Е

Е

Сообщение психологический словарь » Пн июн 15, 2009 9:30 pm

Е

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕВГЕНИКА

Сообщение психологический словарь » Чт июн 18, 2009 11:39 am

ЕВГЕНИКА (греч. eugenes - благородный, хорошего рода) - учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одаренности и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям.

Термин "Е." был впервые введен английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном в конце 19 в., а основные положения Е. были сформулированы им в 1904. Основная задача Е., по Гальтону, - это изучение факторов, влияющих на улучшение наследственных качеств будущих поколений путем накопления "расой" полезных наследственных признаков. В Е. выделяются два основных направления: предотвращение рождения детей и ограничение рождаемости у людей с плохим генотипом и плохими наследственными качествами, а также поощрение рождаемости у групп людей, обладающих качествами, наиболее нужными обществу. Первую задачу предлагается решать путем пропаганды воздержания от рождений, больничной изоляции и стерилизации тех контингентов людей, иметь детей которым по их качествам нежелательно. (Как показывает практика, такие меры не дают желаемого результата.) Вторая задача решается путем специального подбора брачных пар, применением искусственных методов для зачатия ребенка и т.п. (Эти меры пока также вряд ли приемлемы для большинства людей.)

Особый интерес к евгеническим идеям проявился в начале 20 в. с появлением и развитием генетики. В это время проводились различные конгрессы и съезды по Е., принимались евгенические программы, создавались евгенические общества и кафедры. Однако к началу 1920-х интерес к Е. упал. Из европейских стран только в Германии нацистами развивались идеи Е., принявшие там форму "расовой гигиены" и обосновывавшие политику геноцида, что в конечном итоге значительно дискредитировало Е. как науку. До сих пор вокруг термина Е. ведутся споры. Часть ученых, например, полагает, что основное содержание Е. со временем должно перейти к таким наукам как медицинская генетика, генетика человека, генная инженерия, то есть к наукам, изучающим проблемы формирования оптимального генофонда наций, совершенствования генотипа человека.

Е.А. Кечина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕВЕЛЬКИН

Сообщение психологический словарь » Чт июн 25, 2009 5:50 am

ЕВЕЛЬКИН Георгий Михайлович (р. 1944) - белорусский социолог. Директор Института социологии НАН Беларуси (с 2000). Член редакционного совета научного журнала "Личность. Культура. Общество" (г. Москва). Кандидат медицинских наук (1973), доктор социологических наук (1993).

Окончил Иркутский медицинский институт (1967), был направлен по комсомольской путевке на службу в органы КГБ. В 1968 закончил обучение на Высших курсах КГБ СССР в г.


Минске и до 1982 служил на различных должностях в органах КГБ. В 1982 переведен на преподавательскую работу в Институт национальной безопасности (г. Минск), где работал преподавателем, старшим преподавателем, а затем начальником кафедры. В 1994 уволился в запас и продолжил работу в должности профессора кафедры "Социология и психология оперативно-розыскной деятельности".

Основное направление научной деятельности - психология и социология труда, разработка социологических и социально-психологических методик изучения профессиональной деятельности.

Е. - автор более 100 научных работ (2 монографии - одна индивидуальная и одна в соавторстве, 11 учебных пособий - три индивидуальных и восемь в соавторстве, 2 курса лекций, 4 сборника задач - один индивидуальный и три в соавторстве), в том числе: "Использование достижений психолого-социологических наук спецслужбами зарубежных государств" (1994), "Основные проблемы и информационные потребности малого предпринимательства" (2000), "Основные типы экономического сознания и поведения населения в переходный период" (2001), "Профессиональное становление и развитие личности как междисциплинарная проблема" (2002), "Психологический портрет личности" (2002), "Спорт в системе военно-моральной подготовки солдат" (2002, на англ. яз.) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕВКЛИД

Сообщение психологический словарь » Вс июн 28, 2009 6:00 pm

ЕВКЛИД Александрийский (предположительно 330—277 до н.э.) — математик Александрийской школы Древней Греции, автор первого дошедшего до нас трактата по математике. Е. (возможно) получил образование в Академии Платона (Афины). Свои труды Е. писал по единой схеме в форме дедуктивно систематизированных обозрений открытий древнегреческих математиков классического периода. Известны такие работы Е. по математике, как трактаты


"О делении фигур", "Конические сечения" (в четырех книгах), "Феномены" (посвященные сферической геометрии), "Поризмы", а также работы по астрономии, музыке и оптике, в которых ведущая роль отводилась математике. В сочинениях Е. "Оптика" и "Катоптрика" — хронологически первых систематических исследованиях свойств лучей света — рассматривались проблемы зрения и его применения для определения размеров различных предметов, построена теория зеркал. Эти сочинения были математическими и по содержанию, и по структуре: основное место в них, как и в "Началах", отводилось теоремам, аксиомам и определениям. В своем главном труде "Начала" (латинизированное — "Элементы") Е. в 15 книгах изложил основные свойства пространства и пространственных фигур, т.е. планиметрию, стереометрию и элементы теории чисел как подведение итогов предыдущего развития математики в Древней Греции и закладку оснований для дальнейшего развития математики. В книге Е.


"Начала" математика выступала, пишет М.Клайн, "...как идеальная версия того, что составляло содержание известного нам реального мира...". Каждая книга "Начал" начинается с определений. В первой книге "Начал" приведены постулаты и аксиомы, за ними расположены в строгом порядке теоремы и задачи на построение (так, что доказательство или решение чего-либо последующего опирается на предыдущие).

Там же введены 23 предварительных определения объектов геометрии: например, "точка есть то, что не имеет частей"; "линия — длина без ширины"; "прямая линия есть та, которая равно расположена по отношению к точкам на ней".


Были введены определения угла, плоскости, квадрата, круга, сферы, призмы, пирамиды, пяти правильных многогранников и др. За определениями следовали 5 известных постулатов (требований) Е. к построению фигур в геометрии: 1)


От всякой точки до всякой другой точки возможно провести только одну прямую линию; 2) Ограниченную прямую линию возможно непрерывно продолжать по прямой; 3) Из всякого центра и всяким раствором возможно описать круг; 4) Все прямые углы равны между собой; 5) Если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы, меньшие двух прямых, то продолженные эти две прямые неограниченно встречаются с той стороны, где углы меньше двух прямых. Пятый постулат имеет столь важное значение, что он получил специальное наименование "пятый постулат Е. о параллельных" ("постулат о параллельных", иногда также встречается неточное название "аксиома Е. о параллельных"). Однако Е. в трактовке пятого постулата непосредственно не упоминал о существовании двух бесконечных прямых, которые никогда не пересекаются.

Далее Е. привел 9 аксиом (которые


Аристотель назвал "предельно всеобщими истинами"): 1) Равные одному и тому же равны и между собой; 2) Если к равным прибавляют равные, то и целые будут равны; 3) Если от равных отнимаются равные, то и остатки будут равны; 4) Если к неравным прибавляют равные, то и целые будут не равны; 5) Удвоенные одного и того же равны между собой; 6) Половины одного и того же равны между собой; 7) Совмещающиеся один с другим равны между собой; 8) Целое больше части; 9) Две прямые не содержат пространства. В аксиомах Е. отсутствовали как понятие неопределяемого объекта, так и полноценные определения начальных понятий. Однако система аксиом Е. послужила базисом для логического вывода (основываясь и на постулатах с определениями) остальных 465 предложений (теорем и задач) "Начал", составляя вместе с постулатами Е. конструктивный "каркас" геометрии Е. Со времен опубликования книги "Начала" попытки многих математиков доказать истинность постулата Е. о параллельных (на основании только аксиом Е. и четырех остальных его постулатов) предпринимались для того, чтобы, писал М.Клайн, "...удостовериться в истинности геометрии, лежащей в основе тысяч и тысяч теорем чистой и прикладной математики...". Такие утверждения Е., как "прямая — кратчайшее расстояние между двумя точками", "через любые три точки, не лежащие на одной прямой, можно провести плоскость, и притом только одну" и постулат о параллельных были названы Кантом "априорными синтетическими суждениями" (см. Априорные синтетические суждения), являющимися частью "оснащения" нашего разума. По Г.С.Клюгелю (1763), восприятие аксиом Е. (и в большей степени аксиомы о параллельных) как чего-то достоверного основано на человеческом опыте, ибо аксиомы опираются не столько на очевидность, сколько на опыт. А для Канта вообще был немыслим иной способ организации опыта, чем геометрия Е. и механика Ньютона. Таким образом, со времен "Начал" Е. и фактически до конца 19 в. законы окружающего нас физического пространства макромира были, как полагал М.Клайн, "...всего лишь теоремами геометрии Евклида и ничем больше...". Исследования К.Гаусса, Лобачевского, Л.Бойяи, Б.Римана и др. в 19 в. привели к пониманию того, что постулат о параллельных невозможно доказать на основании 9 аксиом и остальных постулатов и что для обоснования постулата о параллельных необходима еще одна аксиома.


>А поскольку аксиома о параллельных полностью независима от остальных, то возможно заменить ее противоположной аксиомой и выводить следствия из вновь сконструированной аксиоматической системы. Это привело к созданию неевклидовых геометрий, в которых аксиома о параллельных непротиворечиво заменяется на другую аксиому, адекватную свойствам пространства, над которым строится данная неевклидова геометрия. Книга "Начала" Е. дала возможность создать концепцию логического, математического подхода к познанию природы. Хотя сочинение Е. предназначалось для изучения физического пространства, структура самого сочинения, его остроумие и ясность изложения стимулировали аксиоматически-дедуктивный подход не только к остальным областям математики, но и ко всем естественным наукам. Через "Начала" Е. понятие логической структуры всего физического знания, основанного на математике, стало достоянием интеллектуального мира.

С.В. Силков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕВРАЗИЙСТВО

Сообщение психологический словарь » Чт июл 02, 2009 12:44 am

ЕВРАЗИЙСТВО — идеократическое геополитическое и социально-философское учение, морфологический комплекс идей и интеллектуальное движение, конституировавшиеся в 1921 в среде российской эмиграции и сохраняющие идейно-политический потенциал до начала 21 в. Основателями и ведущими идеологами движения Е. выступили Флоровский, Карсавин, Н.Н. Алексеев, Вернадский, Вышеславцев, Н.С.


Трубецкой, Якобсон, В.Н.Ильин и др. Возникает как определенное возрождение идей славянофильства, дополненного научно-философскими концептами конца 19 — начала 20 вв. (См., например, программу Струве в статье "Великая Россия", опубликованной в январе 1908: возрождение России на идеях нации и отечества, частной собственности, духовной крепости и свободы лица, мощи и величия государства.) Отличительной характеристикой Е. выступает также "феноменологически обостренное восприятие времени" (Степун) во всех его психологически окрашенных модусах: горечь поражений в мировой и гражданской войнах, бесприютность эмиграции, завороженность возможным будущим.

Программными документами Е. явились сборники "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения.


Утверждение евразийцев" (София, 1920—1921), "На путях" (1922), "Россия и латинство" (1923), а также манифесты "Евразийство (опыт систематического изложения)" (1926), "Евразийство (формулировка 1927 года) (1927), Декларация Первого съезда Евразийской организации (Прага, 1932). Е. располагало собственной периодической печатью ("Евразийская хроника"; а также газета "Евразия", изначально с 1929, правда, дезавуированная как орган движения Алексеевым, В.Н.Ильиным и П.Н.Савицким) и разнообразными просветительскими программами. На первом этапе задачей Е. предполагалось "выключить из русской революционной динамики марксистско-коммунистическую идеологию как заведомо негодную, устарелую и реакционную", а впоследствии "включиться в революционный процесс на основании подлинно новой... обязательно динамической, свежей и молодой идеи". В "позднем" (конец 1930-х) варианте идеология и теория Е., связываемые также с именами П


.Сувчинского, С. Эфрона, П. Арапова и др., нередко трактуются (В.Н.Ильин) как вырождение "русской идеи" в идеал "гегемонии кремлевской мафии над миром". Как организованное и самоосознающее движение, Е. прекратило свое существование во второй половине 1930-х ввиду явного утопизма идей трансформации сталинского режима в СССР в "евразийском духе". По мнению представителей Е., правомерно определенное ассоциирование "срединной части" Евразии как географического понятия (а именно территории между линией Балтика — Адриатика и Кавказским хребтом, включающей Среднюю Азию, ограниченной Курилами и границей с Китаем на востоке и юго-востоке), с одной стороны, и "местоположения" особой евразийской культуры, ядром которой выступает культура восточнославянских народов — русских, украинцев, белорусов, с другой стороны. (У Н.Н.Алексеева Россия — центральное "Солнце" Евразии.) По мнению представителей Е.,


Россия-Евразия характеризуется не только общностью исторических судеб населяющих ее народов и их родственных культур (идея и концепция "месторазвития" Савицкого), но и несомненным единым экономико-политическим будущим. Во вступительной редакционной статье "Исхода к Востоку" отмечалось: "Культура "романо-германской" Европы отмечена приверженностью к "мудрости систем", стремлением наличное возвести в незыблемую норму... Мы чтим прошлое и настоящее западно-европейской культуры, но не ее мы видим в будущем.

С трепетной радостью, с дрожью боязни предаться опустошающей гордыни, — мы чувствуем, вместе с Герценом, что ныне "история толкается в наши ворота".


Толкается не для того, чтобы породить какое-либо зоологическое наше "самоопределение", — но для того, чтобы в великом подвиге труда и свершения Россия также раскрыла миру некую общечеловеческую правду, как раскрывали ее величайшие народы прошлого и настоящего". Опираясь на социологическо-географические выводы Ключевского, Данилевского, С. Соловьева, теоретики Е. акцентировали не только актуальность противопоставления России-Евразии и Западной Европы, но и подчеркивали потенциальную значимость основополагающих традиционной и модернизированной триад российской ментальности: "православие — самодержавие — народность", "централизация — дисциплина — самопожертвование". Рассматривая экспансию "русской" (восточно-славянской) культуры на всю территорию Евразии как ипостась глобального процесса обретения народами Евразии территориальной целостности, геополитического самосознания и государственности, идеологи движения уделяли особое внимание высокоэффективному культурному и генетическому синтезу "русского" и "туранского" начал евразийской культуры. (В этом контексте очевидны мотивы придания идеологами Е. "огромной историко-геополитической роли" типично евразийской науке — кочевниковедению.) По мнению многих из теоретиков Е., попытки "модернизаций" по западно-европейским сценариям в конечном счете оказывались и всегда будут оказываться разрушительными для жизненного уклада евразийских народов. Гипотеза Е. о том, что перспективный этнопсихологический евразийский тип формируется преимущественно на основе языковой палитры восточно-славянских народов, с одной стороны, и "азиатского" культурно-этнического типа, с другой, содействовала легитимизации идеи об особой значимости империи великих ордынских ханов для конституирования традиций евразийской государственности. (Киевская Русь трактовалась идеологами Е. лишь как духовнонравственная "колыбель" Евразийской цивилизации.) По мнению идеологов Е. (манифест 1926), "мы усматриваем форму симфоническиличного бытия евразийско-русского мира в его государственности... С нашей точки зрения, революция привела к созданию наилучшим образом выражающей евразийскую идею форме — к форме федерации.


>Ведь федеративное устройство не только внешне отмечает многочисленность евразийской культуры, вместе с тем сохраняя ее единство. Оно способствует развитию и расцвету отдельных национально-культурных областей, окончательно и решительно порывая с тенденциями безумного русификаторства. Это — сдвиг культурного самосознания, несомненное и важное его расширение и обогащение". В контексте философии истории и теории этногенеза значимую роль в процессах возрождения идей Е. в конце 20 ст. сыграло творчество


Гумилева, работы которого аккумулировали обширный исторический, этнографический материал и подходы "психологии народов" применительно к единому евразийскому пространству. Одновременно, реальные геополитические процессы в "Евразии" конца 20 в. (распад СССР и СФРЮ, крушение системы социалистического лагеря, идеологическая и военно-политическая экспансия Запада) результировались в резком повышении общественного интереса к идеалам Е. Основными характерными чертами идеологии, теории и практики общественного и государственного строительства современного Е. (во многом созвучного Е. "классическому") правомерно полагать следующее: 1) Идеократия как фундамент государства и общества (по В.Н. Ильину, идеократия — "стиль управления страной — именно путем идеологической информации масс или, если угодно, путем идеологического их инструктирования, что должно обязательно сопровождаться их заинтересовыванием и пробуждением в них идеологических симпатий, равно как и идеологической динамики"; в основании такой идеологии лежат "идеи-силы" и "идеи-ценности"). 2) Признание сильного государственного властного начала обязательным источником и двигателем социально-экономических реформ, осуществляемых в интересах большинства населения. 3) Отказ от политической конфронтации "на местах", формирование структур исполнительской власти "сверху вниз". 4) Возложение ответственности за основной массив стратегических решений вкупе с "направленностью и духом" законодательных инициатив на избираемого главу государства; согласно Алексееву, "по духу своему мы, пожалуй, первый тип русского ордена... кажется, прототипом нашего объединения было "старчество" (Зосима) у Достоевского". 5) Наделение представительных органов функциями-правами детальной проработки и канонизирования персонифицированных решений лидера нации и государства; согласно В.Н.Ильину, идеократия "ослабляет и отодвигает на задний план обычную государственную и государственно-парламентарную жизнь нынешних государственно-социально-политических комплексов". 6) Ориентация на гармоничное сочетание государственной и частной собственности, не допускающая подмену практики регулярных волеизъявлений и актов политической воли лидера государства по проблемам общенациональной значимости — осуществлением политических программ в интересах различных финансово-экономических групп; по мнению Алексеева, "...с точки зрения "социальной правды", капитализм никак нельзя защитить.

Вернувшись к капитализму... русский народ примет капиталистическую систему условно, не веря в нее и не считая ее "праведной". Но русский народ есть народ, ищущий правды и не могущий жить без правды...


Где же он будет искать ее при возвращении к капитализму? Опять в социализме... Принести гекатомбу жертв, чтобы ввести систему коммунизма, потом отвергнуть ее, как невозможную и несправедливую, чтобы опять начать верить в социализм... Можно наверняка сказать, что этого в России не будет. Русский народ примет правду коммунизма и отринет его кривду.

Он, по-прежнему, будет бороться с эксплуатацией и рабством во имя человеческой свободы, но уже не в коммунистических целях и не коммунистическими средствами... Здоровье будущего русского государства обусловлено тем, что оно также должно быть "государством правды" ("системой государственно-частного хозяйства"). 7) Приоритет интересов сотрудничающих общественных групп в противовес неограниченным индивидуальным потребностям по природе своей асоциальных индивидов. 8) Стремление к достижению сбалансированности между нравственными ценностями и "чистой" экономической целесообразностью. 9) Доминирование православия как религии, органично интегрирующей значимую совокупность догматов евразийских региональных вероисповеданий и т.д. Пафос концепции Е. — мечта о едином "богочеловеке", о всеедином" человечестве — стремится противостоять в начале 3 тысячелетия процессам "вестернизации" мира. Тезис многих идеологов последней о естественном стационарном "эшелонированном" ранжировании государств (производителей преимущественно: а) либо новых идей и технологий; б) либо товаров массового потребления; в) либо сырья и вредных материалов) не совместим с русской идеей земного братства людей. (По мнению Н.С.Трубецкого, общезападный шовинизм и общезападный космополитизм тождественны: под "цивилизованным человечеством" их представители понимают ту цивилизацию, которую "в совместной работе выработали романские и германские народы Европы"; под "цивилизованными народами — прежде всего опять-таки тех же романцев и германцев, а затем и другие народы, которые приняли европейскую культуру"; "та культура, которая по мнению космополитов должна господствовать в мире, упразднив все прочие культуры, есть культура такой же определенной этнографически-антропологической единицы, как и та единица, о господстве которой мечтает шовинист".) Определенные центростремительные тенденции в геополитическом пространстве Евразии рубежа 20—21 вв. как результат усилий ряда политических деятелей, ориентирующихся в своей активности на принципиально нетрадиционный обновленческий пафос 21 ст., демонстрируют глобальный потенциал идеи Е.: по выражению Аверинцева, "мыслительного движения на опасной грани философствования и политики", — независимо от его оценок различными идейными течениями, философско-социологическими школами и геополитическими структурами.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

Сообщение психологический словарь » Сб июл 04, 2009 5:46 pm

Единства сознания и деятельности принцип — термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930—40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного). Он начал разрабатывать его на рубеже 1910— 20-х гг. в качестве принципа творческой самодеятельности субъекта.


Для Рубинштейна утверждение единства сознания (вообще психики) и деятельности означало, что надо понять психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида и в самой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав, превратив тем самым деятельность человека в предмет психологического исследования.


Таким предметом психологии должна стать не только внутренняя, духовная, умственная деятельность, но и та реальная практическая деятельность, посредством которой люди преобразуют природу, общество и самих себя, — в ее психологическом аспекте. Иначе говоря, деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию деятельности и поведения, являются условием их адекватного выполнения (поведение здесь — не бихевиористский термин, а нравственная характеристика деятельности).


Основанием единства психики и деятельности является субъект. Такова суть рубинштейновского варианта деятельностного подхода, отличающегося от другого варианта, основанного на теории интериоризации А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. С.Л.


Рубинштейн критиковал эту теорию за то, что интериоризация в ней понимается как механизм возникновения психики, а не как лишь один из этапов психического развития человека. Психика не может возникать, порождаться по мере интериоризации внешних практических действий во внутренние, потому что простейшие психические явления уже участвуют в регуляции даже самых первых младенческих практических действий, вообще самых ранних этапов изначально практической деятельности. По Рубинштейну, психика не возникает, не порождается в такой деятельности, а формируется и развивается в ней.

А.В. Брушлинский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕДИНСТВО ПРЕДМЕТНО-ЦЕННОСТНОЕ

Сообщение психологический словарь » Ср июл 08, 2009 12:07 pm

Единство предметно-ценностное — нормативная интеграция индивидуальных деятельностей в группе, при которой каждая из них, будучи функционально специфична (по объекту либо способам его преобразования) и занимая иерархически различные места в системе внутригрупповой активности, опосредствована единым ценностным содержанием предмета социально обусловленной совместной деятельности. Е. п.-ц. — важнейшая составляющая интеграции социальной группы как совокупного субъекта деятельности. Оно проявляется, во-первых, в близости ценностных представлений членов группы о предмете (цели) совместной деятельности, во-вторых, в единстве практического воплощения (актуализации) этих представлений в конкретных условиях деятельности. Е. п.-ц. — не случайное совпадение ценностных регулятивов индивидуальной активности в группе. Оно закономерно порождается общественно детерминированной совместной деятельностью и может быть рассмотрено как феномен интеграции на высшем уровне ее социально-психологического развития.

А.И. Донцов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ

Сообщение психологический словарь » Вт июл 14, 2009 4:22 pm

Единство ценностно-ориентационное — один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем Е. ц.-о. служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень Е. ц.-о. выступает важным источником интенсификации внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности. Е. ц.-о. не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов, привычек и т.п. членов группы. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей. Е. ц.-о. в группе высокого социально-психологического уровня развития — это сближение подходов к целям и задачам совместной деятельности, ориентированное на нравственно оправданные ценности.

А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕЛСУКОВ

Сообщение психологический словарь » Вс июл 19, 2009 11:25 am

ЕЛСУКОВ Альберт Николаевич (р. 1936) - белорусский социолог и философ. Зав. кафедрой социологии факультета философии и социальных наук (с 1989). Окончил Белгосуниверситет (1963), кандидат философских наук (1969), доктор философских наук (1985), профессор (1988). Декан философско-экономического факультета БГУ (1989-1996).

Научные интересы Е. - история и методология научного познания, теория и история социологии. Подготовил 5 докторов и 15 кандидатов наук.

Для чтения лекций по философии и социологии приглашался в вузы Болгарии и Израиля, принимал участие в работе международных конференций, проводимых научными учреждениями Польши, Германии, Англии и Франции. Является председателем секции философии и социальных наук научно-методического центра учебной книги и средств обучения Министерства образования РБ, членом редколлегии журнала "Социология".

Основные работы: "Методы и формы научного познания" (1978, в соавторстве с В.


Степиным); "Познание и миф" (1984); "Теория и эксперимент" (1986, в соавторстве с В. Воробьевым); "Социологический словарь" (1987, составитель, член редколлегии, соавтор); "История социологии" (1993 и 1997, соавтор и научный редактор); "Краткий курс теоретической социологии" (1999); "Социология" (2000, главный редактор и соавтор); "Социология" (2001); "Методика преподавания социологии в высшей школе" (2002) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕМЕЛЬЯНОВ

Сообщение психологический словарь » Пн июл 20, 2009 1:13 am

ЕМЕЛЬЯНОВ Юрий Николаевич (1933—1996) — российский психолог, специалист в области социальной психологии и культур-антропологии. Д-р психологических наук (1991), профессор фак-та социологии Санкт-Петербургского гос. ун-та. Закончил филологический фак-т Пятигорского государственного пед. ин-та (1958). Работал учителем, завучем в ленинградских школах, затем трудился в ЦНИИ технологии судостроения. В 1971 начал публиковать статьи по материалам зарубежной социальной психологии. С 1972 работал в ЛГУ преподавателем на фак-те психологи и более 13 лет — с.н.с. в лаборатории социальной психологии


НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. В 1976 защитил канд., а в 1991 — докт. дис. по социальной психологии: "Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности". Изучал проблемы руководства в трудовом коллективе, разрабатывал концепцию активного социально-психологического обучения руководителей и специалистов деловому общению, совершенствованию их коммуникативной компетентности и организационного потенциала.

Был одним из пионеров внедрения активных методов обучения в отечественную практику. ("Руководитель и коллектив" / в соавт., 1974; "Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга / в соавт., 1983; "Активное социально-психологическое обучение", 1985; "Обучение паритетному диалогу", 1991). В последние годы занимался разработкой общих и психологических проблем культурантропологии.


Был одним из создателей и первым заведующим кафедрой культурантропологии на фак-те социологии СПбГУ. Автор монографии: "Введение в культурантропологию", СПб., 1992.

Л.А. Карпенко, В.Е. Семенов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕРЕСЬ

Сообщение психологический словарь » Вс июл 26, 2009 1:42 am

ЕРЕСЬ Елена Павловна (1904—1985) — белорусский, российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии. Канд. психологических наук (1937) доцент. Ученица К.Н. Корнилова.


Закончила Нежинский ин-т народного образования (1926) и аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина, где под руководством Корнилова провела оригинальное исследование особенностей темперамента школьников, явившееся основой ее канд. дис. В этом же исследовании дан подробный анализ истории развития учения о темпераментах от Гиппократа до И.П. Павлова. Работала доцентом кафедры психологии МГПИ. После войны переехала в Минск и до 1973 г. работала доцентом кафедры педагогики и психологии Белорусского Государственного ун-та. Е. была одним из организаторов и заведующей созданного в 1947 г. на филологическом фак-те Белорусского гос. ун-та отделения логики, психологии и русского языка (существовавшего до 1955 г.). Исследовала проблемы психологии обучения и воспитания, индивидуально-психологические и личностные особенности учащихся, проблемы способностей, характерологии, темперамента, внимания и воли, их проявления у детей и пути формирования.

Автор книг: "Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы", (1955); "Способности и их развитие", (1957); "Темперамент и его воспитание у школьников", (1960); "Воспитание характера / в соавт., (1961); "


;Внимание и его воспитание у детей", (1963); "Организация внимания в учебно-воспитательном процессе", (1974). Е. — соавтор учебников по психологии под ред. К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова, Л.М. Шварца (1941) и под редакцией А.А. Зарудного (1970).

Р.И. Водейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕРМАКОВ

Сообщение психологический словарь » Вт июл 28, 2009 10:04 am

ЕРМАКОВ Иван Дмитриевич (псевдоним — Иверм) (1875—1942) — российский психиатр и психоаналитик. Один из лидеров российского психоаналитического движения. Профессор (1920).


Образование получил в Первой Тифлисской (Тбилисской) классической гимназии (1896) и медицинском фак-те Московского ун-та (1902). Своими учителями считал профессоров В.К. Рота и В.П. Сербского. С 1902 работал штатным ординатором нервной клиники Московского ун-та. Через год переведен на должность ассистента психиатрической клиники Московского ун-та.


Занимался научно-исследовательской работой. Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. был призван в армию и направлен в г. Харбин в психиатрический госпиталь Красного Креста, где заведовал отделом психотерапии. После демобилизации работал в Психиатрической клинике Московского ун-та (1907—1921; ординатор, ст. ординатор, ассистент, заведующий клиникой) и преподавал в ун-те. С 1906 г. — действительный член Общества невропатологов и психиатров. Был в научных командировках за границей (Берлине, Париже, Цюрихе, Мюнхене, Берне, позднее — в Будапеште). В 1907 г. опубликовал первые научные работы, отразившие опыт военного врача-психиатра.


В 1910—1917 гг. Е. — казначей Благотворительного общества имени С.С. Корсакова, чл. президиума Общества по борьбе с алкоголизмом. С 1913 г. — чл. Парижского общества невропатологов и психиатров. В 1913 г. сделал доклад об учении З.


Фрейда и с тех пор активно выступал в качестве пропагандиста психоанализа и фрейдизма. Увлекался поэзией и живописью. Писал стихи и картины. В 1916—1921 гг. был участником ряда художественных выставок живописи и графики. Был д. чл. Государственной академии художественных наук. В 1919—1923 гг. заведовал экскурсионным отделом Государственной Третьяковской галереи. В 1919 г. — чл. Совета Психоневрологического музея-лаборатории и библиотеки Ф.Е.


Рыбакова, вскоре преобразованного в Государственный (московский) психоневрологический институт (ГПНИ). С 1920 — профессор ГПНИ, в котором при поддержке А.Н. Бернштейна создал отдел психологии.

При этом отделе Е. организовал Детский дом-лабораторию "Международная солидарность", где проводились психоаналитические исследования. В 1921 организовал в ГПНИ научный кружок по изучению "психологии художественного творчества психоаналитическим методом", в работе которого принимали участие А.Н.


Бернштейн, А.Г. Габричевский, О.Ю. Шмидт и др. В 1921 г. совместно с А.Н. Бернштейном пытался организовать "научное общество для исследования явлений психизма". В 1922 г. (совместно с М.В. Вульфом, О.Ю. Шмидтом и др.) организовал выпуск серии книг "Психологическая и психоаналитическая библиотека", в которой в 1922—1925 гг. были изданы основные работы З. Фрейда и некоторые труды его последователей.


Был ред-ром этой серии и автором многих предисловий. Опубликовал в данной серии и свои книги: "Этюды по психологии творчества А.С. Пушкина", (1923) и "Очерки по анализу творчества Н.В. Гоголя", (1924). В 1923 г. на базе руководимого им отдела психологии


ГПНИ организовал и возглавил Государственный психоаналитический институт. Как директор этого института в 1923—1925 гг. занимался организацией исследовательской, терапевтической и просветительской работой, читал курс психоанализа (для врачей, педагогов и социологов) и курс психотерапии. В ел семинар по изучению творчества, в том числе художественного творчества и семинар по гипнологии (для врачей и студентов-медиков). В 1923 г. (совместно с М.В. Вульфом, Ю.В. Каннабихом, О.Ю. Шмидтом и др.) организовал


Русское психоаналитическое общество (РПСАО), стал его председателем и возглавил в нем секцию психологии искусства и литературы. После ликвидации Государственного психоаналитического института (1925) работал консультантом в Московских психиатрических клиниках. Занимался частной практикой (лечил неврозы, заикания и алкоголизм). В 1934—1941 гг. работал профессором психоневрологии в поликлинике по лечению расстройств слуха и речи. В 1941 г. работал психотерапевтом и невропатологом в Центральной поликлинике Первого Московского медицинского института. В августе 1941 г. арестован органами


НКВД СССР по обвинению "в принадлежности к контрреволюционной организации и антисоветской агитации". Умер в июле 1942 г. в тюрьме г. Саратова. Реабилитирован посмертно (1959). Е. автор ряда трудов по различным проблемам психоанализа, психиатрии и художественного творчества. Некоторые сохранившиеся работы, главным образом по психоанализу художественного творчества, не публиковались.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ

Сообщение психологический словарь » Вт авг 04, 2009 4:13 pm

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ШКОЛА в социологии - направление в рамках неопозитивистской социологии, получившее распространение в США в 1930-1940-х. Ее философской основой послужил прагматизм и инструментализм Дж. Дьюи.


Представители этой школы (Дж. Ландберг, Р. Бейн, С.


Додд) выдвинули идею создания "научной социологии" по примеру развитых физических наук, предусматривающую применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что социальные явления подчиняются законам, общим и для природы, и для социума. Отсюда ряд специфических нормативных требований к социальному исследованию: этическая нейтральность, натурализм в рассмотрении социальных явлений, которые сравнивались с объектами физических наук, бихевиористская трактовка поведения человека, обязательная верификация понятий, использование математического языка. Представители Е.Ш. резко выступали против сторонников интерпретативной социологии - Ф. Знанецкий (см.), Р. Макайвер (см.) и др. - которые отстаивали уникальность предмета и метода социальных наук.

Е.Ш. оказала противоречивое воздействие на развитие социологии. С одной стороны, пропаганда естественно-научной методологии способствовала совершенствованию исследовательского инструментария, повышению точности и строгости полученных результатов, а с другой - увлечение количественными методами, процедурами измерения привело к распространению узкого эмпиризма.

В.А. Балцевич

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Сообщение психологический словарь » Сб авг 08, 2009 5:15 am

Естественный эксперимент (в психологии развития) — метод исследования, объединяющий в себе положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на исследуемого). Е. э. проводится в условиях, близких к естественным для испытуемого (в школе, детском саду и т. п.).


Дети не знают, что они являются объектом исследования, что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и намеренности ответных реакций. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях, например, в процессе учебной или игровой деятельности.

Недостатком этого метода являются сложность вычленения и регистрации отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Обычно результаты обрабатываются путем качественного анализа полученных данных. Одним из вариантов Е. э. является психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение ведется непосредственно в процессе обучения с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

Е.И. Морозова

Раздел 4. Методы исследования в психологии развития

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вс авг 09, 2009 6:41 am

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Е. — теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины. Становление Е. как области научного знания произошло в эпоху


Возрождения и было связано с использованием экспериментального метода исследования явлений природы, осуществлением многих географических открытий, представивших исследователям обширный материал по явлениям живой и неживой природы различных стран и континентов. Собирание и систематизация фактов механического, физического, химического и биологического характера послужило основой для зарождения соответствующих естественных наук. Для классической философской традиции характерно сближение Е. с гуманитарным познанием, рассмотрение их в едином ряду целостного постижения единого мира (идеи Гердера об изучении развития живой и неживой природы и человеческой истории как этапов эволюции единого мирового организма; классификация форм движения материи — механической, физической, химической, биологической и социальной — как основа классификации наук у Энгельса, и др.). В неклассической философии вопрос о специфике Е. остро ставится в связи с осмыслением специфики гуманитарного познания, эксплицируясь в философии Дильтея в рамках дистанцирования им "наук о природе" и "наук о духе". В рамках Баденской школы неокантианства вопрос о специфике Е. также артикулировался в связи с осмыслением специфики гуманитарного и естественнонаучного видов познания. В развитии Е. могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигмальных установок (см. Наука, Дисциплинарность). В своей исторической динамике Е. выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все естествознание в целом.


>В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число (групповое лидерство). В истории Е. можно проследить следующих лидеров: механика (17—18 вв); химия, физика, биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.). Утверждение в Е. 20 в. группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориентацией на решение современных задач общества. Все это приводит к повышению роли Е. в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему. Возрастает и интерес исследователей к анализу мировоззренческих, методологических и социальных аспектов современного Е. В своей совокупности они составляют предмет дисциплины философских вопросов Е.

П.С. Карако

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am


Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Ai2016, Angel X, Asqard, bdx2016, blackout, Cold_Air, cooler462, Скорпион_под_шубой, Exabot [Bot], GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Inna =+=, kurlemushe, Lumiere, Neo, Oliwer, Pal, Parf, ra226, Rambler [Bot], Гена, Ted, vadimr, Yahoo [Bot], Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Кентавр-на-Пегасе, Феликс, Варшава, Чиа, яра