В

ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Ср окт 21, 2009 2:55 am

ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ (лат. — omnipraesentia) — понятие философской системы Фомы Аквинского, обозначающее феномен присутствия Бога во всех вещах, доступных Его взору, подвластных Ему и черпающих собственную исходность в Его существовании. Именно в божественной В. мистицизм традиционно усматривал силу, наделяющую мир вещей сущностью — субстанцией, дабы они не оставались бы ирреальными.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕЙЛЬ

Сообщение психологический словарь » Вс окт 25, 2009 10:13 pm

ВЕЙЛЬ (Weyl) Симона (1909—1943) — французская публицистка, философ и богослов, работы которой в общем своем количестве составляют 15 томов. Основные произведения: "Наука и восприятие у Декарта", "Лекции по философии", "В ожидании Бога", "Предвосхищения христианства в древней Греции", "Нужда в корнях", "Дневники", "Угнетение и свобода". Еврейка по происхождению, из состоятельной семьи, еще учась в лицее В. попала под сохранившееся на всю жизнь влияние Э


.Шартье — философа и публициста, который в те времена был широко известен своими работами. В творчестве В. может быть выделено три вектора: собственно философский, политический и богословский. В системе взглядов В. эти вектора взаимообусловлены и образуют гармоническое единство, но анализирующему их на первый взгляд может показаться, что он имеет дело с тремя несводимыми друг к другу этапами ее творчества. В своем первом философском произведении, написанном в духе картезианских размышлений (но не в подражание ему, а в качестве своего рода транстемпорального возражения) В. полагает человеческую сущность в способности к действованию (в противоположность Декарту, в концепции которого человеческая сущность определяется мышлением, отличающего человека от животного и составляющего в нем Образ Божий). Индивидуальная способность к действованию, реализуемая при столкновении с другими субстанциальными деятелями, служит, по В., основой мышления: последнее основано на элементарной геометрии поступка, зная которую мы сможем сообщить нашим намерениям метод, а также предвидеть их результаты. В своей деятельности, активности, направленной на преодоление мира, человек схватывает действительность и реальность мира и собственного бытия, а также получает единственную возможность реализовать свою человечность: по оценке В., только творя, человек уподобляется Творцу (см. Творчество). И именно в этом уподоблении он избавляется от иллюзий философского абстракционизма, исходящего в описании человека из отождествления его с трансцендентальным субъектом, и априорности самой мысли.

Весьма значительной темой для творчества В. было осмысление роли языка в преобразовании мира: мысль, по ее оценке, в своем возникновении есть следствие соприкосновения языка и мира, в котором нами постигается порядок и, вместе с этим, осмысляются такие категории, как необходимость и случайность. В. принимала активное участие в анархо-синдикалистском движении; по вечерам преподавала философию для бедных, уделяя значительное внимание творчеству Маркса; в 1936 В. сражается на стороне анархистов в Испании. Однако в завершение ее активной политической деятельности появляется философско-политический трактат "Размышления о причинах свободы и социального угнетения", в котором В. фиксирует, что Маркс лишился еще одной сторонницы.


Она считает, что Маркс сам не рассмотрел следствий своих же аналитик: вооруженное восстание, на которое делает ставку марксизм, реально ничего не изменит даже в том случае, если внешне оно закончится удачно, поскольку сами властные отношения в своей сути нисколько не меняются: слабые все равно остаются слабыми, и перевороты, совершаемые слабыми, ни к чему конструктивному не приводят, они только закрепляют то, что уже давно совершилось. В некоторых своих выводах В. предвосхищает определенные положения теоретиков постиндустриального общества. Так, например, В. полагала, что уже в современном ей обществе власть все менее принадлежит буржуа, поскольку экономическая система, в которой они живут, совершенно неподконтрольна им. Эта система, управляемая обладающими реальной властью специалистами-приказчиками, сама управляет ими (см. Философия техники). Угнетение, по В., имеет свои корни не в отношении наниматель — подрядчик, а значительно глубже: в отношении человек — предприятие (здесь нельзя не заметить, что В. предугадывает некоторые положения "позднего" Хайдеггера).


Угнетение возникает тогда, когда человек используется предприятием, а не наоборот. Отход от марксизма поставил В. перед определенной проблемой: она утратила позитивную программу той самой направленной вовне деятельности, которая является, с ее точки зрения, основой всякого (в данном случае ее собственного) мышления.

В 1934—1935 В. нанимается на службу простой рабочей, пытаясь практически осмыслить те понятия, о которых так много (и, по оценке В., не aposteriori) писал Маркс: сущность труда и производства, дух товарищества и сплоченности пролетариата. Однако и на этом пути В. постигло разочарование, по ее словам, раздробившее ее тело и душу: она не встретила ни единства, ни сплоченности, — лишь деградацию и забитость, а в отдельных случаях — еще и внушенное марксизмом самодовольство. Этот феномен был наречен В. собирательным понятием "несчастье". Несчастье, по мысли В., есть не столько констатация физической бедности и страдания, сколько указание на духовное опустошение, на духовную смерть, на разрушение личности, а то и вовсе ее утрату у рабочих. Переживание этого "несчастья", по В., окончательно уничтожает призрак метафизического субъекта, якобы стоящего за индивидуальными актами и историей. Некоторое время спустя, находясь в глубокой депрессии, В., словно молитву, постоянно читала про себя стихотворение Дж. Джерберта "Любовь". В один из моментов, повторяя его, В., по своей оценке, пережила


Откровение: в мистическом экстазе пережила присутствие Христа, в котором она познала, что страдание и несчастье не могут быть препятствием для достижения абсолютного блага. В невинном страдании Христа бесполезное, на первый взгляд, несчастье становится чистым благом. Иисус был несчастным, но несчастье это никак не заслужено, а по сему — необъяснимо. Но Христос смирился со Своим страданием как с волей Отца и продолжал любить и надеяться даже тогда, когда нечего было любить и надеяться было не на что.


В этом случае несчастье становится совершенной связью между Отцом и Сыном. Несчастье лучше всего другого отрезвляет человека и избавляет его от аффекта ложного блага. Именно поэтому, согласно В., несчастье есть путь к истинному благу и любви, оно очищает любовь. В. утверждала, что Бог в любви творил этот мир не из величия Своего, а из Своего самоуничижения и умаления, перестав быть всем и позволив существовать иному.

Но иное не должно было быть чужим. Для этого Отец посылает Сына в мир и отдает Его во власть царящей в нем необходимости, которая теперь должна была уступить благу, благодаря чему создание, сотканное из необходимости, как бы уподобляется вибрирующей струне, узелками прикрепленной к двум противоположностям: к Богу Абсолютному Бытию и к Богу Совершенно Беспомощному. В этом же ключе В. переосмысляется и такая категория, как власть. Абсолютная власть у В. — власть, уподобленная божественной в отказе от использования силы и господства, в децентрализации собственной персоны в опыте иного (см.


Ацентризм, Другой). В. умерла в творческом рассвете в возрасте 34 лет от туберкулеза. Примечателен и тот факт, что крестилась она только на смертном одре и то от рук своего друга-несвященника. Врачи ее смерть назвали самоубийством, так как она отказывалась принимать пищу в необходимом для нее количестве — потому, что ее сограждане в оккупированной Франции ели значительно меньше. Даже перед лицом смерти В. сохранила свою философскую позицию.


Ее рукописи, сохраненные друзьями, были в значительной своей части опубликованы только в 1950-х. При жизни творчество этой мужественной женщины было мало известным, прежде всего, в силу того, что она в своей деятельности никогда не была ориентирована академически, придерживаясь своего рода античной концепции философии, согласно которой знание должно сделать человека мужественным и сообщить ему достаточно мудрости, необходимой для того, чтобы, познав истину, принять мир таким, каков он есть. Некоторые исследователи объясняют ее непопулярность не только ее неакадемическим стилем, но и женской дискриминацией или антисемитизмом. "Одинокое" творчество В. безо всяких натяжек можно отнести к ранне-экзистенциальному руслу философии (см. Экзистенциализм), а некоторые исследователи относят В. к числу наиболее значительных мыслителей нашего времени (в философском словаре-справочнике Я. Мак-Грила В. даже входит в число ста двадцати "великих мыслителей Запада").

о. Сергий Лепин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕЙНИНГЕР

Сообщение психологический словарь » Ср окт 28, 2009 10:05 am

ВЕЙНИНГЕР (Weininger) Отто (1880—1903) — австрийский философ и психолог. Автор концепций биполярности и бисексуальности. Окончил Венский университет, в котором изучал философию, биологию, психологию, физику и математику (д-р философии, 1902).


Испытал влияние философии Платона, И. Канта, Р. Авенариуса и др. Написал несколько работ по проблемам любви, пола и искусства (в том числе книгу "Генрик Ибсен и его драматическая поэма "Пер Гюнт"), в которых рассматривал проблемы эротики, ненависти, любви, преступления и др. В 1903 г. опубликовал основную книгу "


;Пол и характер. Принципиальное исследование" (в рус. пер. изд. в 1992), в которой проанализировал значительную совокупность биологических, физиологических, психологических, сексуальных, социальных, нравственных, эстетических и других начал и характеристик мужчин и женщин. Изложил основы концепций биполярности и бисексуальности. Стимулировал сексологические исследования. Покончил жизнь самоубийством. Перед смертью написал: "Я убиваю себя, чтобы не иметь возможности убивать других".

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕЙС

Сообщение психологический словарь » Вс ноя 01, 2009 3:41 am

ВЕЙС (Weiss) Эдуардо (1889—1970) — итало-американский психоаналитик. Переводчик трудов З. Фрейда. Редактор "Итальянского журнала психоанализа". В течение двух лет (вместе с П. Федерном) посещал лекции З. Фрейда и изучал психоанализ. В 1913 г. прошел курс дидактического психоанализа у П. Федерна. После Первой мировой войны практиковал психоанализ в Триесте. С 1919 г. состоял членом Венского психоаналитического общества. С 1931 г. жил в Риме. В 1932 г. основал Итальянское психоаналитическое общество. Вскоре под угрозой фашистских репрессий был вынужден эмигрировать. С 1939 г. жил в США. Работал в Чикагском психоаналитическом институте у Ф. Александера. Исследовал проблемы эгопсихологии, агорафобии, структурную динамику человеческого разума и др. Опубликовал свою переписку с З. Фрейдом. Автор книг: "Принципы психоанализа" (1950), "Структура и динамика человеческого разума" (1960), "Агорафобия в свете психологии Я" (1964), "Зигмунд Фрейд как консультант: воспоминания пионера психоанализа" (1970) и др. работ по психоанализу и его истории.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕККЕР

Сообщение психологический словарь » Вт ноя 03, 2009 6:34 am

ВЕККЕР Лев Маркович (1918—2001) — российский психолог, автор единой теории психических процессов, ученик Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева. В 1936 г. В. поступил на физический факультет Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) ун-та с мыслью — получить ответ на вопрос: какова природа психики человека? В 1939 г. переводится на философский фак-т, но учение прерывает война. Пережив с семьей блокаду, во время которой принимал участие в оборонных работах, В. в 1944 г. знакомится с вернувшимся в Ленинград Б.Г.


Ананьевым и получает его приглашение стать одним из первых пяти студентов созданного отделения психологии Ленинградского ун-та (ставшего впоследствии фак-том психологии ЛГУ). После аспирантуры (1948—1951) защитил канд. дис. "К вопросу о построении осязательного образа" (1951) и работал в Вильнюсском педагогическом ин-те, где в 1956 г. возглавил кафедру психологии. В 1959 г. усилиями Б.Г. Ананьева В. возвращается на фак-т психологии ЛГУ. В этом же году в книге "Осязание в процессах труда и познания" (под ред. Б.Г. Ананьева) впервые публикует свою классификацию физических свойств вещей и показывает, что только одна из групп этой классификации может служить физическим основанием механизмов психики, а именно тактильно-мышечные ощущения, регулирующие исполнительные движения.


Вплоть до осени 1981 г. В. преподает в ЛГУ. В этот период выходят его основные труды: монография "Восприятие и основы его моделирования" (ЛГУ, 1964), ставшая его докт. дис. и трехтомник "Психические процессы" (т. 1 — 1974, т. 2 — 1976, т. 3 — 1981). В монографии был представлен обширный экспериментальный и теоретический материал, содержащий описание структуры и основных свойств перцептивных образов.


Одним из наиболее значительных моментов стало построение шкалы уровней организации информационных процессов, объединяющей общим принципом изоморфизма нервные и психические сигналы. В соответствии с этой шкалой специфические различия нервных и перцептивных процессов определяются местом, которое эти структурные единицы психики занимают в шкале изоморфизма.

Было также выявлено, что структурная специфичность перцептивного уровня психической информации объективно проявляется в том, что целостные, предметные образы задают программы действий не в виде жесткой последовательности движений, а в виде целостного семейства вариантов траекторий, включенных в структуру перцептивного пространства.


Особенно важным был вывод о том, что именно этот факт включает в себя предпосылку, создающую на высших уровнях психики альтернативные варианты свободного выбора. Эта монография уже в момент своей публикации была оценена Б.Г. Ананьевым как одна из выдающихся работ по психофизиологической бионике — новой области, посвященной теоретическим и прикладным проблемам моделирования мозговой активности. В 1981 г. В. покидает ЛГУ и подает просьбу об эмиграции, но только в 1987 г. ему удается уехать в США, где он до 2001 г. преподавал в


Университете Дж. Мейсона (Вашингтон), сочетая обязанности профессора фак-та психологии с работой в Институте перспективных исследований им. Ш. Краснова (г. Фэрфакс, штат Вирджиния). В Америке В. завершил работу над двумя книгами: "


;Эпистемология и история мировой когнитивной психофизиологии" и "Психофизическая проблема как стержень научной психологии". Завершена и третья монография — "Ментальная репрезентация физической реальности", которая осуществлялась в соавторстве с Джоном Аленом, профессором университета Джорджа Мейсона. Несмотря на возраст, В. четырежды приезжал в Россию, читал лекции в Санкт-Петербургском и Московском университетах, принимал участие в научных сессиях Института психологии РАН и Международной Академии информатизации, где ему было присвоено звание ее действительного члена. В 1995 г. он получил звание действительного члена Международной академии образования прибалтийских государств.


В России под ред. А.В. Либина и при содействии Фонда Сороса было издано учебное пособие В.: "Психика и реальность: единая теория психических процессов", М., 1998, 2001, посвященное фундаментальным исследованиям в области природной организации психики.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕКСЛЕР

Сообщение психологический словарь » Пн ноя 09, 2009 3:18 pm

ВЕКСЛЕР (Wechsler) Давид (1896—1981) — американский психолог румынского происхождения, психодиагност и психиатр. Специалист в области клинической психологии, психологии развития, методов оценки и измерения, военной психологии, педагогической психологии. Автор широко известных тестов исследования интеллекта. В шестилетнем возрасте В. с семьей эмигрировал в


США, где окончил колледж (Нью-Йорк, 1916) и Колумбийский университет (магистр, 1917; доктор, 1925). Над магистерской дис., посвященной ретенции в психозе Корсакова, и докт. дис. работал под руководством Р.С. Вудвортса. Ожидая призыва в армию, попал в военный лагерь, где под началом Е.Г. Боринга занимался тестированием и обработкой результатов "тестов Альфа" (модификации теста Стэнфорда-Бинэ). Последующая армейская служба была связана с психологией — В. занимался индивидуальным отбором персонала.


Уже на этом этапе он остро осознал недостатки общепринятых групповых тестов применительно к тем людям, для которых английский был не родным языком. В 1919 был направлен в Лондонский ун-т, где сильное влияние на него оказали К. Пирсон и Ч.Э. Спирмен. После увольнения из армии учился в Парижском ун-те (1920—1922), где, в частности, занимался сбором данных по психогальваническим реакциям для докт. дис.


После получения докторской степени был действительным секретарем Психологической корпорации (1925—1927), занимался частной практикой (1927—1932). С 1932 г. — главный психолог Психиатрического госпиталя Белльвью и профессор Медицинского колледжа Нью-Йоркского университета (1932—1967). Был отмечен наградами: "За выдающийся вклад в психологию" (Отделение клинической психологии АРА, 1960), "За выдающийся профессиональный вклад" (APA, 1973) и др. Имя В. более всего связано с разработкой и распространением ряда научно-достоверных методик, предназначенных для клинической практики и исследовательской деятельности. Во-первых, он развил и стандартизировал тесты на интеллект. Первая версия шкалы В.-Белльвью для взрослых ("Wechsler-Bellevue Intelligence Scale") была опубликована в 1939 г. и стала самой распространенной в


США. Во-вторых, В. ввел квоту отклонения (вместо "ментального возраста" А. Бинэ), согласно которой тестовые показания испытуемого оценивались в соответствии с его возрастной группой.

В третьих, он объединил в единый комплекс тесты вербального и практического интеллекта с раздельным вычислением IQ для вербальных субтестов и для субтестов действия.


При этом дал определение интеллекта как глобальной способности разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. В. считал, что его шкала интеллекта (WISC) может существенно помочь задачам дифференциальной диагностики, в частности при клинических нейропсихологических исследованиях, а также способствовать измерению широкого диапазона сложных психологических функций. Им были разработаны: "Армейский тест Векслера" (1942; "Интеллектуальная шкала Векслера" (WISC, 1949, переработана в 1981); "WAIS" (1955, переработана в 1974); "Детская шкала интеллекта Векслера" (1967). Тесты В. были стандартизированы во многих странах и до сих пор широко применяются профессионалами. Основные труды В.: "The range of human capacities", 1935 (updated 1971); "The measurement of adult intelligence", 1939; "Manual for the Wechsler intelligence scale for children", 1949; "Manual for the Wechsler adult intelligence scale", 1955; "The measurement and appraisal adult intelligence" (4-th edn), 1958.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕКСЛЕРА ПАМЯТИ ШКАЛА

Сообщение психологический словарь » Чт ноя 12, 2009 1:35 pm

Векслера памяти шкала (Wechsler Memory Scale, WMS) — методика психометрической оценки памяти. Разработана Д. Векслером в 1946 г.


Тестовая батарея включает в себя серию из 7 субтестов, направленных на исследование отдельных мнестических функций. А именно:

I субтест — ориентировка и осведомленность. Выполнение заданий предусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных (6 вопросов, правильный ответ — 1 балл).

II субтест — ориентировка во времени и пространстве (5 вопросов, правильный ответ — 1 балл). Первые два субтеста методики предъявляются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушение ориентировки, а также в случае явной неудачи испытуемого при выполнении субтестов.

III субтест — психический контроль.


Включает три задания: 1) отсчитывание от 20 в обратном порядке; 2) называние букв алфавита; 3) отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы. Время выполнения лимитировано. За быстрое выполнение добавляются дополнительные баллы.

IV субтест — логическая память. Задание состоит в воспроизведении коротких рассказов, отпечатанных на карточках. Оценка выполнения производится по числу воспроизведенных смысловых единиц рассказа.


>V субтест — воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке. Оценка соответствует наибольшему числу элементов цифрового ряда, воспроизведенных испытуемым в двух попытках (отдельно для воспроизведения в прямом и обратном порядке).

VI субтест — воспроизведение геометрических фигур (рис. 15:pic15). Испытуемому демонстрируется последовательно 4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция — 10 с. Оценка успешности выполнения дифференцирована в зависимости от числа воспроизведенных элементов фигур.

VII субтест — воспроизведение парных ассоциаций.


Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар — "легкие ассоциации"; следующие 4 пары — "трудные ассоциации". При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации.


Пауза между сериями — 10 с. Ответ, данный в течении 5 с, засчитывается как правильный.

Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся "легких ассоциаций" с суммой "трудных ассоциаций". Первичные результаты по всем субтестам суммируют, и, используя специальную таблицу, к "сырым" баллам прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в диапазоне от 15 до 79 лет.


Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствующие баллам IQ-показателя стандартного IQ. Имеется возможность пересчета "сырых" оценок по отдельным субтестам в оценки шкальные. Таким образом, тест допускает профильную оценку данных с учетом состояния отдельных мнестических функций (Д. Векслер, 1945). Достоинством В. п. ш. является возможность количественного измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции.


Наряду с измерением многих показателей в этой компактной и удобной для проведения методик предусмотрен охват широкого возрастного диапазона испытуемых. В. п. ш. получила большее распространение в отечественной клинической психодиагностике.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕКСЛЕРА ТЕСТ ДЕТСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Сб ноя 14, 2009 6:17 am

Векслера тест детский [англ. test — испытание, проба] — тестовая батарея, используемая для измерения интеллекта у детей в возрасте от 5 до 15 лет, созданная Д. Векслером и впервые адаптированная к условиям нашей страны А.Ю. Панасюком. В настоящее время В. т. д. является самым распространенным из так наз. IQ-тестов.


В основу построения методики Векслер положил гипотезу, согласно которой интеллектуальная изменчивость является функцией возраста. Эта зависимость представлена в итоговых оценочных шкалах, каждая из которых предназначена для оценок интеллекта обследуемого ребенка в строгом соответствии с его возрастом.

В. т. д. состоит из 12 субтестов, каждый из которых представляет собой отдельную методику для изучения наиболее существенных характеристик и особенностей структуры вербального (речевого) и невербального (действенно-практического) интеллекта. Входящие в субтесты задания составлены так, чтобы школьные знания не играли в их выполнении решающей роли. В. т. д. предназначен для индивидуального проведения и не может быть использован многократно применительно к одному ребенку из-за искажающих влияний эффекта научения.

И.В. Тихомирова

Раздел 4. Методы исследования в психологии развития

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕЛЛЕК

Сообщение психологический словарь » Чт ноя 19, 2009 3:51 pm

ВЕЛЛЕК (Wellek) Альберт (1904—1972) — немецкий психолог, представитель "слой-нотеоретического" направления немецкой характерологии. Развил психологию целостности и структуры Ф. Крюгера и построил на ее основе "конкретную характерологию", которая рассматривает характер как многомерно расчлененную систему слоев и полярностей. В. получил литературное и музыкальное образование в


Вене и Праге, в психологию пришел с проблемой цвета-тона в рамках исследования синестезии. Психологическое образование получил в кружке К. Бюлера, в котором считал себя учеником Э. Брунсвика, и в Лейпцигской школе "генетической психологии целостности и структуры" Ф. Крюгера (с 1932 г.). С 1943 г. В. — профессор кафедры психологии и педагогики в Бреслау; с 1946 г. — ординарный профессор ун-та в Майнце; с 1939 г. — секретарь-делопроизводитель Немецкого Психологического Общества (DGP). Основополагающими принципами характерологической системы В. являются принципы слоения (общий слойнотеоретический подход к строению личности), целостности (школа Ф.


Крюгера) и полярности, исходя из которых конструируется общая модель личности, а главными понятиями — понятия (психической) структуры и характера. Под характером В. понимал ядерную (врожденную) сферу личности, "из которой человек ответственно осуществляет свою деятельность, формирует ценности и оценивает окружающий мир". Относительной устойчивости ядерной сферы личности противостоит постепенное развитие характера и влияние интеллекта и способностей, благодаря чему становится возможным воспитательное воздействие. Характер человека В. описывает с помощью модели двумерного слоения — вертикального и горизонтального ("Die Polaritaet im Aufbau des Charakters", 1950). Однако описание характера в его уникальности и целостности становится у В. настолько громоздким, что едва ли выполнимо.

Помимо характерологической концепции, заметный след в соответствующих областях психологии и искусствоведения оставили экспериментальные и теоретические исследования В.: в области психологии музыки, психологии языка и синестезии (приведенные в целостную систему психологии музыки и музыкальной эстетики); отдельные работы по исследованию Раншбург-феномена; психологической диагностике (в частности, физиогномике); феноменологии гештальта, классификации чувств, феноменологии памяти и воспоминания, гипнозу и теории остроумия.

А.К. Никишов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕНГЕР

Сообщение психологический словарь » Сб ноя 21, 2009 11:57 am

ВЕНГЕР Леонид Абрамович (1925—1992) — российский психолог, исследователь умственного развития дошкольников. Д-р психологических наук (1968), профессор (1973). Демобилизовавшись из армии после ВОВ, окончил психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В.


Ломоносова (1951) и был направлен по распределению в г. Ленинабад Таджикской ССР. Работал преподавателем Учительского института, с 1957 г. — зав. кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. В 1960 г. переехал в Москву и до конца жизни работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста (с 1968).


Научную и научно-практическую работу совмещал с преподаванием в Московском государственном педагогическом ин-те им. В.И. Ленина (с 1972). Еще в студенческие годы В. начал исследование развития восприятия под руководством А.В. Запорожца. В 1955 г. защитил канд. дис. на тему: "Восприятие отношений (на материале иллюзий тяжести и величины)", позднее обобщил результаты своих исследований в докт. дис.: "Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте". В 1967 г. выходит книга "Восприятие и действие" (в соавт. с А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко и А.Г. Рузской), а в 1969 — монография "Восприятие и обучение".


В ней представлены результаты многолетних исследований, посвященных развитию перцептивных действий ребенка с первых месяцев жизни и до конца дошкольного возраста. Работая в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского, В. экспериментально обосновал гипотезу А.В. Запорожца о культурно выработанных сенсорных эталонах, опосредствующих человеческое восприятие. Были выделены и изучены ранние формы "предэталонов" (двигательных, а позднее — предметных), специфичные для младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Совместно с сотрудниками В. разработал диагностическую систему, позволяющую выявлять уровень сформированности различных видов перцептивных и интеллектуальных действий, складывающихся на протяжении дошкольного возраста ("Диагностика умственного развития дошкольников", 1978).


>В настоящее время эта система широко используется не только в России, но и в других странах мира. Важным вкладом В. в детскую психологию стала теория формирования познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных), положенная в основу разработанной под его руководством системы умственного воспитания дошкольников. Основным методом формирования познавательных способностей служит обучение детей умению представлять себе различные объекты и явления в виде моделей, т. е. в обобщенной и схематизированной форме. Это обучение проводится в форме специфичных для дошкольного возраста "моделирующих" видов деятельности: игры, рисования, конструирования и т. п. Полевой эксперимент, проведенный в большом количестве детских садов, подтвердил правильность выдвинутых предположений. Концепция В. представлена в монографиях "Генезис сенсорных способностей" (1976) и "Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания" (1986). Им выпущена также серия книг для родителей "Домашняя школа мышления" (1982—1985), позволяющая развивать способности детей в условиях семейного воспитания. Ряд книг В. переведен на нем., англ., исп. и япон. языки.


В настоящее время его ученики в основанном ими Детском центре им. Л.А. Венгера (при Институте дошкольного образования РАО) продолжают на основе его концепции разрабатывать программы дошкольного воспитания ("Развитие", 1994; "Одаренный ребенок", 1995), использующиеся в детских садах многих городов России.

А.Л. Венгер

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕНСКИЙ КРУЖОК

Сообщение психологический словарь » Вт ноя 24, 2009 11:59 pm

ВЕНСКИЙ КРУЖОК — группа ученых и философов, в 1920-е ставшая центром разработки идей логического позитивизма. В.К. был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета ("кафедре Маха").В В.К. входили:


Карнап, Нейрат, Ф.Вайсман, Г. Фейгль, Гёдель, Г. Хан, Ф. Кауфман и др. После того, как В.К. получил международное признание, с ним стали сотрудничать Э. Нагель (США), Айер и др. Участники В.К. выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Маха и "Логико-философского трактата" Витгенштейна. Главной целью этой философии, являвшей собой платформу В.К., правомерно полагать программу достижения единства знания о мире в контексте переосмысления традиционных максим метафизики.


Используя элементы традиционного эмпиризма в духе Юма, идеи Маха о том, что научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также тезис Витгенштейна о том, что осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определенные факты, представители В.К. разработали программу обновления научного и философского знания.

Основным инструментом этой теоретической реконструкции должны были выступить математическая логика и принцип верификации, призванные создать совершенный язык, подобный тому, который был предложен Витгенштейном в "Логико-философском трактате". Характер современной им метафизики члены В.К. оценивали следующим образом: 1) теоретические системы метафизического порядка не содержат ни ложных, ни истинных предложений — к системам такого рода, следовательно, не приложимы стандартные критерии проверяемости; 2) существенно значимой компонентой метафизики являются выступающие результатом процессов воспитания и соответствующих жизненных обстоятельств смысложизненные поведенческие установки, не подлежащие рациональному обоснованию. В свою очередь, все научные предложения, только и могущие фигурировать в научном знании, согласно концепции В.К., делятся на два класса: 1) предложения, не имеющие предметного содержания, сводимые к тавтологии и относящиеся к логико-математической сфере, — аналитические, логические истины; 2) осмысленные предложения, сводящиеся к эмпирическим фактам и относимые к сфере конкретных наук — фактические истины. Прочие же предложения — или абсурдны (бессмысленны), поскольку организованы вопреки логико-синтаксическим правилам, или все еще научно неосмысленны ("метафизические" или философские предложения, оперирующие с понятиями типа "материя", "абсолют", "принцип" и т.п.). Научная осмысленность предложений оказывалась тождественной его проверяемости, в то время как значение — способу его верификации.


>С точки зрения представителей В.К. обретение единства знания осуществимо на фундаменте логики и (как определенная совокупность принципов) включает в себя: а) установку на достижение единства знания; б) признание единства языка ведущим условием объединения научных законов в цельную систему; в) признание осуществимости единства языка только лишь на базе редукции всех высказываний научного порядка к интерсубъективному языку протоколов; г) трактовку тезиса о единстве знания в статусе как теоретического, так и практического постулата. В свою очередь, принцип верификации предполагал критическую проверку высказываний на возможность их сведения к эмпирическим фактам и служил критерием отделения научного знания от бессмысленных (с точки зрения представителей В.К.) проблем метафизики. Эти программные положения нашли выражение в манифесте В.К. "Научное миропонимание.


Венский кружок" (1929), который был написан совместно Карнапом, Ганом и Нейратом. В 1930-е В.К. издает несколько периодических изданий, среди которых журнал "Erkenntnis" ("Познание"), проводит ряд конгрессов, активно сотрудничает с другими философами. К концу 1930-х В.К. прекратил свое существование в связи с гибелью Шлика и оккупацией Австрии. Идеи В.К. оказали сильное влияние на развитие логического позитивизма и другие виды сциентистских течений в США и Великобритании.

А.В. Филиппович, А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕРА

Сообщение психологический словарь » Вс ноя 29, 2009 1:44 pm

Вера (в психологии) [лат. veritas — истина, verus — истинный] — 1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования живого, истинного откровения; фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать и направлять последующие деяния человека; 2) "признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины В. не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила В. зависит от особого самостоятельного психологического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями" (Вл. Соловьев). В. и неверие являлись предметом исследования многих поколений теологов, философов, а в последнее время и психологов. Поскольку человек постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями, требующими от него принятия решения, а полной информацией он, как правило, не располагает, то это вынуждает его либо верить (доверять и вверяться) кому-либо или чему-либо, либо сомневаться, не верить, отвергать предложенное или случившееся. Принято связывать понятие В. преимущественно с понятием В. религиозной, а все остальные варианты его использования называть В. светской. В философской литературе последнего времени выделяется еще понятие В. духовной, частично пересекающееся с В. религиозной. Содержательно понятие В. двойственно (дуалистично), поскольку, с одной стороны, отражает трактовку разума (трезвого, сомневающегося рассудка), а с другой — трактовку некоторых религиозных систем (например, христианства), в которых В. выступает центральной мировоззренческой аксиомой. С религиозных позиций В. есть следствие непосредственно чувствуемого, переживаемого и осознаваемого разумом человека живого и истинного откровения. Такая В. не подвержена сомнениям, не требует доказательств и обнаруживает себя как созерцание факта невидимого, проявленного в факте видимом (А. Хомяков).

Объекты В. (разнообразные представления, факты, явления природной, социальной и духовно-интеллектуальной действительности и т. п.) не даны субъекту чувственно (иначе они будут объектом знания), а предполагаются как вероятные, выступающие в форме возможности. Если возможность переходит в действительность, то В. переходит в уверенность (твердое знание, отсутствие сомнений). В качестве субъекта В. могут выступать отдельный индивид, социальная группа, общество, все человечество. При этом В., как особое состояние субъекта, отражает не только то конкретное, на что она направлена (предмет В.), но, главным образом, эмоциональное и ценностное отношение к нему, отражающее потребности и интересы этого субъекта.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕРБАЛИЗМ

Сообщение психологический словарь » Вт дек 01, 2009 5:58 am

Вербализм [лат. verbalis — словесный) — психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и характеризующийся резким преобладанием развития вербальной сферы (устной, а иногда и письменной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития ребенка. В. был впервые описан Л.С. Выготским на материале умственно отсталых детей, компенсаторное обучение которых строилось целиком в речевой форме. Однако В. может сформироваться и у нормального ребенка, если взрослые, озабоченные его умственным развитием, сосредоточивают свои усилия исключительно на вербальной сфере (учат с ребенком большое количество стихов, заботятся о расширении его словарного запаса, очень рано начинают учить его читать и писать и т. п.), не уделяя внимания тем формам детской деятельности, которые наиболее существенны для общего психического развития. В дошкольном возрасте ребенок с В. часто оценивается окружающими как "вундеркинд", однако в процессе школьного обучения выявляется недостаточность развития мышления, произвольности, познавательных мотивов. В конечном итоге это обычно приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка (а часто и его родителей) с социальным окружением. В. является психопатизирующим психологическим синдромом. Он ведет к нарушениям общения со сверстниками, порождает неадекватно завышенную самооценку и личностный инфантилизм. Коррекция В. представляет собой очень серьезную психологическую проблему, поскольку требует восполнения глубоких и многочисленных пробелов в психическом развитии ребенка.

А.Л. Венгер

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕРБАЛЬНАЯ ПАРАФАЗИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб дек 05, 2009 9:30 am

Вербальная парафазия — замена нужного слова другим, близким по смыслу. Встречается при разных формах амнестической афазии. Больной, например, вместо слова "стол" произносит слово "стул" или "диван". В других случаях больной заменяет нужное слово описанием его функции ("то, чем режут" вместо нож, "то, чем пишут" вместо "ручка" и т. п.).


Согласно взглядам А. Р. Лурия, в основе этого дефекта (см. Парафазия) лежат нейродинамические нарушения, возникающие в пораженной коре левого полушария мозга (у правшей), что приводит к нарушению следовой деятельности и к актуализации вместо нужного слова других, относящихся к тому же смысловому полю.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Сообщение психологический словарь » Ср дек 09, 2009 8:27 am

Вербальные и невербальные методы групповой психотерапии — деление методов с учетом преобладающего вида коммуникации. Вербальные методы (групповая дискуссия, психодрама, др.) базируются на вербальной коммуникации и направлены преимущественно на анализ вербального материала. Невербальные методы (психогимнастика, проективный рисунок, музыкотерапия, др.) опираются на невербальную активность, невербальную коммуникацию и концентрируются на анализе невербальной продукции. В связи с развитием психотерапевтических направлений, основывающихся прежде всего на непосредственных эмоциональных переживаниях, наметилось частичное отождествление термина "вербальный" с терминами "рациональный", "познавательный", "когнитивный" и противопоставление трех последних понятиям "невербальный", "эмоциональный", "опытный" (в смысле опыта непосредственного переживания). Подобное разграничение В. и н. м. г. п. носит в значительной степени условный характер и целесообразно лишь с точки зрения преобладающего типа коммуникации. Каждый психотерапевтический метод в рамках групповой психотерапии, вне зависимости от того, вербальный он или невербальный, может затрагивать и когнитивную, и эмоциональную, и поведенческую сферы пациента.

Г. Л. Исурина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Атех, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Грим, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Феликс, на лошади весёлой