А

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Пн янв 17, 2011 11:14 am

Атрибуция каузальная [лат. causa — причина] — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Изучение А. к. исходит из следующих положений: 1 ) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту; 3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Исследования А. к., которые первоначально относились только к социальной психологии, в настоящее время охватывают и другие разделы психологической науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта. Основы изучения А. к. заложил Ф. Хайдер, разработавший ее основные категории и принципы. Основными областями изучения А. к. являются межличностное восприятие, самовосприятие и восприятие широкого класса других социальных объектов. Наиболее существенные результаты экспериментального исследования А. к. заключаются в установлении: 1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей; 2) отклонений процесса А. к. от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов; 3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними. На основе выявленных закономерностей разрабатываются приемы практического использования А. к. в целях воздействия на эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности человека. Разработка данной проблематики в отечественной социальной психологии осуществляется на основе методологического принципа деятельностной опосредствованности процесса А. к. (Г.М. Андреева). А. к. изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высокого уровня социально-психологического развития это явление более адекватно реальному вкладу каждого в результат деятельности общности, чем в группах более низкого уровня развития.

А.В. Юревич, А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АТРОФИЯ

Сообщение психологический словарь » Пн янв 17, 2011 9:08 pm

Атрофия (греч. atrophia — увядание вследствие нарушения питания) — ослабление функ ции и уменьшение в размерах какого-либо органа или ткани организма вследствие нарушения питания (обмена веществ) в результате длительного бездеятельного состояния или действия на них повреждающих факторов (например, уменьшение притока крови к ним, нарушение связи органа с центральной нервной системой).

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АТТРАКЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Вт янв 18, 2011 9:50 pm

Аттракция [лат. attrahere — привлекать, притягивать] — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека. В экспериментальных исследованиях изучаются механизмы формирования привязанностей и дружеских чувств при восприятии другого человека, причины появления положительного эмоционального отношения, в частности роль сходства характеристик субъекта и объекта восприятия, а также той ситуации, в которой они находятся (например, влияние на формирование А. таких формально-динамических характеристик, как близость партнеров по общению, частота их встреч, расстояние между ними и т.д.; влияние условий взаимодействия: "помогающее поведение", совместная деятельность. Аттракция является одним из трех факторов (наряду с властными полномочиями и авторитетом), характеризующих "значимого другого".

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АУДИТОРИЯ

Сообщение психологический словарь » Ср янв 19, 2011 12:39 pm

Аудитория [лат. auditor — слушатель] (в социальной психологии) — группа, воспринимающая речь. Обычно А. представляет собой пространственно размещенную малую группу, объединенную взаимодействием с коммуникатором в процессе смыслового восприятия речевого сообщения. Пространственное размещение членов группы связано с их числом. Традиционно различают "прямоугольную" и "круговую" схемы размещения. Частный случай прямоугольного размещения — трапецеидальное: несколько меньшее число слушателей располагается непосредственно перед коммуникатором.


Различие схем размещения отражает возможную динамику процесса общения. При круговом (типа "круглого стола") расположении слушатели общаются друг с другом, видя реакцию на свои сообщения, поскольку все члены группы находятся в поле их зрения. При прямоугольной или трапецеидальной форме размещения группы внимание ее членов сосредоточивается на коммуникаторе. А. средств массовой коммуникации разобщена, анонимна и в принципе более внушаема, в сущности, она образована совокупностью малых групп.

А.А. Брудный

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АУТВЕЙТ

Сообщение психологический словарь » Чт янв 20, 2011 3:09 am

АУТВЕЙТ (Outhwaite) Уильям (р. 1949) - британский социолог. Доктор философии, профессор университета Сассекс, Брайтон (Англия). Основные работы: "Формирование понятий в социальной науке" (1983), "Понимание социальной жизни" (1986), "Новые философские концепции социальных наук. Реализм.


Герменевтика и критическая теория" (1987). Редактор (совместно с Т.Боттомором) словаря "Социальная мысль двадцатого века" (1993).

Опираясь на работы Бхаскара (см.), А. дополняет реалистскую стратегию концепциями интерпретации, которые были разработаны в рамках герменевтики и критической теории. Социальные явления, по А., концептуально зависимы от способов, какими они интерпретируются включенными в них людьми и внешними наблюдателями. Понятия и теории общественых наук должны иметь вещественную, реальную связь с теориями действователей, действующих субъектов в жизненном мире. Общественные науки более связаны с мышлением на основе здравого смысла.


Они не столько сообщают новое знание, сколько дают более адекватные формулировки наших интуиций относительно социальных событий. Более того, элементарные структуры общества не просто интерпретированы, но суть не что иное как интерпретация, символы, за которыми кроется мир действенных вещей и мир действователей. Методология и онтология, по А., должны быть аналитически разведены, различные методы уместны в различных контекстах, а реалистская метапарадигма не дает возможности сделать между ними выбор. См.: "Законы и объяснения в социологии" (Аутвейт).

Д.М. Булынко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АУТЕНТИЧНОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Чт янв 20, 2011 6:40 pm

Аутентичность (от греч. authentikys — подлинный) — способность человека в общении отказаться от различных социальных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению (К. Роджерс).

Аутентичное поведение в гуманистически ориентированных направлениях психотерапии предполагает цельное переживание клиентом, психотерапевтом непосредственного опыта, не искаженного психологическими защитными механизмами. Мысли и действия при таком поведении согласованы с эмоциями.

В качестве близких понятий рассматриваются следующие: "самоактуализация", конгруэнтность. В гештальт-терапии А. — это свобода в принятии своих уникальных особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни.

В традициях гуманистической психологии А. характеризует некую идеальную личность ("функционирующую личность" — К. Роджерс, "целостную личность"), в противоположность невротической личности. На пути к А. осуществляется личностный рост. Наряду со способностью к безусловному принятию и эмпатии, А. является обязательной составляющей эффективного общения клинического психолога.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АУТИЗМ

Сообщение психологический словарь » Пт янв 21, 2011 7:22 pm

Аутизм (греч. autos — сам) — (1) стремление "уйти в себя"; состояние, при котором мысли, чувства, желания управляются собственным внутренним мироощущением. Обычно термин употребляется для обозначения патологии. А. — форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний; внутреннее состояние при этом не согласуется с действительностью; мир воспринимается в понятиях фантазий и мечтаний, желаний и надежд, а не в общепринятых понятиях; (2) тенденция быть занятым собственными фантазиями и мечтами и получать от этого удовольствие.


Здесь не обязательно предполагается патология; (3) психическое нарушение шизофренического круга, связанное со сниженными возможностями больного произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей, сосредоточенных вокруг ограниченных тем и желаний, и проявляющееся в попытке избежать любых контактов, отсутствии потребности в совместной деятельности и общении (Блейлер). При этом отмечается, что следует отличать шизофренический аутизм от аутистического мышления.

В собственно не клинических рамках термин "А" используется для описания индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией человека на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, адекватному эмоциональному реагированию на их поведение. Для измерения уровня личностного А. разработан ряд психологических тестов или субшкал в комплексных методиках типа MMPI. В развитии понятия А. большую роль сыграли исследования формирования мышления в детском возрасте, проведенные в школе Ж. Пиаже, а также работы Л. С. Выготкого по изучению детского мышления и речи.


Применительно к детскому аутизму, Ж. Пиаже разделял выдвинутое З. Фрейдом представление о том, что А. является естественной ступенью в когнитивном развитии ребенка, над которой надстраиваются все дальнейшие ступени в развитии мышления — эгоцентрическое и децентрированное (социализированное) мышление взрослого человека. Аутистическая мысль отличается своим подсознательным характером — цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не представляются сознанию. Она не приспосабливается к внешней действительности, а создает сама себе воображаемую или сновидную действительность.


В основе детского аутичного мышления лежит не стремление к установлению истины, а удовлетворение желаний и импульсивных стремлений. От А. в широком смысле слова следует отличать патопсихологический синдром раннего детского аутизма, или "синдром Каннера". Как группа, аутистические больные отличаются высоким уровнем серотонина (нейротрансмиттера) в периферических отделах мозга. Генетические исследования А. свидетельствуют о высокой конкордантности среди сиблингов, особенно близнецов, по этому и другим психиатрическим заболеваниям. Частота встречаемости А. составляет примерно 0,02%, причем среди мужчин А встречается в 4—5 раз чаще, чем среди женщин. А. можно наблюдать в разных культурах и среди представителей разных социальных классов и разного уровня IQ. Примерно 80% больных А. также демонстрируют умственную отсталость разной степени. Примерно 2% взрослых больных А. способны к независимому существованию, 33% — к элементарным формам самообслуживания и 65% нуждаются в постоянной помощи и поддержке. Компенсация возможна: ранняя диагностика и вмешательство являются критическими для прогноза среди взрослых больных.

Е. Н. Емельянов, Е. Л. Григоренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АУТИЗМ ДЕТСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Сб янв 22, 2011 10:10 am

Аутизм детский (греч. autos — сам) (синдром инфантильного аутизма, детское заболевание аутизмом, синдром Каннэра, ранний инфантильный аутизм) — "отщепление" от действительности, фиксация на внутренних переживаниях, аффективных комплексах. А. д. как клиническое состояние был впервые описан Л. Каннэром в 1943 г. на примере 11 детей, характеризующихся врожденным недостатком интереса к людям и повышенным интересом к необычным неодушевленным предметам. Тот факт, что при описании этих детей Каннэр использовал термин "аутизм" (употребляемый прежде при описании крайней эгоцентричности и отчужденности мышления шизофреников), привел к формированию ошибочных представлений о связанности шизофрении и аутизма: считалось, что последствиями А. д. являются тяжелые формы психиатрических заболеваний во взрослом возрасте, особенно шизофрения. Однако за последние два десятилетия накоплено большое количество экспериментального материала, свидетельствующего об этиологической самостоятельности А. д., в развитии которого особо значимая роль принадлежит нейробиологическим факторам. Согласно современным международным нозологическим классификациям А. д. относится к устойчивым синдромам нарушения психического развития.

Первые проявления А. д. наблюдаются вскоре после рождения или в течение первых пяти лет жизни. Основные признаки включают: (1) нарушение социального развития (отсутствие интереса к социальным контактам с родителями или другими взрослыми, отсутствие или недоразвитие комплекса оживления, первых улыбок, эмоциональной привязанности); (2) отсутствие или недоразвитие речи (неспособность ребенка употреблять язык как средство общения, развитие эхолалий, неэмоциональность речи и недоразвитие интенциональности речи); (3) необычные реакции на среду (сопротивление изменениям, "желание одинаковости", бесцельность, повторяющийся характер и стереотипность движений, неспособность к ролевым играм, фиксация на одном аспекте предмета). Очень небольшое количество больных А. д. способно к манифестации исключительных изолированных способностей (например, способности к рисованию и математическим вычислениям). Однако спектр подобных способностей у них достаточно узок и не компенсирует общий низкий уровень развития интеллекта и адаптации к среде.

Этиология А. д. неизвестна. Ранние теории А. д. в контексте его патогенеза ссылались на возможные влияния средовых факторов (например, неблагоприятные родительско-детские отношения, дисфункциональные семьи). Современные лонгитюдные исследования не подтверждают эти гипотезы, а указывают на часто встречающиеся нарушения функционирования ЦНС (устойчивость примитивных рефлексов, задержку в установлении полушарной доминантности, отклонения в ЭЭГ и компьютерных образах мозга). Однако специфические дефекты, ассоциирующиеся с А. д., еще не выделены. При лечении А. д. применяются различные медицинские средства, психотерапия, поведенческие модификации, специальное образование и изменения в диете. Строгого клинического оценивания все эти виды терапии еще не прошли, однако, на сегодняшний день наиболее успешными методами являются специальное обучение и поведенческие модификации.

Е. Л. Григоренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АУТОЭРОТИЗМ

Сообщение психологический словарь » Вс янв 23, 2011 6:17 am

Аутоэротизм, автоэротизм (от греч. autos — сам и греч. erotos — любовь) — направленность эротического влечения человека на собственную личность; влечение к любованию и наслаждению собственным телом, сопровождающееся половым возбуждением. Понятие было введено в оборот в ХХ в. английским врачом и сексологом Х. Эллисом. Определенное закрепление и развитие понятие А. получило в психиатрии и психоанализе. В учении З. Фрейда А. интерпретируется в том числе как первая фаза инфантильной (детской) сексуальности, когда эротическое влечение фиксируется на собственном теле ребенка. Аутоэротическое удовлетворение достигается посредством стимуляции эрогенных зон. Одним из примеров аутоэротического удовлетворения, по З.


Фрейду, является процесс сосания (у младенцев, детей и взрослых). В психиатрии понятие А. употребляется как синоним понятий "аутоэрастия", "аутомоносексуализм", "аутофилия", "нарциссизм", "онанизм" и др.

В. И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АФАЗИЯ

Сообщение психологический словарь » Вс янв 23, 2011 8:48 pm

Афазия (от греч. a — отрицательная частица, stereos — твердый и phasis — высказывание) — нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. В соответствии с классификацией, разработанной А. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, существуют семь форм А., каждая из которых связана с нарушением одного из факторов и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.

Сенсорная А. возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В основе ее лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различения звукового состава слов. Для данной формы А. характерны трудности понимания устной речи, трудности письма под диктовку. Вторично страдают и другие виды речи. Впервые описана С. Вернике (1874).

Акустико-мнестическая А. возникает при поражении средних отделов левой височной области (у правшей).


В основе ее лежит нарушение слухоречевой памяти. Проявляется в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное предъявление двух речевых сообщений и т. д.), трудностей, возникающих в устной речи (поиск нужных слов: вербальные парафазии), затруднений письма под диктовку. Другие виды речи страдают вторично. Впервые описана как самостоятельная форма афазии А. Р. Лурия.

Оптико-мнестическая А. возникает при поражении задне-нижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большой легкости называния действий.


Другие виды речи страдают вторично. Впервые описана А. Р. Лурия как один из вариантов амнестической А.

Семантическая А. возникает при поражении зоны ТРО (третичной коры теменно-височно-затылочных отделов) левого полушария (у правшей). В основе ее лежат дефекты симультанного анализа и синтеза (трудности в оценке пространственных и "квазипространственных" отношений). Проявляется в виде нарушений понимания определенных логико-грамматических конструкций (типа: брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.), отражающих пространственные отношения. В случаях обширных поражений указанной зоны больные не понимают смысла такого типа слов, как над, под, слева, справа и т. д. Данная форма А. сочетается с нарушениями счета, пространственного мышления, конструктивного праксиса. Впервые описана Х. Хэдом (1926).

Афферентная моторная А. возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей).


В основе лежит нарушение кинестезической афферентации, поступающей в указанные отделы коры больших полушарий во время произнесения слов. Проявляется в виде нарушения произнесения слов, замены одних звуков другими (литеральных парафазий) вследствие возникновения трудностей дифференциации близких артикулем (артикуляционных движений, необходимых для произнесения слова). В этих случаях бывает нарушено самостоятельное письмо и письмо под диктовку. Другие виды речи страдают вторично.


Впервые описана О. Липманом (1913).

Эфферентная моторная А. возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушения кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. В то же время у данных больных не нарушено произношение отдельных звуков. Первично страдает активная устная речь и письмо, вторично нарушаются другие виды речи. Эфферентную моторную А. следует отличать от дизартрии.


Впервые описана П. Брока (1961).

Динамическая А. возникает при поражении средне- и заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, проявляющиеся в нарушениях планирования речи. Характеризуется нарушением связной устной и письменной активной речи, общей речевой аспонтанностью, трудностями актуализации слов, обозначающих действия. Протекает на фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку.


Впервые описана К. Кляйстом (1934) под названием "эффект речевой инициативы". В целом, согласно взглядам А. Р. Лурия, А. делятся на две категории: парадигматические и синтагматические. Первые связаны с нарушениями кодирования речи (фонематического, артикуляционого и т. д.) и возникают при поражении задних отделов левого полушария; вторые связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария мозга.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АФАЗИЯ. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА

Сообщение психологический словарь » Пн янв 24, 2011 7:42 am

Афазия. Структурно-функциональная основа — нарушение способности говорить или понимать речь, возникающее в результате повреждения мозга. У подавляющего большинства людей это нарушение связано с повреждением какой-либо из нескольких областей левого полушария. Органы речи и соответствующие мышцы (гортань, язык, губы и т.д.), а также иннервация речевого аппарата при этом не повреждены.


В зависимости от локализации и степени повреждения мозга выделено несколько различных типов афазий. Основные две формы: это моторная и сенсорная афазии.

Моторная афазия (афазия Брока) состоит в нарушении собственной речи человека; понимание им чужой речи в основном сохраняется. При М. а. большинство людей понимают устную и письменную речь, поэтому считается, что затруднения имеют место не в понимании, а на уровне моторного выхода речи. Этот тип афазии связан с повреждением лобных областей левого полушария, контролирующих речевой выход, в особенности зоны Брока.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) является нарушением, при котором испытываются большие затруднения в понимании речи как устной, так и письменной. Этот вид афазии связан с повреждением задней области первой височной извилины (зона Вернике).


Речь при сенсорной афазии в зависимости от повреждения может меняться от немного странной до совершенно бессмысленной. Чтение и письмо также в той или иной мере нарушены.

Были выделены некоторые другие типы афазий, рассматриваемые как следствие различного вида повреждений мозга.

Проводниковая афазия, как полагают, является следствием нарушения связи между зонами Вернике и Брока. При этом речь беглая, но бессмысленная. Однако человек может понимать речь и имеет некоторую способность к чтению.

Слуховая афазия возникает в результате повреждения зоны Вернике или путей, соединяющих эту зону с слуховой проекционной корой, при этом нарушено понимание только устной речи. Понимание написанного, а также способность выражать свои мысли в устной и письменной форме остаются нормальными.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АФРОДИЗИАКИ

Сообщение психологический словарь » Пн янв 24, 2011 4:54 pm

Афродизиаки (англ. afro — компонент сложного слова от африканский + dizzy — вызывать головокружение, ошеломлять) — специфические средства для пробуждения любовной страсти и усиления полового влечения. В узком смысле к А. не относятся пищевые продукты, витаминные и тонизирующие препараты (женьшень, элеутерококк), алкоголь и одурманивающие средства. Большинство А. получают из тропических растений. Наиболее популярным А. является "Шпанская мушка", за отравление которой своих жертв во время сексуальных оргий был осужден маркиз де Сад. "Шпанская мушка" и препарат на ее основе "Кантарис" действительно содержат кантаридин, обладающий в высоких дозах токсическим действием, однако в сексологической практике применяются гомеопатические и совершенно безопасные его дозировки.


Действие кантариса связывают с легким раздражением мочеполовых путей, резко повышающим чувствительность эрогенных зон. Второй по значимости А. — иохимбин обеспечивает прилив крови к половым органам и тем самым ускоряет половое возбуждение. Гомеопатические дозировки А. в форме биологически активных добавок продаются в секс-шопах и принимаются здоровыми людьми для усиления сексуальных ощущений. Медицинские препараты для лечения сексуальных расстройств приобретаются в аптеках по рецепту врача и принимаются под его наблюдением. Во всех случаях, действие препарата проявляется усилением возбуждения во время предварительных ласк и вне сексуальной активности быстро подавляется, поэтому все опасения и предостережения в плане возможного "перевозбуждения" лишены всяких оснований. В католических странах периодически проходят бурные кампании против использования А.

С. Т. Агарков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АФФЕКТ

Сообщение психологический словарь » Вт янв 25, 2011 10:12 pm

Аффект [лат. affectus — душевное волнение, страсть] — сильная, взрывного характера, относительно кратковременная эмоциональная реакция, сопровождаемая резко выраженными изменениями как в физиологическом состоянии организма, так и в поведении индивида, и развивающаяся в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Обладая свойствами доминанты, А. тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ "аварийного" разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессию), сложившийся в процессе биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Другая важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфического опыта — аффективных комплексов (следов), эмоционально запечатляющих отдельные элементы породившей А. ситуации и в будущем предупреждающих о возможном ее повторении. У человека А. могут возникать при фрустрации как его биологических потребностей (например, при угрозе жизни), так и социальных ценностей (при оскорблении, столкновении с несправедливостью). Иногда А. возникает вследствие многократного повторения травмирующих событий, создающего у человека впечатление безысходности в отношении не конкретной ситуации, а всей жизни; в таких случаях происходит т.н. аккумуляция А., вследствие которой он может возникать и приводить к неуправляемому поведению при одном из многих столкновений с несправедливостью, т. е. в ситуации, не отличающейся исключительностью. Для состояния А. характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими А. обстоятельствами и навязанными ими действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды своего поведения и развития событий, к заметному притуплению чувствительности к боли, а в случае исключительно сильного А. — завершиться потерей сознания и полной амнезией. Поскольку А. предельно ограничивает возможность произвольной регуляции поведения, рекомендации по его преодолению, применяемые в педагогической и психотерапевтической практике, подчеркивают важность избегания порождающих А. ситуаций, представления нежелательных последствий, выполнения отвлекающих действий и т. п. Устойчивость к вовлечению в состояние А. зависит как от природной конституции человека, так и от уровня развития личности, ее моральной мотивации. Диагностика А. является типичной задачей в практике судебно-психологической экспертизы; при ее решении помимо физиологического состояния организма и расстройств сознания в качестве показателей служат также характер действий человека в состоянии А. (импульсивность, стереотипность, отсутствие приготовлений) и степень их расхождения с обычным его поведением.

В.К. Вилюнас

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ

Сообщение психологический словарь » Ср янв 26, 2011 1:43 pm

Аффект неадекватности [лат. affectus — душевное волнение, страсть; adaequātus — приравненный] — неадекватная аффективная реакция ребенка на неудачу в достижении поставленной цели, проявляющаяся в формах повышенной обидчивости, упрямства, негативизма, замкнутости, заторможенности и т. п. (термин введен М.С. Неймарк). В основе А. н. лежат отрицательные аффективные переживания, возникающие в результате неудовлетворенности каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликта между ними. Чаще всего они возникают в случае, когда не удовлетворяются притязания ребенка в области, имеющей для него существенное значение, причем невозможность удовлетворения притязаний связана с отсутствием достаточных способностей в значимой области. Уровень притязаний ребенка основывается, как правило, на возникшей в предшествующей жизни неадекватной самооценки.


Эта самооценка стала для него привычной, и он не может снизить свой уровень притязаний, не нанося при этом урона самооценке. Расхождения между уровнем притязаний и реальными возможностями ребенка приводит к внутреннему неосознаваемому конфликту. Признать свою несостоятельность — значит для ребенка пойти вразрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить.


Отсюда возникает неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Ни в коем случае не желая допустить в сознание что-либо способное поколебать самооценку, ребенок стремится объяснить неуспех не своей несостоятельностью, а чем-либо другим. В результате возникает неадекватная реакция, проявляющаяся в форме аффективного поведения. Аффективная реакция выступает в этом случае как защитная, позволяющая ребенку в случае неуспеха не снижать самооценку и уровень притязаний, то есть неадекватная реакция позволяет ребенку не допустить в сознание собственную несостоятельность.

Н.Н. Толстых

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АФФЕКТ ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Чт янв 27, 2011 5:14 am

Аффект патологический (лат. affectus — душевное волнение, страсть + pathos — страдание) — исключительное состояние сознания, является проявлением острого кратковременного психоза. А. п. возникает при воздействии острой психогении. В этом состоянии наблюдается сужение сознания, сосредоточенность на травмирующих переживаниях. Заканчивается аффективным разрядом, во время которого часты агрессивно-разрушительные действия (нарушения сознания при этом являются глубокими, сопровождаются дезориентировкой, бессвязной речью). Выход в состояние безразличия, безучастности, общей расслабленности, сменяющееся глубоким сном. После А. п. наблюдается амнезия.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, Gabriela, Google [Bot], Google Adsense [Bot], Inniaiath, MrsShadow!, N123_321N, Onion, p2p, Гена, TailWind, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], каспи, Варшава