Б

БРЕД

Сообщение психологический словарь » Чт сен 23, 2010 12:21 am

Бред (лат. delirium — бред со зрительными галлюцинациями) — расстройство восприятия, мышления и самоосознания человека, проявляющееся в совокупности болезненных галлюцинаторных представлений, рассуждений и выводов, в ошибочности которых патологически убежденного в их реальности и правильности субъекта невозможно убедить. Б. выступает симптомом многих психических заболеваний, при этом его содержание может быть самым разнообразным: Б. преследования, отравления, ревности, величия, мессианства, гибели мира и т. д. Искаженно отражающий действительность Б. не поддаётся коррекции извне. Б. может быть первичным, когда его возникновению не предшествуют стадии аффективных расстройств, депрессии, мании, и вторичным, при котором Б. возникает в результате расстройств сознания, мышления, восприятия как следствие психических заболеваний (шизофрения, паранойя эпилепсия и др.). Первичное проявление Б. может быть латентным, не проявляясь явно в расстройствах поведения. Поэтому он может производить впечатление неожиданно возникающего, психологически непонятного. Б. необходимо отличать от сверхценных идей, при которых та или иная реальная жизненная проблема приобретает в сознании психически здорового субъекта чрезмерно большую (сверхценную) значимость.

Л. А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРЕЙЕР

Сообщение психологический словарь » Сб сен 25, 2010 12:20 pm

БРЕЙЕР (Breuer) Иосиф (1842—1925) — австрийский врач и психолог. Чл.-кор. Венской академии наук (1894). Учитель, друг, коллега и соавтор З. Фрейда. Был учеником Э. Геринга. С 1868 г. работал приват-доцентом. В 1871 г. занялся частной врачебной практикой. Как практикующий врач и исследователь занимался различными проблемами анатомии и физиологии, в том числе вопросами дыхания, чувства равновесия и др.


Описал рефлекс регуляции дыхания с участием блуждающего нерва. Обнаружил, исследовал и определил роль полукружных каналов. Изучал и лечил различные психонервные заболевания. Использовал технику гипноза.


Дружил с физиком Эрнстом Махом и разделял некоторые его философские идеи, с которыми познакомил З. Фрейда. В начале 80-х гг. обратил внимание З. Фрейда на то, что в основе неврозов лежат "альковные тайны", хотя сам не придал этому факту должного значения и впоследствии разошелся с З. Фрейдом в связи с различным пониманием места и роли сексуальности в человеческой жизни. В 1880 г. начал лечение Анны О.


(Берты Паппенгейм), которое сыграло большую роль в разработке новых представлений о природе и специфике психонервных заболеваний и соответствующих методах психотерапии. В 1882 г. рассказал З. Фрейду об этом случае и возможностях новых вариантов психотерапии. З. Фрейд уклонился от предложенного ему сотрудничества, но в 1889 г. попытался использовать гипнотическую технику И. Брейера. Получил положительные результаты в диагностике и терапии истерии. С 1892 г. совместно с З.


Фрейдом занимался изучением и терапией психонервных заболеваний. Предварительные итоги их работы были опубликованы в сообщении "О психическом механизме истерии", "Исследование истерии" (1895). Совместно с З. Фрейдом разработал новый метод лечения, названный им катарсическим методом (метод Брейера — Фрейда, метод гипнокатарсиса).


По оценке З. Фрейда, этот метод стал "предварительной ступенью психоанализа".

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРЕНТАНО

Сообщение психологический словарь » Пн сен 27, 2010 11:47 pm

БРЕНТАНО (Brentano) Франц (1838—1917) — австрийский философ и психолог, профессор философии Вюрцбург-ского ун-та (1872) и Венского ун-та (с 1874), в котором преподавал философию в течение 20 лет. Учитель З. Фрейда.


Начинал свою деятельность в качестве католического священника. После принятия доктрины о непогрешимости Римского папы отказался от сана и занялся философией. Считался одним из лучших знатоков философии Аристотеля (384—322 до н.э.) и Фомы Аквинского (1226—1274). Особое внимание уделял исследованию проблем философской психологии и непосредственно психологии. В 1874 г. опубликовал книгу "


;Психология с эмпирической точки зрения", оказавшую влияние на формирование нового понимания возможностей психологии как науки и ее состояния на тот момент. В 1874—1875 гг. университетский цикл его лекций по философии прослушал З. Фрейд, который впоследствии изучал философию у Б. в приватном порядке. По рекомендации Б.З. Фрейду доверили осуществить перевод с английского языка сочинения философа Дж. Стюарта Милля (1806—1873). Б. проводил четкую границу между физическими и психическими феноменами.


Полагал, что родовым (общим) признаком психических феноменов (в отличие от физических) является интенциональность, поскольку сознание всегда есть отношение к чему-либо. Основной задачей психологии считал исследование психических феноменов. Подразделял психологию на дескриптивную (описывающую и классифицирующую последние элементы, из которых строится сознание) и генетическую (устанавливающую законы сознания). Придавал большое значение внутреннему опыту человека.


Был учителем и предшественником основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859—1938) и ряда других мыслителей своего времени. Оказал влияние на развитие различных психологических и философских школ, в том числе на экзистенциальную философию Мартина Хайдеггера (1889—1976) и др. Автор книг: "О происхождении нравственного сознания" (1889), "Четыре фазы философии" (1895) и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРИГАДИР ОПРОСНОЙ СЕТИ

Сообщение психологический словарь » Ср сен 29, 2010 4:00 pm

БРИГАДИР ОПРОСНОЙ СЕТИ - руководитель группы лиц (анкетеров, интервьюеров, наблюдателей и т.д.), ведущих сбор первичной социологической информации в ходе проведения полевого социологического исследования.

Крупные социологические опросы, особенно проводимые в сжатые сроки (оперативные исследования), требуют привлечения значительного числа исполнителей, а значит и четкой организации их работы.


Социологические институты, центры, лаборатории, формируя опросную сеть в своих регионах, привлекают к этой работе, как правило, лиц с высшим образованием, но различных профессий. Зачастую это аспиранты, студенты вузов, учителя, библиотекари, пенсионеры, домохозяйки, безработные, использующие массовые опросы как временный вид занятости. Б.О.С. назначаются руководителем полевого исследования из числа профессиональных социологов, обладающих хорошими организаторскими способностями.


>В функции Б.О.С. входит:

1) Оптимальный подбор конкретных исполнителей для определенных видов полевых работ; распределение участков работ; определение объема работы для каждого конкретного исполнителя; определение сроков выполнения поставленной задачи.

2) Обучение и подготовка исполнителей для работы в поле: проведение коллективного инструктажа, при необходимости - индивидуальное инструктирование, предусматривающие общее знакомство с целями и задачами исследования, доскональное изучение инструментария, акцентирование внимания на самых сложных моментах работы, определение последовательности ее выполнения. В подготовку исполнителей входит также знакомство с объектом исследования, принципами отбора респондентов, если это входит в задачу анкетера или интервьюера. (Руководитель полевого исследования оговаривает с интервьюером правила заполнения маршрутного листа; порядок сдачи заполненных социологических документов.)

3) Обеспечение исполнителей комплектами исследовательских документов (анкетами, бланками интервью, опросных листов, маршрутных листов и т.д.).

4) Выдача письменных инструкций каждому исполнителю, обеспечение их необходимыми сопроводительными документами для работы в поле - удостоверениями интервьюера, анкетера.

5) Регулирование конфликтных ситуаций и оперативное устранение трудностей, которые могут возникнуть в ходе полевого опроса между лицами, ведущими сбор первичной социологической информации и респондентами, руководством предприятий, местными властями и т.д.

6)


Осуществление контроля за содержанием работы и ходом ее проведения. Тщательная проверка заполнения каждого опросного документа и выборочная проверка соблюдения условий маршрута опроса. Контроль за соблюдением сроков выполнения полевых социологических опросов.

7) Прием заполненных опросных документов, их учет и хранение.

При необходимости Б.О.С. осуществляет организацию кодировки анкет. Проводит подготовку и передачу инструментария для последующей математической обработки. Осуществляет сбор индивидуальных отчетов непосредственных исполнителей и подготовку итогового отчета о ходе проведения полевого опроса на данном участке.

О.Г. Лукашова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРИЛЛ

Сообщение психологический словарь » Чт сен 30, 2010 4:42 pm

БРИЛЛ (Brill) Абрахам (1874—1948) — американский психиатр, первый психоаналитик и лидер психоанализа в США. Первый американский переводчик трудов З. Фрейда, учитель ряда американских психоаналитиков.


В юности переехал из Австрии в США (1889). Окончил Нью-Йоркский городской колледж (1898), Нью-Йоркский ун-т (1901) и медицинский колледж Колумбийского ун-та (д-р медицины, 1903). Испытал влияние философии Б. Спинозы. В 1903 г. поступил на работу в


Нью-Йоркскую государственную больницу. Изучал невропатологию и психиатрию в Нью-Йоркском институте психиатрии под руководством А. Майера. Занимался психотерапией и в качестве одного из ее основных средств использовал гипноз. В 1907 г. прошел стажировку в


Парижских больницах (Сальпетриер, хосписе) и психиатрической клинике Цюрихского ун-та (Бургхельцли) у Э. Блейлера. Сотрудничал с К. Абрахамом и К.Г. Юнгом, которые ознакомили его с теорией и практикой психоанализа. Совместно с Э. Джонсом посетил З. Фрейда в Вене. После знакомства с З. Фрейдом, его новейшими идеями и результатами психоаналитической терапии увлекся психоанализом. В 1908 г. вместе с Э.


Джонсом принял участие в работе первого Международного психоаналитического конгресса в Зальцбурге. В 1908 г. вернулся в Нью-Йорк. Открыл частный кабинет и стал практикующим психоаналитиком. В 1908—1910 гг. был единственным врачом-психоаналитиком в США. Обучал психоанализу Дж. Патнема, С. Джеллиффа и др. В 1909 г. встречал и сопровождал З. Фрейда, К.Г. Юнга и др. психоаналитиков во время их визита в США. В 1910 г. начал чтение лекций по психоанализу в Колумбийском университете. Получил признание как переводчик и комментатор трудов З. Фрейда и других психоаналитиков. В 1911 г. организовал


Нью-Йоркское психоаналитическое общество и принял активное участие в создании Американской психоаналитической ассоциации. Несколько раз избирался президентом этих организаций. Руководил работой ряда конгрессов Американской психоаналитической ассоциации (1920, 1929—1935). Опубликовал серию статей по проблемам исследования и терапии неврозов.

Особенно интересовался вопросами психического самоубийства, шизофрении, культурантропологическими моментами восприятия запахов, динамики остроумия и юмора, оговорками и др.


Оценивал остроумие как сознательный механизм продуцирования удовольствия и высокую степень развития цивилизованного человека. Исходя из психоаналитического понимания природы и сущности человека и гуманитарных ценностей, выступал против уголовного преследования гомосексуалистов. В 1912 г. опубликовал работу "Психоанализ: его теория и применение", ставшую первой американской книгой по психоанализу. В 1924 г. перевел десять работ З. Фрейда, а в 1938 г. опубликовал все его основные труды. В 1927 г. был соорганизатором первого общеобразовательного комитета Нью-Йоркского психоаналитического общества. В 1933 г. стал первым председателем отделения психоанализа при


АПА. В 1947 г. подарил свою личную библиотеку Нью-Йоркскому психоаналитическому институту. Оказал большое влияние на распространение психоанализа в Америке и внедрение психоаналитических идей в современную культуру. Автор книг: "Фундаментальные концепции психоанализа", (1921); "Вклад Фрейда в психиатрию", (1944), "Лекции по психоаналитической психиатрии" (1946) и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРОДЕЛЬ

Сообщение психологический словарь » Вс окт 03, 2010 2:57 pm

БРОДЕЛЬ (Braudel) Фернан (1902—1985) — французский историк-мидиевист, представитель школы "Анналов", возглавивший редколлегию журнала "Анналы: экономики, общества, цивилизации" в 1956. Окончил лицей Вольтера и Сорбонну. С начала 1920-х до середины 1930-х Б. — преподаватель одного из лицеев в Алжире (первая научная статья — "Испанцы в Северной Африке" — была опубликована в 1928). С 1949 — зав. кафедрой современной цивилизации в


Коллеж де Франс, председатель жюри по защите диссертаций по истории. Главный администратор созданного по его инициативе "Дома наук о человеке" (с 1962). Почетный доктор университетов Брюсселя, Оксфорда, Мадрида, Женевы, Варшавы, Кембриджа, Лондона, Чикаго.

Основные сочинения: "Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв." (в 3-х томах, 1979; т.1 был издан в 1967), "Средиземноморье и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II" (1949), "История и социальные науки. Длительная временная протяженность" (1958), "Записки об истории" (сборник статей, 1969) и др. Главными характеристиками понимания истории по Б. выступают определенная "конфронтация" географии и собственно истории (главный "персонаж" исторического исследования у Б., как правило, — географический ареал), а также весьма своеобычная диалектика пространства — времени, находящая свое выражение в идеях эшелонированности исторической действительности и циклического характера эволюции общества. Б. полагал правомерным рассмотрение исторической реальности в разных преломлениях, помещая быстротечные событийно-политические феномены на ее верхний уровень, долговременные социально-экономические тенденции — на средний, и, наконец, вневременные природно-географические константы — на нижний.

Теория о множественности времен в истории (предшественником Б. в которой выступал Г.Гурвич) постулировала таким образом наличие трех основополагающих типов длительности, присущих разным уровням исторической реальности: а) "время чрезвычайно большой протяженности", протекающее на природном (время природных ритмов) и макроэкономическом (время экономических структур) уровнях и "как бы неподвижное"; б) время больших "циклов" и хозяйственных "конъюнктур" (длящееся в социальной сфере); в) краткое и "нервное" время "короткого дыхания" — время событий.

Человеческая свобода оказывается, по мнению Б., не более чем "пеной" на поверхности "океана" неподвижных "структур". Анализируя в традициях "Анналов" течение "глобальной истории", Б. вычленяет в ее границах экономическую, социальную, политическую и культурную "системы", включающие в себя далее ряд "подсистем". По Б., "согласно этой схеме, глобальная история (или, лучше сказать, история, имеющая тенденцию к глобальности, стремящаяся к тотальности, но никогда не могущая стать таковой) — это исследование по меньшей мере этих четырех систем самих по себе, потом в их взаимоотношениях, в их взаимозависимости, их чешуйчатости". Реконструкция глобальной истории являет собой у Б. уяснение динамики взаимосвязанных уровней исторической действительности, которая осуществляется не в форме их единонаправленной, синхронизированной и равноускоренной эволюции, а представляет неравномерные и смещенные во времени движения, поскольку каждой исторической реальности свойственен собственный специфический временной ритм. (Применительно к исследованию "Средиземноморье и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II" Б. отмечал: "единственная проблема, которую мне нужно было решить, заключалась в том, чтобы показать, как разные времена движутся с разной скоростью".) Легитимизировав в научном обороте исторической науки понятие "длительная временная протяженность" (longue duree), Б. подчеркивал, что главной сферой его исследовательских интересов является "почти неподвижная история людей в их тесной взаимосвязи с землей, по которой они ходят и которая их кормит; история беспрерывно повторяющегося диалога человека с природой... столь упорного, как если бы он был вне досягаемости для ущерба и ударов, наносимых временем". Осуществляя в ставшем классическим исследовании "Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв." детальный анализ трех пластов экономической жизни человечества (материальной повседневности, рыночной экономики и капитализма) в их эволюции, Б. пытался ответить на вопрос, сформулированный в первом издании первого тома книги в 1967: "...каким образом тот строй, та сложная система существования, которая ассоциируется с понятием Старого порядка... могла прийти в негодность, разорваться; как стало возможным выйти за ее пределы...


Как был пробит, как мог быть пробит потолок? И почему лишь в пользу некоторых, оказавшихся среди привилегированных на всей планете?" Архитектоника монументального труда Б. оказывается созвучной его трактовке природы и сущности общественных процессов, имевших место в данный исторический период.

Первый том был посвящен рассмотрению структур повседневной жизни людей, которые, согласно Б., выступали в качестве "правил, которые слишком долго удерживали мир в довольно трудно объяснимой стабильности". Содержание второго тома демонстрировало процессы сосуществования и постепенного взаимопроникновения структур рыночной экономики, с одной стороны, противостоявшей, по Б., "массиву инфраэкономики", т.е. материальной повседневной жизни людей (питание, одежда, жилище, техника, деньги), — с другой. Приметы же капитализма в этот период Б. усматривал в спекулятивных операциях, торговле на дальние расстояния и процедурах банковских кредитов. Третий том излагал возможные подходы к проблеме организации истории мира во времени и пространстве: эксплицировались механизмы чередования (на протяжении пяти или шести веков) господства определенных экономически автономных регионов планеты (Венеция, Генуя, Англия и т.д.). Исторические изыскания Б. не только (в известной степени вопреки "историко-психологическому духу" "Анналов") продемонстрировали возможность создания экономически-центрированной, однако при этом полифакторной истории общества, но и явились образцом сочетания классических традиций системной философии истории и новаторских интеллектуальных методик и приемов второй половины 20 в. (См. также "Анналов" школа.)

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРОДМАНА КАРТА МОЗГА

Сообщение психологический словарь » Пн окт 04, 2010 12:09 am

Бродмана карта мозга (K. Brodmann, 1868—1918, нем. нейрофизиолог) — карта мозга человека, обезьян, полуобезьян, хищных, грызунов, насекомоядных и рукокрылых, созданная К. Бродманом на основании цитоархитектонического исследования. Основные границы полей коры мозга человека совпадают с границами карты Кэмпбелла, но деление более детальное. Выделено 11 областей, включающих следующие поля: постцентральная область (поля 1, 2, 3, 43); предцентральная область (поля 4 и 6); лобная область (поля 8, 9, 10, 11, 12, 44, 45, 46, 47); область островка (поля 13, 14, 15, 16); теменная область (поля 5, 7, 39, 40); височная область (поля 20, 21, 22, 36, 37, 38, 41, 42, 52); затылочная область (поля 17, 18, 19); поясная область (поля 23, 24,25, 31,32, 33); ретроспениальная область (поля 27, 28, 34, 35, 48); обонятельная область с периамигдалярной областью (поле 51).

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРОДМАНА ПОЛЯ

Сообщение психологический словарь » Ср окт 06, 2010 1:34 am

Бродмана поля — участки коры головного мозга человека, различающиеся по структурным особенностям нейронных слоев. Основные критерии для выделения полей: плотность распределения нервных клеток в разных слоях, толщина слоев, особые типы нейронов. Основываясь на них, К.


Бродман составил цитоархитектоническую карту коры головного мозга человека. Бродман выделил в коре головного мозга человека 11 областей (сенсорных, моторных и плацистивных) и 52 поля (см. Кора головного мозга). Карта Бродмана является основой для современной цитоархитектонической классификации корковых структур.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРОКА ЦЕНТР

Сообщение психологический словарь » Пт окт 08, 2010 3:41 am

Брока центр (по имени французского антрополога и хирурга П. Брока) — участок коры головного мозга, расположенный в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающих моторную организацию речи. При поражении Б. ц. возникает т. н. афазия Брока или эфферентная моторная афазия по классификации А. Р.


Лурия (см. Афазия) — невозможность произношения отдельных звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. В осуществлении моторной функции речи помимо Б. ц. принимают участие и другие зоны коры мозга: нижние отделы постцентральной области левого полушария, премоторные и префронтальные отделы коры.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРУНЕР

Сообщение психологический словарь » Вс окт 10, 2010 10:43 am

БРУНЕР (Bruner) Джером Сеймур (р. 1915) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в ун-те Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском ун-те (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Работал в качестве лектора, затем — ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском ун-те (1944—1952), здесь же стал профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951—1952, 1961—1972). С 1972 Б. — профессор


Оксфордского ун-та (Великобритания). В ранних исследованиях Б., посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению. Б. одним из первых начал исследовать, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия. Он пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. На основе этих исследований Б. предложил выделять "аутохтонные" факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и "директивные", зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез.


Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин "социальное восприятие". Б. выделял в целостном процессе восприятия три формы репрезентации окружающего мира: форма действий, образов и языковая форма. Обосновал теорию перцептивных гипотез, согласно которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте "критические", т. е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей.


>Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы.


На основе проведенных им кросс-культурных исследований дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре "усилителей" (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные "усилители". Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.


Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий. Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом Б. оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования.

Основные труды Б.: "Mandate from the People", 1944; "On Knowing Essays for the Left Hand", 1962; "Toward a Theory of Instruction", 1966; "Processes of Cognitive Growth Infancy", 1968; "The Relevance of Education", 1971; "Communication as Language", 1982; "Child’s Talk", 1983; "Actual Minds, Posible Worlds", 1986. В рус. пер.: "Ценности и потребности как организующие факторы" / "Психология познания", М., 1977.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРУНО

Сообщение психологический словарь » Вт окт 12, 2010 4:44 pm

БРУНО (Bruno) Джордано Филиппо (1548—1600) — итальянский мистик, философ и поэт. Монах-доминиканец, бежал из монастыря (1576). Поклонник Каббалы.


Создатель религии космоса.


Основные работы: "О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Изгнание торжествующего зверя" (1584), "О героическом энтузиазме" (1585), "Светильник тридцати статуй" (1587), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "Свод метафизических терминов" (1591), "О безмерном и неисчислимых" (1591), "О монаде, числе и фигуре" (1591), "О составлении образов" (1591) и др. Проповедовал свои идеи в университетах Англии, Германии, Франции, Швейцарии. Приговорен к смертной казни инквизицией за еретический религиозный мессианизм. Сожжен на костре в Риме. Учение Б. — специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе


Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Бесконечная вселенная в целом — это Бог — он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего". Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Б. неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей (по Б., "божественным бытием в вещах"). В целом пантеизм Б., материалистический в ряде своих положений, содержал определенную легитимизацию и реабилитацию материи (того начала, которое, по Б., "все производит из собственного лона") в контексте преодоления схоластической концепции существования множества "форм", не связанных с материей. Согласно Б., элементарные фрагменты сущего, "minima", одновременно относятся к материальному и психическому; свойства микрокосма (как интеллектуальные, так и психические) Б. распространяет на природу в целом.

Все бытие таким образом трактуется Б. в рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма. (Как отметила один из комментаторов творчества Б. — Ф.А.Йейтс, у него "Земля, поскольку она живое существо, движется вокруг солнца египетской магии; вместе с ней движутся по орбитам планеты, живые светила; бессчетное число иных миров, движущихся и живых, подобно огромным животным, населяет бесконечную вселенную".)


"Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа может рассматриваться как "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи". Мировая же душа у Б. — носитель такого атрибутивного свойства как "всеобщий ум", универсальный интеллект. Понятие Бога в результате замещается Б. понятием "мировая душа". Согласно Б., земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населенными (по Б., "другие миры так же обитаемы, как и этот") планетами движутся по собственным орбитам. "Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем". (В отличие от Коперника, Б. преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой "неподвижных" звезд, и о статичном Солнце как центре Вселенной.) Космология Б., пересматривая тезис Аристотеля и схоластов о дуализме земного и небесного, постулировала воду, огонь, землю и воздух в качестве элементов всего мироздания. Допущение Б. о том, что мировая душа с необходимостью порождает не только феномен одушевленности, но также и населенность множества иных миров реально трансформировало категорию "Универсума" в понятие "Вселенная" — вместилище самых различных форм жизни, отличных от земных в том числе.

Лучшая процедура служения Богу ("монаде монад") — познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием (цель философии у Б. — постижение не трансцендентно-суверенного Бога христианства, а "Бога в вещах"). Вера, по Б., "требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы", в то время как философские изыскания по поводу "истины относительно природы и превосходства творца ее" предназначены лишь тем, кто "способен понять наши рассуждения". Стремление к пониманию естественного закона, согласно Б., — самый высоконравственный удел. Волю Бога, по мнению Б., необходимо искать в "неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство...". Важную роль в конституировании новоевропейской культурной парадигмы сыграло и переосмысление Б. куртуазного лирического канона в свете философской традиции, наполнение его радикально новым — гносеологическим — содержанием: идущая от трубадуров идея семантического совпадения "небесной любви" к Донне с восхождением к божественному благу (см. "Веселая наука") трансформируется у Б. в своего рода интеллектуальный героизм любви к мудрости, в рамках которого "философия предстает обнаженной перед... ясным разумением". Мудреца — искателя истины — Б. сравнивает в этом отношении с Актеоном, преследующим богиню "в лесах" (т.е. непознанных сферах, "исследуемых самым незначительным числом людей") и "меж вод" (т.е. в зеркалах подобий, отражений и проявлений истины), но если созерцание божественной наготы обращает Актеона в зверя, неся ему смерть, то для мудреца, созерцающего истину, Б. видит радикально иную перспективу: пророчески предрекая себе "смерть, принесенную мыслями", он, тем не менее, видит в "героическом энтузиазме" познания путь к божественному подъему: "...едва лишь мысль взлетает, // Из твари становлюсь я божеством //... //


Меня любовь преображает в Бога". Возвышенный полет любви обретает у Б. характер философского взлета духа, и любовь к мудрости наделяется ореолом интеллектуального эротизма. "Героический энтузиазм" Б. (как он сам обозначил собственное мировосприятие) по значению для истории свободного человеческого Духа не уступает интеллектуальным подвигам самых гениальных мыслителей всех времен. 9 июня 1889 в Риме на площади Цветов — месте его сожжения — в присутствии 6000 делегатов от народов и стран мира был открыт памятник Б.

А.А. Грицанов, М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРУШЛИНСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Ср окт 13, 2010 12:50 pm

БРУШЛИНСКИЙ Андрей Владимирович (1933—2002) — российский психолог, философ, д-р психологических наук (1978), профессор (1991), чл.-кор. АПН СССР (1989), чл.-кор. АН СССР (ныне РАН) (1990), один из учредителей и академик РАО (1992), академик Международной Академии наук Международного Совета научного развития (1994), академик Международной кадровой Академии, аккредитованной при Европейской сети национальных центров ЮНЕСКО (1997), чл. Генеральной Ассамблеи Международного союза психологической науки (1994). Лауреат премии им. С.Л.


Рубинштейна Президиума РАН (1992) и премии Президента РФ (1998). Окончил отделение психологии философского факта МГУ им. М.В. Ломоносова (1956), ученик С.Л. Рубинштейна. С 1956 по 1972 гг. работал в Секторе психологии Института философии АН СССР, в составе которого в 1972 г. перешел в Институт психологии АН СССР. С 1989 г. — директор Института психологии РАН. С 1981 по 1987 г. был зам. гл. ред. журнала "Вопросы психологии", с 1988 г. — гл. ред. "Психологического журнала" АН СССР. Чл. редсовета ряда других отечественных и зарубежных изданий.


Председатель Московского отделения Общества психологов СССР (1983—1988), член Центрального Совета ОП СССР (с 1989). Инициатор создания и чл. Президиума Российского Психологического общества (1994). Область научных интересов Б. — онтологические и гносеологические основания психологии (в соотношении с логикой, математикой, кибернетикой, информатикой, физиологией и социологией); теоретическая и экспериментальная психология мышления; психология субъекта и личности; педагогическая психология; история психологии. В работах, посвященных мышлению, Б. исследовал принципиальные отличия мышления человека от функционирования компьютера ("Психология мышления и кибернетика", 1970).


Был разработан новый вариант системного подхода: континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования человека как субъекта и его психики. На основе этого метода экспериментально изучалось мышление как деятельность и как непрерывный процесс прогнозирования; был открыт новый вид инсайта — "не мгновенный инсайт"; выявлены существенные недостатки традиционной трактовки воображения и обратных связей; прослежено взаимодействие логических (прерывных) и процессуальных (непрерывных) уровней познания. ("Мышление и прогнозирование", 1979; "Мышление: процесс, деятельность, общение" / сб. под ред. Б./, 1982).

Был обоснован вывод о том, что любое мышление (хотя бы в минимальной степени) является творческим, и потому не существует репродуктивного мышления; в результате была дана новая трактовка взаимосвязи мышления и творчества.


Раскрыта подчиненность диалога мышлению в процессе совместного решения задачи с помощью анализа через синтез; на этой основе проведен критический анализ теории М.М. Бахтина ("Мышление и общение", в соавт., 1990; 1999). Разработана теория внутриутробного возникновения психики человека ("О природных предпосылках психического развития человека", 1977). Б. — автор континуально-генетической психологии субъекта, в которой человек и группа людей раскрываются на высшем (индивидуализированном) уровне своей активности, целостности (системности), автономности и т. д. Понятие субъекта (в отличие от личности) рассматривается как наиболее общее и широкое определение человека в интегральности всех его существенных качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных. Социальное здесь — это общечеловеческое, а общественное — типологическое (т. е. характерное лишь для определенных общностей людей). Поэтому психология человека, по мнению Б., не должна разделяться на две ветви: только естественнонаучную или только гуманитарную. С этих позиций Б. разработаны теория творчества и теория умственного и нравственного развития людей ("Проблемы психологии субъекта", 1994; "Субъект и социальная компетентность личности" (сб. под ред. Б.), 1995). Все результаты своих исследований Б. обобщил в новом варианте диалектической логики, при котором — вопреки К. Попперу и др. — полностью соблюдается логический закон противоречия (но не закон исключенного третьего). ("Субъект: мышление, учение, воображение". 1996.) Уточнен принцип детерминизма применительно к историческому и психическому развитию людей.


>Проведен критический анализ концепции Л.С. Выготского и, прежде всего, его теории житейских и научных понятий ("Культурно-историческая теория мышления", 1968). Б. систематически сопоставлял субъектно-деятельностный и знаково-речевой подходы при сравнении теорий М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С. Московичи, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и С.Л. Франка ("Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна" (совм. с К.А. Абульхановой), М., 1989; "Психологическая наука в России XX столетия" / под ред. Б., М., 1997; "Проблема субъекта в психологической науке" / под ред. Б., М., 2000)

В.А. Кольцова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРЭДЛИ

Сообщение психологический словарь » Пт окт 15, 2010 10:22 am

БРЭДЛИ (Bradly) Фрэнсис Герберт (1846—1924) — британский философ, представитель абсолютного идеализма, теоретик консерватизма. Получил образование в Оксфордском университете, где вскоре после окончания в 1870 был избран членом совета Мертон-колледжа. В Оксфорде Б. посвятил себя целиком писательскому труду: никогда не читал лекций, не преподавал и не появлялся на философских собраниях. Был отмечен одной из высших наград Британии — орденом "За заслуги".


Основные работы: "Этические исследования" (1876); "Принципы логики" (1883); "Видимость и реальность: Опыт метафизики" (1893); "Эссе об истине и реальности" (1914) и др. В целом находился в кругу идей Гегеля, хотя в его версии прочтения философии последнего заметно влияние Канта, Юма, Беркли. Б. считал, что быть — значит быть воспринятым (в опыте): "все, что ни в каком смысле не является предметом ощущения или восприятия, для меня совершенно незначимо". При этом, по мысли Б., реальное есть разумное. Критерием истинности или реальности Б. полагал соответствие требованиям разума: разработке данного тезиса он посвятил большую часть своих сочинений. В отличие от "историцистского" направления в неогегельянстве (Кроче, Джентиле, Коллингвуд и др.), развивавшем тезис о том, что дух приходит к Абсолюту в процессе исторического развития, абсолютный идеализм (прежде всего в лице Б.) акцентировал другую сторону гегелевской философии — положение об Абсолюте как вневременной полноте бытия и совершенстве. В таком случае Абсолют исключает возможность любых изменений, гармонически примиряет любые противоположности.


Он (как абсолютная реальность) выступает тогда всеохватывающей и упорядочивающей системой, преодолевающей пространственно-временную разделенность и развертывающей свое содержание одновременно и повсеместно. Отсюда требование Б. о воздержании "от спекуляции о генезисе" (т.е. от идеи развития), так как порядок изменений не имеет отношения к подлинному знанию, т.е. философии. Задача последней — критика сложившихся систем категорий, понятий и представлений, их проверка на степень полноты схватываемого содержания, а главное — на непротиворечивость.

Непротиворечивость (основной показатель воплощения Абсолюта) является критерием "подлинности" и истинности понятия, обнаружение же противоречия свидетельствует о его неистинности, мнимости, недействительности. Таким образом, Б. развертывает концепцию негативной (отрицательной) диалектики.


Философское мышление, делая предметом своей рефлексии сложившийся в науке и повседневной жизни корпус понятий, обнаруживает их внутреннюю противоречивость, абстрактность, отделение в них сущности от существования. Все попытки преодоления их абстрактности (неполноты) и противоречивости вовлекают лишь в бесконечный процесс опосредования одних абстракций другими. Тем самым философский анализ устанавливает неадекватность проявления Абсолюта, так как подлинная реальность предстает в познании только как видимость.


Видимости формально-логически правильно оформляются в когнитивные системы, которые могут оказаться инструментально-практически весьма эффективными. Однако они не обладают характеристикой истинности, так как имеют весьма опосредованное отношение к Абсолюту. Негативная диалектика Б. устанавливает, что мыслить Абсолют во всей его конкретности мы не способны, так как наше мышление остается абстрактным в силу своей частности и конечности. Ему недоступна вся полнота и целостность действительности.


К тому же субъект оказывается в оппозиции миру дискретных вещей, за которыми неспособен установить "внутренние" отношения. Только философия, в отличие от науки и обыденного здравого смысла, способна хотя бы указать на общие логические условия конкретности, т.е. абсолютной реальности. Диалектическое мышление осознает свою неполноценность и пытается пробиться к целостности Абсолюта. Основной принцип диалектики — принцип целостности сознания: разум несет в себе бессознательную (нерационализируемую) идею целого, приводит свои частные идеи в соответствие с ней путем их "дополнения" до целого, никогда не достигая "предела" в этом "дополнении". Однако через аналитико-синтетические процедуры постепенно происходит конструирование конкретности предметов из абстракций как движение от минимальной определенности мысли ко все большей ее полноте.


>Формальная логика (и силлогистика, и индуктивизм) не способна справиться с этой задачей, которая решаема только диалектически. Первый акт — критика "данности" (видимости) и осознание ее как недостаточности. Второй — отрицание этой "данности", но и "дополнение" ее. Третий — критика вновь образованной "данности".


Затем следует повторение цикла. Импульс к постоянному "дополнению" есть стремление к элиминации временности и противоречивости, попытка ухватить вневременные идеальные значения. Однако это доступно лишь "непосредственному восприятию", трансцендентирующему себя (экспансирующая составляющая истины) и снимающему противоположность субъекта и объекта (гармонизирующая составляющая истины).


В "непосредственном восприятии" слиты воедино чувство, воля и разум, что и позволяет схватывать целостность в тождественности субъекта и объекта. Таким образом реальная действительность есть духовный Абсолют — единая, всеобъемлющая, гармоничная духовная система.


Личное начало, следовательно, не самодостаточно и не автономно, человек суть часть субстанционального целого как общественное существо (выход в обоснование консерватизма). Б. писал о трех стадиях, или уровнях, в жизни разума. По его мысли, для каждого из нас опыт начинается с непосредственно данного: в младенческом возрасте мы ничего не выделяем и не осознаем отдельное как таковое; в это время не существует ни "Я", ни "не-Я" — никаких явно выделяемых вещей или качеств. Постепенно качества группируются и образуют то, что мы называем "вещами"; эти вещи в их соотношениях образуют весь привычный мир здравого смысла и науки — второй уровень разума.


Вправе ли философия считать этот мир полностью реальным? Согласно Б., нет. При его исследовании обнаруживается масса противоречий, а то, что противоречиво, должно быть отвергнуто как нереальное. В первой части своего главного произведения ("Видимость и реальность: Опыт метафизики") Б. отвергает на этом основании весь мир обыденного опыта, включая пространство и время, вещество и причинность.

И лишь последнюю часть посвящает его /мира —

В.А./ восстановлению. Б. проясняет смысл критерия, использованного им в первой части, а именно соответствие интеллекту, и находит, что соответствие это заключается в логической непротиворечивости. Однако единственное знание, которое способно обладать такой непротиворечивостью, по мысли Б., есть некое целостное знание, всеобъемлющее и гармоничное, в котором ничто не упущено и все необходимо соотнесено со всем остальным. Б. полагал, что существование мировой системы такого рода составляет недоказуемую, но необходимую посылку философии. Эту систему он именовал Абсолютом — третьим и высшим уровнем разума. С точки зрения Б., вероятно, люди никогда в действительности его не достигнут, но к нему можно постепенно приближаться, и этим приближением измеряется степень истинности, которой располагает любая мыслительная система. Для Б. были неприемлемы любые варианты психологизма, эмпиризма, утилитаризма и натурализма.


При этом он подчеркивает и неразрывность должного и сущего. С этих позиций зло — моральный аспект противоречивой видимости, преодолеваемой через моральное усовершенствование, т.е. в самоосуществлении нравственного субъекта, "реального я", исходящего не из наличной "суммы обстоятельств", а из поиска своего места в гармонизируемом обществе. В этом отношении Бог, указывает Б., как моральный идеал воплощает Абсолют и задает предельное смысловое основание процессу самореализации личности.

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БРЭЙСА МОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕСТЫ

Сообщение психологический словарь » Пн окт 18, 2010 12:29 pm

Брэйса моторных способностей тесты (Brace Motor Ability Tests (Scale) — тестовая батарея исследования уровня развития двигательных умений, компонентов моторики детей и подростков. Предложена в 1927 г. Д. Брэйсом, профессором физического воспитания Техасского университета (США).


Методика имеет шкальный принцип построения. Шкала разработана в двух вариантах, включающих, соответственно, 20 и 30 тестов, допускается как индивидуальное, так и групповое обследование детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет, а также взрослых в возрасте до 45 лет. Ниже приведены несколько примеров заданий Б. м. с. т.: Тест 1. Пройти по прямой линии, ставя носок одной ноги вплотную к пятке другой ноги.


Упражнение начать с левой ноги. Сделать 10 шагов. При выполнении задания глаза испытуемого открыты, допускается балансирование руками. Тест считается невыполненным, если испытуемый потерял равновесие и сошел с прямой линии, либо при несоблюдении условия прикосновения носка одной ноги к пятке другой.


Тест 11. Подпрыгнуть и во время прыжка хлопнуть обеими руками по пяткам. Тест считается невыполненным, если испытуемый не смог прикоснуться одновременно к обеим пяткам. Тест 20. Стать на левую ногу. Правую ногу вытянуть вперед. Опуститься и сесть на левую ногу, не прикасаясь правой ногой или руками у полу. Подняться из такого положения, не теряя равновесия. Тест считается невыполненным, если испытуемый не смог присесть на левую ногу, прикоснулся правой ногой или руками к полу, не смог подняться на левой ноге без прикосновения правой ноги к полу.

Процедура обследования стандартизирована.


Методические материалы по тесту снабжены фотографиями, демонстрирующими правильное выполнение движений. Продолжительность обследования 35—40 минут. При оценке результатов обследования сырые баллы (первичные оценки), соответствующие числу выполненных тестов, по специальным таблицам переводятся в стандартные показатели моторного развития (ПМР). По мнению Д.


Брэйса, основными функциями, подлежащими измерению при оценке моторного развития являются: ловкость движений, гибкость, мышечная сила, способность к сохранению равновесия и координация сложных движений. При отборе заданий, вошедших в Б. м. с. т., автор руководствовался следующими принципами: преимущественная направленность на врожденные качества моторики, а не на двигательные навыки; моделирование сложных двигательных комплексов, а не отдельных движений; широкий охват наиболее типичных комплексов движений; доступность шкалы для массового использования. Б. м. с. т. стандартизированы на выборке 155 детей и взрослых. Полная форма теста (из 30 заданий) имеет два параллельных варианта (формы А и В). Сокращенная шкала (20 заданий) имеет также две формы (тесты 1—10 — форма М, тесты 11—20 — форма Н). При оценки характеристик Б. м. с. т. как диагностической процедуры, валидность конструктная определялась на основе сравнения показателей моторного развития с экспертными оценками 75 преподавателей.

По различным критериям коэффициент корреляции составил 0,58—0,68.


Среди критериев экспертных оценок были: "способность к легкому усваиванию форм движений", "разнообразие движений", легкость сложных движений" и др. Валидность текущая проверялась на материале контрастных групп детей интенсивно занимающихся спортом и не занимающихся спортом. Коэффициент надежности ретестовой составил 0,78—0,90, надежности параллельных форм (формы А, В) — 0,73. На разработку Б. м. с. т. существенное влияние оказала шкала оценка моторики Озерецкого. Б. м. с. т. переведены на русский язык Е. В. Гурьяновым (1928 г.).

Л. Ф.


Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

БУБЕР

Сообщение психологический словарь » Вт окт 19, 2010 5:47 pm

БУБЕР (Buber) Мартин (или Мардохай) (1878—1965) — еврейский философ-диалогист. Родился в Вене. После развода своих родителей в 1881 был отправлен к дедушке и бабушке во Львов.


В 1892 вернулся в Лемберг к отцу, женившемуся вторично. С этого периода увлекается чтением трудов Канта и Ницше. В 1896—1904 учился в университетах Австрии, Швейцарии, Германии, (Вена, Цюрих, Берлин, Лейпциг) на факультетах философии, истории искусств, филологии.


Во время обучения в Венском университете был вовлечен в сионистское движение (больше по культурным, чем по политическим соображениям), писал статьи в защиту евреев, изучал иудаизм и хасидизм. С 1901 по 1903 был редактором еженедельника "Die Welt", центрального печатного издания всемирной сионистской организации. В период с 1897 по 1909 Б., рожденный и живущий в мире двух культур — немецкой и еврейской, остро ощутивший кризис, к которому подошла немецкая культура и все человечество, обратился к духовным гениям больших, но не изолированных друг от друга, феноменов человеческой истории: Германия, Христианство и Еврейская история, Николай Кузанский, Бааль Шем Тов, Ницше и др. Б. поставил целью создание немецко-еврейского симбиоза на основе еврейской культуры, хасидистского спиритуализма и романтического индивидуализма. Результатом религиозно-философских размышлений Б. стали работы "Истории Рабби Нахмана" (1906), "Легенда Бааль-Шема" (1908), "Экстатические конфессии" (1909), "Три источника Иудаизма" (1911) и др. В 1921 Б. знакомится с


Розенцвейгом и с 1923 вместе с ним занимается переводом Библии на немецкий язык. В 1923—1933 — профессор философии и этики университета во Франкфурте. Публикует "Я и Ты" (1923), "Хасидские книги" (1928), "Религия и философия" (1931), "Борьба вокруг Израиля" (1933). После прихода к власти Гитлера в 1933 был отправлен в отставку с профессорского поста и эмигрировал в Швейцарию, откуда в 1938 переселился в Палестину.


В 1938—1951 — профессор философии Еврейского университета в Иерусалиме. В этот период начал пропагандировать идею конструктивного диалога между евреями и арабами, после второй мировой войны — между евреями и немцами.

Свой первый лекционный тур по странам Европы Б. совершил в 1947. В 1951—1952 читал курс лекций в США. Издал "Пути в утопию" (1947), "Проблема человека" (1948), "Видения добра и зла" (1952), "Моисей" (1952), "Прадистанция и отношение" (1952), "Введение в диалогический принцип" (1954), "Пророчество, Начало и Конец" (1955), "Царство Божие" (1956), "Два разговора" (1962) и др.


Награжден премией Гоэса Гамбургского университета (1951), премией Мира книготорговой организации ФРГ (1953) и премией Эрасмуса Амстердамского университета (1963). Основной идеей книги "Я и Ты" — программного исследования Б., является стремление отыскать "третий путь" между неосуществимым идеалом объективизма, который приводит рефлексивное познание человека к заблуждению, и картезианской фетишизацией тайны собственной индивидуальности, грозящей солипсизмом. Вследствие этого отвергается как онтологическая рефлексия о "бытии как существующем", так и непреодолимое тождество "ego cogito". В качестве исходной точки Б. избирает ситуацию, по его мнению, наиболее фундаментальную — феномен сосуществования Я с другой личностью, ибо существование человека является всегда "со-бытием" с другими людьми.

Разграничение двух сфер: "Я — Это", где осуществляется вещное отношение человека к миру, и "Я — Ты", где реализуется аутентичное бытие, — явилось той ступенью, которая позволила более детально определить предмет рефлексии философии диалога. "Различие между опытом, направленным на объект, и встречей, которая ставит бытие напротив другого, — писал Левинас, — различие, касающееся самого отношения, а не только его коррелятов... различие, непредугаданное даже Фейербахом, требование взять за основу опыт общения — в этом заключается фундаментальный вклад Бубера в теорию познания". Основная идея философии диалога Б. заключается в том, что


Я является не субстанцией, а связью, отношением с Ты, благодаря чему осуществляется истинное предназначение человека. Отношение между Я и Ты рассматривается не как субъективное событие, так как Я не представляет (не субъективирует) Ты, а встречает его. Вводимое Б. понятие "Между" подчеркивает разрыв как особую дистанцию между Я и Ты, являющуюся тем местом, где реализуется аутентичное бытие человека диалогического, где раскрываются те характерные черты личности, которые не сводимы к ее ментальным, физическим, психическим свойствам.


>Буберовское понятие "Между" выражает радикальную "другость" иного человека, по отношению к которому Я, с одной стороны, является обращающимся (активная позиция), но с другой — остается отданным этой "другости", так как она есть не что иное как "вечный Ты", как Бог (пассивная позиция). Б. стремится понять и зафиксировать моменты, касающиеся установления единства между участниками встречи, которые преодолевают разделяющую их дистанцию и выходят на уровень разговорного общения. "Истинным признаком межчеловеческого сосуществования" Б. считает речь, которая, по его мнению, является основой человеческого бытия. Обращение человека к человеку, в отличие от зова в животном мире, "опирается на установление и признание инаковости другого человека". Только благодаря данному признанию оказывается возможным обращение и разговор, "присутствие в общении". В собственном имени существительном Б. видит "наивысшую словесную форму", содержащую сообщения "отдаленному" субъекту о том, что "в данной ситуации необходимо его, именно его, присутствие". Эти формы являются еще сигналами, но, одновременно, уже словами.


Человек трансцендирует собственное фонетическое звукообразование, делает его самостоятельным. При переходе с фонетического уровня на уровень смысловой звуки перестают быть акустическими объектами и становятся информативными для собеседника, более того, приобретают нормативно-этический аспект.

Это означает, что "в языке слов" обращение в некоторой степени упраздняется, нейтрализуется, чтобы "непрерывно вновь возобновлять собственную жизнеспособность — не в дискуссиях, происходящих ради самого процесса дискуссии и злоупотребляющих возможностями речи, а в истинном разговоре". Понятие истинного разговора Б. связывает не только с выбором и применением лингвистических средств. "Истинный разговор, т.е. каждая аутентичная реализация отношения между людьми, означает соглашение инаковостей". Оценивая теорию общения Б. в целом, можно констатировать наличие в ней гиперболизированного представления о духовном мире личности, сведения практической деятельности к уровню


Я — Это. В основание буберовского подхода положено убеждение о коммуникации как явлении, порождающем истинную сущность человека, интегрирующем его в аутентичное бытие, которое философ не связывает ни с индивидуализмом, ни с коллективизмом. Попытка синтеза индивидуализации и социализации побудила Б. отказаться как от индивидуального сознания Я (а значит, от внутреннего диалога, от аутокоммуникации), так и от коллективного самосознания. Следовательно, проблема формирования индивидуального сознания была заменена философом проблемой уникальности субъекта общения. [См. также

"Я и Ты" (Бубер).]

С.В. Воробьева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Aargh, cooler462, Син, Exabot [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, Istanaro, lenaaa, Life hack, Lumiere, SOBE, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Варшава, Владимир Львов