Г

ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Ср авг 18, 2010 5:09 pm

ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - это, с одной стороны, объективно сложившаяся подсистема механизма городского устройства, создающая условия для его стабильного функционирования, с другой - система признаков и критериев социального расслоения, определяющая социальную структуру городского населения. Различают "одномерную стратификацию", когда критерием выделения групп выступает один признак и "многомерную стратификацию", определяемую совокупностью признаков.


>Все многообразие конкретных видов Г.Н.С.С. можно свести к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Обычно, все эти формы тесно взаимосвязаны: горожанин, занимающий высокое положение по какому-либо одному критерию, как правило, обладает таким же высоким статусом и по другим параметрам, и наоборот. Термин "Г.Н.С.С." тесно связан с понятием социальной мобильности (см.), согласно которому как в обществе в целом, так и в рамках социально-пространственной общности города (см.) в частности неизбежно существует неравенство в той или иной его форме, а также более или менее свободное перемещение горожан в системе Г.Н.С.С. в соответствии с их объективными возможностями и субъективными усилиями. Последнее обстоятельство позволяет Г.Н.С.С. выполнять стабилизирующую функцию по отношению к механизму городского устройства, обеспечивая его устойчивую работу.


>Существуют количественные и качественные методы анализа Г.Н.С.С. Первые позволяют определить высоту и профиль социальной стратификации (см.) городского населения, вторые - оценить внутреннюю структуру и цельность "социального здания" горожан. Определение качественных и количественных различий Г.Н.С.С. у разных городов и в различные исторические периоды представляет большой научный интерес, а изучение закономерностей флуктуаций конкретных социальных стратификаций городского населения с выходом на моменты прогнозирования выступает ключевой проблемой городского планирования социального развития (см.).

О.В. Кобяк

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГОРОДСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Сообщение психологический словарь » Пт авг 20, 2010 1:15 pm

ГОРОДСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО - сфера функционирования городской культуры как сложной самоорганизующейся подсистемы механизма городского устройства, основная функция которой состоит в воспроизводстве и обновлении городского образа жизни (см.). Г.К.П. характеризуется рядом количественных и качественных показателей. К количественным показателям относятся: величина городского населения, размеры и возраст города (см.), число учреждений культуры (учебные заведения, библиотеки, информационные центры, театры, музеи, кинотеатры, дворцы культуры и т.д.), к качественным - статус города (районный центр, областной центр, столица), развитость города социальной инфраструктуры (см.), разнообразие городского населения социального состава (см.). Основываясь на комплексном анализе названных показателей, можно судить о таких характеристиках Г.К.П., как степень его разнообразия-однообразия, интегрированности-дезинтегрированности, динамичности-статичности.

Г.К.П. выступает ареной взаимодействия множества различных субкультур (см.), носителями которых выступают соответствующие слои городского населения. Это позволяет городской культуре отбирать среди передаваемых из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее ценностей, норм, образцов поведения те, которые наилучшим образом способствуют воспроизводству городского образа жизни. Вместе с тем, внутри городской культуры возникают новые элементы, которые обогащают содержание Г.К.П. и обеспечивают непрерывное обновление городского образа жизни.


>Таким образом, Г.К.П. является пространством, в котором действует городская культура, выполняя три основные функции - трансляционную, селекционную и инновационную, реализация которых выступает необходимым условием воспроизводства и обновления городского образа жизни.

О.В. Кобяк

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Сообщение психологический словарь » Пн авг 23, 2010 6:10 am

ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - комплекс мер по упорядочению работы механизма городского устройства путем регулятивного воздействия преимущественно на социальные подсистемы названного механизма. Конечной целью Г.П.С.Р. является оптимизация функционирования всех подсистем механизма городского устройства во имя наиболее полного выполнения городом своих функций. Данная цель достигается путем решения ряда задач, среди которых: формирование перспективной города социальной инфраструктуры (см.), обогащение и развитие городского культурного пространства (см.), целенаправленное регулирование городского населения социального состава (см.). Критериями типологизации Г.П.С.Р. выступают: субъект планирования (городские, районные, местные органы исполнительной власти); объект планирования (социальная инфраструктура города, городское культурное пространство, социальный состав населения города и др.); масштаб воздействия (в границах города, района, микрорайона); сроки планирования (на долго-, средне- или краткосрочную перспективу); ожидаемый эффект (качественные изменения в функционировании механизма городского устройства, количественные изменения в работе подсистем); объем и источники финансирования запланированных мероприятий (из государственного бюджета, за счет муниципальных средств, из фондов общественных организаций).


>В зависимости от целей описания рассматриваемого феномена и задач планирования могут быть использованы другие критерии выделения типов Г.П.С.Р. Роль планирования социального развития значительно повышается в периоды трансформации городов, когда естественные социальные механизмы регулирования общественно значимых отношений в среде горожан по тем или иным причинам не работают или работают с большими социальными издержками. В этих условиях Г.П.С.Р. призвано обеспечить необходимый запас прочности в работе механизма городского устройства с целью создания достаточного потенциала выживания и развития социально-пространственной системы города. Значимость Г.П.С.Р. заметно повышается с развитием процесса урбанизации (см.) и, как следствие, обострением проблем городской экологии (см.).


Повышение эффективности Г.П.С.Р. связано с соотнесением и увязыванием в единую программу мероприятий по социальному развитию с планами производственного, транспортного, архитектурного и т.д. развития города. Такая программа является основой для создания комплексной модели города как целостного социально-экономического образования, планы развития которого органично вписываются в стратегию развития района, области, государства в целом.

О.В. Кобяк

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Сообщение психологический словарь » Ср авг 25, 2010 2:00 am

ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - исторически сложившаяся социокультурная подсистема механизма городского устройства, основная функция которой состоит в организации процесса жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности города (см.). Наряду с индивидами, субъектами Г.О.Ж. выступают демографические, образовательные, профессиональные группы и т. д. Особенности образа жизни данных групп являются следствием разных условий жизнедеятельности людей, принадлежащих к этим группам.

С одной стороны, феномен Г.О.Ж. является следствием процесса урбанизации (см.) и выступает способом организации жизни индивидов и социальных групп, который позволяет последним выживать, взаимодействовать и развиваться в социально-пространственной среде с высоким уровнем социосубъектной, материально-предметной и информационной плотности. С другой стороны, Г.О.Ж. выступает комплексной характеристикой, позволяющей синтезировать количественные и качественные показатели, характеризующие различные стороны жизни горожанина.


>К первым показателям относится уровень жизни, характеризующий степень удовлетворения различных потребностей индивида, как правило, выраженных в их количественном измерении (например, в денежных единицах). Ко вторым - показатель качества жизни, представляющий комплексную характеристику, включающую всю палитру социальных ценностей. Эта характеристика отражается в оценке социального качества условий жизнедеятельности и возможностей использования этих условий для реализации и воспроизводства важнейших потребностей индивида. Традиционно выделяют три компонента Г.О.Ж.: объективные условия жизнедеятельности, сами формы жизнедеятельности и общественное сознание городских жителей.


Взаимосвязь этих компонентов состоит в том, что, с одной стороны, объективные условия жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж. определяют соответствующие им формы жизнедеятельности последних, и эти формы находят свое отражение в общественном сознании горожан; а с другой стороны, изменения, происходящие в общественном сознании под идеологическим, культурным или религиозным влиянием, являются фактором изменения форм жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж., что неизбежно влечет за собой более или менее существенное изменение самих объективных условий жизнедеятельности. При таком методологическом подходе Г.О.Ж. предстает "живой", реально функционирующей в рамках механизма городского устройства системой, а одним из ключевых направлений для социологии города (см.) становится разработка проблем изучаемого феномена применительно к задачам городского планирования социального развития (см.).

О.В. Кобяк

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГОРШКОВ

Сообщение психологический словарь » Ср авг 25, 2010 10:49 pm

ГОРШКОВ Михаил Константинович (р. 1950) - российский социолог, специалист по методологии и методике социологических исследований. Окончил Московский медицинский институт им. Н.А. Семашко. Доктор философских наук (1989).

В 1973-1976 - на комсомольской работе. С 1976 по 1989 работал в АОН при ЦК КПСС - младший, старший научный сотрудник, референт ректора, доцент кафедры идеологической работы, зам. руководителя кафедры социологии и социальной психологии. В 1989-1990 - в аппарате ЦК КПСС, с 1991 - директор Института теории и истории социализма, с 1992 - Генеральный директор Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП).

Основные научные интересы Г.: методология и методика социологических исследований, теория и практика изучения общественного мнения, социология политических процессов.


В последние годы активно работает в области социологии избирательных кампаний, изучения специфики электорального сознания и поведения российских граждан. Руководитель и участник около 150 прикладных социологических исследований как федерального, так и регионального масштаба.

Основные сочинения: "Общественное мнение. История и современность" (1980); "Общенародное общественное мнение" (1986); "Как провести социологическое исследование" (1985 и 1990, соавтор); "Основы прикладной социологии" (1996, соавтор) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГОСПИТАЛИЗМ

Сообщение психологический словарь » Сб авг 28, 2010 8:21 pm

Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — в буквальном смысле, совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Понятие Г. ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р. Спитс в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Спитсу, Г. младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам Г. Р. Спитс относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость инфекциям и т. д. Последствия Г. у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях Г. приводит к смерти. Явления Г., по Р. Спитсу, возникают также в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания. Г. взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и другими проявлениями.

В. И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Сообщение психологический словарь » Пн авг 30, 2010 11:15 am

Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

Е.О. Смирнова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Сообщение психологический словарь » Чт сен 02, 2010 11:25 pm

Готовность к школьному обучению — определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.


От готовности к школе зависит успешность и эффективность обучения. Готовность к школе — интегральная характеристика, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др. Г. к ш. о. в значительной мере определяется индивидуальным уровнем структурно-функционального созревания коры больших полушарий и регуляторных структур мозга. Для определения уровня готовности к школе используются методики, оценивающие уровень развития комплекса познавательных функций, психологического развития, состояния здоровья и функционального развития. Готовность к обучению не является абсолютным показателем, не имеет нормативных критериев и зависит от требований школы, объема и интенсивности учебной нагрузки, условий, направленности и дифференцированности обучения и других условий.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГОТТШАЛЬДТ

Сообщение психологический словарь » Пт сен 03, 2010 7:38 pm

ГОТТШАЛЬДТ (Gottschaldt) Курт Бруно (р. 1902) — немецкий психолог, исследователь проблем общей и генетической психологии. Образование по психологии, философии, физике и химии получил с 1920 по 1926 г. в Берлинском ун-те Фридриха-Вильгельма (д-р философии, 1926). Профессиональную деятельность начал в должности ассистента в Психологическом ин-те Берлинского ун-та (1926—1929). С 1929 по 1933 г. Г. — ведущий психолог и руководитель психологической лаборатории Детского санатория для душевно больных Рейнской обл. в Бонне. В 1932 г. защитил дис. для замещения должности доцента. С 1933 по 1935 г. — старший ассистент Психологического ин-та Боннского ун-та, здесь проводил свои исследования процесса формирования цели и динамики уровня притязаний ("Der Aufbau des kindlichen Handelns" / Beiheft zur Zeitsch. f. angewandte Psycho, Lpz., 1933). С 1935 г. Г. работал в


Берлине в Институте антропологии, человеческой наследственности и евгеники, здесь руководил лабораторией генетической психологии и был директором городской детской больницы. С 1938 г. Г. — экстраординарный профессор в ун-те Берлина, с 1946 г. — ординарный профессор, с 1946 г. по 1961 г. — директор Психологического ин-та Гумбольдтовского ун-та Берлина, с 1961 г. до своей отставки в 1970 г. — директор Психологического ин-та в Геттингене. Член Немецкой академии наук (1955), руководил в ней секцией экспериментальной и прикладной психологии; почетный член Немецкого общества психологов (1982).

Свои научные изыскания Г. проводил с позиций гештальтпсихологии, изучал процессы формирования уровня притязаний, изменения психологической структуры действий при достижении цели, настроения у близнецов, самовосприятия: широко известны его эксперименты, начавшиеся с вопроса, каким видит себя человек в зеркале — испытуемые могли расширять или сужать изображение лица на фотографии, подстраивая его под свой собственный образ, в результате был сделан вывод о наличии у человека идеального образа себя, служащего в качестве критерия оценивания ("Über Persona-Phänomene" / Zeitsch. f. Psychol., 1954). Получил признание как автор оригинальных экспериментальных ситуаций и методик, в частности методики скрытых фигур, с докладом о которой он приезжал в Москву в 1920-х гг. ("фигуры


Готтшальдта"), предназначенной для изучения структуры визуальных и когнитивных способностей.


При создании этого метода он исходил из чисто концептуальных задач: если восприятие какой-либо формы определяется факторами прошлого опыта, то сложная фигура, содержащая многократно ранее воспринимавшуюся простую, будет восприниматься как простая плюс дополнительные части, но экспериментальное исследование показало, что это происходит крайне редко, и, следовательно, прошлый опыт не ведет непосредственно к определенной перцептивной организации. Личностные аспекты этой методики получили дальнейшее развитие в тесте "замаскированных фигур" Г. Виткина. Основные труды Г.: "Über den Einfluss der Erfahrung auf die W ahrnehmung von Figuren" / Psychol. Forsch, 1926, 1928; в рус. пер.: "Прошлый опыт и организация" / Хрестоматия по ощущению и восприятию, М., 1975; "


;Methodologische Perspektiven in der Ausdrucksforschung" / Bericht über 16 Inter. Kongr. Amsterdam, 1961; "Das Problem der Phänogenetik der Persönlichkeit" / Handbuch der Psychologie. 1966.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГОУЛДНЕР

Сообщение психологический словарь » Пн сен 06, 2010 6:08 pm

ГОУЛДНЕР (Gouldner) Алвин (1920-1980) - американский социолог неомарксистской ориентации. Представитель "радикальной социологии", предложил ее крайний вариант - "альтернативную социологию". Основные работы: "Надвигающийся кризис западной социологии" (1970); "Диалектика идеологии и технологии" (1976); "Будущее интеллигенции и становление нового класса" (1979); "Два марксизма" (1980) и др. В 1950-х являлся сторонником структурно-функционального анализа (см.), занимался исследованием бюрократических организаций. Испытал влияние идеологов Франкфуртской школы (см.), которое пытался преодолеть, в том числе опираясь на идеи Миллса (см.). В 1960-х выступил с тотальной критикой всей западной социологии, особенно Парсонса (см.).

Г. исходил из того, что вся официальная социология акцентирует свою манипулятивную функцию и состоит на службе у правящих властей, обслуживая обезличенные бюрократические структуры, стремящиеся к искусственному поддержанию равновесия в обществе, что блокирует любые импульсы к изменению.


Между тем общество переживает воздействие достижений "третьей революции". По Г., Новое время определялось влиянием результатов "дуалистической революции" - ростом промышленности (индустриальная революция) и переустройством политической жизни (вызванным Французской революцией). Параллельно развертывалась "третья революция" - коммуникативная, начало которой было положено книгопечатанием. Однако долгое время она находилась в тени политических и индустриальных изменений, как бы была средством их осуществления.


Отсюда ее определение как "невидимой революции". В настоящее же время возникновение "mass media" и массовое производство недорогих "продуктов культуры" вызвали, по Г., качественные сдвиги во всех областях социокультурной жизни, особенно революционизируя политическую систему, подталкивая ее к реализации идеалов "прямой демократии" и породив "индустрию сознания", вызвавшую "символический взрыв". Суть "третьей революции" - изменения в видении.

В связи с описанием этого процесса Г. пересматривает содержание введенного Миллсом понятия "аппарат культуры" (организации и учреждения науки и искусства и средства, делающие доступными для групп и общества их продукты). Г. разделяет функции создания и "доставки" публике культурных ценностей и благ. Он считает, что под воздействием "аппарата культуры" остается лишь функция производства, и он сам все больше изолируется от общества, замыкаясь в университетских, академических и т.д., институциализированных кругах, не имея собственных мощных средств коммуникативного воздействия. Творцы культуры (как носители критического разума) все больше маргинализируются, становятся политически бессильными.


Функция же "доставки" монополизируется "mass media" (индустрией сознания в целом), а соответственно и стоящими за ними "технократами", тесно связанными с политическими кругами и государственным аппаратом. Именно технократы легитимизируют господство последних, с одной стороны, и организуют манипулирование массой, "поставляя ей надежду", с другой. Этим целям служит и подконтрольная официальная социология, однако, согласно Г., это лишь внешние проявления кризиса западной культуры и науки.

Глубинное основание - заложенная в них "модель непрямого правления" буржуазии, которая постепенно передала ряд своих функций (прежде всего по производству сознания) исполнителям, бюрократии, ставя себя во все большую зависимость от них. Сама же бюрократия претерпевает параллельную эволюцию от "наказательно-централизованной" (основанной на подчинении иерархии, страхе наказания как основе контроля и не имеющей стимулов к собственной автономной активности) к "представительной" (основанной на принципах профессионализма, ответственности перед делом, а не вышестоящим, корпоративном сотрудничестве и т.д. и почувствовавшей свою автономную силу).


Она стала воплощением "технического разума", технической рациональности, эффективной, но и опасной. Технократия сумела потеснить правящие элиты, ориентировать социум на настоящее, а не на будущее, положив конец трансцендентальным надеждам (эре героизма и юношеского энтузиазма). Но она же претендует на монополию производства "видения мира", "обещает одновременно и слишком много, и слишком мало", деморализует активность людей "фактологической прозаичностъю" ("рисует Бога серым"), т.е. по сути "умерщвляет культуру". Ей может противостоять социогуманитарная интеллигенция как новый класс, обладающий культурным капиталом и культурой критического дискурса.

Средством завоевания господствующих позиций для этого нового класса должна, согласно Г., явиться "альтернативная социология", осуществляющая тотальную критику западного общества и занимающаяся поиском путей преодоления его кризиса с помощью "критической рефлексии" (отсюда иное название социологии Г. - "рефлексивная социология"). Позиция социолога в этой связи может быть охарактеризована как антисциентистская, основанная на принципах "участия" в общественной жизни и "вовлеченности" в реализацию собственных проектов.

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГОФМАН А.

Сообщение психологический словарь » Чт сен 09, 2010 12:09 am

ГОФМАН Александр Бенционович (р. 1945) - российский социолог, специалист в области теории и истории социологии и социологии культуры. Окончил исторический факультет Ленинградского педагогического института. Доктор социологических наук (1995).

В 1971-1976 - младший научный сотрудник Института социологических исследований АН СССР; в 1976-1989 - младший, старший, ведущий научный сотрудник Института технической эстетики ГКНТ; в 1989-1997 - ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. С 1997 - профессор кафедры теоретической социологии Высшей школы экономики - Госуниверситет.

В статье "Обычай как форма социальной регуляции" (1973, в соавторстве) Г. дал функционалистский теоретико-социологический анализ обычая как одной из разновидностей стереотипизированного социального поведения.


Обосновал различие трех видов участия социологии в развитии индустриального дизайна: 1) "социология дизайна"; 2) "социология в дизайне"; 3) "социология для дизайна". Осуществил теоретический анализ трех специфических аспектов социально-типической потребности в бытовых вещах для целей проектирования предметной среды, аспектов, выступающих как стадии реализации этой потребности: 1) потребность-состояние; 2) потребность-стремление; 3) потребность-установка. Участвовал в разработке методик формирования ассортимента и проектирования различных групп товаров широкого потребления.

Г. исследовал социологическую теорию моды, основанную на выявлении в структуре этого явления следующих компонентов: 1) модных стандартов и объектов ("мод"); 2) "атрибутивных" ценностей моды (современности, диффузности, игры, демонстративности); 3) "денотативных" ценностей моды, состав которых в принципе может быть самым разным; 4) поведения участников моды.

В работе "Семь лекций по истории социологии" (1995) Г. обосновал критерии (онтологические, эпистемологические, этические, научно-организационные) отнесения тех или иных форм знания к социологии - в сочетании с парадигмальным подходом к истории социологии они позволяют адекватно представлять развитие социологической мысли, не проецируя на него какую-то одну "эталонную" теорию и, вместе с тем, не выходя за пределы собственно социологии. С точки зрения Г., социология исторически возникла как результат конвергенции, соединения в определенное время в определенной точке мирового культурного пространства четырех главных идей: 1) идеи общества; 2) идеи "естественного закона" применительно к обществу; 3) идеи общественного прогресса; 4) идеи метода. Г. показал историческое формирование этих идей, соединение которых означало переход социологии из фазы "предыстории" в фазу собственно ее истории. Отмеченные принципы и подходы были применены Г. к анализу социологических теорий Конта (см.), Маркса (см.), Дюркгейма (см.), Парето (см.), социал-дарвинистских и расово-антропологических концепций.

В переводе Г. и с его сопроводительными статьями и комментариями в России изданы произведения Э. Дюркгейма (см.), А. Бергсона и М. Мосса (см.).

Г. - автор более 100 научных работ, в том числе


"Мода и люди. Новые теории моды и модного поведения" (1994) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГОФМАН И.

Сообщение психологический словарь » Сб сен 11, 2010 6:45 pm

ГОФМАН (Goffman) Ирвинг (1922-1982) - американский социолог и психолог. Представитель символического интеракционизма, создал свою версию последнего - драматургическую социологию. Ученик Дж.Г. Мида (см.).


Известен прежде всего своей первой работой "Я и маски" (1959), созданной на основе развернутого исследования поведения больных шизофренией, а также работами "Стигма" и "Приюты" ("Тотальные институты"). Социальное взаимодействие трактовал не как складывающееся в интерпретационном по своей природе диалоге-игре (подход Блумера - см.), а как задаваемое образом театральной постановки с заранее заданными функциональными позициями, хотя и постоянно переинтерпретируемыми в ходе взаимодействия.

Центральное понятие концепции Г. - "Я сам" - как "маска", как представленный образ роли, т.е. человек берется в отвлечении от его "телесности", он здесь лишь предлог для предстоящего по "сценарию". Изначально он актер, уже предзаданный "профессионально", но еще относительно непредсказуемый, "недооформленный" в реальном ролевом взаимодействии. Границы того, что и кого можно представить, задает "сцена" с имеющимся на ней "реквизитом". Результат постановки зависит прежде всего от характера "постановки" (сценария, режиссеров и т.д.), с одной стороны, и поддержки (или неподдержки) действа "публикой" - с другой. Публике в структурировании социального взаимодействия Г. отводятся доминирующие позиции в "драме", без нее нет театра. Причем актер может "представлять" как совместно с другими (чаще всего), так и сам по себе.


Более того, он может стать публикой сам для себя, когда "я" разговаривает со "мной" или с "обобщенным другим". Его "игра" - это скорее сопротивление себе, чем публике. Каждый из элементов подготовки наделен той или иной мерой власти и ролевым образом дистанционно определен в пространстве взаимодействия. Социальная (ролевая) дистанция у Г. - это различение своих ролей и себя самого, что позволяет отделить ролевую и личностную ипостаси и бесконфликтно дискриминировать одну из них.


В противном случае возможны два равно нежелательных исхода: или человек запутывается в хитросплетениях жизни, теряя представление об ориентациях и границах, или попадает в категорию психически больных. И, наоборот, чем сильнее способность актера смотреть на себя и свое выступление, умение дистанцироваться от себя самого и занимать, следовательно, рефлексивную позицию, тем выше его социальная компетентность. Отсюда еще два понятия концепции Г.: "честный актер", т.е. не осознающий, что он представляет, и идентифицирующий себя с ролью; "циничный актер", который неидентичен роли и хорошо это осознает. "Честный" при этом не обязательно "хороший", а "циничный" - "плохой", эти понятия вводятся для описания рефлексивно-дистанционных отношений, а не для характеристики морально-нравственной стороны социального взаимодействия. Эти характеристики и параметры театральной постановки рассматриваются Г. как вневременные (константные), что не исключает их специфически культурной окраски и мастерства актеров, развертывающих "перформанс" (представление) жизни. Таким образом, реализуется главная установка драматургической социологии - "изучать не столько людей и мгновения их жизни, сколько мгновения жизни и людей в них".

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРАДИЕНТ

Сообщение психологический словарь » Пн сен 13, 2010 12:19 am

Градиент [лат. gradientis — шагающий] — закономерное количественное изменение, отражающее убывание или возрастание какого-либо свойства или показателя (например, градиент раздражителя).

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРАДИЕНТ ЦЕЛИ

Сообщение психологический словарь » Ср сен 15, 2010 5:21 pm

Градиент цели — изменение силы мотивации деятельности в зависимости от "психологического расстояния" до цели. Г. ц. характеризуется возрастанием мотивации и активности по мере приближения желанной цели. Различают градиент приближения к "положительной" цели и градиент избегания "отрицательной" цели.

Ю.М. Орлов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Сообщение психологический словарь » Чт сен 16, 2010 9:00 am

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объединений в качестве граждан), защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов. В русле современных трактовок обретение либеральных свобод возможно не в результате дистанцирования общества от государства (наподобие модели посткоммунистической России 1990-х), а путем конституирования надежных и легко доступных для людей каналов взаимодействия между ними: государство трансформируется в самую влиятельную и оперативную организацию по правам человека.

По-видимому, впервые на европейских языках термин "Г.О." был употреблен в 16 в. в одном из французских комментариев к "Политике" Аристотеля.


Появление понятия Г.О. практически синхронно формированию оснований европейской политической науки обусловило его смысловую многовариантность: термин Г.О. - продукт интеллектуальных усилий (зачастую противоречивых) главных фигур западной политической традиции. Постулированное Августином противоположение "града божьего" и "града земного" (двух видов человеческой общности) являло собой отражение идеи о существовании между людьми водораздела онтологически-мистического порядка. "Град земной" - следствие первородного греха - вместилище "граждан" "града божьего", удостоившихся избирательной милости Бога. Г.О. или "град дьявола" обречен на гибель в результате пришествия божьего града.

Символизировавшее в рамках схоластики идею приятия даже несправедливого общественного устройства учение о Г.О. трансформировалось у Гоббса в принцип социального идеала - результата преодоления нечеловеческого первобытного "естественного состояния войны всех против всех". (Руссо, правда, настаивал на том, что переход от дикого состояния к цивилизации, от "естественного состояния" к государственному устройству - нельзя мыслить иначе, чем нисхождение.) Гегель видел в эпохе торжества Г.О. такое положение вещей, при котором люди благодаря участию государства собственным трудом приносят пользу себе и другим.


Маркс, не избежавший соблазна осуждения государства-паразита эпохи Наполеона III во Франции, трактовал Парижскую коммуну как восстание пролетариата от имени Г.О. против бюрократической государственной машины. (На немецком языке Г.О. допустимо переводить и как "общество буржуазии" с акцентом именно на этой характеристике.) 1970-е реабилитировали понятие Г.О. в ряде значимых течений европейского интеллектуализма. Понятие Г.О., концептуально значимое и для либералов, и для ортодоксальных марксистов, по-прежнему активно используется противниками инициируемого современными политическими элитами Европы процесса перманентного нивелирования социальных различий в обществе.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Joker, KostyaAndreev, vadimr, whoh, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs, Марина99, на лошади весёлой