Б

Б

Сообщение психологический словарь » Чт июл 02, 2009 4:14 pm

Б

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАБОСОВ

Сообщение психологический словарь » Вс июл 05, 2009 3:40 am

БАБОСОВ Евгений Михайлович (р. 1931) - белорусский социолог и философ. Доктор философских наук (1972), профессор (1973), академик НАН РБ (1994). Заслуженный деятель науки РБ (1997). Лауреат Государственной премии БССР (1984) за цикл работ по истории философии и общественной мысли Беларуси.


Директор Института философии и права АН БССР (1977-1989). Директор Института социологии НАН Беларуси (1990-1998). С 1998 - почетный директор Института социологии НАН Беларуси.

Главные направления научных исследований: социальная философия, теория и история социологии, конфликтология, экстремальные ситуации, особенности переходных (пост-коммунистических) обществ.

Б. - автор более 750 научных работ (из них более 30 индивидуальных монографий, учебников и учебных пособий объемом более 500 печ.л.).


В том числе: "Диалектика анализа и синтеза в научном познании" (1963), "Современный католицизм и наука" (1964), "Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства" (1970), "Научно-техническая революция и модернизация католицизма" (1971), "Личность, коллектив, общество" (1975), "Социальные аспекты научно-технической революции" (1976), "Образ жизни, рожденный Октябрем" (1978), "Духовный мир советского человека" (1983), "Учение К. Маркса о человеке и реальный социализм" (1983), "Идеология в современном мире" (1984), "Нравственная культура личности" (1985), "Истина и богословие" (1988), "Социология конфликтов" (1991), "Человек на пороге рынка" (1992), "Социальная экология и экстремальные ситуации" (1993), "Катастрофы: социологический анализ" (1995), "Динамика религиозности в независимой Беларуси" (1995), "Введение в конфликтологию" (1996), "Чернобыльская трагедия в ее социальных измерениях" (1996), "Основы конфликтологии" (1997), "Конфликтология. Учебное пособие" (1997), "Социология. Часть I. Общая социологическая теория" (1998), "Конфликтология.


Учебное пособие" (2000), "Социология управления" (2000), "Прикладная социология" (2000), "Социальные последствия Чернобыльской катастрофы" (2001), "Общая социология. Учебное пособие" (2002), "Социально-стратификационная панорама современной Беларуси" (2002) и др.

Б. сыграл значимую роль в создании и институциализации академической социологии в Республике Беларусь, а также в осуществлении Минского философского проекта "Гуманитарная энциклопедия".

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАДЕНСКАЯ (ФРЕЙБУРГСКАЯ, ЮГО-ЗАПАДНО-ГЕРМАНСКАЯ) ШКОЛА

Сообщение психологический словарь » Вт июл 07, 2009 8:36 pm

БАДЕНСКАЯ (ФРЕЙБУРГСКАЯ, ЮГО-ЗАПАДНО-ГЕРМАНСКАЯ) ШКОЛА — направление в неокантианстве, основывающееся на трансцендентально-психологической интерпретации учения Канта. Сложилось в конце 19 — начале 20 вв. Свое название получило от земли Баден, на территории которой находится Фрейбургский университет, где работали основные представители школы — Виндельбанд и Риккерт.


Разработанная Б.Ш. классификация наук, в основу которой положены различия по "формальному характеру познавательных целей наук" (т.е. по методу), а также грандиозная по своим масштабам теория истории и культуры получили широкое распространение в среде гуманитариев, оказав значительное влияние на развитие философии, социологии, психологии, культурологии и историографии 20 в. Подобно Канту и представителям Марбургской школы неокантианства, мыслители Б.Ш. ("баденцы") ставили в качестве первостепенной задачу трансцендентального обоснования знания, его всеобщего и необходимого характера. Однако, в отличие от своих предшественников, ориентировавшихся главным образом на математическое естествознание, баденцы переносят акцент на выяснение логико-методологических особенностей исторической науки и исторического познания в целом. Такая переориентация исследовательских поисков оказывается в рамках Б.Ш. тесно связанной со специфической трактовкой самого предмета философии.


В основу его понимания Б.Ш. кладет т.наз. "мировую проблему", или проблему отношения "Я" к "миру", что в гносеологическом плане равносильно отношению субъекта (S) к объекту (О). Задачей философии становится, с этой точки зрения /"показать, каким образом S и О объединяются в едином понятии о мире, показать нам место, занимаемое нами в мировом целом", т.е. дать мировоззрение. Именно в этом и Виндельбанд и Риккерт усматривали главное отличие философии от всех специальных наук и, более того, неизменность самого понятия философии. Осмысливая это единство "Я" и мира, представители Б.Ш. подвергли критике объективизм и субъективизм в философии и науке в трактовке проблемы единства


О и S. Объективизм (здесь имеются в виду главным образом материализм и позитивизм) сводит S к О, вовлекая его в единую причинно-следственную связь объектов.

При этом сам мир превращается в индифферентное бытие вне культуры, в процесс, о смысле и значении которого нельзя спрашивать. Это, в свою очередь, делает невозможным построение мировоззрения, включающего в себя ряд смысложизненных вопросов, на которые не в состоянии ответить наука с ее объективирующими методами.


В аналогичной ситуации, по мнению баденцев, оказывается и субъективирующая философия, распространяющая категорию S на все действительное бытие, рассматриваемое как мир воли и деятельности. Понимаемый т.обр. мир оказывается также непонятен и лишен какого-либо смысла, как и мир объектов, ибо неизвестны ценности этого всеобъемлющего мирового "Я", которое может быть столь же ничтожным и лишенным всякой ценности, как и любой индивидуальный S.


И объективизм, и субъективизм оказываются не в состоянии дать удовлетворительное решение проблемы единства "Я" и мира и, таким образом, выработать подлинное мировоззрение, предполагающее выдвижение на первый план вопроса о смысле жизни и ее ценности, а также то, каким образом S, как простой объект среди объектов, может иметь отношение к ценностям, придающим смысл его жизни. Главная ошибка описанных способов философствования заключается, по Риккерту, в том, что используемое ими понятие о мире является слишком узким, оно не выходит за пределы действительного бытия, являющегося лишь частью мира, который включает в себя еще и ценности.


Таким образом, единство "Я" и мира оказывается возможным только как единство действительности и ценности. Мировая проблема как главная проблема философии конкретизируется теперь так — понять взаимное отношение обеих частей мира, найти связь между ценностью и действительностью.


Риккерт всячески подчеркивал "надсубъектный", "надбытийный", абсолютный и, наконец, трансцендентный характер ценностей, интерпретируя их как своеобразный принцип бытия, познания и деятельности. Условием соединения действительности и ценности становится, с его точки зрения, особая форма бытия ценностей — их значимость, а проявляют они себя в этом мире как объективный "смысл". В поисках этого смысла Риккерт предлагал отвлечься от уже выкристаллизовавшихся ценностей в виде благ (как соединения ценности с объектами действительности) и обратиться к самому акту оценки, который, по его мнению, и придает ценность действительности, превращая ее в эти блага.


>Вводится понятие "смысла" акта оценки, который, — смысл — хотя и связан с реальным психическим актом, но при этом не зависит от акта признания или непризнания того или иного теоретического положения, являясь обозначением его чистой ценности. По Риккерту, лишь сама оценка, в которой смысл проявляется, представляет собой реальный психический акт; смысл же сам по себе выходит за пределы психического бытия. Это то, что не есть ни бытие, ни ценность, но сокрытое в акте переживания значение ценности; то, что указует на ценность. Тем самым смысл приобретает роль своего рода посредника между бытием и ценностями и составляет отдельное "царство смысла".


Следующим этапом исследований Б.Ш. стали попытки теоретического обоснования существования ценности в действительности. Это предполагало постановку целого ряда вопросов. Могут ли трансцендентные ценности проявиться в имманентном мире? Существует ли рационально объясняемая трансцендентность и можем ли мы познать ее?


Возможен ли переход от имманентного к трансцендентному? Все эти вопросы об имманентности и трансцендентности решались Б.Ш. на почве гносеологии, так как в конечном счете их можно было свести к одной из главных проблем — проблеме обнаружения в познании трансцендентного объекта, являющегося гарантом объективности и общезначимости знания. Тщательный анализ всех возможных субъектно-объектных отношений привел представителей Б.Ш. к выводу о том, что субъекту всегда дан в познании не трансцендентный, а имманентный объект.

Это побудило баденцев, с одной стороны, отказаться от традиционного решения проблемы кантовской "вещи в себе" в духе реализма, а, с другой — к попыткам обоснования возможности перехода трансцендентного в имманентное (т.е. в действительность).


Риккерт осуществлял это двояким образом: 1) трансцендентально-психологический путь — от познания через акт суждения к трансцендентному предмету, когда этот предмет выступает как "трансцендентальное долженствование" и принимает вид "трансцендентных правил и норм, требующих признания".


Путь к трансцендентному предмету лежит в данном случае через доказательство трансцендентного, объективного характера долженствования, в котором, якобы, и выражает себя ценность (а значит, и трансцендентный предмет); 2) от предмета познания к познанию, от трансцендентного к имманентному, когда в качестве исходного пункта берется уже не акт суждения, а истинное положение, которое признается самим этим актом, но не сводится к нему. Речь шла о содержании истинного суждения, которое, по Риккерту, имеет объективный, трансцендентный смысл и которое есть вневременная, идеальная, имеющая значение ценность.


>Первый путь привел к предмету, как трансцендентальному долженствованию, которое, однако, не тождественно самой ценности; второй — хотя и вывел к предмету познания, но не объяснил, как к нему пришли, так как чистая ценность, трансцендентное, все равно отделены от реального познания пропастью, которая преодолевалась баденцами, по их же признанию, с помощью "иррационального прыжка". Проблема соединения имманентного и трансцендентного, действительности и ценности осталась неразрешимой и, хотя по словам Риккерта, нельзя отрицать факт существования этого единства (в противном случае познание не имело бы смысла), оно остается загадкой.


Заключительным разделом философии Б.Ш. стала разработка теории культуры и учения о методе. Определяя философию как "учение об общезначимых ценностях", и Виндельбанд и Риккерт считали, что для обнаружения их многообразия в культуре, она должна обратиться к истории, ибо последняя являет собой процесс осознания и воплощения ценностей. При этом особое значение представители Б.Ш. придавали вопросу о специфике метода исторических наук, которые, по словам


Виндельбанда, являются "органоном философии". В работах Виндельбанда наметился новый взгляд на историческое знание, однако наиболее систематическое развитие он получил в работах Риккерта, принципы классификации наук которого были чрезвычайно близки к принципам Виндельбанда, но гораздо обстоятельнее разработаны.

Продолжая идею своего предшественника о том, что науки различаются не по предмету (как это было у Дильтея с его "науками о природе" и "науками о духе"), а по методу, — так, что "номотетические" науки рассматривают действительность с точки зрения всеобщего, выражаемого с помощью естественных законов, а "идиографические" науки — с точки зрения единичного в его исторической неповторимости, Риккерт заключил, что это различие вытекает из применения ими разных принципов отбора и упорядочения эмпирических данных. В силу того, что действительность представляет собой "непрерывную разнородность" и иррациональность, познание ее может осуществляться только как преобразование, а не отражение.


Каждая из наук располагает некоторыми априорными процедурами, которые она использует при отборе своего материала из многокачественной действительности и преобразовании его в понятие. Образование понятий при этом может осуществляться двумя способами: 1) путем ориентации на общее, когда из всего многообразия выбираются лишь повторяющиеся моменты ("генерализирующий" метод); 2) путем ориентации на индивидуальное, когда отбираются моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого явления ("индивидуализирующий" метод).


Первый способ соответствует естественным наукам, а второй — истории, предметом которой Б.Ш. рассматривала культуру как особую сферу опыта, в которой индивидуальность исторического является индивидуальностью ценности, а последняя и определяет индивидуальные различия, существенно уникальные в историко-культурном процессе. А так как историю интересуют исключительно индивидуальные явления, она, согласно мнению представителей Б.Ш., заведомо лишена каких-либо законов. Придерживаясь первоначально исключительно формально-логического размежевания исторических и естественных наук, Риккерт наметил впоследствии и другую линию — содержательную, считая, что, в отличие от естествознания, история занята главным образом духовной жизнью, которая одна имеет установку к ценности.

Речь идет о качественном своеобразии исторического материала.


Однако Риккерт все же не назвал историю "наукой о духе". Всячески подчеркивая ее связь с культурой как благом, в котором осуществлены ценности, Риккерт сделал вывод о взаимообусловливании их друг другом: культурные ценности делают возможной историю как науку, а история создает культурные блага, в которых осуществляются культурные ценности. Логическим итогом подобного рода рассуждений стал вывод о том, как теперь должна называться историческая наука. Это должна была быть наука о культуре. Однако эта наука имеет дело не с действительным содержанием культуры, как реальностью, в которой уже осуществлены ценности, а с культурой, которая сама есть эти ирреальные, оторванные от действительности, "свободно парящие" ценности; т.е. с только "имеющей смысл" культурной реальностью в ее однократном временном течении.


В более поздних работах представители Б.Ш. приходят к своеобразной мистификации учения о ценностях. Так и не обоснованное ими ранее искомое единство имманентного и трансцендентного, сущего и ценности достигается теперь в некоем "интеллигибельном мире", а сами ценности, наряду с традиционно присущей им особой формой существования — значимостью, наделялись онтологическим статусом бытия.

Т.Г. Румянцева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА

Сообщение психологический словарь » Ср июл 15, 2009 7:53 am

БАДЕНСКАЯ (ФРЕЙБУРГСКАЯ, ЮГО-ЗАПАДНОГЕРМАНСКАЯ) ШКОЛА — направление в неокантианстве, основывающееся на трансцендентально-психологической интерпретации учения Канта. Сложилось в конце 19 — начале 20 вв. Свое название получило от земли Баден, на территории которой находится Фрейбургский университет, где работали основные представители школы — Виндельбанд и Риккерт.


Разработанная Б.Ш. классификация наук, в основу которой положены различия по "формальному характеру познавательных целей наук" (т.е. по методу), а также грандиозная по своим масштабам теория истории и культуры получили широкое распространение в среде гуманитариев, оказав значительное влияние на развитие философии, социологии, психологии, культурологии и историографии 20 в. Подобно Канту и представителям Марбургской школы неокантианства, мыслители Б.Ш. ("баденцы") ставили в качестве первостепенной задачу трансцендентального обоснования знания, его всеобщего и необходимого характера. Однако, в отличие от своих предшественников, ориентировавшихся главным образом на математическое естествознание, баденцы переносят акцент на выяснение логико-методологических особенностей исторической науки и исторического познания в целом. Такая переориентация исследовательских поисков оказывается в рамках Б.Ш. тесно связанной со специфической трактовкой самого предмета философии.


В основу его понимания Б.Ш. кладет т.наз. "мировую проблему", или проблему отношения "Я" к "миру", что в гносеологическом плане равносильно отношению субъекта (S) к объекту (О). Задачей философии становится, с этой точки зрения ,"показать, каким образом S и О объединяются в едином понятии о мире, показать нам место, занимаемое нами в мировом целом", т.е. дать мировоззрение. Именно в этом и Виндельбанд и Риккерт усматривали главное отличие философии от всех специальных наук и, более того, неизменность самого понятия философии. Осмысливая это единство "Я" и мира, представители Б.Ш. подвергли критике объективизм и субъективизм в философии и науке в трактовке проблемы единства


О и S. Объективизм (здесь имеются в виду главным образом материализм и позитивизм) сводит S к О, вовлекая его в единую причинно-следственную связь объектов.

При этом сам мир превращается в индифферентное бытие вне культуры, в процесс, о смысле и значении которого нельзя спрашивать. Это, в свою очередь, делает невозможным построение мировоззрения, включающего в себя ряд смысложизненных вопросов, на которые не в состоянии ответить наука с ее объективирующими методами.


В аналогичной ситуации, по мнению баденцев, оказывается и субъективирующая философия, распространяющая категорию S на все действительное бытие, рассматриваемое как мир воли и деятельности. Понимаемый т.обр. мир оказывается также непонятен и лишен какого-либо смысла, как и мир объектов, ибо неизвестны ценности этого всеобъемлющего мирового "Я", которое может быть столь же ничтожным и лишенным всякой ценности, как и любой индивидуальный S.


И объективизм, и субъективизм оказываются не в состоянии дать удовлетворительное решение проблемы единства "Я" и мира и, таким образом, выработать подлинное мировоззрение, предполагающее выдвижение на первый план вопроса о смысле жизни и ее ценности, а также то, каким образом S, как простой объект среди объектов, может иметь отношение к ценностям, придающим смысл его жизни. Главная ошибка описанных способов философствования заключается, по Риккерту, в том, что используемое ими понятие о мире является слишком узким, оно не выходит за пределы действительного бытия, являющегося лишь частью мира, который включает в себя еще и ценности.


Таким образом, единство "Я" и мира оказывается возможным только как единство действительности и ценности. Мировая проблема как главная проблема философии конкретизируется теперь так — понять взаимное отношение обеих частей мира, найти связь между ценностью и действительностью.


Риккерт всячески подчеркивал "надсубъектный", "надбытийный", абсолютный и, наконец, трансцендентный характер ценностей, интерпретируя их как своеобразный принцип бытия, познания и деятельности. Условием соединения действительности и ценности становится, с его точки зрения, особая форма бытия ценностей — их значимость, а проявляют они себя в этом мире как объективный "смысл". В поисках этого смысла Риккерт предлагал отвлечься от уже выкристаллизовавшихся ценностей в виде благ (как соединения ценности с объектами действительности) и обратиться к самому акту оценки, который, по его мнению, и придает ценность действительности, превращая ее в эти блага.


>Вводится понятие "смысла" акта оценки, который, — смысл — хотя и связан с реальным психическим актом, но при этом не зависит от акта признания или непризнания того или иного теоретического положения, являясь обозначением его чистой ценности. По Риккерту, лишь сама оценка, в которой смысл проявляется, представляет собой реальный психический акт; смысл же сам по себе выходит за пределы психического бытия. Это то, что не есть ни бытие, ни ценность, но сокрытое в акте переживания значение ценности; то, что указует на ценность. Тем самым смысл приобретает роль своего рода посредника между бытием и ценностями и составляет отдельное "царство смысла".


Следующим этапом исследований Б.Ш. стали попытки теоретического обоснования существования ценности в действительности. Это предполагало постановку целого ряда вопросов. Могут ли трансцендентные ценности проявиться в имманентном мире? Существует ли рационально объясняемая трансцендентность и можем ли мы познать ее?


Возможен ли переход от имманентного к трансцендентному? Все эти вопросы об имманентности и трансцендентности решались Б.Ш. на почве гносеологии, так как в конечном счете их можно было свести к одной из главных проблем — проблеме обнаружения в познании трансцендентного объекта, являющегося гарантом объективности и общезначимости знания. Тщательный анализ всех возможных субъектно-объектных отношений привел представителей Б.Ш. к выводу о том, что субъекту всегда дан в познании не трансцендентный, а имманентный объект.

Это побудило баденцев, с одной стороны, отказаться от традиционного решения проблемы кантовской "вещи в себе" в духе реализма, а, с другой — к попыткам обоснования возможности перехода трансцендентного в имманентное (т.е. в действительность).


Риккерт осуществлял это двояким образом: 1) трансцендентально-психологический путь — от познания через акт суждения к трансцендентному предмету, когда этот предмет выступает как "трансцендентальное долженствование" и принимает вид "трансцендентных правил и норм, требующих признания".


Путь к трансцендентному предмету лежит в данном случае через доказательство трансцендентного, объективного характера долженствования, в котором, якобы, и выражает себя ценность (а значит, и трансцендентный предмет); 2) от предмета познания к познанию, от трансцендентного к имманентному, когда в качестве исходного пункта берется уже не акт суждения, а истинное положение, которое признается самим этим актом, но не сводится к нему. Речь шла о содержании истинного суждения, которое, по Риккерту, имеет объективный, трансцендентный смысл и которое есть вневременная, идеальная, имеющая значение ценность.


>Первый путь привел к предмету, как трансцендентальному долженствованию, которое, однако, не тождественно самой ценности; второй — хотя и вывел к предмету познания, но не объяснил, как к нему пришли, так как чистая ценность, трансцендентное, все равно отделены от реального познания пропастью, которая преодолевалась баденцами, по их же признанию, с помощью "иррационального прыжка". Проблема соединения имманентного и трансцендентного, действительности и ценности осталась неразрешимой и, хотя по словам Риккерта, нельзя отрицать факт существования этого единства (в противном случае познание не имело бы смысла), оно остается загадкой.


Заключительным разделом философии Б.Ш. стала разработка теории культуры и учения о методе. Определяя философию как "учение об общезначимых ценностях", и Виндельбанд и Риккерт считали, что для обнаружения их многообразия в культуре, она должна обратиться к истории, ибо последняя являет собой процесс осознания и воплощения ценностей. При этом особое значение представители Б.Ш. придавали вопросу о специфике метода исторических наук, которые, по словам


Виндельбанда, являются "органоном философии". В работах Виндельбанда наметился новый взгляд на историческое знание, однако наиболее систематическое развитие он получил в работах Риккерта, принципы классификации наук которого были чрезвычайно близки к принципам Виндельбанда, но гораздо обстоятельнее разработаны.

Продолжая идею своего предшественника о том, что науки различаются не по предмету (как это было у Дильтея с его "науками о природе" и "науками о духе"), а по методу, — так, что "номотетические" науки рассматривают действительность с точки зрения всеобщего, выражаемого с помощью естественных законов, а "идиографические" науки — с точки зрения единичного в его исторической неповторимости, Риккерт заключил, что это различие вытекает из применения ими разных принципов отбора и упорядочения эмпирических данных. В силу того, что действительность представляет собой "непрерывную разнородность" и иррациональность, познание ее может осуществляться только как преобразование, а не отражение.


Каждая из наук располагает некоторыми априорными процедурами, которые она использует при отборе своего материала из многокачественной действительности и преобразовании его в понятие. Образование понятий при этом может осуществляться двумя способами: 1) путем ориентации на общее, когда из всего многообразия выбираются лишь повторяющиеся моменты ("генерализирующий" метод); 2) путем ориентации на индивидуальное, когда отбираются моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого явления ("индивидуализирующий" метод).


Первый способ соответствует естественным наукам, а второй — истории, предметом которой Б.Ш. рассматривала культуру как особую сферу опыта, в которой индивидуальность исторического является индивидуальностью ценности, а последняя и определяет индивидуальные различия, существенно уникальные в историко-культурном процессе. А так как историю интересуют исключительно индивидуальные явления, она, согласно мнению представителей Б.Ш., заведомо лишена каких-либо законов. Придерживаясь первоначально исключительно формально-логического размежевания исторических и естественных наук, Риккерт наметил впоследствии и другую линию — содержательную, считая, что, в отличие от естествознания, история занята главным образом духовной жизнью, которая одна имеет установку к ценности. Речь идет о качественном своеобразии исторического материала.


>Однако Риккерт все же не назвал историю "наукой о духе". Всячески подчеркивая ее связь с культурой как благом, в котором осуществлены ценности, Риккерт сделал вывод о взаимообусловливании их друг другом: культурные ценности делают возможной историю как науку, а история создает культурные блага, в которых осуществляются культурные ценности. Логическим итогом подобного рода рассуждений стал вывод о том, как теперь должна называться историческая наука. Это должна была быть наука о культуре. Однако эта наука имеет дело не с действительным содержанием культуры, как реальностью, в которой уже осуществлены ценности, а с культурой, которая сама есть эти ирреальные, оторванные от действительности, "свободно парящие" ценности; т.е. с только "имеющей смысл" культурной реальностью в ее однократном временном течении.


В более поздних работах представители Б.Ш. приходят к своеобразной мистификации учения о ценностях. Так и не обоснованное ими ранее искомое единство имманентного и трансцендентного, сущего и ценности достигается теперь в некоем "интеллигибельном мире", а сами ценности, наряду с традиционно присущей им особой формой существования — значимостью, наделялись онтологическим статусом бытия.

Т.Г. Румянцева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАЕВ

Сообщение психологический словарь » Ср июл 15, 2009 10:23 pm

БАЕВ Борис Федорович (1923—1979) — украинский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук, профессор. Участник Великой Отечественной войны.


Награжден медалями и орденом Славы III степени, медалью "За доблестный труд". После войны окончил КГУ им. Т.Г. Шевченко, после чего учительствовал в г. Жданове. В 1951 г. поступил в аспирантуру НИИ психологии УССР. Здесь прошел путь от н.с. до зав. лабораторией и зам. директора по научной работе. В 1967 г. защитил докт. дис. на тему "Психология внутренней речи". С 1972 г. возглавлял кафедру общей и инженерной психологии КГУ им. Т.Г. Шевченко. Теоретически и экспериментально разрабатывал проблемы интериоризации речи, индивидуально-психологических особенностей личности и др.


Много лет был ответственным редактором республиканского научно-методического сборника "Психология". Автор монографий: "Психология внутренней речи", 1967; "Психологическое изучение учащихся", 1970 и др.

С.В. Ильина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАЖЕНОВ

Сообщение психологический словарь » Пн июл 20, 2009 12:07 pm

БАЖЕНОВ Николай Николаевич (1857—1923) — российский психолог и психиатр. Д-р медицины (1894), профессор (1900). За работу в области психиатрии и психиатрического законодательства награжден орденом Почетного легиона.


Окончил Московскую классическую гимназию (1876) и медицинский фак-т Московского ун-та (1881). Учился у С.П. Боткина. В 1885 г. в одной из сельских больниц Рязанской губернии впервые в России ввел систему "нестеснения" и "открытых дверей", направленную на отмену излишних ограничений свободы психически больных людей и гуманизацию отношения к ним. В 1886 г. начал пропаганду идеи семейного психиатрического патронажа и в 1887 г. впервые в


России внедрил его. В 1904—1916 гг. работал главным врачом московской городской Преображенской психиатрической больницы (Московского доллгауза), в которой заменил надзирателей врачами-интернами, а санитаров — сестрами милосердия. В 1914 г., совместно с коллегами, основал в Москве Донскую психоневрологическую лечебницу (ныне больница им. З.П. Соловьева). В 1916 г. выехал во


Францию для оказания помощи солдатам русского экспедиционного корпуса. Несколько позже стал главным уполномоченным российского Красного Креста во Франции. Одним из первых российских психиатров обратил внимание на важность и перспективность проблемы бессознательного психического, интересовался психоаналитическими идеями и теориями. Подготовил многих российских психиатров и психоаналитиков (в том числе Н.А.


Вырубова, Е.Н. Довбню, Н.Е. Осипова, О.Б. Фельцмана и др.). С 1911 г. был соучредителем и членом бюро Московского психиатрического кружка "Малые пятницы", сыгравшего большую роль в адаптации и распространении психоаналитических идей. Исследовал вопросы конституционологии, вырождения, законодательства о душевнобольных, устройства психиатрических больниц и многие др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАЗАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Сообщение психологический словарь » Пн июл 27, 2009 1:57 pm

Базальные эмоции — основные эмоции, имеющие врожденный характер, на основании которых под влиянием социального опыта формируется основной состав эмоционально-личностной сферы взрослого человека. Б. э. возникают при электрическом раздражении глубоких подкорковых структур мозга. В их число входит радость, гнев, страх, печаль, удивление, отвращение и др. Общепризнанной классификации Б. э. пока не существует. Каждый здоровый человек обладает всеми базальными эмоциями, однако, сила (выраженность) различных базальных эмоций у разных лиц различна, что и предопределяет индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы. Одним из первых исследователей Б. э. был В. Н.


Небылицын. Левое и правое полушария мозга преимущественно связаны с различными Б. э: левое полушарие (у правшей) — с положительными; правое — с отрицательными. При разных формах аффективной патологии различные Б. э. страдает в разной степени. Патологические эмоциональные состояния в виде эйфории, депрессии, агрессивности, различных фобий, наблюдающиеся при различных психических заболеваниях и органических поражениях головного мозга, отражают патологию различных Б. э. (см. "Эмоций нарушение").

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАЗАЛЬНЫЕ ЯДРА

Сообщение психологический словарь » Вт июл 28, 2009 7:16 pm

Базальные ядра (nuclei basales — лат.) — подкорковые образования, расположенные в белом веществе коры больших полушарий мозга. К Б. я. относятся хвостатое ядро, бледный шар, скорлупа, ограда, миндалина и др. Функции Б. я. разнообразны. Основная функция хвостового ядра и бледного шара, входящих в стриапаллидарную систему, — участие в организации и построении движения. Миндалина является частью лимбической системы (см. Лимбическая система) и связана с мотивационно-эмоциональной сферой. Б. я. вовлечены в организацию высших психических функций.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

Сообщение психологический словарь » Пн авг 03, 2009 10:55 am

БАЗИС и НАДСТРОЙКА (греч. basis - основание) - основные понятия марксистской версии социологии (см.), характеризующие структуру "общественно-экономической формации" (см.). С помощью данных понятий в границах исторического материализма (см.) была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития.

Сжатую характеристику Б. и Н. и их взаимодействия Маркс (см.) сформулировал в предисловии к работе


"К критике политической экономии": "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания". Таким образом, Б., по


Марксу, - это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Н. - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения (по Марксу, "формы общественного сознания"). Б. носит исторически изменяющийся характер, что обусловлено развитием производительных сил. Коренные качественные изменения в экономическом строе общества (т.е. в Б.) вызывают изменения и в Н. Однако изменения в ней, по Марксу, происходят не автоматически вслед за изменениями в Б., а лишь через опосредующие звенья. Например, философия определенным образом связана с Б. через политику, право, мораль. Н. обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Она может несколько отставать от Б. или опережать его в своем развитии. Н. выполняет в обществе важные социальные функции. Она выражает и закрепляет экономические отношения собственности данного общества прежде всего с помощью определенных правовых и политических норм и учреждений. Но в каждом обществе существуют элементы Н., выполняющие разрушительные функции по отношению к породившему их Б. и способствующие возникновению нового Б. Таким образом, Н. оказывает активное воздействие на Б.

Разработка концепции Б. и Н. в версии Маркса, с одной стороны, являла собой одну из первых попыток анализа социума как сложной системы, с другой же - выступила как избыточно упрощенная и одномерная попытка материалистического решения так называемого "основного вопроса философии" в марксовой версии применительно к обществу. Справедливая критика Маркса его оппонентами за экономический материализм во многом была обусловлена именно этой концептуальной схемой.

Р.Н. Дождикова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАКУНИН

Сообщение психологический словарь » Сб авг 08, 2009 7:47 pm

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876) - русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве.


Увлекся философией Г.Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма и эмпиризма, разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека с действительностью. Б. истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеообщее должно быть реализовано в жизни личности, проникнутой любовью. Соответственно, познание призвано объяснить "тайну" этой реализации. В свою очередь, единичное самосознание, по мнению Б., движется "всеобщей сущностью".


Мысль должна перейти из теории в "действительность". В 1840 выехал в Берлин для продолжения образования. Познакомился с А.Руге, В. Вейтлингом, Марксом (см.), что способствовало переходу Б. в лагерь левых гегельянцев и увлечению политической проблематикой, а затем и революционизации его мышления. Б. становится профессиональным революционером-эмигрантом. Принял активное участие в революционных событиях 1848-1849 в Париже, Праге, Дрездене. В 1849 арестован и приговорен к смертной казни. В 1851 Б. выдают в Россию как опасного государственного преступника.


Отбывал наказание в Петропавловской, затем (с 1854) - в Шлиссельбургской крепости. После смерти Николая I выслан в Сибирь на вечное поселение. В 1861 бежал из ссылки через Японию в Америку, затем перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом. С середины 1860-х занялся разработкой анархической доктрины.


С 1868 - член I Интернационала, из которого исключен в 1872 на Гаагском конгрессе. В эти годы Б. являлся одним из основных оппонентов Маркса. После поражения Парижской коммуны отошел от активной политической деятельности. Основные сочинения: "Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика" (1838), "О философии" (1840), "Реакция в Германии" (1842), "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1871), "Государственность и анархия" (1873), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена), "Бог и государство" (не закончена), "Исповедь" (написана в заключении) и др.

Во второй период своего творчества Б. предложил анархическую версию философии действия, построенную на отрицании всего существующего порядка. В марксизме Б. видел главным образом "материализм экономический", игнорирующий социальные инстинкты человека. Разумная трудовая деятельность людей переводит их, по Б., из сферы биологического в сферу общественного.


Как часть природы, человек должен повиноваться ее законам, но социальную действительность люди творят сами. Цель социального прогресса (см.) и его базовый критерий - постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества - государство (см.), созданное меньшинством для господства над большинством. Государство, по мнению Б., - антипод гражданского общества. Власть опирается на фикцию Бога. В своей идейной эволюции Б. проделал путь от имманентной "новой религии" (религии жизни и деятельности, иначе - "дела"), в которой борются откровение и рассудок, между которыми действует мысль, преобразующая рассудок в разум, до полного отрицания религии и дискредитации ее как социального института и культурного феномена. "Если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб; но если человек может и должен быть свободен, то, значит, Бога нет". Отсюда, религия - второе основное препятствие в движении человека к свободе. В конечном итоге, Б. стал трактовать религию как вид "коллективного сумасшествия", а церковь - как разновидность "небесного кабака".


Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. По Б., власть обладает уникальным свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров. Всякая форма легитимного политического поведения, по мнению Б., лишь укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт. Революция, согласно Б., "закроет кабаки и церкви, развращающие душу и тело призрачными радостями". Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство, как главные препятствия на пути свободы.

Антиавторитарные формы жизни Б. трактовал как неизбежное будущее человечества. Идеал Б. - созданная исключительно "снизу вверх" свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций - был явно утопичен. В России Б. абсолютизировал социальный потенциал общинной артели с ее идеей "права на землю" и "социалистическим инстинктом". Полагал, что русскому народу присущи "наивное чувство братства" и "любовь к огню". Пожар из России призван, по Б., уничтожить мировую цивилизацию буржуазного типа и заменить ее свободным союзом народов на основаниях автономии и федерализма.

В.Л.


Абушенко, А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАЛИНТ

Сообщение психологический словарь » Ср авг 12, 2009 8:56 am

БАЛИНТ (Balint) Майкл (1896—1970) — венгерско-английский психиатр и психоаналитик. Д-р медицины (1920) и биохимии (1923). Профессор. Родился в Будапеште. После получения медицинского образования занимался исследованиями в области биохимии в Германии. Изучал и прошел дидактический психоанализ у К. Абрахама и Г. Сакса. Занимался теоретическим и практическим психоанализом. Работал с М. Клейн. В 1924 г. вернулся в Венгрию. Работал с Ш. Ференци. Принимал участие в организации Будапештского психоаналитического ин-та и поликлиники. С 1937 г. был директором Будапештской психоаналитической клиники. В 1939 г. переехал в Англию. Был удостоен ученой степени по психологии в Манчестерском ун-те. Сотрудничал с Британским психоаналитическим обществом. В 1948—1953 гг. занимался преимущественно проблемами семьи. В 1950 г. был профессором ун-та в Цинциннати.


Исследовал проблемы нарциссизма, регрессии, психоаналитической техники, характера, любви, психоаналитической теории, психоаналитического образования и др. Был одним из пионеров и лидеров групповой психотерапии и группового психоанализа. Осуществлял групповую психотерапию и групповой психоанализ в специально организованных им "группах Балинта". Автор книг "Любовь и психоаналитическая техника", 1952; "Врач, его пациент и болезнь", 1957; "Проблемы удовольствия и поведения человека", 1957; "Восхищение и регрессия", 1959; и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА

Сообщение психологический словарь » Пт авг 14, 2009 3:39 pm

Балинтовская группа — метод групповой тренинго-исследовательской работы, получивший название по имени своего создателя — М. Балинта, проводившего с 1949 г. в клинике Тависток в Лондоне дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами. Центральный объект исследования в классической Б. г. — отношения "врач — пациент". В группу входят 8—10 лиц, работающих в одном или различных медицинских учреждениях, но желательно не связанных служебно-иерархическими отношениями.


Группа может объединять людей с различным стажем работы (желательно, чтобы стаж работы был более трех лет). Основным принципом формирования группы является добровольность объединения профессионалов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи. Работа в группе может осуществляться в течение 2—3 лет. В этом случае занятия проводятся несколько раз в месяц.


Если группа сформирована из слушателей краткосрочного учебного семинара, занятия могут быть ежедневными или с интервалом в несколько дней, но общее их количество должно соответствовать числу участников. По желанию группы занятия могут фиксироваться с помощью видеокамеры или магнитофона. Руководитель Б. г. специально приглашается для этой работы или избирается участниками. Предметом анализа в группе являются обсуждения случаев из практики ее членов. Это могут быть "трудные" эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить врача; текущие случаи и возможные терапевтические ситуации, даже возможность возникновения которых волнует врача.


Каждое занятие посвящается конкретному случаю, о котором докладывает участник группы. Рассказ строится в свободной форме, говорящего не ограничивают во времени и не перебивают.


Группа и докладчик пытаются определить суть отношений "врач — пациент" посредством комментариев и свободных ассоциаций идей по поводу обсуждаемого случая. Ведущий помогает сформулировать вопросы по изложенному материалу таким образом, чтобы они были центрированы на взаимоотношениях врача и пациента, а не на технических деталях лечебного процесса.

Он помогает проинтерпретировать различные уровни отношений: как пациент сообщает о себе и своей болезни, как врач делится со своими коллегами переживаниями в отношении этого пациента; как врач пытается понять скрытый смысл сообщения пациента в контексте ситуативного момента; как стараются его коллеги добиться понимания отношений "врач — пациент" в контексте своих реакций на сообщение коллеги. Неосознанные аспекты отношений, возникающие из "переноса", проявляются врачом как в его отношениях с пациентом, так и в отношениях с коллегами. Б. г. нацелена на новый способ сенситивного слушания, способствует более глубокому восприятию участниками собственной личности (собственного "Я").

Наряду с классической Б. г. существуют ее варианты. Б. г. со структурируемыми этапами: (а) доклад рассказчика, (б) вопросы к рассказчику, всем участникам по кругу дается право задавать уточняющие вопросы; важно, чтобы они не подменялись советами, (в) все участники группы по кругу должны дать свои ответы на все поставленные задачи, поощряются свободные ассоциации "аналогичного случая"; ведущий следит за центрированностью обсуждения на взаимоотношениях "врач — пациент", оказывает рассказчику эмоциональную поддержку. Для блокирования обычной групповой динамики запрещается критика ведущего, не поощряются высказывания о рассказчике, базирующиеся на ситуации "там и тогда"; (г) в конце обсуждения ведущий предоставляет слово рассказчику для обратной связи. Опыт Б. г., первоначально ориентированной на врачей общесоматической практики, в дальнейшем распространился и на подготовку психотерапевтов. Работа в такой Б. г. направлена на (1) повышение компетентности в профессиональном межличностном общении, (2) осознание личностных "слепых пятен", (3) психопрофилактику участников группы, основанную на возможности проработки "неудачных" случаев в ситуации коллегиальной поддержки, в атмосфере психологической безопасности. Метод Балинта оказался полезным для повышения квалификации медицинского персонала, учителей, социальных работников, семейных консультантов, юристов и представителей других профессий, ориентированных на межличностное общение.

Г. Л. Исурина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАНДУРА

Сообщение психологический словарь » Чт авг 20, 2009 7:20 am

БАНДУРА (Bandura) Альберт (1925—1988) — канадско-американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил ун-т в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение клинической психологии в ун-те Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Стэнфордском ун-те в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессора социальных наук в области психологии. Здесь познакомился с трудами Дж.


Миллера и Дж. Долларда, значительное влияние на него также оказал К.У. Спенс. Начав с методологии "стимул-реакция", Б. пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом.


При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий.


К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения) и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения.


Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии.

Первоначально Б. под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической, реакцию на фрустрацию. Однако затем убедился, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых.


В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии. Проводя исследование на маленьких детях, в котором им показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, Б. обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований он пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. Б. автор психотерапевтического метода "систематической десенсибилизации". В рамках традиции изучения личности вклад Б. заключается прежде всего в том, что в его экспериментальных исследованиях в центре внимания оказывается не изучение обобщенных черт характера, но исследование ситуационно специфических форм поведения.

Автор трудов: "Social Learning and Personality Development, N.Y., 1965 (совм. с R.H. Walters), в рус. пер.: (частично) "Принципы социального научения" // "Современная зарубежная социальная психология", М., 1984; "Psychotherapy based upon modeling principles" / A.E. Berdin (ed.) et al, "


;Handbook of psychotherapy and Behavior change", N.Y., 1971; "Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change" / Psychological Review, 1977, 84; "Self-referent thought: A development analysis of self-efficacy" / Flavell J.H. (ed.), Ross L, "Social cognitive development: Frontiers and possible futures", N.Y., 1981; " Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory", 1986.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАРАНОВСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Пт авг 21, 2009 10:47 pm

БАРАНОВСКИЙ Николай Александрович (р. 1949) - белорусский социолог и юрист. В 1972 окончил юридический факультет Белгосуниверситета. В течение трех лет работал в органах прокуратуры. В 1978 окончил очную аспирантуру Института государства и права АН СССР в г. Москве. Под научным руководством академика Кудрявцева В.Н. в 1978 защитил кандидатскую диссертацию по теме


"Социальные потребности личности и преступное поведение" по специальности "уголовное право и криминология". Работа имела междисциплинарный характер и была выполнена в контексте интеграции права, социологии и психологии. С 1979 Б. работает в Национальной Академии наук Беларуси, в настоящее время в Институте социологии и социальных технологий заведующим сектором социологии права и государственного управления.


Одновременно работает в должности профессора криминологии Белорусского нститута правоведения. В 1993 защитил докторскую диссертацию по социологии на тему "Социальные и личностные детерминанты отклоняющегося поведения".

Область научной деятельности Б.: социология права, криминология, виктимология (см.), социология личности и девиантного поведения. Имеет более 30 научных публикаций, в том числе монографии "Борьба с пьянством как антисоциальным явлением" (1986), "Социальные и личностные детерминанты отклоняющегося поведения" (1993) и учебное пособие "Введение в виктимологию" (2002).


Научные публикации последних лет посвящены проблемам профилактики девиантного поведения молодежи, виктимологической политики, противодействия торговле людьми и проституции. По грантам БРФФИ Б. выполнял фундаментальные исследования по следующим темам: "Социальная реабилитация молодых правонарушителей и молодежи из групп социального риска", "Предупреждение виктимизации, защита прав и оказание помощи жертвам преступлений", "Стратегия эффективного социального контроля преступности и защиты граждан от преступлений". В настоящее время занимается научными исследованиями проблем оптимизации социально-правового контроля преступности и другого девиантного поведения, предупреждения наркомании, торговли людьми, насилия в отношении женщин и проституции в Беларуси.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БАРДИН

Сообщение психологический словарь » Чт авг 27, 2009 5:01 am

БАРДИН Кирилл Васильевич (1929—1995) — российский психолог, специалист в области психофизики, общей и педагогической психологии. Автор концепции субъектной психофизики. Д-р психологических наук (1976).


Закончив отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1954), начал свою научную деятельность в ИП АПН СССР под руководством П.А. Шеварева. С 1972 г. перешел в ИП АН СССР. В последние годы являлся гл. н. с. ИП РАН. Первые экспериментальные исследования Б. посвящены формированию учебной деятельности, разработке понятия "предмета усвоения". Развивая теоретические идеи С.В. Кравкова и А.В. Запорожца о влиянии произвольной регуляции человеком своей сенсорной деятельности на ее результаты, Б. изучал онтогенез цветового зрения в период школьного детства. Выявил способы сенсорной деятельности человека и их влияние на пороговые показатели, призванные измерять "чистую чувствительность". Б. написана первая на русском языке монография по проблемам и методам психофизики (1976), разработана и экспериментально обоснована зонная теория пороговой области (одновременно с М.Б. Михалевской).


Был обнаружен психологический феномен повышения чувствительности в результате извлечения наблюдателем из сенсорной информации о простом сигнале признаков других модальностей и построения его целостного предметного образа. На этой основе им была разработана концепция переорганизации сенсорного пространства. В последующих исследованиях, анализируя теоретико-экспериментальные исследования, накопленные в отечественной психофизике в 1970—1980-е гг., Б. выявил влияние собственной активности человека (в сенсорных измерениях) на получаемые результаты. Это оказалось возможным на основе использования категории "субъекта" в силу ее системного характера — интеграции в себе многообразных форм психической активности. Объединив перечисленные выше линии отечественных исследований, Б. обосновал особое научное направление: субъектную психофизику ("Начала субъектной психофизики". 1993, в соавт. с Ю.А. Индлиным).


Данный подход получил развитие в работах последователей Б. Экспериментальные материалы субъектной психофизики послужили одним из оснований для последующей разработки субъектного подхода в психологии, например в работе А.В. Брушлинского "Проблемы психологии субъекта", (1994).

И.Г. Скотникова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Angel X, Алексище, cooler462, Син, DeepShadow, dlareme, Еdge, Exabot [Bot], GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, HufflepuffVulcan, Istanaro, Kaith, Kарина, kurlemushe, Kuvaldos, matanya, Mr. Zadiraines, Rambler [Bot], Грим, SeaSoul, sittoha, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Кора_дуба, Пономарь, на лошади весёлой