З

З

Сообщение психологический словарь » Чт июн 11, 2009 8:09 am

З

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАБЫВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт июн 12, 2009 7:09 pm

Забывание — постепенное уменьшение возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп З. зависит от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т. д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта.


Согласно интерференционным теориям (Б. Андервуд, 1964; Д. Серасо, 1967), З. представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. По Р. Аткинсону (1968), долговременная память вечна, а З. происходит следующим образом: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря которому активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище долговременной памяти; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) и приводят к эффекту З. Но и эта теория уязвима, так как не объясняет всех феноменов З. В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены З., была связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАВАЛОВА

Сообщение психологический словарь » Ср июн 17, 2009 9:52 am

ЗАВАЛОВА Наталья Дмитриевна (1928—1983) — российский психолог, д-р психологических наук (1973). Закончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1952), работала в НИИ авиационной и космической медицины (1957—1983). В работах З. исследовались проблемы психической регуляции действий оператора, надежности человека в затрудненных условиях профессиональной деятельности, рассматривались вопросы пространственной ориентировки, принципы распределения функций между человеком-оператором и системами автоматического управления, проблемы системной методологии исследования операторской деятельности. З. внесла весомый вклад в научное обоснование и создание нового направления исследований, лежащего на стыке авиационной и инженерной психологии — авиационной инженерной психологии (Методы инженерно-психологических исследований в авиации, 1975, в соавт.), в изучение психических состояний человека в особых условиях летной деятельности, в разработку и экспериментальное изучение принципа "активного оператора" (совместно с Б.Ф.


Ломовым и В.А. Пономаренко), нашедшего широкое практическое применение при проектировании автоматизированных систем управления. Участвовала в создании концепции образа полета (совместно с В.А. Пономаренко), послужившей методологической основой для определения инженерно-психологических требований к средствам отображения информации на перспективных летательных аппаратах ("Принцип активного оператора в инженерной психологии" / Инженерная психология, 1977, в соавт. с В.А. Пономаренко; "Образ в системе психической регуляции деятельности", 1986, совм. с Б.Ф. Ломовым и В.А. Пономаренко).

Н.В. Крылова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Сб июн 20, 2009 11:50 pm

Зависимое поведение — разновидность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения.

Считается, что в структуре каждой зависимости можно отметить признаки увеличения толерантности, прогрессирующее забвение альтернативных интересов, продолжение З. п., несмотря на его очевидные вредные последствия. З. п. может формироваться на базе аддиктивного, патохарактерологического и психопатологического типов девиантного поведения. При аддиктивной форме З. п. формируется в связи с гедонистической мотивацией ("феноменом “жажды острых ощущений”" по В. А. Петровскому), при патохарактерологическом основывается на одном из типов личностного расстройства или нередко на гипертимной или шизо-эпилептоидной акцентуациях характера, при психопатологическом — на базе основных симптомов психического заболевания.

К З. п. относят: зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, опиоидов, седативных и снотворных веществ, кокаина, стимуляторов, включая кофеин, галлюциногенов, табака, летучих растворителей), от приема пищи (анорексия, булимия), сексуальные девиации и перверсии (парафилии), патологическую склонность к азартным играм, воровству, поджогам, бродяжничеству и пр.

В настоящее время отсутствуют общепризнанные критерии диагностики З. п. и дифференциальной диагностики патологических и непатологических форм зависимостей.


Можно предполагать, что основой дифференциации является не количественные, но качественные признаки. К признакам патологического З. п. можно отнести наличие эпизодов измененных состояний сознания при реализации зависимости, непреодолимость зависимости, невозможность противостоять стремлению его реализовать, стереотипизация поведения и "синдром отмены".

Спорным остается вопрос о связи З. п. с наличием черт зависимой личности, к которым относят в случае зависимого личностного расстройства по МКБ-10: 1) неспособность принимать решения без советов других людей; 2) готовность позволять другим принимать важные для себя решения; 3) готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы; 4) затруднения начать какое-то дело самостоятельно; 5) готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих; 6) плохая переносимость одиночества — готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать; 7) ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; 8) охваченность страхом быть отвергнутым; 9) легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны. К характеристикам зависимой личности вне личностного расстройства можно отнести такие индивидуально-психологические параметры, как инфантильность, внушаемость и подражательность, прогностическая некомпетентность, ригидность и упрямство, наивность, простодушие и чувственная непосредственность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, эгоцентризм, яркость воображения, впечатлений и фантазий, нетерпеливость, склонность к риску и "вкус опасности", страх быть покинутым.

Можно предполагать существование единого и универсального механизма патологического З. п. В процессе социализации и с участием врожденных и приобретенных церебральных нарушений происходит становление черт зависимой личности.


Важна роль "опыта разлуки", приобретаемого в детском возрасте, и некоторых психофизиологических механизмов, приводящих к психическому инфантилизму и повышенной внушаемости. Формирование клинических вариантов расстройств зависимого поведения (наркотического, игрового, пищевого, сексуального, религиозного) стихийно и связано со спецификой референтной группы. Зависимая личность создает каркас, на который "нанизываются" зависимости-фетиши. Они могут быть устойчивыми (монофеноменологичными), стабильными и неустойчивыми (полифеноменологичными) со склонностью к изменению фетишазависимости.

В. Д. Менделевич

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАВИСИМОСТИ. КОНЦЕПЦИИ

Сообщение психологический словарь » Чт июн 25, 2009 3:02 pm

Зависимости. Концепции — 1) расстройство мотивационно-потребностной сферы человека, которое: (а) характеризуется подчинением всей мотивационной сферы индивида такой потребности, которая не является физиологически обусловленной, базовой; не является конвенционально принятой социальной или культуральной нормой, но субъективно переживается как жизненно необходимая.


Формируется в специфической ситуации; при отсутствии такой ситуации (провоцирующего фактора) не возникает.


Не поддается сознательному контролю и регуляции; (б) является фактором, ограничивающим адаптационные возможности поведения.


Ситуативная или длительная депривация такой потребности, например, отсутствие объекта зависимости, является помехой нормального (эффективного, стабильного и комфортного) повседневного функционирования личности, вызывает затруднения в социальной и психологической адаптации и/или приводит к субъективному переживанию тяжелого личностного дискомфорта; (в) вынуждает личность к регулярному и постоянно возобновляющемуся поиску источника удовлетворения потребности, связанного с объектом зависимости. Удовлетворение такой искаженной потребности является временным, и по истечении некоторого срока потребность в объекте зависимости актуализуется вновь. В состоянии психологической зависимости может нарушаться критичность по отношению к объекту зависимости и/или затрудняться критическое осознание этой зависимости.


Источник психологической зависимости может выступать для личности в качестве объекта сверхценного отношения. Объект (ситуация) зависимости может служить источником субъективно-комфортного состояния или средством стабилизации неблагоприятных личностных состояний. Состояние психологической зависимости следует отличать от признаков зависимой личности (F60.7 — согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра).

2) аномальное поведение, которого придерживается человек, так как ожидает от него получить удовольствие. Условия возникновения: (а) наличие повторяющейся потребности ("Хочу это сделать"); (б) потеря контроля над этой потребностью ("Не могу поступить по-другому, прекратить это поведение").


Зависимость может быть физической и психологической. Известные формы проявления зависимости: наркомания, алкоголизм, лекарственная зависимость, зависимость от работы, секса, телевидения, азартных игр, общения с другими, пр.

3) разновидность расстройства личности, при котором она настолько опирается на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения. Люди, страдающие зависимостью, более уязвимы перед другими расстройствами, такими как фобии и депрессии. Предлагаются следующие возможные объяснения зависимости: (а) с точки зрения психоанализа, при зависимости возникает фиксация на оральной стадии, проявляется детское неосознанное желание иметь надежную о себе заботу и опеку; (б) бихевиористские трактовки подчеркивают побочный опыт при научении, когда зависимое поведение вознаграждалось, а независимое поведение подвергалось наказанию; (в) когнитивные объяснения подчеркивают роль особой схемы мышления, для которой характерно убеждение, что независимость подразумевает одиночество. Человек, страдающий зависимостью, может также необоснованно считать себя неполноценным и поэтому будет нуждаться в ком-то, кто сможет помогать ему бороться с жизненными невзгодами.

Н. Д. Творогова, Р. А. Прокопишин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАВИСИМОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Сб июн 27, 2009 5:10 pm

Зависимость (в психологии развития) — повышенная привязанность ребенка к взрослому. Понятие З. разрабатывалось в рамках неопсихоаналитического подхода к интерпретации взаимоотношений ребенка раннего возраста с матерью. Индивид ведет себя зависимым образом каждый раз, когда показывает, что другие люди удовлетворяют и подкрепляют его. В американской психологии акцентируется стремление ребенка к вниманию, близости и одобрению взрослых как таковым, а не к удовлетворению других потребностей. Различают инструментальную и эмоциональную З.

Многие авторы включают в понятие З. поиски физического контакта; стремление быть поблизости; поиски внимания; поиски оценки и одобрения; протест против разлуки; поиск помощи; задавание вопросов — хотя мотивы двух последних видов поведения трудно толковать однозначно. Критерием может служить тот факт, что зависимый ребенок в действительности не нуждается в помощи или информации самих по себе и они служат для него средством для контактов со взрослыми.

Основные проблемы, которые рассматриваются в связи с зависимым поведением: значение для появления З. как социальных и индивидуальных характеристик матери, так и индивидуальных характеристик ребенка; особенности диадического общения: стиль взаимоотношений матери и ребенка, собственная активность ребенка и его воздействие на мать, как мать понимает ребенка и как ребенок управляет поведением матери. Обсуждаются и проблемы разлуки с матерью, характер привязанности, влияющие на развитие зависимого поведения.

Н.Н. Авдеева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Сообщение психологический словарь » Пн июн 29, 2009 2:06 pm

Зависимость от психотерапевта — распространенная особенность клиентов, проявляющаяся в процессе психотерапии: психотерапевт начинает восприниматься как главный источник их силы, здоровья. Большинство клиентов в начале лечения, с одной стороны, стремится к независимости, противодействует контролю и давлению, с другой — ищет опору и помощь.


Потребность в зависимости может периодически возрастать, (например, во время обострения болезни, психологического кризиса). В случае проявления у клиента зависимости от психотерапевта терапевтический процесс затрудняется, клиент не меняет свою жизненную ситуацию, противоборствуя тем самым окончанию лечения и прекращению взаимоотношений с психотерапевтом. Встречаются случаи, когда клиент использует свою беспомощность в целях контроля и доминирования над другими, пытается манипулировать психотерапевтом. В процессе психотерапии важно сфокусировать внимание клиента на проработке его переживаний, связанных с зависимостью. Возникновение З. о. п. рассматривается в психоанализе как признак прогресса. Чтобы помочь клиенту, по мнению Фрейда, его необходимо вовлечь в эмоционально заряженные взаимоотношения и использовать З. о. п. для оказания влияния на клиента в желаемом направлении. Однако есть опасность возникновения устойчивой привязанности к психотерапевту, что может необоснованно затянуть процесс лечения.

В соответствии с представлениями В. Н. Мясищева, зависимость, становясь все более устойчивой формой отношения пациента к другим, может трансформироваться в невротическую зависимость как черту характера.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАВИСТЬ

Сообщение психологический словарь » Пт июл 03, 2009 10:22 pm

Зависть — 1) одно из негативных чувств человека, вызванное раздражением и неудовольствием успехами и благополучием других людей; 2) проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и пр.) воспринимаются субъектом как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями. В состоянии З. человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще как обидную несправедливость по отношению к себе, как угрозу своему статусу, как снижение ценности или даже обесценивание своего Я. Подобно другим психическим состояниям З. может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) З., маскируясь под "плохое настроение", недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, "немотивированных" поступков и действий людей.

В любом обществе З. социально осуждаема, поэтому осознаваемая З. сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них. Чаще всего в реальной социальной жизни преодоление З. идет по двум сценариям: 1) позитивному (конструктивному), при котором человек нравственный способен справиться со своими негативными чувствами, более того — признание чужих успехов может послужить соревновательным стимулом для его собственных творческих достижений (т.н. белая зависть); 2) негативному (деструктивному), при котором человек слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей З. Предпринимаемые в таком случае действия ведут либо к аутоагрессии ("самоедству", агрессии, направленной на себя, поскольку моральные запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на других), либо к агрессии, направленной вовне, когда проявляется стремление уничтожить источник мучительных переживаний. Уничтожение может быть символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника), физическим ("устранение с дороги", разорение и т. п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведет к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности.

В.В. Абраменкова, Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАДАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт июл 10, 2009 3:20 am

Задание — задача, сформулированная обучающим и предписанная для выполнения обучаемому в процессе обучения. З. всегда содержит в себе некоторое требование: ответить на вопрос, выполнить какое-то упражнение, доказать или опровергнуть что-то и т. п. Если З. содержательно принимается обучаемым, то оно превращается для него в задачу, т. е. субъективно представляет собой цель, данную в определенных условиях (А.Н. Леонтьев). В противном случае оно субъективно выступает для него только как требование учителя.


В первом случае ученик становится субъектом активного целеобразования и целеосуществления, во втором он остается объектом педагогического управления. Неразличение или отождествление этих двух вариантов, нередкое в психологической и особенно в педагогической литературе, приводит к путанице, а в образовательном процессе — к авторитарной педагогике.

А.А. Вербицкий

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАДАТКИ

Сообщение психологический словарь » Пн июл 13, 2009 4:23 pm

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем, нельзя считать, что З. совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и т. п. Таким образом, индивидуальные З. в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий как условий развития психических свойств остается еще невыясненным. Конкретно-научные сведения о З. стали накапливаться в психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для индивидуально-психологических различий (школа Б.М. Теплова).

Н.С. Лейтес

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАДАЧА

Сообщение психологический словарь » Сб июл 18, 2009 6:07 am

Задача — 1) отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта; 2) форма структурирования и представления экспериментального материала в исследованиях процессов познания и практической деятельности; 3) одна из форм проектирования содержания обучения. Термин "З". используется также в нестрогом смысле как синоним цели действия или деятельности. Как и проблема, З. берет начало в проблемной ситуации, которая приобретает задачный вид, когда субъект выделяет в ней предметные компоненты (условия), преобразование которых по определенной процедуре (способу, алгоритму) дает новое соотношение, составляющее искомое З., ее решение. Превращение проблемной ситуации в З. является актом продуктивного мышления.

В строгом смысле З. — это формализованная, "вырожденная" проблемная ситуация с полным набором известных данных и известным алгоритмом нахождения искомого; ее решение можно передать компьютеру. Выделяют и другие типы З. — с недостатком или избытком данных, неопределенностью условий, ограничением времени на решение и т. п. Если хотя бы один элемент проблемной ситуации, преобразуемый в З., или самой З., вызывает трудность у субъекта, она становится для него проблемой. Наличие общей генетической основы проблемы и З. (проблемная ситуация), многозначность самого понятия З., зависимость понимания ситуации как З. или как проблемы от личностного контекста, размывают психологический смысл этих двух понятий, приводят к появлению таких противоречивых терминов, как "проблемная задача", "творческая задача", "эвристическая задача" и др., к трактовке мышления как способности решать З. В исследованиях продуктивного мышления, технического творчества и т. п. фактически под именем З. используются проблемы, предполагающие выявление противоречий, выдвижение и проверку гипотез по их устранению и т. п. Размытость смысловых границ между З. и проблемой говорит об их взаимопереходах, о континуальном пространстве, охватывающем всю область "от хорошо определенных формальных З. до таких плохо определенных З., как сочинение фуги" (У. Рейтман). Наряду с мыслительными З. в познавательной деятельности выделяются также перцептивные, мнемические, коммуникативные. З. могут возникать в практической деятельности людей или создаваться преднамеренно — учебные, игровые, исследовательские. В профессиональной деятельности особенно широко распространены конструктивно-технические З., для решения которых разрабатываются эвристические методы технического творчества и компьютерные методы поискового конструирования. Актуальной остается проблема разработки непротиворечивой типологии З. Словесная формулировка З. как обобщенная знаковая модель множества прошлых проблемных ситуаций является специфической формой представления содержания обучения. В традиционном обучении дается набор стандартных З., очищенных от признаков прошлых проблемных ситуаций и решаемых по заранее данному учителем образцу, указывающему последовательность элементарных операций, приводящих к обнаружению искомого. Такие З. лишены личностного смысла, их решение не развивает продуктивного мышления, связанного с самостоятельным анализом проблемной ситуации и постановкой на этой основе собственных З.

А.А. Вербицкий

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАДНИЙ МОЗГ

Сообщение психологический словарь » Ср июл 22, 2009 3:21 am

Задний мозг (metencephalon) — развивается из третьего мозгового пузыря (ромбовидного мозга, rhombencephalon). З. м. в дальнейшем формирует мост (pons) и мозжечок (cerebellum).

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАИКАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вс июл 26, 2009 5:13 pm

Заикание — дискоординационное судорожное нарушение речи, возникающее в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза. Заболевание характеризуется, как правило, хроническим течением, проявляющимся в физических, психических отклонениях, приводящих к тяжелым страданиям, социальной дезадаптации личности, в некоторых случаях к потере трудоспособности.

Клинически З. представлено первичным, собственно речевым нарушением плавности и слитности речи. Ведущий в общем синдроме заикания — нейромоторный его компонент, представленный в артикуляционном, голосовом и дыхательном аппаратах (вне речи эти аппараты функционируют совершенно автономно).


Вторичные расстройства: двигательные, вербальные, эмоционально-аффективные, поведенческие — у взрослого человека они часто становятся доминирующими. Судороги (дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые и др.) возникают только в момент речи или в ее преддверии, имеют различную локализацию и силу выраженности, на которую влияют эмоциональное состояние человека, степень напряженности обстановки, ее эмоциональная значимость для пациента и т. п.

В механизмах развития принимают участие психологические, социально-психологические, биологические факторы. Во многих случаях отмечается церебральная дефицитарность различного генеза.

В клинической картине З. могут присутствовать невротические проявления, астенический синдром (для него типичны собственно астения, вегетативные проявления, расстройства сна). Весьма типична для синдрома З. логофобия (боязнь речевого общения), возникающая в экстремальных для больного ситуациях, в повторяющейся типичной обстановке, которые требуют активных коммуникативных действий, связанных с необходимостью речевого общения. Ипохондрический синдром (неадекватное отношение к своему здоровью), наблюдающийся при логоневрозе, присутствует в той или иной степени выраженности при всех невротических состояниях. Синдром невротической депрессии, как правило, отражает психотравмирующую ситуацию, обусловленную речевым дефектом.

Различают З. как: (1) системный речедвигательный невроз, (2) синдром при других заболеваниях (например, при органических заболеваниях головного мозга сосудистого, инфекционного и травматического генеза), (3) имитацию (например, так называемое истерическое заикание), (4) расстройство речи, напоминающее, но не являющееся истинным З. (например, кляттеринг — особая форма речевого расстройства, проявляющаяся в неосознанном ускорении темпа речи, остановках и повторах, в "смазанности" произношения, нарушении концентрации внимания и т. д.).

З. — синдром, встречающийся при разных заболеваниях: неврозах, органических поражениях головного мозга, некоторых психических болезнях (психопатиях, патологическом развитии личности, шизофрении и др.).


На проявлениях этого синдрома сказывается характер ведущего заболевания. Терапия заикания проводится после дифференциальной диагности, в необходимых случаях после лечения у психиатра в стадии ремиссии основного заболевания или параллельно с таким лечением. В клинической практике среди заикающихся встречается группа больных, резистентных к терапии (нередко с выраженной органической церебральной недостаточностью).

В. М. Шкловский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАЙОНЦ

Сообщение психологический словарь » Вт июл 28, 2009 7:59 pm

ЗАЙОНЦ (Zajonc) Роберт Б. (р. 1923) — американский социальный психолог польского происхождения, специалист в области общей психологии и психологии личности. Автор динамической теории социального содействия и теории эмоций. Образование получил в Мичиганском ун-те (д-р, 1955). Начало профессиональной деятельности было связано с методами исследования процессов в малых группах. Будучи стипендиатом фонда Фулбрайта (1962—1963), З. результаты своих исследований публикует в книге : "


;Methods in Small Group Processes" (Стэнфордский ун-т, 1962) и в совместной с Д.Д. Дорфманом статье, посвященной восприятию, движению и теории поведения ("Psychological Review", 1964, "Perception, drive and behavior theory"). Дальнейшие его исследования так же были посвящены разнообразным проблемам социальной психологии. Он публикует книги: "Social Psychology: An Experimental Approach" (1966), "Animal Social Psychology" (1969), "Emotions, Cognition and Behavior" (1983, с К.


Изардом и Дж. Каганом). Пишет совместно с Г. Макусом раздел в "Handbook of Social Psychology" G. Lindzey and E. Aronson (eds., 1985), посвященный познавательным перспективам в социальной психологии. Издает книгу о современных принципах психологии ("Principles of Psychology Today", 1987 г., совместно с G.H. Bower and R. Bootzin).

В большом количестве статей в различных изданиях З. освещает исследования эмоций, аффектов, выражений лица и т. п. ("


;Emotion and facial expression", Science, 1985; "Affect, cognition and awareness: Affective priming with optimal and suboptimal stimulus exposures" / Journal of personality and Social Psychology, 1993, совместно с S.T. Murphy; "Emotional expression and temperature modulation" — глава в книге S.H.M. van Goozen, N.E. Van de Poll and J.A. Sergeant (eds.) "Emotions: Essays on Emotion Theory", 1994). Наибольшую известность З. принесли два открытия в области социальной психологии: динамическая теория социального содействия и теория эмоций. В теории социального содействия рассматриваются способы влияния присутствия окружающих на деятельность индивидуума. З. экспериментально установил, что это присутствие улучшает выполнение простых заданий и ухудшает выполнение сложных.


По его мнению, присутствие окружающих, увеличивая физиологическое возбуждение, помогает осуществлению хорошо заученных устойчивых реакций, но препятствует новым, еще не усвоенным. На вопрос, почему простое присутствие окружающих вызывает физиологическое возбуждение, З. отвечает, что присутствие других людей увеличивает сложность ситуации, ибо живые существа, в отличие от статичных элементов окружающей среды, непредсказуемы и потому вызывают более значительное возбуждение. Кроме того, присутствие других отвлекает и это так же вызывает возбуждение. Люди гораздо сложнее, чем другие живые существа, и возбуждение является результатом ожидаемой оценки со стороны окружающих. Объяснение, данное З. эффекту присутствия, вписывается в более широкий контекст разработанной им теории эмоций. Согласно этой теории, эмоциональная реакция на стимул может возникать у человека без соответствующей когнитивной реакции. Это положение расходится с двухфакторной теорией эмоций, которая предполагает двухступенчатый процесс самовосприятия: сначала человек ощущает физиологическое возбуждение, которое старается себе объяснить, а затем впоследствии название этого возбуждения переживается им как эмоция.

Теория эмоций З. подтверждается рядом эмпирических наблюдений и исследований.


Например, люди эмоционально реагируют на раздражители, действующие на подсознание, с которыми они неоднократно сталкивались, но осознанно их не фиксировали и не определяли. Другим направлением исследований З. являлся вопрос о том, как мимика воздействует на аффект. Его исследования показали, что это происходит путем изменения температуры мозга (например, в гипоталамусе). Изучение взаимосвязи между эмоциональными и телесными состояниями указывает, что негативные аффекты связаны с правым полушарием, а позитивные — с левым. Экспериментальные подходы и теоретические выкладки З. вызывают острые дискуссии, тем не менее он признан научным сообществом, имеет многочисленные награды, возглавлял различные общественные психологические учреждения в США, был директором Исследовательского центра групповой динамики Мичиганского ун-та (1983), является поч. д-ром Лувэнского ун-та (1984), чл. редкол. многих психологических журналов США.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ

Сообщение психологический словарь » Вт авг 04, 2009 9:33 pm

ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ (или "закат больших нарраций") — парадигмальное основоположение постмодернистской философии, заключающееся в отказе от фиксации приоритетных форм описания и объяснения наряду с конституированием идеала организации знания в качестве вариабельного.


Идея З.М. сформулирована


Лиотаром (в фундаментальной для обоснования культурной программы постмодернизма работе "Постмодернистское состояние: доклад о знании") на основе идей Хабермаса и Фуко о легитимации как механизме придания знанию статуса ортодоксии, — по определению Лиотара, "легитимация есть процесс, посредством которого законодатель наделяется правом оглашать данный закон в качестве нормы". На основании "дискурса легитимации" в той или иной конкретной традиции оформляются, по Лиотару, "большие наррации" (или метанаррации — см.— "великие повествования"), задающие своего рода семантическую рамку любых нарративных практик в контексте культуры. Джеймисон в аналогичном контексте говорит о "доминантном повестовании" или "доминантном коде" (как "эпистемологических категориях"), которые функционируют в соответствующей традиции как имплицитная и нерефлексируемая система координат, парадигмальная матрица, внутри которой "коллективное сознание" в рамках данного кода моделирует "в социально символических актах" не что иное, как "культурно опосредованные артефакты". Лиотар определяет до-постмодернистскую культуру как культуру "больших нарраций" ("метанарративов"), как определенных социокультурных доминант, своего рода властных установок, задающих легитимизацию того или иного (но обязательно одного) типа рациональности и языка.

К метанаррациям Лиотар относит новоевропейские идеи эмансипации и социального прогресса, гегелевскую диалектику духа, просветительскую трактовку знания как инструмента разрешения любых проблем и т.п. В противоположность этому культура эпохи постмодерна программно ориентирована на семантическую "открытость существования" (Батай), реализуемую посредством "поиска нестабильностей" (Лиотар), "ликвидацией принципа идентичности" (Клоссовски), парадигмальным отсутствием стабильности как на уровне средств (см.

Симулякр) и организации (см.


Ризома), так и на уровне семантики (см. Означивание). (Ср. с деконструкцией понятия "стабильная система" в современном естествознании: синергетика и теория катастроф Р. Тома.) Эпоха постмодерна — в его рефлексивной самооценке — это эпоха З.М., крушения "метарассказов" как принципа интегральной организации культуры и социальной жизни.


Специфику постмодернистской культуры — с точки зрения характерной для нее организации знания — Лиотар усматривает в том, что в ее контексте "большие повествования утратили свою убедительность, независимо от используемых способов унификации". Собственно, сам постмодерн может быть определен, по Лиотару, как "недоверие к метаповествованиям", — современность характеризуется таким явлением, как "разложение больших повествований" или "закат повествований". Дискурс легитимации сменяется дискурсивным плюрализмом; санкционированный культурной традицией (т.е. репрезентированный в принятом стиле мышления) тип рациональности — вариабельностью рациональностей, фундирующей языковые игры как альтернативу языку. — "Великие повестования" распадаются на мозаику локальных историй, в плюрализме которых каждая — не более чем одна из многих, ни одна из которых не претендует не только на приоритетность, но даже на предпочтительность.


>Само понятие "метанаррация" утрачивает ореол сакральности (единственности и избранности легитимированного канона), обретая совсем иное значение: "метарассказ" понимается как текст, построенный по принципу двойного кодирования (Ф.Джеймисон), что аналогично употреблению соответствующего термина у Эко: ирония как "метаречевая игра, пересказ в квадрате". — Девальвированной оказывается любая (не только онтологически фундированная, но даже сугубо конвенциальная) универсальность: как пишет Лиотар, "конценсус стал устаревшей и подозрительной ценностью". В условиях тотально семиотизированной и тотально хаотизированной культуры такая установка рефлексивно оценивается постмодернизмом как естественная: уже Батай отмечает, что "затерявшись в ночи среди болтунов... нельзя не ненавидеть видимости света, идущей от болтовни". Постмодерн отвергает "все метаповествования, все системы объяснения мира", заменяя их плюрализмом "фрагментарного опыта" (И.Хассан). Идеалом культурного творчества, стиля мышления и стиля жизни становится в постмодерне коллаж как условие возможности плюрального означивания бытия.


>Соответственно этому, — в отличие от эпохи "метанарраций", — постмодерн — это, по определению Фуко, "эпоха" комментариев, которой мы принадлежим". Постмодерн осуществляет радикальный отказ от самой идеи конституирования традиции: ни одна из возможных форм рациональности, ни одна языковая игра, ни один нарратив не является претензией на основоположение приоритетной (в перспективе — нормативной и, наконец, единственно легитимной) метанаррации. В качестве единственной традиции, конституируемой постмодерном, может быть зафиксирована, по мысли Э


.Джеллнера, "традиция отказа от традиции". В отличие от модернизма, постмодернизм не борется с каноном, ибо в основе этой борьбы лежит имплицитная презумпция признания власти последнего, он даже не ниспровергает само понятие канона — он его игнорирует. Как отмечают З.Бауман, С


.Лаш, Дж.Урри и др., универсальным принципом построения культуры постмодерна оказывается принцип плюрализма. В частности, как показано Б.Смартом, Ф.Фехером, А.Хеллером и др., если модернизм характеризовался евроцентристскими интенциями, то постмодернизм задает ориентацию на культурный полицентризм во всех его проявлениях. (В этом контексте реализует себя практически безграничный культурно-адаптационный потенциал постмодерна.)


Таким образом, по Лиотару, "эклектизм является нулевой степенью общей культуры: по радио слушают реггей, в кино смотрят вестерн, на ланч идут в McDonald\'s, на обед — в ресторан с местной кухней, употребляют парижские духи в Токио и носят одежду в стиле ретро в Гонконге". Коллаж превращается в постмодернизме из частного приема художественной техники (типа "мерцизма" К.Швиттерса в рамках дадаизма) в универсальный принцип построения культуры.


Сосуществование в едином пространстве не только семантически несоединимых и аксиологически взаимоисключающих друг друга сколов различных культурных традиций порождает — в качестве своего рода аннигиляционного эффекта — "невозможность единого зеркала мира", не допускающую, по мнению К.Лемерта, конституирования такой картины социальности, которая могла бы претендовать на статус новой метанаррации. По выражению Джеймисона, "мы обитаем сейчас скорее в синхронном, чем в диахронном /мире/". В этом плане перманентное настоящее культуры постмодерна принципиально нелинейно: современная культурная прагматика описывается Лиотаром как "монстр, образуемый переплетением различных сетей разнородных классов высказываний (денотативных, предписывающих, перформативных, технических, оценочных и т.д.).

Нет никакого основания полагать, что возможно определить метапредложения, общие для всех этих языковых игр, или что временный консенсус... может охватить все метапредложения, регулирующие всю совокупность высказываний, циркулирующих в человеческом коллективе. По существу, наблюдаемый сегодня закат повествований легитимации... связан с отказом от этой веры". Апплицируясь на различные предметные области, концепция З.М. получает широкое рапространение и содержательное развитие.


Так, швейцарский теолог Г.Кюнг, полагая, что история христианства (как и любой другой религии) может быть представлена как последовательная смена друг другом различных парадигм вероисповедания в рамках одного Символа веры, которые ставятся им в соответствие с метанаррациями (от "иудео-христианской парадигмы раннего христианства" — до "просветительско-модернистской парадигмы либерального протестантизма"). Современность в этом плане выступает для Г


.Кюнга эпохой З.М.: по его словам, современная культура осуществляет во всех областях поворот от моноцентризма к полицентризму, — возникающий "полицентристский мир" демонстрирует "радикальный плюрализм" как в концептуальной, так и в аксиологической областях, что в контексте развития веры означает, что "пришел конец гомогенной конфессиональной среде". С точки зрения Кюнга, это не только предполагает решение экуменистической проблемы внутри христианства и снятие межрелигиозных коллизий на основе "максимальной открытости по отношению к другим религиозным традициям", но и "означает... новый шанс для религии" в смысле его адекватного места в культурном плюрализме мировоззренческих парадигм. Применительно к когнитивным стратегиям современной культуры идея З.М. инспирирует конституирование так называемой толерантной стратегии знания, или "стратегии взаимности" (mutuality), — в отличие от доминировавшей до этого в западной культуре жестко нон-конформистской "стратегии противостояния" (alterity). Дж.О\'Нийл определяет "сущность постмодернизма" именно посредством выявления присущей ему толерантной "политики знания". — Согласно Дж.О\'Нийлу, в западной традиции последовательно реализовали себя две "политики знания: политика "альтернативности" и политика "множественности". — Если первая, развиваемая в качестве дисциплинарной, связывается им с неклассической философией от Парсонса до М


.Вебера (включая марксизм), то вторая представлена именно постмодернизмом с его стратегической ориентацией на предполагающее плюрализм версий мироинтерпретацией "взаимное значение". Таким образом, постулируя повествовательные стратегии в качестве основополагающих для современной культуры, философия постмодернизма генерирует идею программного плюрализма нарративных практик: "постмодерн... понимается как состояние радикальной плюральности, а постмодернизм — как его концепция" (В.Вельш).

Если модернизм, по Т.Д\'ану, "в значительной степени обосновывался авторитетом метаповествований", намереваясь с их помощью обрести утешение перед лицом разверзшегося "хаоса нигилизма", то постмодерн в своей стратегической коллажности, программной нестабильности и фундаментальной иронии основан на отказе от самообмана, от ложного постулирования возможности выразить в конечности индивидуальности усилия семантическую бесконечность сущности бытия, ибо "не хочет утешаться консенсусом", но открыто и честно "ищет новые способы изображения... чтобы с еще большей остротой передать ощущение того, чего нельзя представить" (Лиотар), однако различные оттенки чего можно высказать и означить в множащихся нарративах. Базисным идеалом описания и объяснения действительности выступает для постмодерна идеал принципиального программного плюрализма, фундированный идеей З.М.

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, Google [Bot], Google Adsense [Bot], rough, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]