Полина Ф. » Вс май 10, 2015 5:46 pm
О Дне Победы - личное празднично-непраздничное
С начала 2010-х годов (уже полдесятилетия прошло, выводы делать можно) я замечаю, как отношение к Дню Победы разделяет общество.
Его празднуют чем дальше, тем официально-торжественнее и одновременно народно-разухабистее. Эти процессы идут параллельно, одновременно и в полном взаимном согласии.
А еще в последние годы стал развиваться тренд, который мне более чем понятен - о причинах я напишу ниже, - но все-таки как-то не очень приятен. Великая Отечественная была всенародным бедствием, таким, что потери можно только оплакивать, но никак не радоваться Победе: ведь радуясь Победе, люди перечеркивают страдания, которые были в войну, и начинают мечтать о новой победоносной войне, хотя бы и с такими же страшными жертвами. Тут еще много чего есть - отрицание советского строя, отрицания современной власти, которая использует в своих целях советское наследство, достаточно справедливые претензии к советскому народному характеру, который сформирован был в том числе и этой войной.
В моей семье темы войны не было. Причин тому несколько. Бабушка - мой единственный источник информации о тех временах - родилась и значительную часть жизни прожила в такой глуши, где не было даже эвакуированных: ни людей, ни предприятий. В Томске были, в бабушкином Шарыповском районе Красноярского края (с запада граничит с Кузбассом, с юга - с Хакасией) - нет. Война для нее - это период, когда постоянно хотелось есть, но никто не умер от голода. Впрочем, начался этот период раньше - после коллективизации, когда лишились огорода и коровы, а спасались только на кедровых орехах, ягодах и рыбе из озера. Закончился - году в 1947-м, когда неподалеку обнаружили какие-то полезные ископаемые и пришла геологоразведка с очень неплохим снабжением. У бабушки не было братьев, отец с ними не жил (а вот он, мой прадедушка, как раз погиб на войне), дедушка (т.е. мой прапрадедушка) не подлежал призыву по возрасту или здоровью (бронхиальная астма, заработанная в молодости на приисках). Это не была наша война - это было фатальное, безличное бедствие, которое надо было пережить, как переживают землетрясение или ураган.
Вторая причина, почему в нашей семье День Победы не воспринимался как имеющий отношение к нам лично, - это упорная, тихая и молчаливая нелюбовь к официозу. Были убеждены: всё то, что исходит "сверху" - дрянь, профанация, нацеленная на обман, и чем меньше в этом участвуешь - тем лучше. Лезть в бутылку и нарочито протестовать - фу (мама пошла на конфронтацию только однажды, когда в открытую выступила против несправедливого увольнения одного человека), но участвовать, а тем более верить всерьез - это загребать своими руками жар для кого-то другого, какого-нибудь партийного или комсомольского активиста, который таким образом отрабатывает свой усиленный паек. Ну уж нет, и нам такого ни надо, и пусть другие за нас счет так не обогащаются.
Но я-то пошла в школу в 80-х, когда культ Победы был очень силен. И тема войны меня зацепила и продолжала быть священной для меня лично даже после разоблачений советского строя. Я как-то про это сказала маме с бабушкой, а они... просто не ответили ничего. Спросили, обедала ли. Или прибралась ли в комнате. Ну, я была девочка вполне понятливая, родителей понимала с полуслова: значит, не хотят говорить, считают делом нестоящим, далеким от наших повседневных жизненных реалий. И вот так и запомнилось: для меня это было священно и возвышенно, но родители - не одобряют, значит, в этом есть какая-то этическая червоточина: "чем раздабаривать (это редкое устаревшее слово, означающее бессмысленный разговор), лучше пошла бы что-нибудь сделала" или "нехорошо на старой беде пафос разводить". Эти сферы - священно-возвышенного и повседневно-этического - я научилась интуитивно различать очень рано: и если в области возвышенного авторитетом я была себе всегда только сама, родителей я в этом смысле быстро перестала котировать ("да что они понимают!"), то в круге повседневной морали я была уверена в их превосходстве - что они-то знают лучше.
Поэтому напряжение между "нечего праздновать, нужно плакать" и "это наша победа" мне понятен. И это для меня конфликт не идеологий, а двух частей меня: эмоциональной, в которой не требуется аргументов и авторитетов, а просто переживаются чувства, и рациональной, опирающейся в основном на мнения других людей.
А в прошлом году мама меня первая поздравила с Днем Победы, в этом я просто раньше позвонила.