - немецкий социолог и философ, культуролог. Основоположник формальной школы (см.) в социологии, представитель поздней философии жизни. Окончил философский факультет Берлинского университета. С 1901 - экстраординарный профессор Берлинского, лишь с 1914 - профессор Страсбургского университетов (в 1908 М. Вебер предлагал З. на должность профессора в


Гейдельберге, но министерство было против; в 1915 Риккерт пытался пригласить его в Гейдельберг, но вновь тщетно). В разные периоды жизни З. испытал влияние идей Э. Кассирера и А. Бергсона. В круг его общения входили также Э. Трельч, С. Георге, П. Эрнст, Р.М. Рильке и мн. другие. У него учились Блох (см.) и Лукач (см.), его влияние испытали Визе (см.), А. Фиркард, Плеснер (см.). А. Смолл (см.) и Р. Парк много сделали для распространения его идей в Америке, а Хоманс (см.) и Козер (см.) видели в нем своего предтечу. При жизни получили известность прежде всего его социологические идеи, но вскоре и они во многом были забыты.

Осознание значимости З. как философа произошло значительно позже, чему способствовало (кроме всего прочего) и его самоопределение как социолога. В последнее время наблюдается ренессанс его и социологических, и культурологических идей. З. перестает восприниматься "забытым" социологом (философом): наследие З. обширно, но сложно поддается тематизации и дисциплинарной рубрикации, что во многом связано и со спецификой его эссеистического стиля письма. Автор многочисленных работ (30 книг, 25 из которых было опубликовано при жизни): "Социальная дифференциация" (1890); "Введение в моральную науку" (1892-1893); "Философия денег" (1900); "Кант" (1904); "Социология" (1908); "Основные проблемы философии" (1910); "Философская культура" (1911); "Рембрант" (1916); "Созерцание жизни" (1918) и др.

Не проста творческая эволюция З.


Выделяют, как правило, три этапа развития его идей: ранний социологический, который в целом можно охарактеризовать как натуралистический; неокантианский - период философского обоснования его концепции социологии; период философии жизни (в основном философский). Иногда указывается возможность перехода к четвертой фазе творчества (философии и социологии действия), наметившийся в 1917.


Однако представляется возможным и целостный взгляд на его наследие, пронизанное сквозными темами формы, жизни и культуры, отмеченное переплетением философского, социологического и культурологического ракурсов подхода к большинству анализируемых проблем. Из тезиса о ценностях как находящихся по ту сторону каузальности, З. продуцировал идею деятельности гуманитария как "трансцендентального формотворчества", осуществляющегося личностью с ее априорно заданным способом видения. Формы видения организуют различные возможные "миры" культуры (религия, искусство, философия, наука и др.), со своей внутренней уникальной "логикой". В третий период творчества З. переинтерпретировал этот круг идей, исходя из тезиса о жизни как реализуемой в самоограничении посредством ею же самою создаваемых форм. Если на витальном уровне граница жизни полагается смертью, которую первая несет в себе самой (чем индивидуальнее человеческая личность, тем больше умирает вместе с индивидом, который оказывается более "способным к смерти"), то на более высоком уровне жизнь превозмогает себя саму, порождая формы культуры.


Жизнь "трансцендирует" в "повороте оси" свой собственный процесс, вычленяя из себя содержание "большее, чем жизнь", становясь "более жизнью". Формы, будучи порождены жизнью, противостоят ей в ее изменчивости как устойчивые образования, стремясь к максимальной собственной автономии. Со временем порожденные жизнью формы начинают, окостеневая, "давить" жизнь, которая стремится их, несмотря на инерциональность и сопротивление последних, заменить другими, более адекватными формами.

Таким образом, культура постоянно "культивирует", пролагая "путь души к себе самой".


Этот бесконечный процесс смены форм порождает постоянные конфликты (идея, подхваченная и развитая Козером в социологии конфликта) и антиномичность содержания и формы, субъективности и объективности, духа и души (а в конечном счете - культуры и жизни). Неизбывность конфликтов и антиномий порождает "трагедию культуры". Однако конфликты обеспечивают и новые формы единения людей. В качестве характеристики современного общества З. отмечает борьбу жизни против принципа формы как такового, т.е. против культуры вообще. Давление форм развитой "современной культуры" отчуждает человека от жизни, и единственным средством регуляции поведения оказывается индивидуальный поиск личностной идентичности и ее выражение в субъективной культуре.


Дух, опредметившись, начинает противостоять душе. Противостоять этому можно только через взращивание индивидуальной жизни на основе "индивидуального" нравственного закона.

Таким образом, если у Маркса (см.) человек отчуждается от "родовой сущности", возврат к которой возможен только через устранение отчуждения, то З. переворачивает отношение - отчуждение создает соответствующего времени человека, способствует его индивидуализации. В своей версии формальной социологии З. - в отличие от Визе или Тенниса (см.) - не делал радикального шага к абсолютизации принципа формы перед содержанием, а наоборот, пытался "согласовать" их как универсальный способ воплощения с изменчивостью целей, мотивов и побуждений, образующих "содержание" (и более того, оспаривал в конце жизни сам принцип формы). Отсюда наличие у З. наряду с "чистой" социологией, задачами которой является типология и анализ форм, "философской" социологии, прослеживающей исторические судьбы этих форм в их социокультурной конкретике, т.е. их инверсии. Кроме того, им выделялась "общая" социология, занимающаяся конкретикой данности.

Общество понимается З. как совокупность форм, организующих социальную жизнь, и как совокупность складывающихся связей людей. Оно характеризует взаимодействие людей прежде всего в аспекте оказываемых взаимовлияний и взаимоопределений, выражает их обобществленное бытие как форм, в которых индивиды на основе пересекающихся и совпадающих интересов образуют некоторые единства. Последние и являются собственно предметом социологии. Бытие - обществом (а не общество как объемлющая форма, которую З. в конечном итоге исключает из своего анализа), ориентирует на взаимоотношение индивидов.


Однако поскольку индивидуальное недоступно "понятию", постольку необходимо выявление априорных форм созерцания, вводящих представления о типической значимости и сопряженности с другими. Отсюда концепция понимания З., предполагающая "наложение" понимания мотивов и объективных значений, выкристаллизовывающихся через воссоздание в себе актов, позволяющих "войти в душу" другого, т.е. актов трансцендирования за собственные пределы. Понимание как отношение одного духа к другому - основное событие человеческой жизни, постоянно дополняемое актами самосознания, обеспечивающими знание себя как другого. Схватывая в понимании другого как тип, мы сами индивидуализируем его, приписывая ему уникальные свойства, часто не имеющие ничего общего с действительностью.


Тем самым мы никогда не редуцируем полностью индивидуальное к социальному как типизированному, но без него не можем "понять" это индивидуальное. В самосознании же мы пытаемся типизировать собственную уникальную индивидуальность. История разворачивается как закономерность, отмечает З., но это закономерности индивидуального ("случая", "судьбы"), внутри сложившихся форм или в их смене. Человек существует в нескольких культурных мирах, он задается (определяется) ими, но и ни каким-либо одним из них. В рефлексии понимающий субъект движется между мирами, но сохраняет их противоположенности как разные возможности, научаясь обращаться с ними. Проблему здесь, по З., надо скорее видеть, чем разрешать. Сам З. в совершенстве владел этим искусством, что дало основание Хабермасу (см.) оценить З. как непревзойденного "диагноста", увидевшего в начале 20 в. проблемы, с которыми человечество продолжает сталкиваться и в конце прошлого века.

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], на лошади весёлой