А

АФФЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ СВЯЗИ

Сообщение психологический словарь » Чт янв 27, 2011 7:44 pm

Аффективно-личностные связи [лат. affectus — душевное волнение, страсть] — первый появляющийся в онтогенезе вид взаимоотношений ребенка со взрослыми, складывающийся как один из психологических продуктов ситуативно-личностного общения. Зарождается в первом полугодии жизни, проявляясь впервые как стремление младенца разделить со взрослыми свои впечатления по поводу восприятия радующих воздействий (интересной игрушки, веселой мелодии и т. п.). Сначала это поиски сопереживания взглядом, включение взрослого и объекта восприятия в единое поле зрения; несколько позже отмечаются более активные проявления: показ взрослому радующего предмета, ожидание ответных положительных эмоций. А-л. с. в первом полугодии жизни выступают как основное психологическое новообразование возраста, так как ложатся в фундамент развивающейся личности младенца и опосредуют его отношения с окружающим миром. При дефиците ситуативно-личностного общения А-л. с. не устанавливаются, у младенца не формируется активная позиция в отношении к окружающим людям, предметному миру, к себе самому — искажается личностное развитие ребенка. Во втором полугодии наличие А.-л. с. проявляется не только в положительной, но и в отрицательной эмоциогенной ситуации (в незнакомом помещении, при встрече с посторонними взрослыми, при виде пугающего предмета и т. п.), выражаясь в поисках защиты, стремлении испытать любовь и поддержку близкого взрослого, прижимаясь к нему, обнимая, заглядывая в глаза. Это помогает ребенку преодолеть свой страх и стимулирует развитие познавательной и игровой активности в испугавшей ранее ситуации. Взрослые, с которыми у младенца А.-л. с. не сложились (как это часто бывает в домах ребенка), не могут служить побудителем смены защитно-оборонительного поведения на ориентировочно-исследовательское. Наличие А-л. с. является одним из показателей успешного психического развития ребенка.

С.Ю. Мещерякова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АФФЕКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пт янв 28, 2011 10:32 am

- действие,  которое направлено и регулируется определенным эмоциональным состоянием субъекта — страстью, независимостью, любовью и т.п.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АФФЕКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

Сообщение психологический словарь » Сб янв 29, 2011 6:38 am

Аффективный ребенок [лат. affectus — душевное волнение, страсть] — ребенок, демонстрирующий аффективное поведение в результате наличия у него отрицательных аффективных переживаний.

А.Л. Венгер

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АФФЕРЕНТНЫЕ ВОЛОКНА

Сообщение психологический словарь » Сб янв 29, 2011 3:50 pm

Афферентные волокна (лат. afferens (afferentis) — приносящий) — аксоны афферентных нейронов, проводящие импульсы по направлению от рабочих органов к нервному центру (А. или центростремительные, нервные волокна).

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АФФИЛИАТИВНЫЕ СЕТИ

Сообщение психологический словарь » Вс янв 30, 2011 11:57 am

АФФИЛИАТИВНЫЕ СЕТИ - бимодальные сети социальные (см.) (гиперсети), построенные по критерию участия акторов в одних и тех же событиях или принадлежности к социальным группам. В отличие от традиционных сетей, А.С. включают два множества элементов - акторов и события. Отношения между элементами одного множества обусловлены их связями с элементами другого. Основное предположение, лежащее в основе анализа А.С., состоит в том, что совместное участие в событиях создает условия для возникновения социальных связей другого типа - знакомств, дружбы, конкуренции.

Матрица связей принадлежности, в отличие от социоматрицы (см.), имеет вид прямоугольной таблицы с акторами по горизонтали и событиями по вертикали.


Элемент матрицы равен 1 в случае, если соответствующий актор связан с соответствующим событием, и 0 в иных случаях. Набор методов анализа А.С. ограничен. Обычно бимодальную матрицу связей принадлежности преобразуют в одномодальную социоматрицу взвешенных (количественных) связей, элементами которой является либо количество событий, в которых пара акторов одновременно участвует, либо количество общих участников в паре событий.


Для полученных таким образом социоматриц рассчитывают простые показатели: активность участников, размер событий, достижимость акторов, плотность, взаимное пересечение акторов или событий. Другая группа методов позволяет одновременно представлять и анализировать связи между двумя множества элементов. Для этого используют методы, известные под названием салата Галуа и анализа соответствия. В последние годы развиваются методы стохастического моделирования А.С.

А.С. особенно полезны для изучения сложных сетей, полный охват которых невозможен, например, в социологии города (см.).


Пионерским в анализе А.С. является исследование Л.Уорнером социальных агрегаций в поселении, известном под псевдонимом Олдсити на юге США. Другие примеры: участие в общественных комитетах, посещение одних и тех же развлекательных мероприятий, приверженность к телевизионным каналам и газетам, членство в правлениях компаний, участие в научных конференциях.

С.В. Сивуха

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АФФИЛИАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Пн янв 31, 2011 8:04 am

Аффилиация [англ. to affiliate — присоединять, присоединяться] — стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к А. возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование А. вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.

Л.Я. Гозман

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АХРОМАТИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пн янв 31, 2011 10:34 pm

Ахроматическое зрение (от греч. achromatos — бесцветный) — клиническое нарушение, выражающееся в потере способности различать хроматические тона (цвета). Окружающий мир воспринимается в сером цвете, имеющем лишь различия яркости в зависимости от спектра воспринимаемого света. При этом с максимальной яркостью воспринимается зелёный цвет, что характерно для сумеречного зрения людей с нормальным цветовым зрением.

И. М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АЦЕНТРИЗМ

Сообщение психологический словарь » Вт фев 01, 2011 3:53 am

АЦЕНТРИЗМ — фундаментальная установка постмодернистской философии, базирующаяся на радикальной критике классических представлений о структурности и фундированная отказом от презумпции наличия выделенных (как в топологическом, так и в аксиологическом отношениях) точек и осей пространственной и семантической среды.


Согласно постмодернистской ретроспективе, "регулярным образом центр получал различные формы и названия. История метафизики, как и история Запада, является историей этих метафор и метонимий... Все эти названия связаны с фундаментальными понятиями, с первоначалами или с центром, который всегда обозначал константу наличия — эйдос, архэ, телос, энергейя, усия (сущность, субстанция, субъект), алетейя, трансцендентальность, сознание или совесть, Бог, человек и так далее" (Деррида).


По образному выражению Фуко, восходящему к Мельвиллю и проинтерпретированному Делезом, "мы /носители западного, логоцентристского типа рациональности —

М.М./ ищем центральную комнату в страхе, что таковой нет". При номадической организации среды "центральная комната … остается пустой, хотя человек заселяет ее. Здесь, в этой зоне субъективации, человек становится ... хозяином своих молекул и сингулярностей" (Делез). Интересен в этом отношении "новый дискурс среды", предложенный Бодрийяром еще в ранней версии постмодернизма ("Система вещей", 1969).

Анализируя оформляющийся тип организации жилой среды, он отмечает, что "предметы обстановки сделались подвижными элементами в децентрализованном пространстве".


Если в классическом интерьере стол знаменовал собой центр, доминирующий над остальным пространством, то теперь "стулья уже не тяготеют к столу".


В децентрированном пространстве теряется избранность любых пространственных точек, оно перестает восприниматься как "система мест": "нет больше кроватей, на которых лежат, нет больше стульев, на которых сидят, есть лишь "функциональные" сиденья, вольно синтезирующие всевозможные позы (а тем самым и всевозможные отношения между людьми)" (Бодрийяр). Идея децентрированности проявляется в постмодернизме в самом широком диапазоне: от презумпции децентрированности текста до радикального требования "заклеймить идеологические и метафизические модели" (Ф


.Джеймисон), обретая свое наиболее последовательное и полное воплощение в постмодернистской номадологии ("противопоставленная центрированным системам" ризома у Делеза и Гваттари). Классическим примером, демонстрирующим предметную реализацию постмодернистской установки на А., может служить постмодернистская концепция культурной среды, принципиально ацентричной как в общеаксиологическом (имплицитные ценностные предпочтения), так и в специально идеологическом (эксплицитное официально-нормативное санкционирование) смыслах.

Как отмечает Лиотар, в постмодернистской культуре "все прежние центры притяжения, образуемые национальными государствами, партиями, профессиями, институциями и историческими традициями, теряют свою силу". В силу этого, по оценке Рорти, из актуализирующихся в постмодернистском социуме стратегий "ни одна ... не обладает привилегиями перед другими". Культура постмодерна не дифференцируется на культурный центр (ортодоксию в самом широком смысле этого слова) и так называемую периферию (инакомыслие, ереси и т.п.).


Ацентричность культурного пространства постмодерна носит программный характер: как утверждал Л


.Фидлер в статье "Пересекайте границы, засыпайте рвы", нет и не может быть ни элитарной, ни массовой культуры как таковых; и публикация данной работы в журнале "Playboy" практически и наглядно демонстрировала отрицание постмодернизмом аксиологической дифференциации культурного пространства. В данном аспекте постмодернистская концепция "заката метанарраций" оказывается созвучной концепции цивилизационного поворота, фундированной идеей креативного диалога различных культурных традиций в контексте глобальной цивилизации, основанной на презумпции этнического полицентризма.


Постмодернизм интерпретирует пространственные среды как лишенные не только центра, но и любых приоритетных осей и точек: "власть без трона" у Фуко "находится везде" и "исходит отовсюду". Также А. предполагает отказ не только от выделения приоритетных зон внутри той или иной среды, но и от центрации внимания на внутреннем — в противоположность внешнему (внутреннее как продукт складывания внешнего в постмодернистской концепции складки). Истолкованию предметности как децентрированной и дисперсной соответствует в постмодернизме и истолкование движения как равномерного рассеивания: по формулировке Делеза, его осуществление "подобно тому, как семенная коробочка выпускает свои споры". Аналогичен по своей семантике и ключевой термин "диссеминация" у Деррида. Идея А. имеет фундаментальный статус и для современного естествознания, в первую очередь — для синергетики.

Собственно, синергетические системы тем и отличаются от кибернетических, что в рамках последних порядок устанавливается в результате соответствующих команд центра, в то время как в синергетических системах он возникает в результате автохтонной кооперации микроэлементов — вне конкретного плана, эксплицитно выведенного на глобальный командный уровень системы: "ни одно из ... взаимодействий не соотносится с глобальной задачей, все взаимодействия чисто локальны" (Пригожин и И


.Стенгерс). Аналогично, согласно постмодернистской оценке, принятие идеи центра фактически означает и принятие идеи внешней принудительной каузальности, т.е. парадигмы линейного детерминизма. Как пишет Деррида, "всегда считалось, что центр ... представляет собой в стуктуре именно то, что управляет этой структурой", и на протяжении всей истории метафизики "функцией этого центра было ... гарантировать, чтобы организующий принцип структуры ограничивал то, что мы можем назвать свободной игрой структуры". В этом контексте феномен центра метафорически фиксируется номадологией в семантической фигуре "Генерала". И если традиционные для классической философии "системы — это иерархические системы, которые включают в себя центры значения и субъективации", то ризома представляет собой "не центрированную, не иерархическую ... систему без Генерала... без центрального автомата" (Делез, Гваттари). В этом отношении номадические распределения могут быть интерпретированы как синергетические системы, — в отличие от кибернетических, что позволяет говорить о параллелизме тенденций в современном естествознании и гуманитаристике. (См. также Центризм.)

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АШ

Сообщение психологический словарь » Вт фев 01, 2011 11:17 pm

АШ (Asch) Соломон (1907—1996) — американский психолог польского происхождения, специалист в области психологии личности, социальной и экспериментальной психологии. Оразование получил в Колумбийском ун-те (магистр, 1930; д-р философии, 1932). Профессиональную деятельность начал в Бруклинском колледже (1932—1941), продолжил в Новой школе социальных исследований (адъюнкт профессора, 1944—1947) и в Свартморском колледже (профессор, 1947—1966). В 1966 г. стал одним из основателей


Института исследования познания в ун-те Ратджерса. В 1972 перешел в Пенсильванский ун-т на должность профессора психологии, где работал до отставки в 1979 г. Получил награду APA "За выдающийся научный вклад" (1967). Сфера интересов А. в психологии была достаточно обширна., тем не менее основные усилия он сосредоточил на проблемах социальной психологии. А. был уверен, что психология должна быть связана с социальными науками (такими как экономика, история и политика) в такой же мере, в какой она связана с естественными и биологическими науками. К этим выводам он пришел не сразу, начав свою научную деятельность с экспериментальных исследований восприятия, поскольку еще в студенческие годы заинтересовался гештальт-психологией. Наиболее известны эксперименты А. и Г.


Уиткина (H.A. Witkin) по восприятию вертикали, результаты которых были опубликованы в четырех статьях журнала Экспериментальная психология (Journal of Experimental Psychology, 38. 1948). Эксперименты говорили в пользу зрительного восприятия пространства, а отнюдь не в пользу проприоцепции. Кроме работы по анализу пространственной зависи мости, А. проводил смелые эксперименты по восприятию человека. Он предлагал испытуемым перечень индивидуальных черт (например, теплый, умный, квалифицированный, трудолюбивый, решительный, практический, осторожный) и затем фиксировал впечатление и суждения испытуемых о гипотетическом человеке, описанном предлагаемым образом.

Различные группы получали идентичные перечни, в которых менялось только одно ключевое слово (наиболее известным "переключателем" служила пара "холодный" и "теплый"). А., наблюдая воздействие центральной черты на формирование впечатления, установил, что некоторые черты были более значимы и их изменение сопровождалось изменением окончательного впечатления. А. также сделал вывод, что суждение о другом человеке — целостное событие и не может быть получено путем комбинации отдельных независимых друг от друга свойств. Наиболее значимыми исследованиями А., оказавшими большое влияние на становление социальной психологии, был ряд экспериментов по изучению конформности в группе.


В его классическом эксперименте группа испытуемых была приглашена для того, чтобы вынести суждения восприятия. Им предлагалось установить соответствие одного из трех отрезков контрольному (совпадающая пара при этом наличествует). Когда испытуемые приступали к решению этой задачи, оказывалось, что такую же задачу уже решает другая группа. Разумеется, первая группа не проинформирована в том, что вторая группа лишь играет роль испытуемых.


Все члены второй группы единодушно выбирают неравную пару отрезков, называя ее правильной. Испытуемые первой группы выносят суждение вслед за ними и потому подвержены влиянию мнения большинства. Многие испытуемые уступали давлению большинства, и А. мог убедительно продемонстрировать конформность в лабораторных условиях. Однако в США было и критическое отношение к экспериментам А. Многие считали, что если бы испытуемые первой группы были полностью проинформированы, то эксперимент бы не состоялся. Свои исследования и взгляды А. изложил в известном учебнике по социальной психологии (Social Psychology. 1952), который был без изменений переиздан в 1987 г. Его понимание гештальтпсихологии показало, что он был далек от наивного принятия доктрины объективного эксперимента и потому обвинения в его адрес были несостоятельными.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АШАФФЕНБУРГ

Сообщение психологический словарь » Ср фев 02, 2011 2:47 pm

АШАФФЕНБУРГ (Aschaffenburg) Густав (1866—1944) — немецко-американский психолог и психиатр. Образование получил в ун-тах Гейдельберга (1885, 1888—1889), Вюрцбурга (1885—1887), Фрейбурга (1887), Берлина (1887—1888), Страсбурга (1889—1890) (здесь сдал государственные экзамены и защитил докт. дис.), Вены (1890—1891) (здесь занимался под руководством Т.Мейнерта) и Парижа (1891).


Работал ассистентом в Гейдельберге сначала под руководством Э. Крепелина (1891—1900) а с 1895 (после защиты дис. по теме "Психология ассоциаций") в качестве доцента (Experimentelle Studien über Assoziation. I. In normalen Zustande. II. In der Erschopfung. III. Die Ideenflucht // Psychol. Arbeit. 1895, 1997, 1902, 1904). В 1900—1901 А. — экстраординарный профессор. В этот период он приступает к исследованиям в области юридической психологии (Das Verbrecher und seine Bekampfung. Heidelberg, 1902). С 1904 г. по 1934 г. — ординарный профессор психиатрии и директор


Психиатрической и неврологической клиники Кельна, редактор одного из первых учебников психиатрии (Aschaffenburgs Handbuch der Psychiatrie. Wien, 1—15 Bde, 1911—1929). В 1929 г. А. основывает и возглавляет Научно-криминологический институт при Кельнском ун-тете. В 1938 через Цюрих эмигрировал в США, где продолжил свою деятельность. А. был крупнейшим для своего времени авторитетом в юридической психологии; им была предложена типология преступников (случайные, обычные и т. п.) на основе характерологических признаков.


Изучал также влияние медикаментов на течение психических процессов, обосновывал критерии вменяемости. Основные труды: "Alkohol und Seelensleben", Lpz., 1909; "Mord und Totschlag in der Strafgesetzgebund" // Monatschrift f. krim. Psychologie. Heidelberg, 1913; "Die Gesundheitspflege des Kindes", Stuttgart, 1913.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АШИН

Сообщение психологический словарь » Чт фев 03, 2011 3:30 pm

АШИН Геннадий Константинович (р. 1930) - российский социальный философ, социолог, политолог. Окончил МГИМО (1953). Доктор философских наук (1970), профессор (1972). Зав. кафедрой философии МГИМО (1974-1985). Главные направления научных исследований: теоретическая и эмпирическая социология Запада, психология политического лидерства и властвующих элит, феномены массовой культуры.

Сформулировал идею "промежуточной" культуры - опосредующего звена между элитарной и массовой культурой.


Одним из первых в отечественной социологии исследовал проблемы элиты, лидерства, массового общества. Осмыслил базовые типы рекрутирования элит, проблематику элитного образования. По мысли А., теория элит может быть дополнена и конкретизирована современными разработками по проблеме классов и классовых отношений в обществе.

А. - автор более 150 научных работ, в том числе: "Основные направления современной буржуазной социологии" (1960), "Современная буржуазная социология" (1965), "Доктрина "массового общества" (1971), "Критика современных буржуазных концепций лидерства" (1978), "Современные теории элиты" (1985), "Теория политической элиты. Основы политологии" (1992), "Элитология.


Становление. Основные направления" (1995) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Алекс7777 (Бальзак), Exabot [Bot], GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Istanaro, Kарина, Kroшka, Start_error, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Пономарь, Феликс