Д

Д

Сообщение психологический словарь » Пт июн 19, 2009 9:33 pm

Д

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДАВИДЮК

Сообщение психологический словарь » Вт июн 23, 2009 8:18 am

ДАВИДЮК Георгий Петрович (р. 1923) - белорусский социолог, основатель белорусской социологической школы. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Минский педагогический институт им. М. Горького (1952). Кандидат (1959), доктор (1969) философских наук.

Зав. отделом социологических исследований Института философии и права АН БССР (1962-1973). С 1973 Д. переходит на работу в Белгосуниверситет. Руководит кафедрой философии, проблемной лабораторией социологических исследований, в 1990-х - профессор кафедры социологии.

Д. выступил инициатором открытия специализации по прикладной социологии на отделении философии БГУ, где им с 1969 читался курс социологии, в 1989 в БГУ открылось отделение социологии.

Под научным руководством Д. были проведены панельные социологические исследования социальной структуры рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. На основе полученного фактического материала и при непосредственном участии Д. были написаны коллективные монографии "Социальные изменения рабочего класса Белоруссии" (1965), "Социальные изменения крестьянства Белоруссии" (1966), "Структура советской интеллигенции" (1970), "Социальные проблемы села" (1971) и др.

Д. были написаны и изданы первые в Беларуси учебные пособия для специалистов-социологов: "Введение в прикладную социологию" (1975), "Прикладная социология" (1979, издана на китайском языке в 1985).

При непосредственном участии и под редакцией Д. были изданы книги: "Социальный эффект соревнования" (1976), "Методологические основы социального управления" (1977), "Студент и его деятельность" (1978), "Эффективность средств массовой информации" (1986) и др.

Одним из важнейших результатов научной деятельности Д. является написание под его руководством и издание первого в СССР и Белоруссии "Словаря прикладной социологии" (1984).

Под научным руководством Д. 48 человек защитили кандидатские, а 12 - докторские диссертации по социологии. Д. принял активное участие в 15 международных конференциях и конгрессах, в том числе в VIII, IX и XIII конгрессах.

При возглавляемой Д. кафедре философии активно функционировала проблемная социологическая лаборатория и сектор прикладной социологии, в рамках которых более 90 сотрудников вели полевые исследования по проблематике социального управления, эффективности СМИ, роли университетов в обществе. Под научным руководством Д. были разработаны и опубликованы "Методические указания по разработке комплексного плана экономического и социального развития Минска на 1976-1980 гг." (1975) - эта работа была удостоена Золотой медалью ВДНХ СССР.

Д. - автор более 150 научных работ (из них 13 - за рубежом), в том числе:


"Критика теории "единого индустриального общества" (1968); "Проблемы "массовой культуры" и массовых коммуникаций" (1972) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ

Сообщение психологический словарь » Сб июн 27, 2009 7:15 am

ДАВЫДОВ Василий Васильевич (1930—1998) — российский психолог, философ и педагог, специалист в области психологии обучения, детской и педагогической психологии, а также теоретико-методологических проблем общей и возрастной психологии. Д-р психологических наук (1970), профессор (1973), д. чл. АПН СССР (1978) и РАО (1992), засл. деятель науки РФ (1996), лауреат премии Президента РФ в области образования (1997). Образование получил в МГУ им. М.В.


Ломоносова, закончив психологическое отделение философского фак-та (1953) и аспирантуру МГУ по кафедре психологии (1953—1956). В 1958 г. под руководством П.Я. Гальперина защитил канд. дис.: "Основные этапы формирования умственных действий у ребенка (на примере формирования счета и понятия числа у дошкольников)" и в 1959 г. пришел в НИИ ОиПП АПН СССР, возглавив лабораторию психологии детей младшего школьного возраста (1961—1973). Одновременно, по совместительству, преподавал в педагогических вузах Москвы. В 1970 г. защитил докт. дис.: "Виды обобщения в обучении (логико-психологические основы построения учебных предметов)". В 1973 г. возглавил


НИИ ОиПП АПН СССР (1973—1983) и лабораторию психического развития и воспитания младших школьников. В 1983 г. Д. уходит с поста директора института и возглавляет лабораторию умственного воспитания детей дошкольного возраста Института дошкольного воспитания АПН СССР. В 1989 г. избирается вице-президентом АПН СССР, в 1990 г. Д. — академик-секретарь отделения психологии, возрастной физиологии и дефектологии АПН СССР. После реорганизации в 1992 г. Академии педагогических наук избирается вице-президентом РАО (1992—1998). С 1987 г. — иностранный член Национальной Академии образования США. Научно-исследовательская деятельность Д,. в основном была связана с изучением проблематики обучения и психического, в первую очередь — умственного развития школьников. Воспитание и обучение понималось им как всеобщая форма психического развития, основой которого является развитие деятельности ребенка, осуществляемой в сотрудничестве со взрослым (педагогом) и другими детьми.

Вместе с Д.Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным Д. создает новое направление в отечественной психологической науке — психологию формирования мыслительной деятельности учащихся, опираясь при этом на представления о мышлении и его генезе, сформулированные в русле диалектической логики (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Э.В. Ильенков и др.).


Им исследованы закономерности развития учебной деятельности — от начального до завершающего этапов школьного образования, ее содержание и строение (включая основные учебные действия), выявлены возрастные особенности и возможности развития мышления младших школьников, формы и способы организации их обучения. Д. — один из инициаторов и организаторов перестройки системы образования в нашей стране, базирующейся на изучении мыслительной деятельности учащихся, логико-психологическом анализе формирования и развития у них теоретического, или разумного мышления (в отличие от эмпирического, или рассудочного), становления основ теоретического сознания в онтогенезе. Исследование особенностей психического развития младших школьников привело Д. к выводу о том, что их умственные возможности шире и многостороннее, чем считалось ранее в детской и педагогической психологии и дидактике. Совместно с Д.Б. Элькониным в лаборатории психологии младшего школьного возраста Д. разработал принципы генетико-моделирующего эксперимента, направленного на целенаправленную реализацию этих возможностей в рамках специальным образом построенной поисково-преобразующей учебной деятельности (в противовес "обычному" рецептивному учению).


Результаты данных исследований систематически изложены и развернуто обоснованы в его докторской диссертации и в книгах: "Виды обобщения в обучении" (1972, 2000), "Проблемы развивающего обучения" (1986), "Теория развивающего обучения" (1996). Было показано, что традиционная система начального обучения базируется на устаревших логико-психологических установках, связанных с эмпирической теорией мышления, и что совершенствование системы образования требует других научных предпосылок. Д. развил теорию взаимосвязи эффективной учебной деятельности с процессом образования у учащихся содержательных абстракций и обобщений, формированием у них способности к анализу оснований собственных действий (рефлексии).

Это открыло перспективу для конструирования учебных предметов в логике восхождения мысли от абстрактного к конкретному, пересмотра психологической структуры учения в целом. В итоге Д. и его сотрудниками была создана система развивающего обучения школьников, получившая название "системы Эльконина — Д.". Образовательные программы (по математике, родному языку, литературе, изобразительному искусству и художественному труду, естествознанию и др.), а также обучающие технологии и средства диагностики психического развития детей в экспериментальном обучении были успешно применены во многих городах России, а также в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья (Латвия, Казахстан, Украина, Нидерланды, Франция, США и др.). Подготовленный Д. и его сотрудниками пакет качественно новых программно-методических материалов (программ, учебников, учебных пособий и др.) был утвержден


МО РФ. В целях широкой общественной поддержки и распространения этих научно-практических разработок в 1994 г. Д. была создана Ассоциация развивающего обучения, вскоре получившая статус международной, первым Президентом которой он стал. Наряду и в тесной связи с основной исследовательской работой Д. осуществлял анализ категориальных основ общепсихологической теории деятельности, исследовал проблемы соотношения коллективной и индивидуальной деятельности, расширил и обогатил новым содержанием идею П.Я.


Гальперина о природе психики как поиска и опробования возможных вариантов действования в неопределенной ситуации, связав его с феноменом превращения сукцессивного в симультанное. Ряд работ Д. посвящен анализу истории, современного состояния и перспектив культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии. Последние он усматривал в разработке и освоении специалистами стратегии проектирования различных форм и видов человеческой деятельности, реализуемой полидисциплинарными методами ее исследования. Кроме упомянутых выше, Д. автор книг: "Учебная деятельность и моделирование" (в соавт.), М., 1981; "О понятии развивающего обучения", М., 1995; "Математика. 3 класс. Учебник" / (в соавт), М., 1996; "Математика. 3 класс. Методическое пособие" /(в соавт.), М., 1996.

Л.А. Карпенко, В.Т. Кудрявцев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДАВЫДОВ ЮРИЙ

Сообщение психологический словарь » Ср июл 01, 2009 12:00 am

ДАВЫДОВ Юрий Николаевич (р. 1929) - российский социолог, специалист в области истории социологии и общей социологической теории, социологии культуры и искусства.

Окончил исторический факультет Саратовского университета (1952). Доктор философских наук (1978), профессор (1987).

В 1956-1958 - аспирант Института философии АН СССР. В 1959-1963 - сотрудник редакции по философии издательства "Советская Энциклопедия". С 1963 - зав. отделом философии ФБОН; зав. сектором эстетики


Института истории искусств Министерства культуры СССР. С 1970 - старший научный сотрудник, зав. сектором (ныне - Центр истории социологии и общей социологической теории) в Институте социологии РАН.

Основные научные интересы Д. находятся в области проблем истории и теории социологии, этики, истории философии и искусства.


С его именем связана реализация крупных проектов исследований истории и генезиса общей теории социологии в России. Многие монографические исследования Д. получили широкую известность и переводились на основные европейские языки. В 1990-х основное внимание Д. уделяет разработке методологических проблем эволюции общесоциологической теории на Западе и в России.

Основные сочинения: "Труд и свобода" (1962); "Искусство и элита" (1966); "Искусство как социологический феномен" (1968); "Октябрьская революция и искусство" (1967); "Эстетика нигилизма" (1975); "Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы" (1977); "Бегство от свободы" (1978); "Неомарксизм и проблемы социологии культуры" (1980, соавтор); "Социология контркультуры" (1980, соавтор); "Этика любви и метафизика своеволия" (1982 и 1990); "Буржуазная социология на исходе XX века" (1986, соавтор); "Идеалистическая диалектика в XX столетии" (1987, соавтор); "Современная западная социология. Словарь" (1990, соавтор); "ФРГ глазами западногерманских социологов" (1989, соавтор); "История и рациональность" (1991, соавтор); "Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX вв." (1994, соавтор); "Очерки по истории теоретической социологии XX столетия" (1994, соавтор); "История теоретической социологии" (1995. Т. 1 - соавтор); "Макс Вебер и современная теоретическая социология" (1998) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДАНИЛЕВСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Вт июл 07, 2009 10:42 am

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) - русский публицист, социальный мыслитель, культуролог, идеолог панславизма. Магистр ботаники Петербургского университета (1849). За научно-административную деятельность награждался Золотой медалью Русского географического общества.


Директор Никитского ботанического сада (1879). Основные сочинения: "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" (1869), "Дарвинизм. Критическое исследование" (1885-1889), "Сборник политических и экономических статей" (1890) и др.


Известность приобрел благодаря работе "Россия и Европа", вызвавшей острую полемику и зачастую несправедливую критику (например, со стороны В. Соловьева, Н. Кареева - см.). Критики обратили внимание прежде всего на поверхностный, связанный с "восточным вопросом", слой книги и проигнорировали (за исключением Н. Страхова и К. Леонтьева) ее более глубокий социологический и философско-исторический план, обнаруживший свое значение позднее.

Рассуждая в русле методологии натурализма и отвергая европоцентристский эволюционный принцип объяснения истории (см.), Д. считал невозможной общую теорию общества (см.), управляемого всеобщими законами (см.). Общество - не особая целостность, но только сумма национальных организмов, развивающихся на основе морфологического принципа, т.е. по собственным имманентным законам. Д., следовательно, наметил одну из ранних форм структурно-функционального анализа (см.) социальных систем.

Человечество, по Д., в различных точках роста укладывается в крупные социальные формы (организмы), называемые Д. "культурно-историческими типами" (цивилизациями).


"Типы" есть интеграция существенных признаков определенного социального организма, объективирующих национальный характер. Положительную роль в истории, по Д., сыграли 11 основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский. Ряд народов не сложились в культурный тип и выполняют либо функцию "бичей Божиих", т.е. разрушителей отживших культур, либо составляют "этнографический материал" для других цивилизаций.

По мысли Д., в идеальном плане культура (см.) структурируется на 4 разряда (или основы): религия (см.); культура в узком смысле слова (наука - см., искусство - см. и промышленность); политика (см.); общественно-экономическая деятельность. Исторически существовавшие культурно-исторические типы развивали какой-либо один разряд либо, в лучшем случае, - два (как европейский). Восточнославянский же тип, по мнению Д., будет первым полным "четырехосновным" культурно-историческим типом. На этом основывались вызвавшие неприятие многих современников политические выводы Д. о месте России в Европе и о славянском мире, который ради спасения своей самобытности должен объединиться в особый культурно-исторический тип и отказаться от подражательности иным культурам.

Д., используя биологические аналогии, формулирует законы эволюции культурно-исторических типов. Основы цивилизации (см.) одного типа не передаются цивилизациям другого типа. Попытка заменить такие основы ведет к уничтожению культуры. Однако Д. не отрицает культурную преемственность, адекватной формой которой является метод "почвенного удобрения", т.е. знакомство народа с чужим опытом и использование его наименее национально окрашенных элементов. Особое значение для развития цивилизации имеет политическая интеграция культурно близких народов.


Выход интеграции за пределы культурного типа приносит только вред. Культурно-исторический тип переживает ряд этапов, причем если период накопления культурного запаса народом неопределенно долог, то период цивилизации ("плодоношения", "растраты", "творчества") весьма короток, культура быстро иссякает и приходит к естественному концу.

Д. одним из первых увидел опасность концепции линейного прогресса, подчеркнув гибельность для человечества господства какого-либо одного культурно-исторического типа. Ни одна цивилизация не может утверждать, что она представляет высшую точку истории, каждая вносит свои плоды, идет в своем направлении и только в этом многообразии и осуществляется прогресс. Не существует никакой абстрактной общечеловеческой задачи.


От общечеловеческого нужно отличать всечеловеческое как совокупность всего национального; всечеловеческое подобно городу, где каждый отстраивает свою улицу по собственному плану, а не теснится на общей площади и не берется за продолжение чужой улицы. В таком развитии и заключается социальный идеал. Концепция Д. стала одной из первых попыток обоснования взгляда на историю как на нелинейный многовариантный процесс. Будучи недооцененными в момент создания, идеи Д. оказались созвучными многим концепциям 20 в.: теории локальных цивилизаций, теории аккультурации, социологии знания (см.) и т.д.

Г.Я. Миненков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Сообщение психологический словарь » Чт июл 09, 2009 7:31 am

ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - структурированная и формализованная информация, собранная в ходе эмпирического социологического исследования. Процедуры формализации включают определение генеральной и выборочной совокупности, способов измерения показателей (переменных), а также интервалов времени, через которые производятся измерения (см. Дизайн социологического исследования).


Информация структурируется по обследуемым объектам, измеряемым показателям и времени проведения исследования. В большинстве исследований используются не более двух из трех названных критериев структурирования данных.

Данные типа "объект" возникают при одноразовом (cross-sectional) статистическом обследовании выборки объектов по единственному показателю. Они представляют собой вектор измеренных значений. Если показателей несколько, структура данных представляется в виде матрицы типа "объект - признак".


Это наиболее распространенный тип структуры данных (см. Матрица данных), он используется, например, при опросах общественного мнения.

Матрица данных "объект - время" используется в тех случаях, когда на некоторой совокупности объектов через определенные промежутки времени измеряется один и тот же показатель, например, рождаемость в ряде стран или населенных пунктов.


Если измерению подлежит только один объект, результаты измерения могут быть представлены вектором "время"; если на единственном объекте неоднократно измеряются несколько показателей - матрицей "признак - время". Наконец, данные типа "признак" возникают при единовременном исследовании одного объекта по нескольким показателям, как, например, при психологическом тестировании.

Данные, в структуре которых присутствуют все три измерения ("объект - признак - время"), образуются при неоднократном измерении одних и тех же показателей на одной и той же совокупности объектов. Они могут быть представлены в виде "куба", образованного в результате "наложения" друг на друга нескольких двумерных матриц "объект - признак", относящихся к последовательным промежуткам времени. Данные этого типа порождаются, в частности, лонгитюдными и когортными социологическими исследованиями, при которых одним и тем же респондентам через определенные промежутки времени задаются одни и те же вопросы.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДАННЫХ МАТРИЦА

Сообщение психологический словарь » Вт июл 14, 2009 11:46 am

ДАННЫХ МАТРИЦА - прямоугольная таблица, предназначенная для представления и хранения данных социологического исследования (см.). Наибольшее распространение получили Д.М. типа "объект - признак", используемые в качестве стандартного способа представления данных в программных средствах, предназначенных для статистической обработки и анализа данных.

Каждая строка Д.М. отводится одному объекту, каждый столбец - одному признаку; на пересечении строки и столбца указывается значение данной переменной для соответствующего объекта. В приведенном фрагменте Д.М. (см.


Таблицу 3 в Приложении) образование измеряется в годах, стаж работы в фирме и предшествующий опыт - в месяцах, годовая зарплата - в долларах США. Пол закодирован цифрами: 1 - "мужской", 2 - "женский"; категория (должность) - цифрами: 1 - "клерк", 2 -"охранник", 3 - "менеджер".

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДАНТЕ

Сообщение психологический словарь » Чт июл 16, 2009 1:53 pm


ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri) (1265—1321) — итальянский поэт общеевропейского и мирового масштаба, мыслитель и политический деятель позднего средневековья, гуманист, основоположник итальянского литературного языка. Перу Д. принадлежат: грандиозная философская поэма "Божественная комедия", фактически представляющая собою обзор всей предшествующей культурной традиции (как в проблемном, так и персональном планах); трактат "Пир" — первый прецедент ученой прозы на итальянском языке (volgare) и первое предренессансное произведение просветительской направленности, посвященное проблемам физики, астрономии, этики; трактат "О народном красноречии", написанный по-латыни и разрабатывающий поэтику и риторику романских языков (в первую очередь итальянского и провансальского); социально-философский трактат "Монархия", представляющий собою политико-утопическую модель общественного устройства; лирическое поэтико-прозаическое произведение "Новая жизнь"; многочисленные письма, канцоны, секстины, баллаты, эклоги и сонеты, отличающиеся изысканной строфикой. Родился во Флоренции в семье, происходящей, согласно преданию, из римского рода Элизеев, участвовавшем в основании Флоренции; праправнук Каччагвидо, участвовашего в Крестовом походе Конрада III, внук знаменитого гвельфа Беллинчоне. Вырос при мачехе, в 18 лет лишился отца, став старшим в семье, состоящей из двух сестер и брата.


Ученик Брунетто Латини, юриста, писателя и переводчика (Аристотель, Вергилий, Овидий, Цезарь, Ювенал). Был женат (по решению родителей) на дочери своего политического врага Манетто Донати, отец четырех детей. Принадлежал к партии Белых гвельфов, начиная с 1295 активно участвует в политической жизни Флоренции, играя значительную роль в Особом народном совещании при Капитане народа (Consiglio della Capitudino; ноябрь 1295 — апрель 1296); был избран одним из шести сави (ит. savi — мудрец) района Флоренции Сан-Петро; в 1296 был членом Совета Ста (главный финансовый орган республики); в 1300 — одним из семи приоров Флоренции.

После падения белой сеньории Д. был наряду с другими лидерами Белых обвинен в baratteria, т.е. в злоупотреблении властью, и изгнан (январь 1302), в марте 1302 было вынесено дополнительное постановление относительно Д.: при его попытке вернуться во Флоренцию, пусть его "жгут огнем, пока не умрет". Д. является одним из организаторов 1-й муджеланской войны (в союзе с гиббелинами), позднее жил в изгнании (Верона, Болонья, Равенна и др.), продолжая участвовать в политической деятельности. В 1313 посещает Париж с образовательными целями ("для усовершенствования знаний").


Приветствовал объединительные тенденции в политической жизни Италии и, в частности, избрание Генриха Люксембургского итальянским императором и его тезис о неразличении гиббелинов и гвельфов. Нежелавшая признать императора, Флоренция подверглась столь резкому осуждению Д. (письмо "злодеям-флорентийцам" от 01.03.1311), что Д. и его сыновья были исключены из Флорентийской амнистии. После соответствующего декрета Д. мог бы вернуться на родину, пройдя публичный обряд покаяния, но отказался от унизительной процедуры, предпочтя изгнание; в 1315 вновь был осужден на смерть сеньорией Флоренции вместе с сыновьями. В качестве посла правителя Равенны Гвидо де Полента в Венеции участвовал в заключении мира с республикой Сен-Марко.


Возвращаясь из Венеции, заболел малярией и умер. Похоронен в Равенне (даже после объединения Италии в 19 в. Равенна не согласилась вернуть прах Д. во Флоренцию). В сфере философской мысли испытал влияние Аристотеля, схоластического аристотелизма и аверроизма, а также — отчасти — неоплатонизма, стоицизма и арабской философии.


Специально изучал тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита, Иоанна Скота Эриугены, а также Бернара Клервоского, Алана Лилльского и Сигера Брабантского. Аксиологическая система поэтики Д. генетически восходит к Псевдо-Дионисию Ареопагиту (заключительная часть "Божественной комедии") и перипатетизму ("Пир"). Политическим идеалом Д., сформировавшимся в условиях перманентной гражданской войны, было единое светское государство — гарант мира и воплощение законности, — где будут ликвидированы сепаратизм и частная собственность на землю.

Управление этим государством мыслится Д. согласно платоновской модели: решения монарха должны быть фундированы советами философа ("О вы, несчастные, ныне правящие! О вы, несчастнейшие, которыми управляют!


Ибо нет философского авторитета, который сочетался бы с вашим правлением"). Оптимальное, с точки зрения Д., политическое устройство, с одной стороны, основано на презумпции мирового единства, а с другой — предполагает сохранение местного самоуправления и обеспечение свободы. Развитие этих двух тенденций должно, по Д., привести к "полноте времен", т.е. всеобщему благоденствию.

Отрицание Д. так называемого "константинового дара" (т.е. передачи в свое время императором Константином большой территории Италии под юрисдикцию папы) вызвало острую реакцию со стороны церкви; по свидетельству Дж.


Бокаччо, кардинал Бельтрандо дель Подисетто приказал сжечь рукопись "Монархии"; позднее, в 1329, он же призывал подвергнуть аутодафе останки Д. Доминиканским монахом Гвидо Вериани из Римини было написано сочинение против "Монархии", что в свою очередь, вызвало ответную реакцию со стороны Чино де Пистойя, Бартоло де Сассоферрато, Марсилио Падуанского, дав новый импульс развитию идей о гармоничном государственном устройстве. "Монархия" Д. вызывает острые споры вплоть до сегодняшнего дня; ее идеи подвергались толкованию с романтических (объединение Италии в этнических границах), экстремистски националистических (мировая итальянская гегемония) и утопико-коммунистических (всеобщее государство всеобщего счастья) позиций; семантически социальная модель Д. открыта для трактовки с позиций идеала глобальной цивилизации с его презумпцией этнического полицентризма. Поэтическое творчество Д. ориентировано на полисемантический символизм (см. идеи "Пира" о наличии первого, т.е. исторического или буквального значения текста, служащего основой конституирования аллегорического и анагогического его значений). Вводимая Д. система персонификаций различных качеств личности и проявлений душевной жизни ("Я говорю об Аморе так, как если бы он обладал самостоятельным бытием... Амор не является субстанцией, но качеством в субстанции"), задает в культуре вслед за соответствующей системой персонификаций позднесредневековой галантной культуры (прежде всего "Романа о розе") вектор оформления интерсубъективного языка, посредством которого возможен предметный разговор о чувственной сфере.

Центральным смыслообразом поэтики Д. является фигура Беатриче (итал. beatrice — дарующая блаженство; в "Новой жизни" прохожие с первого взгляда усматривали ее божественную красоту и достоинство: "не зная, как ее зовут, — именовали Беатриче"), чей реальный прообраз — дочь Фалько Портинари и жена банкира Симоне де\'Барди, троюродная сестра мачехи Бокаччо. Семантика образа Беатриче восходит к семантике Донны в dolce stil nuovo и в куртуазной лирике: поэтика Д. конституирует образ Беатриче как воплощение абсолютной красоты и женственности, которые есть основа красоты, светящейся в других женских ликах (идея прекрасно передана иллюстрациями Эрнста Неизвестного к "Новой жизни").

Фактически красота Беатриче мыслится Д. в качестве красоты как таковой в субстанциальном ее выражении ("в ее красе предел природных сил"), — такая красота способна обновить природу тех, кто ею любуется, "ибо она чудесна" (отсюда — "Новая жизнь"), и причастность к ней означает моральное совершенствование и духовный взлет: "Прекрасна власть Амора, ибо от всего низкого обращает она намерения верного". Потому, характеризуя красоту Беатриче, Д. интерпретирует ее в куртуазной парадигме как импульс к божественному восхождению, аксиологически эквивалентному откровению:


"Пусть воздадут Творцу благодаренье // Все, сопричастные ее путям". Это отражено и в цветовой символике поэтики Д.: во время первой встречи Беатриче, девятилетняя девочка, одета в пурпурно-красное — цвет грядущей страсти; во время второй встречи Беатриче в расцвете своей женской красоты, в ослепительно белых одеждах — символе невинности и чистоты ("Новая жизнь"); во время третьей, финальной встречи Беатриче, царица мира, предстает перед Д. в сияющем огненном одеянии ("Божественная комедия"), что в рамках восходящей к неоплатоникам световой символики христианства означает мудрость, славу Божью и совершенство. Семантика любви в этом контексте конституируется как семантика очищения и восхождения к Абсолюту (см. программную для Д. канцону "Мое три дамы сердце окружили...", где персонифицированные верховные добродетели — Справедливость, Правда и Законность, — гонимые и отверженные всеми, находят единственного друга в лице Амора).

Значительным символом выступает у Д. и персонификация "сострадательной дамы", которая является "достойнейшей дочерью Повелителя Вселенной, которую Пифагор именовал Философией". Именно "Мадонна Философия" выступает у Д. вдохновительницей его духовных и интеллектуальных исканий, и в этом смысле образы "Мадонны Беатриче" и "Мадонны Философии" оказываются семантически эквивалентными: "За сферою предельного движенья // Мой вздох летит в сияющий чертог. // И в сердце скорбь любви лелеет Бог // Для нового Вселенной разуменья". Поэзия Д. сыграла большую роль в оформлении ренессансного гуманизма и в разворачивании европейской культурной традиции в целом, оказав значительное воздействие не только на поэтико-художественную, но и на философскую сферы культуры (от лирики


Петрарки и поэтов Плеяды до софиологии В.С. Соловьева). Исследование творчества Д. оформилось в настоящее время в специальную отрасль медиевистики — дантологию, изучению и популяризации его наследия посвящена деятельность специальных институтов и фондов (Итальянское Дантовское общество, например).

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДАО

Сообщение психологический словарь » Чт июл 23, 2009 9:39 am

ДАО (кит. — Бог, слово, логос, путь) — понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века; являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения — неопределяемым, но совершенным; находясь в состоянии покоя и неизбывного движения; выступая первопричиной всех изменений, — является "матерью всех вещей", "корнем всего". Д. — ("всеединое" по Лао-цзы) — зависит лишь от себя самого: "человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо — от Д., а Д. — от себя самого".

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДАОСИЗМ

Сообщение психологический словарь » Пн июл 27, 2009 7:16 pm

ДАОСИЗМ — учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 6—5 вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лао-цзы (много позже, в эпоху Тан — 7—9 вв. — был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4—3 вв. до н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др. Согласно постулатам ортодоксального Д., только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью. (Д. как определенную схему философствования и Д. как религиозное вероучение, сформировавшееся к началу н.э., нельзя отождествлять.) Философские аспекты "аутентичного" Д. легли в основу китайских религиозных школ "Пути истинного единства" (2 в.), "Высшей чистоты" (4 в.), "Пути совершенной истины" (13 в.) и др. Философские подходы Д. в средневековом Китае разрабатывали Гэ Хун ("Мудрец, объемлющий простоту", 4 в.); Ван Сюаньлан ("Трактат о Сокровенной жемчужине", 6 в.); Тянь Цяо (комментарии к "Книге превращений", 10 в.). Канон текстов Д. ("Дао Цан") сложился к 12 в. В границах Д. нередко конституировались также и еретические, диссидентские теоретические системы, неоднократно оказывавшиеся идеологическим обоснованием крестьянских революций и гражданских войн в Китае. (См. Дао, Лао-цзы.)

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДАРВИН

Сообщение психологический словарь » Чт июл 30, 2009 9:52 pm

ДАРВИН (Darwin) Чарльз Роберт (1809—1882) — английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения. Следуя семейной традиции (отец Д. был известный терапевт, а дед — натурфилософ, врач и поэт), он отправился в Эдинбург изучать медицину, однако вскоре отказался от этого намерения и отправился в Кембридж, где получил степень бакалавра искусств (1831) и намеревался стать деревенским пастором. Поворотным моментом в жизни Д. стало его назначение в том же году компаньоном капитана


Роберта Фицроя на корабль "Бигл" для кругосветной экспедиции (1831—1836). На формирование его научных взглядов большое влияние оказали ботаник Дж. Генело и геолог А. Седжвик, а само путешествие позволило подробно изучить геологию, фауну, флору и население Южной Америки. Д. вел подробные записи, собрал огромное количество образцов.


В дневниках уже в тот период он делал систематические заметки на темы "происхождение видов" и "человек, сознание, материализм". После возвращения Д. обработал собранный материал, написал отчеты об экспедиции, изложил результаты своих наблюдений о происхождении коралловых рифов. Эта огромная работа позволила ему приобрести высокую научную репутацию. Он занимал должность почетного секретаря Геологического общества (1838—1841), был членом Королевского общества (1839), членом Зоологического общества (1839). За свои научные труды награжден многими медалями, и к концу жизни состоял почетным членом 43 научных обществ Европы и 13 обществ Америки.


Уже в сентябре 1839 г. Д. сформулировал основные принципы своей теории естественного отбора, но отложил публикацию этой теоретической работы на 20 лет, занимаясь дальнейшими исследованиями. Только в 1858 г., одновременно с английским зоологом и биогеографом Альфредом Уоллесом, Д. публикует результаты своей теоретической работы. Идеи об эволюции жизни высказывались на протяжении веков многими мыслителями и натуралистами.

Однако Д., впервые объединив данные многих наук, выявил механизмы филогенеза, обосновав учение о происхождении видов путем естественного отбора. Наследственность, изменчивость, отбор — таковы, по мысли Д., факторы эволюции. В основе естественного отбора лежит вымирание неприспособленных и выживание приспособленных. Этим объясняется относительная целесообразность организмов, их приспособленность к условиям внешней среды, непрерывное совершенствование в процессе отбора. Это учение Д. о трансформации видов (преобразовании одного в другой) нанесло сокрушительный удар по креационизму — религиозному учению о сотворении богом мира из ничего. До Д. единственными способами строго научного объяснения явлений считались способы, диктуемые "царицей наук" — механикой.


Но механическая причинность не могла объяснить реальную, подтверждаемую повседневным опытом целесообразность жизненных проявлений. Это укрепляло мнение о том, что эти проявления зависят от действия изначально заложенных в организме нематериальных целей, управляющих его реакциями и развитием. Такой взгляд, названный телеологией (от греческого "телос" — цель) был сокрушен учением Д., объяснившим целесообразность функций организма, не прибегая к представлению о бестелесной цели.


Средствами точного, рационального анализа было доказано, что кроме механической причинности, действующей в мире нерукотворной природы, существует биологическая причинность, которой присущи собственные факторы саморегуляции и развития жизни, в том числе и психической. Публикация главного труда Д. "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859) открыло новую эпоху в развитии современной биологии. И поскольку психика имеет биологические корни и основания, революционные события в биологии, вызванные дарвинизмом, изменили весь облик психологической науки.


Эта наука исходила из определенного понимания как среды, так и организма, который с ней взаимодействует. Среда до Д. мыслилась в образе совокупности стимулов, которые производят в организме эффект соответственно изначально заданному устройству организма.

Согласно же учению Д., среда оказывалась силой, способной не только вызывать реакции, но и изменять жизнедеятельность (поскольку от организма требовалось приспособиться к ней). Спонтанная активность, которую было принято считать далее необъяснимым свойством живого, уступила место непрерывному воздействию внешних условий, неумолимо уничтожающих все, что не могло к ним адаптироваться (приспособиться).


При этом среда выступала не только как источник воздействия на организм, но и как объект активных действий самого организма. Изменилось и понятие о самом организме: предшествующая биология считала виды неизменными, а живое тело своего рода машиной с раз и навсегда фиксированной физической и психической конструкцией. Рассматривая телесные процессы и функции в качестве продукта и орудия приспособления к внешним условиям жизни, Д. выдвинул новую модель анализа поведения в целом и его компонентов (включая психические) в частности. Столь же важное научное и мировоззренческое значение имела книга Д. "Происхождение человека" (1871).


Доказательство животного происхождения человека вызвало ожесточенное противодействие всех клерикальных кругов, ибо подрывало до основания религиозную мифологию. Сравнивая человеческий организм с животным, Д. не ограничился анатомическими и физиологическими признаками. Он подверг тщательному сравнению выразительные движения, которыми сопровождаются эмоциональные состояния, установив сходство между этими движениями у человека и высокоорганизованных живых существ (обезьян). Свои наблюдения он изложил в книге "Выражение эмоций у животных и человека" (1872). Основная объяснительная идея Д. заключалась в том, что выразительные движения (оскал зубов, сжатие кулаков и др.) это ничто иное как рудименты (остаточные явления) движений наших далеких предков.


Некогда в условиях непосредственной борьбы за жизнь эти движения имели важный практический смысл. Учение Д. изменило сам стиль психологического мышления. Открылась возможность рассматривать актуально наблюдаемую реакцию организма не только как ответ на действующую в данный момент ситуацию, но и как реакцию, установленную на возможно более успешное поведение в предстоящих обстоятельствах.

Присущая организму преднастройка на будущее, готовность действовать в еще не возникших условиях (например, при угрозе для существования) выступали как эффект естественного отбора как бы представляющего данному индивиду ценой жизни предшествующих поколений больше шансов на выживание. Триумф учения Д. окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли вдохновленные этим ученым новые отрасли психологического исследования, такие как дифференциальная психология, импульс которой придала идея Д. о том, что уже генетические факторы (наследственность) определяют различия между людьми, как детская психология (Дарвину принадлежит "Биографический очерк одного ребенка"), зоопсихология (работа Дарвина "Инстинкт") и другие отрасли психологии. В рус. пер. труды Д. опубликованы в Соч., т. 1—9. — М.— Л., 1935—1959; "Воспоминания о развитии моего ума и характера. (Автобиография), М., 1957.

Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДАРЕНДОРФ

Сообщение психологический словарь » Пн авг 03, 2009 6:19 am

ДАРЕНДОРФ (Darendorf) Ральф (р. 1929) - немецкий социолог, политолог, политический деятель. Диссертация по проблеме понятия справедливости у Маркса (1953). В 1958-1967 - профессор университетов Гамбурга, Тюбингена, Констанца. В 1968-1974 - член федерального правления СвДПГ, а также (с 1969) - комиссар ЕС в Брюсселе.


В 1974-1984 - директор Лондонской школы экономики и политических наук. Председатель правления Фонда Ф. Наумана СвДПГ (с 1982). С 1984 - ректор колледжа св. Антония в Оксфорде. Основные работы: "Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе" (1957), "Общество и свобода" (1961), "Образование есть гражданское право" (1965), "Тропы из утопии: к теории и методологии социологии" (1967), "Очерки по теории общества" (1968), "Конфликт и свобода" (1972), "Человек социологический" (1973), "Современный социальный конфликт" (1982) и др.

Д. - автор так называемой "конфликтной модели общества". Теория конфликта Д. возникла как реакция на универсалистские претензии интеграционизма структурно-функцио-налистской теории и как вполне очевидная альтернатива марксизму.


Она может рассматриваться как один из вариантов теорий социальной стратификации и социальных изменений, претендующий на создание динамичной картины социума. Большое влияние на воззрения Д. оказали работы Т.Парсонса (см.), Г. Зиммеля (см.), П. Сорокина (см.), К .Маркса (см.), М. Вебера (см.). Разделяя допущение Парсонса относительно неадекватности исторического опыта, Д. считает, что каждая теория имеет дело с различной совокупностью проблем и не может быть единой систематической теории, применимой к изучению всей (и любой) реальности. По мысли Д., основаниями консенсусной теории общества по Парсонсу выступают представления о балансе, стабильности и нормативном консенсусе. Эти посылки эмпирически не доказуемы и - в наилучшем варианте - могут трактоваться лишь в статусе утопически-программных установок. Согласно Д., на таком фундаменте невозможно выявить источники имманентных современному обществу конфликтов. С точки зрения Д., порядок и стабильность суть патологии социальной жизни. Различные теории организуют и конституируют мир своими специфическими способами, и одним из таких способов - вполне перспективных, по мнению Д., - является теория конфликта.

Отрицая понятия "страта" и "слой", Д. пользуется понятием "класс". Основой определения классов он считает отношения господства и подчинения, т.е. не наличие или отсутствие у людей собственности, а их участие или не участие в вопросах власти. (Ср. у


Дж. Локка: господство как право на отправление норм и законов и на принуждение к их исполнению.) Власть отличается у Д. от привычного понимания "силы": "и если сила обычно связывается с личностью индивида, то власть - с социальными позициями и ролями". Социальные позиции людей не равны по отношению к власти, что предопределяет их различение по интересам и устремлениям. При определении характера социальной структуры Д. использует понятие М. Вебера "императивно координированная ассоциация" - т.е. любое имеющееся в обществе отношение управления, связывающие противоположные группы людей: обладающих властью и повинующихся. Но при этом Д. подчеркивает, что "... для индивида, являющегося носителем ролей, господство в одной ассоциации не означает и не обязательно предполагает господства во всех других ассоциациях, к которым он принадлежит, и, наоборот, подчинение в данной ассоциации не означает подчинения в других". Все имеющиеся в обществе разновидности императивно координированных ассоциаций в совокупности образуют его социальную структуру. Входя одновременно в несколько ассоциаций и занимая там разные позиции, выполняя социальные роли, индивид участвует сразу в нескольких, не зависящих друг от друга социальных конфликтах (см.).

Под конфликтом Д. понимает "все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп". При помощи понятия конфликта Д. уточняет понятие класса: "в каждой императивно координированной ассоциации различаются две квазигруппы, объединенные общими латентными интересами. Ориентация их интересов детерминируется владением или исключением из владения властью.


Из этих квазигрупп составляются группы интересов, программы которых провозглашают защиту или нападение на законность существующих властных структур. В любой ассоциации такие две группировки находятся в состоянии конфликта". Отсюда окончательное определение классов: классы - это "конфликтующие социальные группировки или группы социального конфликта, основанные на участии или неучастии в отправлении власти в императивно координированных ассоциациях". Господствующий в данной ассоциации класс противостоит притязаниям на его власть со стороны подчиненного ему в этой ассоциации класса.


>Отношения управления и организации являются коренной причиной социального неравенства людей. По Д., существуют четыре причины неравенства: 1) неравенство проистекает из естественного (биологического) разнообразия склонностей, интересов, характеров людей и социальных групп; 2) неравенство проистекает из естественного (интеллектуального) разнообразия талантов, способностей, дарований; 3) неравенство проистекает из социальной дифференциации (по горизонтали) примерно равноценных позиций; 4) неравенство проистекает из социального расслоения (по вертикали в соответствии с престижем, богатством и социокультурным фоном), проявившегося в иерархии социального статуса. (В этом контексте Д. отвергает как чисто рыночные, так и теоретико-игровые модели социума. По его версии, такие подходы не в состоянии адекватно учитывать и изначальное неравенство индивидов в доступе к рынку, и различия в играх поиска и принятия универсально значимых решений. Обоснование этого было осуществлено Д. в его книге "Образование есть гражданское право".) Классовый конфликт как движущая сила и способ существования социального организма не может и не должен быть разрешен или подавлен, т.к. конфликт является неотъемлемым компонентом социально-классовой структуры общества - механизмом распределения и передела "жизненных шансов". Задачей же каждого общества является правильное регулирование конкретных социальных явлений. А этого можно достичь путем их институциализации.

Для регулирования конфликтных ситуаций должны учреждаться специальные институты, обеспечивающие правовую основу для проведения дискуссий и принятия решений, что и будет, по мнению Д., означать институциализацию конфликта. Открытое, - по Д., свободное - общество являет собой открыто признанный и организованно разрешаемый конфликт: оно в состоянии обеспечить своим гражданам несоизмеримо больше возможностей, чем все виды несвободы вместе взятые. В результате перед обществом открывается перспектива эволюционных изменений, а не революционных переворотов. Среди форм регулирования конфликта выделяются три: примирение посредством определенных институтов или органов, где участники групп интересов обсуждают спорные вопросы; посредничество; арбитраж. "Эти формы, - утверждал Д., - являются выдающимся механизмом уменьшения силы классового конфликта". Намерение социологической теории конфликта, по Д., состоит в том, чтобы преодолеть господствующую произвольную природу необъясненных исторических событий, выводя эти события из структурных элементов, другими словами, объясняя определенный процесс его предвидимыми связями.

Н.В. Александрович

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДВАДЦАТИ УТВЕРЖДЕНИЙ САМООТНОШЕНИЯ ТЕСТ

Сообщение психологический словарь » Сб авг 08, 2009 3:10 pm

Двадцати утверждений самоотношения тест (Twenty statements attitude test) — опросник личностный, вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности. Предназначен для исследования самоотношения. Предложен М.


Куном и Т. Мак-Партландом в 1954 г.

Д. у. с. т. основан на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемый должен в течение 12 мин. дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто я такой?" В инструкции указывается, что ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, не заботясь о последовательности, грамматике и логике.


Категории контент-анализа, которые используются в тесте, были выделены на основе ряда исследований. Таковыми являются: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), мировоззренческие позиции (философские, религиозные, политическо-идеологические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка. Теоретической основой создания Д. у. с. т. является разработанное М. Куном понимание личности, операциональную сущность которой можно определить через ответы на вопрос: "Кто я такой?", обращенный к самому себе (или обращенный к ней другим лицом вопрос: "Кто Вы такой?").


Общая тенденция в ответах состоит в том, что "присоединяющие" утверждения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей, выносятся раньше, чем "дифференцирующие". Среди наиболее частых категорий, выявленных на больших выборках в зарубежных исследованиях, — профессиональная идентичность, семейная роль и статус, религиозная идентичность, пол и возраст.


Пока более ясны социологические закономерности, проявляющиеся в ответах испытуемых (например, возраст чаще упоминают молодые и пожилые люди, женщины чаще упоминают семейный статус, мужчины — половую принадлежность), чем психологические. Обычно считается, что порядок называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако, это не является доказанным. Возможно влияние стереотипов, защитных механизмов и т. д.


Так, показано, что дети чаще, чем взрослые, определяют себя через ситуативные и частные особенности, а частота упоминания расы и национальности зависит от этнической однородности общества, к которому принадлежит испытуемый. Различаются ответы, касающиеся самоидентичности в рамках индивидуального уровня самосознания и ответы, относящиеся к личностной самоидентичности. Диагностическое использование Д. у. с. т. затрудняется отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности. Не решены также теоретические и методические проблемы кодирования ответов.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА

Сообщение психологический словарь » Вт авг 11, 2009 2:30 am

Двигательная единица — одиночный мотонейрон вместе с мышечными волокнами, которые он иннервирует.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Сообщение психологический словарь » Сб авг 15, 2009 6:27 am

Двигательный анализатор — нейрофизиологическая система, осуществляющая анализ и синтез сигналов, возникающих в органах движения человека и животных. Состоит из периферического отдела, специфических нервных волокон, подкорковых структур и коркового отдела, расположенного в лобных долях коры головного мозга.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Butler, Exabot [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Istanaro, kurlemushe, Mr. Zadiraines, Omnomnomg, Parf, Rambler [Bot], SeaSoul, Selfhood, Start_error, vadimr, Wic, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Ллилигрлин, мой белый Господин