В

ВСТАВОЧНЫЕ НЕЙРОНЫ (ИНТЕРНЕЙРОНЫ)

Сообщение психологический словарь » Вт окт 19, 2010 11:06 pm

Вставочные нейроны (интернейроны) — клетки ЦНС, которые осуществляют связь между пирамидными нейронами. Это мелкие короткоаксонные нейроны, выполняющие роль возбуждающих и тормозных В. н. Они имеют синаптические контакты только с другими нейронами и представляют довольно разнородную группу клеток. Различные группы В. н. отличаются друг от друга размерами, характером дендритных ветвлений, аксональными проекциями и функциональными свойствами. По форме различают веретенообразные, звездчатые, корзинчатые В. н. Следовая гиперполяризация в большинстве разновидностей В. н. выражена незначительно, поэтому они способны к генерации высокочастотной импульсивной активности. В. н. обеспечивают сложное взаимодействие нейронов и реверберацию возбуждения по нервным цепям.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Сообщение психологический словарь » Чт окт 21, 2010 10:01 am

Вторая сигнальная система — присущая только человеку система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений. Термин предложен И.П. Павловым. В. с. с. сформировалась в процессе общения людей, объединенных совместной трудовой деятельностью, как средство передачи своих знаний другим членам сообщества.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВУДВОРТС

Сообщение психологический словарь » Пт окт 22, 2010 12:32 am

ВУДВОРТС (Woodworth) Роберт С. (1869—1962) — американский психолог, "отец американской психологии", представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Образование получил в ун-те Амхерста (бакалавр, 1891) и Гарвардском ун-те, где он учился с Уильямом Джеймсом и Дж. Ройсом (бакалавр, 1896; магистр, 1897). В 1899 г. в Колумбийском ун-те под руководством Дж.М. Кеттела защищает докт. дис.


Профессиональную деятельность начал в качестве профессора Нью-Йоркского ун-та (1903). Президент АРА (1914), президент Психологической корпорации (1929). Награжден золотой медалью APF (1956). Занимал многочисленные консультационные должности, был ред. "Archives of Psychology" (1906—1945). Профессиональные интересы В. были чрезвычайно разнообразны и связаны с экспериментальной психологией, общей психологией, историей психологии, психологией личности и социальной психологией, психофизиологией и сравнительной психологией.


После непродолжительной работы в больницах Нью-Йорка, где он изучал физиологию, и работы под руководством Ч.С. Шеррингтона в Ливерпульском ун-те Англии, В. возвращается в США, в Колумбийский университет (1903 г.), где проработает вплоть до своей отставки в 1942 г. Первое влиятельное исследование В. по проблеме "переноса" в обучении было осуществлено совместно с Е.Л. Торндайком в 1901 г. и опубликовано в журнале "Psychological Review" № 8. В работе доказывалось, что тренировка одной функции мало влияет на другую. Это помогло опровергнуть "доктрину формальных дисциплин в образовании". Другой важной работой В. было исследование, основанное на антропометрических исследованиях 1100 человек, принадлежащих к различным расам (1904 г.,


Международная выставка в Сент-Луисе). В. показал, что различия внутри популяции гораздо значительнее, чем различия между расами. Для того времени это было революционное утверждение.

В 1918 г. В. публикует книгу "Dynamic Psychology", в которой развивает идеи о принципиальной важности динамики мотивов в организации поведения и популяризирует введенный им термин "динамическая психология". Считая исходную формулу бихевиоризма "стимул-реакция" неполной, В. включает в нее в качестве опосредствующего звена такую детерминанту, как организм, с присущими ему мотивационными параметрами ("стимул — организм — реакция). Он выдвинул гипотезу о том, что формирующиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов, обусловивших их формирование.


В дальнейшем это положение было взято на вооружение Гордоном Олпортом в его теории мотивов. Результатом преподавательской деятельности В. был учебник "Psychology" (1921), выдержавший пять переизданий (посл. в 1947), и "Experimental Psychology" (совм. с H. Schlosberg, 1938, 1954), ставшая для нескольких поколений студентов главным учебным пособием по экспериментальной психологии. Одним из первых исторических обзоров психологии стала книга В. "Contemporary Schools of Psychology" (1931, 1948, 1964). В ней он, в частности, излагает свою методологическую позицию умеренности и эклектизма и критикует "узкие и жесткие" методики Э.Б.


Титченера и Дж.Б. Уотсона. Обобщение идеи В. получили в последнем крупном издании "Dynamics of Behavior" (1958). В рус. пер. изданы: "Экспериментальная психология", М., 1950; Тексты: "Подкрепленное восприятие"; "Зрительное восприятие глубины" / "Хрестоматия по ощущению и восприятию", М., МГУ, 1975; "Решение проблем животными"; "Этапы творческого мышления" / "Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления", М., МГУ, 1981.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Сообщение психологический словарь » Сб окт 23, 2010 4:44 pm

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (лат. vulgaris — упрощенный) — понятие, введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала — середины 19 в. К.Фохта (1817—1895, автора "Физиологических писем" — 1845—1847); Я.Молешотта (1822—1893, автора "Круговорота жизни"); Л


.Бюхнера (1824—1899, автора работ "Сила и материя", переиздававшейся более 20 раз, "Природа и дух", "Природа и наука").


Течение западно-европейской философии, представленное данными философами, возникло под влиянием впечатляющих успехов естествознания в 19 в.


Универсальность закона сохранения материи и закона превращения энергии; возможность перенесения объяснительной схемы дарвиновского принципа эволюции на область социальных явлений; активные исследования мозга, физиологии органов чувств, высшей нервной деятельности были использованы в качестве аргументов против натурфилософии в целом и немецкой трансцендентально-критической философии, в частности. В.М. присущи биологизм, натурализм и эмпиризм при объяснении социальной жизни — классовых различий, особенностей истории народов и т.д.; эмпиризм в гносеологии, понимании природы теории; отрицание научного статуса философии; противопоставление философии и естествознания. Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что соответствующая аргументация использовалась представителями В.М. в ходе полемик упрощенно.

Отмечая в дискуссии с Вагнером, что "мысли находятся в тех же отношениях к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам", Фогт имел в виду наличие связи органа и его продукта, о характере же последнего — духовном или вещественном — речь не идет. (Вагнер отстаивал примитивную точку зрения, согласно которой психическое — не функция мозга, а самостоятельная субстанция, которая после смерти тела молниеносно перемещается в иное место мира, а впоследствии способна возвращаться обратно и воплощаться в новом теле.) Бюхнер при этом подчеркивал: "Даже при самом беспристрастном рассуждении мы не в состоянии найти аналогии и действительного сходства между отделениями желчи и мочи и процессом, производящим мысль в мозгу. Моча и желчь осязаемые, весомые, видимые и, сверх того, отбрасываемые и отпадающие вещества, выделяемые телом, мысль же или мышление, напротив того, не отделение, не отпадающее вещество, а деятельность или отправление известным образом скомбинированных в мозге веществ или их соединений...


Вследствие этого ум или мысль не сама материя. Мозг не вырабатывает никакого вещества, подобно печени и почкам, но производит лишь деятельность, являющуюся высшим плодом и расцветом всяческой земной организации".


По мысли Бюхнера, в неудачном сравнении Фогта содержится правильная главная мысль: "Как не существует желчи без печени, точно так же нет и мысли без мозга; психическая деятельность есть функция или отправление мозговой субстанции". В.М. не сложился в целостную философскую традицию, однако, наряду с социал-дарвинизмом, позитивизмом и др. течениями философии середины 19 в. способствовал изменению духовной и интеллектуальной атмосферы Западной Европы.

С одной стороны, традиция редукции сложных психических процессов к физиологическим проявлениям работы мозга, отрицание идеальной, регулятивной, социальной природы сознания получила продолжение в конце 19—20 вв. Традиция была продолжена в принципе радикального монизма в "научном материализме" (Дж. Смит, Д.


Армстронг), в принципе физикализма в позитивизме и постпозитивизме, в современных вариантах теософских воззрений, биополевых концепциях сознания и др. С другой, — имела продолжение и идея Бюхнера о том, что "... одностороннее подчеркивание формы... так же предосудительно, как одностороннее подчеркивание материи. Первое ведет к идеализму, последнее — к материализму..." вкупе с мыслью, согласно которой адекватное уразумение вещей ведет "к общему монистическому миросозерцанию". Прямая установка на фундирование философии естествознанием не была забыта в ряде интеллектуальных течений 20 в.

И.А. Медведева, А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВУНДТ

Сообщение психологический словарь » Вт окт 26, 2010 9:40 am

ВУНДТ (Wundt) Вильгельм Маркс (1832—1920) — немецкий психолог, физиолог, философ. Основатель экспериментальной психологии. После окончания медицинского фак-та (Тюбинген) изучал физиологию в Берлине с И.


Мюллером и Д. Раймондом. В 1856 г. в Гейдельберге защитил докт. дис. по философии и занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге (1875), В. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную в институт. Занимаясь физиологией, В. пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, В. выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в "Лекциях о душе человека и животных" (1863). План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение "психологии народов", т. е. психологических аспектов культуры — языка, мифа, нравов различных народов и т. п. Следуя этому замыслу, В. первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о "непосредственном опыте". Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых были разработаны физиологией (преимущественно физиологией органов чувств — зрения, слуха и др.).


Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. В. использовал также достижения двух других новых разделов знания — психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого особого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

Кроме того, к тому времени английским ученым Гальтоном была предпринята попытка экспериментально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека слово, как особый раздражитель.


Оказалось, что на одно и то же слово человек, которому его предъявляют, отвечает самыми различными реакциями, притом не только словесными, но и образными. Это побудило его заняться классификацией реакций, подсчетом их количества, времени, которое протекает от предъявления слова до реакции на него и т. п. И в этом случае применялись количественные методы. Объединив все эти методы, уточнив их, В. показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге " Основы физиологической психологии", ставшей первым главным трудом, по которому обучались не только у самого В., но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине — экспериментальной психологии, — отцом которой стали в дальнейшем называть В. Задача психологии, как и всех других наук, состоит, по В., в том, чтобы а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи. Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем интроспекции. Ее не следует смешивать с обычным самонаблюдением.


Интроспекция — особая процедура, которая требует специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания. Она состоит из элементарных, далее неразложимых "нитей составных частей". Им присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность.


>К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе В., каждое чувство имеет три измерения: а) удовольствия — неудовольствия, б) напряженности — расслабленности, в) возбужденности — успокоения. Простые чувства, как психические элементы, варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были использованы также объективные показатели об изменении физиологических состояниях человека при эмоциях. Стремясь отстоять самостоятельность психологии, В. доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой "психической причинности". В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии.


Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой источник и они, соответственно, требуют других законов, к которым В. относил: принципы творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов, например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив). Теоретические воззрения В. стали предметом критики и к концу столетия большинством психологов были отвергнуты. Его главный просчет усматривался в том, что сознание, как предмет психологии, трактовалось им, исходя из постулата о том, что только сам субъект способен сообщить о своем внутреннем мире, благодаря интроспекции ("внутреннему зрению"). Тем самым утверждалось всесилие субъективного метода.


Задача науки усматривалась в изощрении этого метода путем использования специальных экспериментальных приборов. Попытка найти собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук, обернулось мнением о замкнутом в себе сознании. В. справедливо считал, что психология не вправе была бы претендовать на самостоятельное научное значение, если бы она не изучала и не открывала особые причинные факторы, которые определяют динамику ее процессов.


>Но его воззрение на психическую причинность свелось к версии о том, что регулярное и законообразное течение психических процессов детерминировано ими же самими. Зависимость сознания от внешних объектов, обусловленность психики деятельностью головного мозга, включенность психической жизни индивида в мир социальных связей между людьми — все это устранялось из сферы научного анализа. К тому же, вслед за философом А. Шопенгауэром, В. утверждал, что первичной абсолютной силой человеческого бытия является воля, на которую возлагалось объединение всех элементов сознания в целостность по закону "творческого синтеза". Тем самым, отведя воле роль главенствующего начала в структуре сознания, В. стал на позиции волюнтаризма — философской концепции, которая бессильна дать причинное объяснение динамики психической жизни и поступков человека, поскольку все, что ни происходит в этой жизни, сводит к особой произвольной силе, для действий которой нет закона.


Интроспекционизм в сочетании с волюнтаризмом, отличавшие вундтовскую систему, сделали ее объектом жесткой критики со стороны многих психологов, в том числе тех, кто осваивал в его школе экспериментальные методы. Широкое применение этих методов обогатило знание о психике, укрепило научную репутацию науки о ней. Но теоретическая линия В. оказалась тупиковой. В дальнейшем, оставив эксперимент, В. занялся философией и разработкой еще в юности задуманной им "второй ветви" психологии, посвященной психическому аспекту создания культуры, автором которой являются различные народы. Он пишет десятитомную "Психологию народов", отличающуюся большим обилием материала по этнографии, истории языка, антропологии и др. В. руководила идея, согласно которой экспериментальному изучению подлежат только элементарные психические процессы (ощущения, простейшие чувства). Что же касается более сложных форм психической жизни, то здесь эксперимент со всеми его преимуществами, доказанными прогрессом науки, согласно В. непригоден.

Это убеждение В. было развеяно дальнейшими событиями в психологии.


Уже его ближайшие ученики доказали, что такие сложнейшие процессы как мышление и воля также открыты для экспериментального анализа, как и самые элементарные. От В. принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины. Он создал крупнейшую в истории этой науки школу, пройдя которую молодые исследователи из разных стран, вернувшись на родину, организовали лаборатории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания, достойно приобретшей самостоятельность.


Он сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями. Автор трудов (в рус. пер.): "Основания физиологической психологии", т. 1—2, СПб., 1880—1881; "Лекции о душе человека и животных", СПб., 1894; "Система философии", СПб., 1902; "Введение в философию", 2001; "Очерки психологии", М., 1912; "Введение в психологию", М., 1912, 2002; "Естествознание и психология", СПб., 1914; "Психология народов", М., 2002; "История религии: от слова к вере. Миф и религия", М., 2002.

А.И. Липкина, М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫБОРКА

Сообщение психологический словарь » Ср окт 27, 2010 8:18 pm

ВЫБОРКА - см. ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫБОРКА ДОСТУПНАЯ

Сообщение психологический словарь » Пт окт 29, 2010 1:36 am

ВЫБОРКА ДОСТУПНАЯ - метод формирования выборочной совокупности (см.), заключающийся в том, чтобы опросить любых представителей генеральной совокупности (см.). В.Д. заведомо не являются репрезентативными, но требуют минимальных затрат. В отдельных случаях, когда генеральная совокупность отличается очень высокой степенью однородности, как, например, некоторые маргинальные группы в исследованиях девиантного поведения, результаты исследования могут оказаться приемлемыми. В.Д. применяются также в случаях, когда репрезентативность не является обязательным требованием (например, в пилотажных исследованиях), при невозможности получить репрезентативную основу выборки (см. Выборки основа) или при отсутствии средств на построение репрезентативной выборки (см. Выборки репрезентативность). Наиболее часто используются в исследованиях аудитории СМИ (см.) непосредственно через СМИ, с помощью публикуемых в печатных СМИ анкет (см.), интерактивных опросов по радио, телевидению, в Интернете и т.п.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫБОРКА КВОТНАЯ

Сообщение психологический словарь » Сб окт 30, 2010 12:30 pm

ВЫБОРКА КВОТНАЯ - метод нестатистического формирования выборки (см.), в основе которого лежит статистическая информация о генеральной совокупности (см.). В.К. является частным случаем выборки стратифицированной (см.): генеральная совокупность разделяется на части по некоторым "контролируемым" показателям, объем выборки делится между выделенными частями пропорционально их объему - образуются квоты. Специфика В.К. состоит в том что, во-первых, расслоение обычно проводится одновременно по нескольким критериям и, во-вторых, в пределах сформированных квот интервьюер может выбирать своих респондентов более или менее произвольно. Чаще всего квоты формируются на основе социально-демографических показателей, таких как размер населенного пункта, пол, возраст, образование и т.п. В советский период, когда по организационным причинам предпочтение отдавалось производственным выборкам (см. Выборки основа), квоты нередко формировались на основе профессиональных групп.

В социологической литературе имеются ссылки (Э. Ноэль, У. Кокрен и др.) на специальные методологические исследования, согласно которым качество данных, полученных по В.К., не значительно уступает качеству данных, собранных с использованием случайных выборок (см. Выборка случайная). Отмечается, что В.К. позволяют получить приемлемые результаты в исследованиях общественного мнения (см.), ценностей, мотивов и т.п., однако их не рекомендуется использовать в исследованиях социальной стратификации (см.) и социальной мобильности (см.).

В.К. весьма популярна среди социологов благодаря своей простоте и низкой стоимости реализации по сравнению со случайными выборками. Основным недостатком квотного отбора является принципиальная невозможность использовать формальные статистические средства для оценивания ошибки выборки и подтверждения репрезентативности собранных данных.

Иногда В.К. используется совместно с выборкой маршрутной (см.). Тем самым отбор респондентов рандомизируется (см. Рандомизация), и репрезентативность исследования повышается.

Квоты применяются также в исследованиях со смешанными целями, когда надо, например, репрезентативно представить как генеральную совокупность в целом, так и составляющие ее социальные группы (см.), в том числе малочисленные. Малочисленным группам присваивают завышенные квоты, которые обеспечивают репрезентативность полученных для них результатов.


В этом случае при получении обобщенных характеристик всей выборки и генеральной совокупности, выборка должна быть взвешена для восстановления нарушенных пропорций (см. Выборки взвешивание). Если в таком исследовании респондентов отбирают с использованием случайных процедур, полученная выборка является не квотной, а случайной стратифицированной.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫБОРКА КЛАСТЕРНАЯ (ГНЕЗДОВАЯ)

Сообщение психологический словарь » Вс окт 31, 2010 1:55 pm

ВЫБОРКА КЛАСТЕРНАЯ (ГНЕЗДОВАЯ) - метод извлечения выборки (см.), основанный на предварительном разделении генеральной совокупности (см.) на относительно компактные структурные части (кластеры, гнезда). Главным требованием является более широкая вариация основных изучаемых показателей внутри кластера по сравнению с их вариацией между кластерами [в отличие от выборки стратифицированной (см.), цель которой - выделение страт, в которых вариация основных показателей была бы минимальной].

В.К. может осуществляться в несколько этапов. На первом этапе основа выборки представляет собой полный список кластеров; из этого списка тем или иным способом извлекается выборка кластеров. Далее в исследовании участвуют только выбранные кластеры. Они, в свою очередь, могут обследоваться полностью или выборочно. Если отобранные кластеры обследуются полностью, мы получаем выборку серийную (см.).


Примером серийной выборки является опрос студентов целыми академическими группами, когда на первом этапе отбираются группы, а на втором - опрашиваются все студенты из отобранных групп. Если отобранные кластеры обследуются выборочно, выборка является двухступенчатой или многоступенчатой. Примером двухступенчатой выборки является исследование населения, на первом этапе которого в качестве кластеров отбираются отдельные населенные пункты; на втором - в каждом из отобранных населенных пунктов извлекается простая случайная выборка его жителей (в качестве основы выборки могут использоваться, например, данные адресного стола). Для многоступенчатой выборки процесс кластеризации может продолжаться "вглубь", посредством разделения отобранных кластеров на все более мелкие.


>Если на всех этапах В.К. применяются процедуры случайного (простого или стратифицированного) отбора либо сплошное обследование всех объектов, составляющих кластер, выборка называется случайной кластерной. Существуют две основные стратегии, обеспечивающие при кластерном отборе всем элементам из генеральной совокупности одинаковую вероятность попадания в выборку. Согласно первой из них, кластеры отбирают из списка с равными вероятностями; затем предполагаемый объем выборки делят между выбранными кластерами пропорционально их размеру. При использовании второй стратегии, кластеры отбирают с вероятностями, пропорциональными их размеру, предполагаемый объем выборки делится между отобранными кластерами в равных частях.

Главным преимуществом В.К. является минимизация трудовых и финансовых затрат; недостатком - более высокая ошибка выборки по сравнению с простым или стратифицированным случайным отбором.


Ошибка выборки тем выше, чем больше средний размер кластера и, соответственно, меньше число обследуемых кластеров. Кластерный отбор рекомендуется применять:

1) если основа выборки не может быть получена для всей генеральной совокупности, но может быть получена для ее отдельных структурных частей;

2) если простой или расслоенный случайный отбор становится неприемлемо дорогостоящим, например, из-за того, что генеральная совокупность рассеяна по слишком большой территории.

В некоторых случаях отбор кластеров производится нестатистическими методами. Например, целевым образом выбираются населенные пункты, в которых проживают интервьюеры. В этом случае выборка не будет случайной (даже если в населенных пунктах производится случайный отбор), и статистическое оценивание ошибки выборки не будет корректным.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫБОРКА МАРШРУТНАЯ

Сообщение психологический словарь » Вт ноя 02, 2010 10:45 am

ВЫБОРКА МАРШРУТНАЯ - процедура рандомизации (см.), аналог выборки случайной (см.) или выборки систематической (см.), позволяет построить случайную выборку территориальную (см.) в условиях отсутствия основы выборки, при ограниченных материальных и временных ресурсах. Применяется в отдельных населенных пунктах или на избирательных участках, а также на последних ступенях многоступенчатой выборки. Единицей отбора при осуществлении В.М. является жилое помещение, семья или домохозяйство (группа лиц, ведущих общий бюджет).

Метод В.М. заключается в том, что интервьюер следует в населенном пункте предписанному маршруту, отбирая жилые помещения (дома, квартиры) по заданной схеме.


Выбор маршрута и схемы отбора зависит, главным образом, от размера населенного пункта и типа застройки. В сельских населенных пунктах и малых городах с однородной застройкой маршрут может начинаться от одного из общественных зданий (исполкома, магазина, библиотеки, кинотеатра) или просто с одного из концов улицы.

В больших и средних городах необходимо обеспечить равную вероятность попадания в выборку жителям районов города с разным типом застройки. Для решения этой задачи применяются две альтернативные стратегии. Первая предполагает расслоение территории города по "функционально-застроечному" критерию - выделение административно-культурного центра, промышленной зоны, "спальных" районов, "частного сектора" и т.п. В выделенных зонах и секторах случайным образом отбираются улицы, на которых и осуществляется опрос.


Недостаток этого подхода заключается в сложности и некоторой субъективности самой стратификации, а также в сложности получения информации о жилых помещениях, необходимой для распределения В.М. по стратам.

Вторая стратегия заключается в построении кластерной выборки с использованием жилищно-эксплуатационных участков (ЖЭУ) и т.п. в качестве кластеров. Преимущества этого подхода очевидны.


ЖЭУ равномерно размещены на территории города и сравнимы друг с другом по размеру (количеству жилых помещений), в них имеется наиболее достоверная информация обо всех находящихся на соответствующей территории жилых помещениях и проживающих в них людях. С точки зрения определения кластеров, ЖЭУ недостаточно однородны, тип застройки в них может радикальным образом отличаться, но этот недостаток отчасти компенсируется их относительно небольшими размерами, способствующими повышению точности исследования.


Номера ЖЭУ обычно коррелируют с возрастом застройки, поэтому можно предположить, что систематическая выборка ЖЭУ по номерам обеспечит представительство всех типов застройки. В небольших городах ЖЭУ могут служить в качестве критерия расслоения жилых помещений. Если для построения выборки используются ЖЭУ, маршруты опроса могут начинаться прямо от них. Аналогичным образом могут использоваться почтовые отделения, избирательные участки и т.п.

При отборе улиц можно руководствоваться одним из следующих принципов: 1) выбирать в каждой зоне "типические" улицы, с характерными типами застройки; 2) составить полный список улиц и извлечь из него случайную или систематическую выборку; 3) выбирать улицы случайным образом, например, улицы, в названии которых одновременно встречаются две заранее заданные буквы.

При отборе домов и квартир также можно использовать систематическую выборку (например, каждое седьмое жилое помещение), или случайный отбор (например, дома и квартиры, в номерах которых встречается цифра "3").

Отдельную методическую проблему составляет отбор респондента в семье.


После того как жилое помещение выбрано, необходимо определить, кого из членов семьи следует проинтервьюировать. Это можно делать с помощью процедур рандомизации либо методом выборки квотной (см.).

"Случайный" отбор респондента достигается применением специальных процедур, таких, например, как выбор члена семьи, день рождения которого наиболее близок к дате опроса, или отбор методом Киша на основании списка членов семьи, упорядоченного по полу и возрасту.

В.М. нередко применяется также в сочетании с методом квот: интервьюер определяет, есть ли среди членов семьи удовлетворяющие условиям квот, и если таковых не находится, продолжает движение по маршруту.

Сочетание методов В.М. и квотной выборки позволяет в значительной мере компенсировать недостатки каждого из них. Применение метода квот не требует составления списка членов семьи и тем самым создает у респондента большую уверенность в анонимности опроса, что, в конечном счете, снижает количество отказов от участия в исследовании. Следование заданному маршруту препятствует субъективному отбору респондентов, характерному для квотного метода.


Главным недостатком В.М. является неконтролируемая возможность систематической ошибки. Поскольку квоты по полу, возрасту, образованию и другим важным признакам, в любом случае, будут выполнены, постольку оценить мнение тех, кто отказался отвечать, не представляется возможным. Ошибка В.М. не может быть оценена статистически.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫБОРКА МЕТОДОМ ОСНОВНОГО МАССИВА

Сообщение психологический словарь » Ср ноя 03, 2010 4:03 pm

ВЫБОРКА МЕТОДОМ ОСНОВНОГО МАССИВА - частный случай сплошного обследования относительно небольшой генеральной совокупности (см.) (см. также Дизайн социологического исследования). Такая выборка представляет собой доступную для исследования часть генеральной совокупности при условии, что оставшаяся часть относительно не велика по объему и не отличается от обследованной части по критериям, важным с точки зрения целей исследования. Если это условие выполняется, выборка считается репрезентативной, хотя статистическими методами ее репрезентативность подтвердить нельзя.


Таким образом, обоснование репрезентативности В.М.О.М. заключается в доказательстве того, что необследованная часть генеральной совокупности по своим характеристикам, важным с точки зрения целей исследования, не является специфичной. Как правило, для такого доказательства необходима репрезентативная основа выборки (см. Выборки основа).

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫБОРКА МЕТОДОМ СНЕЖНОГО КОМА

Сообщение психологический словарь » Чт ноя 04, 2010 10:05 pm

ВЫБОРКА МЕТОДОМ СНЕЖНОГО КОМА - частный случай выборки методом основного массива (см.). Применяется к относительно небольшим генеральным совокупностям (см.), специфика которых состоит в том, что, во-первых, их члены знают друг друга и, во-вторых, для них трудно получить репрезентативную выборки основу (см.). Такими являются, например, генеральные совокупности коллекционеров, экспертов по узкой проблеме, представителей редких высококвалифицированных профессий и т.п. В.М.С.К. заключается в том, что каждого вновь найденного члена генеральной совокупности спрашивают, кого еще из ее членов он знает. Основа выборки в виде списка формируется "по цепочке". Процедуру можно считать законченной, когда новые фамилии перестают появляться. Полученную В.М.С.К. можно считать репрезентативной в том смысле, что в нее включены все более или менее известные представители генеральной совокупности.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫБОРКА МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ

Сообщение психологический словарь » Вс ноя 07, 2010 3:00 pm

ВЫБОРКА МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ - частный случай выборки кластерной (см.), метод отбора, при котором на каждой, кроме последней, ступени построения выборки объекты группируются в некоторые структурные единицы (кластеры), среди которых и производится отбор. На последней ступени выборки кластеры, прошедшие все этапы отбора, обследуются полностью или выборочно.

При построении В.М. применяются термины "единица отбора" и "единица наблюдения". Единицами наблюдения являются объекты, составляющие генеральную совокупность (являющиеся ее элементами), часть из которых и должна быть, в конце концов, обследована, например, люди. Непосредственный отбор единиц наблюдения производится только на последней ступени В.М. На всех предшествующих ступенях производится отбор кластеров, которые объединяют некоторое количество единиц наблюдения, но сами являются только единицами отбора (в англоязычной литературе по отношению к человеческим генеральным совокупностям иногда применяется термин "выборочная точка" - sampling point).

В.М. рекомендуется применять:

1) если генеральная совокупность велика и имеет сложную многоуровневую структуру;

2) если средства на исследование ограничены;

3) если в разных частях генеральной совокупности целесообразно применять различные методы отбора.


>Полное описание В.М. включает количество ступеней, критерии расслоения/кластеризации и методы отбора, применяемые на каждой ступени, например, В.М. часто используются в исследованиях населения. В частности, при национальном опросе общественного мнения на первом этапе может производиться расслоенный случайный отбор населенных пунктов (расслоение по статусу - столица/другие города /село, а городских населенных пунктов также по размеру - большие/средние/малые). Причем на отбор сельских населенных пунктов может быть наложено дополнительное ограничение, например, они должны выбираться в тех же административных районах, где расположены попавшие в выборку города (это делается для сокращения расходов на исследование). В столице, больших и средних городах на второй ступени выборки может быть произведен простой случайный отбор улиц (домов), на третьем - отбор квартир (по маршрутной выборке), на четвертом - отбор респондента в семье. В малых городах и сельских населенных пунктах может проводиться случайный отбор респондентам по домовым книгам, хранящимся в городских и сельских Советах.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫБОРКА ОБУЧАЮЩАЯ

Сообщение психологический словарь » Пн ноя 08, 2010 8:19 pm

ВЫБОРКА ОБУЧАЮЩАЯ - набор объектов, для каждого из которых априорно известно, к которому из нескольких классов он принадлежит. Применяется в задачах классификации с обучением (см. Анализ многомерный статистический), например, при решении их методами анализа дискриминантного (см.) или анализа кластерного (см.). В рамках В.О. должны быть представлены все классы, являющие собой объект интереса для исследования.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВЫБОРКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

Сообщение психологический словарь » Вт ноя 09, 2010 4:25 pm

ВЫБОРКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ - см. ВЫБОРКИ ОСНОВА.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Алекс7777 (Бальзак), Exabot [Bot], GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Istanaro, Kарина, Kroшka, Start_error, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Пономарь, Феликс