Б

БОДАЛЕВ

Сообщение психологический словарь » Пн июл 19, 2010 6:08 am

БОДАЛЕВ Алексей Александрович (р. 1923) — российский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, социальной перцепции и психологии общения. Ученик Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева. Д-р психологических наук (1966), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1976—1986). Д. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР (1986—1989). Д. чл. РАО (с 1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течении двух сроков (1980—1988) представлял отечественную психологию в Ассамблее международной ассоциации научной психологии. В разное время — чл. редк. журналов "


;Вопросы психологии", "Психологический журнал", "Мир психологии". Отв. ред журнала "Вестник МГУ. Серия 14. Психология" (1979—1986). Участник ВОВ.


Награжден медалями: "За оборону Ленинграда" (1943), "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1946), "За Победу" (1946), медалью им. Г.К. Жукова (1999), медалью им. К.Д. Ушинского. Орденом "Трудового Красного знамени" (1983); орденом Дружбы (1999). Окончил отделение психологии философского фак-та ЛГУ (1950), в котором затем преподавал, пройдя путь от ассистента до зав. кафедрой общей психологии (1969—1976) и декана фак-та психологии (1972—1976). В 1953 г. защитил канд. дис., а в 1966 — докт.: "Восприятие и понимание человека человеком". В 1976 г. переехал в Москву, работал в АПН СССР.


Одновременно в НИИ ОиПП АПН СССР организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. В 1979 г. организовал психологическую консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. С 1979 по 1986 Б. — декан фак-та психологии МГУ им. Ломоносова и зав. кафедрой общей психологии. С 1989 г. по 1993 г. — зав. лабораторией Психологии общения ПИ РАО. С 1993 года — гл. н. с. ПИ РАО и одновременно профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии фак-та психологии МГУ.


С 2000 — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Начиная с 1960-х гг., Б. одним из первых в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга.


>Итогом этой работы явились книги "Восприятие человека человеком" (1965) и "Формирование понятия о другом человеке как личности" (1970), в которых прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые выступают в качестве субъектов познания, — с другой.


В этих же работах была прослежена роль факторов пространства и времени в формировании образа другого человека, изучено влияние социальной ситуации, в которой взаимодействуют люди, и задач деятельности, к выполнению которой они привлечены. В последующих работах — "Личность и общение" (1983), "Общение и развитие психики" (1988), "Психология межличностного общения" (1994) — познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального компонента общения.


Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии, были выявлены колебания в эффектах их проявления, зависящие от основных ценностных ориентаций личности, от выполняемой ею в совместной деятельности с другими людьми роли, от отмечаемых в ее Я-концепции особенностей.


Специальное направление в этом цикле работ составили исследования психологических трудностей общения и поиск практических путей и способов их преодоления. Следующий блок работ, выполненный Б., связан с дальнейшей реализацией концепции В.Н. Мясищева, согласно которой личность есть ансамбль отношений.

С этих позиций им была написана книга "Психология о личности" (1989) и осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогов по разработке и проверке программы "Школа как воспитательная система". Последующий цикл исследований Б. связан с определением содержания и предмета акмеологии — нового, с его точки зрения, научного направления, возникающего на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии ("Акмеология как учебная и научная дисциплина", М., 1993). Автор монографий: "Вершина в развитии взрослого человека: основные характеристики и условия достижения", (1998); "Как становятся великими или выдающимися?", (в соавт., 2002); "Психология общения", (3-е изд., 2002); "Акмеология" (учебник для вузов, 2002). Большое количество научных работ Б. опубликованы за рубежом — в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и др. странах.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОДРИЙЯР

Сообщение психологический словарь » Чт июл 22, 2010 8:58 am

БОДРИЙЯР (Baudrillard) Жан (р. в 1929) — французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: "Система вещей" (1968), "К критике политической экономии знака" (1972), "Зеркало производства" (1975), "Символический обмен и смерть" (1976), "В тени молчаливого большинства" (1978), "О совращении" (1979), "Симулякры и симуляции" (1981), "Фатальные стратегии" (1983), "Америка" (1986), "Экстаз коммуникации" (1987), "Прозрачность Зла" (1990), "Год 2000 может не наступить" и др. Оригинальный философский дискурс Б. представляет из себя гиперкритицизм, тотальную сверхкритическую критику. Его стиль и письмо скорее можно отнести к интеллектуальной прозе и модной литературе, нежели чем к академической философии, что нередко рассматривалось как повод стигматизировать его идеи как маргинальные и псевдо-, нефилософские. Б. преподает в Парижском университете, читает лекции в университетах Европы, США и Австралии. Всегда рациональный "дискурс вещей" (товаров) и их производства, дискурс объекта потребления как знаковой функции структурирует, по Б., поведение человека ("дискурс субъекта").


Не потребности являются основанием для производства товара, а наоборот — машина производства и потребления производит "потребности". В акте потребления потребляются не товары, а вся система объектов как знаковая структура. Вне системы обмена и (у)потребления нет ни субъекта, ни объектов. Объект потребления как таковой конституируется тем, что потребность подвергается рациональному обобщению; а также тем, что товар артикулирует выражения из дискурса объектов, предшествующего их "отовариванию" и приобретению ими меновой стоимости. "Язык" вещей классифицирует мир еще до его представления в обыденном языке; парадигматизация объектов задает парадигму коммуникации; взаимодействие на рынке служит базовой матрицей для языкового взаимодействия.

Субъект, чтобы остаться таковым, вынужден конструировать себя как объект, и эта "система управляемой персонализации" осознается потребителем как свобода — свобода владеть вещами. Б. считает, что быть свободным в обществе потребления, на самом деле, означает лишь свободно проецировать желания на произведенные товары и впадать в "успокоительную регрессию в вещи". Нет индивидуальных желаний и потребностей, есть машины производства желаний, заставляющие наслаждаться, эксплуатирующие наши центры наслаждения.


.Объекты есть категории объектов, тирания которых задает категории личности. Места в социальной иерархии помечены/означены обладанием вещами определенного класса. Знаковый код — всегда обобщенная рациональная модель — и снятый в нем принцип эквивалентности монопольно организуют поля власти и порядка.


Потребление — это тоже своего рода бизнес, труд, когда мы инвестируем собственные смыслы и значения в систему дискурса объектов. В самом акте потребления, в "волшебстве покупки" совершается, по Б., бессознательное и управляемое принятие всей социальной системы норм. Дискурс объектов как парадигма языка, коммуникации и идентичности вытеснил символический обмен — тот социальный институт, который в архаических обществах определял поведение и коммуникацию до и без всякого осознания и рационализации. Символический обмен выстраивается относительно субъекта и символов его присутствия; принципом интерактивности здесь является не симметрия эквивалентного обмена, а асимметрия дара, дарения, жертвоприношения — т.е. принцип неравенства или амбивалентности. Потребительская стоимость и ее функциональная, жизненно-практическая основа в фатальном жесте отрицания подменяются меновой — т.е. рыночной, фундированной принципом эквивалентности: все равно абстрактному эквиваленту денег, все рационально обобщается до эквивалентности. Однако далее и этот "фетишизм потребительской стоимости", также известный в марксистской политэкономической теории как проблема отчуждения, становится жертвой диктатуры знаковой стоимости, подпадая под "монополию кода" (торговая марка, стэндинг).

Объект становится единством знака и товара; отныне товар — это всегда знак, а знак — всегда товар.


Знак провоцирует отчуждение стоимости, смысла/означаемого, референта, а значит реальности. В дискурсе рекламы, организующем приобретение вещи через приобретение ее смысла и управление желаниями, воображаемое и бессознательное переходят в реальность. Эту работу проделывает знак, однако при этом он сам производит свои референты и значения; мир и реальность, согласно Б., — отражения означающего, его эффекты, его своеобразные фантазматические модусы. И теперь отчуждение уже исчерпало себя — наступил "экстаз коммуникации", как позже отметит Б. В этом пункте Б. радикально критически расходится со структурализмом и марксизмом: в знаковой форме стоимости доминирует означающее, что разрушает основную структуралистскую пару означаемое/означающее; политэкономические формулы стоимости перестают работать в мире диктатуры знака. Б. подчеркивает, что знаки в принципе стремятся порвать со значениями и референциями, что они стремятся взаимодействовать только между собой. Вся эта знаковообъектная машина обосабливается в самодостаточную систему, которая в пределе стремится поглотить вселенную.


Система порождает свое иное, своего Другого. Цензура знака отбрасывает и вытесняет смерть, безумие, детство, пол, извращения, невежество. Именно эту монополию кода стремится захватить идеология, полагает Б. Поэтому идеология не есть форма ложного сознания, как ее рассматривает марксизм.


Идеологический дискурс досознателен, он достигает высшей точки рационализации и обобщения, колонизируя все уровни знакового кода. Он, как и сами коды, порождает коннотации, а не денотации; он паразитирует на мультипликации знаков, он — уродливый мутант, экскремент, всегда исчезающий остаток. Поэтому, строго говоря, здесь уже нельзя даже вести речь об идеологии. Б. приходит к выводу, что идеологии больше нет — есть лишь симуляция. В результате непрерывной эксплуатации языка кода в качестве инструмента социального контроля к концу 20 в. знаки окончательно отрываются от своих референтов и получают полную автономность сигналов — "симулякров", воспроизводящих и транслирующих смыслы, неадекватные происходящим событиям, и факты, не поддающиеся однозначной оценке.

По мысли Б., произошла "истинная революция" — революция симуляции знака-кода (симулякра), закрывшая повестку дня двух предшествующих (тоже "истинных" — в отличии от пролетарской) революций — революции просимулякров "подделки" Ренессанса и "производства" индустриального века. Утрачивают свою состоятельность как симулякры-подделки эпохи Возрождения — т.е. принципы традиции, касты, естественного закона, сакрального и религии, так и симулякры-продукция индустриальной революции — принципы эквивалентности, авангарда, класса, идеологии, труда и производства. Закрыта, согласно Б., и повестка дня теорий, рожденных индустриализмом: антропологии, политэкономии, структурализма, семиотики, психоанализа, которые лишь маскировали террор системы, создавали ей "алиби".


Восшествие симулякра стирает и сам механизм революции, а взамен симуляция порождает мир катастроф. Концептуальная реверсия гиперкритики адресуется Б. и самому себе, идеям своих ранних работ: системы объектов больше нет, есть "операциональная белизна" имманентной функциональной поверхности операций и коммуникаций — медиум-симулякр насилует реальность, утрата объекта становится аллегорией смерти. Симулякр у Б. "превзошел" историю: он создал "массы" (вместо классов) и они остановили исторический процесс. "Массы" — молчаливое большинство, черная дыра, поглощающая социальное; они тяготеют к физической и статистической форме, одновременно не социальной и сверхсоциальной, совершенно социальной. Они не могут быть управляемы никакой политической властью, но массы порождают иллюзии власти, иллюзии быть властью; функционирование всех современных систем привито на теле этого смутного существа масс.


Массы нигде, никем и ничем не могут быть представлены. Они существуют помимо и вне демократической репрезентации; они парадоксальным образом сочетают в себе сверхуправляемость и катастрофическую угрозу тотальной дерегуляции. Их невозможно сбить с пути или мистифицировать, ведь они никуда не движутся и ничем не заняты.

Они поглощают всю энергию и информацию, растворяя при этом все социальное и все антисоциальное. Массы дают тавтологичные ответы на все вопросы, ибо на самом деле они молчат — они безмолвны, как звери. Наивно полагать, считает Б., что массы созданы манипуляциями средств массовой информации.


Массы сами по себе являются сообщением ["mass(age) is the message"].


Вероятно, массы превосходят в этом СМИ, но в любом случае и те и другие находятся в одном общем процессе.


СМИ — это своего рода генетический код, управляющий мутацией реального в гиперреальность; он, следовательно, не реализует функцию социализации, а, напротив, излучает социальное в черную дыру масс, за счет чего последние набирают критический "вес" и парадоксальным образом обращают систему в гиперлогику амбивалентности, заставляя ее давать всегда больше и принуждая себя всегда больше потреблять — все что угодно ради какой угодно бесполезной и абсурдной цели. Симулякр формирует среду прозрачности, где ничего не может быть утаено или сокрыто. Все, наоборот, становится сверхвидимым, приобретает избыток реальности. Б. называет это гиперреальностью. Она порождена "техническим безумием совершенного и сверхточного воспроизведения" (образов, звуков и пр.). Бесконечная репродукция, микродетализация объектов, превращение их в модельные серии — вот определение "реального" как гиперреальности.


Здесь реальные объекты дереализуются и абсорбируются симулякрами. Вещи теперь слишком правдивы, слишком близки, слишком детально различимы (детали пола порнографии, атомы звука в квадрофонии и пр.); они выведены в сверхочевидность галлюцинации деталей. Прозрачность упраздняет дистанцию, в жадной "прожорливости взгляда" мы сливаемся с объектом в непристойной близости. Поэтому в гиперреальности безраздельно царствует новая непристойность: "Это какой-то раж... стремление все вывести на чистую воду и подвести под юрисдикцию знаков... Мы погрязли в этой либерализации, которая есть ни что иное, как постоянное разрастание непристойности. Все, что сокрыто, что еще наслаждается запретом, будет откопано, извлечено на свет, предано огласке и очевидности". Непристойность означает гипер-представленность вещей.

Именно в непристойности Б. видит суть социальной машины производства и потребления, поэтому именно вокруг непристойного в псевдосакральном культе ценностей прозрачности выстраиваются ритуалы коллективного поведения. Мы, отмечает Б., поглощены гиперреальностью, а значит ввергнуты в непристойность.


Гиперреальность и непристойность характеризуют фатальный и радикальный антагонизм мира. Ни диалектический или любой иной синтез, ни эквивалентность или тождество, но радикальная амбивалентность оппозиций создает мир симулякров и катастроф.


Все стремится вырваться за пределы, стать экстремальным; все захвачено симулякром и превращено в бесконечную собственную гипертрофию: мода — более прекрасна, чем само прекрасное; порнография более сексуальна, чем сам секс; терроризм — это больше насилие, чем само насилие; катастрофа более событийна, чем само событие. Это более не трагедия отчуждения, а экстаз коммуникации. Войдя в это экстатическое состояние, пережив экстремальное свершение, все в мире гиперреальности, согласно Б., перестает быть собой. Вселенная становится холодной и объектной; на ее сцене больше невозможен спектакль — в лучшем случае состоится банальная церемония; порнография сменила сексуальность; насилие замещено террором; информация упразднила знание. Амбивалентность катастрофы обозначает границы кода — это смерть.


Нет более никакой диалектики, есть движение к пределу и за предел — к смерти. Главный актор этой культуры катастроф — средства массовой информации и современных телекоммуникаций, экран как поверхность знака, компьютер и передовые технологии, молчаливое большинство масс.


Параноидального субъекта индустриальной эпохи "стирает" новый субъект-шизофреник, "больной" шизофренией имманентной распущенности, что вовсе не означает для него потерю реальности в клиническом понимании шизофренических расстройств. Наоборот, речь идет о полном гипер-контакте с объектами, перманентной гиперблизости миру. Шизофреник "становится чистым экраном, чистой абсорбирующей и ресорбирующей поверхностью...". Его тело постепенно превращается в искусственный протез, бесконечную серию протезов, позволяющих продлевать тело до бесконечности.

Субъект и его тело подвергаются трансмутации в гиперрепродуктивной модели клона-двойника.


Двойник — таков совершенный протез, симулякр тела. В абсурдной логике амбивалентности шизосубъект — атом молчаливого большинства масс — гипертрофирует свое частное пространство и живет в своей приватной телематике: в повседневности каждый видит себя на орбите своей суверенной, изолированной и закрытой жизни в скафандре=машине, сохраняющей достаточную скорость, чтобы не сойти с орбиты.


Поэтому здесь мы существуем как адресаты, терминалы сетей, тогда как креативная игра субъекта-демиурга, актора-игрока уже сыграна. Согласно Б., "банальная стратегия" контроля рационального или ироничного субъекта над объектом более невозможна. Шизофрения не оставляет выбора: в нашем распоряжении только "фатальная стратегия" перехода на сторону объекта, признания его гениальности и его экстатического цинизма, вхождение в игру по его правилам. Объект должен нас совратить, а мы должны отдаться объекту.

Очарование "совращения" и бессмысленности аннулирует метафизический "принцип Добра". Фатальная стратегия следует "принципу Зла", который находится вне логики стоимости и исключает позицию и категории субъекта — причинность, время, пространство, целеполагание и т.д. Следовать фатальной стратегии в "прозрачности Зла" и требует постмодерный мир, который Б. характеризует как состояние "после оргии". Оргия закончена, все уже сбылось, все силы — политические, сексуальные, критические, производственные и пр. — освобождены, утопии "реализованы".


Теперь остается лишь лицедействовать и симулировать оргиастические судороги, бесконечно воспроизводить идеалы, ценности, фантазмы, делая вид, что этого еще не было. Все, что освобождено, неизбежно начинает бесконечно размножаться и мутировать в процессе частичного распада и рассеивания. Идеи и ценности (прогресса, богатства, демократии и пр.) утрачивают свой смысл, но их воспроизводство продолжается и становится все более совершенным. Они расползаются по миру как метастазы опухоли и проникают везде, просачиваясь и друг в друга. Секс, политика, экономика, спорт и т.д. теперь присутствуют везде и значит нигде. Политика сексуальна, бизнес — это спорт, экономика неотличима от политики и т.д.


Ценности более невозможно идентифицировать, культура стала транскультурой, политика — трансполитикой, сексуальность — транссексуальностью, экономика — трансэкономикой. Все подверглось "радикальному извращению" и погрузилось в ад воспроизводства, в "ад того же самого". Другой как принцип различения стал знаком-товаром на рынке, стал ресурсом рыночной игры отличий, стал сырьевым ресурсом, который уже исчерпан. На место Другого, по мысли Б., возведен Тот же самый (=объект) — главный участник Оргии, которого мы старательно маскируем под Другого.


>На симулякре Другого, на теле Того же самого паразитируют и вынашивают свое могущество машины: сверхскоростной и сверхпродуктивный аутичный разум-мутант компьютеров так эффективен потому, что он "отключен от Другого". Как полагает Б., нет больше сцены, нет спектакля, нет иллюзии, нет Другого, который единственный "позволяет мне не повторяться до бесконечности". По Б., "между тем, все наше общество с присущими ему антисептическими излияниями средств коммуникации, интерактивными излияниями, иллюзиями обмена и контакта нацелено на то, чтобы нейтрализовать отличия, разрушить Другого как естественное явление. При существовании в обществе средств массовой коммуникации оно начинает страдать аллергией на самое себя... Весь спектр отрицаемых отличий воскресает в виде саморазрушительного процесса.


И в этом тоже кроется прозрачность Зла. Отчужденности больше не существует. Нет Другого, который ощущался бы нами как взгляд, как зеркало, как помутнение. С этим покончено". Мир культуры Запада препарируется дискурсивным симулякром гиперкритики Б. как тело гигантского полуживого и одновременно сверхактивного мутанта — бессмертного и вечно самотождественного в своей оргиастической симуляции воспроизводства. Имя и совершенное воплощение этого мутанта — Америка. По мысли Б., ничто и никто больше не приходит извне; все исходит только от нас самих. Мы не ждем гостей и чужды гостеприимства. Другие культуры очень гостеприимны, замечает Б., именно это делает их культурами, ибо гость — это всегда Другой. (См. также Бинаризм, "Логика Пер-Ноэля", Порнография, Постистория, Симулякр, Симуляция, Соблазн, Социальное.)

Д.В. Галкин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОДРОВ

Сообщение психологический словарь » Сб июл 24, 2010 8:18 pm

БОДРОВ Вячеслав Алексеевич (р. 1931) — российский психофизиолог, психолог, врач, специалист в области психофизиологии, психологии труда, профотбора. Д-р медицинских наук (1970), профессор (1980). Лауреат премии Совета министров СССР (1986). Засл. деятель науки и техники РФ (1993).


Закончил Военно-морскую медицинскую Академию в Ленинграде (1956) по специальности врач-психофизиолог. Работал в НИИ Авиационной и Космической медицины (1970—1988), в течение ряд лет являясь начальником научного управления ин-та. С 1988 г. работает в ИП РАН: в 1989—1993 гг. — зам. директора ин-та, в настоящее время — гл. н. с. Основные направления научно-исследовательской работы Б. связаны с психофизиологическим анализом трудовой деятельности специалистов, их профессиональным психологическим отбором, обучением и тренировкой с использованием технических средств подготовки; психофизиологическим изучением функциональных состояний, разработкой методов их диагностики и управления. Им были обоснованы теоретические положения и методические рекомендации по разработке системы психологического отбора специалистов ("Психологический отбор летчиков и космонавтов", в соавт., 1984).


Предложены и апробированы принципы и методы изучения, диагностики и управления измененным функциональным состоянием, а также реабилитации специалистов с функциональными нарушениями ("Психологический стресс. Развитие учения и современное состояние проблемы", 1995).

Обоснованы теоретические положения и разработаны методы и практические рекомендации по эргономическому обеспечению создания и эксплуатации техники ("Системный подход в инженерной психологии и психологии труда / под ред. Б. и В.Ф. Венды, 1992). Изучены психологические закономерности совмещенной деятельности операторов систем управления динамическими объектами; выделены принципы классификации ошибочных действий оператора и разработаны методы и критерии психофизиологической оценки их подготовленности на тренажере.

В.А. Кольцова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОДРСТВОВАНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вс июл 25, 2010 4:24 pm

Бодрствование — уровень активности мозга, достаточно высокий для активного взаимодействия организма с внешней средой — целенаправленного поведения. У человека важнейшими признаками Б. являются сознание и мышление, а у животных — условно-рефлекторная деятельность. Б. поддерживается тоническими восходящими влияниями ретикулярных структур среднего и промежуточного отделов мозга и лимбических образований. В свою очередь длительная активность ретикулярных и лимбических образований мозга создается благодаря собственной их активности и центростремительной импульсации, поступающей в головной мозг от внутренних органов, мышц, связок, кожи.

По степени активности различают: а) спокойное или пассивное Б. характеризующееся преобладанием альфа-ритмов в задних отделах неокортекса, б) активное или напряженное Б., сопровождающееся блокадой альфа-ритма и появлением бета-ритма ЭЭГ. По продолжительности различают: а) устойчивое на протяжении минут Б., б) переходное или фазическое — активация (внимание) или снижение до дремоты.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОДРСТВОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт июл 27, 2010 5:49 pm

Бодрствования нарушения — нарушение цикла "сон-бодрствование", регулируемого неспецифическими механизмами мозга (ретикулярной формацией ствола и др.). Б. н. возникает при поражении различных уровней неспецифической системы мозга, включая кору больших полушарий (особенно при поражении гипоталамической области мозга). Б. н. могут быть следствием невротического заболевания. Проявляются в виде повышенной сонливости или бессонницы, а также в виде нарушении нормальной периодичности смены сна бодрствованием. Б. н. отражает нарушения в работе "биологических часов" могут быть вызваны искусственно (например, при смене часового пояса при перелетах). Б. н. имеют возрастные особенности, компенсируются с помощью различных фармакологических воздействий, а также с помощью психотерапии.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОЙКО

Сообщение психологический словарь » Пт июл 30, 2010 10:45 am

БОЙКО Евгений Иванович (1909—1972) — российский психолог, д-р психологических наук (1963), профессор (1966). Закончил в 1931 лингвистическое отделение Московского педагогического ин-та (второго МГУ). Работал в Институте К.


Маркса — Ф. Энгельса — В.И. Ленина при ЦК ВКП(б) (1931—1936), участвовал в издании трудов классиков марксизма (хотя сам в партии не состоял). В 1945 г. перешел в Институт психологии АПН РСФСР, где с 1952 г. заведовал лабораторией и защитил докт. дис.: "Время реакции человека". Основное направление научной деятельности Б. — экспериментальное и теоретическое изучение психофизиологических механизмов высших форм психической деятельности человека (мышления, речи).


Считал, что важнейшая задача психологической науки состоит в соотнесении субъективных явлений с их материальными механизмами, в становлении объективных закономерных отношений между субъективным миром и материальными процессами мозга. В то же время подчеркивал, что в описании субъективных явлений содержится важная информация о работе мозга как материального органа и потому психология должна занять место в комплексе наук, изучающих работу нервной системы и поведение.


Особые возможности человека, по его мнению, возникают в результате функционирования так называемых динамических временных связей, составляющих суть нового принципа организации его нервной деятельности по сравнению с животными. Они образуются экстренным образом в результате взаимодействия физиологических реакций, не требуя для своего формирования процедуры "подкрепления", но имеют при этом строго детерминированные нейрофизиологические основания своего возникновения.


Вместе со связями ассоциативными ("замыкательными") динамические временные связи образуют сложные и гибкие функциональные структуры, лежащие в основе различных форм умственной деятельности человека. При их посредстве у человека осуществляются психофизиологические реакции на слово и на совместное действие словесных и непосредственных раздражителей.

Некоторые их виды стали объектом экспериментального изучения в лаборатории.


Для этой цели разработана и применена специальная методика тестирования основной, исследуемой, реакции с помощью другой, пробной, реакции, скрытые периоды которой используются как главный показатель при изучении механизмов высших психических процессов. Для реализации методики тестирующего стимула в эксперименте Б. предложил ряд технических устройств (большой, малый и портативный пульты). В ходе проведенного по этой методике цикла экспериментальных работ были получены данные, показывающие, что динамические временные связи образуются в результате как усиления одних элементов взаимодействующих функциональных структур (благодаря суммированию возбуждения в общих нейронных комплексах), так и подавления несовпадающих нейронных структур, участвующих в реакции. В результате происходят перегруппировки элементов и видоизменения структур действующих связей в соответствии с предметными ситуациями и предшествующим опытом индивида. Здесь открывается механизм появления в сознании человека новых психических продуктов, порождение информации. Концепция динамических временных связей введена Б. в контекст кибернетики и теории информации, рассматривающей не только проблему приема, передачи и переработки информации, но и условия ее порождения. Автор монографий: "Механизмы умственной деятельности (Динамические временные связи)", М., 1976; "Мозг и психика", М., 1969; "Время реакции человека", М, 1964.

Т.Н. Ушакова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОКЛЬ

Сообщение психологический словарь » Вт авг 03, 2010 2:18 pm

БОКЛЬ (Buckle) Генри Томас (1821-1862) - британский мыслитель и историк. Испытал большое влияние идей Конта (см.). Главное сочинение - незаконченная двухтомная "История цивилизации в Англии" (1857-1861).


Предпринял попытку применить к истории закон причинности в духе материализма, отвергая соответствующие гипотезы о предопределении, сверхъестественных вмешательствах либо господстве случайностей и тем самым "поднять историю на один уровень с другими отраслями знания". Особое внимание обращал на статистически значимые составляющие в поведении больших масс людей. Установил, что "все должно быть результатом двоякого действия: действия внешних явлений на дух человека и духа человеческого на внешние явления".


Разделял представления географического детерминизма, объясняя эволюцию народов влиянием ландшафта, климата, почвы, рациона питания и даже "общего вида природы". Различал ландшафты, способствующие развитию рассудка и логической деятельности (Европа), которые предзадавали подчинение природы человеку, и ландшафты, возбуждающие воображение (районы возникновения древнейших цивилизаций и пояс тропиков), которые способствовали процессу подчинения человека природе.

Пищу Б. трактовал как вторичный фактор, зависящий от климата и почвы, при этом "почвой обусловливается вознаграждение, получаемое за данный итог труда, а климатом - энергия и постоянство самого труда". Главным фактором исторического развития считал умственный прогресс и накопление практических знаний и умений людей. "Умственный фактор" трактовал как "истинный двигатель" общественной эволюции, что "может быть доказано двумя различными путями: во-первых, тем, что если не нравственное начало движет цивилизацией, то остается приписать это действие одному умственному; а во-вторых, тем, что умственное начало проявляет такую способность все обхватывать, которая совершенно достаточно объясняет необыкновенные успехи, сделанные Европой в продолжении нескольких столетий". Б. признавал важную роль безграничной "энергии человека" в сравнении с ограниченностью ресурсов природы. Прогрессизм и научная основательность Б. сделали его труды весьма популярными (но только кратковременно - лишь в третьей четверти 19 в.).

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОЛДУИН

Сообщение психологический словарь » Ср авг 04, 2010 5:05 am

БОЛДУИН (Baldwin) Джеймс Марк (1861—1934) — американский психолог, социолог, философ конца XIX — начала XX в. Сфера интересов: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Автор теории генетической эпистемологии.


Образование получил в Принстонском ун-те (бакалавр, 1884; магистр, 1887; д-р философии, 1889). В последствии — почетный д-р ряда зарубежных ун-тов (в Оксфорде — 1900; Женеве — 1909; почетный д-р права Университета Глазго — 1901 и др). В 1987 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической Ассоциации (APA). Профессиональную деятельность начал в Принстонском ун-те в должности преподавателя французского и немецкого языка (1886—1887). После защиты докт. дис. (1887) Б. — профессор философии ун-та


Лэйк-Форест (1887—1889), затем профессор логики и метафизики Торонтского ун-та (1889—1893), где организовал экспериментальную психологическую лабораторию. В 1893—1903 г.г. — профессор психологии Принстонского университета. С 1903 по 1909 г. — профессор философии и психологии ун-та Джона Хопкинса, где в организованной им экспериментальной лаборатории велись известные исследования времени "запечатления" и визуальных иллюзий, публиковались переводы и обзоры по новой эмпирической психологии. Однако с 1903 интерес Б. к эмпирическим исследованиям угасает. Он разделяет точку зрения У.


Джеймса, убежденного в неспособности бесчисленных психологических лабораторий решать серьезные психологические проблемы, и обращается к философскому и социологическому подходу в психологии. В 1903 г. Б. пишет полемические статьи о детском развитии и по проблемам социальной психологии. В последние годы работы в ун-те Дж. Хопкинса трудится над теорией, получившей теперь название "генетической эпистемологии". Хотя многие исследователи взглядов Б. на психологию считают, что он занимался возрастной психологией в современном ее понимании, в действительности он был движим фундаментальными философскими проблемами, в основном касавшимися приобретения знаний и типологии знания.


>Это привело его к эпистемологии, синтезировавшей законы индивидуального развития с эволюционными концепциями XIX века (биогенетический закон). Главным достижением Б. было введение понятия "круговой реакции", предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Исходя из этого, Б. развил социальную возрастную психологию, даже более радикальную, чем принятую у Дж.Г. Мида и Ч.Х. Кули: "Индивидуум — социальный результат, а не социальная единица", — считал он. Эпистемология была описана им как "наследство социума", а мышление — как избирательный процесс, протекающий на основе социально определенных форм знания.("Genetic Theory of Reality", Plenum. 1915). Б. стоял у истоков развития социальной психологии в Америке: утверждал необходимость диалектического подхода к анализу духовного развития, т. е. изучению личности с социальной точки зрения и изучению общества с точки зрения личности; отмечал, что и социальная среда, и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, т. к. в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, всех учат одинаковым нормам поведения, моральным законам и т. п., но тем не менее у них могут проявляться различия в скорости усвоения знаний, в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе и т. п.; доказывал, что процесс социализации влияет на формирование самооценки. ("Social and Ethical Interpretations in Mental Development". 1897). С позиций общественных норм и ценностей Б. рассматривал и такие понятия, как одаренность и гениальность.


Для него в исследовании одаренности важно было не только изучить интеллектуальные различия между нормальными и одаренными, но и проанализировать, насколько одаренность данного человека принимается обществом. Т. о., гений и общество должны быть согласны относительно пригодности и правильности новых мыслей, их соответствия общественным ценностям.

Исходя из такой оценки одаренности, Б. настаивал на необходимости общественного воспитания и обучения всех детей, в частности обучения игре. Он одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее не только как форму "предупражнения", но и как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Эти идеи Б. обобщил в трехтомном труде "Генетическая логика" ("Thought and Things or Genetic Logic", vol. 1—3. 1906—1911), где обосновал концепцию познавательного развития ребенка, стадии развития, влияние социального окружения на познавательное развитие ребенка. Его идеи оказали влияние на формирование концепции Ж. Пиаже, который обучался в Женевском ун-те у одного из ближайших друзей Б. — Э. Клапареда. В истории психологии Б. известен также как организатор науки: им основаны такие авторитетные издания, как "


;Психологическое обозрение", "Психологические монографии", "Психологический бюллетень" (совместно с Дж.М. Кэттеллом).

Изданный в 1901—1906 годах под его редакцией "Словарь философии и психологии" (Dictionary of Philosophy and Psychology". Vol. 1—4) был значительным научным событием того времени и неоднократно переиздавался. Научные труды Б. переводились на многие иностранные языки. Однако в 1919 г. его научная карьера нелепо оборвалась. Он переехал в Париж, был профессором Высшей школы общественных наук, но к концу жизни был совсем забыт психологами. Тем не менее последние споры о философских основаниях психологии возрождают интерес к его научному наследию. Кроме упомянутых Б. издал еще ряд фундаментальных трудов: "Mental Development in the Child and Race". 1895; "Handbook of Psychology" / Vol. 1—2, 1889—1991; "History of Psychology" / Vol. 1—2, 1913. В рус. пер. издано: "


;Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Методы и процессы", М., 1911; "Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии", М., 1913; "Психология и ее методы: психология генетическая, физиологическая, экспериментальная, педагогическая и социальная". Спб., изд-во "Вестник знания", б/г.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОЛЕЗНИ ПСИХИЧЕСКИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт авг 06, 2010 9:01 pm

Болезни психические — изменение деятельности головного мозга, при которых психика и поведение не соответствует окружающей действительности, отражает ее искаженно (в последнее время вместо термина "болезнь" в отношении психического нарушения предпочитают использовать термин "расстройство"). Различают более грубо выраженные формы Б. п. — психозы, и более легкие — неврозы, психопатические состояния, некоторые формы аффективной патологии. Феномен болезни — реальное событие, объект; состоит из отдельных признаков, связанных едиными этиологией (этиологический принцип утверждает, что у любых наблюдаемых последствий обязательно должна быть причина) и патогенезом (происхождение и развитие болезни). В зависимости от этиологической (причинной) принадлежности выделяют следующие группы заболеваний: эндогенные (хромосомные, наследственные, патогенез которых обусловлен в основном изначально внутренними механизмами), экзогенные (этиологический фактор, действуя из внешней материальной среды, при взаимодействии с организмом вызывает его повреждение), психогенные (этиологическим фактором выступает микросоциальный конфликт, психотравма), соматогенные (причиной психического расстройства является первично нецеребральное соматическое страдание, изменяющее внутреннюю среду организма; эта измененная среда становится патогенным фактором для функционирующего мозга).

В. М. Блейхер, И. В. Крук

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОЛЕЗНЬ

Сообщение психологический словарь » Пн авг 09, 2010 6:33 pm

Болезнь (психологический аспект) — состояние ущербной жизнедеятельности, которое проявляется тягостным самочувствием, временной утратой или стойким ограничением физической дееспособности, направленной, прежде всего, на самосохранение. Б. в медицине чаще всего — это (1) любое патологическое состояние сомы; (2) патологическое психологическое состояние (в последнее время вместо термина "болезнь" в отношении психического нарушения предпочитают использовать термин "расстройство").

Общепринятого определения Б. в медицине нет, но все множество описательных дефиниций Б. непременно включает в себя следующие признаки: (1) повреждение структуры органов и тканей, (2) нарушение функций, (3) развитие защитных (компенсаторных) реакций, направленных на ликвидацию повреждения, (4) снижение или утрату трудоспособности. Б. рассматривается и как состояние организма, характеризуемое отклонениями от нормы по измеримым биологическим и соматическим переменным.

В русском языке слово "болезнь" связано со словом "боль". Однако боль, с одной стороны, не является непременным спутником всех Б., а с другой, не исключается как преходящий неприятный момент в жизни здорового человека (удар молотком по пальцу, ушибы в спортивных играх и т. п.). В состоянии Б. человека, конечно же, в первую очередь беспокоит боль, но уже после снятия приступа острой боли, его тревожит и подавляет "монотонность" вынужденного модуса жизнедеятельности, прогностически вероятная или даже фатальная (в случае тяжелой Б.) инвалидизация и угроза "законченности" физического и психического развития (жесткая регламентация образа жизни, ограничение выбора профессии и т. п.).

Для заболевшего человека Б. сводится к субъективно тягостному самочувствию (которое составляет источник так называемых субъективных жалоб больного) и к немногим проявлениям явно расстроенной жизнедеятельности. В действительности же, Б. — очень сложный, исподволь возникающий, последовательно развертывающийся во времени, объективно закономерный и внутренне противоречивый процесс воспроизведения ущербной жизнедеятельности. Повреждающее воздействие на организм могут оказать факторы самой различной природы: физические (механические травмы, термические ожоги, лучевое поражение), химические (интоксикации, аллергия), биологические (инфекционные Б.), психологические (психогении) и социальные (снижение продолжительности жизни и реальная угроза депопуляции


России вслед за снижением уровня доходов населения). Патогенное действие самых различных факторов внешней среды реализуется лишь при целом ряде вполне определенных (для каждого случая заболеваний) условий, среди которых важнейшим является исходный уровень здоровья и состояние реактивности организма. Процесс становления и развития Б. схематически разделяется на три периода: 1) доклинический (или бессимптомный); 2) продромальный (от греч. prodromos — предвестник) с первыми неспецифическими признаками заболевания (повышение температуры, снижение аппетита, общее недомогание и т. п.); 3) манифестация Б. с развернутыми клинико-анатомическими проявлениями. Клинически явные проявления заболевания называются симптомами (от греч. symptōma — случай, признак) или признаками Б. Однако самые ранние симптомы заболевания, во-первых, не являются строго специфичными для какой-либо определенной Б. и, во-вторых, в изолированности от других симптомов симптом вообще является весьма искусственной абстракцией. Именно в своей единичности симптом не может служить достоверным знаком состояния нездоровья, ибо может фиксировать один из преходящих моментов жизнедеятельности здорового человека.

Устойчивая "связка" симптомов представляет собой синдром (греч. syndrome — стечение, скопление). В синдроме каждый симптом обретает несомненное значение признака патологии (греч. pathos — страдание, болезнь + logos).Самым достовернейшим образом синдром объективирует состояние явного нездоровья и выражает стадию развития некоторого заболевания, однако, сам по себе не раскрывает этиологию (от греч. aitia — причина + logos) и не проясняет должным образом патогенез (греч.pathos + genesis — зарождение, происхождение) собственно болезни. Распознанная в своей этиологической обусловленности и патогенетически необходимой последовательности связь между сменяющимися во времени симптомами и синдромами заболевания представляет собой болезнь как нозологическую (от греч. nosos — болезнь + logos) единицу или нозологически закономерную форму патологии. По характеру начала и длительности течения различают Б. острые, подострые и хронические. Для хронических Б. характерно чередование периодов затухания (ремиссия) и обострения (рецидив) заболевания.

Существует международная номенклатура заболеваний, которая относит равным образом к болезни как нозологические единицы, так и синдромы, научное познание которых не дошло до выяснения их нозологически закономерной определенности. Номенклатура начала 80-х годов прошлого века выделяла 17 классов Б., которые почти исчерпываются органопатологией (напр., болезни органов пищеварения, болезни системы кровообращения). Это означает, что медицина лучше знает болезни органов, чем болезни человека, хотя отечественные клиницисты давно мечтают подняться в постижении Б. от органопатологии к антропопатологии. Не следует воспринимать Б. как непосредственную угрозу самой жизни, поскольку в состоянии Б. жизнь продолжается и имеет шанс на выздоровление и в этом смысле даже предупреждает немедленную гибель. Безусловно, неизмеримо предпочтительнее состояние здоровья, ибо оно в меру противодействия "вредным влияниям атмосферным" и "неправильностям телесной и душевной деятельности" (Г. А. Захарьин, 1873) предупреждает заболевание. Лучший способ предупреждения Б. — это развитие здоровья.

В. Д. Жирнов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОЛИНГБРОК

Сообщение психологический словарь » Ср авг 11, 2010 6:10 am

БОЛИНГБРОК (Bolingbroke) Генри Сент-Джон (1678—1751), виконт (1712) — английский государственный деятель, философ, публицист. Первый английский теоретик истории как науки. Учился в колледже в Итоне.


Почетный доктор Оксфордского университета (1702). Член парламента (1701), военный министр (1704—1708), государственный секретарь (1710—1714). Возглавлял кабинет министров (1714). В философии примыкал к идеям и концепциям Локка и Шефтсбери. Основные работы: "Письма об изучении и пользе истории" (1735, впервые опубликованы в 1752; в 18 в. в Англии вышло пять изданий этой работы, во Франции — также пять, четырежды "Письма..." издавались в 18 в. на немецком языке), "Рассуждение о партиях" (1733—1734), "Идея о Короле-Патриоте" (1749), "Философские труды" (собрание эссе и разноплановых интеллектуально-литературных опусов, написанных в 1727—1733, изданы в 1754) и др. (пятитомное собрание сочинений Б. было издано посмертно, в 1754). В контексте разделяемых общефилософских парадигм Б. вполне в духе своего времени выступал как сторонник эмпиризма и сенсуализма, как приверженец системы


Мальбранша, полагая, что то обстоятельство, что "природа по видимости или на самом деле как бы подсказывает нам даже сложные формы идей и отношений, равно как и идеи субстанции, не вызывает сомнений". Более того, по Б., даже "планы" и "способы" интеллектуальной рефлексии людей фундируются самой "природой". (Б. писал: "Я рассматриваю систематическое созерцание природы, под которой я понимаю всю систему божественного творения, поскольку она нам открыта, как универсальный источник всех наук, в том числе теологии и этики".) В противовес явной гносеологической и политической ангажированности интеллектуалов Нового времени Б. ориентировался на ценности античного философствования с элементами ренессансного мировосприятия. Тексты Б. предлагают читателю, скорее, проникнуться авторским видением мира, нежели принуждают его к согласию посредством изощренной аргументации.

Творчество Б. было своеобычным возрождением традиций творчества древнегреческих рапсодов, содержащим при этом элементы свободомыслия и деизма. По мнению Б., "истинному христианству учил Господь. Теологическое же христианство — это религия, изобретенная людьми и своей претензией на непогрешимость первого сокрушившая его.


Человеческие страсти, человеческие интересы, человеческие заблуждения — и не только тех или других докторов богословия, а всех экуменических церковных соборов — от Никейского до Тридентского, каждый из которых внес свою лепту в составление современной путанно-непоследовательной и разбухшей системы теологического христианства". В одном из писем к Свифту Б. подчеркивал: "


;Если под свободомыслящим человеком Вы понимаете человека, свободно пользующегося собственным разумом и доискивающегося до истины без пристрастия и без предубеждений, неизменно ей приверженного, Вы имеете в виду мудрого и честного человека, которым и я стремлюсь быть. Способность различать правое и неправое, истину и ложь — способность, которую мы называем разумом и здравым смыслом, которая каждому даруется нашим щедрым Творцом, но которую большинство людей, пренебрегших ею, утеряло, является светом разума и должна руководить всеми его действиями. Отбросить это правило и направлять нашу мысль божественным откровением — столь же абсурдно, как лишить себя глаз, отправляясь в путь". Трактуя в качестве основания этики "универсальную благожелательность", Б. понимал под последней "себялюбие" ("истинное себялюбие и социабельность — одно и то же... создатель учредил, что они совпадают").

По мнению Б., "все личные и общественные несчастья" проистекают из того, что "близкое, хотя и меньшее, благо будет определять поведение большинства людей в противовес гораздо большему, но более отдаленному — даже по нашим собственным меркам — благу". "Моментальные" и "могущественные" страсти несоизмеримо более эффективно обусловливают поведение человека нежели "медленный" и "холодный" разум — полагал Б. Философские взгляды и предположения Б. были призваны стимулировать реальную просветительскую значимость его моральных оценок, формулируемых в контексте достаточно оригинальных описаний исторического процесса. (Ряд фундаментальных идей Б. по вопросам методологии и философии истории — о задачах постижения и "пользе" истории, о способах изучения ее, о критериях различения в ней главного и второстепенного, о степени достоверности древнеримской и ветхозаветной историографии — оказали существенное влияние на творцество Вольтера и традиционно приписываются последнему.) Главное для Б., в этом смысле, раскрытие потенциала исторического материала для нужд не только настоящего, но и будущего.

Согласно Б., историческое познание — предпосылка и основа человеческого познания как такового: история у Б. суть философия, наставляющая людей верным правилам поведения в общественной и частной жизни. ("Поскольку период чудес и откровений остался позади, у человека нет иного способа знать о грядущем, чем попытаться предвидеть его, исходя из истории прошлого и настоящего".) Б. отлучал от подлинной истории тех, для кого история — или забава, или способ сбора салонных анекдотов, или нудная профессия, или средство обретения ученой славы. Традиционалистской "эрудитски-эмоциональной" трактовке истории Б. противопоставил рационально-экспериментальную методику ее постижения в духе высших образцов Просвещения.

По Б., философское осмысление истории предполагает не столько конструирование абстрактной теории исторического процесса, сколько исследование реальной истории как процедур духовной деятельности людей в области политики, этики, права, сопряженное с рациональной критикой исторической традиции библейского типа. Б. отмечал, что "история с умыслом и систематически фальсифицировалась во все времена и что пристрастие и предубеждение — причины как произвольных, так и непроизвольных ошибок даже в лучших из историй". По Б., в этой области "церковные власти во все времена показывали пример". Тем не менее, утверждал Б., это "не может и не должно служить основой для беспредельного скепсиса в отношении достоверности всей истории". Достаточно надежным эмпирическим основанием для истории нового времени Б. рассматривал "множество историй, исторических хроник и мемуаров, заполнивших библиотеки со времени возрождения наук и начала книгопечатания". Значительно опередила свое время мысль Б. о принципиальной изменчивости историко-научных интересов людей, вызываемых текучестью сопряженного "событийного ряда": "...даже в зрелом возрасте наше желание знать, что произошло в прошлом, подчинено исключительно нашему желанию соотнести это с тем, что случилось в наши дни...". При этом, согласно мнению Б., "объективно обусловленное сцепление" этого ряда приводит к тому, что, в частности, "новая история показывает причины в тех случаях, когда современный опыт видит одни только следствия". Особый акцент Б. делает на ответственности в выборе аксиологических установок как самим историком, так и самим читателем. (Раздумывая о замысле очередного труда, Б. писал: "...не обращая внимания на суждения и практику даже ученого мира, я очень хочу изложить всем мои собственные".) Наделяя интеллектуальную элиту Англии привилегией свободомыслия (размышления современника о "божественной природе королевской власти" как источнике монархических прерогатив Б. обозначил как "тупое и рабское представление", как "один из величайших абсурдов, когда-либо изложенных на бумаге"). Б. считал возможным и оправданным доминирование религиозных максим в сознании народа, отстаивая, впрочем, мысль о желательности определенной их модернизации. Б. был убежден в здравости идеи "суда исторической справедливости" — пусть и в том облике, когда под идеей оценки ушедших правителей воздают должное вождям современным, выступающим "под реальными именами".

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОЛТУНОВ

Сообщение психологический словарь » Чт авг 12, 2010 9:23 pm

БОЛТУНОВ Александр Павлович (1883—1942) — российский педагог, психолог. Специалист в области психологических проблем профориентации и консультации молодежи, психологической профессиографии, психологии способностей и склонностей. Профессор Ленинградского педагогического ин-та им. А.И. Герцена (1925—1936), одновременно — зав. школьно-психологической лабораторией ин-та; с 1932 г. — научный консультант по психологии при Институте гигиены труда и профессиональных заболеваний; с 1935 г. — при


Ленинградском индустриальном ин-те. Б. — один из первых организаторов системы профориентационной работы в Ленинграде в 1920—30-е гг., включавшей деятельность психологов (педологов) в школах, на бирже труда, в профессиональных учебных заведениях. Профпригодность рассматривалась им как результат овладения профессией, продукт развития способностей ее субъекта под влиянием интересов, мотивов труда. Предлагал учитывать мотивы труда при составлении профориентационной характеристики профессий. Наряду с тестами в оценке способностей и склонностей школьников, считал необходимым использовать данные систематического наблюдения за успехами в учебной деятельности школьников педагогов-предметников. Б. определенное внимание уделял освещению психологических проблем трудового воспитания школьников, ориентируясь на опыт дореволюционных отечественных педагогов-проповедников трудовой школы. Основные труды Б.: "Трудовая школа в психологическом освещении", 1926; "Система профессиональной консультации в общеобразовательной школе", 1932; "Помощь семьи в выборе профессии", 1935.

О.Г.Носкова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОЛЬЦАНО

Сообщение психологический словарь » Пн авг 16, 2010 7:37 pm

БОЛЬЦАНО (Bolzano) Бернард (1781—1848) — чешский философ, теолог, математик, логик. Окончил Карлов Университет в Праге (факультет философии в 1800, факультет теологии в 1805).


Занимал кафедру истории религии Карлова Университета с 1805 по 1820, затем лишен права чтения лекций за "вольнодумство", после чего смог работать только над проблемами математики и логики. Основные труды (в математике и логике): "Наукоучение" (1837, обзор традиционных логических учений с изложением основ логики), "Парадоксы бесконечного" (первое издание — 1851). В трудах по логическим основаниям математического анализа Б. первым подошел к арифметической теории действительного числа (в опубликованных рукописях 1816—1819).


Им также были выдвинуты базисные теоремы и понятия математики, к которым мировая наука подошла существенно позднее: примеры непрерывных, но нигде не дифференцируемых функций, полученные при помощи геометрических соображений (1830), и др. В труде "Парадоксы бесконечного" Б. подошел к теории бесконечных множеств. Им была доказана теорема (известная как теорема Б.-Вейерштрасса) о том, что каждое ограниченное бесконечное множество имеет по крайней мере одну предельную точку. Следуя Лейбницу, Б. был убежден в объективности актуально бесконечного, однако различал при этом два рода существования объективного: как существование "в себе" (не реальное, однако все-таки возможное) и как существование, "данное непосредственно" (т.е. действительное). Существование возможного объективного не зависит от субъективного знания, ибо создается не мышлением (Б. считал, что "...возможность мыслить вещь... не является основанием для возможности ее существования..."), а "чистыми понятиями", играющими роль определяющего начала и для всего реального, и для всего объективно возможного. Так как существование истин, вытекающих из "чистых понятий", объективно возможно, то объективно возможно существование бесконечных множеств (как пишет Б., "...по крайней мере, среди вещей нереальных": например, существует некое "множество всех истин в себе", по сути своей являющееся бесконечным). Труд Б. "Парадоксы бесконечного" был опубликован ранее основополагающих работ Кантора в этом направлении. В своем учении Б. интегрировал "модифицированный" платонизм (в учениях о "чистых понятиях" и об "истинах в себе") и атомизм (по отношению к трансформациям простых субстанций в процессах взаимодействия).

С.В. Силков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОЛЬШЕВИЗМ

Сообщение психологический словарь » Вт авг 17, 2010 12:56 am

БОЛЬШЕВИЗМ - идеология, теория и социальная практика экстремистского направления в российском революционном движении начала 20 в. Возникновение Б. как самоосознающего интеллектуально-политического течения традиционно связывается с расколом социал-демократии на втором съезде РСДРП в 1903. Явившись катализатором и основной движущей силой гражданской войны в России (1917-1920) партия большевиков осуществила захват власти в стране. Общественно-политические процессы 20 в. во многих государствах, ряд из которых


(Китай, Сев. Корея, Куба, страны так называемого социалистического лагеря) были насильственным путем трансформированы в социалистическом и коммунистическом духе согласно канонам и догмам Б., способствовали его интернационализации.

Характерными чертами Б. как социального феномена правомерно считать следующие: 1) принципиальное рассмотрение городских по происхождению маргинальных и деклассированных общественных прослоек и групп, объединенных в организации орденско-религиозного толка, в качестве ведущего субъекта процессов разрушения аграрно-сословного общества; 2) сведение всей палитры задач глобальных общественных трансформаций к проблемам захвата и удержания государственной власти; 3) акцентированное и осознанное стремление к достижению общественного равенства через нивелирующий социальный геноцид; 4) приоритет нелегитимных, насильственных методов социального управления и контроля; 5) ликвидация свободы слова, информации и мнений, агрессивная социальная демагогия; 6) ориентация на гражданскую войну в форме перманентных массовых репрессий как на атрибут существования общественных организмов; 7) вера в возможность волевых, "силовых" решений экономических проблем за счет массового применения принудительного труда; 8) деформация и минимизация индивидуальных и общественных потребностей людей как главное средство компенсации социальных ожиданий общества; 9) государственная автаркия и проповеди национально-государственной исключительности; 10) предпочтение, отдаваемое процессам перераспределения, а не производства матеральных благ в интересах класса новой номенклатуры.

Б. (в любых версиях) неизбывно являет собой феномен политизированной уголовщины, ориентированной на захват всей полноты государственной власти. (Ср. с мыслью Бухарина в 1923 на XII съезде РКП(б): "Характерным для методов фашистской борьбы является то, что они больше, чем какая бы то ни было партия, усвоили себе и применяют на практике опыт русской революции. Если их рассматривать с формальной точки зрения, то есть с точки зрения техники их политических приемов, то это полное применение большевистской тактики и специально русского большевизма: в смысле быстрого собирания сил, энергичного действия очень крепко сколоченной военной организации, в смысле определенной системы бросания своих сил... и беспощадного уничтожения противника, когда это нужно и когда это вызывается обстоятельствами".)


>В 20 в. Б. зарекомендовал себя как универсальный инструментарий для осуществления экспроприации материального богатства общества в интересах космополитичных, амбициозных и асоциальных групп людей. В контексте новейших философских проблематизаций феномен Б. обращает на себя внимание по следующим причинам: а) потерпев фиаско в укоренении в Средней Азии и Закавказье дискурса, фундированного "классовой основой", идеологи Б. совершили идеологический парадигмальный поворот, увязав (впервые в истории) национальную идентичность с территориальными топосами - нации в СССР начали конституироваться в качестве территориальных образований; б) в контексте идеи о неизбывном конфликте "культур" и "цивилизаций" смысл архикровавой большевистской революции в России может быть интерпретирован как силовая замена русско-российской "культуры" - космополитичной коммунистической "цивилизацией". См. Ленин, Сталин, Марксизм, Социализм, Коммунизм, Тоталитаризм.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОНАВЕНТУРА

Сообщение психологический словарь » Пт авг 20, 2010 6:34 pm

БОНАВЕНТУРА (Bonaventura), настоящее имя — Джованни Фиданца (1217—1274) — средневековый схоласт. Доктор теологии (1253), епископ Албанский, удостоен титула "Серафического Доктора". Окончил факультет искусств в Париже, где изучал философию и встретился со своим будущим учителем Александром из Гельса (1185—1245), который произвел сильное впечатление на молодого Б. Благодаря своему учителю Б. стал склоняться к неоплатонизму, рафинированному в святоотеческой христианской традиции. В 1243 Б. принимает сан монаха ордена францисканцев, в рамках которого выступает — при ретроспективной оценке его статуса во францисканской традиции — как центральная фигура концептуализации францисканства, исходно артикулировавшего себя в качестве противостоящего книжной учености. Б. — автор трактата


"Путеводитель души к Богу", где раскрывается его талант как богослова и глубокого мистика. Основная идея этого труда — переход ("транзитус") из мира рабства в мир свободы с помощью жезла креста Господнего. Это путь духовного просветления по шести ступеням духовной иерархии. Подъем начинается с низшей — тварного мира. Тут Бог познается через следы, оставленные в природе, т.к. мир есть образ и подобие


Бога, вся Его сущность выражена в нем. Затем на следующей ступени человек должен понимать гармонию в мире вещей, виновник которых Бог. Третья ступень — узрение Бога внутри себя, в душе с помощью благодати. На четвертой ступени душа преображается, благодаря чему на пятой ступени духовной эволюции, души практикующих созерцают Бога в Его непереходящей славе.


На шестой ступени душа сливается с Ним, но при этом остается личностью. В 1267—1268 Б., будучи уже генералом францисканского ордена (с 1257), вступает с аверроистами в диспут и пишет трактат "Сопоставления". В эту трилогию входят такие шедевры средневековой мысли, как "Декалог", "Дары Св. Духа", "Шестоднев". Б. не разделяет теологию и философию. Он призывает видеть в теологии философию, обретшую вертикаль от конечного к бесконечному в свет Откровения.

Философия эта — пролог к богословию.


Мир — это книга, которую нужно прочесть и понять, что это микрокосмос, участвующий в бытии, а бытие — Бог. Б. сравнивает Бога с сеятелем, разбрасывающим семена. В Боге есть причинный разум, от которого исходят законы мироздания. Именно здесь находятся идеи вещей, созерцая которые Бог творит мир и посредством которых управляет миром.


Материя также не лишена некоторой активности, ибо содержит зародыши форм, которые Бог актуализирует окончательно. Б. не смог ясно ответить на вопрос о том, что если материя сотворена Богом "из ничего", то откуда она приобретает присущую ей определенную активность. В вопросах гносеологии Б. был верен теории иллюминации. Нужно озарение, неземной свет, который сцепляет единичные вещи и соотносит их с Творцом. За свою жизнь Б. написал 65 сочинений, что очень много для средневековья. Его сочинения (в 11 томах) были изданы в 1882—1902 отцами Bonaventura-Collegium во Флоренции.

И.А. Нестерович

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Атех, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Joker, Prokrust, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]