Б

БОНДЫРЕВА

Сообщение психологический словарь » Пн авг 23, 2010 11:29 am

БОНДЫРЕВА Светлана Константиновна (р. 1943) — российский педагог и психолог. Д-р психологических наук (1989), чл.-кор. РАО (2001). Ректор Московского психолого-социального института (с 1999). С 1995 г. и по настоящее время зам. гл. ред. 70-томной серии "Психологи Отечества" и журнала "Мир психологии". Награждена медалью К.Д. Ушинского. Лауреат премии Президента РФ 2001 года (в составе других участников проекта). Образование получила в Киргизском государственном ун-те (г. Фрунзе), закончив фак-т иностранных языков (1968). С 1968 по 1970 г. преподавала англ. яз. в КГУ. В 1972—1973 гг. являлась литературным сотрудником газеты. В 1973 поступила в аспирантуру НИИ ОП АПН СССР, после окончания которой (1976) работала в Киргизском НИИ психологии (с.н.с., 1976—1977). С 1977 по 1990 г. работала в ИПК АН СССР (Москва), где в 1989 г. защитила канд. дис. по педагогике на тему: "Становление и развитие многоязычной школы (конец 30-х — середина 70-х гг.)". С 1990 по 1993 г. являлась научным сотрудником


НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, переименованный в Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО. В 1993—1996 г. занимала должность первого проректора Международной Педагогической Академии. В 1997 г. — первый проректор, а с 1999 г. — ректор Московского психолого-социального ин-та. В этом же году защитила докт. дис. на тему "Социально-психологические основания развития единого образовательного пространства СНГ: структурно-содержательные и функциональные характеристики взаимодействия субъектов".


Рассматривала единое образовательное пространство как особое социокультурное явление, решающим фактором структурирования которого может выступить взаимодействие индивидуализирующихся в своих позициях субъектов. Обосновала необходимость рассмотрения взаимоотношений субъектов образования на уровне сложноорганизованного, иерархизированного, многопланового взаимодействия, в результате которого могут возникать общие социокультурные структуры и единое образовательное пространство. Основные труды: "Социокультурные основания развития единого образовательного пространства СНГ: структурно-содержательные и функциональные характеристики взаимодействия субъектов", М., 1998; "Тенденции развития интеграционных процессов в области образования в странах СНГ", М., 1998; "Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства", М., 2000.

И.Р. Айрапетян, А.Н. Коновалов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОНХЁФФЕР

Сообщение психологический словарь » Вт авг 24, 2010 1:18 am

БОНХЁФФЕР (Bonhoefer) Дитрих (1906—1945) — немецкий лютеранский пастор и теолог. Изучал теологию в Тюбингенском, а затем в Берлинском университете (под руководством А. фон Гарнака), защитил докторскую диссертацию (1927). Большое влияние на мышление Б. оказал К.Барт. В 1928—1929 Б. работал помощником пастора в немецкой евангелической общине в


Барселоне (Испания), в 1930—1931 стажировался в Объединенной теологической семинарии (Нью-Йорк). В 1931 Б. приступил к преподаванию теологии в Берлинском университете и в том же году стал лютеранским пастором. Отвергая национал-социалистическую идеологию, Б. определенное время чувствовал себя связанным лютеранским учением о двух царствах, разделяющим сферы влияния церкви и государства. В апреле 1933 нацистское правительство запретило лицам еврейского происхождения занимать официальные должности не только на государственной службе, но и в церкви. Б. выступил с резким протестом. В конце 1933 Б. уехал в Англию, приняв перед этим участие в организации т.наз. Исповедующей церкви, которая сопротивлялась влиянию нацистов в евангелической церкви. В 1935 Б. возвращается в


Германию, где он организовал и возглавил одну из семинарий Исповедующей церкви. В 1936 нацисты лишили его права на преподавательскую деятельность, за этим последовали запреты на выступления и публикации. После второго краткого визита в Нью-Йорк (1939) Б. стал активным членом подпольной антигитлеровской группы. Арестован в 1943 за участие в заговоре против Гитлера, казнен 9.04.1945. Основные труды: "Sanctorum communio" (1927), "Акт и бытие" (1930), "Жизнь сообща" (1938), "Этика" (1949) и др. Письма из тюрьмы Б. были опубликованы посмертно под названием "


;Сопротивление и покорность" (1951). Основная идея теологических построений Б. заключалась в том, что подлинным может и должно считаться посюстороннее, "безрелигиозное" христианство.

По мысли Б., в религии Бог, измысливаемый человеком в потустороннем мире, выступает как "заместитель" человека, компенсирующий его незнание и слабость ("религиозные люди говорят о Боге, когда человеческое познание... дошло до предела, или когда человеческие силы пасуют; причем это всегда deux ex machina — они призывают его либо для мнимого разрешения неразрешимых проблем, либо как силу перед лицом человеческого бессилия, т.е. всегда эксплуатируя человеческие слабости или пребывая на пределе человеческих сил"). Мир, по Б., достиг "совершеннолетия"; человек не нуждается в Божественной опеке; Иисус Христос, некогда вошедший в мир и ставший человеком, не является более "предметом религии". ("Как можем мы говорить о Боге — без религии, т.е. без обусловленных временем предпосылок метафизики, душевной жизни человека и т.д.? Как можем мы говорить — или, может быть, об этом даже нельзя "говорить" как прежде — "мирским" языком о "Боге", как можем мы быть "мирскими и безрелигиозными" христианами, как можем мы быть экклесией, вызванными, не считая себя избранниками в религиозном плане, а относя себя всецело к миру? Тогда Христос уже больше не предмет религии, а нечто иное, действительно Господь мира".) Настоящее христианство пришло на смену последней; Бог уже не представляет собой наивысшее трансцендентное существо, выступая собственно действительностью. ("Запредельность" Бога — это не запредельность нашей способности познания!


Гносеологическая трансцендентность не имеет никакого отношения к трансцендентности Бога. Бог трансцендентен посреди нашей жизни. Церковь стоит не там, где кончаются человеческие возможности, не на околице, но посреди села [...] Наша задача — найти Бога в том, что мы познаем, а не в том, что мы не познаем; Бог хочет быть постигнутым нами не в неразрешенных вопросах, а в разгаданных проблемах. Это справедливо для взаимоотношения Бога и научного познания".) Тем самым, согласно Б., изменяется основание традиционной веры — ее замещает принятие людьми на себя особых обязательств, "жизнь в существовании для других", участие таким образом в бытии Христа ("...Бог как моральная, политическая, естественнонаучная рабочая гипотеза отменен, преодолен; точно так же как и в смысле философской и религиозной гипотезы (Фейербах).


>Интеллектуальная честность требует отказа от этой рабочей гипотезы или исключения ее в максимально широких пределах. Набожного ученого-естественника, медика и т.п. нужно отнести к двуполым существам... Человек призывается к соучастию в страданиях Бога в обезбоженном мире... Быть христианином не значит быть религиозным на тот или иной манер, строить из себя по какой-либо методике грешника, кающегося или святого; быть христианином значит быть человеком; Христос творит в нас не какой-то тип человека, но Человека. Христианин не совершает религиозного акта, а участвует в страданиях Бога в мирской жизни".) В основании "безрелигиозного" христианства Б. помещал этические нормы, предполагающие активное служение человеку и сопротивление всему бесчеловечному. Б. подтвердил точку зрения евангелической церкви и диалектической теологии в интерпретации К.Барта, согласно которой суть христианства состоит не в том, что люди могут сделать для Бога, а в том, что Бог сделал для людей. Б. резко выступал против любых попыток сочетать христианство с любыми другими идеологиями, будь то нацизм или религиозные и этические теории либеральных теологов 19 в.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОРИНГ

Сообщение психологический словарь » Чт авг 26, 2010 9:01 am

БОРИНГ (Boring) Эдвин Гарриджи (1886—1968) — американский психолог, специалист в области экспериментальной психологии, истории, философии и теории психологии, преподавания психологии. Образование получил в Корнуэлльском ун-те (магистр инженерного дела 1908; д-р наук 1914). Засл. профессор Гарвардского ун-та (1949).


Президент АРА (1928). С 1932 — чл. Национальной Академии наук. Чл. редк. журналов "Contemporary Psychology" и "American Journal of Psychology". Начав первоначально инженерную карьеру, Б. впоследствии увлекся психологией.


Профессиональную психологическую деятельность он начал в качестве преподавателя Корнуэлльского ун-та (1914—1917). Став учеником и горячим сторонником Э. Титченера, опубликовал ряд работ по экспериментальной психологии, в том числе по проблеме ложного раздражителя. С 1917 по 1919 г. Б. — капитан Американской армии.


Демобилизовавшись, в 1920—22 учился в аспирантуре ун-та Кларка. С 1922 г. — штатный профессор, в 1924 г. — директор психологической лаборатории Гарвардского ун-та. В 1929 г. Б. выпускает свою знаменитую книгу "История экспериментальной психологии" (The History of Experimental Psychology), которая имела сенсационный успех и стала памятником эпохи, уже близившейся к завершению.


Вторая его книга — "Физические измерения сознания" (The Physical Dimensions of Consciousness, 1933) — была принята не столь позитивно, поскольку поддерживала представление о сознании, выдвинутое Э. Титченером и уже вышедшее к тому времени из моды.

Это представление сводилось к тезису о том, что "все содержание сознания является сенсорным". Тем не менее это представление послужило предвестником современной теории тождественности, которая в настоящее время является доминирующей в США. В 1939 г. Б. в соавторстве с H.S.


Langfeld и H.P. Weld издал учебник по психологии, который был очень популярен, а в 1942 г. — свою вторую главную книгу — "Ощущение и восприятие в истории экспериментальной психологии (Sensation and Perception in the History of Experimental Psychology), которая сопровождалась ценными в историческом отношении комментариями. В США Б. до сих пор является главным авторитетом в традиционной психологии, несмотря на то, что она была побеждена бихевиоризмом.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОРИСОВА

Сообщение психологический словарь » Вс авг 29, 2010 3:37 pm

БОРИСОВА Елена Михайловна (1945—2002) — российский психолог, специалист в области профессионального становления личности, психодиагностики и коррекции психического развития учащихся. Д-р психологических наук (1995). Зав. лабораторией диагностики и коррекции психического развития ПИ РАО (1992—2002).


Первый проректор Московского городского психолого-педагогического ин-та (1998—2002). Лауреат премии Президента РФ 1997 года за создание целостной концепции: "Психологическая служба образования" для общеобразовательных учреждений (в числе др. участников проекта). Окончила фак-т психологии МГУ (1968), после чего пришла на работу в НИИ ОиПП АПН РСФСР в лабораторию психодиагностики, возглавляемую П.М. Гуревичем. В 1973 г. защитила канд. дис.: " Индивидуально-психофизиологическое своеобразие формирования профессиональной пригодности". В 1995 г. защитила докт. дис.: "


;Профессиональное самоопределение: личностный аспект". Научные исследования Б. в основном были связаны с проблемами профессионального становления личности, профпригодностью, психодиагностикой и коррекцией психического развития учащихся. Б. является одним из авторов известного Школьного теста умственного развития (ШТУР), а также соответствующей коррекционной программы. Автор трудов: "Психологическая диагностика", М., 1981, (деп.); "Психологическая коррекция умственного развития учащихся", М., 1990; "Мотивы учебной деятельности, развитие интеллектуальной сферы и личности учащихся в условиях обучения по усовершенствованным программам" (в соавт.) / под ред. И.В. Дубровиной и Б.С. Кругловой, 1992.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОРОДКИН

Сообщение психологический словарь » Ср сен 01, 2010 2:36 am

БОРОДКИН Фридрих Маркович (р. 1934) - российский социолог, специалист в области социальных конфликтов и местного самоуправления. Окончил Институт внешней торговли (1957). Доктор экономических наук (1978), профессор (1993).

Научную деятельность начал в НИИ труда в области применения математических методов в экономике и социологии (1958). С 1962 работал зав. отделом социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР, затем зав. кафедрой общей социологии Новосибирского университета. Организатор социологической специализации в Новосибирском университете (1991), создатель кафедры общей социологии и отделения социологии в составе экономического факультета.

В середине 1960-х Б. явился одним из основателей математической социологии. Позднее главное внимание Б. уделяет моделированию демографических процессов, игровому моделированию в социологии. В середине 1970-х основным направлением деятельности Б. стал феномен организационного конфликта. Работа "Статистический анализ связей экономических показателей" (1968) положила начало серии научных работ Б. по экономике и социологии с анализом и моделированием причинных связей при помощи статистических методов и теории графов. Широкую дискуссию вызвала работа Б.


"Принцип дополнительности в социологии" в сборнике "Моделирование социальных процессов" (1970, в соавторстве), где утверждался рефлексивный характер эмпирических социологических исследований и, как следствие, - возможность одновременных противоречивых выводов. Б. также принадлежат работы по социологии и социальной психологии конфликтов: "Внимание - конфликт!" (1982, 1989; в соавторстве). Всего Б. опубликовано более 100 научных работ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОРХЕС

Сообщение психологический словарь » Чт сен 02, 2010 5:01 am

БОРХЕС (Borges) Хорхе Луис (1899—1986) — аргентинский мыслитель и писатель. Классик жанра эссеновелл. Президент Аргентинского общества писателей (1950). Директор Национальной библиотеки Аргентины (1955).


Удостоен литературной премии Форментор (1961). Основные сочинения: сборники "Страсть к Буэнос-Айресу" (1923), "Луна напротив" (1925), "Расследования" (1925), "Пространство надежды" (1926), "Язык аргентинцев" (1928), "Обсуждение" (1932), "Всемирная история низости" (1935), "История вечности" (1936), "Замурованные тексты" (1936—1940), "Сад расходящихся тропок" (1942), "Вымышленные истории" (1944), "Алеф" (1949), "Новые расследования" (1952), "Создатель" (1960), "Иной и прежний" (1964), "Хвала тьме" (1969), "Сообщение Броуди" (1970), "Золото тигров" (1972), "Предисловия" (1975), "Книга песка" (1975), "Сокровенная роза" (1975), "Железная монета" (1976), "Думая вслух" (1979), "Тайнопись" (1981), "Девять очерков о Данте" (1982), "Семь вечеров" (1982), "25 августа 1983 года" (1983), "Порука" (1985); "Антология фантастической литературы" (совместно с А.Бьой Касаресом и С.Окампо, 1943), "Антология германских литератур" (совместно с Д.Инхеньерос, 1951), "Введение в английскую литературу" (совместно с М.Э


.Васкес, 1965), "Книга о воображаемых существах" (совместно с М.Герреро, 1967), "Руководство по фантастической зоологии" (совместно с М.Герреро, 1967), "Введение в литературу США" (совместно с Э.Самбараин де Торрес, 1967), "История ночи" (1977), "Что такое буддизм" (совместно с А


.Хурадо, 1977), "Краткая антология англосаксонской литературы" (совместно с М.Кодама, 1978) и др. Главными темами творчества Б., локализуемого им самим в интервале между смысловыми полюсами-циклами "мифологии окраин" и "игр со временем и пространством", выступили: универсальное, неизбывное, вневременное состояние творческого томления человеческого духа; интеллектуальный героизм разума, готового в погоне за ответами на загадки бытия преступить черту жизни и смерти; пафос и значимость религиозно-философских исканий и борений в истории людей; литературно-просветительский потенциал философских и теологических систем; эстетическая общность и ценность самых разнообразных, порой даже взаимоисключающих, этических учений.

История культуры, разворачивающаяся в гиперпространстве всемирной Библиотеки ("бесконечной книги"), где издревле обитают философские гипотезы, художественные образы и метафоры, символы веры и мудрости многих веков, — должна, по мнению Б., восприниматься, оцениваться и переживаться столь же осязаемо и реально, сколь и мир, населенный вещами и людьми. Вселенная (она же Дворец и Сад) для Б. — метафора Книги (она же Библиотека или Слово). Согласно Б., критик, переводчик, читатель — соучастники процедур литературного процесса наряду с писателями. Ипостаси, в которых мы постигаем дискурсы любых текстов, с точки зрения Б., задаются нашим сотворчеством, ибо смыслы и интерпретации, рождающиеся в нас и для нас при чтении, отнюдь не идентичны неизбежно потаенным мыслям их авторов. "...Каждый писатель, — утверждал Б., — создает своих предшественников. Написанное им преображает наше понимание прошлого, как преображает и будущее".


Судьба любого художественного или философского произведения имманентна ему самому: всякий текст (декодируясь вновь и вновь в ходе странствий в "возможных мирах" индивидуальных и коллективных восприятий, представлений и реконструкций) способен обретать самые неожиданные и ранее неочевидные содержания и ассоциации. Повторение их — невозможно, поскольку читатель всегда замкнут в "саду расходящихся тропок", в лабиринте перманентно умножающихся призрачных пространств и времен.

Автор у Б. не знает, что пишет — "то, что человек пишет, должно выходить за рамки его намерений... именно в этом таинственность литературы... ". Б. был убежден в том, что "если чувствуешь, что задачи литературы таинственны, что они зависят от тебя, что ты по временам записываешь за Святым Духом, ты можешь надеяться на многое такое, что не зависит от тебя. Ты просто пытаешься выполнять приказы — приказы, произнесенные Кем-то и Чем-то". Чтение, по Б., всякий раз являет собой уникальный сдвиг смысла по оси удерживаемого в сознании когда-то пройденного пути, погружение же в текст изоморфно наблюдаемому перемещению фокуса семантического просвета — гераклитовское "все течет" ощутимо в полном объеме лишь в момент личностно артикулированной подмены самого Гераклита Тобой, а также любым Другим, занявшим его место. Этот духовный феномен, обозначенный Б. как центральная тема "философии эха в культуре", занимает, по его мнению, особое место в совокупности механизмов социокультурной трансляции. "Эхо" реализуется, по Б., переложениями, адаптациями, переводами, новыми трактовками — всем спектром возможных процедур оперирования с текстами, которые и обеспечивают динамику, выживаемость и преемственность самых разноудаленных и непохожих эпох, культур и цивилизаций. (С точки зрения Б., "все мы — граждане Рима, а еще раньше — Греции".) Тем более, что, согласно Б., четыре "вечных" темы всегда будут оплодотворять благородные стремления людей к постижению истины и самих себя:


Поиск, Падение Города как Мира, Возвращение Героя и Самопожертвование Бога. Философия у Б. — не более и не менее чем "смысловое небо" — версия универсального метаязыка как метафоры мироустройства, аналогичная единому и бесконечному макрокосмосу математики 20 в., ориентированной на поиск универсального в единичном.

Человекосоразмерность, трактовку человека как своеобычной эмблемы, "меты" нашей Вселенной позволительно полагать принципиально значимыми для Б. индикаторами эвристичности философских учений. Идеи и мысли Платона и Спинозы, Шопенгауэра и Зенона Элейского, Беркли и Лейбница — мыслителей, эксплицировавших параметры мироздания человеческими качествами и горизонтами, — выступали излюбленными темами эссе и новелл Б. Идея Времени в контексте опровержения его абсолютности, идея Бога как самого смелого фантастического предположения в истории людей, идея бренности человеческого существования — сплелись в творчестве Б. как проблема ипостасей иллюзии


Вечности, всегда присущей человеку и выступающей в обликах рока, судьбы, личного предназначения, тождества с собой либо с собственным прошлым и, наконец, смерти. Б., по утверждению французского философа Ж.Валя, стремился предложить людям "нечто большее, чем науку, — непрестанное вопрошание самых глубин неведения", облекая его в форму "снов о других мыслях или снах" и четко осознавая, что "всякая мелочь дает начало бесконечной цепи размышлений". С точки зрения Б., "число сюжетов и метафор, порожденных человеческим воображением, ограничено, но эти вымышленные истории могут стать всем для всех, как Апостол". Только осуществившись в качестве "всего для всех", по Б., пророк обретает надежду и шанс стать самим собой. Б. персонифицирует особый жанр в словесности 20 в.: предощущая неизбежный выход художественно ангажированного "серьезного" интеллектуализма из рамок классического реализма, он модернизировал формальный строй последнего, придав ему измерение уникальной беллетризированной эрудиции. Некоторые критики (например, постмодернистка К.Брук-Роуз) усмотрели в этом литературном феномене стремление "элитарного изгоя" — Б. — использовать "технику реалистического романа, чтобы доказать, что она уже не может больше применяться для прежних целей". Данная характеристика контекстно сопряжена с естественным признанием того, что Б. не может быть отнесен к какому-либо, пусть даже самому изысканному и респектабельному творческому направлению. Итогом его литературной деятельности явилась уникальная для всемирной истории совокупность авторских текстов, репрезентирующих собой в конечном счете всю мировую культуру в миниатюре. (Не случайно прообразом гениального слепого старца-энциклопедиста Хорхе в романе "Имя розы" Эко избрал именно Б.) (См. также Лабиринт.)

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОРЬБА СО СТРЕССОМ

Сообщение психологический словарь » Сб сен 04, 2010 8:29 pm

Борьба со стрессом — программа, в рамках которой люди учатся справляться со стрессом путем влияния на процессы оценки, стратегию преодоления и сами реакции стресса.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОСС

Сообщение психологический словарь » Пн сен 06, 2010 8:06 am

БОСС (Boss) Медард (1903—1990) — швейцарский психиатр и психоаналитик. Один из основателей и лидеров экзистенциального анализа. Учился в Париже, Вене и Цюрихе (д-р медицины, 1928).


Прошел курс психоанализа у З. Фрейда. Профессиональную карьеру начинал как психиатр в психиатрической клинике Цюрихского ун-та Бургхельцли. В 1928—1932 гг. был ассистентом Э.Блейлера. Получил двухлетнюю психоаналитическую подготовку в Берлине и Лондоне. Учился у Э. Джонса, К. Хорни, О. Фенихеля, Г. Сакса, В. Райха и др. Практиковал психоаналитическую психотерапию. Проявлял большой интерес к философским проблемам психиатрии и психоанализа. В 1938 г. начал сотрудничать с К. Юнгом.


Подверг критике ряд принципиальных положений психоанализа и фрейдизма, в том числе теорию бессознательного. Осуществляя поиск новых идей и способов повышения эффективности психотерапии, стремился к объединению психоанализа и экзистенциализма. Постепенно склонился к позициям экзистенциального анализа Л. Бинсвангера и в 1940—50-х гг. активно развивал это направление. С течением времени несколько отошел от подхода Л.


Бинсвангера и начал разработку собственной версии экзистенциального анализа. В 1947 г. познакомился с немецким философом М. Хайдеггером и с тех пор использовал его идеи для разработки нового варианта психоаналитической теории и терапии. В 1954 г. Б. — профессор психотерапии Цюрихского ун-та.


Был инициатором и организатором знаменитых "Цолликонских семинаров" (1959—1970), на которых, по его просьбе, М. Хайдеггер регулярно знакомил психологов, психоаналитиков, психиатров и психотерапевтов с идеями, концепциями и категориями своей философии. В 1956 и 1958 гг. совершил путешествия в Индию. Испытал определенное влияние идей индийской философии. В 1970-х гг. особенно активно разрабатывал проблему экзистенциальных оснований медицины, психологии и психоанализа.


Создал своеобразную программу экзистенциальной перестройки психологии и медицины. Ориентировал свою психотерапию на помощь пациенту в преодолении запретов и выборе соответствующего ему способа существования.

Целью экзистенциального анализа, как новой версии психоанализа, считал изменение неврозов и психозов посредством преодоления предвзятых понятий и субъективных интерпретаций, заслоняющих бытие от человека. На протяжении ряда лет был президентом и почетным президентом Международной федерации медицинской психотерапии и президентом Института экзистенциальной психотерапии и психосоматики (Цюрих). Автор книг: "Анализ сновидений" (1958), "Психоанализ и экзистенциальный анализ" (1963), "Психиатр открывает Индию" (1965) и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОУЛБИ

Сообщение психологический словарь » Ср сен 08, 2010 7:33 pm

БОУЛБИ (Bowlby) Джон (1907—1990) — английский психолог и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии. Секретарь Британского психоаналитического общества (1944—1947). Исполняющий обязанности президента Научного общества (1956—1961).


Председатель Ассоциации детской психологии и психиатрии (1958—1959). Президент Международной ассоциации детской психологии и психиатрии (1962—1966). Чл. редк. журнала "Journal of Child Psychology and Psychiatry", (с 1963). Поч. д-р литературы Лестерского ун-та (1971). Поч. д-р естественных наук Кембриджского ун-та (1977). Награжден медалями: Дж. Спенса (Британская педиатрическая ассоциация, 1974); Дж.С. Холла (АРА, 1974) и др. Имеет награду " За выдающийся научный вклад" (1981). Поч. д-р многих ун-тов и научных обществ.


Образование получил в Кембриджском ун-те (бакалавр, 1928; магистр, 1932; д-р медицины, 1939). В течение года работал в школе для трудновоспитуемых детей. На протяжении ряда лет занимался практической психиатрией и психоанализом. В годы Второй мировой войны работал военным психиатром (1940—1945). С 1946 г. работал в


Тэвистокской клинике, где руководил отделом детей и родителей. Исследовал роль семьи в жизни ребенка, влияние разлуки с матерью на развитие ребенка, взаимосвязь отсутствия материнской любви и психопатологических отклонений, фазы протеста, отчаяния и отторжения, сепарационную тревогу, беспокойство, амбивалентность, депрессию, проблемы защиты, насилия и т. д. Уделил значительное внимание изучению и интерпретации психоанализа как искусства и естественной науки. Осуществил ряд исследований по этологии и использовал этологические идеи и подходы для понимания эмоционального развития человека. После определенной этологической интерпретации психоаналитических идей создал концепцию привязанности как отличительной поведенческой системы, обладающей биологической функцией защиты. Автор книги "Привязанность и утрата" (1969—1980; в 3-х тт.) и ряда др. по проблемам психоанализа и этологии, психологии развития и семьи.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОФФ

Сообщение психологический словарь » Сб сен 11, 2010 3:15 am

БОФФ (Boff) Леонардо (р. 1938) - бразильский теолог и социолог. Лидер (наряду с сальвадорским теологом Й. Собрино) христологического течения в "теологии освобождения". Францисканец. Учился теологии в Бразилии и Европе (в том числе в Германии у К. Ранера). Непосредственно его образованием руководил Р. Коснер, ставший впоследствии верховным генералом францисканского ордена.

Испытал влияние марксизма (прежде всего работ "раннего" К. Маркса), однако считал приемлемым лишь марксистский способ анализа общества ("Отказавшись от марксизма, мы придем к мистификации общества"), но не марксистские решения обнаруживаемых проблем. "Маркс, - писал Б., - помог нам понять, что действия религиозного характера не ограничиваются только религиозным аспектом. Они включают и политический, и экономический, и идеологический уровни". Б. - ответственный редактор журнала


"Концилиум", член Теологической комиссии Бразильской епископальной конференции, профессор систематической теологии в Высшей философско-теологической школе Петрополиса (Бразилия, штат Рио-де-Жанейро). Его сестра Мария Лина Бофф - монахиня Ордена служанок Марии. Ряд работ Б. написал совместно с братом Клодовисом Боффом - также представителем "теологии освобождения", преподававшим (до запрета) на теологическом факультете Папского университета Рио-де-Жанейро. Сам Б. 7.09.1984 был приглашен для объяснений в Конгрегацию доктрины веры (процедура началась еще в 1975).


Наложенный на него Ватиканом обет молчания был снят в 1986. Он автор более 30 работ, основные из которых: "Иисус Христос как Освободитель" (1975), "Церковь: харизма и власть. Теология освобождения" (1985), "И церковь становится народом. Генезис церкви: церковь, которая рождается из веры народа" (1986) и др.

Б. исходит из тезиса о том, что церковь рождена и действует в этом мире, в той или иной степени детерминирована в своих действиях сложившимися формами общественного производства, вовлечена в отношения господства и подчинения-сопротивления. Поэтому, с одной стороны, "церковь сплошь и рядом способна выступить как религиозная идеология, узаконивающая господствующий порядок", но с другой - она может благословить и оправдать радикальное изменение сложившегося порядка. "Свобода возникает не из проповедей, а из практики борьбы за возвеличивание жизни", - утверждает Б.


По ходу истории (которая есть прежде всего история освобождения) меняются ее субъекты. Таковыми в современном "третьем мире" стали беднейшие слои трудящихся, организующиеся в низовые христианские общины, открытые миру. Появление и развитие низовых (базовых) общин Б. считает подлинным экклесиогенезом, так как их члены способны (частично) взять на себя роль профессиональных богословов. Низовые общины по мере осознания ими своего места в процессе освобождения порождают народную церковь, противостоящую традиционной церкви (воплощающей собой культуру господствующих классов) и работающую в гуще народных масс, понимая и поддерживая их стремление к социальной справедливости и участвуя в его реализации.

Конституирующими народную церковь чертами Б. считал прежде всего ее демократизм и ориентацию на народную культуру.


"Народ" в народной церкви "понимается не как безликий прихожанин, получающий причастие или усваивающий урок катехизиса, а скорее - как активный член, участвующий во всех делах наравне и вместе со священником, епископом, а временами и с самим кардиналом, вступившими на этот церковный путь". Сама же народная церковь должна быть рассмотрена как социологический факт - особый способ быть церковью.


"Вместо церкви-общества со строгой, централизованной, иерархической и безликой системой власти возникает церковь-община, более справедливо распределяющая священную власть". При этом Б. не устраивает трактовка "народа" как в тоталитарных идеологиях (якобинство, нацизм, фашизм, популизм), так и в культурной антропологии, где понятие народа соответствует "нации" и/или "населению", принадлежащему одной культуре. Он считает, что народ не есть данность, а возникает (конституируется) во взаимодействии групп в результате создания проекта и его воплощения в определенной практике.

Согласно Б., народ как социологическая категория включает в себя: 1) наличие комплекса взаимодействующих между собой ассоциаций, 2) осознание своего положения между "массой" и "элитой", что предполагает борьбу и сопротивление, 3) выработку эгалитарного проекта и равного участия всех в общественных процессах, 4) социально-историческую практику, преобразующую общественные отношения с целью создания нового, более эгалитарного общества, допускающего широкое участие людей в общественных делах, 5) аксиологическое измерение (способность вбирать в себя разные группы). Церковь должна не участвовать в иерархическом распределении власти в обществе, а посредничать во взаимодействии общества с низовыми религиозными общинами, включая последние в активную политическую жизнь.

Отсюда те характеристики народной церкви, которыми она должна обладать как историческая конкретизация народа Божьего: 1) социологически церковь должна быть народной, объединяющей бедняков и/или маргиналов в религиозные общины совместно со священниками и иными религиозными деятелями, которые социологически также составляют народ и выступают в защиту бедных; 2) в социальном плане церковь должна быть церковью бедных; 3) в социально-политическом плане это должна быть церковь борьбы за освобождение; 4) субъектно она должна выступать как религиозное социально-политическое движение, основанное на принципах открытости и векторно направленное из центра к периферии, куда перемещается центр религиозной жизни из атеистической Европы; 5) в исторической перспективе это должна быть церковь, укорененная в самом базисе обществе и исходящая из него (при этом базис трактуется и как организованный народ, и как политико-экклезиологическое понятие: из базиса рождается общность, препятствующая возникновению авторитарной власти; 6) идеологически это должна быть церковь политической святости - она занимает конфронтационную позицию по отношению к обществу, основанному на несправедливости и насилии, порождающих нищету большинства; 7) наконец, это церковь выполняющая принятые решения (в этом смысле - церковь дисциплины), проповедующая принципы любви, солидарности и жертвенности, и принципиально открытая для всех, кто принимает эти принципы. Тем самым утверждается подлинно кафолический (вселенский) характер нового образца церкви, неразрывно связанной при этом с контекстами "третьего мира", формирующими для этого необходимые условия (утраченные в "центре"). "Подобный тип церкви, открытой для всех, бросает вызов стилю, практикуемому папством", - отмечает Б. С его точки зрения, евангелизация принципиально не может не носить политический оттенок, ведь сама "политика" реализуется в двух смысловых пространствах. С одной стороны, она есть деятельность по управлению обществом и его преобразованию, т.е. нацелена на решение конкретных мирских дел, с другой - она выражает глобальный поиск всеобщего блага, возвышения справедливости и реализации прав, нацелена на изживание насилия над человеческим достоинством.


>Во втором своем измерении она определяет фундаментальные ценности общества, обеспечивает согласие внутри него и внешнюю безопасность, равенство, свободу, братство, публичность авторитета и автономию людей. В этом смысле политика должна вытекать из Евангелия, а следовательно, аполитичность церкви недопустима, политика суть часть миссии церкви. Высший политический идеал для Б. - демократия, понятая как единственно возможный достойный человека способ организации жизни: "..


.Демократия - это более чем форма конкретного правления, это дух, который должен пронизывать все формы власти, ибо цель демократии - достижение равенства и участия всех или максимально возможного большинства людей в общественной жизни. Демократия - это вызов, на который надо отвечать повседневно..." Считая, что "в природе человека заложено стремление к сотрудничеству, а не к господству над другими", что в основе человеческой природы лежит "любовь, доверие и уважение к народу", Б. выводит формулу демократического идеала - "человек человеку - друг, а не волк". Отдавая себе отчет в его утопичности, он призывает все же "ежеминутно обращаться к этой утопии": "Она никогда полностью не воплотится в жизнь, но если не желать невозможного, никогда не достичь возможного". В этой перспективе "теология освобождения" для Б. вторична по отношению к практике освобождения народа, так как "только исходя из социологической области и находясь в постоянной связи с ней, религиозный фактор может проявить себя как освободительный", с одной стороны, а с другой - само "теология освобождения" есть по сути ни что иное как "критические размышления о практической деятельности христиан, организованных в низовых общинах. Именно эта практика первична; теология лишь вторична и может развиваться только внутри этих требований, этих народных движений". В то же время, говоря о неизбежном "исчезновении великих социальных утопий" в современном мире, Б. утверждает, что это обстоятельство только усиливает и придает совершенно особое значение именно социальной роли религии, функционально занимающей опустевшую нишу былых "освободительных идеологий", ведь только она (будучи очищена от наслоений прошлого и будучи перетрактована в духе "теологии освобождения") способна предложить человеку смысл, ради которого стоит жить и умереть.

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОХЕНЬСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Пн сен 13, 2010 11:14 am

БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (1902—1995) — польско-швейцарский философ-неотомист, член ордена доминиканцев (с 1927). Изучал право (Львов), политэкономию (Познань), философию (Фрейбург, Швейцария), теологию (Рим).


С 1931 — доктор философии, с 1935 — доктор теологии, с 1966 — почетный доктор юриспруденции Университета Нотр-Дам (США). Работал в Италии (университет Ангеликум в Риме, 1935—1940), Польше, потом во Фрейбурге: директор Института восточноевропейских исследований (1957—1972), декан философского факультета, профессор современной философии. Во время войны служил в Польской армии. На 81 году жизни получил лицензию пилота.


Основатель журнала "Studies in Soviet Thought" (1961) и серии "Sovietica" (1959). Основные сочинения: "Логика Теофраста" (1939), "Диамат" (1950), "Формальная логика" (1956), "Современная западная философия" (1957), "Методы современного мышления" (1965), "Марксизм-ленинизм" (1976) и др. Б. исследовал проблемы современной логики, истории философии, философии религии. В его работах содержится классическое изложение неотомистской онтологии, которая рассматривается им как функция метафизики. "Метафизика, образующая ядро томистской философии, тесно связана с онтологией и рассматривает бытие как таковое в качестве своего объекта", — подчеркивал Б.


Основная проблема онтологии — соотношение материи и формы. Материя относится к форме как потенция к акту. Можно вывести понятие первой материи как чистой потенции для любых форм. Б. выделяются четыре типа форм, связанных между собой отношениями выводимости и снятия (неорганическое тело, жизнь, бытие животного, бытие человека). Человек обладает бессмертной душой, схватывающей (в своем высшем совершенстве) достоинства предшествующих форм бытия.


Человек знает цели и способен выбирать, обладает максимально возможной на земле полнотой бытия. Гносеология Б. исходит из двух томистских принципов: "интеллигибельности" (порядок творения через посредство божественной идеи и воплощение ее в вещи таковы, что возможен обратный путь восхождения к идее) и "соучастия" (всякое конечное творение принимает участие в сущности Бога).

Акт сознания — это ассимиляция разумом заключенной в вещи идеи. Полагал, что неотомизм может привлекать для собственного развития отдельные тезисы феноменологии и аналитической философии, развивая и реализуя тем самым в современном католицизме установки аджорнаменто. Б. являлся одним из теоретических лидеров антикоммунизма: марксизм, по Б., — вера, лишенная научного обоснования, с явно выраженной детерминантой тотального атеизма. Согласно Б., Марксу часто приписываются взгляды Энгельса, Плеханова, Ленина и пр., кроме этого нередко вольно переинтерпретируются взгляды его самого. Маркс, у Б., ставил перед собой задачу чисто теоретическую — создание "научного социализма" и социологии (одним из основателей которой, с точки зрения Б., он по праву и считается). Марксизм поместил в собственное теоретическое основание, не выдержавшие испытания временем, концепты: "класс", "прогресс", "диалектический материализм", а также организовывался как доктрина по принципу идейной секты во главе с гуру. Творчество Б. сыграло весомую роль в процессах успешной полемики демократических мыслителей против их ортодоксальных марксистских оппонентов — особенно в условиях значимого фона религиозного мировоззрения.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОЧАРОВА

Сообщение психологический словарь » Вт сен 14, 2010 9:15 pm

БОЧАРОВА Светлана Петровна (р. 1928) — российский психолог, специалист в области общей, педагогической и инженерной психологии. Д-р психологических наук, профессор. Окончила российское отделение филологического фак-та Харьковского ун-та (1949), аспирантуру Харьковского государственного педагогического ин-та (ХГПИ) по кафедре психологии (1953).


Преподавала психологию в Днепропетровском, Харьковском ун-тах и в ХГПИ, заведовала там кафедрой психологии (1976—1979), Харьковском государственном ун-те (1979—1982), Украинской инженерно-педагогической академии (1989). Была организатором симпозиума "Мнемические процессы" на VI съезда психологов СССР (1984). Исследовала проблемы памяти, количественные и качественные аспекты переработки информации ("Память и ценность информации", XVIII международный психологический конгресс, 1966). Разработала структурно-функциональную модель, отражающую взаимодействие всех уровней памяти: долговременной, кратковременной и сенсорной со всеми структурными компонентами деятельности ("Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора", 1981); изучала продуктивные функции памяти в организации и регуляции начальной и трудовой деятельности человека ("Исследование памяти", 1990); сформулировала принципы системного подхода к изучению мнемических процессов ("Принципы системного подхода к изучению мнемических процессов", 1996) и др. Соавтор учебника "Инженерная психология", М., 1976. Ряд трудов Б. переведен на иностр. языки.

А.Н. Коновалов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БОЭЦИЙ

Сообщение психологический словарь » Чт сен 16, 2010 1:36 pm

БОЭЦИЙ (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (480—524, казнен) — римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение "Утешение философией". Б. созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены


"Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха. Б. перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также "Введение" Порфирия к аристотелевским "Категориям", что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов развития последней. Так, именно после перевода Б. Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий (см.


Универсалии).


Посвятил ряд работ теологической тематике.


Основные сочинения: "Наставление в арифметике", "Наставление к музыке", "Комментарий к Порфирию", "О категорическом силлогизме", "О гипотетических силлогизмах", "О логическом делении", "Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества", "Могут ли "Отец", "Сын" и "Святой Дух" сказываться о божестве субстанционально", "Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными", "Против Евтихия и Нестория". Философские воззрения Б. в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Проблема универсалий решалась Б. следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Из десяти аристотелевских категорий Б. обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные — как акциденции, что привело к образованию в схоластической традиции устойчивой метафизической пары "субстанция — акциденция". Известная в схоластике метафизическая пара "форма — материя" также выделена Б. из четырех причин Аристотеля.

В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма. По утверждению Б., Бог не имеет привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием.


Например, "величие" — это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, то есть атрибут. Б. пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие Троицы он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку "божественности". При этом "Отец", "Сын" и "Святой Дух" не являются субстанциальными признаками, так как ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы.

А.Н. Шуман

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРАИЛОВСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Пн сен 20, 2010 7:43 am

БРАИЛОВСКИЙ Евгений Семенович (1898—1948) — российский психолог, специалист в области психологии труда, сотрудник отдела психологии труда Центрального института охраны труда ВЦСПС (1925—1936). Занимался психологическим профессиографированием в целях профотбора, охраны и рационализации труда, исследовал труд автоводителя и пожарного. При изучении труда водителя автомашины Б. использовал трудовой метод. Выделил профессиональные ситуации и задачи разной степени сложности, дал их психологическую интерпретацию, установил в качестве основы профессиональной пригодности водителя особенности работы реактивно-моторной сферы. Модель своеобразной работы психических функций водителя в особо сложных профессиональных ситуациях была использована Б. при создании тренажера и теста прогнозирования профпригодности. Основные труды: "Изучение профессии пожарного" (в соавт.), 1928); "Психологическая характеристика профессии шофера" / "Гигиена и патология труда автоработников", (в соавт.), 1930 и др.

О.Г.Носкова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРАТУСЬ

Сообщение психологический словарь » Вт сен 21, 2010 10:56 pm

БРАТУСЬ Борис Сергеевич (р. 1945) — российский психолог, специалист в области клинической психологии, общей и прикладной психологии личности. Д-р психологических наук (1989), профессор (1993). Чл.-кор. РАО (1993). Ученик Б.В. Зейгарник. Окончив фак-т психологии МГУ им. М.В.


Ломоносова (1968), под руководством Зейгарник провел одно из первых в отечественной психологии исследований изменений личности при хроническом алкоголизме в зрелом возрасте. Это исследование было положено в основание канд. дис. (1972) и опубликовано в монографии "Психологический анализ изменений личности при алкоголизме" (М., 1974). В настоящее время зав. кафедрой общей психологии фак-та психологии МГУ (с 2001 г.), одновременно руководит лабораторией философско-психологических основ развития человека ПИ РАО (с 1993 г.). Область научных интересов, помимо клинической психологии и психологии личности, охватывает и философские основания психологии. В 1980-х гг. Б. провел развернутое психологическое исследование хронического алкоголизма в подростковом возрасте. Одновременно исследовались психологические особенности личности при эпилепсии, психопатиях, неврозах и других видах аномалий. Результаты были обобщены в докт. дисс.: "


;Аномалии развития личности (на материале нарушения психического здоровья)". В клинических трудах Б. дана целостная концепция психического здоровья, основанная на разработке представлений о структуре и функциях мотивационно-смысловой сферы, выделении специфических уровней и параметров психического и личностного здоровья. Ряд трудов этого цикла издан на иностранных языках, включая перевод итоговой монографии ("Anomalies of the Personality. From the Deviant to the Norm". Orlando, 1990). С середины 70-х гг. все большее место в исследованиях Б. стало занимать направление, связанное с изучением психологических закономерностей нравственного развития личности. В 90-е гг. его научные труды были посвящены опыту построения философско-этических оснований психологического знания, проблемам связи психологии и религии, разработке нового для отечественной психологии направления, названного христианской психологией.

Итогом явилось подготовленное под редакцией Б. первое в


России учебное пособие для вузов по христианской психологии. Б. автор 12 монографий, в том числе: "Психологические аспекты нравственного развития личности", М., 1977; "Психология, клиника и профилактика ранних форм алкоголизма", М., 1984, в соавт.; "Нравственное сознание личности", М., 1986; "Аномалии личности", М., 1988; "Психология. Нравственность. Культура", М., 1994; "Начала христианской психологии", М., 1995 (ред. и соавт.).

О.Г. Носкова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], mironositsa, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]