А

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (АССОЦИАНИЗМ)

Сообщение психологический словарь » Ср янв 05, 2011 11:13 am

Ассоциативная психология (ассоцианизм) — общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому способу объяснения психических феноменов. В развитии А. п. можно выделить следующие этапы. 1. Предпосылки возникновения А. п.: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н. п. — начало XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для объяснения процессов овладения своими страстями (Р.


Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей "движения мысли" (Б. Спиноза), образования предрассудков и "ложных идей" (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится объяснительным принципом всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин "ассоциация" (Локк). 2. "Классический ассоцианизм" (середина XVIII — начало XIX в.). В этот период возникают законченные системы А. п., в которых ассоциация становится объяснительным принципом всей психики вообще (Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию "ментальной механикой", Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений). 3. Середина XIX — начало ХХ в. Начало кризиса А. п. в теории и разработка отдельных идей А. п. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести "законы духа" к механическим законам и выдвигается требование "обратного" введения в концепцию А. п. активности субъекта, Я ("ментальная химия" Джона Стюарта Милля, "творческие ассоциации" А.


Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер).

В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. п. использутся для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, З. Блейлер), в исследованиях мотивации (З. Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др. 4. 1920-е гг. Окончательное исчезновение А. п. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики.


Общепризнанной становится мысль о том, что "ассоциация — это вообще не столько "механизм", сколько явление, конечно, фундаментальное, которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов" (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ различных идей А. п. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в.

М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АССОЦИАТИВНЫЕ ОБЛАСТИ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

Сообщение психологический словарь » Ср янв 05, 2011 8:25 pm

Ассоциативные области коры больших полушарий (греч. associare — присоединять) — области коры больших полушарий, играющие важнейшую роль в обеспечении психических функций и целостных поведенческих актов. А. о. составляют у человека основную часть поверхности коры. Различают заднеассоциативные и переднеассоциативные области коры.

Заднеассоциативная кора находится на стыке теменной, височной и затылочной области. Нейроны заднеассоциативной коры обладают полимодальными свойствами — воспринимают информацию разной модальности: зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую. При поражении заднеассоциативных отделов нарушаются сложные формы ориентации в пространстве, затруднено выполнение интеллектуальных операций, которые осуществляются с участием пространственного анализа.

Переднеассоциативная кора расположена в лобной доле, постепенно формируясь в эволюционном ряду П. к. наиболее велика у человека.


Расположенная в этом отделе коры префронтальная область играет важнейшую роль в обеспечении высших интегративных функций. Префронтальную область часто называют фронтальной гранулярной корой, поскольку она состоит главным образом их характерных, мелких ("гранулярных") нейронов. В префронтальной коре интегрируется информация, поступающая из лимбической системы и сенсорных систем.


Предполагается, что на основе интеграции мотивационно-эмоционального и сенсорного каналов в лобных областях осуществляется оценка значимости поступающей информации, принятие решение, планирование и организация ответного действия. Наличие тесных двусторонних связей лобных областей с таламусом и лимбической системой позволило рассматривать их как высший центр регуляторной системы, обеспечивающий регуляцию активационных процессов — основное звено фронто-таламической регуляторной системы, обеспечивающее локальное избирательное активирование определенных корковых зон, участвующих в реализации конкретной деятельности.

Об участии ассоциативных лобных областей в планировании и организации действия свидетельствуют наблюдения за больными. При повреждении префронтальных областей коры выявляется дефицит в выполнении последовательности операций и решении сложных задач.

В последние годы в многочисленных исследованиях установлена роль переднеассоциативных отделов коры в механизмах оперативной (рабочей памяти) — необходимого компонента когнитивной деятельности.

Нейронная организация ассоциативной коры характеризуется наличием сложных нейронных ансамблей и разветвленной системой межнейрональных связей.

В отличие от мономодальных нейронов проекционных корковых зон нейроны ассоциативных областей характеризуются полимодальными свойствами.


На стимулы разных модальностей, один и тот же нейрон реагирует определенным рисунком (паттерном) разряда, отражающим их специфические признаки. Показано, что эти нейроны получают сенсорно-специфическую информацию как из подкорковых переключательных ядер, так и из проекционных зон коры и имеют неспецифический вход от модулирующей системы мозга.


Отличительной особенностью их реакции является меньшая стабильность по сравнению с ответами мономодальных нейронов проекционных зон. В ассоциативных областях выделяются нейроны с максимальной реакцией на первое воздействие стимула и нейроны с постепенным усилием ответа при повторном действии раздражителя. В ассоциативной коре (нижневисочная зона) обнаружены также нейроны, избирательно реагирующие на сложные стимулы, ставшие значимыми в процессе обучения. Обезьян обучали выбору стимула, идентичного эталону, из большого набора (97 стимулов). В ходе обучения при правильной реакции в ряде нейронов в ответ на появление значимого объекта возникали разряды определенной конфигурации, не регистрировавшиеся при предъявлении других стимулов.

Таким образом, нейроны ассоциативной коры обладают важнейшими отличительными особенностями: 1) конвергенцией стимулов разной модальности, что необходимо для полного описания и опознания объекта; 2) высокой пластичностью, обеспечивающей их вовлечение в реакции в зависимости от конкретных условий; 3) способностью реагировать избирательно на сложные объекты, приобретающие определенную значимость.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АССОЦИАЦИИ СЛОВЕСНЫЙ ТЕСТ

Сообщение психологический словарь » Пт янв 07, 2011 8:01 am

Ассоциации словесный тест (Word Association Test) — предтеча проективных методик исследования личности. Изучение ассоциаций началось задолго до возникновения научной психологии и восходит к Аристотелю и Т. Гоббсу. А. с. т. впервые описан и систематизирован Ф.


Гальтоном (1879) в связи с задачей изучения "ассоциации идей". В дальнейшем он получил развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Г. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910), В. Вундта (1911), А. Р. Лурии (1932), Д. Рапапорта с сотр. (1946).

Стимульный материал А. с. т. состоит из списка не связанных между собой слов (слова-стимулы), при прочтении каждого из них обследуемый должен как можно быстрее произнести первое пришедшее на ум слово (слова-ассоциации). Фиксируется время реакции и любые другие особенности поведения обследуемого. Для проведения А. с. т. необходимо располагать полученными на репрезентативной выборке данными об обычных, наиболее часто встречающихся словах-ассоциациях, а также средних величинах времени реакции. Наиболее широко распространенный в зарубежных исследованиях стандартизированный вариант А. с. т. разработан Г. Кентом и А. Розановым и состоит из 100 слов-стимулов.

Интерпретация полученных результатов зависит от теоретических взглядов исследователей, использовавших А. с. т. Так, согласно К.


Юнгу, по характеру ассоциаций, времени реакции, общему поведению обследуемого можно судить о его скрытых аффективных комплексах. В центре внимания Д. Рапапорта находятся психосексуальные проблемы. Большинство же исследователей сегодня склонны рассматривать А. с. т. в качестве индирективного приема изучения интересов и установок личности. В некоторых исследованиях объективизация получаемых с помощью А. с. т. данных достигается параллельным замером психофизиологических показателей (А. Р. Лурия, 1932). А. с. т. стимулировал появление таких проективных методик, как "Завершения предложения" методики. Вопрос о валидности А. с. т. не может быть решен однозначно, вне соотнесения с теоретическими позициями разрабатывавших его авторов. Напр., в работах Э.


Крепелина было показано влияние на ассоциативный процесс утомления, приема лекарственных препаратов, и в этом случае тест валиден. Рапапорт с соавт. связывал особенности ассоциаций с различными психоаналитическими комплексами, сам факт существования которых не доказан. Имеются данные о достаточно высокой надежности ретестовой некоторых вариантов А. с. т. Возможно применение теста для группового обследования. В отечественной практике А. с. т. достаточно широко используется в клинико-психологических исследованиях (В. М. Коган, М. С. Роговин, 1961), а также в психолингвистике, и других областях психологии.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АССОЦИАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Пт янв 07, 2011 9:49 pm

Ассоциация [лат. associatio — соединение] — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление А. было описано еще Платоном и Аристотелем, однако сам термин "А." предложил Дж. Локк в XVII в. В ассоциативной психологии были выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж.Ст. Милль) выделяли А. по сходству (голубое-синее), по контрасту (черное-белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (Юм): яркая вспышка света — болевое ощущение; другие (Д. Гартли, Дж. Милль) сводили все А. к ассоциациям по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования А. Кроме данных первичных законов образования А. были выделены "вторичные" законы (Т. Браун), т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной А. из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в А., их новизна, способности или/и патологические особенности индивида и т. п. Впоследствии А. Бэн выделяет т.н. творческие А., образование которых объясняется "спонтанной активностью ума", а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии. Можно выделить также две противоположные точки зрения на "механизмы" А.: одни авторы считали А. только "тенью" мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам (Т. Гоббс, Гартли, Милль, Бэн), другие приписывали возникновение А. исключительно законам сознания самого по себе (Дж. Милль). Некоторые ассоцианисты (Т. Браун) занимали промежуточную позицию.

Впоследствии физиологические механизмы А. исследовались в школе И.П. Павлова, который объяснял А. по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов, А. по сходству — их генерализацией. Павлов использовал также понятие "подкрепление" для объяснения избирательного образования А. Различались также точки зрения психологов на роль А. в психической жизни: одни считали А. единственным типом психических связей, другие выделяли наряду с А. еще другие типы связей ("разумные" у Локка, апперцептивные у В. Вундта и др.). Понятие А. до сих пор широко используется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл.

Е.Е. Соколова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АСТАЗИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб янв 08, 2011 8:45 am

Астазия — (от греч. "a" — отрицательная частица и stasis — состояние) — потеря способности стоять, которая вызывается нарушением координации мышц тела. А. — симптом обширных поражений лобных долей мозга и мозолистого тела.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АСТАФЬЕВ

Сообщение психологический словарь » Вс янв 09, 2011 11:14 pm

АСТАФЬЕВ Петр Евгеньевич (1846—1893) — российский философ, психолог и юрист. Окончил юридический факультет Московского ун-та (1868). В 1872—1876 гг. был профессором философии права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. В 1881—1885 гг. заведовал университетским отделением лицея Цесаревича Николая. Преподавал философию, психологию, этику и логику. С 1885 г. работал цензором Московского цензурного комитета. В 1890—1893 гг. был приват-доцентом историко-филологического фак-та Московского ун-та.


Исследовал проблемы соотношения веры и знания, специфики субъективного мира, особенностей человеческого "Я", философии истории, свободы воли, национального самосознания, нравственности и др. Развивал идеи, согласно которым началом всякой реальности и подлинно сущим является субъективный мир, в силу чего изучение сознания субъекта должно выступать как стартовая и основная задача философии. Искусственно дистанцировал русскую философию от западной философии. Акцентировал особенности развития русской философской традиции и настаивал на существовании возможности и необходимости осуществить в русской философии "истинный идеал философии".


Полемизировал с М. Нордау как одним из идеологов сионизма. Подчеркивал актуальность и необходимость борьбы с еврейством и рассматривал эту борьбу как основную форму борения с капитализмом. Осуществил ряд исследований психологии полов, в границах которых особое внимание уделил изучению психического мира женщины. В контексте этих исследований выработал представление о существовании "психического ритма" и сформулировал закон "психического ритма", согласно которому свойства душевной жизни зависят от скорости смены ощущений, чувств и стремлений.

Автор книг: "Монизм или дуализм?", 1873; "Психический мир женщины: его особенности, превосходства и недостатки", 1881; "Понятие психического ритма как научное обоснование психологии полов", 1882; "Страдания и наслаждения в жизни", 1885; "Смысл истории и идеалы прогресса", 1885; "Симптомы и причины современного настроения.


(Наше техническое богатство и наша духовная нищета). Две публичные лекции", 1885; "Чувство как нравственное начало", 1886; "Вера и знание в единстве мировоззрения. Опыт начал критической монадологии", 1893; и др. работ.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АСТЕНИЧЕСКАЯ ЮНОШЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Пн янв 10, 2011 5:33 am

Астеническая юношеская несостоятельность — тяжелые и затяжные астенические расстройства, выражающиеся в резком падении умственной работоспособности с невозможностью продуктивно продолжать учебу, развивающиеся у школьников старших классов и студентов в возрасте 16—24 лет. Длятся 6 мес. 1 год, а иногда и дольше.


>Отдых, как правило, не способствует восстановлению сил. Отмечается сочетание астенических расстройств с проявлениями адинамической субдепрессии или депрессии — рудиментарными депрессивными идеями, доминированием "мрачных мыслей", касающихся своей "неполноценности", бесперспективности, суточными колебаниями самочувствия по утреннему типу, др.


Адекватная эмоциональная реакция на свое состояние и стремление к его преодолению в этих случаях отсутствуют. Обращают на себя внимание качественно аномальные расстройства телесных чувств (сенестопатии и дизэстезические кризы по Г. Губеру — G. Huber, 1981), расстройства мышления (нарушения концентрации, забывчивость, т. е. интенциональная слабость — по И. Берце — J.


Berze, 1929, рассеянность), а также снижение способности к эмоциональному резонансу. Считается, что это состояние имеет полиморфную структуру, является чаще всего эндогенным, но не обладает нозологической специфичностью. На первом плане при нем выступают (и приводят к социальной дезадаптации) расстройства мышления, в основе которых лежат витальная астения и витальное изменение аффективности (В. А. Гурьева и соавт., 1994).


>Говоря об особенностях диагностирования в подростково-юношеском возрасте, в случае выявления астенической симптоматики необходимо попытаться установить причины ее возникновения, учитывая особенности клинических характеристик астении и ее синдромокинеза. При исключении астении как физиологического явления (реакция на переутомление) необходимо учитывать, что для последней характерны: парциальность и слабая выраженность астенических симптомов (преимущественно головные боли или повышенная утомляемость, слабодушие и слезливость), появление астенических симптомов лишь на короткое время (несколько дней) при физических и психических нагрузках, недосыпании и других неблагоприятных обстоятельствах; исчезновение соответствующих расстройств при отдыхе и лечении общеукрепляющими средствами. Также необходимо исключить возможность развития астении вследствие тех или иных соматических (в том числе и эндокринных) или органических заболеваний. В этом случае речь идет о каузальной связи с соответствующим соматическим заболеванием и усилением или ослаблением астенической симптоматики в зависимости от динамики основного страдания. Астения в этих случаях может выражаться в нарастающих обычно к вечеру общем упадке сил и нервно-психического тонуса, утомляемости, бедности выражения, отчетливых вегетативных расстройствах, бессоннице, снижении настроения с боязливостью и раздражительностью, др.

Лишь после исключения реакции на переутомление и соматогенной астении оправдана постановка вопроса о возможности психогенно или ситуационно обусловленной астении (т. е. неврастении) и астении в рамках психического заболевания (шизофрения, циклотимия и пр.).

Лечение А. ю. н. проводится в зависимости от той нозологической формы, в рамках которой она находится.


Однако в большинстве случаев показан длительный полноценный отдых, такие больные студенты имеют право на академический отпуск. Важное значение имеет нормализация сна и купирование вегетативных расстройств. Из психотерапи здесь особенно показана аутогенная тренировка, в том числе в рамках групповой психотерапии, а при сочетании астении с ипохондричностью — тренировки в форсированном режиме и деятельность, носящая отвлекающий характер (Б. Д. Карвасарский, 1985).

В. Я. Гиндикин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АСТЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт янв 11, 2011 12:40 am

Астения (от гр. astheneia — бессилие, слабость) — (1) гипостеническая А. — нервно-психическая слабость, повышенная утомляемость и истощаемость, снижение порога чувствительности, нарушения памяти и внимания; (2) гиперстеническая А. — крайне неустойчивое настроение, несдержанность, раздражительность, недостаточный самоконтроль, нарушения сна. Астенические состояния могут быть результатом разных заболеваний (интоксикации, инфекции, тяжелой травмы, психической болезни), а также чрезмерных умственных и физических перенапряжений, длительных отрицательных переживаний и конфликтов.

Л. А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АСТЕРЕОГНОЗ

Сообщение психологический словарь » Вт янв 11, 2011 8:47 pm

Астереогноз (от греч. a — отрицательная частица, stereos — твердый и gnosis — знание) — неузнавание знакомых предметов при ощупывании их с закрытыми глазами. А. возникает при поражении вторичных корковых полей теменной области мозга. А. — одна из форм агнозии, проявляющаяся в сфере тактильной чувствительности. При поражении теменных отделов левого полушария (у правшей) сочетается с афферентной кинестезической моторной афазией и кинестезической апраксией. В основе А. лежит расстройство анализа и синтеза различных кожно-кинестезических ощущений, поступающих в кору теменной области мозга во время ощупывания предмета, и ослабления тактильных образов предметов. А. проявляется либо на двух руках (чаще при поражении правого полушария у правшей), либо только на одной правой руке. Выражается в неузнавании отдельных признакой объекта, его текстуры (гладкости, шороховатости, упругости и т. п.), или — при сохранности их опознания — в невозможности объединения признаков в единое целое.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АСТЕРЕОГНОЗИС

Сообщение психологический словарь » Чт янв 13, 2011 7:41 am

Астереогнозис (в психофизиологии) (а — отрицание + stereos — твердый + gnosis — знание) — термин, означающий неспособность узнавать знакомые предметы с помощью прикосновения или ощупывания, даже если руки сохраняют нормальную чувствительность. Такое состояние возникает обычно вследствие поражения областей теменной доли, расположенных по соседству с сомато-сенсорными проекционными зонами. Повреждение этих областей затрагивает структуры, ответственные за приобретение и сохранение тактильно-кинестетической памяти, которая участвует в восприятии формы, размера и строения.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АТЕИЗМ

Сообщение психологический словарь » Пт янв 14, 2011 2:47 am

АТЕИЗМ (от греч. atheos — безбожный). 1) В традиционном понимании — ментально-мировоззренческая установка, программно альтернативная теизму, т.е. основанная на отрицании наличия трансцендентного миру начала бытия, однако объективно изоморфная ему в гештальтно-семантическом отношении: А. как "обернутый монотеизм" (Клоссовски), как "теология, где человек встает на место Бога" (Батай). В конкретных формах может конституироваться в оппозиции не столько теизму как таковому, сколько конкретному вероучению (определенной конфессии). В рамках традиции содержание понятия "А." обретало свою определенность в контексте соотношения с содержаниями таких понятий, как "религиозный индифферентизм" (отсутствие фокусировки мировоззрения на вопросах веры), "религиозный скептицизм" (сомнение в определенных догматах вероучения), "вольнодумство" (внеконфессиальная интерпретация символа веры) или "антиклерикализм" (социально ориентированная позиция неприятия института церкви). По форме своего проявления А. жанрово варьируется в предельно широком диапазоне: от когнитивных моделей, исключающих Бога в качестве объяснительного принципа из картины мира (материализм в последовательно монистических своих версиях) до смысложизненной позиции богоборчества (романтизм).

Определяя современность как существование человека "в условиях отсутствия Бога" (Аренд), философия в 20 в. объясняет формирование данной культурной установки тем недоверием (порожденным культивацией технологизма), которое человек испытывает ко всему, что не сделано его руками, ибо не способен принять бытие как "свободный дар ниоткуда", стремясь артикулировать его как продукт собственной деятельности (классический западный активизм — от фигуры


Демиурга в античной философии до идеи "второй природы" в марксизме).


По формулировке Аренд, "чем больше развита цивилизация, тем более совершенный мир она создает; чем более дома чувствуют себя люди в этой искусственной среде, тем больше будет их возмущать все постороннее, ими не произведенное, что просто и таинственно ниспослано им". А. трактуется современной философией как основанный на фундаментальной негативности. С одной стороны, "живя под знаком завершившейся истории, уже на берегу текущей мимо реки", человек, "уподобившись Богу" в своем удовлетворении универсумом и всеведением, "не останавливается на Боге", побуждаемый имманентной своей "страстью негативности" (Бланшо). С другой стороны, по оценке Батая, фундирующая западно-европейскую культуру философия Гегеля в современной своей артикуляции (в частности — в раскрываемых аналитикой Кожева аспектах) "обнаруживает себя философией смерти (или, что то же самое, А.)", ибо основана на негативности — прежде всего, "негативности человека, которая дана в смерти" (Батай). В свою очередь, содержание А. конституируется как сугубо негативное (логико-рациональная критика богословских доказательств бытия Божьего, естественнонаучная критика соответствующих мирообъяснительных моделей, социально-политическая критика института церкви).

Несмотря на декларируемую (на уровне самооценки) позитивность позиции (от пафоса утверждения разума в А. Просвещения до пафоса утверждения новой социальной реальности в А. марксизма, включая неортодоксальное течение богостроительства), негативность А. остро проявляет себя в экзистенциальных проекциях человеческого существования (в


"Молитве атеиста" де Унамуно, например: "Господь несуществующий! Услышь // В своем небытии мои моленья..."). 2) В философии постмодернизма — способ (стиль) мышления, фундированный идеей "смерти субъекта" и принципиальным отказом от возможности внетекстового источника смысла, — как в плане "трансцендентального означаемого" (Деррида), так и в плане "трансцендентного субъекта" (В.Лейч). Такая парадигма философствования постулирует практическую "невозможность существования Бога для субъекта речи" (Кристева), — по формулировке Д.Зеппе, даже "теологи, живущие после "смерти Бога", должны мыслить только атеистически" (ср. парадигмальную установку протестантского модернизма: например,


Бонхеффер, Дж.Дж.Альтицер и др.). А. в данной его интерпретации фундирован в работах Батая, Фуко и др. Семантическая фигура Бога стоит в постмодернизме в одном ряду с фигурами Автора, психоаналитически понятого Отца и, в целом, субъекта (познания, действия, власти), сопрягаясь с феноменом центра (структуры, власти и т.п.) и выступая символом традиционной рациональности, метафизики и онтологии.

В этом отношении А. фактически выступает в постмодернизме необходимым аспектом фундаментальной для него номадологической парадигмы децентрации (текста, опыта, структуры), постулируя новое понимание бытия как флуктуационного процесса самоорганизации, осуществляющегося вне однозначных механизмов линейного детерминизма, предполагающих процедуры внешнего причинения. — "Мир без Бога" стоит в одном ряду с такими базисными аксиомами постмодернизма, как "Текст без Автора", "язык без субъекта", "голос без говорящего", — выражая наряду с ними идею нелинейности. Подобным образом понятый А. позволяет постмодернизму конституировать внутри своего концептуального поля нетрадиционно артикулированную семантическую фигуру


Бога (Бог как "предельный цикл Хроноса" у Делеза, например, — вне обязательной для теизма личностной его артикуляции — см. Социальное время, Эон). Фактически постмодерн задает не только новую семантику, но и нетрадиционную аксиологическую окраску классическому понятию А.: по формулировке Вейль, "одна из драгоценных радостей земной любви — радость служить любимому существу так, чтобы оно не знало об этом. В любви к Богу это возможно лишь через атеизм". (См. также "Смерть Бога", "Смерть субъекта".)

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АТКИНСОН

Сообщение психологический словарь » Пт янв 14, 2011 1:42 pm

АТКИНСОН (Atkinson) Ричард Чэтэм (р. 1929) — американский психолог. Специалист в области когнитивной психологии, психологии образования, экспериментальной психологии, математической психологии. Автор трехкомпонентной модели памяти. Чл. Национальной академии наук (1974). Зам. директора Национального научного фонда (1975—1976), с 1976 по 1980 г. — его директор. Имеет награду АПА "За выдающийся научный вклад" (1977). Образование получил в Чикагском ун-те (1944—1948, бакалавр). В 1955 г. защитил докт. дис. по философии в ун-те штата Индиана.


Преподавал прикладную и статистическую математику в Станфордском ун-те (Калифорния, 1956—1957). В качестве ассоциативного профессора психологии преподавал в Калифорнийском ун-те Лос-Анджелеса (1957—1961) и Станфордском ун-те (1961—1964), с 1964 по 1980 — профессор психологии этого ун-та. С 1980 г. — профессор когнитивных наук Калифорнийского ун-та (Сан-Диего) и ректор этого ун-та.

В 1950—1960-х гг. занимался изучением математических моделей обучения и восприятия, интересовался программами компьютерного обучения. В 1960-х гг. обратился к когнитивной психологии.


В качестве методологических оснований ориентировался на "компьютерную метафору", проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. Известен своими исследованиями вербально-акустической кратковременной памяти и долговременной семантической памяти. В них он основывался на представлении, что память является динамической и развивающейся многоуровневой системой. В 1968 г. предложил свою трехкомпонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем — при соответствии задаче сохранения — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она хранится в семантической форме (в концептуальных кодах) на протяжении очень долгого времени ("Human memory: A proposed system and its control processes" (совм. с Shiffrin R.M.) //


In K.W. Spence and J.T. Spence (eds.) "The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory", vol. 2, N.Y., 1968). Некоторые исследователи не приняли этой теории, особенно из-за положения, что в разных системах памяти информация хранится в разной форме (Д. Дойч, Р. Шепард). А. был участником 18-го Международного психологического конгресса в Москве (1966).


>Автор монографий и ряда учебных пособий: "Studies in Mathematical Psychology", Stanford, 1964; "An Introduction to Mathematical Learning Theory", N.Y., 1966 (совм. с Bower G.H., Crothers E.J.), в рус. пер.: "Введение в математическую теорию обучения", М., 1969; "Computer Assisted Instruction", 1969; "Contemporary Developments in Mathematical Psychology", 1974; "Mind and Behavior; Introduction to Psychology", 11 ed., 1993, в рус. пер.:"Человеческая память и процесс обучения", М., 1980.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АТОНИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб янв 15, 2011 9:48 am

Атония (греч. atonia — расслабленность, вялость) — ослабление тонуса (напряжения) мышц, связанное со снижением активности нервно-мышечных структур. Отмечается при истощении, нервных и других заболеваниях. А. может быть врожденной. А. мышц правой руки при рождении может быть причиной вынужденной леворукости, трудностей в освоении двигательных действий, например, письма.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АТРИБУТ

Сообщение психологический словарь » Вс янв 16, 2011 10:31 am

АТРИБУТ (лат. attribuo — придаю, наделяю) — неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Еще Аристотель отличал постоянный А. от случайных, преходящих состояний, так называемых акциденций. Декарт рассматривал А. как основное свойство субстанции. Важнейшим А. телесной субстанции в учении Декарта является протяженность, а А. духовной субстанции является мышление. Философы-материалисты 18 в. важнейшими А. материи считали протяженность и движение. А. материи в диалектико-материалистической философии признавались движение, пространство, время, а также системность и отражение. Термин "А." употребляется и в современной философии (философская антропология, неотомизм, персонализм и др.).

Т.В. Самущик

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АТРИБУЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс янв 16, 2011 7:43 pm

Атрибуция [англ. attribute — приписывание] — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в "достраивании". Основным способом такого "достраивания" непосредственно воспринимаемой информации и является А. Начало изучению проблемы положила работа Ф. Хайдера (1958), к концу 70-х гг. А. превратилась в один из трех приоритетных объектов социально-психологического исследования. Первоначально А. сводилась к каузальной А. (см.


Атрибуция каузальная), локализовалась в пределах межличностного восприятия и понималась как выведение причин поведения человека. В дальнейшем понимание А. расширилось. Согласно современным представлениям, А., во-первых, не сводится к выведению только причин поведения, а включает приписывание широкого класса психологических характеристик; во-вторых, не ограничена только характеристиками человека, распространяясь и на другие социальные объекты. А. рассматривается как основной механизм социального восприятия, позволяющий включать воспринимаемые объекты в смысловую систему. Закономерности А. раскрываются теориями, разработанными Г. Келли, Е. Джонсом и К. Дэвисом, Б. Вейнером, А. Круглански. В зарубежной социальной психологии А. является основой для изучения и объяснения широкого класса социально-психологических феноменов, на чем основаны надежды на постепенное развитие теорий А. в общую социально-психологическую теорию. В отечественной социальной психологии А. изучается с конца 70-х гг. Она рассматривается как механизм многих социальных процессов. Показана роль А. в межгрупповом взаимодействии, в регуляции супружеских отношений, в возникновении производственных конфликтов и т.д.

А.В. Юревич

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Айрин1, GoGo [Bot], Google [Bot], Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]