Г

ГРУППА БОЛЬШАЯ

Сообщение психологический словарь » Сб окт 16, 2010 8:17 pm

Группа большая — 1) количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и т.п.); 2) реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения). В Г. б. вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого индивида. Если в реальной Г. б. по какой-либо причине перестают действовать регулирующие ее деятельность структурные образования, она может превратиться в стихийно действующую общность, например, в толпу.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА БУФЕРНАЯ

Сообщение психологический словарь » Вт окт 19, 2010 8:36 am

Группа буферная [англ. buffer — смягчать толчки] — общность мигрантов, обеспечивающая временную психологическую защищенность в чужеродной для них среде. Г. б., будучи, как правило, личностно значимой для своих членов, выступает в качестве опосредствующего звена в процессах выхода потенциального мигранта из своего исконного социума, вхождения его в новый социум, возвращения в прежний социум (иногда и через несколько поколений), сохранения отдельных, наиболее личностно и совместно значимых духовных ценностей и атрибутов, присущих покинутому социуму. Временная протяженность активности таких Г. б. различна. Так, в качестве своеобразной сокровищницы Г. б. может вполне полноценно существовать в течение нескольких поколений бывших мигрантов.


Ее же распаду способствует прекращение притока вновь прибывающих и окончательная интеграция и ассимиляция в новом окружении последних "хранителей" ценностей покинутого социума.


В таких случаях ценности прежнего социума перестают быть для мигранта личностно значимыми и утрачивают свои объединяющие функции, хотя их "следы" нередко проявляются в скрытой, расплывчатой форме, врастая в структуру вновь приобретенных ценностей, и придают особые ориентации в поведении дальнейших поколений бывших мигрантов, которые отличают их от других членов социума. Г. б. выявляет особую психологическую реальность, отражающую неординарность систем отношений, в которые индивид — мигрант оказывается вовлеченным. Готовясь к выходу из своего социума, потенциальный мигрант мысленно уже находится в будущем "доме", среди будущих "своих" и в будущем "мире — для — себя" и при этом старается убедить самого себя в правильности выбора, демонстрируя внешние атрибуты, которые, по его мнению, подтверждают его аффилиацию с планируемым окружением.

Таким образом, во многом перестраивается система отношений будущего мигранта с актуальным окружающим его миром: этот мир становится для него "миром — для — других".


Однако оказавшись в новой среде, он испытывает ощущение, что он "вне дома", среди "чужих", в "мире — для — других" и не оторвался от "дома" (прежнего), от "своих", от "мира — для — себя". Такая двойственность переживаний порождает сложный процесс расслоения ранее упорядоченных ценностей, норм, стереотипов, традиций, обычаев, привычек на неупорядоченные элементы, которые при вторжении в соответствующие системы нового социума, при их частичном нарушении, придают вновь прибывшему "ореол чужака". Характер и степень привязанности мигранта к Г. б. оказывает существенное, а порой и определяющее влияние на его дальнейшую судьбу. Именно здесь он черпает из опыта ранее прибывших информацию для построения своей собственной программы вхождения в новый социум и поведения в нем; именно здесь реализуются такие функции буферной группы, как обеспечение психологической защищенности вновь прибывшего, его информирование, обучение и научение. В то же время высокая степень интегрированности именно в Г. б. и удовлетворенность фактом своего членства в ней становятся труднопреодолимым препятствием не только для адекватного прохождения адаптации и интеграции в широком социуме, но и вообще появления подобной ориентации. В этих случаях появляется реальная опасность того, что у мигранта сформируется чувство отчужденности в отношении как нового, так и бывшего социума, что он растворится в пассивных пластах Г. б. или начнет самоутверждаться как представитель маргинальных или даже криминальных социальных прослоек. Как показывает реальная жизненная практика, выход из Г. б. существенно затруднен для лиц пожилого возраста и легче осуществляется молодыми людьми.

А.А. Крашенинников, М.Ю. Кондратьев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА ВОЗРАСТНАЯ

Сообщение психологический словарь » Ср окт 20, 2010 9:19 am

Группа возрастная — одна из разновидностей условной большой группы людей, объединяемых по признаку возраста. В соответствии с возрастной периодизацией выделяются группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, молодежи, групп среднего возраста, зрелого возраста и т.д. Классификации Г. в. могут быть более сложными, если к характеристике возраста добавляются половые, профессиональные, этнические и др. социальные признаки. Изучение, анализ и обобщение социальных, психологических и прочих характеристик тех или иных Г. в. позволяют вырабатывать научно обоснованные рекомендации работы с ними.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА ДЕТСКАЯ

Сообщение психологический словарь » Пт окт 22, 2010 11:26 am

Группа детская — сообщество детей, объединенных совместной деятельностью и сопереживанием. На основе регламентированных взрослыми форм деятельности (трудовой, учебной и т.д.) Г. д. возникла на ранних ступенях социогенеза и существует как организованная форма активности индивидов, направленная на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений. Г. д. представляет собой социально-психологическую реальность, включенную в конкретные обстоятельства развития общества (общественно-политические, экономические, правовые) и обладающую собственным социальным статусом. Динамическим выражением социального статуса, его реализацией является социальная роль Г. д., которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям. Г. д., подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и особенностями детской субкультуры, а также специфической ролью сверстников в социализации ребенка. Многочисленные исследования Г. д. (в детских садах и школах) были направлены преимущественно на анализ непосредственных взаимоотношений или предпочтений детей, их симпатий— антипатий. Предпринимались и попытки исследования деятельностно-опосредствованных отношений детей в процессе совместной деятельности, а также нерегламентированных, созданных "для себя" детских сообществ, напр., так наз. "неформальных групп" в разных культурах. Межличностные отношения в Г. д. не могут быть сведены к социометрическому изучению эмоциональных предпочтений типа симпатий-антипатий. В Г. д. выделяются уровневые, иерархически связанные друг с другом пласты отношений: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Главной детерминантой проявления межличностных, напр. гуманных, отношений в Г. д. является не социометрический статус ребенка, не то, выбирают или не выбирают его дети для совместной деятельности, а сама совместная деятельность, ее содержание и ценностные характеристики.

В.В. Абраменкова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА ДИФФУЗНАЯ

Сообщение психологический словарь » Пн окт 25, 2010 2:39 am

Группа диффузная [лат diffusio — разлитие, рассеивание] — общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство и совместная деятельность, способная опосредствовать отношения ее участников. В американской социальной психологии независимо от принадлежности к той или иной теоретической ориентации (необихевиористской, когнитивистской, психоаналитической, интеракционистской) исследования в области малых групп в некоторых случаях обращены к лабораторным аналогам Г. д. — лицам, случайно объединенным для участия в психологическом эксперименте. Выводы, полученные в результате эксперимента в Г. д., нередко неправомерно экстраполируются на характеристику малых групп в целом независимо от уровня их развития. В ряде исследований показано, что социально-психологические закономерности, полученные в результате изучения Г. д., не справедливы в отношении групп высокого уровня развития.

А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА ЗАКРЫТАЯ

Сообщение психологический словарь » Пн окт 25, 2010 8:58 am

Группа закрытая — реальная социальная общность, жизнедеятельность которой протекает в условиях относительной обособленности от широкого социального окружения. К Г. з. могут быть отнесены как некоторые большие (например, живущие в оторванности от цивилизованного мира племена), так и малые группы. Психологические особенности жизнедеятельности больших Г. з. являются предметом изучения прежде всего этнопсихологии и политической психологии. Однако объектом внимания психологической науки в первую очередь являются малые Г. з. При этом формы социальной депривации Г. з. различны не только по степени ее жесткости (от мягкой, частичной до практически полной — изоляция), но и по тому, кто именно задает депривационный характер отношений группы с широким социумом — она сама или же общество, целенаправленно создавая для решения определенных задач закрытые от других человеческих сообществ объединения людей. По этому признаку можно выделить по меньшей мере четыре вида Г. з. Во-первых, это группы, "закрытость" которых обусловлена вынужденной изоляцией, когда и сообщество в целом, и каждый его член в отдельности оказываются оторваны от социального окружения в силу сложившихся обстоятельств, независимо от их желания или воли сообщества (например, попавшая на необитаемый остров команда потерпевшего кораблекрушение судна или заблудившаяся в тайге или пустыне экспедиция и т.п.).

Во-вторых, это группы, "закрытость" которых обусловлена принудительной изоляцией, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле, общество сознательно отторгает их от себя (примерами таких сообществ могут служить: а) группы людей, подвергнутых своеобразному временному остракизму — осужденные в условия различных исправительных и воспитательно-трудовых учреждений, подследственные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний; б) группы, членство в которых, во всяком случае официально, не предполагает какого бы то ни было ущемления в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека — солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов и школ интернатов для реальных и "социальных" сирот). В-третьих, это группы, "закрытость" которых обусловлена добровольной изоляцией, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых сообществ, не будучи напрямую стимулированы к подобному "социальному затворничеству" требованиями общества (примером такого добровольного ухода от социума могут служить монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие, труднодоступные места, и т.п., т.е. те, кто именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринимает как обязательное условие сохранения своей личностности). В-четвертых, это Г. з. на основе общих интересов (примером которых служить геологи, моряки, космонавты и т.п., а также воспитанники профессионально специализированных интернатов в определенном смысле элитарного характера — для особо одаренных детей и подростков в той или иной сфере знания, спортивные школы-интернаты, нахимовские и суворовские училища и т.п.). Несмотря на специфичность любой Г. з., своеобразие ее целей и задач, половозрастных особенностей ее членов (что несомненно накладывает существенный отпечаток как на протекание процесса группообразования, так и на характер взаимодействия конкретной общности и социума), уже сам по себе факт "закрытости" группы содержательно обедняет вариативность социальных ситуаций развития ее членов, заметно примитивизирует и огрубляет систему референтных для них межличностных связей.

Как показывают специальные исследования, внутригрупповая структура практически всех Г. з. носит достаточно выраженный моноструктурированный характер, выражающийся в неизменности статусного расклада во всех сферах жизнедеятельности таких сообществ, т.е. структура власти и авторитета в этих группах отражает закрепление низкого статуса всегда за одними и теми же членами, а высокого — всегда за другими. Отличительной чертой Г. з. является относительная, зависящая прежде всего от степени внешней, институциональной и внутренней, собственно психологической "закрытости", ригидность групповых границ, влияющая на интенсификацию процесса внутригруппового структурирования и задающая тип внутригрупповой структуры. Жесткая внутригрупповая дифференциация закономерно задается самими условиями существования закрытых сообществ, во-первых, стоящих перед необходимостью решать большинство возникающих проблем только своими силами, а во-вторых, лишенных возможности "сбросить" во вне накапливаемый негативный эмоциональный заряд.

М.Ю. Кондратьев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Ср окт 27, 2010 10:22 am

ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ - группа, не подвергающаяся экспериментальному воздействию. Переменная независимая (см.) в Г.К. принимает нулевое значение, которое, как полагает исследователь, не должно вызвать эффект (изменение) переменной зависимой (см.).

А.П. Репеко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА КРИМИНАЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Чт окт 28, 2010 9:00 pm

Группа криминальная [лат. criminalis — преступный] — общность людей, относящаяся к типу корпораций, объединенная криминальной деятельностью, криминальными установками, противопоставляющая себя просоциальным группам и социуму в целом. Межличностные отношения в Г. к. опосредуются нормами и ценностями криминальной субкультуры и подчинены целям криминальной деятельности. Г. к. присущи: корпоративность и конспиративность жизни и деятельности; жесткая внутригрупповая стратификация; жесткое подчинение распределения ролей и функций между участниками целям криминальной деятельности; регулирование межличностных и межгрупповых отношений криминальными нормами ("воровским законом", "наказом" и т.п.); суровые санкции, применяемые к членам группы, за отступления от этих норм и правил.

Выделяют Г. к., действующие самостоятельно и входящие в другие преступные сообщества (криминальные группировки), функционирующие "на своей" территории и в узкой сфере преступного промысла и функционирующие "на чужих" территориях и в "чужих" сферах преступного промысла; действующие лишь внутри страны и связанные с международными преступными организациями; профессиональные и непрофессиональные (спонтанные); однополые и разнополые; одновозрастные и разновозрастные; придерживающиеся уголовных ("воровских") традиций, не придерживающиеся никаких норм, принятых в преступном мире; различающиеся по характеру совершаемых преступлений — корыстные, корыстно-насильственные и насильственные; по степени выраженности криминальных установок Г. к., ставшие на преступный путь случайно, вопреки групповым установкам законопослушного поведения в связи со стечением обстоятельств, Г. к., в которых преступление хотя и совершено случайно, но микросредовые установки расходятся с установками законопослушного поведения, Г. к., в которых микросредовые нормы ориентированы на нарушение правовых запретов, Г. к., специально создаваемые для совершения конкретных преступлений. Здесь с самого начала криминальная деятельность становится группообразующим фактором. Примером такого типа Г. к. является шайка, отличающаяся большой сплоченностью, четкой внутригрупповой иерархией, высокой криминальной активностью и мобильностью.


Если другие типы групп чаще возникают по месту жительства или работы (учебы) и приходят к преступной деятельности через сферу досуга, шайка может включать в себя членов, проживающих на значительном удалении друг от друга, или лиц, ранее совместно отбывавших уголовное наказание, разного возраста и пола. Наиболее характерными чертами шайки являются: предварительный сговор и ориентация на криминальную деятельность, а в вопросах норм и ценностных установок — на лидера ("авторитета"), как правило, имеющего криминальный опыт и сильную волю. С появлением такого человека диффузный характер асоциальной деятельности приобретает четкую криминальную направленность.

В.Ф. Пирожков, М.Ю. Кондратьев.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА МАЛАЯ

Сообщение психологический словарь » Сб окт 30, 2010 2:18 am

Группа малая — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Структура Г. м., их состав, сплоченность, стиль руководства, межличностные отношения, социальная перцепция, коммуникативные связи, процессы, в них происходящие, и т.п. экспериментально исследуются социальной психологией, в частности, школой "групповой динамики". Особенностью, отличающей Г. м. от сложных и больших групп, является ее относительная "структурная простота". Это означает, что в Г. м. имеется, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. При этом размер группы не имеет значения и может достигать нескольких десятков человек (например, сплоченная группа туристов). Если же внутри занятой какой-либо деятельностью Г. м. появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать вводимые этими лидерами нормы и ценности, то такая Г. м. становится структурно сложной и нередко распадается на две или более Г. м. Новые Г. м. вступают между собой в межгрупповые отношения и могут развиваться независимо одна от другой (например, многочисленные группы по интересам внутри одного учебного подразделения). Если Г. м. занята социально ценной и значимой для всех ее членов совместной деятельностью, опосредствующей межличностные отношения в ней, то она может представлять собой группу высокого уровня развития.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Вс окт 31, 2010 11:08 pm

Группа неформальная (неофициальная) — реальная или условная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической цели. Г. н. могут выступать как изолированные общности или складываться внутри официальных групп. Их интересы могут иметь как профессиональную, так и внепрофессиональную направленность (например, различные кружки технического творчества, ансамбли, самодеятельность, дружеские компании). Официальные группы, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами Г. н. (тесными дружескими контактами, дружелюбностью и взаимной симпатией, готовностью к содействию и взаимопомощи), что укрепляет и обогащает их функционирование. Существуют также условные неформальные группы, представляющие собой объединения людей на основе общих интересов, но непосредственно не общающихся.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА ОБЩЕСТВЕННАЯ В СОЦИОЛОГИИ

Сообщение психологический словарь » Вт ноя 02, 2010 5:26 am

ГРУППА ОБЩЕСТВЕННАЯ в социологии - в самом широком смысле, множество индивидов, связанных определенными отношениями. В английской философии (Т. Гоббс) и политэкономии 17 в. Г.О. - люди, связанные общими интересами. Как полагает А.И. Донцов, слово "группа" попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского языка как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких "фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает".

Вплоть до 20 в. в социальных науках Г.О. понималась как образование когнитивной природы. В определениях подчеркивались свойства, выделенные по когнитивному критерию.


Одни в качестве существенных атрибутов указывали общность интересов и ценностей, другие - наличие общих прав и обязанностей, третьи - осознание членами группы своей принадлежности или границ, четвертые - признание группы внешними наблюдателями. В любом случае Г.О. мыслилась как дискретное, длительно существующее и признаваемое объединение индивидов. В теориях социальной идентичности и социальной категоризации (1970-е) минимальная группа порождается фактом признания несколькими индивидами своего членства в ней, т.е. принятием общего имени (расы, этноса, пола, профессии или условного ярлыка). Подобное понимание созвучно идеям социальной структуры (см.) как множества пересекающихся дискретных групп разного размера и природы.

Другой подход был намечен в начале 20 в. в работах символических интеракционистов (Дж. Мид - см., Г. Кули - см.), которые определяли Г.О. как множество взаимодействующих индивидов. Процессы взаимодействия приводят к возникновению особых качеств, несводимых к индивидуальным свойствам.


Это понимание стало доминирующим для исследователей, изучавших поведение малых групп в парадигме групповой динамики. Различия между когнитивистским и интеракционистским пониманием Г.О. отражено в различении условных и реальных групп, социальной структуры и социальной организации. В реальных группах независимо от их размера всегда можно проследить сеть прямых или опосредованных взаимодействий (см. Сеть социальная). Различают также первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные группы.


>Формирование и распад, свойства, структура и поведение реальных Г.О. лучше изучены на формальных и неформальных малых группах. Группы возникают спонтанно или под влиянием внешних сил для достижения определенных целей. Приверженность группе рассматривается как наиболее базовый процесс, основанный на сравнении затрат и пользы от вхождения в группу. В возникающей группе начинают действовать силы, обеспечивающие единство взглядов и поведения.


Эти процессы получили название солидарности или групповой сплоченности и формализованы Л. Фестингером, С. Шахтером и К. Бэком как сумма межиндивидуальной привлекательности, измеряемой обычно с помощью социометрии (см.). Подобный редукционизм породил тавтологические теории внутригрупповых процессов.


Для разрешения теоретических противоречий в теориях социальной идентичности и самокатегоризации было введено различение между личностной и групповой привлекательностью. Последняя понималась в терминах прототипичности и референтности. Другая трактовка сил сплочения связана с представлением о процессах социального влияния, главным образом, конформности, создающей единство взглядов, норм и поведения.

Наряду с тенденцией к единообразию и гомогенности, в Г.О. действуют процессы, создающие и поддерживающие неравенство и асимметрию отношений. Неравенство положения индивидов в Г.О. обозначают общим термином "групповая структура". Она включает распределение ролей и статусов, а также процессы лидерства (см.).


Роли - это индивидуальные предписания, касающиеся желательного и нежелательного поведения. Роли формируются спонтанным или предписанным распределением задач, могут быть очевидными и неочевидными, социальными (генерализованными, надгрупповыми) и межиндивидуальными. Ролевые ожидания позволяют делать поведение взаимно предсказуемым, их исполнение настолько облегчает индивидуальные действия, что роли используются людьми для самоидентификации и могут полностью заслонять индивидуальный вклад в поведение.


Статус определяется как положение индивида в группе, связанное с правами и обязанностями. По сравнению с ролями статусы более устойчивы и генерализуемы; они наделяют членов группы разными свободами и возможностями инициализации новых действий. Согласно теории приобретения статусов, они формируются в процессах социального сравнения. Объясняя различия в результатах поведения, менее успешные индивиды приходят к выводу о различиях в способностях или других атрибутах, связанных с индивидуальной привлекательностью, и приписывают более успешным членам группы более высокий статус. В случае отсутствия информации, времени или когнитивных ресурсов индивиды автоматически используют ожидания, связанные с установившимися социальными иерархиями, и наделяют более высоким статусом тех членов группы, кто в силу возраста, пола, опыта, профессиональной или национальной принадлежности, ассоциируется с более высоким статусом.

С.В. Сивуха

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА РЕАЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Ср ноя 03, 2010 9:22 pm

Группа реальная (в социальной психологии) — неограниченная в размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная различного рода реальными отношениями (например, школьный класс, рабочая бригада, воинское подразделение, семья и т.д.). Наибольшей по величине Г. р. является человечество как историческая и социальная общность, объединенная, не смотря на все различия между странами и народами, экономическими, политическими, духовными и иными связями. Наименьшей Г. р. является диада, т.е. два взаимодействующих индивида.

Л.А. Карпенко, А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ

Сообщение психологический словарь » Пт ноя 05, 2010 10:47 pm

Группа референтная [лат referens — сообщающий] — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении. Г. р. выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивирующем влиянии Г. р., выступающей в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Сравнительная проявляется в перцептивных процессах: Г. р. выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Нередко нормативные и сравнительные функции выполняются одной и той же группой. Выделяют также "положительные" и "отрицательные" Г. р. К "положительным" относят те Г. р., с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых ему хотелось бы стать. К "отрицательным" относятся Г. р., вызывающие у индивида неприятие и протест. У каждого человека обычно имеется значительное число Г. р., что связано с разнообразием его интересов, различными видами деятельности, в которые он включен, с его планами, мечтами, желаниями. Большое влияние на выбор Г. р. оказывает также возраст, например, для подростков это могут быть клубы, спортивные секции, дворовые компании, музыкальные ансамбли; в негативном варианте — асоциальные и даже криминальные группы. Для взрослых людей это — спортивные или бизнес-клубы, научные или религиозные сообщества, различные профессиональные и творческие объединения и т.п. Нередко в качестве Г. р. выступают условные группы или отдельные представители подобных групп. Например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т.п. Возможны ситуации, когда референтные для одного и того же индивида группы имеют диаметрально противоположные нормы и ценности. Подобная ситуация может привести к тяжелым переживаниям и как результат — внутриличностным конфликтам, разрешение которых нередко требует профессиональной психотерапевтической помощи.

Н.Н.


Богомолова, Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА РИСКА

Сообщение психологический словарь » Вс ноя 07, 2010 5:05 am

Группа риска — условная группа с высокой вероятностью возникновения в ней заболеваний, травм и других нарушений здоровья. Для членов этой группы характерны те или иные факторы риска. Факторы риска — потенциально опасные для здоровья особенности поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, повышающие вероятность развития заболеваний с неблагоприятным исходом.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА УСЛОВНАЯ

Сообщение психологический словарь » Вт ноя 09, 2010 12:55 am

Группа условная — объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т.д.) общность людей, включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие Г. у. могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Обычно Г. у. является объектом исследования в социологии, социальной психологии и т.п. Например, чтобы изучить характерные признаки психологии дошкольника, необходимо выделить определенную возрастную Г. у., изучить ряд дошкольников соответствующего возраста в их реальных группах, что при условии репрезентативности выборки и научно выверенной интерпретации полученных данных позволяет выявить ряд признаков, характерных для данной Г. у. в целом.

А.В. Петровский, Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Айрин1, Атех, GoGo [Bot], Google [Bot], Start_error, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs