Д • Психология и соционика

Д

ДВИЖЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Ср авг 19, 2009 3:19 pm

ДВИЖЕНИЕ — понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции — с самых ее истоков — конституируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус Д., последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, "познание движения необходимо влечет за собой познание природы"). В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи


(Толанд, Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на Д. не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Д., предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) — с другой. В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие Д. является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (Д. как "изменение вообще"; направленное Д. как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.). В отличие от этого понятие покоя конституируется в европейской традиции в качестве моносемантического (ср. с альтернативной ситуацией традиционной восточной, — в частности, древнеиндийской — культуры, фиксирующей пять различных видов покоя, с одной стороны, и Д. как таковое — с другой).

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ НАРУШЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Пт авг 21, 2009 2:34 am

Движений глаз нарушения — отклонения от нормы показателей непроизвольных и произвольных движений глаз, возникающие при поражении периферических и центральных механизмов регуляции глазодвигательной системы. Д. г. н. исследуются современной экспериментальной нейропсихологией в контексте проблем моторных механизмов зрительного восприятия и специфики афферентных механизмов регуляции движений глаз как одного из вида движений. Анализ Д. г. н. при различных формах агнозии выявил их важное участие в генезе ряда зрительно-гностических расстройств (пространственной односторонней оптико-пространственной, симультанной агнозий).


В этих случаях траектория движений глаз при рассматривании изображений объектов коррелирует с нарушениями зрительного восприятия. Однако при других формах зрительных агнозий (предметной, лицевой, буквенной, цветовой) подобной корреляции нет, что опровергает распространенную точку зрения относительно обязательного участия движений глаз в зрительном гнозисе. (А. Л. Ярбус и др.). Анализ роли различных видов афферентации в регуляции движений глаз показал, что зрительная афферентация является ведущей в системе управления непроизвольными следящими движениями глаз (при фиксации неподвижной и движущейся цели), но имеет меньшее значение в системе управления произвольными сенказическими движениями глаз, где решающую роль играет кожно-кинетическая афферентация. Произвольные саккадические движения глаз могут совершаться и при закрытых глазах (например, они могут описывать геометрические фигуры: треугольник, квадрат и др.). Спецификой афферентации движений глаз — в отличие от всех других движений человека — является существенно большая роль зрительной афферентации в их удивлении и наличие специального вида следящих движений, регулируемых преимущественно с помощью зрительных сигналов. Произвольные движения глаз имеют большое сходство с произвольными актами в других моторных системах (по временным показателям, феномену антиципации и др.). Изучение Д. г. н. имеет большое диагностическое значение в клинике локальных поражений головного мозга.

Непроизвольные следящие Д. г. н. наблюдаются при поражении задних затылочно-теменных отделов мозга, произвольные санкадические Д. г. н. — при поражении передних лобных отделов. Д. г. н имеют латеральный характер, т. е. отражают патологию левого или правого полушарий человеческого мозга. Различные Д. г. н. входят в различные нейропсихологические синдромы, дополняя общую характеристику "моторного поведения" больного. Для изучения Д. г. н. в клинических условиях в нейропсихологии разработаны специальные методы (фотоэлектрический, электроокулографический, пуппилография и др.). Анализ особенностей Д. г. н. при различных патологических состояниях ЦНС имеет большое научное и прикладное значение.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДВИЖЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

Сообщение психологический словарь » Чт авг 27, 2009 10:27 am

Движения выразительные — внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, проявляющееся в мимике (Д. в. мышц лица), пантомимике (Д. в. всего тела) и "вокальной мимике"— динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, которая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний. Д. в. часто сопровождаются изменениями пульса, дыхания, функционирования эндокринных желез и т.д. Огромное влияние на развитие Д. в. человека оказало его историческое развитие, возникновение чисто человеческих чувств. В процессе общения людей Д. в. обогащаются и дифференцируются, приобретая характер образного "языка", специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и явлениям. Правильная интерпретация Д. в. осуществляется в процессе более или менее длительного общения. Будучи актом общения, Д. в. превращаются в средства более или менее сознательного воздействия на людей. Форма и употребление Д. в. определяются системой конкретных общественных отношений, становясь объектом социального контроля общественной среды в соответствии со значением, придаваемым Д. в.

В.В. Мироненко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ

Сообщение психологический словарь » Вс авг 30, 2009 7:54 pm

Движения произвольные — мозговая организация деятельности, направленная на осуществление определенных целей и достижение определенного результата. Д. п. филогенетически — самые молодые и самые сложные, отражающие способность человека предвидеть результат, программировать последовательность действий и вносить коррекцию по ходу деятельности. В организации Д. п. ведущая роль принадлежит префронтальной (лобной) коре. Связь префронтальной корковой зоны с лимбической системой обеспечивает программирование движений на основе текущей потребности (мотивации). Реализация программы осуществляется при участии базальных ганглий и моторной области коры больших полушарий.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДВОЕМЫСЛИЕ

Сообщение психологический словарь » Сб сен 05, 2009 12:31 am

Двоемыслие (англ. doublethink) — особое мировоззрение, характерное для гражданина тоталитарного государства. Описано в 1948 г. Дж. Оруэллом в романе "1984". Для Д. характерны следующие признаки: 1) "самостоп" — инстинктивное умение остановиться на пороге опасной мысли (см. внутренняя цензура); 2) "гибкость в обращении с фактами" — умение манипулировать понятиями: "назвать черное белым, если того требует партийная дисциплина", вплоть до разработки "двойной астрономии": "Звезды могут быть далекими или близкими в зависимости от того, что нам нужно"; 3) способность к одновременному применению взаимоисключающих положений: "логикой убивать логику; отвергать мораль, провозглашая ее", "отрицать существование объективной действительности и учитывать действительность, которую отрицаешь", "сознавать, что искажаешь действительность, и в то же время быть уверенным, что действительность осталась неприкосновенна"; 4) способность быть убежденным одновременно в двух противоположных мнениях; верить, понимая, что одно исключает другое, "верить в свою правдивость, излагая обдуманную ложь", верить, несмотря на доводы рассудка; 5) способность забыть, каково истинное положение вещей, что "лагерь радости" является на самом деле концентрационным, что сегодняшний союзник вчера был врагом, что земля круглая, и т.д.; 6) способность ко многократному совершению акта Д.: "забыть то, что требуется забыть, и снова вызвать в памяти, когда это понадобится, и снова немедленно забыть, и, главное, применять этот процесс к самому процессу"; 7) способность удерживаться на границе осознавания и "атрофии сознания": "сознательно преодолевать сознание и при этом не сознавать, что занимаешься самогипнозом".

Можно предположить, что Д. является переходным этапом ко всеобщему "единомыслию": по мере того как будут совершенствоваться техники "самостопа" и исчезать слова для описания действительности в ее "старом" (подлинном) виде, любая предложенная государством трактовка действительности будет восприниматься как истинная. Система Д. воспроизводится путем освоения "новояза" (крайне упрощенного языка, который создан специально для обслуживания официальной идеологии и "формовки сознания" граждан) и тщательной умственной тренировки ("самостоп", "бело-черный") в детстве, а также путем перманентной переделки (исправления) прошлого.

Д. было широко распространено в советский период истории России. Примером могут быть официальные лозунги: "Все во имя человека, все для блага человека", "Сын за отца не отвечает", "Советское — значит отличное" и т.п.

С.А. Шаповал

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ МЕТОД

Сообщение психологический словарь » Вт сен 08, 2009 8:58 am

Двойной стимуляции метод [лат. stimulus — остроконечная палка, которой погоняли животных] — метод исследования, основанный на том, что ребенку предлагаются внешние средства, которые могут использоваться им для решения поставленной перед ним задачи. При этом материал самой задачи образует первый ряд стимулов, а дополнительные стимулы-средства — второй ряд, откуда и происходит название метода. По мысли Л.С. Выготского, разработавшего Д. с. м., он моделирует процесс формирования высших психических функций человека. С помощью Д. с. м. были получены данные, характеризующие этот процесс следующим образом. На начальном этапе формирования внешнее средство не улучшает результатов, достигаемых ребенком, поскольку он еще не в состоянии его использовать.


На следующем этапе внешнее средство начинает все более значительно повышать результат выполнения действия. Это этап, определяемый как зона ближайшего развития соответствующего действия: оно уже может успешно выполняться ребенком в сотрудничестве со взрослым, снабжающим его внешними средствами, но еще не может успешно осуществляться им самостоятельно.


В дальнейшем эффективность выполнения действия с использованием внешних средств, достигнув максимума, перестает расти, зато начинает все более повышаться эффективность его выполнения при отсутствии таких средств. Это происходит благодаря тому, что у ребенка формируются внутренние психологические средства, и внешние средства постепенно перестают быть необходимы. Описанная закономерность получила название "параллелограмма развития", поскольку график, на котором одна линия отражает успешность действия с использованием внешних средств, а другая — успешность действия без их использования, имеет вид параллелограмма (сначала эти линии расходятся, а затем снова сближаются). Впоследствии на основе Д. с. м. был разработан один из наиболее эффективных методов психологии развития — формирующий эксперимент, в ходе которого ребенку не просто предлагаются внешние средства, но и проводится целенаправленная работа, обеспечивающая их интериоризацию.

А.Л. Венгер

Раздел 4. Методы исследования в психологии развития

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб сен 12, 2009 1:36 am

ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ теория — распространенное в средние века философское предположение о принципиальной возможности интеллектуальной ситуации, в границах которой научное положение (тезис) может одновременно выступать как истинное и как ложное (в зависимости от собственного мировоззренческого, концептуального, парадигмального и идейного контекстов). Д.И.т. сложилась в русле обоснования процедур рационального истолкования религиозных догматов.


Предполагалось, что философские истины не обязательно являются таковыми с теологической точки зрения. Последняя же по определению является господствующей. Конструктивное преодоление Д.И.т. началось после ее переосмысления в учении Помпонацци.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДЕ-РОБЕРТИ

Сообщение психологический словарь » Ср сен 16, 2009 7:56 pm

ДЕ-РОБЕРТИ (Де-Роберти де Кастро де ла Серуа) Евгений Валентинович (1843-1915) - русский философ и социолог.

Де-Р. выступал с позиций "социального психизма", напоминающего в своих исходных посылках социологизм Э. Дюркгейма (см.). Негативно относился к марксизму, посвятив анализу социологии К. Маркса (см.) специальную статью. Принимал участие в создании Русской высшей школы общественных наук в Париже и первой отечественной социологической кафедры в Психоневрологическом институте. После цензурных запретов (глава Синода - К.П. Победоносцев - потребовал одновременно светской и духовной цензуры для сочинений Де-Р.), Де-Р. переехал в


Париж, где стал членом местного Общества социологии. Наиболее интересная работа Де-Р. - "Социология действия" (1908), демонстрирующая его близость к идеям Дюркгейма, - так и не была переведена.

Де-Р. отождествлял социальные изменения с психологическими процессами. Не разделяя распространенное мнение о том, что социология призвана теоретически реконструировать общественные законы и закономерности, Де-Р. предлагал включать в ее предмет даже мораль, реально отождествляя социологию и этику.

В целом же Де-Р. понимал собственную дисциплину как универсальную науку о человеческом духе, куда включались история науки, история искусств и философии, теория познания, этика, эстетика, политика и т.д. Главной же целью социологии Де-Р. полагал познание законов психологического взаимодействия.

Социология, по Де-Р., наука "абстрактная" и "описательная". Подразделяя ее на две части - "естественную историю общества" и "естественную науку общества", - исследователь трактовал первый из них как конкретную социологию. При этом в рамки "конкретной социологии" Де-Р. включал "элементарную социологию" (психологию) и "естественную историю общества", изучавшую динамику общественных групп, проблему личности, общественных верований и т.д.

Обладая определенной продуктивностью (идея двухуровневой модели изучения общества), данная схема была ориентирована на социологическое постижение лишь феноменов психологического взаимодействия людей, что, очевидно, снижало ее эвристический потенциал.

Основным социологическим методом Де-Р. считал социологическое описание, полагая, что он сводим к "рациональному объяснению фактов" или "приспособлению внешних событий к внутреннему механизму наших мыслей".

Центральной категорией социологии, по Де-Р., выступает понятие "надорганическое". Основное содержание этого понятия социолог трактовал так: "надорганическое" как одна из форм мировой энергии наряду с неорганической и органической (их социальная ипостась), а также "надорганическое" как психическое взаимодействие (в отличие от психологического факта, который включает в себя еще и биологическую компоненту).

Эволюция "надорганического", согласно концепции Де-Р., выглядит так: а) стадия психофизических отношений, связанная с элементарными нервно-мозговыми взаимодействиями, порождающая сам этот феномен и продуцирующая зачатки "общественности" животных и первобытных людей; б) стадия психофизиологических взаимодействий, генерирующая огромное количество "фактов и процессов исторического характера" (науку, философию, искусство вкупе с "поведением" или "практической деятельностью", включающими в себя, по Де-Р., технику, экономику, право и политику).

Полагая социальную эволюцию центральной проблемой социологических изысканий, Де-Р. подчеркивал, что отражением этого процесса может служить следующий понятийный ряд: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - искусство - практическая деятельность.

Правомерно трактуя концепцию Де-Р. как тривиальный психологический редукционизм, необходимо отметить, что "сверхрационализм" его выкладок, признание доминирующего характера мыслительной компоненты человеческой деятельности придавали определенное своеобразие и оригинальность его социологическому учению.

Главные труды Де-Р.: "Политико-экономические этюды" (1869); "Социология" (1880); "Прошедшее философии: опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли" (в двух томах, 1886); "Новая постановка основных вопросов социологии" (1909), "Понятия и законы Вселенной" (1914), "К оценке основных предпосылок социологической теории Карла Маркса" (1917) и др.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДЕБИЛЬНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Чт сен 17, 2009 11:27 am

Дебильность (лат. debilis — слабый, неспособный) — устаревший термин (чаще используется термин "легкая умственная отсталость"), обозначает легкую степень олигофрении, характеризуемую примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможности обучения, сниженной общественной адаптацией. Д. является следствием нарушения развития головного мозга (особенно коры больших полушарий) в результате воздействия на зародыш во внутриутробном периоде различных неблагоприятных факторов. Частая причина возникновения Д. — злоупотребление будущей матерью алкоголем в период беременности.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДЕБОР

Сообщение психологический словарь » Пн сен 21, 2009 7:35 pm

ДЕБОР (Debord) Ги (1931-1994) - французский социальный мыслитель, теоретик искусства, кинорежиссер и художник; автор концепции "общества спектакля" (1967) и основатель Ситуационистского интернационала (1957) - художественно-политической ассоциации художников, авангардистского проекта по созданию "сюр-революционного" искусства и осуществлению "антикультурной" деятельности (см. Авангардизм).


Движение ситуационистов базировалось на осмыслении и развитии художественных практик леттристов и дадаистов. Основным объектом критики Ситуационистского интернационала являлось позднекапиталистическое общество с присущими ему формами социального отчуждения, феноменами тотальной коммодификации и конформизма.


И леттристы, и ситуационисты стремились разнообразными способами противостоять системе (посредством перформансов и текстов), готовой поглотить и коммодифицировать даже самый радикальный протест. Ориентация на крайний радикализм и анархическую идеологию была призвана служить своеобразной защитой от "спектакуляризации" и фальсификации, которой в капиталистическом обществе, по их мнению, в конечном счете подвергается все и вся.

В своих манифестах сторонники Ситуационистского интернационала выдвигали перед собой задачу "бороться против пропагандистских методов воздействия высокоразвитого капитализма", адекватными мерами реагировать на вызовы буржуазного общества, "разрушать буржуазный гештальт счастья" через утверждение лозунгов "целостного урбанизма, экспериментальных установок, гиперполитической пропаганды и конструирования настроений", обесценивая вещи и идеи, противопоставляя порочной организации "спектакуляризованного мира" свободу индивидуального конструирования ситуаций. Сторонники Ситуационистского интернационала не разделяли политику и искусство, воспринимая ситуационистский проект как универсальную жизненную установку. Среди наиболее часто используемых членами Ситуационистского интернационала концептов и (художественных) принципов можно перечислить следующие: "пассионарно-церемониальная негативность" (ключевой принцип революционной выразительности), "сконструированная ситуация" (сконструированный посредством коллективной организации целостности окружения и игры событий момент жизни), "психогеография" (конкретное выверенное воздействие географической среды на аффективное поведение индивидов), "derivé" (экспериментальная поведенческая установка, направленная на выявление принципов урбанистского общества); "целостный урбанизм" (теория комплексного использования искусства и техник интегрального конструирования среды в динамическом соотнесении с поведенческими экспериментами; "détournement" (принцип интеграции настоящей или прошлой эстетической продукции в конструировании среды).

Основное произведение Д., обеспечившее ему известность в интеллектуальных кругах, - "Общество спектакля" (1967). По мнению самого Д., эта книга стала выражением наиболее радикальной позиции в момент столкновений 1968: "даже последние простофили того времени смогли наконец-то понять то, что же означало "отрицание жизни, ставшее видимым", "утрата качества", связанная с формой-товаром, или же пролетаризация мира".


Книга выстроена как совокупность тезисов, по форме напоминающих "Тезисы о Фейербахе" Маркса, и воспринимается, прежде всего, как художественный манифест, предоставляющий концептуальный аппарат для анализа политических и экономических подтекстов современной визуальной культуры. В то же время ее можно считать переводом экономических идей Маркса на язык современной культурной теории: не случайно, для многих интерпретаторов она выступает как "Капитал" нового поколения. Д. анализирует не только экономическую, но и политическую (не)состоятельность марксизма в современных условиях. Он полагает, что невозможность преодоления товарного фетишизма ставит под вопрос возможность любого революционного движения, по крайней мере в терминах оппозиции рабочего класса и буржуазии, которые по сути представляют собой нерасторжимое целое, они тождественны: в непонимании этого заключалось историческое фиаско пролетарской революции и лично Маркса (глубоко буржуазного мыслителя, по мысли Д.) как ее пророка.


Поскольку Ситуационистский интернационал рассматривал художников в качестве основной движущей силы грядущей революции, постольку нет ничего удивительного в тех амбициях, которыми проникнут текст Д. Для него ситуационизм был не только способом преодоления искусства; в каком-то смысле он предполагал и преодоление кризиса марксизма, отказ от "мягкотелости" неомарксистских теорий, углубившихся в анализ надстроечных явлений и порвавших с политической практикой. В этом плане "Общество спектакля" - это недвусмысленный призыв возврата к практике, даже если этой практикой является показной бунт, поскольку в обществе спектакля, согласно Д., "сама неудовлетворенность давно стала неким товаром" (тезис 59).

Одним из источников вдохновения для Д. выступала "Диалектика Просвещения" (см.) М. Хоркхаймера (см.) и Т. Адорно (см.), постулировавших тотальность культур-индустрии в современном обществе, а также показавших, что "развлечение становится пролонгацией труда в условиях позднего капитализма", а "искусство есть лишь разновидность товара, выделанного, поставляемого, приравненного к индустриальной продукции, продающегося и заменимого", или же Das Passagen-Werk В.


Беньямина, задавшего современный ракурс интерпретации феномена modernity - реальность (и наиболее характерная особенность) последнего состоит в потреблении зрелища (иллюзий) взамен или наряду с материальными благами. Не менее важна в этом контексте и концепция Д. Лукача (см.): именно из разработанной им оппозиции становления и ставшего, овеществляющего отчуждения и праксиса, вытекает предложенная Д. интерпретация "спектакля". С помощью понятия "спектакль" Д. объясняет целый ряд современных культурных, социологических и идеологических феноменов: и специфику современных индустриальных обшеств (в развитых странах), и проблему глобализации (см.) (в самом широком смысле), и порочность репрезентации (см.), и доминанту визуальности в современной культуре, и многое другое. За основу определения "спектакля" можно взять тезис 34: "Спектакль есть капитал на той стадии накопления, когда он становится образом", причем "капитал" перестает быть "невидимым центром, управляющим способом производства"; все протяжение общества - это его портрет.

Спектакль, по мысли Д., - это идеологияуниверсально значимая, и в качестве таковой, несмотря на впечатление тотальной абсолютной видимости, он оказывается дискурсом непрозрачным и эллиптическим: "помимо того, что является собственно секретным, очевидно, зрелищный дискурс замалчивает все, что ему не подходит".


Не удивительно, что любые спонтанные (то есть свободные, не "срежиссированные") действия и мнения спектаклю не подходят: "власть спектакля достаточно часто возмущается, когда замечает, как под ее покровительством формируется некий спектакль-политика, спектакль-юстиция, спектакль-медицина или множество подобных непредвиденных "издержек масс медиа". Термин спектакль содержит в себе совокупность разнообразных (и не всегда вычитываемых) коннотаций, например: а) пассивность (субъектов-зрителей); б) визуальный характер позднекапиталистической экономики; в) постановочность действий (власти); г) условность (социальных конвенций), которая носит в театральном спектакле гораздо более выраженный характер, нежели в кино - в театре она осознаваема и блокирует полную идентификацию, тем самым "разделение" сохраняет свою силу.

Д. наделяет "общество спектакля" следующими характеристиками: 1) Вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия производства, проявляется как необъятное нагромождение спектаклей. 2) Спектакль - это не совокупность образов, но общественное отношение между людьми, опосредованное образами. 3) Спектакль нельзя понимать ни как злоупотребление неким миром визуальности, ни как продукт массированного распространения образов. Это объективировавшееся видение мира. 4) Спектакль, взятый в своей тотальности, есть одновременно и результат, и проект существующего способа производства. Он не является неким дополнением к реальному миру, его надстроенной декорацией.


Он есть средоточие нереальности реального общества. Во всех своих частных формах, будь то информация или пропаганда, реклама или непосредственное потребление развлечений, спектакль конституирует наличную модель преобладающего в обществе образа жизни. Форма и содержание спектакля служат тотальным оправданием условий и целей существующей системы. 5) Анализируя спектакль, мы в какой-то мере говорим самим языком спектакля, тем самым переходя на методологическую территорию того общества, которое выражает себя в спектакле. 6) Общество, базирующееся на современной индустрии, не является зрелищным случайно или поверхностно - в самой своей основе оно является зрительским. В спектакле, этом образе господствующей экономики, цель есть ничто, развитие - все.


Спектакль не стремится ни к чему иному, кроме себя самого. Таким образом, спектакль есть "основное производство современного общества". Он есть не что иное, как экономика, развивающаяся ради себя самой. Характерно, что Д. выстраивает свою концепцию спектакля как завуалированную критику "окуляцентризма" европейской философии, ибо спектакль, как тенденция предъявлять мир, который уже не схватывается непосредственно, через различные специализированные опосредования, полагает зрение привилегированным человеческим чувством, каковым в прежние эпохи было осязание.

Д. объявляет спектакль наследником всей слабости западного философского проекта, представлявшего собой понимание деятельности, в котором первенство принадлежало категориям видения. Та критика, которую Д. адресует буржуазному обществу, еще более сурова по отношению к обществу, построенному в духе квазиреволюционных идеалов и породившему примитивный спектакль тоталитарного бюрократического общества. По мнению Д., пролетариат всегда был лишь коллективным зрителем затевавшейся якобы ради его блага революции (хотя еще Лукач, например, искренне верил, что рабочие могут быть сознательными и активными агентами революции). Так, присвоение "голосов" рабочего класса небольшой группой "репрезентантов" их мнения создало, по мысли Д., величайшую историческую иллюзию, фиктивный мир "государства рабочих и крестьян". Схожим образом, западная революция 1968, в преддверии которой была написана эта книга, также завершилась "интегрированной театрализацией", о чем Д. пишет в многочисленных


"Комментариях" к различным переизданиям "Общества спектакля". Впрочем, согласно тезису 23, потенциальная угроза спектакуляризации существовала всегда - ибо власть нигде и никогда никого, кроме самой себя, не репрезентировала, хотя, казалось бы, требование репрезентативности лежит в основании всей политической системы общества. В действительности, цель любой политической системы состоит в фальсификации общественной жизни.


Поэтому демократия есть, прежде всего, видимость демократии. Спектакль (как зрелище) и власть (не только в буржуазном государстве) - взаимополагающие категории, поскольку оба являются продуктами "древнейшей общественной специализации", заключающейся в том, чтобы говорить от имени других. Таким образом, допуская множественные интерпретации "видимого мира" позднекапиталистического общества, Д. не оставляет нам никаких иллюзий относительно его эстетизированной поверхности. Не то, чтобы Д. демонизировал видение как таковое, однако, критикуя тот способ, которым западное общество научилось манипулировать видением и злоупотреблять им, Д. оказывается очень близок к другому французскому мыслителю - Фуко (см.), считавшему, что мы живем не в обществе спектакля, но в обществе надзора и что находимся мы не в амфитеатре и не на сцене (местах органического существования спектакля), но в паноптической машине, где "глаз власти" управляет миром и нами. В то же время Д. лишает наблюдателя его привилегированного положения: и его (наблюдателя) терзает мания подглядывания, в "обществе спектакля" и он может в любую минуту оказаться под прицелом чужого взгляда, он сам подвергается опасности "объективирования" или "овеществления" - посредством превращения в образ.

А.Р. Усманова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДЕВИАНТНОЕ

Сообщение психологический словарь » Чт сен 24, 2009 1:09 pm

(ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ— поведение,  которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам, аморальное или преступное поведение

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пн сен 28, 2009 7:09 am

Девиантное поведение (в клинической психологии) (от англ. deviation — отклонение) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим, эстетическим) и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Д. п. может развиваться как по психологическим, так и по психопатологическим механизмам. Выделяются социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный и феноменологический подходы к оценке Д. п. Социальный базируется на представлении об общественной опасности поведения человека, акцент поставлен на выявлении социально неодобряемых стандартов поведения, конфликтности, нонконформизме. Психологический подход рассматривает Д. п. в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Сутью диагностики Д. п. становятся факты блокирования личностного роста и "деградации личности". В рамках психиатрического подхода Д. п. расценивается в качестве донозологических психических расстройств. Под девиациями при этом понимаются не достигшие патологической выраженности психопатологические и поведенческие симптомы или синдромы.


Этнокультуральный подход подразумевает, что девиации следует рассматривать сквозь призму этнокультуральных стереотипов поведения. Существенным признается учет этнических, национальных, расовых, конфессиональных особенностей человека. Возрастной подход рассматривает Д. п. с позиции возрастных особенностей и норм. Поведение, несоответствующее возрастным шаблонам и традициям, признаются отклоняющимся. Гендерный подход исходит из представления о существовании традиционных полоролевых стереотипов поведения.


Девиантным поведением в рамках данного подхода считается гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля. Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций. Научно обоснованным следует признать феноменологический подход, позволяющий учитывать комплекс перечисленных факторов и подходов и использующий феноменологическую психолого-психиатрическую диагностическую парадигму.

Выделяются следующие типы Д. п., различающиеся механизмами формирования: делинквентный, аддиктивный, патохарактерологический, психопатологический.


Девиантным может выглядеть поведение людей, чья одаренность существенно отличает их от окружающих. Делинквентный тип характеризуется осознанным противостоянием личности существующей реальности и проявляющийся в противоправном поведении в виде совершения преступлений и проступков, что делает его предметом изучения в социальной психологии. Аддиктивный проявляется в стремлении ухода от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или фиксацией внимания на отдельных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций. Преобладающей является гедонистическая мотивация поведения. Патохарактерологический и психопатологический типы Д. п. базируются на поведенческих и психических расстройствах и являются отражением "болезненного противостояния" личности и реальности, искаженно воспринимаемой в связи с психической патологией. Тип Д. п. на базе гиперспособностей нередко характеризуется игнорированием реальности.

Д. п. проявляется в агрессивной или аутоагрессивной форме, в виде зависимости от психоактивных веществ, нарушений пищевого поведения, сексуальных нарушений, сверхценных психологических и психопатологических увлечений (в частности в настоящее время в форме интернет-зависимости, фанатизме, др.), коммуникативных девиаций (например, аутистическом поведении), безнравственном и аморальном поведении, девиациях стиля поведения.

В. Д. Менделевич

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Сообщение психологический словарь » Пт окт 02, 2009 3:32 pm

Девиантное поведение детей и подростков [лат. deviatio — отклонение] — поступки и действия, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе. В детской и подростковой психологии заключение о Д. п. требует осторожности, ибо: 1) суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития; 2) критериями для суждения о Д. п. часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании Д. п. могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия Д. п. и связанного с ним психиатрического этикетирования.

В.Е. Каган

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДЕВИАЦИЯ. КОНЦЕПЦИИ

Сообщение психологический словарь » Ср окт 07, 2009 10:14 am

Девиация. Концепции (лат. deviatio — уклонение: de — от + via — дорога) — отклонение от психической нормы, например, манифестация необычного, крайне интенсивного поведения или эмоционального/когнитивного состояния (острого приступа психического заболевания, акта насилия и т. п.). В психологии выделяются четыре подхода к пониманию Д. и ее этиологии (Davidson, 1994). В рамках первого подхода (Goldstein et al., 1981) Д. интерпретируется как функция индивидуальных различий между людьми. Д. наблюдается, когда эти различия выходят за пределы нормы популяционной вариативности. Людям, обладающим необычными физиологическими, психологическими или поведенческими характеристиками, приписывается девиантность на основе каких-либо существующих классификационных схем. Этими схемами могут являться психиатрические или соматические диагнозы, критерии образовательной успеваемости, и т. п. Осуществив классификацию, психологи обычно начинают поиск психологических корреляций и признаков, которые позволяют объяснить членство того или иного субъекта в девиантной группе (например, по уровню интеллекта, характеристикам личностного профиля и т. п.).


После того как подобные признаки описываются, нередко предпринимается обратный шаг — на основе определенных паттернов значимых признаков определяется (или "предсказывается") членство в одной из девиантных групп. Второй подход связывает интерпретацию Д. с теорией научения А. Бандуры (A. Bandura, 1969). Согласно этой теории, человеческое поведение (как нормальное, так и девиантное) является серией действий, усвоенных в результате социального научения, в том числе наказания и вознаграждения.


Люди, демонстрирующие девиантное поведение, получали разного типа вознаграждения и наказания, усваивая эти поведенческие паттерны. Между девиантным и нормальным поведением, согласно Бандуре, не существует врожденных различий: различия возникают только в ходе индивидуального обучения. Устанавливая различающиеся связи с девиантными и нормальными социальными группами, обучающийся индивид демонстрирует либо нормативное, либо более девиантное поведение.

Принципы оперантного научения, таким образом, применимы к усвоению как девиантного (криминального, аномального поведения, неспособности к обучению), так и нормальных поведенческих актов. Третий подход к пониманию Д. связан с интеракционистской концепцией. Согласно этой точке зрения, феномен Д. возникает в результате критической реакции личности (личностей) на какое-то действие, например, в результате "приклеивания ярлыка". В этом подходе абсолютного критерия для определения Д. не существует. Только в результате фиксирования значимыми социальными силами определенного поведения как девиантного оно начинает восприниматься как таковое (H. S.


Becker, 1963). В рамках этой теории Д. является результатом взаимодействия между индивидуальным поведением и общественной реакцией на него. Четвертый подход имеет социологические корни и рассматривает Д. в рамках теории социально-структурных различий. Эта теория основывается на эмпирическом наблюдении за тем, что Д. непропорциально распределена между разными слоями общества. Утверждается, что представители низших слоев демонстрируют девиантное поведение чаще, чем представители более благополучных слоев. Причиной этой диспропорции считается неравенство представителей разных общественных слоев по отношению к доступности или недоступности законных способов реализации индивидуальности субъекта. Социальное отчуждение и социальная вражда являются критическими составляющими для возникновении Д. (R. K. Merton, 1957). Т. о. в данной трактовке Д. рассматривается как результат взаимодействия индивидуальных факторов (которые, в свою очередь, отражают влияние социально-структурных различий) и средовых сил. В российской психологии наряду с термином Д. применяется термин девиантное развитие, используемый в контексте, близком к первому из описанных выше подходов.


Под девиантным развитием понимаются устойчивые паттерны детского развития, существенно отличающиеся от среднепопуляционных норм. Важно отметить, что девиантное развитие не отождествляется с патологическим, аномальным развитием. Напротив, отклонения от среднего уровня могут осуществляться в двух противоположных направлениях, например, девиантным будет развитие как специфической неспособности к математике (дискалькулия), так и развитие специальных математических способностей у одаренных детей.

Е. Л. Григоренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДЕГРАДАЦИЯ АЛКОГОЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Пт окт 09, 2009 7:04 am

Деградация алкогольная (лат. degradatio — обратное развитие) — снижение адаптационных возможностей человека в результате злоупотребления алкоголем. Сопровождается аффективными расстройствами, психопатоподобными симптомами, утратой критического отношения к злоупотреблению алкоголем и своему состоянию в целом, стойким изменением памяти и интеллекта, утратой способности к производительному труду, утратой социального статуса и т. д.

Первые признаки Д. а. появляются в среднем спустя 7—8 лет с начала систематической алкоголизации и становятся, как правило, совершенно очевидными спустя еще 2—3 года. Выделяют следующие типы алкогольной деградации: 1) психопатоподобный — с психопатизацией по мозаичному типу, повышенной возбудимостью, истерическими реакциями и депрессивными эпизодами; 2) с хронической эйфорией — преобладанием беспечного, благодушного настроения, отсутствием чувства долга и реальных планов на будущее, регрессивной синтонностью (вплоть до обнаженности), сексуальной расторможенностью, алкогольным юмором и изобилием шаблонных оборотов речи; 3) с аспонтанностью — преобладанием вялости, пассивности, снижения побуждений, утратой интересов и инициативы; 4) органически-сосудистый — с преобладанием симптомов мнестико-интеллектуального снижения, ухудшения внимания, памяти, появлением апатичности, расстройств сна, резко выраженного слабодушия, депрессивного фона настроения; 5) смешанный — при котором в течение заболевания выраженность тех или иных симптомов у больного может меняться: мнестико-интеллектуальное снижение как бы вытесняет алкогольные и психопатоподобные личностные изменения.

Для характеристики психического дефекта при алкоголизме важную роль играет определение степени выраженности и типа личностных изменений. Информативный материал дают экспериментальные методики, например, личностные опросники, исследование самооценки, а также наблюдение за больными в ситуации исследования.

В. Я. Гиндикин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Божежмой, Asqard, Алексище, Атех, Celandine, DeepShadow, Ellie, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Java [Bad bot], Joker, kurlemushe, Kuvaldos, LanaPoison, Marat, Mr. Zadiraines, Orcus, Sarah Connor, Speranza, TailWind, tort000, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs, ФинтУшами, Мизеракль