В • Психология и соционика

В

ВОСПРИЯТИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт авг 20, 2010 8:39 am

ВОСПРИЯТИЕ — в рамках теории отражения — процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны органов чувств. В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений. В. как целостный образ вещи включает в сферу своего осознания такие стороны чувственного, явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего предметность, целостность, пространственные и временные характеристики. Физиологической основой В. является условно-рефлекторный процесс, представляющий собой анализ и синтез комплексных раздражителей и отношений между ними. Процесс В. предполагает обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков и их синтез. В. как вид познания предполагает осмысление, истолкование сенсорных данных. В. составляет первоначальный источник сведений об окружающей действительности. В. человека развивается в процессе его активного практического воздействия на внешний мир, имеет сознательный характер: человек воспринимает предметы, в возникновении и преобразовании которых он принимает непосредственное участие. В. человека отражает мир с помощью специальных приборов, значительно расширяющих сферу воспринимаемых явлений. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и др. В. Различают также В., адекватное реальности, и иллюзии. Важным условием адекватности В. является его включение в активную практическую деятельность. В. может быть преднамеренным, связанным с постановкой определенной задачи. В данном случае В. выступает как познавательная рецептивная деятельность. Непреднамеренное В. выступает как компонент какой-либо другой деятельности. Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность и категориальность. Важной особенностью В. является его зависимость от прошлого опыта, знаний и индивидуально-психологических различий людей.

Т.В. Самущик

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс авг 22, 2010 10:04 am

Восприятие движения — процесс психического отражения изменения пространственных свойств и отношений среды и самого наблюдателя. В. д. может происходить непосредственно, чувственно — в виде ощущения движения, и опосредованно — на основе умозаключения о том, что объект движется, так как в разные моменты времени он занимает разные пространственные позиции. В непосредственном В. д. различают восприятие действительного движения, когда движущимся воспринимается реально движущийся объект, и восприятие иллюзорного (кажущегося) движения, которое возникает в определенных условиях при наблюдении реально неподвижных объектов (иллюзорного движения феномены). Наиболее изученным является зрительное В. д. объектов во фронтальной плоскости.

Экспериментально установлено, что его пороги колеблются в широком диапазоне от 1—2 ́/с до 90 о/с (и более) и зависят от самых различных факторов: скорости и удаленности объекта, формы и величины, фона и экспозиции, задачи и самоинструкции и т. п. Кроме скоростного порога В. д. характеризуют порогом смещения, который составляет примерно 20 "при дневном освещении. (Ч.Х. Грэхем, 1963). К психофизическому направлению изучения В. д. тесно примыкает квазиматематическое, ориентирующееся на построение и экспериментальную проверку различных математических моделей В. д. Представители ассоциативной психологии объясняли В. д. как результат слияния элементарных дискретных ощущений местоположения объекта на сетчатке глаза, которые образуются вследствие перемещения сетчаточного изображения или прослеживания объекта с помощью собственных движений глаза или тела наблюдателя. Гештальтпсихологи, напротив, рассматривали В. д. как возникновение целостного переживания, образование которого обусловлено структурообразующими закономерностями гештальта. Большинство современных исследователей используют рациональные моменты обеих теорий В. д. и направляют свои усилия в основном на выявление источника информации (или стимула) о воспринимаемом движении. В качестве таковых рассматриваются сетчаточный сигнал о смещении изображения объекта, мышечный сигнал о собственном (прослеживающем) движении наблюдателя, реакция специализированных нейронов-детекторов (Л.И.


Леушина, 1978), изменение феноменальных характеристик объекта в зрительном поле и особенности перцептивной организации последнего (И. Рок, 1980). В методологическом отношении эти исследования построены на основе логического переноса физикального, механистического понимания движения (как изменения пространственного положения относительно некоторой системы отсчета) на процесс В. д. Это обусловлено включением в исходные основания понимания процесса В. д. таких его продуктов, как уже воспринятые "неподвижность", "движение", "форма", "фигура—фон" и т. п. Постулирование разных систем отсчета (другие объекты или сам наблюдатель) приводит к различению объектно- и субъектно-относительного видов В. д. Аналогично логическое обособление и взаимное противопоставление эмпирических данных о В. д. в разных условиях послужили основанием для возникновения двухканальной теории В. д. Попытки преодолеть физикальную отягощенность проблемы В. д., сделанные в рамках операциональных теорий восприятия (Ж. Пиаже, Дж. Гибсон, Б.М. Величковский и др.), при более глубоком анализе их исходных предпосылок обнаруживают, что и они тоже используют "продуктные" основания при постановке и решении проблемы В. д.

В.И. Панов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕКОМ ЧЕЛОВЕКА

Сообщение психологический словарь » Ср авг 25, 2010 8:19 am

Восприятие и оценка человеком человека — см. Восприятие межличностное.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖГРУППОВОЕ

Сообщение психологический словарь » Чт авг 26, 2010 1:37 pm


Восприятие межгрупповое — процессы социальной перцепции, в которых как субъектом, так и объектом восприятия выступают социальные группы. В. м. — взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов, групповой процесс, обладающий характерстиками, отличающими его от восприятия межличностного. Среди них выделяют такие структурные характеристики, как согласованность — высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужом сообществе и унифицированность — высокую степень распространения представлений о группе на ее отдельных членов, динамическую характеристику — большую устойчивость, ригидность и консервативность межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными, содержательную характеристику — более тесную связь когнитивных и эмоциональных моментов и бульшую оценочность, чем при восприятии межличностном. Указанные характеристики и особенности В. м. в концентрированном виде выражаются в ряде таких феноменов, как внутригрупповой фаворитизм, групповая каузальная атрибуция, социальная стереотипизация. Феномены В. м. детерминированы как реальными межгрупповыми отношениями, а шире — социальным контекстом, так и лежащими в их основе когнитивными процессами. Базовым когнитивным процессом, благодаря которому достигается упорядочивание социального окружения, является социальная категоризация или распределение людей по группам. Прежде всего речь идет о категоризации общностей, членом которых индивид себя воспринимает ("мы"), и тех, которые он не воспринимает своими ("они"). Социальная категоризация имеет важные для В. м. последствия: 1) члены одной группы воспринимаются как более похожие друг на друга, чем они есть на самом деле; 2) члены разных групп воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть на самом деле. Главная особенность социальной категоризации состоит в том, что межгрупповая дифференциация неразрывно связана с другим когнитивным процессом — групповой идентификацией.


>В реальной жизни нет такого "мы", которое явно или неявно не обособлялось бы от какого-либо "они". Два процесса неотделимы друг от друга, но в разных жизненных ситуациях один из них нередко давлеет над другим. Наиболее распространенным итогом межгрупповой дифференциации является внутригрупповой фаворитизм, выполняющий функцию поддержания позитивной групповой идентичности, однако нередки случаи и предпочтения чужой группы (внешнегрупповой фаворитизм). Явный внутригрупповой и внешнегрупповой фаворитизм можно представить в качестве двух полюсов некоего условного континуума, а каждый случай В. м. может быть охарактеризован с точки зрения степени приближения к одному из них.


Оба полюса континуума соответствуют дифференциации в форме противопоставления групп. Чем ближе к центру континуума, тем слабее выражено противопоставление, что может определяться как нарастанием интегративных процессов, так и тенденцией к содержательному сопоставлению групп.


При сопоставлении как форме дифференциации одна группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а вторая — в других. При подлинно паритетных отношениях между группами и равенстве их статусов в широком социуме может проявиться асимметрия при сравнении своей и чужой групп, но не в форме противопоставления в пользу своей группы, а в форме сопоставления, которое не исключает критичности к деятельности и качествам обеих общностей. Основными механизмами В. м., выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются социальная стереотипизация и групповая каузальная атрибуция. При противопоставлении явное предпочтение одной из групп проявляется в группоцентристских каузальных атрибуциях и полярных стереотипных образах двух общностей (как правило, позитивных автостереотипах и негативных гетеростереотипах).

Для сопоставления характерно построение: 1) взаимодополняющих образов, когда в стереотипы двух групп входят качества, принадлежащие к разным бинарным оппозициям, причем стереотипы могут быть амбивалентными, когда и своей, и чужой группе приписывают как позитивные, так и негативные качества; 2) каузальных атрибуций в соответствии с взаимодополняющими образами, что приводит к тенденции объяснять как позитивное, так и негативное поведение членов своей и чужой групп внутренними стереотипно-личностными причинами. На современном этапе общественного развития именно сопоставление групп, принятие и признание различий можно считать наиболее приемлемой и конструктивной формой В. м. не только во взаимоотношениях малых групп, но и при взаимодействии государств, культур и народов.

Т.Г. Стефаненко, В.С. Агеев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

Сообщение психологический словарь » Вс авг 29, 2010 10:11 am

Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности "достраивания" образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению В. м. Важной особенностью В. м. является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т.д.). Исследование роли совместной деятельности в В. м., являясь одной из центральных теоретических проблем в этой области социально-психологического знания, определяет экспериментальную программу его изучения. Важнейшие из изученных механизмов В. м. следующие: 1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) социально-психологическая рефлексия — понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия — понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др. Предпринимаются попытки вычленить некоторые более универсальные механизмы В. м., которые обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор, ограничение и т.п. информации, что является необходимым условием любого перцептивного (см. Восприятие) процесса, в том числе процессов В. м. На открытие таких универсальных механизмов претендовали когнитивного диссонанса теория, имплицитная теория личности. Однако ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ

Сообщение психологический словарь » Пн авг 30, 2010 4:34 pm

Восприятие речи (в психолингвистике) — система процессов информационной переработки текста, опосредующих его понимание. Эти процессы протекают параллельно на нескольких уровнях В. р., взаимодействуя друг с другом. Минимальной единицей осмысленного В. р. является слово; отождествление того или иного сегмента текста как слова влияет на эффективность восприятия составляющих его компонентов (звуков, букв). Однако, особенно при восприятии графического текста (т. е. чтении), в качестве оперативной единицы В. р. могут выступать и большие единицы: словосочетания или синтагмы, высказывания, абзацы (или другие содержательно завершенные фрагменты текста). При В. р. на содержательном уровне осуществляется вероятностное прогнозирование как семантического развертывания текста, так и грамматического (синтаксического или морфосинтаксического) структуры предложения или цепочки предложений.

В. р. имеет в качестве конечного результата создание образа содержания текста, зависящего не только от объективных характеристик этого текста, но и от психики воспринимающего текст человека и от той деятельности, в которую включены процессы В. р. в качестве ее ориентировочного звена. Психологическая стратегия процессов переработки текстовой информации при этом может быть различной. Так, при отождествлении отд. слова человек в зависимости от уровня помех и др. факторов может опираться (как на доминантный признак) на субъективную частотность слова, его грамматическую характеристику и т. п.; при содержат. восприятии текста он может, выделяя из текста различные опорные семантические компоненты, строить приближенные модели содержания фрагментов текста (т.н. просмотровое, или быстрое, чтение).

Процессы В. р. протекают лишь частично на уровне сознательного контроля, т. е. могут быть осознаны и отрефлектированы. Например, как правило, недоступны осознанию процессы выбора и синтезирования опорных элементов при "просмотровом" чтении; полностью бессознательно восприятие семантических "обертонов" содержания текста (или даже семантики отдельного слова), связанных с его фонетической формой (т. е. семантической "окраской" отдельных звуков и их сочетаний).

Процессы В. р. исследуются также под углом зрения психофизиологии, физиологии речи, экспериментальной и общей фонетики, компьютерной лингвистики и др.

А.А. Леонтьев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРИЯТИЕ СКАЗКИ

Сообщение психологический словарь » Ср сен 01, 2010 1:31 pm


Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка-дошкольника, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. В классической психологии В. с. выступает как уход ребенка от враждебности окружающего мира, социального давления, ограничений и запретов в мир фантазии, свободы и вымысла (К. Бюлер, В. Штерн), способов символического удовлетворения подавленных сексуальных тенденций (психоанализ), воображаемой реализации нереализуемых тенденций. В современной психологии В. с. рассматривается также как один из способов мифологического освоения мира, построения ценностно-смыслового поля, поиска путей разрешения конфликтов (Б.


Беттельхайм). Сказка, как художественно-литературная форма имеет особую композицию и структуру (В.Я. Пропп), организующие процесс восприятия ребенком сюжета и нравственно-смыслового содержания сказки.


Такие особенности сказки, как вымысел и фантастичность, создают семантическое поле сказки, обеспечивая дифференциацию ребенком знаков и значений, их отрыв от предметов, формируя внутренний план сознания ребенка. В. с. в дошкольном возрасте носит синкретический характер и осуществляется с опорой на игру, иллюстрацию, действие. Психологическим механизмом при этом выступает активное содействие (сначала в форме реального, а затем мысленного действия) и сопереживание герою сказки (А.В. Запорожец). Одной из линий развития В. с. является переход от непосредственного "наивного" соучастия ребенка в событиях сказки к эстетическому восприятию, в основе которого лежит последовательная децентрация ребенка, переход к более адекватному и полному восприятию фабулы и содержания сказки. Сказка, как и любое произведение искусства, обеспечивает переживание (катарсис) событий и поступков, выходящих за пределы непосредственного опыта ребенка, создавая условия для присвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта (А.В.


Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов).

О.А. Карабанова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРИЯТИЕ. ОНТОГЕНЕЗ

Сообщение психологический словарь » Сб сен 04, 2010 9:12 pm

Восприятие. Онтогенез — возрастная динамика нейрофизиологических механизмов, обусловливающих формирование процессов восприятия с возрастом. Гетерохронное созревание структур мозга, участвующих в реализации В., определяет очень существенные качественные преобразования его мозговой организации в процессе индивидуального развития ребенка. С момента рождения ребенка функционируют проекционные отделы коры.


Показано наличие локальных вызванных потенциалов (ВП), характеризующихся относительно простой формой и длительным латентным периодом. В течение первых месяцев жизни резко сокращается латентный период ВП, что обусловлено миэлинизацией зрительного нерва. Созревание аппарата вставочных нейронов и формирование нейронных ансамблей в зрительной проекционной коре приводит к усложнению структуры ВП. Наличие локальных ВП с момента рождения ребенка свидетельствует о возможности осуществления элементарного сенсорного анализа уже в период новорожденности.


Однако по образному определению И.М. Сеченова, новорожденный "видит, но видеть не умеет". Восприятие, создание образа предмета связано с функцией ассоциативных областей. По мере их созревания на первом году жизни они включаются в анализ и обработку поступающей информации.


Интенсивное развитие мозговых структур, обеспечивающих сенсорные процессы в младенческом возрасте, позволяет считать этот период сенситивным к формированию функции восприятия; в особенности это относится к зрительному восприятию. Это нашло отражение в экспериментальных исследованиях, выявивших зависимость созревания нейронного аппарата зрительной проекционной зоны от поступающей сенсорно-специфической для данных областей информации. Заднеассоциативные отделы коры, включаются в обработку сенсорной информации уже на ранних этапах развития, тем не менее они еще не выполняют своей специализированной функции в информационных процессах.

В детском возрасте до 3—4 лет включительно заднеассоциативные зоны дублируют функцию проекционной коры. Их вызванные ответы по форме, временным параметрам, реактивности соответствуют ответам проекционной зоны.


>Качественный скачок в формировании системы восприятия отмечен после 5 лет. С 6—7 лет заднеассоциативные зоны специализированно вовлекаются в процесс опознания сложных изображений, а в проекционной коре осуществляется более простой анализ, например выделение контура и контраста. На этом этапе развития существенно облегчается опознание сложных, ранее незнакомых предметов, сличение их с эталоном.


>В школьном возрасте система зрительного восприятия продолжает усложняться и совершенствоваться за счет структурно-функционального созревания переднеассоциативных областей. Эти области, ответственные за принятие решения, оценку значимости поступающей информации и организацию адекватного реагирования, обеспечивают формирование произвольного селективного восприятия. Существенные изменения избирательного реагирования с учетом значимости стимула отмечены к 10—11 годам. Недостаточность этого процесса в 7—8 лет обусловливает затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями. Продолжительность созревания нейронного аппарата переднеассоциативных областей коры в онтогенезе определяет совершенствование процесса восприятия на протяжении всего восходящего периода развития, включая подростковый возраст.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРИЯТИЕ. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт сен 07, 2010 6:50 pm

Восприятие. Структурно-функциональная организация — система мозговых структур, обеспечивающая анализ и обработку информации. На основе В. создаются образы внешнего мира, складывается индивидуальный опыт, формируется познавательная деятельность человека, его мышление и сознание. По современным представлениям восприятие является активным процессом и осуществляется как сложный системный акт, в который включаются различные взаимодействующие структуры мозга (подкорковые центры, проекционные и ассоциативные области коры), каждая из которых выполняет специализированную функцию.

Процесс восприятия начинается с анализа информации, поступающей от специализированных рецепторов по определенным каналам.


Специализированные рецепторы чувствительны к качественно различным видам внешних сигналов — к их модальности: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной. Воспринимаемая рецепторами специфическая энергия (световые, звуковые волны) преобразуется в последовательность нервных импульсов, передающихся по специфической афферентной системе в головной мозг. Блок передачи информации по специфическому пути от рецептора до коры больших полушарий — анализатор по И.П.


Павлову — осуществляет первичный анализ информации определенной модальности. Анализатор включает в себя рецептор, проводящие пути, подкорковые переключательные ядра и проекционную корковую зону.

Модально специфическая информация поступает к нейронам центральной нервной системы от определенных участков периферического отдела анализатора. Это так называемые рецептивные поля нейронов, которые способствуют пространственной организации сенсорных потоков.

Восприятие как психическая функция не ограничивается анализом сенсорной информации в сенсорно специфическом анализаторе.


Являясь активным процессом, восприятие включает ряд когнитивных операций — оценку стимула с точки зрения его значимости, опознание, классификацию и существенно зависит от задачи, стояще перед субъектом. Наиболее детально изучена система зрительного восприятия, и это особенно важно, т.к. у человека 90% информации поступает по зрительному каналу.

В системе восприятия особая роль принадлежит ассоциативным областям коры, которые осуществляют интеграцию признаков разной сенсорной модальности и на этой основе создают целостный образ внешнего мира. В рамках восприятия одной модальности они, благодаря связям с различными подкорковыми структурами и другими областями коры, участвуют в сличении наличной информации со следами в памяти, оценке значимости в соответствии с ведущей потребностью, опознании и классификации. Система двусторонних связей ассоциативных областей коры, в особенности лобных отделов с лимбическими и ретикулярными регуляторными структурами определяет высокую пластичность процесса восприятия и его адекватность текущей ситуации.

Существенную роль в выявлении структурно-функциональной организации восприятия сыграло использование электрофизиологических методик, в особенности метода регистрации вызванных потенциалов. Анализ топографии и параметров В. п. позволяет выявить как специфику участия различных областей коры в акте восприятия, так и лежащие в его основе механизмы.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРИЯТИЯ НАРУШЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Сообщение психологический словарь » Чт сен 09, 2010 4:31 pm

Восприятия нарушения времени — невозможность ориентироваться в коротких (секундах, минутах, часах) и/или длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени. В. н. в. наблюдаются в двух основных формах: 1) В. н. в., связанные с нарушениями сознания проявляющиеся в дезориентировке по времени (дня, недели, месяца, года), возникающие как при локальных поражениях мозга (лобных долей, глубоких подкорковых структур чаще правого полушария и др.), так и при психических заболеваниях, при различных психопатологических и нейропсихологических синдромах; часто сопровождаются нарушениями восприятия пространства; 2) В. н. в., имеющие более частный характер и проявляющиеся в невозможности правильно оценить относительно короткие интервалы времени (милисекунды, секунды, минуты); возникают при поражении височных отделов мозга в синдроме других расстройств в работе слухового анализатора (см. Агнозия). В. н. в. возможны также и при различных экстремальных состояниях: при стрессе, длительной сенсорной депривации, алкогольном опьянении и др.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРИЯТИЯ НАРУШЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА

Сообщение психологический словарь » Сб сен 11, 2010 11:21 pm

Восприятия нарушения пространства — трудности ориентировки во внешнем (зрительном, звуковом), внутреннем (кожно-кинестетическом) и символическом пространстве. В. н. п. возникают вследствие различных патологических состояний: при локальных поражениях мозга при психических заболеваниях, старческой деменции, химических отравлениях, искажении сензорных сигналов и др. Существуют различные формы В. н. п., а именно: 1) В. н. п., проявляющееся в виде трудностей ориентировки во внешнем зрительном пространстве, в лево-правых (чаще) и/или верхне-нижних зрительных координатах.

Эта форма известна как оптико-пространственная агнозия возникает при поражении теменно-затылочных отделов мозга (чаще правого полушария — у правшей), 2) В. н. п., проявляющемся в виде невозможности ориентироваться во внешнем звуковом пространстве, в трудностях определения направления и удаленности звукового сигнала; возникает при поражении различных уровней слуховой системы и нарушении бимануального слуха; 2) В. н. п., проявляющееся в трудностях ориентировки во внутреннем кожно-кинестетическом (телесном) пространстве, в виде нарушений схемы тела или соматоагнозии; одним из вариантов которой является пальцевая агнозия (трудности ориентировки в пальцах своей руки); возникает при поражении теменных отделов мозга (чаще правого полушария — у правшей); 4) В. н. п., протекающее на символическом (интеллектуальном, речевом) уровне в виде нарушений ориентировки в символическом пространстве (картах, схемах, чертежах и т. п.), затруднений в понимании грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, известных под названием "так называемая семантическая афазия", а также — в виде затруднений в счетных операциях, возникает при поражении теменно-затылочно-височного стыка (зоны ТРО) левого полушария — у правшей; 5) Одностороннее В. н. п., известное под названием односторонней пространственной агнозии, при которой различные пространственные нарушения наблюдаются лишь в одной части внешнего или внутреннего пространства (чаще — в левой); 6) В. н. п., связанное с нарушениями сознания, проявляющееся в дезориентировке в окружающем внешнем пространстве (месте нахождения); часто наблюдается одновременно с нарушением восприятия времени; наблюдается при различных психических заболеваниях: при галлюцинаторно-паранойяльном, перафренном и других психопатологических синдромах; 7) В. н. п., связанные с изменением функционального состояния мозга вследствие химического (например, наркотического) воздействия, сенсорной депривации и других причин.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРИЯТИЯ РАЗВИТИЕ

Сообщение психологический словарь » Пн сен 13, 2010 5:55 am

Восприятия развитие (синонимы: сенсорное развитие, перцептивное развитие) — одно из направлений умственного развития ребенка: формирование новых, ранее не существовавших у него, а также совершенствование имевшихся ранее перцептивных процессов. Процессы В. проходят сложный путь развития, особенно в первые годы жизни ребенка.


Усложняется и совершенствуется операциональная сторона перцептивных процессов — способы ознакомления с окружающим становятся более адекватными задачам, стоящим перед ребенком. Этому соответствует развитие продуктивной стороны В.: образы В., формирующиеся у ребенка, становятся более ортоскопичными, адекватными отражаемой действительности. Развивается и мотивационная сфера — процессы В. приобретают черты целенаправленности, преднамеренности и произвольности. Процессы В. развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности. Особенности деятельности ребенка предъявляют требования к сенсорным процессам и стимулируют или тормозят их развитие.

Онтогенез процессов В. показывает, что вначале они включены во внешнюю практическую деятельность ребенка и являются как бы сопутствующим ей результатом.


По мере усложнения деятельности и требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно восприятия (перцептивных действий), как самостоятельного процесса, направленного на создание чувственного образа. Генетическая связь перцептивных действий с практическими действиями проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере: в движении рук, ощупывающих предмет, в движении глаз, прослеживающих видимый контур, в движении гортани, воспроизводящем слышимые звуки.


С возрастом ребенка движения совершенствуются и все больше соответствуют отражаемым свойствам предмета. Например, при зрительном восприятии формы предмета глаз ребенка 3—4 лет проделывает движения внутри контура фигуры, а у детей 6—7 лет — уже по ее контуру. Дальнейшее развитие перцептивной деятельности ребенка сопровождается значительным сокращением моторного компонента перцептивных действий. Процесс В. внешне приобретает форму одномоментного акта "усмотрения". Совершенствование перцептивных действий сопровождается возрастающей точностью В. у детей.


В рамках дошкольного возраста отмечается снижение порогов зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, формы и величины, развивается фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. Наибольшее значение для В. р. у дошкольника имеют продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, лепка и др.

Согласно концепции А.В. Запорожца, решающую роль в В. р. играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов — образцов внешних свойств объектов (формы, цвета, высоты звука и т. п.). Овладение сенсорными эталонами проходит ряд этапов и завершается только в младшем школьном возрасте.


Так, по данным Л.А. Венгера, в раннем возрасте В. опосредовано "двигательными предэталонами". Напр., воспринимая удаленность предмета, ребенок соотносит ее с длиной своей руки ("достану — не достану"), воспринимая форму и величину — с положением пальцев, соответствующим захватыванию предмета (для захвата шара — одно положение, для захвата плоского предмета — другое и т. п.). На протяжении дошкольного возраста ребенок овладевает "предметными предэталонами" (по цвету предмет воспринимается им "как трава" или "как помидор", по форме — "как домик" или "как мяч" и т. п.), а затем и абстрактными сенсорными эталонами цвета ("красный", "зеленый", "желтый" и т. д.), формы ("круглый", "квадратный" и т. п.) и др. внешних свойств. В конце дошкольного — начале младшего школьного возраста эталоны начинают образовывать системы (ребенок знакомится с последовательностью цветов спектра, системой геометрических форм и т. п.). Условия учебной деятельности стимулируют развитие у детей такой сложной деятельности как наблюдение. В ее контексте В. становится целенаправленным и произвольным.

Б.М. Величковский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Чт сен 16, 2010 3:24 am

Воспроизведение — восстановление и реконструкция актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. В отличие от узнавания осуществляется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Произвольное В. вызывается репродуктивной задачей, которая либо ставится субъектом самому себе, либо поставлена другими людьми. Как и узнавание, В. используется в качестве методического приема определения эффективности запоминания или заучивания. Количество ошибок В. уменьшается, когда оно тренируется и сопровождается высокой мотивацией. Эффективность В. зависит от применяемого метода: чем больше ситуация В. соответствует ситуации запоминания, тем лучше В. Непроизвольное В. наблюдается в ситуации, когда нет специально поставленной задачи В. и оно возникает под влиянием представлений, мыслей и чувств, вызванных либо восприятием того или иного объекта или ситуации, либо деятельностью, выполняемой в данный момент (чтение книги, просмотр кинофильма и т. д.).

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ В ХОДЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНК

Сообщение психологический словарь » Пт сен 17, 2010 8:06 pm

Воспроизводство культуры в ходе психического развития ребенка — проблема, вытекающая из основных положений культурно-исторической теории психического развития. Идеи Л.С. Выготского относительно содержания возрастных периодов, развитые позднее в работах его последователей (А.Н.


Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), сводят суть возраста к некоторому типу В. к., причем каждый возраст "ответствен" за некоторый особый пласт человеческой культуры и, следовательно, за некоторое особое содержание становящегося сознания. Каждому возрасту присущ особый тип воспроизводства, особый тип сотрудничества со взрослым (социумом), обеспечивающий формирование именно данного "функционального органа" сознания.

Для развития этих положений продуктивным оказывается различение типов воспроизводства как двух типов моделирования, известных в культуре (В.А. Штофф, Ю.М. Лотман). Различают модели научные и художественные.


В первом случае строится особый "препарат" действительности, на котором исследуется и проверяется некоторая его характеристика, как правило, частичная. Художественные же модели строятся посредством воссоздания целостной действительности. Соответственно и ребенок в разные периоды своей жизни осуществляет разные типы моделирования действительности. При научном моделировании ребенок, как правило, под непосредственным руководством взрослого воссоздает отдельные действия и операции, выявляя собственное действие, т. е. осуществляя рефлексию. Действия ребенка и взрослого при этом реципрокны: взрослый как бы отступает, открывая ребенку пространство для все более полного собственного действия ("открытое действие", Б.Д.


Эльконин). Этот тип воспроизводства присущ раннему, младшему школьному и юношескому возрастам. Относительно него может быть использован термин "формирование". Именно к такого рода воспроизводству может быть в полной мере отнесен термин "знаковое опосредование".


Второй тип моделирования (художественный) может быть понят как своеобразное удвоение действительности, особое построение своего собственно полного действия на основе известных образцов. Например, улыбка младенца есть своеобразное удвоение улыбки матери, выстраивание собственного полного действия "рядом" с действием матери. Еще нагляднее подобное художественное моделирование может быть проиллюстрировано на примере подросткового действия или игры.


Здесь уже нельзя говорить о формировании, а лишь об инициировании. Суть же опосредования состоит в этом случае в том, что продукту моделирования придается некоторое значение, выражающее отношение взрослого (социума) к действиям ребенка. Такое опосредование, видимо, не может быть полно описано как знаковое, скорее следует говорить об опосредовании смыслом.

К.Н. Поливанова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб сен 18, 2010 3:29 pm

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ - постоянное возобновление численности и структуры населения как путем естественной смены уходящих поколений новыми, так и перехода одних структурных частей в другие. Не все группы населения равнозначны по их вкладу в В.Н. в связи с различным характером их мобильности. По возможности обмена между собой группы населения делятся на три типа:

1) группы, в которых переход населения из одной в другую обязателен, неизбежен (по возрасту);

2) группы, в которых переход населения из одной в другую невозможен (по полу) /операции по перемене пола трактуются специалистами как результирующиеся определенным социальным эффектом, но не биологическим. - Е.К./;

3) группы, в которых возможны самые различные виды переходов из одного состояния в другое (по семейному положению, месту жительства и другие).

Наиболее важное значение в замене поколений имеет первая группа.


Возрастные изменения лежат в основе всех остальных составляющих процесса В.Н. Поэтому, как правило, В.Н. рассматривается в разрезе половозрастных групп, и система показателей, характеризующая В.Н., также связана с ними.

Совокупность количественных характеристик процесса В.Н., рассматриваемого в фиксированный момент времени, называется режимом В.Н. Режим В.Н. определяется социально-экономическими условиями его жизни и особенностями демографического развития отдельных регионов. Множество режимов В.Н. может быть различным образом классифицировано. В частности выделяют суженный, простой и расширенный режимы В.Н.

Е.А. Кечина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Atlant, Алексище, светлая_, Сирень Леопольдовна, Exabot [Bot], GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Mr. Zadiraines, MrsShadow!, Гена, Гримми, SeaSoul, Sham_rock, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Феликс