Страница 15 из 18

АРТЕМЬЕВА

СообщениеДобавлено: Пт дек 24, 2010 12:18 am
психологический словарь

АРТЕМЬЕВА Елена Юрьевна (1940—1987) — российский психолог и математик, специалист в области психологии субъективной семантики в норме и патологии, статистических задач психофизиологии, математической психологии. Д-р психологических наук (1987). Окончила механико-математический фак-т МГУ им. М.В.


Ломоносова (1963). Интерес к психологии возник не случайно. В студенческие годы работала в научном семинаре Л.Д. Мешалкина по применению вероятностных методов в биологии, интересовалась математической логикой и кибернетикой.


В психологии ее учителями были А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская. С 1963 работала в МГУ, в 1965 защитила канд. дис. по психологии. С 1977 — доцент кафедры нейро- и патопсихологии фак-та психологии МГУ. Интерес к субъективному миру людей и способам его формализации возник в 70-е гг. в русле нейропсихологических исследований. А. экспериментально доказала существование устойчивой семантической структуры визуальных стимулов, обнаружила, что искажение визуальной семантики (точнее процессов визуальной семантизации) типично для определенных типов локальных поражений головного мозга (1980).

В докт. дис. ("


;Психология субъективной семантики", 1987) основными исследуемыми понятиями стали: "смыслы", "субъективный опыт", "образ мира".


Ею была предложена парадигмальная модель движения смысла по "слоям" субъективного опыта (перцептивный мир, картина мира, образ мира); экспериментально были подтверждены гипотезы о существовании субъективных семантик реальных объектов мира, о единстве структуры семантик разноприродных объектов и возможности "взаимопроектирования семантик". Была подтверждена гипотеза о первичной регуляции восприятия семантическими характеристиками объектов, обсуждены субъективные интерпретации шкал семантических дифференциалов, введено понятие "замещающей реальности" (контекстной интерпретации оцениваемого объекта). А. разработала более двадцати методических приемов для исследования субъективной семантики ("


;Основы психологии субъективной семантики", 1999).


Ею был предложен новый подход к семантической профессиональной диагностике (в диагностике профессиональной склонности и глубины принятия профессии субъектом), намечен путь построения прогноза успешности трудовой деятельности на основе информации об устройстве субъективных семантик, разработаны варианты использования данных методов в задачах клинической психологии. В клинических исследованиях методы субъективной семантики позволяют получать информацию о нарушениях целостной деятельности и ее целемотивационного управления, о нарушениях смыслообразования в перцептивных процессах. Модель-концепция А. рассматривалась ею как одна из возможных интерпретаций концепции образа мира А.Н. Леонтьева. Основные труды: "Сборник задач по теории вероятностей и математической статистике для психологов", М., 1969; "Вероятностные методы в психологии", М., 1975, в соавт.; "Психология субъективной семантики", М., 1980.

Д.А. Леонтьев, О.Г. Носкова


АРТЕФАКТ

СообщениеДобавлено: Пт дек 24, 2010 3:05 pm
психологический словарь

Артефакт [лат. artefactum — искусственно сделанное] — факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под А. подразумеваются данные, порождаемые самой методикой или условиями изучения процесса и на деле ему не свойственные. В криминальной психологии А. называют искусственно вызываемые (например, с целью симуляции) процессы и состояния.

А.А. Брудный


АРТЕФАКТ КЛИНИКИ

СообщениеДобавлено: Сб дек 25, 2010 11:12 am
психологический словарь

Артефакт клиники (лат. arte — искусственно, factus — сделанный) — особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую стрессогенную ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр.), и накладывающиеся на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз. В значительной степени "артефакты клиники" могут быть сглажены при организации для пациентов трудотерапии и групповых форм занятий.

И. М. Кондаков


АРТИКУЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: Вс дек 26, 2010 11:54 am
психологический словарь

Артикуляция (лат. articulo — расчленяю) — особый вид активации органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимый для произнесения звуков речи.


АРТИКУЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: Пн дек 27, 2010 2:24 am
психологический словарь

Артикуляция (лат. articulo — расчленяю) — особый вид активации органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимый для произнесения звуков речи.


АРТЮХИН

СообщениеДобавлено: Пн дек 27, 2010 10:32 pm
психологический словарь

АРТЮХИН Михаил Иванович (р. 1947) - белорусский социолог. Кандидат философских наук (1983), руководитель Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии и социальных технологий НАН Беларуси (с 1999).

В 1970 окончил Брестский государственный педагогический институт, филологический факультет. После окончания института работал учителем в средних школах Брестской области. Младший научный сотрудник отдела социологии культуры Института философии и права АНБ (1981-1985).


Ученый секретарь Института философии и права АНБ (1985-1990). Старший научный сотрудник отдела социологии науки Института социологии НАН Беларуси (1990-1999).

Основные научные интересы: социология науки, научно-техническая политика стран с переходной экономикой, трудовые ресурсы как объект государственной социальной политики, научная миграция и проблемы ее государственного регулирования. А. участвовал в разработке концепции республиканского мониторинга миграции научных кадров, ее практической реализации.

А. - автор более 50 научных публикаций, в том числе на немецком и английском языках.


АРХЕТИП

СообщениеДобавлено: Вт дек 28, 2010 2:02 pm
психологический словарь

АРХЕТИП (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает "коллективное бессознательное", трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют "комплексы" (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются А. — универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантовскими "априорными формами" познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания


(Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело — архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят "защитную стену символов", позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию. (См. также Юнг.)

В.Н. Фурс


АРХИТЕКТОНИКА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

СообщениеДобавлено: Ср дек 29, 2010 10:08 am
психологический словарь

Архитектоника коры головного мозга (греч. archtektonike — построение, структура) — раздел морфологии, изучающий принципы общего строения и пространственных соотношений нервных клеток, волокон и сосудов, межнейронных связей и нейроглии в коре большого мозга.


АСАТИАНИ

СообщениеДобавлено: Чт дек 30, 2010 5:32 am
психологический словарь

АСАТИАНИ Михаил Михайлович (1881—1938) — грузинский психолог и психиатр. Основатель научной школы психиатрии в Грузии. Окончил медицинский фак-т Московского ун-та (1907). Ученик профессора В.П. Сербского. Работал в подмосковном нервно-психиатрическом санатории, ординатором психиатрической клиники Московского ун-та.


Одним из первых российских психиатров обратил внимание на терапевтические возможности психоанализа и стал применять психоаналитическую терапию. Летом 1909 г., во время поездки в Швейцарию, встречался с цюрихскими психиатрами и психоаналитиками, в том числе с К.Г. Юнгом. В 1910 г. на собрании врачей Московской психиатрической клиники сделал доклад "Психоанализ истерического психоза".


Был членом редакционной коллегии психоаналитически ориентированного журнала "Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии" (1910—1914, Москва). В 1912 г. был соучредителем и членом бюро Московского психиатрического кружка "Малые пятницы". В 1917 г. работал ассистентом кафедры психиатрии Московского ун-та. С 1921 г. — зав. кафедрой психиатрии Тбилисского ун-та. Занимался преимущественно изучением физиологических основ психических расстройств. В 1925 г. организовал НИИ психиатрии Грузии, которому впоследствии было присвоено его имя. В 1926 г. ввел в практику психотерапии метод репродуктивных переживаний, представляющий собой один из вариантов психотерапевтического метода гипнокатарсиса


(Катартического метода Брейера — Фрейда). По этому методу у пациента, находящегося в гипнотическом состоянии, с помощью специального направленного и контролируемого внушения осуществляют восстановление, повторное воспроизведение (репродукцию) и переживание запечатленной в памяти психической травмы, явившейся причиной возникновения невроза, а затем осуществляют лечебное внушение. Автор ряда научных работ по клинической и организационной психиатрии и психотерапии.

В.И. Овчаренко


АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

СообщениеДобавлено: Пт дек 31, 2010 4:10 pm
психологический словарь

Асимметрия полушарий головного мозга (греч. asymmetria — недостаток соразмерности) — неравнозначность функций правого и левого полушарий головного мозга. А. п. эволюционно связана с развитием речи — функции, связанной преимущественно с левым полушарием (см. Речь. Мозговая организация). А. п. — явление в значительной мере динамичное. Физиологические "инструменты" динамических изменений А. п. — механизм локальной активации, реципрокного торможения, обратных временных связей. По способу обработки информации полушария существенно различаются: правое полушарие осуществляет полное описание объектов, левое обрабатывает информацию последовательно.


АСИНХРОННОСТЬ

СообщениеДобавлено: Сб янв 01, 2011 12:16 pm
психологический словарь

Асинхронность (a — отрицание + греч. synchronos — одновременный) — характеристика процессов, не совпадающих по времени. Асинхронная активность нервных клеток приводит к возникновению в ЭЭГ волн низкой амплитуды и высокой частоты — реакции десинхронизации.


АСМОЛОВ

СообщениеДобавлено: Сб янв 01, 2011 10:11 pm
психологический словарь

АСМОЛОВ Александр Григорьевич (р. 1949) — российский психолог, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития. Ученик А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Д-р психологических наук (1996), профессор (1997), чл.-кор. РАО (с 1995 г.). Вице-президент ОП СССР (1988—1992). Чл. президиума РПО (с 1996). Гл. ред. журнала "Вестник образования" (1993—1998), чл. редсовета журнала "Вопросы психологии" и ряда др. журналов. Окончив в 1972 г. фак-т психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, работал на кафедре общей психологии, защитил канд. дис. (1977). С 1988 по 1992 г. А. — гл. психолог


Госкомитета СССР по народному образованию и в этот период наряду с преподавательской и научной деятельностью уделял много внимания созданию педагогики развития и проектированию системы вариативного образования. С 1992 по 1998 г. А. — зам. министра общего и профессионального образования РФ и председатель Координационного совета по психологии МО РФ. Работая в этой должности, большое внимание уделял инновационной политике в образовании, разработке стратегии образования, его гуманизации и повышения уровня психологической культуры работников образования. Организовал и стал гл. ред. журнала"


;Педология. Новый век". В 1993 г. возглавил в ПИ РАО лабораторию Культурно-исторической психологии, продолжая одновременно преподавать на фак-те психологии МГУ. В 1996 г. защитил докт. дис.: "Историко-эволюцион-ный подход в психологии личности". В 1997 г. организовал на фак-те психологии


МГУ кафедру психологии личности. Исследовательская и организационная работа А. в 1990-е гг. была посвящена не только воплощению идей педагогики развития в сферу образования, но и созданию системы подготовки практических психологов, а также организации психологической службы в России.


>При его содействии в ряде ун-тов были открыты специальные фак-ты по практической психологии, цель которых готовить специалистов для психологической службы образования; была введена профессия "педагог — психолог"; в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования была введена новая специальность: "клиническая психология". А. был инициатором и научным руководителем ряда государственных программ в сфере образования: "Творческая одаренность", "Социально-психологическая поддержка обучения и воспитания детей с аномалиями развития", "Социально-психологическая служба помощи несовершеннолетним", "Дети Чернобыля: социально-психологический и медико-психологический аспекты". С 1998 по 2001 г. разрабатывал федеральную программу Правительства РФ — "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Основные направления научных исследований А. представлены в монографиях и учебных пособиях: "Деятельность и установка", М., 1979; "Личность как предмет психологического исследования", М., 1984; "Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов", М., 1985; "Психология индивидуальности: основы методологии историко-эволюционного подхода", М., 1986; "Психология личности: принципы общепсихологического анализа", М., 1990; "Культурно-историческая психология и конструирование миров", М., 1996; в изданной в США монографии "Vygotsky today: On the Verge of Non-Classical Psychology (Horizons Psychology)", 1999 и др.

Л.А.


Карпенко, О.Г. Носкова


АССАДЖИОЛИ

СообщениеДобавлено: Вс янв 02, 2011 12:58 pm
психологический словарь

АССАДЖИОЛИ (Assagioli) Роберто (1888—1974) — итальянский психиатр и психолог, создатель психосинтеза — теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека. Окончив в 1910 г. Флорентийский ун-т и получив степень д-ра по неврологии и психиатрии, А. начал активно публиковаться, излагая свои взгляды на методы и возможности психотерапии. Указывая на определенную ограниченность психоанализа, представил свой взгляд на бессознательное уже в 1910 г. на Международном конгрессе по философии в Болонье.


Соединяя в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, разработал новый метод лечения, назвав его "психосинтез". Это была смелая попытка не только соединить все лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др. (для которых "синтез" означал "исцеление функциональной диссоциации", т. е. восстановление состояния, предшествующего расщеплению в результате конфликта или психологической травмы), но и пойти дальше — создать возможности для глубокого самопознания личностью себя, освобождения ею себя от иллюзий и фантазий. Благодаря этому, по мнению А., личность может быть сформирована или перестроена вокруг нового "центра Я". Необходимость подобной перестройки была вызвана тем, что вопреки холистическим представлениям ряда психологов об исходной целостности личности (Г. Олпорт, В. Франкл, Э. Фромм, К.Г. Юнг, А. Маслоу, Р.Р. Мэй, О. Ранк и др) это, к сожалению, далеко не соответствует действительности. Орто-психологи (термин предложен А.


Маслоу) справедливо указывали, что стремление к внутренней интеграции относится к числу фундаментальных мотиваций нормальной человеческой личности, но этот факт не имеет ничего общего с иллюзорным представлением о том, что личность уже является органичной и гармонично функционирующей целостностью. Непредвзятое наблюдение, по мнению А., показывает, что в жизни людей присутствуют разные, в том числе противоположные тенденции, составляющие иногда ядра полунезависимых субличностей.

Психосинтез подчеркнуто выделяет эти основные внутренние конфликты, свойственные природе человека, и тогда оказывается, что "органическое единство" — это цель человека, а не его наличное состояние. Эту цель он может перед собой поставить и однажды ее достигнуть, если будет работать над собой, над процессом самореализации. А. уточняет понятие "самореализации", поскольку этот термин используется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности. С одной стороны под самореализацией понимается самоосуществление, т. е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. По своим признакам этот вид самореализации соответствует самоактуализациии, как ее описывает А.


Маслоу. С другой стороны — самореализация означает самопостижение, т. е. постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного центра. Речь здесь идет не о нашем личном "я", которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного Я, а о "сверхсознательном Я", представляющем собой высший аспект личности, обычно не осознаваемый личным "я" (или эго).

Чтобы проиллюстрировать свою концепцию, А. предложил схему строения нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, разделенного на три части, которые моделируют три уровня бессознательного: 1. Низшее бессознательное, включающее простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; "комплексы", сновидения, фантазии; различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи и желания) и т. д. 2. Среднее бессознательное, состоящее из психических элементов, сходных с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта, зарождаются (прежде чем появиться в свете сознания) плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения. 3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения, этические "императивы", стремление к героическим поступкам. Это источник высших чувств, просветления, таланта.

Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии. 4. В зоне среднего бессознательного располагается небольшой круг — поле сознания, обозначающее непосредственно осознаваемую нами часть нашей личности, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке. 5. В центре поля сознания находится точка сознательного "Я", которое представляет собой чистое самоосознание, погруженное в поток содержаний сознания. 6.


На вершине овала (зона высшего бессознательного) находится Высшее "Я", которое не следует смешивать с фрейдовским супер-эго и другими концепциями "я". Высшее или истинное "Я" представляет собой постоянный центр, из которого "я" возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока и т. п.). 7. Вокруг овала, моделирующего личное бессознательное, находится внешняя психическая среда или коллективное бессознательное. Внешняя пунктирная линия овала на схеме моделирует разграничение, наподобие клеточной мембраны, которое обеспечивает постоянный активный психический обмен между данной личностью и окружающей психической средой. Данная концепция структуры внутреннего мира человека позволяет, по мнению А., полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни, намечает путь к освобождению от "внутреннего раскола", непонимания себя и других людей, неумения управлять собой.

Чтобы освободиться от вращения в кругу своих ошибок и недостатков, осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию, постичь истинное "Я", вступить в правильные отношения с другими людьми, А. предложил методологию и технику достижения этой цели, для чего необходимо: 1) Глубокое познание своей личности. 2) Контроль над различными ее элементами. 3) Постижение своего истинного "Я" — выявление или создание объединяющего центра. 4)


Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра. В 1926 г. во Флоренции А. организует Институт психосинтеза, который стал первым международным центром по подготовке "психосинтетиков". В 1927 г. выходит на англ. яз. его работа: "Новый метод лечения: психосинтез". После Второй мировой войны (в 1946 г.) А. возобновил чтение лекций по психосинтезу в Италии, Швейцарии, Англии и Америке. В 1957 г. в


США была основана Ассоциация по исследованию психосинтеза, а во Флоренции возобновил свою работу Институт психосинтеза. В 1959 г. был организован Центр психосинтеза в Париже, а в 1960 и 1961 гг. в Швейцарии проводились первый и второй съезды по психосинтезу. В настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти институтов и центров психосинтеза. А. автор книг: "Psychosynthesis: a Manual of Principles and Techniques", N-Y, 1967; (в рус. пер. "Психосинтез: теория и практика". — М., 1994); "Akt of Will". N.-Y., 1974; "Transpersonal Development: the Dimensions Beyond Psychosynthesis", London, 1991 и др.

Л.А. Карпенко


АССИМИЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: Пн янв 03, 2011 11:35 pm
психологический словарь

Ассимиляция (по Пиаже) [лат. assimulātio — уподобление, сходство] — один из двух аспектов (вместе с аккомодацией) адаптации как фундаментального биологического принципа, используемого Ж.Пиаже в его обосновании концепции стадиального развития интеллекта. В биологии А. есть процесс изменения элементов внешней среды для последующего их включения в структуры организма: элементы внешней среды здесь уподобляются внутренней системе организма, хотя способы усвоения элементов структурами, в которые последние включаются, чрезвычайно разнообразны. Психологически А. есть включение объектов в схемы поведения, т. е. познавательное структурирование объекта в соответствии с характером наличной интеллектуальной организации индивида (Флейвелл). А. и аккомодация неотделимы друг от друга. Пиаже пишет: "Ассимиляция никогда не может существовать в чистом виде, потому что интеллект, включая в свои старые схемы новые элементы, постоянно изменяет первые для того, чтобы приспособить их к новым элементам. И наоборот, мы никогда не знаем вещей самих по себе, потому что эта работа по аккомодации может возникнуть только как функция противоположного ей процесса ассимиляции".

А.Г. Лидерс


АССМАН

СообщениеДобавлено: Вт янв 04, 2011 7:42 pm
психологический словарь

АССМАН (Assmann) Уго - бразильский теолог, философ и социолог. Один из лидеров "теологии освобождения". Основные работы: "Теология и практика освобождения" (1976), "Практическая теология освобождения" (1975) и др.


Придерживается (нео)марксистской ориентации, излагаемой им в терминах критической теории Франкфуртской школы. Марксизм понимается А. при этом как теория социального развития, которой не обладает христианство и которую оно может и должно использовать. Считается лидером социологического направления в "теологии освобождения". Нередко его относят и к представителям "философии освобождения". Эволюционизировал от католицизма к протестантизму.


Профессор Института теологии образования и Катехизического пастырского института в Сан-Паулу. В последнее время жил в Коста-Рике. Социальную теорию строит вокруг оппозиции зависимость - освобождение.

Основные задачи "теологии освобождения", по А., заключаются: 1) в восстановлении истинного смысла христианства на основе Ветхого Завета, что предполагает трактовку спасения как освобождения, 2) в наполнении христианских терминов социально-политическим содержанием, соответствующим современной практике (праксису). Последнее предполагает историчность теологии, так как: "Не существует теологии вечных истин.


Каждая теология исторична по необходимости в том смысле, что она имеет социальную почву и поэтому вполне определенное идеологическое основание". Теология "делается" в каждый конкретный момент времени и в каждом данном наборе социокультурных обстоятельств.

Она не есть простая интерпретация, а всегда ориентирована на преобразование мира, которое "занимает центральное место в заботах теолога, который сумел сознательно принять временной характер своего "делания теологии".


Условием такого преобразования является критика идеологических репрезентаций социальной действительности, а следовательно прежде всего того языка, в котором это описание действительности дано. Критика языков описания есть условие расширения горизонтов видения реальности, внутри которого происходит организация тех или иных социальных практик. Позиция бескомпромисного критика - это по сути позиция всегда преследуемого пророка, так как эта критика осуществляется в эсхатологической перспективе самореализации человека, понимаемой как его освобождение и спасение в единении с Богом (в этом смысле А. определял свою позицию как "пророческую теологию").


При этом сами освобождение и спасение должны быть поняты процессуально-исторически как постоянное переопределение "нашей ситуации". В любой же "нашей ситуации" постоянно присутствует сам Иисус Христос, в силу чего история есть "христонацеленная" история, что равнозначно истории "спасения", в которой человек призван делать самого себя ответственным за то, что с ним происходит, а следовательно и за историю в целом. Таким образом, текстом, подлежащим прочтению, является прежде всего сама эта ситуация, а не Библия.


Ситуативная же реальность есть одновременно латиноамериканский и политический феномен.


В первом своем измерении она вписана в общую периферийную, но и а-центричную контекстуальность "третьего мира", в котором революция "является одновременно антиимпериалистической и антитехнократической". Как прежде всего политический феномен она описывается максимой, утверждающей способность человека "делать самого себя ответственным за историю". "Христианин - это человек перманентной революции, который никогда не успокаивается определенностью настоящего.

Он живет постоянно неудовлетворенным..." Следовательно, собственно человеческим качеством выступает способность человека быть существом деятельностным (действующим), что, согласно А., одновременно (по определению) означает быть человеком религиозным. Сосредоточенность на социальной проблематике деблокирует религиозное сознание, позволяя реализовать основные задачи, которые формулирует перед собой "теология освобождения": 1) переопределить субъекта теологии, которым должен выступать не отдельный индивид, а политически активная группа, 2) изменить ориентацию теологии с созерцания на активную практику, 3) пересмотреть "инструментарий" теологической рефлексии с целью придания современного звучания Слову Божьему, что требует свободы в толковании Библии, признания права обращаться к "запретным" темам - классовой борьбе, например, 4) выработать стратегию действий, соответствующую современной латиноамериканской ситуации. Все это позволит снять извечную оппозицию церковь - мир. Ориентация на решение социальных проблем превращает религиозного человека-деятеля в "человека перманентной революции, который никогда не успокаивается определенностью настоящего". Подлинный христианин в этой перспективе всегда "живет постоянно неудовлетворенным", устремляясь по пути, указанному Христом.

В.Л. Абушенко