Д • Психология и соционика

Д

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОЛОВАЯ

Сообщение психологический словарь » Пт окт 15, 2010 5:03 am

Дифференциация половая [лат. differentia — различие] — совокупность генетических, физиологических и психологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол. Ранняя дифференциальная психология воспринимала половые различия глобально, как некую объективную биологически универсальную данность. При этом частные и ограниченные экспериментальные данные главным образом использовались для обоснования спекулятивных сексистских концепций. Применяемые в психологических исследованиях тесты маскулинности/феминности сами в значительной степени отражают привычные полоролевые стереотипы, а статистический мета-анализ научных исследований сплошь и рядом обнаруживает ложность или недоказанность многих привычных представлений. Весьма проблематична и интерпретация биолого-эволюционных, антропологических и кросс-культурных данных.

В.В. Абраменкова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Сообщение психологический словарь » Вс окт 17, 2010 8:59 pm

Дневник развития ребенка — метод исследования детского развития. Д. р. р. представляет собой повседневные записи общего психического развития ребенка или развития отдельных функций и свойств детской личности. В психологической науке наиболее известны дневники развития детей от 0 до 7 лет. Эти профессиональные записи дают возможность выявить особенности развития речи, познавательных процессов, а также личностных особенностей конкретного ребенка.


Прослеживание пути психического развития ребенка позволяет выявлять, подтверждать и уточнять не только общие закономерности развития, но и представлять многообразие индивидуального пути личности. Кроме того, Д. р. является документом, отражающим историческое время, преломленное детским сознанием, что дает уникальную возможность выявлять и сопоставлять картины мира детей, живущих в разные эпохи. Д. р. дает неисчерпаемый в своем многообразии материал индивидуального пути человека в детстве. В пределах одного возраста просматривается такое обилие индивидуальных вариаций развития, что каждый новый дневник проясняет новые оттенки на, казалось бы, давно известные и изученные факты. Д. р. представляет собой хронологические записи, выдержанные в системе и неоценимые по своему познавательному значению.


Если они при этом облачены в достойную этого материала форму, то их можно рассматривать как редкий документ индивидуального становления человека в самый ответственный период жизни — в детстве. Для психологической науки важно, чтобы Д. р. вели пристрастные любящие родители, бабушки и дедушки, которые одновременно сочетают в себе профессионального исследователя.


Но и в подобных случаях автор должен найти ту единственную меру, которая обеспечит гармоническое слияние исследователя, способного контролировать свои наблюдения в контексте поставленных научных целей, и человека, причастного к уникальному развитию и разнообразным проявлениям ребенка. Особенная ответственность ложится на исследователя, берущего на себя задачу наблюдения за этапами развития детской личности.

Исследователь ратует за выявление тонкой рефлексии и мотивации ребенка, определяющих его поведение, за прослеживание движения, позитивных достижений и негативных образований развивающейся личности, находя при этом общевозрастные тенденции и уникально личностные особенности.


Одновременно близкий ребенку человек выступает в ипостаси (ответственного за благополучие будущего отрока, молодого человека, взрослого) цензора. Именно взятие на себя ответственности за научную достоверность дневниковых записей и за защиту прав ребенка и человека в лице того малыша, который становится объектом наблюдения.


Человечное отношение к растущему, открытому для наблюдения всех душевных движений малышу — непременное условие, исполнение которого дает право ученому приступить к столь многотрудному научному подвигу — ведению дневника развития детской личности. Есть и другая сторона в ведении Д. р. Ребенок рано или поздно узнает, что он является объектом специального внимания и его поступки: высказывания, чувства — описываются в дневнике. Здесь важно не спровоцировать малыша на демонстративное поведение, чтобы ребенок сохранил свою детскую естественность. В этом случае все зависит от самого исследователя — профессиональный психолог и любящий ребенка человек найдет нужную интонацию в обсуждении с малышом вопроса о значении для него самого дневниковых записей.

В.С. Мухина

Раздел 4. Методы исследования в психологии развития

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОБРЕНЬКОВ

Сообщение психологический словарь » Пн окт 18, 2010 9:41 pm

ДОБРЕНЬКОВ Владимир Иванович (р. 1939) - российский социальный философ и социолог. Окончил философский факультет Московского государственного университета (1966) и аспирантуру МГУ (1969). С 1980 - доктор философских наук, профессор. С 1969 Д. постоянно трудится в Московском университете: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой истории социологии философского факультета (1985-1989), заведующий кафедрой истории и теории социологии социологического факультета (с 1989 по настоящее время). Опубликовал около 100 научных работ, в т.ч. 4 монографии, учебники и учебные пособия.


Его труды переведены на английский, немецкий, португальский языки. Д. - академик Академии социальных наук РФ, академик Международной академии информатизации.

За время работы в МГУ Д. прочитал и читает основные курсы лекций: "История и теория социологии", "Социальная психология", "Социология религии", "Методика и техника социологических исследований". Подготовил 3 докторов и 45 кандидатов наук. Д. с 1989 возглавляет


Учебно-методическое объединение университетов России по специальностям "Социология", "Социальная антропология".


Под его научно-методическим руководством разработана концепция высшего профессионального образования, разработаны и опубликованы планы, программы и государственные стандарты подготовки бакалавров, специалистов и магистров социологии. Д. - член


Ученого совета МГУ, председатель Ученого совета социологического факультета, председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по социологическим наукам, член президиума Академии социальных наук Российской Федерации, вице-президент Российского общества социологов и демографов, главный редактор реферативного журнала РАН "Социология", главный редактор журнала "Вестник" Московского университета. Серия "Социология и политология", главный редактор международного научного журнала "На рубеже веков".

Д. в течение ряда лет исполнял административную работу в Московском университете: зам. проректора по учебной работе на гуманитарных факультетах (1978-1983), проректор-директор Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при МГУ (1983-1986), проректор МГУ по учебной и научной работе на гуманитарных факультетах (1986-1992). Награжден орденами Дружбы народов (1980), Трудового Красного Знамени (1986), Почета (1998), медалями, знаком "Почетный работник высшего профессионального образования России" (1998). Ученый совет МГУ присвоил Д. почетное звание "Заслуженный профессор Московского университета".

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОБРЫНИН

Сообщение психологический словарь » Чт окт 21, 2010 5:25 am

ДОБРЫНИН Николай Федорович (1890—1981) — российский психолог, д-р психологических наук (1937), профессор (1935). Учился на естественном, затем — на историко-филологическом фак-те Московского ун-та, который окончил в 1915 г., а также в аспирантуре Института психологии. Работал в Московском Государственном индустриально-педагогическом ин-те им. К. Либкнехта, одновременно являясь доцентом педагогического факультета 2-го МГУ (1922—1930) и сотрудником Института психологии (1925—1935), где защитил докт. дисс.: "


;Психология внимания. История и теория вопроса". С 1941 г. его научная деятельность связана с МГПИ им. В.И. Ленина, где он занимал должность профессора и зав. кафедрой психологии (1941—1966), в последние годы жизни был профессором-консультантом (с 1969). Центральное место в работах Д. занимала проблема внимания, к экспериментальному изучению которой он приступает уже в 1910—1920 гг.


Им исследуется психологическая природа внимания, его физиологические основы, свойства и характеристики, среди которых предметом специального экспериментального анализа становится феномен колебания внимания ("Колебание внимания", 1925). Раскрытие природы внимания и его сущности Д. рассматривал как одно из главных условий понимания и разработки проблемы активности личности и активности познания. Он впервые выдвигает и обосновывает принцип значимости как одно из фундаментальных оснований функционирования человеческой психики, что, с его точки зрения, позволяет выявить и исследовать связь познавательных процессов личности с мотивацией ее поведения, раскрыть роль активности человека в познании окружающего мира. Значимость определяет направленность внимания человека, являясь, таким образом, одним из наиболее существенных обусловливающих его признаков. В работах Д. и его учеников рассматриваются вопросы воспитания внимания, памяти, развития интересов и формирования личности ребенка. Исследуются виды внимания, его типология, динамика, различные характеристики и свойства. Д. — автор и редактор ряда учебников и учебных пособий для педагогических вузов по общей, возрастной и педагогической психологии ("Хрестоматия по психологии", 1927; "Введение в психологию", 1929).

В.А. Кольцова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОВЕРИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт окт 22, 2010 4:02 pm

Доверие — установка личности, представляющая безусловную веру, а иногда и заменяющая ее. Д. проявляется в специфическом отношении субъекта к определенным объектам, связанным с ситуативной, актуальной значимостью и априорной надежностью (безопасностью) объекта для субъекта. Д. есть самостоятельная форма веры, сущность которой впервые выделил как базовую установку личности к миру, формирующуюся на ранних этапах онтогенеза, Э. Эриксон. Показателем проявления Д. является, например, готовность ребенка без особой тревоги переносить исчезновение матери из поля зрения. Базовой потребностью человека является его собственная безопасность, которая имеет разную ценность для каждого человека.


Объекты окружающего мира должны представляться человеку не только относительно безопасными, но и значимыми в каждой конкретной ситуации. Только такой мир будет вызывать у человека Д. и он будет вступать с ним во взаимодействие. В психологии Д. изучалось в трех относительно самостоятельных областях: Д. к миру, Д. к людям, Д. к себе. Все три области Д. определенным образом соотносятся и представляют единое социально-психологическое явление, имеющее сходные условия возникновения характеристики проявления.

Т.И. Скрипкина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОДОНОВ

Сообщение психологический словарь » Пн окт 25, 2010 3:22 am

ДОДОНОВ Борис Игнатьевич (1923—1985) — российский психолог, д-р психологических наук (1980), профессор (1982). Закончил филологический фак-т Крымского педагогического ин-та им. М.В. Фрунзе (1950). Около 25 лет работал в Симферопольском государственном пединституте (ныне ун-те), с 1982 г. был профессором кафедры психологии. Основным направлением научных исследований Д. являлось изучение проблем эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека.


С антигедонистических позиций в его работах исследовались потребности людей в эмоциональных переживаниях как в специфических ценностях человеческой жизни. Д. разработана концепция эмоциональной направленности личности, под которой понимается система ее координированных и субординированных установок на те или иные "ценные переживания" ("Эмоция как ценность", 1978). Введением понятия эмоциональной направленности обосновывается двойственность природы эмоций: как оценки и как ценности. Определяются природные предпосылки и социальные факторы возникновения эмоциональной направленности, которая связывается Д. с присущей человеку, органической потребностью в систематическом "эмоциональном насыщении". На основе последней формируется индивидуализированная и дифференцированная потребность личности в переживаниях. Д. предлагается классификация эмоций и типология общей эмоциональной направленности людей, вскрывается связь эмоциональной направленности с другими компонентами структуры личности.


Разработан оригинальный метод компонентного анализа эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний личности. Обосновывается идея о том, что формирование типологического своеобразия эмоциональной направленности личности не противоречит, а наоборот, является важным фактором ее гармонизации.

В.А. Кольцова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОЗНАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вт окт 26, 2010 5:04 am

разновидность расследования по уголовному делу, которая производится в соответствии с действующим законодательством кругом лиц правоохранительных органов, пожарного контроля, ФСБ, воинских частей в связи с имеющимися у них полномочиями.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОЙЧ

Сообщение психологический словарь » Вт окт 26, 2010 11:28 pm

ДОЙЧ (Deutsch) Мортон (р. 1920) — американский психолог, специалист в области социальной психологии и психологии личности, конфликтологии, психологии предупреждения военных действий. Образование получил в Нью-Йоркском городском колледже (бакалавр, 1939), Пенсильванском ун-те (магистр, 1940), Массачусеттском технологическом ин-те (д-р философии, 1948). Профессиональная деятельность Д. носила широко известный исследовательский и педагогический характер (профессор по психологии и вопросам образования Педагогического колледжа Колумбийского ун-та). Д. являлся председателем и членом многих американских психологических ассоциаций и международных психологических обществ, членом редкол. многих журналов. Его труд отмечен рядом премий и престижных наград. Наиболее известные исследования Д. связаны с проблемами сотрудничества, соревнования, конфликта, сделки и справедливого распределения. В своей докт. дис. (1948) Д. рассмотрел вопросы сотрудничества и соревнования в группе (в школьных классах), проанализировал психологические процессы, лежащие в основе этих отношений, и их влияние на поступки, взаимоотношения и самооценку членов группы (A theory of cooperation and competition. "


;Human Relation", 1949). Исследовались такие аспекты, как доверие и подозрение, сделка и переговоры, способы разрешения конфликта. Исследования включали экспериментальные "игры", имитирующие изучаемые условия.

Они помогли создать методологию "игр" и внесли важный вклад в понимание основного вопроса: что определяет и какое направление примет разрешение конфликта — созидательное или разрушительное ("Research Methods in Social Relations". Holt-Dryden, 1951, 1958). Д. и его сотрудники установили, что обычно установка на взаимодействие порождает сотрудничество, которое способствует конструктивному решению конфликта, тогда как установка на соревновательность делает конфликт разрушительным ("


;Conflicts: Productive and Destructive". Journal of Social Issues, 1969, 25). Эта информация оказалась полезной для многих практиков — специалистов по конфликтам (семейным, трудовым, межгрупповым, международным и т. п.). Результаты исследований ситуаций со смешанной мотивацией были использованы Д. при разработке Проекта закона социальных взаимоотношений, который гласил, что в типичных случаях то или иное социальное отношение имеет тенденцию порождать социальное отношение того же типа. Этот закон был применен при планировании серии экспериментов по справедливому распределению. Результаты показали, что оба принципа распределения ("равенство" или "справедливость") имеют отчетливую психологическую ориентацию: будучи однажды примененными каждый из них в дальнейшем создает предпочтение сходному принципу ("The Resolution of Conflict", Vale University Press, 1973).

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА

Сообщение психологический словарь » Чт окт 28, 2010 3:42 pm

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА — обоснования истинности тезиса о существовании бытия Бога, практикуемые катафатической теологией. К классическим (базовым для апологетической теологии) Д.Б.Б. относятся: онтологическое


(Бог как воплощение всех возможных совершенств немыслим в качестве легитимного бытия), телеологическое (целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие целеполагающего субъекта) и космологическое (наличие мира требует наличия своей причины). Философская критика религии конституирует себя именно как критический логико-философский анализ Д.Б.Б. Так, например, Д.Б.Б. были подвергнуты критике со стороны Канта в заключительной части изложения трансцендентальной диалектики ("Критика чистого разума"). Согласно Канту, в рамках предшествующей метафизики наряду с рациональной психологией и космологией определенное место занимала и т.н. рациональная теология, которая из понятия разума о


Боге пыталась построить доказательства его существования.


Кант считает, что душа, мир как целое и Бог — это "вещи в себе", объекты умопостигаемого мира, которые в принципе недоступны теоретическому познанию и какому-либо рациональному доказательству, поэтому и науки о них не являются действительными теоретическими науками, способными дать достоверные знания о мыслимых здесь объектах. Заключительный раздел трансцендентальной диалектики Канта — "Критика рациональной теологии" — и посвящен анализу идеи о Боге, которая, по Канту, является только умопостигаемой идеей, которая хотя и положена разумом в основу всех вещей и их полного определения, не является чем-то объективным, составляющим вещь.


Понятие Бога может представляться поэтому только как идеал, измышленный самим чистым разумом, и не более. Как только мы пытаемся придать ему вид реального объекта, он делается предметом рациональной теологии, пытавшейся доказать бытие Бога. Кантовская критика рациональной теологии и посвящена исследованию главных доказательств этого бытия — онтологического, космологического и телеологического.

Онтологическое доказательство исходит из понятия о Боге как существе, которому присущи все совершенства, включая и реальность, т.е. бытие и существование. Кант считал, что вывод о существовании не может вытекать из каких бы то ни было понятий самих по себе, а целиком принадлежит к единству опыта и нуждается в чувственно-эмпирическом базисе. Космологическое доказательство Кант сводит к трем основным тезисам: 1) если нечто существует, то должна существовать и безусловно необходимая сущность; 2) т.к. эмпирическими фактами является существование меня и воспринимаемого мною мира, то необходимая сущность существует; 3) она может быть определена только понятием всереальнейшей сущности а, значит, высшая сущность существует необходимо. Кант показывает, что т.о. космологическое доказательство фактически сводится к онтологическому. Телеологическое доказательство, основанное на представлении о целесообразном устройстве мира, можно представить, по Канту, следующим образом: 1) в мире господствует порядок, установленный в соответствии с определенной целью и величайшей мудростью; 2) порядок этот принадлежит вещам лишь случайным образом, и природа вещей не могла бы сама по себе естественным образом согласовываться с определенными конечными целями; 3) значит, существует высшая причина мира — мыслящее существо. Кант сводит это доказательство к космологическому, т.к. здесь речь идет о случайности мира, а последнее рассматривается им как частный случай уже рассмотренного онтологического доказательства. (См. также Бог.)

Т.Г. Румянцева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОКТОР

Сообщение психологический словарь » Вс окт 31, 2010 3:01 am

ДОКТОР (лат. — doctor) — почетный титул ведущих теологов и философов средневековья: doctor angelicus (ангельский Д.) — Фома Аквинский; doctor invincibilis (непобедимый Д.) и doctor singularis (единственный Д.) — Уильям Оккам; doctor mirabilis (чудесный Д.) — Роджер Бэкон; doctor subtilis (тонкий Д.) — Иоанн Дунс Скот; doctor universalis (всеобъемлющий Д.) — Альберт Великий и Алан Лилльский; doctor fundatisimus (основательнейший доктор) — Эгидий Римский; doctor ecstaticus (восторженный Д.) — Дионисий Картезианец; doctor solemnis (торжественный Д.) — Генрих Гентский; doctor christianissimus (христианнейший Д.) — Иоанн Жерсон; doctor seraphicus (серафический Д.) — Бонавентура и др. В рамках схоластики титул Д. носил не столько квалификационный, сколько оценочный характер, что обусловило возможность ситуаций персонально-титулярного не-изоморфизма: совпадение титулов (Альберт Великий и Аллан Лильский, например) или двойное титулование (как у Уильяма Оккама). Степень "Д. философии", присуждаемая в 19—20 вв. многим непрофессиональным философам (гуманитариям и естествоиспытателям) отражает, как правило, общекультурный статус и значение предмета их исследования.

А.А. Грицанов, М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОЛГ

Сообщение психологический словарь » Пн ноя 01, 2010 10:03 am

— превращение социального требования, относящегося ко всем, в личную задач конкретного лица в определенной ситуации.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОЛИ ПОЛУШАРИЙ

Сообщение психологический словарь » Вт ноя 02, 2010 3:21 pm

Доли полушарий. Полушария мозга состоят из лобной, височной, теменной, затылочной и островковой долей.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОЛЛАРД

Сообщение психологический словарь » Чт ноя 04, 2010 7:34 am

ДОЛЛАРД (Dollard) Джон (1900—1980) — американский психолог, специалист в области экспериментального анализа поведения, психологии личности и социальной психологии. В сферу интересов Д. входили также психоанализ, психотерапия и военная психология. Образование получил в Висконском ун-те (бакалавр, 1922), Чикагском ун-те (д-р философии, 1931), в Берлине (тренинг в психоанализе, 1931—1932). Профессиональная деятельность Д. была связана с научной работой в Институте человеческих взаимоотношений Йельского ун-та (1932).


С 1952 г. Д. — профессор психологии Йельского ун-та. Будучи изначально социологом, Д. получил наибольшую известность среди психологов в 1930-х гг. после серии исследований, вдохновленных теорией научения Халла и посвященных попыткам объединить теорию подкрепления и психоанализ. Первая значительная публикация по этой проблеме ("Frustration and Aggression". Yale University Press, в соавт. с J.W. Doob, N.E. Miller, O.H. Mower, R.R. Sears. 1939) стала классической работой, которая до сих пор широко цитируется и известна как гипотеза "фрустрации — агрессии". Эта гипотеза стала основой для последующих исследований агрессии Леонардом Берковицем, а также для изучения фрустрации и агрессии у животных. Д. написал один и в соавторстве более 10 книг, посвященных исследованию жизни человека, проблеме страха в бою, социальному положению негров в южных штатах в 1930-е гг. и т. д. Лучшей своей книгой он считал написанную в 1950 г. совместно с


Нилом Миллером "Personality and Psychoterapy: All Analysis in Terms of Learning, Thinking and Culture", McGraw-Hill, в которой они предприняли попытку интерпретации в понятиях теории научения основных понятий теории психоанализа З. Фрейда: зависимость, агрессия, идентификация, совесть. В 1950-х гг. ими разрабатывается психотерапия, основанная на принципах социального научения. За десять лет до этого в книге "Social Learning and Imitation" (1941), Д. и Н. Миллер впервые включили в концепцию социального научения понятие навыка, что послужило впоследствии фундаментом теории социального научения 1960-х гг. Значение личности Д. еще и в том, что он в своих исследованиях старался объединить достижения социологии, антропологии, психологии и психотерапии, разрушая границы между этими науками.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОЛЯ ОБЪЯСНЕННОЙ ДИСПЕРСИИ

Сообщение психологический словарь » Пт ноя 05, 2010 5:28 pm

ДОЛЯ ОБЪЯСНЕННОЙ ДИСПЕРСИИ - см. ДИСПЕРСИЯ ОБЪЯСНЕННАЯ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ДОМИНАНТА

Сообщение психологический словарь » Вс ноя 07, 2010 2:17 pm

господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, что придает поведению субъекта определенную направленность.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Asqard, светлая_, DeepShadow, Dima Bozhenko, Gabriela, Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, Joker, Kuvaldos, Netzy, Orcus, Prad, Гримми, Sarah Connor, SeaSoul, Sham_rock, Silinarob, TailWind, tort000, vadimr, Yandex 3.0 [Bot]