Ж

ЖИЗНЕННОГО СТИЛЯ ИНДЕКС

Сообщение психологический словарь » Вт авг 11, 2009 9:53 pm

Жизненного стиля индекс (Life Style Index — LSI) — опросник личностный. Предназначен для диагностики механизмов защиты "Я". Предложен Р. Плучеком, Г. Келлерманом и Г. Конте в 1979 г. Ж. с. и. состоит из 97 утверждений, требующих ответа по типу "верно-неверно".


>Измеряются 8 видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интелектуализация (рационализация), регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции индивидуума, возникающие в различных ситуациях. Например, "Если я сержусь на своего товарища, то, вероятно, сорву злобу на ком-нибудь другом" (замещение). Сырые оценки переводятся в процентили, строится профиль защитной структуры обследуемого.


>По мнению авторов, использование защитных механизмов не обязательно остается вне сознания человека, несмотря на их развитие в области бессознательного, что и дает возможность их диагностики с помощью опросника. В основе Ж. с. и. лежит теория, устанавливающая взаимосвязь защитных механизмов с различными аффективными состояниями и клинико-диагностическими критериями. Создана модель из четырех пар биполярных эмоций: страх — гнев, веселость — печаль, принятие — отвращение, надежда — удивление, которые, как предполагается, связаны с отдельными защитными механизмами, зависящими, в свою очередь, от некоторых личностных черт. Последние, при известной степени их выраженности, признаются авторами как важнейшие образующие соответствующих личностных расстройств, описание которых заимствовано из DSM-II (Diagnostic and statistical Manual of Mental Disorders. — Washington, 1968). Авторами представлены сведения о достаточно высокой валидности и надежности опросника, стандартизация проводилась на различных клинических группах. В СНГ имеется русскоязычный вариант методики (У. Б. Клубова, 1991), собраны нормативные данные.

Л. Ф.


Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЖИЗНЕННЫЙ МИР

Сообщение психологический словарь » Сб авг 15, 2009 8:57 pm

ЖИЗНЕННЫЙ МИР (Lebenswelt) — одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля, сформулированное им в результате преодоления узкого горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к проблемам мировых связей сознания.


Такое включение "мировой" исторической реальности в традиционалистскую феноменологию привело к выдвижению на первый план в позднем гуссерлианстве темы "кризиса европейского человечества, науки и философии". Отвечая на вопрос о сущности и причинах этого кризиса, Гуссерль говорит о "заблуждениях" европейского одностороннего рационализма, запутавшегося в объективизме и натурализме и вытеснившего дух, человеческое, субъективное из сферы науки.


Разрешить этот кризис призвана, по Гуссерлю, новая "наука о духе", которую он и называет наукой о Ж.М. В ее рамках провозглашается зависимость научного познания от более значимого, высокого по достоинству способа "донаучного" или "вненаучного" сознания, состоящего из суммы "непосредственных очевидностей". Это сознание, а также вытекающая из него форма ориентации и поведения и была названа Гуссерлем "Ж.М.". Это — дофилософское, донаучное, первичное в гносеологическом смысле сознание, которое имеет место еще до сознательного принятия индивидом теоретической установки. Это — сфера "известного всем, непосредственно очевидного", "круг уверенностей", к которым относятся с давно сложившимся доверием и которые приняты в человеческой жизни вне всех требований научного обоснования в качестве безусловно значимых и практически апробированных.


>Характерными чертами Ж.М. Гуссерль считал следующие: а) Ж.М. является основанием всех научных идеализаций; б) Ж.М. — субъективен, т.е. дан человеку в образе и контексте практики, — в виде целей; в) Ж.М. — культурно-исторический мир, или, точнее, образ мира, каким он выступает в сознании различных человеческих общностей на определенных этапах исторического развития; г) Ж.М. — релятивен; д) Ж.М. — как проблемное поле не "тематизируется" ни естественной человеческой исследовательской установкой, ни установкой объективистской науки (вследствие чего наука и упускает из виду человека); е) Ж.М. — обладает априорными структурными характеристиками — инвариантами — на основе которых и возможно формирование научных абстракций и т.д., а также возможность выработки научной методологии. Именно в этом последнем свойстве Ж.М. — Гуссерль отыскивает искомую основу для обоснования познания, "погрязшего" в объективистских ценностях. Эти инварианты — "пространство-временность", "каузальность", "вещность", "интерсубъективность" и т.д. — не сконструированы, а даны, по


Гуссерлю, в любом опыте; в них фундирован любой конкретно-исторический опыт. Ж.М. и жизненные миры оказываются тождественными, и любое познание обретает поэтому прочный фундамент в конкретной человеческой жизнедеятельности. Таким образом, по Гуссерлю, достигается преодоление пороков объективизма. Такой многообещающий подход оказался, однако, крайне противоречивым, т.к. инварианты Ж.М. являются, по Гуссерлю, "конструктами" абстрагирующей теоретической деятельности, результатом редуцирования человечески-субъективной, смысловой стороны объектов среды как сферы значений, конституированных только трансцендентальной субъективностью. Универсальные категории Ж.М. возникают, таким образом, только в результате отвлечения от всего конкретно-индивидуального, субъективного, что в конечном счете приводит к утрате того же человеческого смысла, что и в односторонне рационалистическом, объективистском естествознании.


Выходит, конкретно-исторический Ж.М. не может быть универсальным фундаментом наук, а последний в свою очередь не может быть конкретно-историческим.

Жизненность, конкретность, субъективность так или иначе остаются по ту сторону научности. Несмотря на осознание этого противоречия последователями Гуссерля, тема "науки о духе" как онтологии Ж.М. становится в 20 в. самой популярной в феноменологии и экзистенциализме. Значение учения Гуссерля о Ж.М. определяется тем, что в нем была затронута важная проблема взаимодействия науки и социально-исторической практики человечества; в структуре последней наука и научное познание выступают в роли только одной из ее сфер и потому не являются "самодостаточными самоданностями".


Скорее они во многом определяются другими областями человеческого познания и практики, что предполагает исследование социальной сути научного познания и общественно-исторических функций науки как социального феномена. Учение Гуссерля о Ж.М. и обозначило весь круг данной проблематики, явившись своеобразным феноменологическим вариантом их анализа и решения. Суть феноменологического подхода заключается здесь в том, что этот анализ был осуществлен Гуссерлем сквозь призму первоначальных "данностей" трансцендентального сознания, априорных по отношению к теоретическим систематизациям. (См. также Гуссерль.)

Т.Г. Румянцева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Сообщение психологический словарь » Чт авг 20, 2009 1:44 am

Жизненный путь — процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. В отличие от "времени жизни" (life span), которое обозначает просто временной интервал от рождения до смерти, безотносительно к его содержанию, и "жизненного цикла" (life cycle), который подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные (биологические, социальные и биосоциальные) аспекты развития, Ж. п. характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития, реализация которых зависит во многом от собственного выбора субъекта. Изучение Ж. п. всегда занимало важное место в науках о человеке и обществе. Однако его биологические, социальные, исторические и личностные параметры оставались разобщенными. Психология развития очень долго конструировала Ж. п. личности по образцу биологического онтогенеза, редуцируя развитие к совокупности закономерно повторяющихся циклов. С этим связана жесткость и догматичность многих возрастных периодизаций.


Напротив, биографический метод немецкой "понимающей психологии" (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер) концентрировался в основном на анализе субъективных переживаний и развитии самосознания.

Возникшее после Второй мировой войны принципиально новое интегративное направление междисциплинарного исследования Ж. п. опирается на целый ряд предпосылок и достижений: 1) появление долгосрочных лонгтитюдных психологических исследований, охватывающих значительные отрезки жизни, а в идеале — все жизненное пространство (lifespan developmental psychology); 2) социологическое структурирование Ж. п. на основе когортного и исторического анализа (G.H. Elder), с учетом изменения циклов развития семьи, социально-возрастных критериев созревания и времени основных социальных переходов; 3) превращение "возрастной психологии" в психологию развития, расширение ее предмета и концептуальных границ за счет данных социальной геронтологии и понимания широкой индивидуальной вариабельности всех процессов изменения и развития; 4) понимание необходимости изучать индивидуальное развитие в изменяющемся мире.

Междисциплинарные исследования Ж. п. оказывают сильное влияние на психологию и социологию личности, теорию воспитания и другие разделы наук о человеке.

И.С. Кон

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЖИЗНИ СТИЛЬ

Сообщение психологический словарь » Пн авг 24, 2009 1:18 am

Жизни стиль — уникальный, основанный на определенных закономерностях способ жизни и действий, которые выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней, созидающий и обладающий творческой ценностью. В рамках своего жизненного стиля каждый человек создает субъективное представление о себе и мире.


Жизненный стиль — уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности.

Д.А. Леонтьев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЖИЗНЬ

Сообщение психологический словарь » Чт авг 27, 2009 7:40 pm

ЖИЗНЬ — 1) Термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма Ж. мыслится как имманентное свойство праматерии, фактически синонимичное бытию, — в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей "косной" материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перводвигателя как источника "силы", приводящей ее в движение). 2) Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию "жизненного мира" и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); "жизненный порыв" как формотворчество космической силы Ж. (Бергсон); Ж. как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель). 3) Термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Ж. является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего биологии. Вопрос о сущности Ж. и ее определения был и остается предметом дискуссий различных философских и естественно-научных направлений. Со второй половины 20 в. стали отчетливо проявляться два основных подхода к определению Ж. — субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности Ж. обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы


ДНК), который является носителем основных свойств живого. Вторые рассматривают Ж. с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т.д.). Современное естествознание существенно обогатило представления о природе материального носителя Ж., которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров — белков, нуклеиновых кислот и др. Современной наукой обосновано положение о многообразии форм Ж. и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности.

При этом выделяются следующие основные уровни организации живого: организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный. Ориентация исследователей на познание особенностей того или иного уровня организации живого привела к вычленению уровней познания, исследования его.


В настоящее время наиболее результативным оказался уровень, связанный с познанием молекулярных основ Ж. Его осуществление привело биологию к эпохальным открытиям в области познания молекулярных основ Ж., их универсальности для всего живого. Возможности этого уровня исследования еще далеко не реализованы, однако тенденции развития современного научного знания подвели его к необходимости перехода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого. Объектом исследования становятся атомный и электронный уровни организации структур живого.


Так, представления об атомных и электронных состояниях структур живого, в частности, Дж. Бернал посчитал необходимым включить в определение сущности Ж.: "Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов". Другой тенденцией в познании сущности Ж. является исследование особенностей ее проявления на надорганизменных уровнях организации живого. Эту тенденцию обосновал еще Вернадский. В системе своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения "совокупностей организмов", их комплексов, что позволит открыть "новые свойства жизни", ее "проявления" на биоценотическом и биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования определяется не только познавательными задачами, но и задачами сохранения Ж. на


Земле. Отличные от естественно-научных, воззрения на проблему Ж. предлагают религиозные доктрины, а также разнообразные философские концепции, акцентирующие проблематику человека и его предназначения в мире, а также специально осмысливающие феномен смерти. (См. также Философия жизни, Жизненный мир.)

П. С. Карако

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЖИЗНЬ ПОЛОВАЯ

Сообщение психологический словарь » Пт авг 28, 2009 8:44 pm

Жизнь половая — совокупность соматических, психических и социальных процессов, которыми движет и посредством которых удовлетворяется половое влечение. Вне зависимости от генитальных проявлений Ж. п. человека содержит духовное общение, в результате которого достигается партнерами уровень близости, санкционирующий ряд желательных взаимных действий ("диапазон приемлемости").

С.Т. Агарков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЖИЛЬСОН

Сообщение психологический словарь » Пт сен 04, 2009 5:24 am

ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (1884—1978) — французский философ, один из крупнейших представителей неотомизма, яркий представитель тенденции аджорнаменто и глубокий теоретик-медиевист. Основные сочинения: "Философия св. Бонавентуры" (1924), "Св. Фома Аквинский" (1925), "Дух средневековой философии" (1932), "Теология и история духа" (1943), "Философия средневековья" (тт. 1—2, 1944),


"Томизм. Введение в философию св.


Фомы Аквинского" (1947), "Реализм томизма и критика знания" (1947), "Томизм" (1948), "Христианский экзистенциализм" (1948), "Бытие и некоторые философы" (1949), "Христианство и философия" (1949), "Иоанн Дунс Скот. Введения в основоположения" (1952), "Метаморфозы Божьего Города" (1953), "Слово церкви к современному миру" (1957), "Идеи и письма" (1955), "Единство философского опыта" (1955), "История христианской философии" (1955), "Картина реальности" (1958), "Введение в христианскую философию" (1960), "Философия и теология" (1960), "Современные философы. Гегель в настоящем" (1966), "Массовое общество и его культура" (1967) и др. Профессор Коллеж де Франс и ряда университетов Франции, Германии и США (Парижского, Лилльского, Страсбургского и Гарвардского); директор Института средних веков в Торонто (Канада); академик (с 1946), издатель журнала "Этюды по средневековой философии" (с 1922).

Обращение к средневековой философии носит у Ж. программный характер: по его оценке, духовный потенциал томизма далеко не исчерпан, ибо "где и когда бы ни задавались разрешения проблемы связи веры и разума, абстрактные усилия ее разрешения будут всегда оставаться одними и теми же", а потому "на этом пути нам никак не избежать встречи со


Святым Фомой Аквинским". В силу сказанного, вписанная в новый культурный контекст концепция томизма может в перспективе рассматриваться как "философия будущего". Радикальным средством адаптации томизма к современному культурному контексту Ж. — в духе аджорнаменто — считает его философизацию: "для того, чтобы служанка служила, она не должна быть уничтожена". В этом отношении для Ж. характерна эксплицитно выраженная интенция на модернизацию традиционной теологии (см. его оценку — "золотое слово для томизма" — известной формулы Ольджати "истина — это не мраморная глыба"). Ж. персонифицирует собою ту линию аджорнаменто, которая связана с экзистенциализацией томизма. Классическую для теологии проблему бытия Божьего Ж. моделирует в категориях экзистенциализма, трактуя Божественное бытие как "акт чистого существования", иррадиация которого есть "мистическое фонтанирование" как экзистенциальный парафраз раннесредневековой версии креации в качестве эманирования (ср.


"Источник жизни" Соломона бен-Иегуды ибн Гебироля, генетически связанный как с автохтонным для Испании пантеизмом, так и с арабским вариантом неоплатонизма).


Трактовка многообразия материального бытия как инспирированного актом Божественного существования имплицитно вводит тезис о том, что все наделенные материальным существованием "вещи также в какой-то степени причастны к нематериальности". Эта презумпция философии Ж. оказывается основополагающей как для его гносеологической, так и для антропологической позиции. В когнитивной сфере идея причастности объекта к нематериальному началу фундирует собою позицию гносеологического оптимизма, ибо — в режиме от противного — "если предположить, что Вселенная чисто материальна, лишена всякого разумного начала, она уже по определению была бы непроницаема для духа". Традиционная для томизма (начиная от схоластики) классификация когнитивных способностей человека наполняется в трактовке Ж. новым — экзистенциальным — содержанием.

По формулировке Ж., "существование не есть чувственное качество, и мы не имеем никакого чувственного органа для его восприятия.


Стало быть, существование не постигается чувственным путем". И, наряду с этим, "действительное существование может быть лишь существованием единичного, таким образом, существование как таковое ускользает от разума" как дедуктивно ориентированного. "Тайна томизма", открывающая возможность постижения истины, как раз и заключается, по Ж., в высшем синтезе рационального познания и веры, выступающей основой непосредственной "интуиции бытия" как доопытной "очевидности реальности", в содержании которой нет и не может быть рассогласования между сущностью предмета и его существованием, но, напротив, констатация существования вещи есть одновременно и выявление его сущности. В этом смысле в основе томизма — "решимость следовать реальности", в основе рефлексирующего рационализма — "нетерпение рассудка, желающего свести реальность к знанию". В этих рамках "из всех методов самый опасный — рефлексия", ибо "когда рефлексия превращается в метод, она становится на место реальности, выбрасывая из области знания все то, что она не может найти в вещах". Антирефлексивная установка Ж. конституируется как отказ от мета-уровня философского анализа: необходимо "остерегаться концепта "мысль", потому что он задает интенцию не на познание, а на мышление" как самодостаточную и равно бесконечную и бессодержательную процедуру.


>Таким образом, гармония знания и веры, явленная в томизме, выступает как "необходимое следствие требований самого разума".


В когнитивном контексте философия и теология семантически (с точки зрения содержания истинного знания как их результата) не противостоят друг другу, повествуя об одном и том же, однако функционально (с точки зрения статуса и задач) они принципиально несводимы друг к другу: "теология не есть наука, превосходящая науки того же ранга", но принципиально иной — вненаучный и внерациональный — способ постижения истины посредством схватываемого в интуиции содержания откровения. По формулировке Ж., истина — в тезисе Фомы Аквинского, постулирующего, что "вера — непоколебимая уверенность в том, что Бог открывается нам через слово и что изреченное слово Бога истинно, хотя многие и не понимают этого". Истины дифференцируются Ж. на допускающие постижение разумом как предпосылку веры (бытие Божье, Божественные атрибуты, бессмертие души и т.п. — "хотя они и явлены через откровение, тем не менее, постигаются с помощью разума") и собственно догматы, которые, "по самому существу своему находятся вне пределов досягаемости для науки", ибо богопознание осуществляется принципиально вне субъект-объектной процедуры ("томистская доктрина Божественной непознаваемости запрещает нам представлять Бога не только как некий предмет, но и вообще каким бы то ни было образом"). Именно в этом контексте Ж. постулирует нормативное "сопротивление любой философской реформе, которая потребовала бы изменения догматической формулы", что не идет вразрез с тенденциями аджорнаменто, но лишь требует дистанцирования фидеальной сферы от разрушительного для нее аппарата скептического рационализма. Проблема соотношения разума и веры центрирует и историко-философскую концепцию Ж., выступающего тонким знатоком и оригинальным интерпретатором средневековой философии (и прежде всего схоластики). Типологизируя основные направления схоластической мысли, Ж. выделяет: "группу Тертуллиана", базирующуюся на принципиальном пресечении любого поползновения рациональной спекуляции; "группу Августина", фундирующую схоластические штудии презумпцией понимания как вознаграждения веры; "группу Аввероэса", постулирующую примат разума в лице рассудочного логицизма.

В противовес этим экстремальным позициям, Фома Аквинский, по оценке Ж., демонстрируя одновременно "безграничную интеллектуальную смелость" и "безграничную интеллектуальную скромность", предлагает синтетическую позицию (отношение к вещам — как отношение философа, отношение к Богу — как отношение теолога), которую Ж. называет "реализмом" в противоположность рационалистским версиям философии, обозначаемым им как "идеализм".


В этой системе отсчета "для реалиста — мир, который дается сознанию, это мир в себе, для идеалиста мир — это материя, и доказать ее наличие, исходя из себя, он не может". Парадигмальная позиция Ж. формулируется в следующей максиме: "не говори от имени Разума, для идеалиста Разум — это то, что мыслит, тогда как для реалиста то, что познает, — интеллект". Между тем, именно несводимость человеческого существования ни к интеллекту, ни к аффектам задает у Ж. исходное основание концепции человека. В рамках надвитальной трактовки человеческого бытия Ж. описывает человеческое существование в традиционных для экзистенциализма категориях: строго индивидуальная, остро личностно переживаемая причастность духа Божественному началу ("Бог творит каждую человеческую душу индивидуально") делает пребывание человека в мире несводимым к самому себе (ср. понятие "заброшенности" в классическом экзистенциализме). Выражением этой несводимости является неизбывная экзистенциальная забота индивида о смысле своего существования, конституирующаяся в концептуализации проблемы "смысла бытия". В этом плане историко-философская традиция есть эволюция единой "вечной философии", идущей к постижению бытия через поиск его смысла ("если два философа расходятся в понимании бытия, они расходятся во всем"). От гносеологического восхождения к трансцендентному миру идей у Платона до программной установки понять бытие сне как проблему, но как тайну" у Марселя — путь философии к бытию имеет, по Ж., своим основанием и сакральной подоплекой экзистенциальное стремление и перспективу человека к выходу за пределы посюсторонности, возвращения и "обращения лицом" к Богу.

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЖИНКИН

Сообщение психологический словарь » Пн сен 07, 2009 12:08 pm

ЖИНКИН Николай Иванович (1883—1979) — российский психолог, специалист в области психолингвистики, психологии мышления и речи. Д-р психологических наук (1959), профессор (1963). Образование получил в Московском ун-те, окончив с золотой медалью историко-филологический фак-т (1916).


Работал в Институте психологии (с 1914), в Государственной Академии художественных наук (ГАХН) с 1923. В 1947 г. в Институте психологии защитил канд. дис. на тему "Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии". С середины 50-х г. — с.н.с. лаборатории мышления и речи Института психологии АПН СССР. В 1959 г. защитил докт. дис. на тему "Механизмы речи", в которой была использована оригинальная методика кинорентгеносъемки. В 1960 г. Ж. — председатель психологической секции Совета по кибернетике АН СССР, в 1962 — член Союза кинематографистов. С 1963 г. — профессор филологического фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, одновременно преподавал в Институте иностранных языков им. М. Тореза. Научные интересы Ж. были обширны и многообразны.


Кроме исследования психологии языка, речи и мышления, изучал речевые коммуникации, семантику речи, программированное обучение. Разрабатывал проблемы психологии искусств, в частности кинематографии. Проводил исследования речи учащихся, процессов коммуникаций человека и животных, психологических аспектов программированного обучения, процессов восприятия, понимания и порождения текста. В своем фундаментальном труде "Механизмы речи" (М., 1958), получившем высокую оценку как у нас в стране, так и за рубежом, Ж. одним из первых не только поставил, но и реализовал задачу исследования текста как целого, как самостоятельной единицы психологического и лингвистического анализа.


Им был выдвинут ряд фундаментальных идей, сыгравших существенную роль в становлении отечественной психолингвистики. Сюда прежде всего относится положение о том, что все речевые процессы необходимо рассматривать не сами по себе, а в коммуникативном акте с учетом условий, целей и задач речевой коммуникации.

Обращаясь к лингвистике, Ж. призывал не отрывать изучение языка и речи от человека. Особое место в работах Ж. занимала проблема декодирования человеком речевого сообщения в процессе его восприятия, понимания и порождения. Наиболее известной в этом отношении является работа "О кодовых переходах во внутренней речи", где решался вопрос о том, "...реализуется ли мышление только в речедвигательном коде или существует другой код, не связанный непосредственно с формами натурального языка". Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу Ж. о возможности невербального мышления, когда происходит переход на особый код внутренней речи, названный автором "предметно-схемным кодом. Своего рода итогом его научной деятельности была монография "Речь как проводник информации", посвященная широкому кругу проблем, связанных с исследованием взаимодействия между тремя кодами, сложившимися под влиянием потребности коммуникации в единую саморегулирующуюся систему — язык, речь, интеллект, а также центральным звеном этого взаимодействия — внутренней речью. Ведущим понятием данной работы является Универсальный предметный код (УПК), являющийся "посредником не только между языком и интеллектом, между устной и письменной речью, но и между национальными языками". Другим важным понятием в данной работе выступает понятие об интеграции, толкуемой как универсальный процесс, имеющий место при восприятии и порождении речевых произведений любого уровня.

И.М. Кондаков, А.И. Новиков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЖИТЕЙСКИХ ПОНЯТИЙ РАЗВИТИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт сен 11, 2009 12:10 am

Житейских понятий развитие — одно из направлений развития мышления ребенка: появление и совершенствование обобщений, стихийно складывающихся у ребенка в обыденной жизни. Термин Ж. п. введен Л.С. Выготским (синонимы: стихийные, спонтанные, эмпирические понятия). В противоположность научным понятиям, Ж. п. отличаются неосознанностью и несистематичностью. Они проявляют свою силу в сфере ситуационно-осмысленного, конкретного применения, в сфере житейского опыта и эмпиризма и обнаруживают свою слабость там, где требуется осознанность и произвольность понятий. Ж. п. не проникают во внутреннюю, существенную связь вещей, но являются результатом обобщения и классификации чувственных наблюдений. Ж. п., с одной стороны, создают тот уровень осознания, на котором возможно формирование научных понятий, с другой стороны, сами подвергаются трансформации в процессе усвоения системы научных понятий.

К.Н. Поливанова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЖУЙКОВ

Сообщение психологический словарь » Вт сен 15, 2009 3:43 am

ЖУЙКОВ Сергей Федорович (1911—1993) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор концепции усвоения грамматических знаний. Д-р психологических наук (1976). Участник ВОВ, награжден медалями "За оборону Москвы", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.", "


;За доблестный труд" и др. Начинал свою трудовую деятельность землеустроителем, но интересовался больше языкознанием, литературой и философией. После окончания службы в Красной Армии три года учился в Институте истории, философии и литературы, а позднее экстерном окончил филологический фак-т МГУ. После войны в 1945 поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО). В 1948 защитил канд. дис., в 1976 — докт.: "


;Психологические основы оптимизации обучения младших школьников родному языку". Исследовательская работа Ж. была направлена на поиск и реализацию условий обучения родному языку в школе. Даже в годы, когда государственные программы и стабильные учебники считались незыблемыми, им была создана новая, психологически обоснованная система обучения русскому языку в начальной школе. Будучи не только психологом, но и прекрасным дидактом, Ж. написал три экспериментальных учебника, получившие одобрение и высокую оценку учительского сообщества. В основе учебников лежала разработанная Ж. концепция усвоения грамматических знаний с опорой на дограмматические представления ребенка о языке. Концепция Ж. получила отражение в ряде его публикаций, важнейшими из которых являются монографии: "Психология усвоения грамматики в начальных классах", (1964), "Формирование орфографических действий у младших школьников" (1965), "Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку", (1979). Ряд трудов Ж. были переведены на иностранные языки. Сам он владел четырьмя иностранными языками и был неутомимым экспериментатором.

Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЖУРАВЛЕВ

Сообщение психологический словарь » Сб сен 19, 2009 12:52 pm

ЖУРАВЛЕВ Анатолий Лактионович (р. 1948) — российский психолог, специалист в области социальной, организационной и экономической психологии. Ученик Б.Ф. Ломова, В.Ф. Рубахина, Е.В. Шороховой. Д-р психол. наук (1999), профессор (2001), чл.-корр. РАО (2004). Директор ИП РАН (с 2002). Член Президиума ОП РФ (с 2002), член Научно-методического совета по психологии УМО ун-тов РФ (с 2003). Гл. ред. "Психологического журнала" РАН (с 2003). Чл. редакционного совета журнальной серии "


;Социальный психолог" (с 2004), журнала "Личность. Культура. Общество" (с 2001). Награжден медалью СССР "За трудовое отличие" (1986).


Окончив фак-т психологии ЛГУ (1972), профессиональную деятельность начал ассистентом кафедры общей психологии фак-та психологии ЯрГУ (1972—1974). Прошел профессиональную подготовку сначала на заочном, а затем на очном отделении аспирантуры ИП АН СССР (1973—1976), защитил канд. дис.: "Стиль и эффективность руководства производственным коллективом" (1976).

Весь последующий период научная деятельность Ж. была связана с ИП АН СССР (ИП РАН) и, прежде всего, с исследованиями в области психологии управления: психологические особенности личности и деятельности различных категорий руководителей, психологические методы и стиль руководства, управление социально-психологическим климатом ("Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом". М., 1976 (в соавт.); "Психология и управление". М., 1978 (в соавт.); "Служба социального развития предприятия". М., 1989 (в соавт.); "


;Психология управленческого взаимодействия". М., 2004). Разработал авторский опросник для определения индивидуального стиля руководства (1979), получивший многочисленные модификации в работах других специалистов.


В последующие годы активно исследовал психологические феномены трудовых групп, став автором психологической концепции совместной деятельности ("Совместная деятельность: теория, методология, практика". М., 1988, в соавт.). Возглавляя лабораторию социальной психологии ИП РАН (с 1987), реализовал ряд крупных научных проектов, посвященных изучению динамики социальной психологии личности и группы в изменяющемся российском обществе.

Результаты этой серии теоретических и эмпирических исследований были систематизированы в докт. дис.: "Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений" (1999), а также составили основу авторских и коллективных монографий ("Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия". М., 1995 (в соавт.); "Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений". М., 1998, в соавт.; "Нравственно-психологическая регуляция экономической активности". М., 2003 (в соавт.). Под руководством и при авторском участии Ж. издан коллективный фундаментальный труд по современной экономической психологии ("


;Проблемы экономической психологии". Т. 1. М., 2004; Т. 2. 2005). Наряду с научно-исследовательской, Ж. активно ведет преподавательскую работу, возглавляяи в Государственном ун-те гуманитарных наук кафедру социальной психологии (с 1994) и факультет психологи (с 2003). Основатель и зав. кафедрой социальной и этнической психологии Московского гуманитарного ун-та (с 1994). Ред. учебного пособия для вузов "Социальная психология". М., 2002. За большой вклад в подготовку профессиональных психологов удостоен отраслевой награды Минобразования РФ "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации" (2003).

А.В.Юревич

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Cold_Air, cooler462, d2deathKnight, Exabot [Bot], GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Grinii, irrashine, Java [Bad bot], Kroшka, kurlemushe, Kuvaldos, Lumiere, Nolik, Rambler [Bot], Гексли Второй, SeaSoul, sute_girl, vadimr, wormwood, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], красный снег, на лошади весёлой, Немо, Чиа